№ п/п
|
Классификационные
признаки социально-экономических объектов
|
Типы
организаций, предприятий, фирм и их организационно-правовые формы.
|
1.
|
Хозяйственные
товарищества и общества.
|
* Полное
товарищество * Товарищество на вере * Общество с ограниченной ответственностью
* Общество с дополнительной ответственностью * Акционерные общества *
Дочерние и зависимые общества
|
2.
|
Производственные
кооперативы
|
Кооперативы
производственного назначения
|
3.
|
Государственные
и муниципальные предприятия
|
* Унитарное
предприятие, * Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного
ведения * Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
|
4.
|
Некоммерческие
организации
|
*
Потребительский кооператив * Общественные и религиозные организации
(объединения) *Фонды * Учреждения * Ассоциации и союзы
|
Предназначение каждой социально-экономической организации
определяется исходя из востребованности социально-экономической среды и тех
функций, которые необходимо выполнить для обеспечения жизнедеятельности Социума
на всех его "этажах", начиная с государственного уровня управления и
кончая организациями, предприятиями, фирмами и различными коммерческими и
некоммерческими организациями и объединениями.
Основным звеном решения проблем общества являются
социально-экономические объекты в виде предприятий, организаций, фирм,
учреждений, которые решают задачи удовлетворения потребности в продукции или
услугах конкретных людей или социума. Каждый член социальной организации
общества удовлетворяет свою потребность в конкретных видах продуктов и услугах.
В конечном итоге потребности человека направлены на
функционирование и развитие личности, а также на функционирование и развитие
всего социума и среды его обитания.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием
социальных и экономических связей между работниками.
К социальным связям относятся:
· межличностные, бытовые
отношения;
· отношения по уровням
управления;
· отношения к человеку
общественных организаций.
К экономическим связям относятся:
· материальное стимулирование
и ответственность
· прожиточный уровень,
льготы и привилегии.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или
диагностике организации.
Социально-экономические организации играют существенную
роль в современном мире. Их особенности:
реализация потенциальных возможностей и способностей
человека;
управление персонал социальная система
формирование единства интересов людей (личных, коллективных,
общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Таким образом, социально-экономическая организация - это
совокупность субъектов и объектов, объединенных единой целью для осуществления
производственно-хозяйственной деятельности - производства продукции или услуг,
и имеющие единую производственную, организационную структуру и систему
управления.
1.2
Управление социально-экономическими организациями
Основными составляющими социально-экономической организации
являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых
данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и
приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Миссия организации - выражение ее философии и
смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы
его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от
текущего состояния организации.
Конечные состояния, к которым стремится организация,
фиксируются в виде ее целей - отдельных характеристик организации, на
достижение которых направлена ее деятельность. Существует два типа:
долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо
большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах
достижения.
Процесс управления социально-экономическими
организациями представляет собой последовательность действий работников
аппарата управления, направленных на достижение целей организации. Следует
иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер, т.е. процесс менеджмента
начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом
управления и заканчивается только с их исчезновением.
Под структурой управления социально-экономическими
организациями понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого
целого.
теxническая - это совокyпность материальныx элементов
организации (зданий, соорyжений, оборyдования, и т.д.) определяющиx
профессионально-квалификационный состав сотрyдников, xарактер и содержание
трyда;
социальная включает в себя совокyпность yчастников,
формальные и неформальные грyппы, определение связей междy ними, норм поведения
и сфер влияния;
социотеxническая включает в себя совокyпность рабочиx мест.
Организационная структура аппарата управления социально-экономическими
организациями - форма разделения труда по управлению производством. Каждое
подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций
управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения
ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением
функций.
Функции - это системный элемент в нормативной модели
образования, функционирования и развития, который при декомпозиции целей
превращается в функции деятельности любой социально-экономической организации.
Декомпозиция целей позволяет выделить функции в организации, с помощью которых
и достигается сама цель (и). Основным инструментом управления в
социально-экономической организации является управленческое решение. Управление
осуществляется путем принятия и введения в действие управленческих решений.
Этапы управленческого цикла для управления
социально-экономическими организациями имеют свою логическую последовательность
и конкретную технологию исполнения каждого этапа.
. Этап. "Прогнозирование". Любая организация
производства начинается с прогнозирования, т.е. предположения, основанного на
разработке концепций, стратегических планов и сценариев будущего организации. С
помощью прогнозов предопределяется будущий результат деятельности организации,
предприятия, фирмы, объединения.
. Этап. "Планирование". Планирование ведется на
каждом уровне управления и в каждом структурном подразделении предприятия.
. Этап. "Организация". Разработать технологическую
последовательность реализации принятого плана. Разработать и издать приказы,
распоряжения, дать указания о закреплении за конкретными лицами каких-либо
разделов вводимого плана действий и технологическую последовательность их
исполнения.
. Этап. "Мотивация". Система мотивации должна
обеспечивать заинтересованность в исполнении закрепленных функций за каждым
участником процесса производства. Мотивация труда коллектива и отдельного его
работника способствует эффективному управлению всей системой производства
продукта.
. Этап. "Координация". Координация - это реакция на
сбой. Координацией вынуждены заниматься руководители по всем уровням
управления. Координация осуществляется с помощью совещаний, заседаний,
экспертиз, что дает понять причину сбоя и выработать реакцию (управленческое
решение), устраняющую сбой в работе организации в целом или в отдельных ее
структурных подразделениях. Приняв и введя в действие соответствующее
управленческое решение, руководитель рассчитывает на компенсацию сбоя в работе
и надеется на выполнение принятого плана.
. Этап. "Контроль". На предприятии специально
разрабатывают различные системы контроля. Различают: контроль за процессом
управления и контроль за качеством продукции.
. Этап. "Анализ". Сравнение плана (нормы) с
результатом и выявление отклонений - это и есть процесс анализа.
. Этап. "Управление". После сравнения результатов
финансово-хозяйственной деятельности и определения отклонений от
запланированных и выяснения причин этих отклонений, руководитель предприятия
или структурного подразделения совместно со специалистами разрабатывает
варианты решений направленных на ликвидацию отклонений и причин их породивших.
Таким образом, воздействие на объект или субъект осуществляется с помощью
конкретного решения. Само управление осуществляется в виде приказов,
распоряжений или прямых указаний как действовать тому или иному лицу, или
целому подразделению.
Таким образом, управление социально-экономическими
организациями можно осуществлять путем воздействия на вход и выход, на
структуры и подструктуры, на системы и подсистемы, на элементы и компоненты, из
которых состоит объект управления - конкретная организация, предприятие или
фирма. На рисунке 2 приведена полная модель социально-экономического
организации и перечень основных ее компонентов.
Рисунок 2 - Полная модель управления социально-экономическими
организациями
Коэффициент оптимального управления социально-экономическим
объектом в такой системе равен отношению двух функций и определяется как:
Куо = f ‘ (x‘) / f (x) ≤ 1
где:
Куо - Коэффициент оптимальности управления объектом.
f (x) - План производства на конкретный период времени.
f ‘ (x ‘) - Факт выполнения принятого плана на
конкретный период времени.
Человек может иметь большую сумму материальных благ, в том
случае когда он будет более профессионален и будет занимать соответствующее
положение в организации, и если сама система будет иметь лучшие конечные
результаты этого труда. Интеллектуальное развитие человека дает
преимущественное право на доход организации, а в нем конечно существенное
значение играет профессиональное развитие. Что в конечном итоге улучшает
параметры организации в целом.
Таким образом, профессионализм - двигатель развития человека.
Это означает, что профессиональная подготовка людей должна стать в обществе
приоритетом и возможностью каждого индивидуума проявить себя максимально и в
конкурентной борьбе, дать возможность занять достойное место в системе
организационно-правовых форм производства продукции или услуг, и этим самым,
дать возможность развиваться самому предприятию, организации, фирме, там где
трудится человек.
Под структурой управления социально-экономическими
организациями следует понимать иерархическую соподчиненность по уровням
управления, которая регулирует отношения между различными службами и
подразделениями и между руководителями этих структурных единиц, входящих в
состав объекта управления.
Выделяют четыре основных традиционных типа структур управления:
линейную; линейно-штабную; функциональную; линейно-функциональную
(комбинированную) .
Социально-экономическая организация имеет структуру, состав и
свою технологию управления. Основным инструментом управления является
управленческое решение. Системными компонентами в любой модели управления
персоналом в являются:
· Иерархическая структура управления;
· Штатное расписание;
· Должностные обязанности;
· Принятая технология управления.
Процесс управления осуществляется с помощью принимаемых
решений, которые имеют свою технологическую последовательность реализации.
В практике деятельности организаций применяют следующие
методы управления персоналом:
Административные методы управления - это методы
административного управления основываются на регулировании деятельности с
помощью законодательных и нормативно-правовых актов на уровне государства,
регионов страны и местного управления. Эта нормативно-правовая база формирует
мотивы поведения населения страны в целом и трудового населения в частности, а
также регламентирует деятельность госучреждений, организаций, предприятий, фирм
и других политических и не политических объединений.
Методы административного управления условно можно разделить
на:
· Методы административного регулирования;
· Методы организационного воздействия;
· Методы распорядительства и координации.
Экономические методы управления - это методы экономического
воздействия на людей и организацию в целом. Эти методы управления приобретают
первостепенное значение особенно в условиях рыночных отношений, когда выгодно
производить качественную и недорогую продукцию. К этим методам можно отнести:
· Планирование на всех уровнях в
организациях;
· Технико-экономическое обоснование
принимаемых решений;
· Технико-экономический анализ;
· Системы экономического стимулирования;
· Материальное стимулирование персонала;
· Кредитная и налоговая политика;
· Система налогообложения хозяйствующих
субъектов;
· Установление экономических норм и
нормативов;
· Страхование персонала и рисков;
· Установление системы санкций и поощрений.
Конкурентные условия заставляют организации производить
экономически выгодную и конкурентно-способную продукцию. Все выше перечисленные
методы направлены на экономически выгодную работу организаций.
Социально-психологические методы управления, это методы
управления, регулирования мотивационного воздействия на поведения людей. Эти
методы основаны на использовании влияния социального механизма управления.
Механизм управления строится на системе взаимоотношений в
коллективе и на формировании и удовлетворении социальных потребностей, как
коллектива в целом, так и индивидуума в частности. К этим методам можно
отнести:
· Социометрию коллектива работников;
· Социальное планирование и социальную
защиту;
· Создание условий для творческой
деятельности;
· Стимулирование развития социокультуры
коллектива и личности, установление моральных санкций и поощрений;
· Удовлетворение культурных и духовных
потребностей;
· Создание оптимального
морально-психологического климата в коллективе и в отдельных группах;
· Установление социальных норм и
стимулирование социального развития коллектива;
· Развитие инициативы и ответственности
коллективов и работников.
Конкурентные условия заставляют организации производить
исследования и анализ социального поведения людей и искать методы управления
трудовыми коллективами, направляя их деятельность на высоко производительный
труд. Все выше перечисленные методы направлены на обоюдную взаимно выгодную
работу самих организаций, их трудовых коллективов и личности - носителя
конкретного труда.
Организационный метод управления развитием персонала,
применение этого метода административно - организационного управления
основывается на системе организационных мер и системе воздействий на коллектив
и на личность в частности. Для реализации этого метода управления организации
создают автоматизированную систему АСУ "Управление развитием
персонала", которая состоит из систем и подсистем:
· Организация и управление обучением
персонала;
· Оценка профессиональной пригодности
персонала;
· Подбор, найм и расстановка кадров;
· Формирование резерва на замещение
персонала;
· Аттестация и ротация персонала.
Таким образом, процесс управления социально-экономическими
организациями представляет собой последовательность действий работников
аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Глава
2. Анализ деятельности Уральского отделения ОАО "РЖД"
2.1
Общая характеристика деятельности Уральского отделения ОАО "РЖД"
Ведущее место в единой транспортной системе РФ занимают
железные дороги. Они имеют важнейшее государственное, хозяйственное и оборонное
значение. Особенно возросла их роль в условиях перехода к рыночным отношениям.
От железных дорог требуется своевременное и полное
удовлетворение потребностей населения, промышленности и сельского хозяйства в
перевозках. Любая задержка выполнения заявки на перевозки наносит ущерб
нормальной работе предприятий, подрывает договорные основы ведения хозяйства.
Министерство путей сообщения управляет деятельностью
подчиненных МПС железных дорог, предприятий и организаций, непосредственно
руководит перевозочной работой, отвечает перед правительством за выполнение
планов и заявок не перевозку грузов и пассажиров, за эффективное использование
технических средств, обеспечение безопасности движения, повышение
рентабельности и снижения себестоимости перевозок.
Каждой отраслью железнодорожного хозяйства руководит в
порядке соподчиненности низших звеньев высшим соответствующее главное
управление или департамент МПС.
Управление строится на сочетании территориального (дороги и
отделения) и отраслевого (главные управления, департаменты, службы дорог,
отделы отделений и предприятия). Основным хозяйственным звеном в системе
управления является дорога, которая состоит из отделений, те в свою очередь
включают в себя линейные предприятия.
Жизнедеятельность любого предприятия, эффективность его
работы в значительной степени определяются его кадровым составом. Научно -
технический прогресс изменяет характер труда, повышает требования к
профессиональному уровню работников, а следовательно, усложняет подбор и
подготовку кадров.
Служба управления персоналом, призванная формировать,
подготавливать и обеспечивать рациональное использование работников
предприятий, имеет решающее значение в современном хозяйстве.
Процесс социального обновления, начавшийся в стране,
возвращает нашему обществу гуманистические идеалы, рассматривающие человека не
как средство, а как цель развития. Поэтому к людям, работающим в любой отрасли
хозяйства, необходимо относиться не просто как к работникам, выполняющим
производственные задания, а как к самостоятельной ценности, ради которой эти
производственные задания и существуют. Кадровая служба должна способствовать
всестороннему развитию личности каждого работника, совершенствованию условий
его труда и быта.
Особенно велика роль кадровой службы на железнодорожном
транспорте. Труд многих работников транспорта связан с обеспечением
безопасности движения, а это требует повышенного внимания, ответственности,
постоянной готовности к действию и ведет к большим эмоционально - психологическим
перегрузкам. Поэтому очень важно правильно организовать подбор работников.
Ряд профессий железнодорожного транспорта относится сегодня к
числу не престижных, прежде всего из-за сложных условий и несовершенных орудий
труда, нерешенности социально-бытовых проблем и недостатков в оплате труда.
Кадровая служба совместно с руководителями предприятий должна
изыскивать способы привлечения к этим профессиям молодежи, закрепления опытных
работников.
Железнодорожный транспорт еще в прошлом веке стал лидером в
научно-технической революции. С одной стороны, это привело к тому, что
транспорт как сложная техническая система требует наиболее подготовленных
работников, а с другой - сформированы достаточно мощные традиции, изменение
которых протекает едва ли не болезненнее, чем в какой-либо другой отрасли.
Поэтому и любые новации в кадровой политике, требуемые
современной обстановкой, сталкиваются с психологическим барьером, преодоление
которого становится одной из задач кадровой службы.
Через отделы управления персоналом проходит большое
количество документов и сведений. Но главное для специалистов по управлению
персоналом - необходимость постоянно находиться в общении с людьми.
Рисунок 3 - Структурная схема управления железными дорогами.
Уральское отделение дороги является одним из основных
подразделений Российской железной дороги, в составе, которого находятся
отраслевые отделы и предприятия. Всего в отделении 78 станций.
Эксплуатационная длина обслуживаемого участка - 1939 километров,
из них: двухпутная дорога - 765 км., однопутная - 1174 км. Электрифицирован 721
км. пути.
Численность работников Уральского отделения дороги - 13618
чел. при плане 13584. Аппарат управления отделения дороги состоит из 321
работника (руководители, специалисты, служащие), при плане-324чел. Оплата труда
производится по 18 - и разрядной сетке в соответствии со штатным расписанием.
Месячный фонд заработной платы отделения дороги составляет
134274 тыс. руб. Фонд оплаты работников аппарата отделения дороги составляет
11259 тыс. руб. Среднемесячная зарплата составляет 12000 руб. по основной
деятельности и 12121 руб. по перевозкам.
Отделение дороги руководит всей производственной
деятельностью линейных подразделений: станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций
пути, дистанций сигнализации, связи и вычислительной техники, дистанций
электроснабжения, дистанций гражданских сооружений, механизированных дистанций
погрузо-разгрузочных работ, дистанции водоснабжения и водоотведения.
Одной из основных задач отделения дороги в целом является
повышение социально-экономической эффективности.
Основным источником решения производственно-технических задач
является прибыль, заработанная коллективами линейных предприятий и отделением
дороги в целом. В целях получения прибыли на отделении создаются условия для
повышения производительности труда, снижения затрат, эффективного использования
всего производственно-экономического потенциала. За счет совершенствования
технологических процессов и методов работы с клиентами, проведения гибкой
тарифной политики, более четкой организации работ грузового и контейнерного
хозяйства привлекаются к перевозкам дополнительные грузы.
Осуществляется комплекс мер, по внедрению передовых
технологий, новой техники, повышению эффективности эксплуатационной
деятельности.
Обеспечивается выполнение разработанной программы по
повышению уровня безопасности движения поездов, сокращению случаев брака и
потерь средств на их устранение. В целях наращивания доходов в полной мере
применяются договорные тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, увеличиваются
объемы работ по подсобно-вспомогательной деятельности, полного взыскания
платежей с грузополучателей и клиентов за перевозку грузов. Их хранение, аренду
подвижного состава, различные услуги, штрафов за простой и повреждение вагонов.
За счет применения передовых методов вождения поездов,
применения рекуперации добивается экономии электроэнергии и дизельного топлива
по сравнению с правом.
2.2
Основные показатели, характеризующие деятельность Уральского отделения ОАО
"РЖД"
Продукцией транспорта является перемещение грузов и тот
полезный эффект, который создается транспортными перевозками.
К показателям, отражающим работу на железнодорожном
транспорте, в частности на отделении дороги, относятся: отправление грузов,
погрузка, выгрузка, грузооборот, пассажирооборот, грузонапряженность.
Важнейшими показателями качества работы транспорта являются скорость доставки
груза, себестоимость перевозок и производительность труда. В 2008 году
Уральское отделение дороги работало относительно устойчиво и стабильно,
полностью удовлетворяя спрос населения и предприятий региона в перевозках. По
результатам работы во втором и третьем кварталах 2008 года отделение дороги
выходило победителем в отраслевом соревновании. Несмотря на то, что в 2008 году
объем перевозок падал, в общем по дороге, отделению удалось выполнить план по
основным технико-экономическим показателям. Так годовое задание по отправлению
грузов перевыполнено на 5,3%, а по грузообороту - на 4,6%. По сравнению с 2007
годом, грузооборот вырос на 11,4%, кроме того, удалось улучшить большинство
качественных показателей использования подвижного состава. Перевыполнен план по
таким показателям, как производительность локомотива и вагона, среднесуточный
пробег локомотива, участковая скорость, средний вес поезда и другим. На 19,2%
удалось снизить себестоимость перевозок по сравнению с 2008 годом. Отделением
дороги совместно с администрацией Челябинской области ведется постоянная работа
по сокращению убытков от пригородных пассажирских перевозок. В результате
совместных усилий из бюджета области было получено 36,8 млн. рублей. Эта сумма
покрыла 70,2% убытков отделения от пригородных перевозок.
Таблица 2
Основные показатели отделения дороги
Наименование
показателя
|
Ед. изм.
|
Объем
|
|
Отправление
грузов
|
млн. т
|
10.8
|
Пассажирооборот
|
млрд. пасс. /км
|
1.4
|
Производство
товаров народного потребления
|
тыс. руб.
|
473
|
Оказание
платных услуг
|
млд. руб.
|
11
|
Оборот
грузового вагона
|
суток
|
1.24
|
Производительность
труда
|
тыс. прив. км.
|
1861.5
|
Управление производством - это управление кадрами, техникой,
технологией перевозочного процесса, всеми вещественными, материальными частями
отрасли, финансами, материально-техническим обеспечением, сбытом,
взаимоотношениями с клиентами и населением. Основное назначение управления -
обеспечение согласованной деятельности, координации в работе и четкое
взаимодействие звеньев и частей управляемой системы как единого механизма.
Процесс управления как специфический вид общественной и
профессиональной деятельности людей включает в себя такие стадии: определение
целей управления в форме прогнозирования, текущего планирования, выработки
основных направлений развития производства, выработка и принятие управленческих
решений, оценка результатов труда.
Функциональные отделы отделения дороги разрабатывают планы
перспективные, стратегические, текущие планы производственно-хозяйственной
деятельности отделения дороги в целом. Эти планы утверждаются в управлении
дороги и доводятся до линейных предприятий. Работники отделов проводят
постоянную работу по выполнению намеченных планов линейных предприятий по
функциональному признаку.
Таблица 3
Основные задачи функциональных отделов
Отдел перевозок
|
своевременная
перевозка грузов и пассажиров; безопасность обеспечение безопасности движения
поездов и производства маневровой работы, сохранности перевозимых грузов,
багажа и вверенного имущества.
|
Отдел грузовой
и коммерческой работы
|
Обеспечение
сохранности грузов и багажа, своевременная их доставка; работа с
грузополучателями
|
Локомотивный
отдел
|
Обеспечение
установленных объемов перевозки грузов и пассажиров исправными локомотивами,
своевременная их доставка; содержание в исправном состоянии локомотивов;
своевременный капитальный и текущий ремонт локомотивов
|
Отдел
сигнализации, связи и вычислительной техники
|
содержание в
исправном состоянии устройств СЦБ и связи, их своевременных капитальный и
текущий ремонт
|
Отдел
электроснабжения
|
бесперебойная
подача эл. энергии, содержание в исправном состоянии устройств
электроснабжения и контактной сети, их текущий и капитальный ремонт
|
Финансовый
отдел
|
финансовая
деятельность отделения: основной и оборотный капиталы, доходы, расходы,
дебиторская и кредиторская задолженности, налоги, аз/плата,
рассчетно-кассовые операции и т.д.
|
Отдел
гражданских сооружений и социального развития
|
строительство и
содержание производственных и жилых фондов; обеспечение бесперебойной подачи
воды на производственные нужды и населению.
|
Экономический
отдел
|
анализирует
производственно-хозяйственную деятельность, разрабатывает мероприятия
направленные на достижение максимальной прибыли, доводит их до исполнителей и
контролирует их выполнение.
Управление основывается на разработанных принципах, правилах
выраженных в приказах, положениях, рекомендациях (законодательство о труде,
коллективный договор, правила технической эксплуатации, инструкции по
сигнализации, инструкции по движению поездов и маневровой работе,
технико-распорядительных актах станции, и др.) Управление отделения дороги
основано на принципе единоначалия, который означает, что руководитель
предприятия несет персональную ответственность за работу предприятия, а
коллектив работников подчиняется ему в пределах его полномочий. Успех работы
предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Правильный подбор и
расстановка кадров являются важным принципом управления. Эффективность работы
железнодорожного транспорта в решающей степени зависит от того, кто стоит во
главе коллектива, как организован труд его работников. Принцип подбора и
расстановки кадров требует, чтобы люди, выдвигаемые на руководящую работу, были
профессионалами своего дела, хорошими специалистами, организаторами, честными,
строгими к себе и подчиненным, доброжелательными. От руководителя требуется
внимательное, вдумчивое отношение к кадрам. Состав руководящих кадров следует
постоянно пополнять. Для того, чтобы процесс обновления не прерывался,
преемственность не нарушалась, необходимо проводить аттестацию руководителей,
специалистов, работников, рассматривая ее как действенную форму коллективного
контроля за работой кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения
ответственности за порученное дело.
Таким образом, современная концепция управления предприятием
предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой
деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей
производства - персоналом предприятия.
2.3
Система управления персоналом в Уральском отделении ОАО "РЖД"
В настоящее время одной из важнейших функций управления
персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном
производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его
численности в соответствие с выполняемой работой.
Управление производством осуществляется через человека: через
людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и
организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются
объектом управления. Это касается, прежде всего, количества и качества рабочей
силы, формирование трудового потенциала, его развития и использования,
мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений.
Механизм управления персоналом представляет собой систему
средств и методов, направленных на обеспечение потребности отделения дороги в
рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Отдел
управления персоналом отделения дороги состоит из 11 работников. Работой отдела
руководит начальник отдела и его заместитель. Специалисты отдела выполняют
работу в соответствии со своими должностными обязанностями.
Должностные инструкции, положения, приказы, штатные
расписания обеспечивают четкое распределение обязанностей, регламентируют
служебные отношения, включая порядок решения основных вопросов управления,
степень участия в их решении отдельных отделов и должностных лиц.
В настоящее время, в связи развитием технологий все большую
значимость приобретает обеспечение предприятий квалифицированными кадрами.
Кадровое планирование оказывает воздействие на такие стороны кадровой работы
как: определение потребности в персонале, работа по найму и заполнению
вакантных мест, включая подготовку кадров; высвобождение излишней рабочей силы;
затраты на рабочую силу.
Система подготовки, переподготовки работников в условиях
рынка должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в
рабочей силе.
Рисунок 4 - Система управления персоналом на Уральском
отделении
Подготовка и переподготовка работников осуществляется в
учебном центре при Уральском отделении дороги, Челябинском институте путей
сообщения и др. учреждениях. На отделении составляются ежегодные планы по
подготовке и переподготовке работников в целом по отделению, на основании
заявок предприятий с оплатой стоимости обучения за счет средств предприятий.
Сроки обучения от 2 до 5 месяцев.
В соответствии с коллективным договором предусмотрено:
подготовить кадров массовых профессий - 1390 чел
обеспечить обучение: в институтах - 388 чел, техникумах-273
чел;
В соответствии с Программой Занятости совместно со службами
занятости решаются вопросы трудоустройства высвобождаемых работников и
выделение средств на переподготовку через службы занятости высвобожденных работников.
На Уральском отделении дороги в номенклатуру МПС входит
начальник отделения; 52 руководителя предприятий и отделов входят в
номенклатуру начальника дороги. В номенклатуру начальника отделения дороги
входят 264 должности.
По данным 2008 года средний возраст работников входящих в
номенклатуру начальника дороги составил - 45,8 лет. А средний возраст
специалистов, стоящих в резерве на руководящую должность - 38,7 лет.
Решая вопросы стабилизации экономического положения
Уральского отделения дороги, проводится работа по приведению численности
работников к объемам выполняемой работы, укрупнению предприятий при
одновременном сохранении квалифицированных кадров.
В 2007 году среднесписочная численность работников отделения
дороги составляла - 16006 чел., в2008 году - 14109 чел., на 01.09.2009 г. -
13618 чел.
Связь с общественностью - одна из основных функций
заместителя начальника отделения дороги по экономике и финансового отдела.
Она направлена на обеспечение удовлетворения интересов, как
отделения дороги, так и клиентов (грузовладельцев и пассажиров).
Возможности отделения дороги определяются не только
собственными производственными возможностями, но и воздействием внешней среды -
(конкуренция, научно - технический прогресс, законодательная система, банки).
В целях привлечения клиентов изучается спрос, создаются
наиболее благоприятные условия перевозки грузов и пассажиров: сокращение
времени нахождения в пути следования, сохранность перевозимых грузов и багажа,
обеспечение безопасности в процессе движения, сравнительно невысокие тарифы
перевозки грузов, сервис в обслуживании пассажиров и клиентов.
Таким образом, анализ выполнения основных показателей по
работе с кадрами показывает, что на Уральском отделении еще не в полной мере
решаются вопросы кадровой политики, соответствующие современным требованиям.
Для улучшения кадровой работы в отделении дороги необходимо
обратить внимание на следующие направления:
создание высокопрофессионального резерва на замещение
должностей руководителей и специалистов;
уменьшение количества практиков на должностях, подлежащих
замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, особенно
среди мастеров и командиров среднего звена;
улучшение системы подготовки и обеспеченности специалистами,
в том числе и массовых профессий;
омоложение командных кадров;
активизация работы с молодыми специалистами;
решение вопросов ранее входивших в компетенцию целого ряда
других подразделений;
В целях устранения этих проблем переименованы инспекторы
отделов в специалистов в соответствии с выполняемыми ими функциями, увеличен
штат отдела. На предприятиях введены должности инженеров по подготовке кадров,
увеличены разряда и оплата труда.
В настоящее время все работники кадровых служб овладели
работой на персональных компьютерах. С внедрением автоматизированной системы
управления, АСУ-кадры изменилось содержание труда работников, которые
освобождаются от выполнения лишних операций.
Производится целенаправленная замена практиков, подлежащих
замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием. С целью
привлечения дополнительных доходов и максимального трудоустройства
высвобождаемого персонала решаются вопросы по созданию новых рабочих мест в
подсобно-вспомогательной деятельности и т.д.
Таким образом, сущность управления персоналом - системное,
планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно
- экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения,
перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для
использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного
функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем
работников.
Заключение
Из изложенного материала можно сделать следующие выводы.
Основным звеном решения проблем общества являются
социально-экономические объекты в виде предприятий, организаций, фирм,
учреждений, которые решают задачи удовлетворения потребности в продукции или
услугах конкретных людей или социума. Каждый член социальной организации
общества удовлетворяет свою потребность в конкретных видах продуктов и услугах.
Процесс управления социально-экономическими
организациями представляет собой последовательность действий работников
аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Под структурой управления социально-экономическими
организациями понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого
целого.
Основным инструментом управления в социально-экономической
организации является управленческое решение. Управление осуществляется путем
принятия и введения в действие управленческих решений.
Ведущее место в единой транспортной системе РФ занимают
железные дороги. Они имеют важнейшее государственное, хозяйственное и оборонное
значение. Особенно возросла их роль в условиях перехода к рыночным отношениям.
От железных дорог требуется своевременное и полное
удовлетворение потребностей населения, промышленности и сельского хозяйства в
перевозках.
Каждой отраслью железнодорожного хозяйства руководит в
порядке соподчиненности низших звеньев высшим соответствующее главное
управление или департамент МПС.
Управление строится на сочетании территориального и
отраслевого. Основным хозяйственным звеном в системе управления является
дорога, которая состоит из отделений, те в свою очередь включают в себя
линейные предприятия.
Жизнедеятельность любого предприятия, эффективность его
работы в значительной степени определяются его кадровым составом. Научно -
технический прогресс изменяет характер труда, повышает требования к
профессиональному уровню работников, а следовательно, усложняет подбор и
подготовку кадров. Служба управления персоналом, призванная формировать,
подготавливать и обеспечивать рациональное использование работников предприятий,
имеет решающее значение в современном хозяйстве.
Одной из основных задач отделения дороги в целом является
повышение социально-экономической эффективности.
Основным источником решения производственно-технических задач
является прибыль, заработанная коллективами линейных предприятий и отделением
дороги в целом. В целях получения прибыли на отделении создаются условия для
повышения производительности труда, снижения затрат, эффективного использования
всего производственно-экономического потенциала.
Список
использованных источников и литературы
1. Абрамов
А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной инвестиционной деятельности
предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ. 2005. С.320.
2. Акер
Д.А. Стратегическое рыночное управление: Социально-экономические организации.
СПб: Питер. 2004. С.523.
. Афонин
И.В. Управление развитием социальной организации. М. 2005. С.123.
. Бабасовский
Л.Е. Менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М. 2007. С.260.
. Бабин
В. Рентабельность расширения социально-экономической организации //
Предпринимательство. 2004. № 4. С.15-18.
. Базаров
Т.Ю. Управление персоналом / Под ред.Т.Ю. Базарова. М.: ЮНИТИ. 2005. С.256.
. Баканов
М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика.
2008. С.230.
. Балабанов
И.Т. Финансовый менеджмент. М. 2007. С.412.
. Ветров
А.А. Операционный аудит-анализ. М.: Перспектива. 2007. С.128.
. Владимирова
Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков и К. 2005.
С.290.
. Волкова
У.И. Экономика предприятия: учебник / под ред.У.И. Волкова. М.: ИНФРА-М. 2006.
С.260.
. Горемыкин
В.А. Бизнес-план: Методика разработки.25 реальных образцов бизнес-плана. М.
2004. С.130.
. Грузинов
В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика. 2007. С.326.
. Гурков
И.Б. Стратегия и структура корпорации. М.: Дело. 2006. С.158.
. Дибб
С. Практическое руководство по планированию в социально-экономических
организациях. СПб.: Питер. 2008. С.152.
. Ефимова
О.В. Финансовый анализ. М. 2005. С.263.
. Золототоров
В.Г. Инвестиционное проектирование. Минск. 2008. С.180.
. Ивашкевич
В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. М.: Юристъ. 2003.
С.240.
. Ковалев
В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика. 2004. С.260.
. Кондраков
Н.П. Бухгалтерский управленческий учет / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. М.:
Инфра.М. 2003. С.156.
. Королева
А.М. Финансы в управлении предприятием.М. 2008. С.240.
. Короткевич
В.Г. Практикум по экономике, организации производства и маркетингу на
предприятии / В.Г. Короткович, Р.А. Лизакова, С.И. Прокопенко. Минск: Высшая
школа. 2004. С.127.
. Муравьев
А.И. Социально-экономические организации / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б.
Крутик. М-во общего и проф. Образования Р.Ф., СПб. Гос. Ун-т экономики и
финансов. 2007. С.236.
. Поршнева
А.Г. Управление социально-экономической организацией / Под ред. А.Г. Поршнева,
З.П., Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М. 2007. С.320.
. Савицкая
Г.В. Проблемы оценки эффективности функционирования предприятий // Организатор
производства. 2004. № 4. С.7-12.
. Щиборщ
К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия России. М. 2006. С.280.
Похожие работы на - Роль и функции в управлении социально-экономическими организациями
|