Услуги рынка ценных бумаг как вид финансовых услуг

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,96 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Услуги рынка ценных бумаг как вид финансовых услуг

Введение

Финансовый рынок - это система торговли финансовыми инструментами. Здесь происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала.

Основную роль играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов.

На валютном рынке совершаются валютные сделки. На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. На рынке капиталов аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Иногда рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг (РЦБ) и рынок ссудных капиталов.

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия(выпуск) и купля - продажа ценных бумаг. Он является одновременно индикатором (показателем) финансового рынка и главным его финансовым рычагом.

Услуги на рынке ценных бумаг (РЦБ-услуги) являются видом финансовых услуг, необходимость и специфика которых обусловлены основными характеристиками ценных бумаг. Выделение РЦБ-услуг в совокупности финансовых услуг на основе объектно-субъектного подхода позволяет позиционировать этот вид услуг по отношению к другим финансовым услугам и уточнить уже существующие классификации финансовых услуг.

Итак, цель данной работы - изучить услуги на рынке ценных бумаг, как вид финансовых услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

. Изучить участников рынка ценных бумаг

. Рассмотреть компании по работе с ценными бумагами

. Проанализировать услуги брокеров

. Проанализировать раздельный учет средств клиента и собственных средств компании

. Рассмотреть предоставление инвестиционных консультаций клиентам

. Изучить управление портфелем ценных бумаг клиента

. Проанализировать оказание услуг по арбитражу

. Изучить предоставление услуг маркет-мейкера

. Проанализировать кризис на рынке брокерских услуг

. Проанализировать требования к участникам фондового рынка

1. Финансовые услуги на рынке ценных бумаг

.1 Участники рынка ценных бумаг

ценный рынок мейкер портфель

Сущность деятельности рынка ценных бумаг сводится ко взаимодействию эмитентов, т.е. тех его субъектов, которые выпускают ценные бумаги, и инвесторов - юридических или физических лиц, приобретающих ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Среди инвесторов выделяют институционных инвесторов. Под ними понимаются организации, располагающие значительными свободными денежными средствами, которые могут инвестироваться в ценные бумаги. К институционным инвесторам относятся, кроме страховых компаний, пенсионных фондов, различных кредитных организаций, также и коммерческие банки. Связь между эмитентом и инвестором осуществляется посредством различных субъектов фондового рынка: от брокерских контор, преимущественно ориентированных на быструю выгоду от спекуляции ценными бумагами, до инвестиционных фондов и инвестиционных банков, чья инвестиционная стратегия нацелена на долгосрочную перспективу. Все инвестиционные посредники являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, т.е. юридическими лицами, в том числе кредитными организациями, а также физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, которые осуществляют такие виды деятельности, как:

брокерская;

дилерская;

деятельность по управлению ценными бумагами;

клиринговая;

депозитарная;

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг можно разделить на две общие группы: управление и учет ценных бумаг.

Целесообразно дать только общую характеристику перечисленных выше видов профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг в рамках выделенных групп и не рассматривать каждый из них детально, так как для раскрытия темы данной работы подробное их описание не столь важно.

К управлению ценными бумагами относятся следующие виды деятельности.

Брокерская деятельность - это деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Дилерская деятельность - это деятельность по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем осуществления котировки ценных бумаг (объявление цен покупки и продажи на определенные ценные бумаги), по которым лицо, занимающееся указанной деятельностью и именуемое дилером, обязуется покупать и продавать эти ценные бумаги.

Деятельность по управлению ценными бумагами - это осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги.

К деятельности по учету ценных бумаг относятся следующие виды профессиональной деятельности.

Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств, а точнее сбору, сверке, корректировке информации по сделкам с ценными бумагами, и подготовке бухгалтерских документов по ним и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарная деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и связанному с этим учету и переходу прав на ценные бумаги.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

1.2 Компании по работе с ценными бумагами

Большинство людей считают, что компания по работе с ценными бумагами - это фирма, выступающая в качестве агента, который берет комиссию за консультацию и предоставление услуг для клиентов, предполагая, что этот агент всегда будет зарабатывать деньги, так как он берет комиссию за то, что покупает ценные бумаги, когда цены начинают расти, и продает их, когда цены начинают падать (хотя на самом деле все может быть совсем по-другому).

В общих чертах деятельность компаний, работающих с ценными бумагами, называется посредничеством, так как они выступают в качестве промежуточного звена в процессе сведения покупателей и продавцов.

Основная часть их работы заключается в том, что они выступают в качестве агента клиента, что закреплено в контракте. Теоретически это означает, что брокер знакомит покупателя и продавца для того, чтобы обеспечить проведение операции. На практике это происходит очень редко. На западных организованных рынках биржи и рынки требуют, чтобы в соответствии с их правилами брокерские конторы несли ответственность за действия своих клиентов. Таким образом, если клиент не может совершить поставку ценных бумаг при сделке на продажу, то тогда брокер должен осуществить эту поставку сам, купив ценные бумаги на рынке. И наоборот, если клиент не может заплатить за ценные бумаги при сделке на покупку, то тогда брокер должен сам профинансировать покупку и затем продать эти ценные бумаги для того, чтобы осуществить платеж (или оставить позицию у себя).

Для понимания роли брокера нужно учитывать те взаимоотношения, которые существуют на бирже / рынке.

Обычно регулируемые биржи устанавливают жесткие условия членства и получения листинга. Таким образом, каждая брокерская фирма должна удовлетворять требованиям к достаточности капитала и компетентности, чтобы поддерживать надежность рынка и уверенность в нем пользователей. Обычно требуется, чтобы брокер располагал техникой, которая позволяет предоставлять отчеты в соответствии с требованиями биржи и соблюдать стандарты проведения платежей. В дальнейшем взаимоотношения, которые складываются на рынке, зависят от структуры биржи, например, от того, использует ли биржа маркет-мейкеров, или же операции проводятся напрямую между брокерами.

Таким образом, взаимоотношения будут зависеть от того, должны ли брокеры как агенты проводить операции через оптового маркет-мейкера, или же операции осуществляются только тогда, когда брокер найдет агента со встречной заявкой (или принципала). Обычно на рынках, не использующих маркет-мейкеров, брокеры совершают большинство сделок с принципалами с точки зрения проводимых на бирже операций, как правило, брокерам не разрешается отказываться от сделки только потому, что они не хотят работать с этим контрагентом.

1.3 Услуги брокеров

На посредническом рынке от брокеров, как правило, требуется предоставлять своим клиентам платежно-расчетные услуги по всем операциям, которые прошли через их агентство, или операциям с принципалами. Поскольку от брокера обычно требуется, чтобы он брал на себя обязательства по осуществлению расчетов в соответствии с правилами биржи или рынка, то ему необходимо иметь системы и процедуры, которые позволят осуществлять этот процесс правильно и эффективно. Это влечет за собой то, что при заключении сделок системы брокера должны обеспечивать получение и передачу всей необходимой документации. Эта документация будет зависеть от стиля поставки, характерного для данного рынка.

Если условия требуют физически поставить сертификаты или права, то тогда будут требования, например, поставить действительный сертификат на имя владельца. Если ценная бумага не представлена никакими бумажными носителями, то документация может потребовать только электронных шифрованных сообщений.

В любом случае следующая стадия состоит в том, чтобы обеспечить перерегистрацию для формального перехода прав от продавца к покупателю. Затем происходят расчеты с продавцом, когда полученные от покупателя деньги переводятся продавцу.

В случае с клиентом-покупателем у брокера, совершенно очевидно, существует потребность быть уверенным в том, что покупатель предоставит ему достаточно средств для того, чтобы оплатить покупку своевременно.

Любая задержка в получении чистой суммы приведет к тому, что брокер должен будет профинансировать покупку ценных бумаг из своих собственных источников. Конечно, при выполнении всех этих действий очень важно учитывать время. В настоящий момент на многих рынках существуют требования к тому, что весь процесс был завершен в течение короткого периода времени. На многих рынках существуют определенные условия расчетов, которые обязательно должны выполняться, которые называются Т + 3 (или 5), т.е. расчеты и поставка происходят на третий (или пятый) рабочий день с момента заключения сделки.

.4 Раздельный учет средств клиента и собственных средств компании

Следующий фактор, который является жизненно важным на организованных рынках, состоит в том, что от брокера, выполняющего посреднические функции, ожидается или даже требуется обеспечение защиты средств клиента. Это нормативное требование означает, что брокер всегда должен суметь продемонстрировать раздельность (официально - обособленность) средств, активов и инвестиций клиента от денежных средств и активов брокерской фирмы, выступающей в качестве принципала. Это обеспечивается в результате создания отдельных банковских счетов, на которых будут находиться средства клиентов, которые пока не требуются для расчетов. Уполномоченный банк должен четко определить номенклатуру этих счетов и в официальном порядке осуществлять контроль за этими средствами с тем, чтобы они не использовались ни брокером в личных целях (только для погашения долга клиента перед брокером), ни в процессе официальной ликвидации брокерской фирмы.

Меры регулирования, как правило, также требуют проведения тщательного аудита этих счетов. Результатами этого процесса является следующее: брокеру необходим доступ к средствам для того, чтобы проводить в случае необходимости расчеты по операциям клиентов; вероятность использования средств клиента в мошеннических целях сокращается; таким образом, клиент будет чувствовать себя более уверенно, оставляя деньги у брокера.

Поощрение клиентов оставлять средства на таких счетах позволяет системе расчетов быть более эффективной.

1.5 Предоставление инвестиционных консультаций клиентам

И последнее. Выполняя роль посредника, брокер выполняет еще одну очень важную роль: предоставление инвестиционных консультаций клиентам. В этой связи необходимо понимать, что клиенты должны рассматривать брокера как профессионала в области инвестиций и будут обращаться к нему за советом по выбору инвестиций (в соответствии с определенными требованиями к соблюдению критериев), по налогообложению и планированию.

С психологической точки зрения следует понимать, что большинство инвесторов полагают, что те инвестиции, которые приносят им хорошую прибыль, являются их заслугой (независимо от того, следовали ли они рекомендациям брокера или нет), а те инвестиционные решения, которые приводят к убыткам, являются виной брокера.

Хороший брокер должен сделать частью своей работы постоянные исследования рынков и инвестиций, направленные на то, чтобы расширить свои знания, на основе которых он дает рекомендации клиентам.

Очень важно, чтобы инвестиционные решения основывались на известной информации. Исследования, таким образом, представляют собой толкование информации с точки зрения понимания последствий событий, которые периодически повторяются в истории. Другими словами, в процессе исследований осуществляется попытка сформировать свою точку зрения на ценность каждой конкретной инвестиции. Брокеры могут использовать результаты своих решений в пользу клиентов в качестве основы для принятия инвестиционных решений.

Помимо посреднических и исследовательских функций брокерские компании предоставляют и ряд других услуг, которые являются частью обычного набора услуг, ожидаемых рынком. Поскольку одна из основных функций брокера, выступающего в качестве агента, состоит в предоставлении консультаций по инвестиционным вопросам, то вполне логично, что брокеры хотят предлагать и услуги по управлению средствами от имени клиента.

.6 Управление портфелем ценных бумаг клиента

Большинство индивидуальных инвесторов хотят зарабатывать на своих деньгах больше, чем они могут получить от банковских депозитов. Однако, не имея специальных знаний, возможностей и времени для отслеживания цен, управлять индивидуальным портфелем очень сложно.

В большей степени это распространяется на сбережения среднего уровня. Следовательно, для большинства частных лиц выгодно вкладывать свои средства (или, по крайней мере, часть своих средств) на счет к брокеру для того, чтобы он профессионально управлял ими.

В такой ситуации регулирующие органы почти наверняка потребуют проводить операции при соблюдении определенных согласованных условий. Такие условия, например, могут зависеть от готовности инвестора принимать на себя риск (и различные категории риска), от того, какой убыток может себе позволить инвестор; насколько серьезен получаемый доход для клиента; хочет ли клиент добиться прироста капитала (самого по себе или в сочетании с получением текущего дохода); какие виды инвестиционных продуктов могут быть приобретены, а какие нет; а также любые другие разумные ограничения. Также необходимо, чтобы брокер получил доверенность или какой-либо аналогичный документ, который позволял бы ему управлять средствами клиентов, поскольку эти активы остаются собственностью клиента, и брокер будет осуществлять покупку и продажу от имени клиента.

Другие клиенты могут попросить брокера не только предоставлять рекомендации относительно инвестиций, но и консультировать их по вопросам управления портфелем. Здесь основная задача состоит в том, чтобы посоветовать клиенту, как правильно сформировать портфель. Хотя клиенты могут (и, как правило, так и происходит) настаивать на том, чтобы самим принимать инвестиционные решения, брокер все-таки может им посоветовать, как правильно сочетать в портфеле инвестиции с фиксированным доходом и долевые инструменты (для того, чтобы иметь равные возможности как для получения дохода, так и для прироста капитала).

Наряду с рекомендациями относительно оптимальной диверсификации портфеля, необходимо также обратить внимание клиента на валютный, страновой и отраслевой риски. Это также распространяется на те случаи, когда счета клиентов управляются брокером, но для того, чтобы принять какое-либо инвестиционное решение, брокер должен получить разрешение клиента.

Еще один вид услуг, который следует упомянуть, - это проведение оценки. На многих строго регулируемых международных рынках предоставление таких услуг часто является регулятивным требованием по отношению к тем клиентам, счетами которых брокеры управляют по своему усмотрению. Хотя многие инвесторы следят за своими инвестициями, все-таки для них это мало полезно, если они не знают их стоимости. Как уже говорилось раньше, большинство брокеров имеют быстрый доступ к текущим и историческим ценам (иногда через электронные системы), и, следовательно, для инвесторов было бы выгодно воспользоваться этой информацией для оценки стоимости своих инвестиций. При такой оценке необходимо знать о том, что входит в состав конкретной инвестиции (включая число акций), а также необходимо делать корректировки на различные капитальные действия, такие, как выпуск прав и бонусные эмиссии.

Стоимость таких услуг будет разной у разных брокеров. Некоторые фирмы могут предоставлять часть (но вряд ли все) своих услуг бесплатно, включая их стоимость в общую комиссию за обслуживание.

.7 Оказание услуг по арбитражу

Важное значение имеет та деятельность, которой фирма занимается от своего собственного имени и которая может облегчить операции клиентов наряду с тем, что является потенциальным источником прибыли для самой фирмы. Этой деятельностью не могут заниматься фирмы, которые выступают только в качестве агентов. Однако с приходом компаний, работающих в двух направлениях (т.е. как агент, и как принципал), и с вторжением коммерческих и инвестиционных банков в сферу финансовых услуг (хотя в США и в большинстве европейских стран это существовало всегда), профессиональные клиенты ожидают такого обслуживания.

Одна из таких областей, которая облегчает обслуживание клиентов, называется арбитражем. Под арбитражем подразумеваются операции, при которых брокеры ищут аномалии, несоответствия в инвестиционных ценах, например, между: обыкновенной акцией и инструментом, в который она может быть конвертирована; акцией национальной компании и ее АДР или ГДР; производным инструментом и его базовым активом; двумя аналогичными производными инструментами; государственными облигациями с различными сроками погашения и т.д.

В определенной степени клиенты (особенно институциональные) часто считают, что арбитражная торговля осуществляется за счет конечного пользователя. Это происходит потому, что предполагается, что самое «дешевое» предложение будет использовано арбитражером, так как он постоянно ищет аномалии и не предоставляет таких возможностей другим конечным пользователям. Однако необходимо понимать, что процесс арбитража особенно важен для любого рынка капитала, так как его основная функция заключается в создании ликвидности. Таким образом, результат арбитража заключается в том, что, создавая ликвидность, он позволяет клиентам заключать выгодные для них сделки тогда, когда это для них удобно.

.8 Предоставление услуг маркет-мейкера

Еще одна область, которая облегчает проведение операций клиентами (здесь брокерская фирма выступает в качестве принципала), - это предоставление услуг маркет-мейкеров, что означает, что фирма (или отдельное лицо) выступает оптовым продавцом ценных бумаг. Не на всех рынках работают маркет-мейкеры; это является особой чертой рынков, расположенных, например, в Великобритании. В принципе роль маркет-мейкера состоит в готовности назвать двустороннюю котировку рыночным посредникам с тем, чтобы обеспечить ликвидность продуктов, обращающихся на рынке. Маркет-мейкеры, обеспечивающие ликвидность рынка, получают определенные привилегии в качестве вознаграждения за тот риск, который они берут на себя, заключая сделки независимо от того, хотят они этого или нет. Процесс выставления котировок состоит в том, что маркет-мейкер определяет спрэд между ценой, по которой он готов купить инструмент, и ценой, по которой он готов его продать.

По крайней мере, теоретически, потенциальная прибыль для маркет-мейкера как для оптовика заключается в разнице между двумя ценами.

На самом деле торговля не так уж проста, как может показаться, так как в одно и то же время может существовать очень много покупателей и лишь несколько продавцов, и наоборот. В связи с этим необходимо, чтобы маркет-мейкер мог открыть короткую позицию (т.е. продать те ценные бумаги, которых у него нет) и иметь возможность взять ценные бумаги в кредит для того, чтобы осуществить поставку этих ценных бумаг. Более того, маркет-мейкерам обычно предоставляется приоритетное право заключать сделки по своим котировкам до того, как это сделают другие пользователи рынка. Если фирма выступает и как агент, и как принципал, то тогда маркет-мейкеры могут предоставлять агентам из их же группы некоторые привилегии с точки зрения готовности осуществить сделку по запрашиваемой цене.

Этот принцип и стремление брокеров заработать комиссию на той и на другой стороне приказа приводят к концепции встречных приказов клиентов. Поскольку потребности и инвестиционные портфели разных клиентов могут значительно различаться, то очень часто бывают случаи, что одна и та же ценная бумага может рассматриваться как убыточная для одного инвестора и в то же время оставаться привлекательной для другого инвестора. Соответственно брокер с приказом на продажу может знать о том, что существуют клиенты, которые хотели бы купить эту же ценную бумагу (хотя запрашиваемые клиентами цены могут быть разными). Однако верным является и то, что рынки не стоят на месте, и взгляды могут резко измениться. Соответственно для брокерской конторы может быть выгодно постараться как можно быстрее найти встречные заявки для заявок своих клиентов, не говоря уже о том, что клиент будет благодарен за ту помощь, которую ему предоставили (т.е. он будет лоялен по отношению к тому, кто ему помогает).

Как говорилось раньше, этот процесс помощи клиентам в проведении операций может являться неотъемлемой частью роли маркет-мейкеров, входящих в группу компании, но это также может являться продолжением процесса помощи клиентам, т.е. здесь компания будет выступать в качестве принципала. При условии, что компания, работающая с ценными бумагами, имеет достаточно свободных средств (или возможность получить кредит), фирма может использовать эти средства для себя как независимого инвестора, т.е. в дополнение к агентской функции. Тогда та часть компании, которая работает как принципал, может продолжать помогать агентскому отделу обслуживать клиентов (по тем причинам, которые упоминались раньше), поскольку складывающиеся позиции могут быть захеджированы (защищены) или управляться с использованием различных методов.

В принципе и маркет-мейкеры, и внутренние арбитражеры тоже могут выступать в качестве принципалов помимо фактических внутренних инвесторов-принципалов. Естественно, основная задача каждого из этих сегментов - это получение прибыли для фирмы и повышение доходности используемого капитала. Принцип, лежащий в основе двойного функционирования, состоит в том, чтобы попытаться добиться лояльности клиентов, предоставляя им столько услуг, сколько им надо. Однако в действительности клиенты, особенно институциональные клиенты, постоянно находятся под давлением с точки зрения повышения собственной результативности, поэтому соблюдение лояльности не всегда бывает экономически оправданно.

2. Анализ услуг рынка ценных бумаг в РФ

.1 Кризис на рынке брокерских услуг

Кризис на фондовом рынке ударил по бизнесу российских инвестиционных компаний. Осенью прошлого года, когда российские фондовые индексы потеряли более трех четвертей от своих максимальных значений, казалось, что переживут этот кошмар немногие. Проблема выживания встала даже перед крупнейшими игроками. Суммарные обороты инвесткомпаний по акциям, согласно отчетности ФБ ММВБ, за три квартала 2009 года составили 23 трлн руб. Это почти на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объемы операций с облигациями сократились еще больше - в 2,8 раза, до 2,6 трлн руб. Причем падение оборотов по муниципальным облигациям было трехкратным. Вдвое снизились объемы биржевых сделок с паями. Однако если рассматривать поквартальную динамику биржевых операций с ценными бумагами, то ситуация не выглядит такой уж плачевной. Напротив, инвесткомпании стремительно восстанавливают утраченные позиции. Более чем двукратный провал по объему операций в четвертом квартале 2008 года (4,2 трлн руб.) и первом квартале 2009-го (4,9 трлн руб.) сменился стремительным ростом в последующие месяцы. Во втором и третьем кварталах этого года объемы торгов акциями составляли около 9 трлн руб., что близко к докризисным значениям - 10-11 трлн руб. за квартал. Темпы восстановления рынка облигаций пока отстают. Его доля в общем обороте за третий квартал была чуть больше 13% (1,4 трлн руб.), тогда как год назад превышала 20% (3,0 трлн руб.).

В целом интерес к фондовому рынку со стороны частных клиентов на протяжении последнего года оставался высоким. Как отмечает главный сейлз-трейдер JP Morgan в России Владимир Чхиквадзе, в этом году выросла активность российских спекулятивных игроков, в то время как активность институциональных инвесторов в целом снизилась. По словам директора управления «Персональные инвестиции и финансы» группы компаний «Тройка Диалог» Андрея Звездочкина, «если приток средств частных клиентов в ПИФы и сократился, то на рынке брокерского обслуживания активность клиентов значительно выросла». По оценке заместителя гендиректора ИФК «Метрополь» по инвестиционно-банковской деятельности Хока Саншайна, активность профессиональных инвесторов на рынке акций по сравнению с прошлым годом снизилась примерно на 50%. В сентябре этого года, согласно данным ФБ ММВБ, доля операций физических лиц с акциями выросла до 35,1% - максимального уровня за все время наблюдения. Показательно, что в первой половине 2008 года эта доля сокращалась, оставаясь ниже 17%.

В кризисные месяцы уменьшалась и доля нерезидентов в торговле ценными бумагами. Если до сентября прошлого года на сделки в их пользу приходилось до 37% рынка, то в кризис - до 20%. Как объясняет Хок Саншайн, нерезиденты стали чувствительнее к собственным рискам, чем год назад. Однако и эта ситуация меняется. В сентябре 2009-го доля нерезидентов в торгах на ФБ ММВБ выросла до 28,4%.

2.2 Требования к участникам фондового рынка

ФСФР в несколько раз повысил требования к размеру уставного капитала фондовых компаний. Новым стандартам, которые вступят в силу через 10 месяцев, не отвечает почти половина профессиональных участников рынка. Сильнее всего нововведения ударяют по местным игрокам, которые рискуют уступить в конкурентной борьбе московским компаниям.

Требования к участникам фондового рынка и управляющим компаниям ужесточились. Согласно приказу ФСФР России, с 1 июля 2010 года минимальные требования к капиталу брокеров увеличиваются в 3,5 раза - с 10 до 35 млн рублей; к брокерам, совмещающим свою деятельность с депозитарной, - в 1,5 раза - с 40 до 60 млн рублей. С 1 июля 2011 года эта планка требований повышается до 50 и 80 млн рублей соответственно. В 10 раз требуется увеличить капитал дилеров - с 5 млн рублей до 50 млн рублей.

Глава Федеральной службы России по финансовым рынкам Владимир Миловидов объяснил необходимость повышения капитализации финансовых институтов защитой прав инвесторов. «В результате введения новых нормативов на рынке останутся только компании, которые понимают свою ответственность и будут финансово устойчивыми», - прокомментировал он.

По данным ФСФР, сегодня перед регулятором отчитывается около 1600 участников рынка. Размер капитала почти половины из низ (768 компаний), по данным на прошлый месяц, не соответствует новым требованиям». В следующем году компании, которые не смогут увеличить капитал, будут лишены лицензии. «С рынка могут уйти небольшие региональные профессиональные участники, которые не оказывают серьезного влияния на этот рынок услуг. Причем это будет не совсем «уход» с рынка, а скорее произойдет несколько слияний или поглощений.

То есть мелкие игроки будут объединятся, либо их будут скупать более крупные участники рынка», - считает директор челябинского филиала БКС Илья Рощупкин. С ним соглашается и аналитик ИК «ФИНАМ» Юлия Голышева, замечающая, что 60% рынка сейчас контролируют пять крупнейших компаний. На небольших брокеров в сумме приходится всего несколько процентов рынка, т.е. их уход, если он состоится, на рынок практически не повлияет. «При этом увеличение капитала участников рынка станет одним из факторов увеличения его стабильности, более качественной защиты интересов инвесторов», - уверена Юлия Голышева.

На днях НАУФОР провела опрос о готовности компаний увеличить собственные средства к 1 июля 2010 года. Согласно полученным данным, из 323 компаний - членов НАУФОР половина (158) не соответствует требованиям ФСФР России. При том, что компании, находящиеся под угрозой лишения лицензии, сегодня являются прибыльными и имеют рентабельность собственного капитала в среднем 19,5%. Согласно опросу, намерены прекратить деятельность на рынке ценных бумаг 20% участников фондового рынка, рассмотрят варианты реорганизации - 12%. Большинство (60%) компаний с недостаточным капиталом готовы увеличить собственные средства до необходимого уровня. «90% из компаний, представленных в Челябинске, не отвечает требованиям ФСФР по уставному капиталу, - констатирует директор челябинского филиала НАУФОР Виктор Дведенидов. - Большинство компаний, согласно опросу, планирует продолжить профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг». По его словам, региональным компаниям тяжело вывести из оборота суммы, которые требует ФСФР. Последствия таких операций будут негативными для финансовых организаций - резко сократятся их доходы.

Виктор Дведенидов согласен с тем, что рынок ценных бумаг должен быть защищен. Но, по его мнению, есть и другие варианты защиты прав инвестора, как, например, страхование счетов или создание специальных фондов. «Это менее болезненные и действенные меры», - считает эксперт. Сегодня НАУФОР ведет активные переговоры с ФСФР, пытаясь добиться если не отмены требований, то послаблений для региональных участников фондового рынка.

«С начала года, по данным ФСФР, были аннулированы лицензии у 175 профессиональных участников рынка ценных бумаг. Большинство из них ушли с рынка «по собственному желанию».

Эксперты ChelFin. Ru отмечают, что ожидаемое прекращение деятельности некоторых фондовых компаний не затрагивает интересы инвесторов. «Текущее законодательство в полной мере защищает владельцев ценных бумаг», - уверяет Илья Рощупкин. Согласна с ним Юлия Голышева, которая отмечает, что на сегодня брокер не имеет доступа к ценным бумагам клиента».

Заключение

Итак, функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих его и решающих возникающие задачи. Их деятельность требует применения сложной компьютерной техники, обеспечивающей процесс ценообразования и распространения информации. В современных условиях необходима специальная подготовка профессионалов рынка ценных бумаг, включающая как общеэкономическую и техническую, так и, учитывая острые ситуации, возникающие на рынке, психологическую. В деятельности профессионалов рынка ценных бумаг большое значение имеют также опыт и интуиция.

Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются: брокеры (посредники при заключении сделок, сами в них не участвующие); дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом); управляющие (лица, распоряжающиеся переданными им в доверительное управление ценными бумагами); клиринги (организации, занимающиеся определением взаимных обязательств); депозитарии (оказывают услуги по хранению ценных бумаг); регистраторы (ведут реестры ценных бумаг); организаторы торговли на рынке ценных бумаг (оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами) и джобберы (специалисты на конъюнктуре рынка ценных бумаг). Наряду с этими профессионалами рынок ценных бумаг обслуживают банковские служащие, работники инвестиционных фондов, а также государственные чиновники и юристы, обеспечивающие необходимые для финансового рынка законотворчество и контроль.

Список использованных источников и литературы

1.Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 г.

2.Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2005

.Берникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: Инфра-М, 2004

4.Гайдаев В. Рынку мало позитива; Газета «Коммерсантъ» №201 (4018) от 06.11.2008

.Гайдаев В. Фондовые индексы ушли от минимумов; Газета «Коммерсантъ» №218 (4035) от 29.11.2008

6.Ершов М. Системный сбой; Журнал «Эксперт» №42 (631)/27 октября 2008

7.Зверев В., к. э. н., консультант АУВЕР Как инвесторам пережить финансовый кризис; Журнал «Ценные бумаги» №11-2008

8.Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001

9.Осадчий М. Состояние финансового рынка России; РЦБ №18 (369) 2008

10.Радыгин А.Д., Хабарова Л.П., Шапиро Л.Б. Базовый курс по рынку ценных бумаг. - М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2007 - 485 с.

11.Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А. Галанова. - М.: ФиС, 2005

.Рынок ценных бумаг / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Юнити, 2004

.Сайт инвестиционной компании «Финнам» www.finam.ru

14.Аналитика фондовых рынков www.quote.ru

15.Центральный Банк Российской Федерации #"justify">.Министерство финансов Российской Федерации #"justify">.РТС (Российская Торговая Система) #"justify">.ММВБ - Московская межбанковская валютная биржа #"justify">.Федеральная служба по фондовым рынкам http://www.fcsm.ru/

Похожие работы на - Услуги рынка ценных бумаг как вид финансовых услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!