Становление и развитие государственности Приднестровья
Курсовая работа
Становление и развитие государственности Приднестровья
1. Формирование основ конституционного строя ПМР
конституционный государственный власть приднестровье
Процесс становления Приднестровской Молдавской Республики можно проследить, анализируя события 1990-1991 гг. 2 июня 1990 г. представители местных Советов народных депутатов Приднестровского региона Молдавской ССР провели 1 съезд народных депутатов МССР, городских, районных и сельских Советов Приднестровского региона. На нем решались политические и экономические вопросы, связанные с ситуацией в Молдавской ССР в целом, и в Приднестровье в частности. Делегаты съезда сформировали Координационный совет, который первоначально планировался преимущественно как экономический совещательный орган, но на съезде было решено возложить на него и некоторые политические функции. Итогом работы I съезда стало принятие Декларации "О социально-экономическом развитии Приднестровья".
Помимо экономических положений (о развитии хозяйственных отношений, провозглашении рыночных отношений, признании многообразия форм собственности) Декларация содержала и важнейшие политические нормы построения государственной власти (передача власти Советам народных депутатов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, аполитичность должностных лиц любого уровня всех ветвей власти). Документ закреплял некоторые права и свободы граждан (политический плюрализм, равенство национальностей, свободное развитие культуры и языков, свобода национального самоопределения личности), ставшие основой конституционного строя Приднестровья. В Декларации также были оговорены полномочия Координационного совета.
Правовой базой создания и функционирования Координационного совета Приднестровского региона послужил закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 г. В соответствии с этим законодательным актом сельские населенные пункты, поселки, города, в целях наиболее полной реализации своих прав и отстаивания интересов, могли объединяться в ассоциации. Кроме того, местные Советы народных депутатов были вправе образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления, утверждать их структуру и штаты.
На основании положений названного закона съезд на территории Приднестровья провозгласил установление "власти" Координационного совета. На него же возлагались функции нредставительства социально-экономических интересов Приднестровского региона на всех уровнях, в том числе и в отношениях с государственными и иными организациями СССР, союзными и автономными республиками. Кроме того, Координационный совет совместно с Верховными Советами СССР и МССР должен был определить условия нахождения конкретных объектов собственности Союза ССР и Молдавской ССР на территории Приднестровья, создать исполнительный комитет для руководства действиями, направленными на развитие народного хозяйства региона. Решения Координационного совета вступали в силу только после их одобрения городскими и районными Советами народных депутатов или их президиумами.Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона состоялся 2 сентября 1990 г. в Тирасполе. Главными на повестке дня стали вопрос о дальнейшем развитии края в связи с обострением общественно-политической обстановки в Молдове, оказывающей негативное влияние на социально-экономическую стабильность в регионе, и проблема установления государственности в Приднестровье через волеизъявление народа, выраженное им на референдумах и сходах, которые прошли на всей территории.
Важнейшим итогом заседания съезда стало принятие Постановления об образовании в составе Союза ССР Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР). Первым высшим органом государственной власти ПМССР был провозглашен Временный Верховный Совет в составе 50 депутатов, которому поручалось до 1 декабря 1990 г. провести выборы в Верховный Совет ПМССР. Временный Верховный Совет, Председателем которого стал И.Н Смирнов, учреждал комиссии, формировал органы исполнительной власти Приднестровской МССР. На территории республики провозглашалось действие законодательства Союза ССР и не противоречащих ему законодательных актов МССР, принятых до 30 августа 1989 г.
декабря 1991 г. для реализации такого важного признака государства, как собственное законодательство, Верховный Совет принял постановление "О порядке применения законодательства на территории Приднестровской Молдавской Республики". В соответствии с данным постановлением в регионе стали действовать (за некоторым исключением) все кодексы МССР с внесенными изменениями, а иные законодательные акты лишь в части, не противоречащей Конституции и актам ПМР.
съездом был принят Декрет о государственной власти, где высшим органом законодательной власти провозглашался съезд народных депутатов всех уровней, а на Верховный Совет и его Президиум возлагались обязанности по осуществлению государственной власти и исполнительно-распорядительных функций в период между сессиями. Декрет не содержал положений о главе государства и республиканских органах исполнительной власти, но в то же время провозглашал независимость судебной власти и подчинение ее исключительно закону.
сентября 1991 г. постановлениями Верховного Совета на основе атрибутики Молдавской ССР, действовавшей до 1990 г., были установлены символы государственной власти ПМССР - флаг и герб. 5 ноября Верховный Совет, учитывая пожелания жителей региона, постановил именовать территориальное новообразование "Приднестровская Молдавская Республика".
Временный Верховный Совет в период со 2 сентября по 25 ноября 1990 г. решал вопросы по созданию органов исполнительной власти и назначению их руководителей, а также политические вопросы по установлению связей с органами государственной власти Союза ССР и других союзных республик.
Первыми конституционными актами, принятыми 8 декабря 1990 г. Временным Верховным Советом первого созыва, стали Декларация о суверенитете Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и новая редакция Декрета о государственной власти, еще более развивающая принцип разделения ветвей власти. Фактически в отсутствие основного закона республики данные правовые акты можно расценивать в качестве такового, поскольку Декларация о суверенитете провозглашала ПМССР суверенным государством, утверждала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, устанавливала территориальные пределы республики, определяла высшие органы государственной власти.
Данный правовой акт имел большое значение и для развития хозяйственных отношений в ПМССР. Он отражал новый взгляд на формы собственности - основой хозяйствования признавались рыночные отношения без какого-либо вмешательства со стороны Советов или исполнительных органов власти. Земля и природные ресурсы стали государственной собственностью. Декларация содержала нормы, устанавливающие отдельные права и свободы граждан: право на здоровую экологическую среду, на национальную принадлежность, на свободное культурное развитие, свободу совести, равноправие языков.
Декрет о государственной власти детализировал вопросы, касающиеся основных принципов формирования, деятельности и взаимодействия органов высшей государственной власти в соответствии с принципами разделения властей, закреплял независимость судей и народных заседателей, равенство граждан перед законом и судом, политический плюрализм.
Следует отметить, что Декрет о государственной власти, принятый Верховным Советом первого созыва, принципиально отличался от одноименного правового акта, принятого на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровского региона, подходом к формированию органов государственной власти и их полномочиям. В соответствии с Декретом определялись высшие органы государственной власти. Высшим законодательным и контролирующим органом стал Верховный Совет в составе двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Органы исполнительной власти, согласно закрепленным в Декрете нормам, возглавлял Председатель ПМССР. О третьей ветви власти - судебной - в документе говорится лишь как о независимой, поскольку соответствующая структура в Декрете отсутствовала. Таким образом, данным документом подтверждалось действие на территории Приднестровья принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Местными органами власти являлись Советы, обладавшие всей полнотой власти на подведомственной территории и формировавшие подотчетные исполнительные органы местного самоуправления. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории ПМССР осуществляла Прокуратура - государственный орган, подотчетный Верховному Совету. Правовым актом, послужившим основой Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г., являлась Декларация о независимости ПМССР, принятая 25 августа 1991 г.
. Конституции Приднестровской Молдавской Республики 1991 г., 1995 г., новая редакция Конституции 2000 г.
Анализируя положения Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г. и Конституции от 24 декабря 1995 г., а также последние изменения и дополнения, внесенные соответствующим конституционным законом от 22 июня 2000 г., можно определить путь становления и развития государственности Приднестровской Молдавской Республики.
Принятие трех вариантов Основного закона республики (Конституции) всего за десять лет ее существования свидетельствует о напряженном процессе поиска наиболее рациональных вариантов формирования, об этапах деятельности высших органов государственной власти, формах правления,*а также о качественных изменениях функций государства на конкретном историческом этапе.
Первая Конституция ПМССР была разработана на основе трех важнейших правовых актов республики, действовавших в течение определенного времени и осуществлявших регламентацию государственной и общественной жизни молодого государства. К ним относятся: Декларация о суверенитете Приднестровской МССР, Декрет о государственной власти Приднестровской МССР и Декларация о независимости Приднестровской МССР. Как показала жизнь, роль Советов народных депутатов была в некоторой степени завышена. Тем не менее, Приднестровская Молдавская Республика создавалась местными Советами народных депутатов, которые руководствовались решениями народа, высказанными на референдумах и местных сходах.
Ко времени принятия первой Конституции еще не сформировалась четкая иерархия органов государственной власти из высших (республиканских) и местных органов самоуправления, в компетенции которых должны были находиться вопросы местного значения.
В отличие от первичных актов о государственной власти в республике, устанавливающих структуру Верховного Совета из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей), в первой Конституции функции каждой палаты были детализированы. Верховный Совет ПМССР являлся высшим представительным; законодательным и контролирующим органом государственной власти и избирался сроком на пять лет.
Что касается формы правления в Приднестровской Молдавской Республике, то она в соответствии с решениями I и II съездов, видоизменялась от советской к парламентской и далее к смешанной - парламентско-президентской с введением поста Президента республики. Позже, в соответствии с Конституцией 1995 г., форма республиканского правления стала ближе к президентской: Президент становился главой государства и избирался гражданами республики в ходе прямых выборов; ему принадлежали основные прерогативы в сфере исполнительной власти, одновременно он являлся Верховным Главнокомандующим. Кроме того, Президент представлял на утверждение Верховному Совету структуру Правительства и путем совместного решения формировал его.
Высшие должностные лица судебной власти (председатели Верховного и Арбитражного судов) назначались Верховным Советом по представлению Президента ПМР. Аналогичную процедуру проходили кандидаты на должность прокурора и председателя Комитета государственного контроля Приднестровской Молдавской Республики.
Верховный Совет обладал правом отмены указов Президента в течение двух недель со дня их издания в случае их несоответствия Конституции и законам СССР и ПМР. В то же время Президент являлся субъектом права законодательной инициативы, получал право накладывать "вето" на принятые Верховным Советом законы. Кроме того, Президент мог быть отрешен от должности Верховным Советом ПМР на основании выдвинутого им обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.
Президент представлял Верховному Совету ежегодный отчет о своей деятельности, а также мог быть заслушан по предложению не менее одной трети депутатов, рабочего органа Верховного Совета или одной из его палат.
Определение функций государства происходило, как правило, в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность их установления зависела от очередности задач, возникающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. При этом при изменении общественно-политической и социальной жизни общества функции государства не могли оставаться неизменными. На их содержание во многом повлиял многонациональный состав населения ПМР. В текстах всех трех редакций Конституции в качестве важнейших функций государства выдвигались сохранение и развитие национальных традиций и культуры народов, населяющих Приднестровье.
Поскольку Приднестровская Молдавская Республика создавалась с "нуля", в формировании органов управления государством шел постепенный процесс отмежевания от ССР Молдова как уже существующего государственного образования. Со дня своего образования, одновременно с провозглашением независимой республики в составе СССР, Приднестровская Молдавская Республика выполняла политические функции в соответствии с постановлением II съезда народных депутатов Приднестровского региона.
В конституциях 1991 и 1995 г. функции государства как главные социально-значимые направления его деятельности не были четко выделены, и их можно проследить, лишь анализируя текст данных документов. Так, политическими функциями являлось формирование народом ПМР республиканских и местных органов государственной власти, а также участие населения в государственных делах через референдум. Экономические функции реализовывались посредством провозглашения рыночной экономики, многообразия форм собственности (частной, коллективной и государственной, а также различных смешанных форм) и равной их защиты государством.
Экономика развивалась на основе саморегулирования и дополнительного целенаправленного регулирования со стороны государства. Любое влияние на деятельность предприятий со стороны Советов народных депутатов или государственной администрации исключалось; хозяйственные отношения строились только на налоговой и договорной основе.
Социальные функции государства многообразны по содержанию и, как правило, определяются провозглашением государства социальным институтом. Приднестровская МССР создавалась первоначально с целью решения территориальных социально-экономических вопросов (развитие концепции "свободной экономической зоны"). Позже, в результате конфликта с Республикой Молдова, представители Советов народных депутатов Приднестровского региона возложили на Координационный совет политические функции.
Конституция 1991 г. содержала положения об улучшении условий труда и его охране на основе научно-технических достижений, о социальном и культурном прогрессе общества, повышении уровня оплаты труда, занятости населения в сфере общественного производства, об обеспечении возможности заниматься предпринимательской деятельностью на основе коллективного или индивидуального труда. В Основном законе государства уделялось внимание охране здоровья граждан, расширению системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, развитию физической культуры и спорта. В отдельных статьях оговаривались государственная защита семьи, материнства и детства, равноправие супругов в семейных отношениях. Первая Конституция закрепляла действие в Приднестровской МССР единой системы народного образования, соответствующей историческим и культурным традициям края, потребностям его народного хозяйства, а также определяла направления в развитии науки, подготовке квалифицированных кадров, способствовала внедрению результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы общественной жизни.
Экологическая функция государства, согласно Конституции 1991 г., реализовыва-лась посредством охраны окружающей среды и установления порядка организации экологической защиты территории республики. В Конституции 1995 г. уже было провозглашено право не только на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, но и на возмещение вреда, причиненного его нарушением. К компетенции Правительства ПМР было отнесено проведение в Приднестровье единой государственной политики в области экологии.
Реализация наиболее важной для развития государства функции налогообложения способствует формированию собственного бюджета. Первоначально на территории ПМССР применялись некоторые налоговые законы Российской Федерации. После урегулирования конституционно-правовой сферы в республике приступили к разработке И принятию собственных налоговых законов.
Функции защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка реализуются путем формирования судебных органов и органов внутренних дел.
Осуществление государственной функции обороны стало реальным после переподчинения военных комиссариатов Министерства обороны СССР Правительству ПМССР и Министерству обороны СССР. На военные комиссариаты возлагались обязанности по учету, оповещению и поставке мобилизационных ресурсов в войска, а также проведению призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и Республиканскую гвардию ПМССР. Постановлением Верховного Совета 6 сентября 1991 г. была создана Республиканская гвардия, 18 сентября переведены под юрисдикцию ПМССР воинские части и подразделения Вооруженных Сил СССР, дислоцирующиеся на территории Приднестровского региона.
Однако содержащиеся в обеих конституциях функции государства не были систематизированы. Поэтому в текст конституционного закона от 21 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" была включена отдельная статья о функциях, которые берет на себя республика для реализации положений о социальном государстве. В результате принятия данного закона республика стала президентской, что преобразило характер взаимодействия высших органов государственной власти. Например, формирование органов исполнительной власти, согласно принятым положениям, Президент мог проводить самостоятельно, без обязательного ранее согласования с Верховным Советом, который утратил право участвовать в формировании органов исполнительной власти. В то же время Верховный Совет получал право возбуждать процедуру и принимать решения об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные посты. Президент, согласно принятому закону, утратил право выносить на референдум вопрос о выражении недоверия Верховному Совету ПМР и распускать его, что способствовало стабильности власти.
Изменился порядок формирования судебных органов и в части назначения судей - его стал производить сам Президент. Исключение составляют должности председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Решение о назначении и освобождении их от должности, как и в отношении Прокурора ПМР, председателя Центрального банка принимается Верховным Советом по представлению Президента.
Важным критерием президентской республики является отсутствие Правительства как коллегиального органа, наделенного собственной компетенцией. В результате его реорганизации учреждается Кабинет Министров - исключительно совещательный орган при Президенте; все решения по рассматриваемым Кабинетом Министров вопросам стали утверждаться правовыми актами Президента.
Полномочия по отраслевому управлению возлагаются на министерства, самостоятельность которых была максимальной. Большая часть вопросов, ранее находившихся в компетенции Правительства, передается министерствам и ведомствам и регулируется посредством издания ведомственных или межведомственных актов. По Конституции ПМР, Президент вправе отменить либо приостановить действие правовых актов министерств и ведомств, государственных администраций и иных подчиненных или подконтрольных ему органов. Руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей перед Президентом как главой исполнительной власти, а также в соответствии с процедурой импичмента, предусмотренной Конституцией ПМР.
. Развитие системы и определение функций высших органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики
Формирование Временного Верховного Совета. Верховный Совет первого, второго и третьего созывов. Необходимость создания Верховного Совета как одного из высших законодательных органов республики возникла уже в процессе работы I съезда народных депутатов всех уровней Приднестровского региона, когда встал вопрос о правомочности принимаемой съездом Декларации. Однако, чтобы сформировать высшие государственные органы, следовало в первую очередь создать государство на определенной правовой основе. После провозглашения Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровского региона всех уровней был сформирован Временный Верховный Совет ПМССР, основной деятельностью которого стало обеспечение проведения выборов в Верховный Совет ПМССР.
3 сентября 1990 г. создается Президиум Временного Верховного Совета в составе 18 депутатов, Председателя И.Н. Смирнова и трех заместителей: А.З. Волковой, В.И. Глебова, А.А. Карамана.
Предпосылками формирования Временного Верховного Совета явилась необходимость оперативного государственного регулирования жизнедеятельности республики, поскольку на Координационный совет возлагалось в основном принятие решений по социально-экономическим вопросам.
Структура Временного Верховного Совета определялась императивно, через постановление II Чрезвычайного съезда. Были созданы следующие комиссии (рабочие органы Верховного Совета): по экологии; социально-экономическому развитию; межнациональным отношениям; промышленности и транспорту; сельскому, лесному хозяйству и перерабатывающей промышленности; по соцзаконности и правопорядку; соцобеспечению, здравоохранению, охране материнства и детства; труду и трудовым ресурсам; по делам молодежи, образованию, культуре и спорту; по средствам массовой информации, статистике, информатике и связи; по внешнеэкономическим связям и торговле; строительству и архитектуре; Комитет народного контроля.
На Временный Верховный Совет возлагались обязанности по проведению выборов в Верховный Совет, а также по обеспечению организации и оперативного руководства жизнедеятельностью республики: он должен был представлять на утверждение в соответствующие органы Союза ССР кандидатуры исполняющих обязанности председателя Верховного суда и Госарбитража, прокурора, министра внутренних дел, председателя комитета государственной безопасности, председателя Совета Министров республики и состав Президиума.
сентября 1990 г. Временный Верховный Совет утвердил проект закона о выборах народных депутатов и назначил дату проведения выборов - 25 ноября. На его заседаниях решались вопросы формирования в республике собственных органов государственной власти, кредитно-финансовой системы (Республиканского банка), связанные с созданием собственного бюджета на 1991 г.
За период деятельности Временного Верховного Совета-(2 сентября - 25 ноября 1990 г.) были приняты 60 постановлений, на основании которых созданы Конституционная комиссия в составе24 депутатов, Избирательная комиссия для выборов, народных депутатов в Верховный Совет ПМССР. 2 октября 1990 г. принимается закон ПМССР "О выборах народных депутатов в Верховный Совет ПМССР".
Постановлениями Верховного Совета закреплялись положения о создании структуры исполнительной власти, утверждался состав временных управлений при Правительстве ПМССР, а также порядок проведения выборов и созыва съезда народных депутатов всех уровней.
Постановлением II Чрезвычайного съезда от 30 ноября 1990 г. полномочия Временного Верховного Совета были прекращены.
Выборы в Верховный Совет* Формирование парламентских процедур в Верховном Совете. В соответствии с законом ПМССР "О выборах народных депутатов Верховного Совета ПМССР" (от 2 октября 1990 г.) "выборы народных депутатов ПМССР проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права". Закон регламентировал, что "народным депутатом может быть избран гражданин СССР, постоянно1 проживающий либо проходящий службу или обучение на территории ПМССР и достигший ко дню выборов 21 года". Кроме того, он устанавливал запрет на совмещение статуса народного депутата ПМССР с должностями в исполнительной и судебной ветвях власти. Исключение составлял Председатель Правительства, который входил в состав Верховного Совета.
Выдвижение кандидатов на общих собраниях трудовых коллективов допускалось при численности не менее 100 работающих, по месту жительства - при наличии не менее 3 тыс. избирателей, инициативными группами или органами общественной самодеятельности - не менее 50 человек. 25 ноября 1990 г., по результатам выборов, в новый состав Верховного Совета вошли 64 депутата.
На первой сессии, состоявшейся 29 ноября 1990 г.,-Председателем Верховного Совета ПМССР был избран И.Н. Смирнов. 30 января 1991 г., после избрания И. Смирнова Председателем республики, его обязанности временно возлагаются на В.А. Гончара. Председателем Верховного Совета ПМССР избирается Г.С. Маракуца, его первым заместителем назначается В.А. Загрядский.
Верховный Совет первого созыва состоял из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Председателем Совета Республики стал В.А. Гончар, затем эти обязанности были возложены на Г.Ф. Пологова. Заместителем Председателя ВС была избрана А.3. Волкова. Председателем Совета Национальностей стал А.А. Караман, впоследствии -В.Л. Боднар, затем В.И. Карамануца. В своей деятельности Верховный Совет первого созыва руководствовался регламентом, утвержденным Постановлением от 18 февраля 1991 г.
С начала своей деятельности Верховный Совет ПМССР занимался вопросами, касающимися органов исполнительной власти. Постановлением Верховного Совета ПМССР от 30 января 1991 г. создается комиссия, возглавляемая И.Н. Смирновым, по формированию органов государственного управления ПМССР в составе 17 членов. Комиссии было поручено разработать структуру, штаты и смету расходов органов государственного управления ПМССР и представить на утверждение персональный состав руководителей. Рассмотрению подлежали также вопросы формирования собственной бюджетной системы. Для их решения утверждаются законы ПМССР "О Государственном банке ПМССР" (от 3 января 1991 г.) и "О бюджетной системе" (от 6 января 1991 г.). 21 мая принимается закон ПМССР "О государственном бюджете ПМССР на 1991 год".
На структуру Верховного Совета долгое время влияла система законодательных органов советского периода, когда в Верховном Совете создавался Президиум с полномочиями исполнительного органа (комитета). В период работы Верховного Совета ПМР первого созыва Президиум принимал нормативные акты, касающиеся оперативного управления в различных сферах социальной жизни, - гарантии общественной и экономической безопасности, материального обеспечения органов управления. В дальнейшем в соответствии с Конституцией ПМР 1991 г. Президиум ограничил свою деятельность. Он занимался осуществлением подготовки сессий ВС ПМР, координацией деятельности постоянных комиссий палат, организацией проведения всенародных обсуждений проектов законов республики и других важных вопросов государственной жизни, а также изданием актов об амнистии и помиловании. Кроме того, в его исключительное ведение входили следующие функции:
принятие Конституции, законов, их толкование;
изменение границ ПМР по взаимному соглашению с союзными республиками и сопредельными государствами;
- утверждение республиканских программ экономического, социального и культурного развития;
- назначение сроков выборов народных депутатов ПМР;
утверждение по представлению Президента структуры Правительства, согласование вопросов формирования его персонального состава, внесения в него изменений; образование и упразднение комитетов и других органов государственного управления ПМР;
избрание председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов; назначение Прокурора и председателя Комитета государственного контроля ПМР;
избрание членов Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, судей районных и городских судов; утверждение коллегии Прокуратуры ПМР, персонального состава Комитета государственного контроля ПМР;
решение вопросов административно-территориального устройства ПМР;
принятие решения о проведении на территории ПМР референдума;
ратификация и денонсация международных договоров;
введение чрезвычайного положения.
Компетенция палат Верховного Совета в Конституции 1991 г. не детализирована.
Посредством принятия законов "О Правительстве Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики" (от 26 марта 1991 г.), "О государственном контроле в ПМССР" (от 26 марта 1991 г.), "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Приднестровской МССР" (от 17 июля 1991 г.), "О выборах Президента Приднестровской МССР" (от 22 октября 1991 г.), "О всенародном голосовании (референдуме) Приднестровской МССР" (от 22 октября 1991 г.), "О статусе Президента Приднестровской Молдавской Республики" (от 2 июня 1992 г.), "О гражданстве в Приднестровской Молдавской Республике" (от 25 августа 1992 г.), "О языках в Приднестровской Молдавской Республике" (от 8 сентября 1992 г.), "О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики" (от 15 октября 1992 г.), "О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике" (от 27 октября 1992 г.), "О статусе войск Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Приднестровской Молдавской Республики" (от 15 декабря 1992 г.) были урегулированы внешние и внутренние политические вопросы.
Ввиду важности для республики правовой регламентации оборонной функции был принят ряд законодательных актов: "О республиканской гвардии Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики" (от 10 сентября 1991 г.), "О статусе военнослужащих" (от 4 января 1992 г.), "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (от 8 января 1992 г.), "Об обороне Приднестровской Молдавской Республики" (от 8 января 1992 г.), "О вооруженных силах" (от 8 января 1992 г.).
Экономические, социальные отношения регулировались законами "О собственности в Приднестровской Молдавской Республике" (от 12 ноября 1991 г.), "Об индексации" (от 21 января 1992 г.), "О приватизации" (от 11 февраля 1992 г.), "Об основах внешнеэкономической деятельности" (от 28 апреля 1992 г.), "О предпринимательской деятельности и предприятиях в Приднестровской Молдавской Республике" (от 2 июня 1992 г.), "О пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республике" (от 19 июня 1992 г.), "О социальной защищенности ветеранов" (от 30 июня 1992 г.) и др. Также были приняты некоторые налоговые законы.
Верховный Совет второго созыва был сформирован в результате выборов, состоявшихся 24 декабря 1995 г., которые проводились в соответствии с законом ПМР "О выборах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики" от 12 сентября 1995 г. Первоначально статус Верховного Совета второго созыва регулировался Конституцией 1995 г., в результате его структура не была изменена. Верховный Совет состоял из Палаты Законодателей, в компетенцию которой входило принятие законов и постановлений, и Палаты Представителей, которая рассматривала принятые Палатой Законодателей законы с последующим их одобрением или отклонением, согласовывала назначение дипломатических представителей ПМР в иностранных государствах и международных организациях, а также назначение и освобождение от должностей председателей и судей городских и районных судов. Деятельность Верховного Совета регулировалась регламентом ВС, принятым 26 мая 1996 г.
Статус депутатов Верховного Совета по настоящее время определяется законом ПМР от 19 мая 1996 г. "О статусе народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики", в котором содержатся основные права, обязанности депутата, гарантии и формы депутатской деятельности, регламентируются его взаимоотношения с избирателями.
Законодательные и подзаконные акты, принимаемые Верховным Советом ПМР, регулируют:
сферу здравоохранения (законы: "О санитарно-профилактическом и эколого-гигиеническом обеспечении здоровья населения" от 7 июля 1996 г., "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Приднестровской Молдавской Республике" от 2 декабря 1996 г., "Об охране здоровья граждан" от 16 января 1997 г., "О предупреждении распространения в Приднестровской Молдавской Республике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 7 февраля 1997 г.);
сферу трудовых и социально-экономических отношений (законы: "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 19 февраля 1997 г., "О пенсионном обеспечении работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, их семей в Приднестровской Молдавской Республике" от 17 июля 1997 г., "Об оплате труда работников органов государственной власти, прокуратуры и органов государственного контроля" от 3 сентября 1997 г., "Об индексации сбережений граждан Приднестровской Молдавской Республики и о порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Приднестровской Молдавской Республики" от 18 мая 1999 г., "О минимальном размере пенсии по возрасту" от 27 января 2000 г.);
сферу налоговых, бюджетных и экономических отношений, вопросы экономической поддержки деятельности предприятий.
Выборы депутатов Верховного Совета третьего созыва прошли 10 декабря 2000 г. и регулировались Избирательным кодексом Приднестровской Молдавской Республики от 9 августа 2000 г. В соответствии с конституционным законом от 21 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" структура Верховного Совета стала однопалатной. Тем не менее полномочия Верховного Совета были изменены незначительно: он утратил право толкования Конституции и конституционных законов ПМР (это право вошло в компетенцию Конституционного суда ПМР) и право участия в формировании органов исполнительной власти. Деятельность Верховного Совета третьего созыва, как и второго, регулировалась регламентом Верховного Совета.
4. Эволюция института президентства в Приднестровской Молдавской Республике
Поскольку в принимаемых декларациях не получили отражения вопросы, связанные со статусом главы государства и исполнительной власти, с основами его взаимодействия с другими ветвями власти, для деятельности Председателя ПМССР требовалась правовая база. Принятие закона от 5 марта 1991 г. "О статусе Председателя ПМССР" позволило решить назревшие проблемы и определить рамки компетенции Председателя ПМССР, в которые вошли:
) охрана суверенитета;
2) формирование Правительства по согласованию с Верховным Советом;
3) представление на утверждение Верховному Совету кандидатур Председателя Конституционного надзора, председателей Верховного и Арбитражного судов, Прокурора ПМССР и Председателя Комитета государственного контроля;
) представительство республики в международных отношениях;
) решение вопросов гражданства;
) подписание законов;
) принятие указов, которые могут быть отменены ВС в течение двух недель после издания.
Данный закон устанавливал также ответственность Председателя ПМССР за нарушение Конституции и законов СССР, ПМССР и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Правом смещения Председателя ПМССР с должности обладал Верховный Совет ПМССР при наличии двух третей голосов от числа депутатов и заключения Комитета конституционного надзора ПМССР. Отрешение от должности могло быть инициировано одной третью депутатов ВС ПМССР или одной пятой избирателей.
октября 1991 г. должность Председатель ПМССР была переименована на должность Президент ПМССР. Его статус в дальнейшем регулировался Конституцией 1991 г. и не отличался от статуса Председателя: Президент обладал правом отменять действие актов органов исполнительной власти в случае противоречия их законам, а также назначать глав государственных администраций городов и районов. Постановлением ВС ПМССР выборы Президента ПМССР были назначены на 1 декабря 1991 г., 22 октября того же года вступил в действие закон ПМССР "О выборах Президента ПМССР", в соответствии с которым "Президентом ПМССР мог быть избран только гражданин республики не моложе 35 и не старше 65, обладающий в соответствии с настоящим законом избирательным правом, состояние здоровья которого позволяет исполнять эти обязанности". Закон устанавливал срок нахождения в этой должности и ограничивал возможность избрания на третий срок.
Выборы Президента ПМССР назначались Верховным Советом и финансировались из средств республиканского бюджета и из добровольно передаваемых средств, которые аккумулировались Центральной избирательной комиссией и равномерно распределялись между кандидатами. Прямое или косвенное участие в выборах зарубежных организаций или иностранных граждан запрещалось.
В результате выборов, проведенных 1 декабря 1991 г., Президентом Приднестровской Молдавской Республики стал И.Н. Смирнов, набравший 65,4% голосов.
Конституция ПМР 1991 г, устанавливала следующие полномочия Президента как главы государства:
~ Президент выступал гарантом соблюдения Конституции и законов СССР и Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод граждан, независимо от национальности, принимал необходимые меры по охране суверенитета республики, ее территориальной целостности;
Президент исполнял представительские функции (представлял Приднестровскую Молдавскую Республику в межреспубликанских и международных отношениях), вел переговоры и подписывал межреспубликанские договоры и международные соглашения, назначал и отзывал представителей ПМР при международных, торгово-экономических, культурных и других организациях, дипломатических представителей республики в иностранных государствах, назначал и освобождал полномочных представителей Президента ПМР, осуществлял руководство внешней политикой, подписывал ратификационные грамоты, принимал верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатов;
Президент возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал их взаимодействие с высшими органами государственной власти ПМР;
Президент возглавлял Совет обороны ПМР и являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Приднестровской Молдавской Республики, разрабатывал и представлял на утверждение Верховному Совету военную доктрину, награждал государственными наградами, присваивал очередные воинские звания высшему командному составу Вооруженных Сил, органов государственной безопасности и внутренних дел.
Отношения Президента с Верховным Советом заключались в представлении первым ежегодных докладов о положении в республике и информировании Верховного Совета о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики республики, представлении на утверждение ВС структуры правительства. Формирование Президентом правительства, внесение изменения в его состав осуществлялись по согласованию с ВС ПМР.
Верховный Совет по собственной инициативе или по предложению его Председателя, одной из палат либо не менее одной трети народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики мог в любое время заслушать отчет Президента о его работе в целом или по отдельным вопросам деятельности;
Президент представлял ВС ПМР кандидатуру для избрания на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда, Председателя Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики, а также кандидатуры для назначения на должности Прокурора и председателя Комитета государственного контроля республики;
Президент самостоятельно назначал глав государственной администрации городов и районов;
Президент обладал правом вносить в ВС ПМР законопроекты;
Президент подписывал законы Приднестровской Молдавской Республики и обладал правом отлагательного "вето". Верховный Совет был вправе согласиться с замечаниями Президента или преодолеть его "вето" на закон двумя третями голосов;
Президент решал вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики, предоставления убежища в соответствии с действующим законодательством, определял меры обеспечения общественного порядка, безопасности граждан и государственного строя республики; при необходимости предупреждал об объявлении особого положения и вводил его по просьбе или с согласия городских, районных Советов народных депутатов ПМР;
- как глава исполнительной власти Президент отменял действие актов органов исполнительной власти в случае противоречия их законам Приднестровской Молдавской Республики;
- Президент одновременно исполнял должность Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики.
июня 1992 г. был принят новый закон "О статусе Президента Приднестровской Молдавской Республики", который несколько детализировал статус Президента. Последующие изменения в Законе от 15 марта 1994 г. регламентировали процедуру преодоления "вето" Президента, содержали положения о праве Президента вводить в местностях с особым положением временное президентское правление с последующим утверждением его Верховным Советом, определяли момент вступления в должность и прекращение полномочий Президента, порядок отрешения его от должности. Закон от 22 марта 1993 г. "О защите чести и достоинства Президента" устанавливал штрафные санкции за его публичное оскорбление или клевету.
По истечении срока полномочий Президента и до проведения новых выборов, 2 октября 1996 г. был принят новый конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики "О выборах Президента Приднестровской Молдавской Республики". Закон содержал как положения о выборах Президента ПМР, так и порядок вступления в должность вновь избранного Президента, принесения присяги, передачи и принятия полномочий главы государства, сложения Правительством своих полномочий перед вступившим в должность Президентом, а также положения об ответственности за нарушение избирательных прав граждан. В соответствии с конституционным законом право выдвижения кандидата на должность Президента ПМР принадлежало инициативным группам граждан, избирательным объединениям и избирательным блокам.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществлялось за счет республиканского бюджета. Кандидаты н а „ должность Президента Приднестровской Молдавской Республики имели право создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избранным на должность Президента считался кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
декабря 1996 г. прошли выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики, на которых повторно был избран И.Н. Смирнов, набравший 71,94% голосов.
В результате принятия новой Конституции ПМР в 1995 г. были изменены полномочия Президента в части формирования органов исполнительной власти и руководства ими. Согласно Конституции Президент представлял на утверждение Верховному Совету структуру Правительства и самостоятельно формировал Правительство Приднестровской Молдавской Республики.
Для реализации принципа разделения властей Верховный Совет был лишен права отмены указов Президента в случае их несоответствия законодательным актам. В то же время Конституцией устанавливались обязательность соответствия актов Президента Конституции и законам Приднестровской Молдавской Республики и право ВС ПМР приостанавливать указы Президента до их рассмотрения судом.
В соответствии с Конституцией 1995 г. Президент обладал правом назначения референдума о роспуске Верховного Совета и его расформирования в случае выражения ему недоверия на референдуме. Одновременно полномочия по осуществлению помилования передавались от Президиума ВС Президенту; иные полномочия изменены не были.
Конституционным законом от 21 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" была изменена форма правления в республике, соответственно трансформировался и статус Президента ПМР как главы государства. К требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность Президента, добавился еще один пункт - ценз гражданства: Президентом может стать гражданин ПМР, который являлся таковым не менее десяти лет. Конституция также установила день проведения выборов Президента - второе воскресенье декабря года, в котором истекают полномочия Президента.
Кроме того, Президент приобрел право назначать судей (включая двух судей Конституционного суда) по представлению председателей Верховного и Арбитражного судов.
Для осуществления своих полномочий в качестве главы государства Президент формирует Кабинет Министров - совещательный орган, не обладающий правом принятия собственных актов. Все принимаемые им решения вводятся в действие Президентом ПМР.
В режиме президентской республики большую самостоятельность приобретают министерства и ведомства. В соответствии с Конституцией каждый министр, руководитель ведомства в пределах своей компетенции самостоятельно и под свою ответственность ведет дела подведомственной сферы. Предусматривается ответственность министров и руководителей ведомств не только перед Президентом, который обладает правом назначения и освобождения их от должности, но и перед Верховным Советом, который вправе выразить недоверие и свои суждения Президенту в отношении любого должностного лица исполнительной власти в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих обязанностей.
Эволюция судебной системы; формирование органов конституционного контроля" При принятии решения о создании суверенного государства возникла необходимость в формировании атрибутов государственности - судебных органов. Из-за отсутствия собственной базы функции Республиканского суда были возложены на Тираспольский городской народный суд. Постановлением II Чрезвычайного съезда председателю Тираспольского городского народного суда в установленном порядке было поручено до избрания Верховного Совета принять на себя функции председателя Республиканского суда и в соответствии с законом "О судоустройстве СССР" сформировать органы судебной власти.
Первые положения о судебной власти были сформулированы в Декрете о государственной власти и Декларации о суверенитете, которые провозглашали осуществление государственной власти в республике по принципу независимости ветвей власти, т. е. независимости судебной власти. Конституция 1991 г. детализировала эти положения и установила порядок формирования судебных органов (Верховного, Арбитражного, Конституционного и районных городских народных судов). Избрание председателей, а также членов Конституционного, Верховного, Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики относилось к ведению Верховного Совета.
В соответствии с Конституцией судьи районных и городских народных судов избирались Верховным Советом сроком на 15 лет. Председатели народных судов республики назначались ВС ПМР из числа народных судей. Верховный суд являлся высшим судебным органом республики и осуществлял надзор за деятельностью судов. В его состав входил Председатель, заместители и члены суда.
Конституция содержала также некоторые конституционные принципы осуществления правосудия: независимость и подчинение судей закону, недопустимость вмешательства в их деятельность, равенство граждан перед законом и судом. При этом независимость судей (а значит, и судебной власти в соответствии с принципом разделения властей) была относительна. Конституция предусматривала ответственность и подотчетность судей и народных заседателей перед Верховным Советом ПМР или избирателями. Кроме того, они могли быть отозваны в установленном законом порядке. Противоречит принципу разделения властей и назначение высших должностных лиц судебной ветви власти Верховным Советом единолично, без участия исполнительной власти.
В дальнейшем статус судей регулировался законом от 27 октября 1992 г. "О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике". В соответствии с данным законом судьей может быть гражданин ПМР, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен и не допустивший порочащих его поступков; судьями Верховного и Арбитражного судов - граждане Приднестровской Молдавской Республики, достигшие 30-летнего возраста и имеющие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Закон также устанавливал гарантии независимости судей, порядок приостановления, прекращения полномочий, отставки, а также материальное обеспечение их деятельности. После внесения в закон изменения от 7 июня 1993 г. льготы судей расширились.
Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1995 г. изменила порядок замещения должности судьи: назначение и освобождение от должности судей городских и районных судов осуществлялись Палатой Представителей ВС ПМР.
Важное значение для становления экономики Приднестровской Молдавской Республики имел Арбитражный суд, который в соответствии с Конституцией 1991 г. осуществлял разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями. Председателем Арбитражного суда ПМССР Постановлением от 24 сентября 1991 г. был назначен И.А. Мильман.
Деятельность Арбитражного суда регулировалась законом от 10 декабря 1991 г. "Об Арбитражном суде Приднестровской Молдавской Республики", определяющем задачи, состав, порядок формирования Арбитражного суда и его пленума, функции и полномочия председателя, судей, порядок освобождения их от должности. Кроме того, закон содержал некоторые принципы правосудия - независимость и неприкосновенность судей. Вопросы арбитражного процесса регламентировались Арбитражным процессуальным кодексом ПМР от 12 мая 1992 г.
В Конституции 1995 г. давалось определение Арбитражного суда как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом. 15 декабря 1996 г. был принят конституционный закон "Об Арбитражном суде Приднестровской Молдавской Республики". По аналогии с предыдущей редакцией закона в нем определялись задачи Арбитражного суда: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан, имеющих статус предпринимателя, в экономической сфере и сфере управления, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономической деятельности и управления. Определялись основы деятельности, к которым относятся конституционные принципы законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дела. Порядок образования Арбитражного суда включает следующие положения: Председатель Арбитражного суда назначается и освобождается ВС ПМР по представлению Президента; заместители председателя, судьи Арбитражного суда назначаются и освобождаются от должное-ти Верховным Советом по представлению Председателя Арбитражного суда. К судьям предъявляются следующие требования: судьей может быть назначен гражданин ПМР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Статус Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики устанавливался Конституцией 1991 г. Его формирование осуществлялось Верховным Советом в составе Председателя, его заместителя и трех членов суда. Срок полномочий судей -15 лет. Конституция вводила ограничения на совмещение должности судьи Конституционного суда с осуществлением полномочий в государственных и общественных организациях, а также депутатов ПМР. При выполнении своих обязанностей судьи должны быть независимы и подчиняться только конституциям СССР и ПМР.
К компетенции Конституционного суда республики относились: разрешение вопросов конституционности законов и иных актов, принятых Верховным Советом ИМ£, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Приднестровской Молдавской Республики; принятие решений о конституционности международных и межреспубликанских договоров республики; толкование по запросу Верховного Совета Конституции и законов ПМР; представление заключений о конституционности действий Президента.
В Конституции 1995 г. создание Конституционного суда не предусматривалось, и его функции, оговоренные в Конституции 1991 г., распределялись между Верховным судом и Верховным Советом ПМР. Толкование Конституции, конституционных законов входило в компетенцию Верховного Совета; органом конституционного контроля провозглашался Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики.
Позже возникла потребность в создании отдельного органа конституционного контроля. Депутаты Верховного Совета предложили поправки к Конституции, предусматривавшие создание Конституционного суда. Поправки приняты не были, во-первых, из-за разногласия депутатов по этому вопросу и, во-вторых, в связи с подготовкой и принятием поправок к Конституции от 21 июня 2000 г., которые предусматривали создание Конституционного суда в составе шести судей. Президент, Верховный Совет, съезд судей ПМР назначали каждый по две кандидатуры судей Конституционного суда со сроком полномочий семь лет. Из их состава был избран Председатель.
Конституционный суд ПМР обладает следующими полномочиями.
В соответствии с Конституцией Конституционный суд разрешает дела о конституционности: законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом; правовых актов Президента республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления, в том числе в части разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти; международных договоров ПМР; правоприменительной практики; деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в части осуществления конституционного контроля дает заключения: о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против лиц, занимающих высшие государственные должности в ПМР; о конституционности подписанных международных договоров ПМР до их ратификации или утверждения; о противоречии закона ПМР (в том числе конституционного) общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора; в иных случаях, оговоренных настоящей Конституцией.
В связи с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, Конституции ПМР, рассматривает жалобы граждан на нарушения прав и свобод человека и гражданина, возникшие в ходе применения закона, нормативного акта.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики по запросам Президента, Прокурора Верховного Совета, пленумов Верховного и Арбитражного судов ПМР разрешает дела о конституционности и осуществляет конституционный контроль в случаях и по вопросам, предусмотренным Конституцией, дает общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов ПМР.
. Создание и функционирование центральных и местных органов государственной власти и управления
Реформа республиканских органов исполнительной власти. Для надлежащего функционирования молодого государства и оперативного управления различными сферами его общественной жизни необходимо было в короткий срок сформировать органы исполнительной власти. В соответствии с постановлением II Чрезвычайного съезда, функции Председателя Правительства ПМССР до избрания Верховного Совета и замещения должностей в установленном порядке возлагались соответственно на Председателя Исполнительного комитета Тираспольского городского Совета народных депутатов.
Под реформой органов исполнительной власти подразумевается эволюция полномочий Правительства в свете конституций 1991 и 1995 г., поправок к ним 2000 г. и изменения структуры министерств и ведомств в поисках наиболее целесообразной.
Конституции, принятые в разные годы в Приднестровье, неодинаково регламентируют общие вопросы правового статуса Правительства в системе государственной власти. Конституция 1991 г. установила, что Правительство республики является высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти. В ней также был зафиксирован принцип двойной ответственности и подотчетности Правительства Президенту и Верховному Совету. Одновременно Конституция предусматривала обязанность Правительства не реже одного раза в год отчитываться о своей работе перед Верховным Советом. Помимо этого в положениях Конституции о приоритете представительных органов в системе государственной власти содержалось требование о представлении вновь образованным правительством на рассмотрение Верховному Совету программы предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
По Конституции 1995 г. исполнительную власть осуществляет Правительство, возглавляемое Президентом, которое в своей деятельности подотчетно Верховному Совету. В целях реализации конституционных положений о президентской республике в новой редакции Конституции 2000 г. закреплен целый ряд важнейших положений, не имевших аналогов в действовавшем ранее законодательстве.
Формирование системы правоохранительных органов.
Для обеспечения охраны правопорядка и соблюдения законности на территории Приднестровья и защиты структур государственной власти республики обязанности Управления внутренних дел были возложены на Тираспольский ГОВД. На территории ПМССР провозглашалось действие Конституции СССР и законов СССР, а также Конституции и законов МССР, принятых до 30 августа 1989 г.
В дальнейшем структура органов исполнительной власти и перечень ведомств неоднократно пересматривались. Реформа органов исполнительной власти осуществлялась в несколько этапов. Первоначально структура включала 15 управлений, которые в июле 1992 г. получили статус министерств. Позже стали создаваться новые государственные органы для выражения государственных интересов в неурегулированных сферах. Начали действовать Республиканский центр стандартизации и метрологии Госстандарта СССР, Комитет по обороне, председателем которого был назначен В.М. Рыляков, Государственный комитет по статистике, Управление железной дороги Министерства путей сообщения СССР, Комитет иностранных дел, Республиканское управление по обороне и безопасности Приднестровской Молдавской Республики, возглавляемое Г.И. Яковлевым, Управление по топливу и энергетике.
В январе 1992 г. была утверждена генеральная схема структуры органов государственного управления, в соответствии с которой в ПМР действовали 12 министерств и 12 ведомств. Президент курировал силовые министерства, Управление внешних связей другие министерства и ведомства распределялись между вице-президентом и заместителями Председателя Правительства.
В результате второй реформы органов исполнительной власти, которая проводилась в 1995 г., было создано 23 министерства и ведомства.
Правительство ПМР, ответственное и подотчетное Верховному Совету и Президенту, провозглашалось высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти. В его состав входили первый заместитель Президента, руководители республиканских управлений и комитетов, а также главы государственных учреждений, председатели администраций городов и районов республики. Правительство возглавлял Президент Приднестровской Молдавской Республики.
Последняя реформа, прошедшая в июле-августе 2000 г. учредила 12 министерств и Администрацию Президента со статусом министерства. Формирование новых органов исполнительной власти осуществлялось в соответствии с указами Президента о некоторых вопросах реорганизации исполнительных органов государственной власти. В соответствии с Указом Президента от 25 июля 2000 г. ликвидации подлежали Государственный комитет по труду и социальным вопросам с выделением Государственного пенсионного фонда в самостоятельное учреждение, Республиканское управление по делам молодежи, спорта и туризма, Республиканское управление культуры.
Министерство образования и науки, реорганизованное в Министерство просвещения, стало правопреемником Республиканского управления по делам молодежи, спорта и туризма и Республиканского управления культуры; Министерство здравоохранения, преобразованное в Министерство здравоохранения и социальной защиты, определялось в качестве правопреемника Государственного комитета по труду и социальным вопросам. В Указе содержались положения о порядке перераспределения между Министерством здравоохранения и социальной защиты, Министерством просвещения и Министерством экономики правомочных вопросов, которые ранее находились в ведении Государственного комитетам труду и социальным вопросам.
Указом Президента от 27 июля 2000 г. были ликвидированы Государственный комитет по информации и печати, Республиканское управление полиграфии и издательств, Республиканское управление связи и образовано в установленном порядке Министерство информации и телекоммуникаций.
В соответствии с Указом Президента от 3 августа 2000 г. в ведение реорганизованного Министерства юстиции переданы вопросы осуществления ветеринарного и фитосанитарного надзора (из ведения Министерства аграрно-промышленного комплекса), санитарного надзора (из ведения Министерства здравоохранения и социальной защиты), энергонадзора (из ведения Министерства промышленности), сертификации и защиты прав потребителей (из ведения Государственного комитета по стандартизации, сертификации и метрологии), надзора за деятельностью в области электросвязи (из ведения Министерства информации и телекоммуникаций), надзора за страховой деятельностью (из ведения Министерства финансов), а также вопросы ведения Единого реестра государственного имущества (из ведения Государственного комитета по управлению имуществом).
Государственный комитет горного и промышленного надзора был присоединен к Министерству юстиции; Государственный комитет по стандартизации, сертификации и метрологии - к Министерству промышленности и энергетики с выделением из его состава структур, отвечающих за сертификацию и защиту прав потребителей. Республиканское управление внешних связей и Аппарат Государственного секретаря Аппарата Президента и Правительства реорганизованы в Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики.
На основании Указа Президента от 7 августа 2000 г. Государственный комитет по экологии и природным ресурсам преобразован в Министерство природных ресурсов и экологического контроля с передачей в его ведение из Министерства аграрно-промышленного комплекса таких вопросов, как землеустройство и отвод земель; управление массивными лесонасаждениями и полезащитными лесополосами, не входящими в Гослесфонд ПМР, управление Ботаническим садом ПМР и рыбным хозяйством; из Государственного комитета по строительству - вопросов управления недропользованием и добычей общераспространенных полезных ископаемых.
Министерство аграрно-промышленного комплекса было реорганизовано в Министерство сельского хозяйства с выделением из его состава служб ветеринарного и фитосанитарного надзора. Из ведомственного подчинения Министерства выведены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, кроме предприятии, занятых заготовкой, хранением и переработкой зерна, зерновых и зернобобовых культур.
В соответствии с Указом от 9 августа 2000 г. Министерство промышленности и энергетики реорганизовано в Министерство промышленности с передачей ему функций стандартизации и метрологии из ведения Государственного комитета по стандартизации, сертификации и метрологии; Государственный комитет по строительству преобразован путем присоединения к Министерству промышленности (за исключением функции строительного надзора); Республиканское управление транспорта и дорожного хозяйства реорганизовано и присоединено к Министерству промышленности (за исключением транспортной инспекции).
Указом Президента от 9 августа 2000 г. реорганизованы:
а) Министерство финансов, из состава которого выделено казначейство в самостоятельное государственное учреждение - Государственное казначейство Приднестровской Молдавской Республики (с правом издания в пределах своей компетенции правовых актов, в том числе нормативного характера, а также по вопросам движения и распоряжения государственными финансами), а также часть бюджетного управления (вопросы составления проектов бюджетов) в самостоятельное учреждение, находящееся в ведении Аппарата Президента и Правительства с подчинением Президенту ПМР;
б) Министерство экономики, к которому были присоединены Государственный комитет по внешнеэкономическим связям и торговле и структурные подразделения Министерства финансов. В их ведении находились вопросы финансовой, налоговой и бюджетной политики, бухгалтерского учета;
в) Государственный таможенный комитет, преобразованный в Министерство доходов путем присоединения к нему территориальных налоговых инспекций из состава Министерства финансов. Государственный комитет по статистике и налоговой милиции изъят из ведения Министерства внутренних дел.
Министерство экономики определено правопреемником Министерства финансов (за исключением вопросов обслуживания государственного долга и налоговой службы) и Государственного комитета по внешнеэкономическим связям и торговле, а Государственное казначейство ПМР - правопреемником Министерства финансов в части обслуживания государственного долга. Передаваемые в Министерство доходов таможенные органы были реорганизованы в Государственную таможенную службу Министерства доходов.
Необходимо отметить, что с каждой последующей редакцией Конституции Правительство становится все менее зависимым от Верховного Совета. По Конституции 1995 г. Правительство в своей деятельности было подотчетно Верховному Совету, что проявлялось в утверждении последним структуры Правительства и в праве выразить недоверие его членам (причем Конституция не содержала оснований вынесения недоверия). В целях реализации конституционных положений о президентской республике в новой редакции Конституции 2000 г. закрепляется ряд положений, не имевших аналогов в действующем тогда законодательстве: Правительство ликвидируется, министры и руководители ведомств переводятся в непосредственное подчинение Президенту, который формирует Кабинет Министров - исключительно совещательный орган, не обладающий самостоятельной компетенцией ~ его решения вводятся в действие актом Президента. В настоящее время в состав Кабинета Министров входят руководители республиканских органов исполнительной власти.
Конституцией 2000 г. установлено, что в рамках, определяемых законом, каждый министр, руководитель ведомства, глава государственной администрации самостоятельно и под свою ответственность ведет дела подведомственной сферы управления, административной территории. Важным конституционным нововведением является положение о том, что министерства, ведомства и иные республиканские органы управления создаются исключительно для выполнения функций государства, перечисленных в Конституции, и их деятельность финансируется только из государственного бюджета.
Реформа местных органов власти и управления, становление системы местных органов самоуправления. Местное самоуправление в Приднестровье, которое было частью территории Российской Империи, формировалось еще в средние века и получило свое фактическое развитие во второй половине XIX в. с проведением земской реформы.
В советский период правовой основой органов местного самоуправления являлся закон СССР от 9 апреля 1990 г. "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". При этом, как и вся система советской власти, которая строилась на принципах централизации, конституционно закрепленных в качестве основы организации и деятельности Советского государства, система управления на местном уровне базировалась на принципе демократического централизма, выражавшегося во включении Советов народных депутатов в единую систему органов государственной власти, наличии права вышестоящих органов отменять решения нижестоящих и т. д. Серьезные государственные изменения, начавшиеся в СССР после 1985 г., затронули и сферу местной власти, в системе которой наметился период качественной перестройки.
Организационной основой формирования республиканских органов власти ста" ли органы местного самоуправления Тирасполя, а правовой - закон от 17 июля 1991 г. "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в ПМССР", который в определенной мере знаменовал переход к новой организации власти на принципах местного самоуправления. В разделах и статьях данного закона были изложены и закреплены принципы местного самоуправления, порядок их создания, формы деятельности местных Советов народных депутатов, которые имели двойственную природу - одновременно выступали в качестве местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Под местным самоуправлением названный закон понимает форму организации граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы и общественные организации всех социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе материальной и финансовой базы.
Согласно закону система местного самоуправления включает местные Советы народных депутатов, а также органы территориального общественного самоуправления (Советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др.), определяет формы непосредственной демократии (осуществление местного самоуправления путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и т. д).
Территориальной основой системы местных органов устанавливаются два уровня местных Советов народных депутатов: сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов и Советы, территория которых полностью состоит из территорий, подведомственных Советам народных депутатов первого уровня местного самоуправления, т. е. ко второму территориальному уровню относятся районные Советы народных депутатов.
Организация работы в период между сессиями городских, районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов в соответствии с законом возложена на их исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции обладают всей полнотой исполнительной и распорядительной власти на подведомственной территории и пользуются правами юридического лица. Таким образом, фактически сохранилась существовавшая ранее форма слияния представительных и исполнительных органов, не позволяющая эффективно развиваться местному самоуправлению.
В целях повышения эффективности государственного управления на основании указа Президента Приднестровской Молдавской Республики от 5 мая 1993 г. "Об утверждении положения "О представителях Президента ПМР в городе, районе"" на местах вводится институт ripeдставительства Президента.
В 1994 г. в связи с возникшими в результате резкого перехода к рыночным отношениям спадом производства и сокращением рабочих мест и в соответствии с указом Президента ПМР от 4 октября 1994 г. "О дополнительных полномочиях органов местной власти и самоуправления" была расширена компетенция исполкомов районных и городских Советов народных депутатов и представителей Президента ПМР в отношении находящихся на их территории предприятий и организаций в целях эффективного противодействия кризисным явлениям и создания стабильной обстановки.
Принятый в республике 5 ноября 1994 г. закон "Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике" положил начало становлению как местного государственного управления, так и системы местного самоуправления, на его основе начался процесс реформирования местных органов власти, создания системы местного самоуправления в ПМР. В соответствии с принятым законом система местного самоуправления разделилась на исполнительные и представительные органы местного самоуправления, при этом в области исполнительно-распорядительной деятельности правопреемниками исполкомов стали государственные администрации, руководимые главами исходя из принципа единоначалия.
ноября 1994 г. был издан указ Президента ПМР "О главе государственной администрации", в соответствии с которым определяется статус главы государственной администрации, закрепляются принципы его деятельности, а также упраздняется должность представителя Президента в городе, районе.
Правовой основой организации и проведения выборов органов местного самоуправления стал принятый 24 ноября 1994 г. закон о выборах народных депутатов местных советов и председателя Совета - главы государственной администрации села (поселка), - установивший общие принципы выборов в органы местного самоуправления и особенности формирования местных органов в сельских населенных пунктах. Несколько позже, с принятием закона ПМР от 5 октября 1996 г. "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов ПМР", закрепляются сановные начала правового положения депутатов местных Советов.
Таким образом, законодательное выделение в системе местного самоуправления исполнительных органов - государственных администраций - стало первый; шагом на пути утверждения принципиально иных начал организации управления на местном уровне по сравнению с советской организацией власти. Одновременно все более разделяется компетенция представительных и исполнительных органов, принимаются меры, играющие роль "сдержек и противовесов" между Советами и администрациями: утверждение Советами структуры местных администраций по представлению глав администраций; отмена актов администрации Советами в случае их противоречия закону и решениям самих местных Советов; право главы администрации обжаловать решения Совета в судебном порядке и т. д.
Однако попытка ввести местное самоуправление путем принятия закона о местном самоуправлении, не реформируя по сути прежнюю систему, не дала ожидаемых результатов. Местное самоуправление было декларировано, но не обеспечивалось ни в материальном, ни в организационном, ни, в должной мере, в правовом отношении. При создании органов местного самоуправления между ними и органами государственной власти остаются некоторые принципы взаимодействия и взаимоотношений, характерные для системы советского государства: Советы народных депутатов входят в единую систему представительных органов государственной власти, выполняя функции местного самоуправления; решения местных органов могут быть отменены вышестоящими органами государственной власти и управления.
Значительному шагу вперед, ознаменовавшему новый этап на пути становления местного самоуправления в соответствии с международно-правовыми принципами, закрепленными в Европейской Хартии, способствовала последняя редакция отдельных статей Конституции, принятая ВС ПМР 21 июня 2000 г. Местное самоуправление в ней провозглашается одной из основ конституционного строя и гарантируется в качестве таковой. Это обязывает государство защищать и содействовать его развитию и деятельности. В связи с изложенным предполагалось провести реформу местного самоуправления. Однако на данном этапе по ряду объективных причин ее проведение оказалось невозможным, поэтому в отличие от ранее действовавшей редакции Конституции ПМР, в которой содержался целый раздел, посвященный местному управлению и самоуправлению, внесенные поправки исключили излишнюю регламентацию деятельности органов местного государственного управления и местного самоуправления и отнесли их детальное регулирование к специальным правовым актам законодательного характера, оставив только статусные положения.
Конституцией закрепляется положение, что Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), являющиеся административно-территориальными единицами республики, входят в единую систему представительных органов государственной власти ПМР, а государственные администрации городов, районов, также являющиеся административно-территориальными единицами республики, вливаются в единую систему исполнительных органов государственной власти ПМР и осуществляют функции государственного управления в городах и на территориях районов. При этом в качестве одной из основ организационной самостоятельности местного самоуправления заложена судебная проверка на соответствие Конституции и действующему законодательству правовых актов органов местного самоуправления перед их отменой, а также защита местных органов при их досрочном роспуске.
С принятием Гражданского кодекса ПМР (часть первая), в котором в качестве самостоятельной формы собственности вводится муниципальная собственность, находящаяся в исключительном ведении местных органов, создаются законодательные предпосылки для становления экономической основы местного самоуправления в ПМР.
Заключение
В XX в. история Приднестровья характеризовалась не менее сложными и драматичными событиями, чем на протяжении всех предшествовавших столетий. Новую эпоху для народа Приднестровья, как и для всех других народов бывшей Российской Империи, открыла Октябрьская революция, имевшая поистине всемирно-историческое значение и во многом определившая характер противоречий и конфликтов, раздиравших человечество в XX в.
Совершенная во имя ликвидации эксплуатации человека человеком, освобождения труда и установления безграничной власти трудящихся, революция поставила у кормила государства партию большевиков, которые считали себя единственной силой, способной эффективно управлять страной во благо народа, а потому уничтожали своих противников и тех, кого они к ним причисляли, сначала идейно, политически, а затем и физически. В итоге сами большевики ленинской школы почти все погибли в горниле безжалостной однопартийно-тиранической системы тоталитарного бюрократического абсолютизма, установленного в СССР не без их участия.
Вряд ли в Приднестровье, как и во всех других городах и весях Советского Союза, найдется хотя бы один уголок, которого бы не коснулись массовые репрессии, депортация, раскулачивание, высылки - все то, что явилось истинной трагедией народа и оставило в сердцах людей глубокую незаживающую рану. Тем не менее, факт остается фактом: межвоенный период - от окончания гражданской до начала Великой Отечественной войны - стал эпохой стремительного социально-экономического прогресса и величайших культурных преобразований в жизни народа. Не случайно именно в эту эпоху впервые за всю многотысячелетнюю историю существования на приднестровских землях различных цивилизаций здесь создается своя собственная государственность.
Уже в 1922 г. жители многонационального Приднестровья в качестве граждан Украины участвовали в создании Союза Советских Социалистических Республик и стали в определенном смысле его соучредителями, чего было лишено население Бессарабии, оккупированной в то время войсками королевской Румынии. Это сказалось впоследствии и на различном отношении приднестровцев и официального Кишинева к выходу Молдавии из состава СССР и распаду державы.
Образование государственности в форме Молдавской Автономной ССР в составе Украинской ССР имело исключительно важное значение для приднестровского народа - как для современников тех событий, так и для их потомков. Независимо от политических целей и устремлений, которыми руководствовались при создании МАССР лидеры Коминтерна, партии и государства, образование республики в Левобережном Приднестровье сыграло неоценимую роль в консолидации его жителей в единую социокультурную полиэтническую общность, в формировании особой приднестровской ментальности и ускорении тех процессов, которые берут свое начало в глубине веков, но по-настоящему отчетливо стали проявляться в конце XVIII - XIX в.
Соединенные общей судьбой и единым гражданством, спаянные общими победами и радостями, общими поражениями и трагедиями, приднестровцы не выделяли себя каким-либо образом из состава близкородственных им народов - молдаван, украинцев, русских, - но в их среде интенсивно формировались региональная идентичность, осознание своей неординарности, неповторимости в "единой семье братских народов". Придание (согласно принятым тогда принципам национально-государственного строительства) молдавскому населению, не составлявшему ни абсолютного, ни относительного большинства, статуса "титульной нации" в Молдавской автономной республике не вызывало никаких опасений у преобладавших в численном отношении славян. Неожиданная ликвидация сталинским режимом в 1940 г. приднестровской государственности, перекраивание границ Украины и МАССР, создание союзной Молдавской ССР с включением в ее состав приднестровских районов ликвидированной республики также были восприняты гражданами бывшей МАССР спокойно, если не сказать, с энтузиазмом. Границы между союзными республиками внутри страны не имели, да и не могли тогда иметь такого значения, какое они стали приобретать спустя полстолетия, в эпоху "парада суверенитетов" и выхода республик из состава СССР
Тягчайшие испытания военной поры, самоотверженная борьба против фашистских оккупантов, голод и трудности первых послевоенных лет, социалистическая индустриализация, внедрение новых технологий в промышленную и аграрную отрасли, в экономику, бурное развитие народнохозяйственного комплекса в Приднестровье в 6070-е годы - эти явления и события приднестровцы переживали вместе со всем народом страны, и никаких сепаратистских тенденций в их среде никогда не возникало. И лишь в эпоху развала СССР, с приходом к власти в республике оголтелых националистических сил, возведением агрессивной румынизации в ранг официальной государственной политики и объявлением присоединение к Румынии основной целью государственного развития Молдавии актуализировалась идея возрождения приднестровской государственности как единственного пути к самосохранению народа, построению свободного демократического общества, основанного на непреходящих гуманистических ценностях.
Взяв историческую инициативу в свои руки, народ Приднестровья фактически совершил бескровную революцию, феноменальную в своем роде. Начиная со всеобщей политической забастовки, прошедшей в августе-сентябре 1989 г., вся полнота власти последовательно, шаг за шагом, без насилия и эксцессов отбиралась у партийных комитетов, номенклатурного чиновничества и переходила к народу в лице его выборных представителей - наиболее активной и деятельной части трудящихся, членов забасткомов и Советов трудовых коллективов, которые сумели не на словах, а на деле претворить в жизнь самые насущные чаяния и желания абсолютного большинства жителей Приднестровского региона. Организация первых в Советском Союзе референдумов, выявивших мнение населения по вопросу о возрождении государственности в Приднестровье, стала важнейшей вехой на этом пути, придавая правовую легитимность и абсолютную законность осуществляемой идее воссоздания автономии. Овладев массами, эта идея превратилась в материальную силу 2 сентября 1990 г., когда на II Чрезвычайном съезде депутатов всех уровней от Приднестровья было провозглашено создание Приднестровской МССР (с 5 ноября 1991 г. -Приднестровская Молдавская Республика).
Косное и малокомпетентное руководство Молдовы, сплошь состоявшее из высшей национальной партийно-номенклатурной элиты, резко изменившей свою идеологию с правоверно-коммунистической на махрово-националистическую и даже неонацистскую, не нашло ничего лучшего, как объявить народу войну, которая достигла своего апогея весной-летом 1992 г. и принесла неисчислимые беды и страдания не только приднестровцам, но и населению Молдовы. Все военные авантюры Молдовы, все террористические акции подготовленных ею боевиков, все экономические, финансовые, таможенные, информационные и прочие блокады по отношению к "самопровозглашенной" республике, организованные националистическим руководством Молдовы, не достигли своей цели, поскольку невозможно подчинить народ, который желает жить свободно и достойно, который уважает себя и стремится к благополучию, миру и спокойствию.
Более того, все попытки руководства Молдовы силой раздавить государственность приднестровского народа или задушить ее в петле всевозможных блокад приводили к прямо противоположным результатам, ибо перед лицом растущей угрозы приднестровцы лишь еще теснее консолидировались в единый монолит, о который разбивались волны новых провокаций и угроз. Ни одна из поставленных Молдовой политических целей, не была достигнута ни в ходе военных действий против ПМР, ни во время попыток "мирного" уничтожения республики, ее государственных структур, политической власти и экономического потенциала. За более чем десятилетнее существование приднестровской государственности руководству Молдовы ни разу не удалось продемонстрировать миру военное, экономическое, политическое и духовное превосходство "легитимной" РМ над "самопровозглашенной" ПМР.
Наоборот, охваченная в последние годы глубочайшим финансово-экономическим, политическим и моральным кризисом, Молдова постоянно подтверждает свою агрессивную сущность: она готова скорее уничтожить собственный народ, не говоря уж о гражданах Приднестровья, чем искать с ними согласия, мира и компромисса. Приднестровье же с момента возрождения государственности не только никогда не искало поводов для раздора с РМ, но и выражало желание строить общее с ней государство на основе взаимоуважения и равноправия. Однако образ агрессивной "республики-самодержца", созданный в свое время ее президентом М. Снегуром, стал настолько привычным, что не заставил усомниться в этом ни пришедшего ему на смену П. Лучинского, ни В. Воронина, избранного в 2001 г. Никто из них не сделал и малейшего шага навстречу народу, чтобы хоть как-то смягчить образ маленькой злобной республики. И трудно сказать, сколько еще политиков сменится в Кишиневе, пока руководство Молдовы не осознает простую истину: народ, ощутивший себя свободным, невозможно поставить на колени, какие бы ярлыки на него не навешивали - "мигранты", "оккупанты", "манкурты", "шантисты" и т. д. Лишь при наличии доброй воли и стремления к согласию и миру можно создать общее государство, в котором права человека станут действительно наивысшей ценностью как для Молдовы, Гагаузии, так и для Приднестровья.
Нынешнему поколению правителей Молдовы, по-видимому, так и не удастся понять, что идея общего государства станет приемлемой и привлекательной для жителей Приднестровья при одном условии: если завоеванные ими свободы не только не будут урезаны, но еще и приумножатся в общем государстве, а благополучие, безопасность и права личности будут надежно гарантированы всем укладом жизни и государственным строем такого образования, которое навсегда обречет на поражение все попытки реванша со стороны бесноватых унионистов и неонацистов, попытки повторить кровавые события 1990-1992 гг. А пока это не предвидется даже в проектах, гражданам Приднестровья свободнее и спокойнее живётся под сенью собственной государственности. Тем более, что руководство Молдовы даже на словах не собирается каяться в совершенных этим государством преступлениях против своего народа, как не собирается и реформировать обустройство республики на основах расширения самоуправления, федерализации ее земель, укрепления институтов гражданского общества на принципах субсидиарности.
Приднестровцы смотрят в наступивший XXI век с надеждой и оптимизмом. Постепенное упрочение экономики, стабилизация социальной жизни, развитие собственной государственности укрепляют основы гражданского мира и согласия в ПМР, открывают новые перспективы для ее жителей. Постоянное саморазвитие и движение вперед -таков путь приднестровского народа, такова судьба и его государственности - Приднестровской Молдавской Республики.
Литература
1.Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: Издательство ПРИОР, 2005.- 687с.
.История России: Учебник ( А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н.Зуев и др.) Под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш.шк., 2005.- 614с.
.История России: Учебник для студ. вузов( А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2006.- 525с.
.Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. вузов( Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.- 4-е изд.. перераб. и доп.- М.: Норма, 2006.- 777с.
.Отечественная история: Конспект лекций.( Л.И.Семенникова, Н.Л.Головкина, Т.В.Сдобнина, Н.Н.Черкесова.- 2-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2006.- 320с.