Психологическое сопровождение команды спортсменов с ограниченными возможностями
Введение
В Всеобщей декларации прав человека
<#"561543.files/image001.gif">
Рис. 1. Результаты оценки
акцентуации характера
У Никиты А. - выражены
гипертимический, застревающий и тревожный типы акцентуации характера.
Преобладающим типом акцентуации характера является циклотимический тип. Для
данного подростка характерно на замечания реагировать раздражением, даже
грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую
депрессию.При такой акцентуации взаимодействие с атлетами возможно, но
осложнено и требует непрерывной и системной психолога, снятию психологического
напряжения, недопущение депрессивных состояний и работа по контролю
эмоционально-волевой сферы.
У Миши Ф. выражен гипертимический
тип, а преобладает циклотимический тип акцентуации характера. Данные особенности
провоцируютсмены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные
события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная
говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и
мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
Взаимодействие с атлетами протекает позитивно, в рабочем режиме. Осложнений и
психологической напряженности не наблюдается.
У Никиты Ш. преобладают два типа
акцентуации характера - эмотивный и экзальтированный. Для него характерна черта
- способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья,
радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине,
которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от
радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Также присущи
эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость,
глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта -
гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость,
мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Для взаимодействия с людьми с
ограниченными возможностями это идеальная акцентуация характера. Человек
заряжает дружелюбием и позитивным настроем атлетов, с которыми работает и
проживает.
У Егора Б. выражен демонстративный
тип акцентуации характера. Он характеризуется повышенной способностью к
вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в
установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству,
направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму,
позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда
постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть
незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к
людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии
действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости
манеры общения). Способенувлечь других неординарностью мышления и поступков.
Демонстративная акцентуация с одной стороны способствует налаживанию контактов
со всеми без исключения атлетами, максимально может быть использован в качестве
инструктора, вместе с тем, ориентированность больше на себя и на свои
достижения приводит к сложностям во взаимодействии с людьми с ограниченными
возможностями. Требуется постоянная психологическая коррекция поведения
сакцентам на развитие чувства эмпатии, настройку на работу в паре или в
команде.
У Евгения П. застревающий тип
акцентуации характера. Для него характерна заносчивость, часто выступает
инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно
развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов,
которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких
показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в
достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам
(правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении
аффектов, в мышлении, в моторике. Сильно развитая акцентуация привела к тому,
что при снижении собственных промежуточных результатов, по итогам тестирования,
что объективно обусловлено взаимодействием с атлетами, привело к резкому
снижению мотивации к нахождению в данной команде и как следствие - уход из нее.
Данные входной диагностики партнеров
и их интерпритация по методике акцентуаций характера Шмишека, были переданы
старшему тренеру и волонтеру-психологу, для ознакомления с целью, формирования
психологически комфортных пар атлет-партнер и прогнозирования возможных проблем
во взаимодействии.
Обсуждение результатовдиагностики
уровня социализации по методике И.Рожкова:
На рисунке 2 графически представлены
результаты по шкале социальная адаптивность.
По результатам первичной
диагностики, проведенной в ноябре 2011г., было выявлено, что общий показатель в
команде по шкале социальная адаптивность у 57% (6 человек) респондентов средний
показатель, у 43%(5 человек) респондентов высокий показатель. Показатели по
шкале социальная адаптивность у 80% партнёров (3 человека) находятся на среднем
уровне, у 20% партнёров (1 человек) наблюдается высокий уровень. Среди атлетов
средний показатель по шкале социальная адаптивность у 34% (3 человека), а
высокий показатель у 66% (4 человека) респондентов.
По результатам повторной
диагностики, проведённой в марте, были полученные следующие данные: по всей
выборке средний и высокий уровень по 50% (5 человек) респондентов,
соответственно. Среди партнёров у 75% (3 человека) респондентов средний
уровеньпо шкале социальнаяадаптация, у 25% (1 человек) респондентов высокий
уровень по данной шкале. Среди атлетов средний уровень у 25% (2 человека)
респондентов и высокий уровень у 75% (5 человек) респондентов по шкале
социальная адаптация.
Рис. 2. Результаты опросника
Рожкова, шкала социальная адаптивность (в процентном соотношении)
На рисунке 2 видно, что у партнеров
не смотря на то, что преобладает средний уровень социальной адаптивности, по
результатам повторной диагностики выявлена небольшая динамика в сторону
увеличения количества респондентов с высоким уровнем адаптивности. У атлетов
данная динамика выражена больше. А также установлено, что у атлетов преобладает
высокий уровень социальной адаптации. В целом по команде показатель социальной
адаптивности при первичной диагностике преобладающим выявлен средний уровень, а
при повторной - высокий. Таким образом, прослеживается положительная динамика,
что подтверждает эффективность разработанного модуля «Олимпийские паруса».
Таблица 2
шкалы
|
n
|
«до»
(сред.)
|
«после»
(средн.)
|
Абсолютное
Значение сдвига
|
Критическое
значение при 0.01
|
Критическое
значение при 0.05
|
Тэмп
|
АД
|
8
|
3,2
|
3,1
|
0,1
|
1
|
5
|
15
|
Полученное эмпирическое значение шкалы АД Tэмп
находится в зоне не значимости. Таким образом, достоверность сдвига по
показателю социальная адаптивность не подтверждается.
На рисунке 3 графически представлены результаты
по шкале автономность.
Автономность (самостоятельность) - обобщенное
свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной
самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Рис. 3. Результаты опросника
Рожкова, шкала автономность (в процентном соотношении)
По результатам первичной
диагностики, проведенной в ноябре, было выявлено, что показатели по шкале
автономность по всей выборке 9% (1 человек) респондентов с низким уровнем и 91%
(10 человек) респондентов со средним уровнем по шкале автономность. Среди
партнёров средний уровень у 100% (4 человека) респондентов. Среди атлетов
низкий уровень у 17% (1 человек)респондентов, средний уровень у 83% (6 человек)
респондентов.
По результатам повторной
диагностики, проведённой в марте, были полученные следующие данные: по всей
выборке низкий уровень у 12% (1 человек) респондентов, средний уровень у 50% (7
человек) респондентов и высокий уровень у 37% (4 человека) респондентов. Среди
партнёров у 25% (1 человека) респондентов средний уровень и у 75% (3 человека)
- высокий уровень по шкале автономность. Среди атлетов: низкий уровень у 25% (2
человека) респондентов и средний уровень у 75% (5 человек) респондентов.
Итак, на рисунке 3 видно, что у
партнёров в ноябре преобладал средний уровень автономности, а в марте - высокий
уровень. У атлетов преобладающий и в ноябре и в марте средний уровень
автономности уменьшился. В целом по команде показатель автономности при
первичной диагностике доминирующим выявлен средний уровень, а при повторной -
высокий. Таким образом, прослеживается положительная динамика. В тоже время
следует отметить, что у атлетов данная динамика прослеживается в отрицательном
контексте. Показатель автономности у атлетов несколько уменьшился, что
обусловлено постоянной работе в паре атлет-партнер, в которой лидирующие
позиции занимают партнеры, берущие на себя ответственность за принятие решений.
Существенное повышение уровня автономности у партнеров обусловлено
необходимостью брать на себя ответственность за яхтенный экипаж.
Таблица 3
шкалы
|
n
|
«до»
(сред.)
|
«после»
(средн.)
|
Абсолютное
Значение сдвига
|
Критическое
значение при 0.01
|
Критическое
значение при 0.05
|
Тэмп
|
АВ
|
5
|
2,3
|
2,5
|
0,2
|
1
|
5
|
5
|
Полученное эмпирическое значение шкалы АВ Tэмп
находится в зоне значимости. Таким образом, достоверность сдвига по показателю
автономность (самостоятельность) подтверждается.
На рисунке 4 графически представлены результаты
по шкале социальная активность.
Рис. 4. Результаты опросника
Рожкова, шкала социальная активность (в процентном соотношении)
Социальная активность - это
необходимое качество, свойство человека как субъекта социального общественного
развития.
По результатам первичной
диагностики, проведенной в ноябре, было выявлены результаты по всей команде
средний уровень у 37% (5 человек) респондентов и высокий уровень у 53% (6
человек) респондентов. Показатели по шкале социальная активность среди
партнёров средний уровень у 60% (3 человека) респондентов и высокий уровень у
40%(1 человека) респондентов. Среди атлетов средний уровень у 34% (3 человека)
респондентов и высокий уровень у 66% (4 человека) респондентов.
По результатам повторной
диагностики, проведённой в марте, по шкале социальная активность были
полученные следующие данные: по всей команде средний уровень у 75% (8 человек)
респондентов и высокий уровень у 25% (3 человека) респондентов. Среди партнёров
у 75% (3 человека) респондентов средний уровень и у 25% (1 человек) - высокий
уровень по шкале социальная активность. Среди атлетов: средний уровень у 75% (5
человек) респондентов и высокий уровень у 25% (2 человека) респондентов.
На рисунке 4 видно, что у партнёров
в и ноябре, и в марте преобладает средний уровень социальной активности, но
прослеживается тенденция к увеличению данного показателя, соответственно,
процент респондентов с высоким показателем уменьшился. У атлетов в ноябре
преобладал высокий уровень по шкале социальная активность, а в марте стал преобладать
средний уровень. В целом по команде показатель социальной активности при
первичной диагностике доминирующим выявлен высокий уровень, а при повторной -
средний. Таким образом, прослеживается отрицательная динамика, то есть
показатели ухудшились. Снижение социальной активности, как у атлетов, так и у
партнеров, команды в целом обусловлено постоянным пребыванием в замкнутом
пространстве учебно-тренировочной базы с минимизацией контактов с внешней
средой и вызванным этим эмоциональным выгоранием.
Таблица 4
шкалы
|
n
|
«до»
(сред.)
|
Абсолютное
Значение сдвига
|
Критическое
значение при 0.01
|
Критическое
значение при 0.05
|
Тэмп
|
СА
|
8
|
2,8
|
2,7
|
0,1
|
1
|
5
|
14
|
Полученное эмпирическое значение шкалы СА Tэмп
находится в зоне не значимости. Таким образом, достоверность сдвига по
показателю социальная активность не подтверждается.
На рисунке 5 графически представлены результаты
по шкале нравственность.
Рис. 5. Результаты опросника
Рожкова, шкала нравственность (в процентном соотношении)
Нравственность - принципы или модели
поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения
их правильности или неправильности.
По результатам первичной
диагностики, проведенной в ноябре, были выявлены результаты по всей команде -
средний уровень у 55% (6 человек) респондентов и высокий уровень у 45% (5
человек) респондентов. Показатели по шкале нравственность среди партнёров
средний уровень у 60% (3 человек) респондентов и высокий уровень у 40% (1
человека) респондентов. Среди атлетов средний уровень у 50% (3 человек)
респондентов и высокий уровень у 50% (3 человек) респондентов.
По результатам повторной диагностики,
проведённой в марте, по шкале нравственность были полученные следующие данные:
по всей команде в целом средний уровень у 62% (7 человек) респондентов и
высокий уровень у 38% (4 человека) респондентов. Среди партнёров у 100% (4
человека) респондентов средний уровень по шкале нравственность. Среди атлетов:
средний уровень у 25% (2 человека) респондентов и высокий уровень у 75% (5
человек) респондентов.
На рисунке 5 видно, что у партнёров
в ноябре преобладает средний уровень по шкале нравственность, но есть процент
респондентов с высоким уровнем по данной шкале, а в марте данный показатель
ухудшается и полностью преобладает средний уровень по шкале нравственность. У
атлетов в ноябре одинаковый процент респондентов по шкале нравственность и со
средним и с высокий уровнем, а в марте стал преобладать высокий уровень. В
целом по команде показатель по шкале нравственность улучшился, то есть процент
респондентов с высоким уровнем нравственности увеличился. Таким образом,
прослеживается положительная динамика, в общем, по команде, но следует обратить
внимание, что у партнёров данная динамика в отрицательном контексте. Некоторое
снижение показателя нравственности у ряда партнеров вызвана возрастным кризисом
подростков и конфликтом их личностных интересов с интересами команды.
Таблица 5
шкалыn«до»
(сред.)«после» (средн.)Абсолютное Значение сдвигаКритическое значение при
0.01Критическое значение при 0.05Тэмп
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
8
|
2,9
|
3
|
0,1
|
1
|
5
|
17,5
|
Полученное эмпирическое значение шкалы Н Tэмп
находится в зоне не значимости.
Таким образом, достоверность сдвига по
показателю нравственность не подтверждается.
Обсуждение результатов диагностики уровня
притязаний по методике Шварцландера:
По результатам первичной диагностики в ноябре
были выявлены следующие данные:
) в целом по команде низкий уровень притязаний у
25% (3 человека) респондентов, умеренный уровень притязаний у 42% (4 человек)
респондентов, высокий уровень притязаний у 21% (3 человека) респондентов и
нереалистично высокий уровень притязаний у 11% (1 человек) респондентов.
) среди партнёров низкий уровень притязаний у
40% респондентов, умеренный уровень притязаний у 40% респондентов, высокий
уровень притязаний у 20%респондентов;
) среди атлетов низкий уровень притязаний у
11%респондентов, умеренный уровень притязаний у 44% респондентов, высокий
уровень притязаний у 22%респондентов и нереалистично высокий уровень притязаний
у 22% респондентов;
По результатам повторной диагностики в марте
были выявлены следующие данные:
) в целом по команде низкий уровень притязаний у
31% респондентов, умеренный уровень притязаний у 50% респондентов, высокий
уровень притязаний у 19% респондентов.
) среди партнёров низкий уровень притязаний у
50% респондентов, умеренный уровень притязаний у 50% респондентов;
) среди атлетов низкий уровень притязаний у 12%
респондентов, умеренный уровень притязаний у 50% респондентов, высокий уровень
притязаний у 38% респондентов;
Рис. 6. Результаты методики
Шварцландера в процентном соотношении
На рисунке 6 видно, что у партнёров
показатели по шкале «уровень притязаний» ухудшились. То есть у партнёров
уровень притязаний стал ниже, т.к. в ноябре был определённый процент
респондентов с высоким уровнем притязаний, а в марте респондентов с высокий
уровнем не выявлено. У атлетов противоположная ситуация: в ноябре выявлены
респонденты с нереалистично высоким уровнем притязания, а в марте данный
показатель не выявлен ни у кого; увеличился процент респондентов с умеренным и
высоким уровнем притязаний. В целом по команде прослеживается отрицательная
динамика: не смотря на то, что респондентов с нереалистично завышенным уровнем
притязаний в марте не выявлено, прослеживается увеличение процентов
респондентов с низким и средним уровнем притязаний, а с высоким уровнем
притязаний процент респондентов уменьшился. Результаты диагностики заставляют
задуматься о необходимости серьезной психокоррекционной работе с партнерами.
Снижение уровня притязаний может негативно сказаться на результатах
соревновательной деятельности. Несомненно, при создании пар атлет-партнер,
партнеров необходимо подбирать таким образом, чтобы работа во взаимодействии с
атлетами не могла существенно сказаться на результатах перспективных
спортсменов.
Результаты подсчёта Т-критерия
Вилкоксона по методике Шварцландера
Таблица 6
шкалы
|
n
|
«до»
(сред.)
|
«после»
(средн.)
|
Абсолютное
Значение сдвига
|
Критическое
значение при 0.01
|
Критическое
значение при 0.05
|
Тэмп
|
УП
|
10
|
3,8
|
5,3
|
2,5
|
1
|
5
|
1
|
Обозначение шкал: УП - уровень притязаний.
Полученное эмпирическое значение Tэмп находится
в зоне значимости. Таким образом, достоверность сдвига по показателю уровень
притязаний подтверждается.
Результаты методики Люшера (показатели СО и ВК)
По результатам первичной диагностики в ноябре
были выявлены следующие данные:
) в целом по команде по показателю СО 5 баллов -
незначительное отклонение от нормы - выраженная непродуктивная
нервно-психическая напряжённость. По показателю ВК 3,6 балла - норма -
установка на оптимизацию расходования сил.
) среди партнёров по показателю СО нами было
подсчитано среднее значение, которое составило 5,5 баллов, что является
значительным отклонением от нормы и интерпретируется как выраженная
непродуктивная нервно-психическая напряжённость. По показателю ВК среднее
значение составило 5,3 балла, что является незначительным отклонением от нормы
и предполагает установку на активные действия.
) среди атлетов по показателю СО 4,5 -
незначительное отклонение от нормы - респонденты справляются со своими
обязанностями в пределах средних сложившихся требований. По показателю ВК - 4
балла - норма - оптимальная мобилизация физических ресурсов.
По результатам повторной диагностики в марте
были выявлены следующие данные:
) среди партнёров по показателю СО 4 балла -
норма - респонденты справляются со своими обязанностями в пределах средних
сложившихся требований. По показателю ВК 3 балла - незначительное отклонение от
нормы - установка на оптимизацию расходования сил.
) среди атлетов по показателю СО 4,9 -
незначительное отклонение от нормы - респонденты справляются со своими
обязанностями в пределах средних сложившихся требований. По показателю ВК - 3,4
балла - незначительное отклонение от нормы -установка на оптимизацию
расходования сил.
Невыраженные колебания показателя СОв серии
обследований говорят о том, что у респондентов наблюдается устойчивое
нервно-психическое напряжение.
Рис. 7. Результаты методики Люшера в
стандартизированных баллах
Итак, на рисунке 7 видно, что у
партнёров показатель нервно-психической напряжённости стал ниже, следовательно,
партнёры стали активнее. Показатель вегетативного коэффициента также стал ниже,
следовательно, партнёры стали более грамотно расходовать свою энергию. У
атлетов показатель нервно-психической напряжённости стал выше, следовательно,
потенциал продуктивной активности респондентов стал не высок. Показатель
вегетативного коэффициента стал ниже, следовательно, атлета стали экономнее
расходовать силы. В целом по команде показатель нервно-психической
напряжённости стал ниже, следовательно, потенциал целесообразной активности
респондентов стал выше. Показатель по вегетативному коэффициенту также стал
ниже, но не значительно, то есть оптимальная мобилизация физических сил и
установка на активные действия остались без видимых изменений.
Результаты подсчёта Т-критерия
Вилкоксона по методике Люшера.
Таблица 7
шкалы
|
n
|
«до»
(сред.)
|
«после»
(средн.)
|
Абсолютное
Значение сдвига
|
Критическое
значение при 0.01
|
Критическое
значение при 0.05
|
Тэмп
|
СО
|
9
|
4,5
|
4,9
|
0,4
|
1
|
5
|
1
|
ВК
|
8
|
4
|
3,4
|
0,6
|
1
|
5
|
5
|
СО - суммарное отклонение. Показатель СО
интегрально отражает уровень непродуктивной нервно- психической напряжённости,
присущей испытуемому. Данный показатель позволяет прогнозировать эффективность
и успешность деятельности.
ВК - вегетативный коэффициент. Показатель ВК
отражает уровень активированности и успешности деятельности в стрессовых
ситуациях.
Полученное эмпирическое значение параметра СО
Tэмп находится в зоне значимости.Таким образом, достоверность сдвига по
показателю нервно-психической напряжённости подтверждается.
Полученное эмпирическое значение параметра ВК
Tэмп находится в зоне значимости.Таким образом, достоверность сдвига по
показателю вегетативный коэффициент подтверждается.
Анализ результатов по методике изучения
внутригрупповых отношений (социометрия).
В связи с особенностями атлетов классический
вариант проведения социометрии нами был видоизменен. Количество ответов было
сокращенно до одного, для упрощения выбора для спортсменов.
Коэффициент взаимности выборов показывает,
насколько взаимны симпатии в команде. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется
по формуле
В нашем случае при первом срезе результат был
6.45 %, а при втором (мартовском) срезе вырос до 24.3 %. Положительная динамика
этого коэффициента может означать улучшение межличностного взаимодействия.
Рассматривая шкалу непрофессионального общения,
также можно проследить положительную динамику. Несмотря на то, что количество
устойчивых негативных взаимосвязей не уменьшилось, среди атлетов появилась
«звезда» (человек набравший в разы больше положительных выборов). [Рисунок 7,
10]
Шкала эмпатии не показала положительной
динамики. Во время проведения первого среза А4 набрал четыре отрицательных
выбора, и стал «отвергнутым», во втором срезе данный атлет уже не принимал
участия, так как ушел из команды, что еще раз доказывает необходимость
существенной корректировки психологического сопровождения команды. После ухода
атлета «отвергнутым» стал А7 набрал точно такое же количество отрицательных
выборов. «Звездой» стал А6. [Рисунок 8, 11]
Результаты по шкале профессиональной
деятельности выявили лидером в обоих срезах одного и того же атлета, что
говорит о стабильности в выборе напарника для взаимодействия. Негативные выборы
разделились между А2 и П1 во втором срезе. [Рисунок 9, 12]
Подводя общий вывод, следует отметить, что
взаимовыборов и взаимосвязей между атлетами и партнерами очень мало, что
ненормально для спортивной команды. «Звездами» во всех социометрических схемах
стали атлеты, что может подтверждать эффективность работы тренера и модуля
«Олимпийские паруса». Тем не менее, социометрическое исследование еще раз
подтвердило необходимость разработки структурированного психологического
сопровождения.[ Приложение 3]
Выводы к Главе 2
Исследование проходило на базе СДЮСШОР ГБОУ
«Балтийский берег». Нами были использованы следующие методы и
психодиагностические методики:
Метод интервью, тест акцентуаций характера
Шмишека, модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера; «Самооценка уровня
притязаний по методике Шварцландера»; методика для мониторинга социализации
учащихся И. Рожкова; методика изучения внутригрупповых отношений
(социометрия),метод наблюдения, метод качественно количественного анализа,метод
математической статистики. Результаты по диагностике акцентуации характера
позволила дать рекомендации по психологическому сопровождению и формированию
психологически комфортных пар атлет-партнер. При диагностики социальной
адаптивности по методике И. Рожкова была прослежена положительная динамика,
которая не подтвердилась. Показатель автономности при первичной диагностике
доминирующим выявлен средний уровень, а при повторной - высокий. Таким образом,
прослеживается положительная динамика. При рассмотрении показателя социальной
активности прослеживается отрицательная динамика, то есть показатели
ухудшились, что требует психокоррекционного воздействия со стороны психолога.
Показатель по шкале нравственность улучшился, то есть процент респондентов с
высоким уровнем нравственности увеличился. По методике Шварлацландера
прослеживается отрицательная динамика: не смотря на то, что респондентов с
нереалистично завышенным уровнем притязаний в марте не выявлено, прослеживается
увеличение процентов респондентов с низким и средним уровнем притязаний, а с
высоким уровнем притязаний процент респондентов уменьшился. Результаты
диагностики заставляют задуматься о необходимости серьезной психокоррекционной
работе с партнерами. Результаты диагностики показателей СО и ВК по методике
Люшера демонстрируют, что показатель нервно-психической напряжённости стал ниже,
следовательно, потенциал целесообразной активности респондентов стал выше.
Показатель по вегетативному коэффициенту также стал ниже, но не значительно, то
есть оптимальная мобилизация физических сил и установка на активные действия
остались без видимых изменений.
Глава 3. Анализ программы психологического
сопровождения для команды яхтсменов
.1 Анализ модуля «Олимпийские паруса» программы
«Адаптивный яхтинг» отделения парусного спорта СДЮСШОР ГБОУ «Балтийский берег»
Цель модуля:
Социальная адаптация, социализация и
реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями через инклюзивное
спортивное образование при занятиях парусным спортом.
Задачи модуля:
Образовательные:
· Обучение технике управления парусной яхтой.
· Изучение правил обращения и техники
безопасности при работе с материальной частью яхт, правил тренировочной и
соревновательной деятельности.
Воспитательные:
· Воспитание психологической устойчивости,
мотивации к достижению цели.
· Приобретение навыков командного
взаимодействия с напарником.
· Воспитание культуры поведения, в
том, числе в яхт-клубах и яхтенных портах. Изучение морских традиций.
Развивающие:
· Развитие координации движений, мелкой и крупной
моторики, кинестетической и зрительной памяти, тактильных ощущений,
произвольного внимания и скоростно-силовых качеств.
· Привитие навыков действия по строгим
правилам.
Адресат программной деятельности: дети и
подростки 11- 30 лет, имеющие разную степень отставания в интеллектуальном
развитии, учащиеся специальных коррекционных школ, общественных организаций
инвалидов, занимающихся адаптивным яхтингом.
Модуль включает в себя три взаимосвязанных
блока.. Образовательный, спортивно-технической направленности.
II. Психолого-педагогического сопровождения
и коррекции.. Социальной адаптации.
Модуль строиться на основе следующих
общепедагогических принципов.
. Комплексность- взаимодействие трех блоков
программы.
2. Преемственность - согласованное
взаимодействие педагогов разного профиля, направленное на расширение общих
целей и задач.
. Гуманистической направленности
воспитания, предполагающий отношение к подростку как к ответственному и
самостоятельному субъекту собственного развития.
. Толерантность - формирование у
участников программы взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи, терпимости,
уважительного, доброжелательного отношения друг к другу.
. Коллективной организации
жизнедеятельности.
Отличительные особенности модуля:
. Использование сложного
спортивно-технического оборудования.
2. Совместные тренировки, проживание
атлетов (спортсменов с особенностями развития) и партнеров (здоровых
спортсменов) одной возрастной группы, что способствует толерантному отношению
подростков друг к другу.
. Использование совокупности комплекса
природных факторов (солнца, вода, ветер, соленость, изменение температуры) для
психотерапевтического воздействия на атлета.
. Ориентация на участие в международных
соревнованиях, как результат образовательной деятельности.
. Ежедневное взаимодействие с тренером,
педагогами, партнерами (здоровыми спортсменами). Использование общения и
совместного проживания как мощного инструмента социализации.
. Введение твердого графика
учебно-тренировочного процесса для воспитания самоконтроля, самообслуживания и,
в конечном счете, самопознания.
Учебно-тренировочный процесс организации:
Учебно-тренировочной процесс организационно
разбит на два этапа:
Ø Навигация (работа на воде) весна,
лето, осень (май-октябрь)
Ø Межсезонье (ноябрь-апрель) работа в
спортивном зале и на открытом воздухе.
В зависимости от этапа атлету предлагается
различный тренировочной режим.
В межсезонье у атлета ежедневно 2 тренировки:
утренняя и вечерняя, продолжительностью 2 академических часа.
Формы работы: теоретические занятия, разминка,
работа на тренажерах-симуляторах, специальные имитационные упражнения, работа с
бегучим такелажем, эстафеты по завязыванию морских узлов и креплению парусов,
спортивные игры, упражнения на парное взаимодействие атлета и партера.
Ø В навигацию:
· Одна тренировка в день 4-х часовая.
· Формы работы: разминка, работа в акватории
яхтенного порта, вооружение яхты, упражнения по снятию статических нагрузок при
управлении яхтой.
Каждый этап учебно-тренировочного процесса имеет
свою форму итогового контроля:
Ø Мониторинг усвоения теоретических
знаний
Ø Тесты
Ø Сдача нормативов по общей и
Специальной физической подготовке
Ø Прохождение контрольных дистанций
(Олимпийский треугольник) на воде
Кроме того, непрерывно производится мониторинг
физического и психологического состояния атлетов группой специалистов службой
сопровождения.
Формой подведения итогов, является участие
яхтенных экипажей атлетов-партнеров в Международных соревнованиях, включая
Специальные Олимпийские Игры.
Ожидаемый результат:
. Уверенное освоение техники управления парусной
яхтой (швертботом) в прибрежной зоне при слабом и сильном ветрах.
. Освоение правил обращения и ТБ при работе с
материальной частью яхт, правил тренировочной и соревновательной деятельности.
. Достижение среднего уровня психологической
устойчивости и мотивации к достижению спортивных результатов.
.Умение работать в парном яхтенном экипаже и в
команде.
. Приобретение навыков культурного поведения в
морском обществе, в том числе яхт-клубах и портах.
. Получение навыков действия по строгим
правилам.
. Достижение высокого уровня в развитии
координации движений, мелкой и крупной моторики, гибкости, скоростно-силовых
качеств и тактильных ощущений, среднего уровня кинеститической и зрительной
памяти, а так же произвольного внимания.
Модуль «Олимпийские паруса» в полном объёме
представлен в Приложении 4.
Разработанная авторским коллективом под руководством
старшего тренера отделения парусного спорта СДЮСШОР ГБОУ «Балтийский берег»
Куликовым В. С. программа соответствует типовым требованиям Министерства
Образования и Науки Российской Федерации и предъявляемым к дополнительным
образовательным программам.
Программа содержит актуальность, новизну,
педагогическую целесообразность, цели и задачи, ожидаемые результаты,
материально-техническое, методическое кадровое обеспечение.
Структура программы включает в себя 3
взаимосвязанных блока: 1. Образовательный, спортивно-технической
направленности; 2. Социализации и социальной адаптации, включающий в себя
освоение новых знаний, умений и навыков самостоятельной жизнедеятельности и
освоение специальных знаний, навыков общения в яхт-клубах, во время спортивных
соревнований; 3. Блок психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный блок проработан детально с
тематическим и поурочным планированием, как на период межсезонья
(тренировочный), так и на период навигации (тренировочной и соревновательной
практики). Недостатком образовательного блока программы является существенное
количество часов теоретических занятий, материал которых тяжел для усвоения
спортсменам с умственной отсталостью.
Социально-адаптивный блок базируется на
программе «Школа жизни» разработанной для воспитанников детских домов. Он
претерпел серьезные сокращения и корректировку, что позволяет атлетам усвоить
необходимый минимум знаний, умений и навыков необходимых для самостоятельного
проживания и участия в соревнованиях яхтсменов. Ориентация занятий на
сюжетно-ролевые игры и практикумы с использованием инвентаря и материалов
способствуют выработки устойчивых навыков.
Блок психолого-педагогического сопровождения
обозначен в структуре программы, но не разработан. При интервьюировании авторов
программы выяснилось, что данный блок не был разработан из-за отсутствия
должного уровня знаний дефектологии, специальной психологии, особенности
психодиагностики и психокоррекции данной группы спортсменов. Привлечь
специалиста, владеющего данными знаниями, а также знаниями спортивной
психологии не было возможности. В связи с этим перед нами была поставлена
задача разработки такой программы на основе комплексной психодиагностики всех
членов команды.
Следует отметить, что программа полностью
ориентирована на работу со спортсменами и не предусматривает актуальных
потребностей партнеров, возрастные особенности которых могут оказывать
существенное влияние на эффективность команды. Также в программе практически не
предусматривается работа, направленная на поддержание благоприятного
психологического климата и сплочение членов команды.
.2 Анализ опыта психологического сопровождения
учебно тренировочных сборов спортсменов-яхтсменов
На протяжении ряда лет работы СДЮСШОР,
психологическое сопровождение команд яхтсменов осуществлялось специалистами
Государственного НИИ спортивно-оздоровительных технологий и
социально-экономических проблем, которое заключалось в срезовой, аппаратной
психодиагностики психофизического состояния спортсменов. Низкая эффективность
данной работы была обусловлена тем, что отчеты с результатами
психодиагностических исследований передавались тренеру дистанционно, содержали
большое количество специальной терминологии и могли быть использованы для
работы лишь специалистом психологом. Тренер-преподаватель, имея минимальные
теоретические знания в психологии, не мог использовать их в практической
деятельности.
С запуском проекта совместных
учебно-тренировочных сборов атлетов и партнеров встала жесткая необходимость
постоянного нахождения психолога с командой. Но в связи с отсутствием должности
психолога в штатном расписании СДЮСШОР удалось привлечь лишь
психолога-волонтёра к эпизодическим занятиям с атлетами и с парами атлетов и
партнеров. Основной упор делался на аутогенные тренировки, освоение различных
техник релаксации, также проводились занятия по улучшению парного
взаимодействия. Следует отметить, что основное внимание психологом уделялось
работе с атлетами.
Взаимодействие психолога с тренером отличалось
фрагментарностью и касалось в основном организационных моментов по проведению
психологических процедур. Данная ситуация сложилась из-за недоверия тренера к
возможностям психологического сопровождения, недостаточной авторитетности для
него психолога-волонтера.
В ходе наблюдения в период адаптации было
отмечено, что у всех членов команды наблюдалось более яркое протекание всех
групповых и индивидуальных адаптационных процессов, а также их более высокая
продолжительность, по сравнению с занятиями обычных спортсменов. Адаптация у
спортсменов к новым условиям в рамках интегрированного модуля «Олимпийские
паруса» заняла три недели.
Наибольшие сложности в этот период вызвало
соблюдение жесткого режима дня, графики тренировок, а также уровень физических
нагрузок, который стал заметно выше, по сравнению с тем, который был ранее при
занятиях в группах адаптивного яхтинга. Основной психологической сложностью,
для атлетов, явилось принятие правил жестко регламентирующих их
жизнедеятельность и необходимость общения с большим количеством малознакомых
людей.
На первом этапе сложность в тренировочном
процессе вызывала разная скорость восприятия и выполнения команд у разных
спортсменов, а также трудность восприятия атлетами специальных парусных
терминов, что приводило к путанице при выполнении упражнений. Ещё одной
особенностью специальных олимпийцев, влияющих на тренировочный процесс,
являлось отсутствие способности оценить свои координационные и
скоростно-силовые возможности.
Существенной особенностью протекания
адаптационного периода являлась некоторая настороженность, с которой партнеры
(здоровые спортсмены) шли на контакт с атлетами. В начале, взаимодействие
ограничивалось тренировочным процессом, происходила «притирка», взаимное
узнавание. К концу адаптационного периода тренером началось формирование пар
«атлет-партер». На данном этапе психологические особенности спортсменов не
учитывались.
Практические шаги по апробации интегрированного
модуля «Олимпийские паруса» показали высокую эффективность командного принципа
организации всей работы по программе. Так при командной организации
тренировочного процесса обучение атлетов выполнению сложных координационных
упражнений происходило в разы быстрее в команде, и еще быстрее при парном
взаимодействии атлет-партнер. Сильно мобилизовало спортсменов взаимодействие в
команде, командный дух, лозунги, форма, строй.
В рамках социально-адаптивного блока, целью
которого было освоение новых знаний, умений и навыков самостоятельной
жизнедеятельности и навыков общения в яхт-клубах во время спортивных
соревнований, проходили уроки по программе «Школа жизни» [4], [46], на которых
принципиально объяснялись, показывались и проигрывались в форме ролевых игр
основополагающие моменты поведения в различных ситуациях: в яхт-клубе,
магазине, столовой, на старте и финише соревнований. Данные занятия проводились
только для атлетов без участия партнеров. В тоже время, навыки получаемые во
время занятий отрабатывались в реальной ситуации совместного проживания атлетов
и партнеров в режиме полных суток, что способствовало налаживанию
доброжелательных отношений между атлетами и партнерами. Если первоначально
партнеры вне тренировочного процесса дистанцировались от атлетов и дозировали
общение, то к середине учебно-тренировочного сбора (УТС) партнеры стали
инициировать общение с атлетами во вне учебное время в неформальной обстановке
совместного проживания.
По результатам мониторинга на момент окончания
УТС всеми атлетами были выполнены нормативы сборной команды России по программе
«Специальная Олимпиада».
В рамках психолого-педагогического сопровождения
наблюдалось резкое повышение уровня ответственности и самостоятельности как в
спортивной деятельности, так и в повседневной жизни.
В результате совместного круглосуточного
проживания у атлетов на сотни слов увеличился словарный запас и улучшилось
правильность построения фраз, повысилась культура речи. Они раскрепостились,
сами стали идти на контакт со сверстниками и взрослыми, стали проявлять
постоянную заинтересованность в получении знаний при общении с партнерами.
Активное включение атлетов в соревновательный
процесс выявило лидеров с максимальной степенью мотивации к победе и повысило
сплоченность парусной команды, разноплановой по гендерному и возрастному
составу. У атлетов появилась уверенность в возможности реализовать себя в
неизвестных для их жизненного опыта условиях перелётов, другого климата,
общения с другими людьми. Атлеты, участвовавшие в зарубежных спортивных
соревнованиях, сами инициировали контакты с представителями иностранных
парусных команд, общаясь при помощи мимики и жестов.
Реализация долгосрочной программы непрерывного
спортивного образования людей с ограниченными интеллектуальными возможностями
позволила не только достичь высокой спортивной результативности атлетов, но и
высокой эффективности развития психических функций (памяти, внимание, мышление).
Вместе с тем нацеленность психологического
сопровождения на атлетов и отсутствие психологической работы с партнерами
привела к накоплению у последних психологической усталости, нервного
напряжения, понижению мотивации к достижению собственных результатов. У одного
из партнеров это привело к нервному срыву и уходу из команды.
На протяжении всего периода реализации программы
психологом проводились релаксационные занятия с атлетами. Занятия проводились в
двух формах: по окончании утренней тренировки, прямо в спортивном зале, с
использованием техник аутотренинга и в вечерние время, в специально
оборудованной комнате с пузырьковыми колонами, с использованием фонограмм
классической музыки и звуков природы, ароматерапии эфирными маслами. Вечерние
занятие проводилось с использованием дыхательных упражнений. Эффективность
релаксационных занятий сильно менялась в зависимости не только от личности
каждого из атлетов, но и от физического и психоэмоционального состояния каждого
из них в конкретный момент времени. Наблюдались самые разнообразные реакции,
начиная от глубокого сна и заканчивая перевозбуждением.
.3 Проект программы психолого-педагогического
сопровождения интеграционного модуля инклюзивного спортивного образования
«Олимпийские паруса»
На основе анализа опыта психологической работы с
командой яхтсменов (атлет-партнер) и психодиагностического обследования
спортсменов проведенного в период с 13.11.2011 г. по 28.03.2012 г. нами был
разработан проект программы психолого-педагогического сопровождения интеграционного
модуля инклюзивного спортивного образования «Олимпийские паруса».
Актуальность данной программы обусловлено тем,
что психодиагностическое обследование показало наибольшую психологическую
уязвимость партнеров, что обусловлено конфликтом индивидуальных и групповых
интересов, особенностями подросткового возраста, сложностью мотивации к данному
виду деятельности и большими психо-эмоциональными нагрузками. В связи с этим
принципиальной особенностью программы является её ориентированность не только
на атлетов, как было ранее, но и на тьютеров и прежде всего на партнеров.
Цели: Создание социально-психологических условий
для обеспечения высоких спортивных результатов яхтенных экипажей атлет-партнер.
Задачи:
. Поддержание эмоционально-комфортных условий в
команде в период учебно-тренировочного и соревновательного процессов.
. Формирование позитивной мотивации к
совместному тренировочному процессу здоровых спортсменов и спортсменов с
ограниченными умственными возможностями.
. Помощь в решении психологических проблем
личностного и межличностного взаимодействия атлетов и партнеров. Преодоление
конфликтных ситуаций в команде.
.Социализация и социальная адаптация атлетов и
партнеров.
.Оказание психологической помощи атлетам,
партнерам, тьютерам и тренерскому составу.
Принципы организации психологического
сопровождения.
. Принцип конфиденциальности - все то,
что психолог узнает в ходе психологической консультации и диагностики не
разглашается.
. Принцип многообразия форм и методов
. Принцип нравственности - предполагает
ориентацию на развитие, улучшение и коррекцию личности, признание права каждого
на неповторимость.
. Принцип преемственности - обеспечивает
связь и взаимодействие всех субъектов учебно-тренировочного и соревновательного
процессов.
. Принцип профессионального содружества
позволяет координировать усилия тренеров, психолога, тьютеров с целью создания
условий, обеспечивающих личностное развитие спортсменов.
. Принцип гибкости - способность
учитывать особенности конкретной ситуации с сохранением основных позиций,
способность и готовность к разумному компромиссу.
. Принцип выделения приоритетов - умение
сделать нужные акценты, выбрать наиболее оптимальные формы и методы работы.
. Принцип системности - взаимосвязь
перечисленных факторов.
В рамках программы предполагается использовать
педагогические и психологические; групповые и индивидуальные формы работы.
Педагогические формы работы: просветительские беседы, кинолекторий, экскурсии,
спортивные соревнования, трудовые десанты. Наибольшую эффективность
педагогические формы работы имеют на подготовительном этапе. Индивидуальные
психологические формы работы: консультирование партнеров и тьютеров,
консультирование и анализ эффективности программы с тренером команды. Групповые
психологические формы работы: различные виды психологических тренингов, как
одна из наиболее эффективных форм работы с подростками, различные формы
аутогенной тренировки и релаксации.
Тематическое планирование Таблица 9
Этап
|
Объект
психологического воздействия
|
Формы
и методы работы
|
Подготовительный
|
Партнеры
Тьютеры Атлеты
|
-
Просветительские беседы с учащимися, в ходе которых затрагивались проблемы
лиц с ограниченными возможностями. (4 часа) - Тренинги по формированию
положительной установки на восприятие атлетов. (4 занятия по 2часа = 8 часов)
- Кинолекторий с обуждением фильмов: «Человек дождя», «Меркурий», «1+1.
Неприкасаемые», «ФорестГамп» и др. - Освоение технологий релаксации.
Психологические тренинги вербального и невербального взаимодействия.
Обсуждение и моделирование ситуаций во время УТС. (10 часов) - Экскурсии на
тренеровочную базу. Спортивные соревнования в рамках спортивной инклюзии
(футбол, веселые старты), трудовые десанты.
|
Основной
тренировочный этап.
|
Атлеты
и партнеры Партнеры Атлеты Пары атлет-партнер
|
-
Психодиагностика в середине (первичная, учебно-тренировочного межсезонного
этапа, в начале навигации). - Наблюдение, стандартизированное наблюдение с
заполнением карт. - Методика Шварцландера - Опросник Рожкова - Тест Люшера -
Социометрия При первичной диагностики партнеров тест Шмишека - Тренинг по
повышению самооценки спортсменов (2 занятия по 2 часа = 4 часа) -
Психологические занятия по развитие волевых качеств (психологической
выносливости) (3 занятия по 2 часа = 6 часов) - Помощь при формировании
умения ставить перед собой реальные цели и их достигать (Тренинг
целеполагания) (3 занятия по 2 часа = 6 часов) - Индивидуальное
консультирование для психологической разгрузки. - Использование технологий
аутотренинга (ежедневно по 30 минут) - Тренинг на развитие эмпатии (1 занятие
1.5 часа) -Использование техник психологической релаксации (ежедневно по 30
минут) - Тренинг парного взаимодействия атлет-партнер.(10 занятий по 2 часа)
[Приложение 4]
|
Соревновательный
процесс.
|
Атлеты
и партнеры
|
-
Формирование позитивного настроя на победу (1 час перед каждым соревнованием)
- Совместная релаксация атлетов и партнеров (ежедневно по 30 минут) -
Психологический настрой на использование командной тактики ведения борьбы на
дистанции - Психологическая предстартовая подготовка (30 минут перед стартом)
- Снятие стресса после окончания гонки (1 час после финиша)
|
Постсоревновательный
этап
|
Тренеры-преподаватели
Атлеты и партнеры
|
-
Консультирование по анализам эффективности реализации психологического
сопровождения. - Психологические занятия по закреплению положительного
настроя на дальнейшие занятие спортом. (2 занятия по 2 часа) - Финальная
психодиагностика
|
В ходе реализации программы также предполагается
проведение структурированного наблюдения по разработанной нами «Карте
наблюдения за жизнедеятельностью атлетов и партнеров» направленного на
отслеживание: особенностей совместной жизнедеятельности в условиях УТС, взаимодействия
атлетов и партнеров, особенности поведения атлетов во время тренировки,
социальной адаптации атлетов, психологического состояния атлетов. [Приложение №
5]
Ожидаемые результаты. В результате реализации
программы психолого-педагогического сопровождения интеграционного модуля
инклюзивного спортивного образования «Олимпийские паруса» предполагается:
1. Создание стабильной команды с
эмоционально-комфортным климатом на весь период учебно-тренировочных сборов и
соревнований.
2. Сформировать позитивную мотивацию у
атлетов и повысить мотивация партнеров к совместному учебно-тренировочному
процессу.
. Преодолеть возникающие в результате
межличностного взаимодействия атлетов и партнеров психологические проблемы.
. Улучшение социальной адаптированности и
социализированости атлетов и партнеров.
При разработки программы психологического
сопровождения нами были использованы следующие источники: [2], [6], [10], [20],
[21], [45], [43].
Возможность практического применения программы
психологического сопровождения была рассмотрена на методическом совете ГБОУ
«Балтийский берег» и принята к внедрению [Приложение 6].
Выводы к Главе 3
Целью разработанным авторским коллективом
модулем «Олимпийские паруса», является: социальная адаптация, социализация и
реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями через инклюзивное
спортивное образование при занятиях парусным спортом.
Реализация долгосрочной программы непрерывного
спортивного образования людей с ограниченными интеллектуальными возможностями
позволила не только достичь высокой спортивной результативности атлетов, но и
высокой эффективности развития психических функций (памяти, внимание,
мышление).
Актуальность программы психологического
сопровождения, обусловлено тем, что психодиагностическое обследование показало
наибольшую психологическую уязвимость партнеров, что обусловлено конфликтом
индивидуальных и групповых интересов, особенностями подросткового возраста,
сложностью мотивации к данному виду деятельности и большими
психо-эмоциональными нагрузками. В связи с этим принципиальной особенностью
программы является её ориентированность не только на атлетов, как было ранее,
но и на тьютеров и прежде всего на партнеров.
Выводы
На основании проведенного теоретического и
практического анализа программы инклюзивного обучения спортсменов с
ограниченными возможностями, можно сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Инклюзивное образование является уникальной
технологией, которая нуждается в постоянном изучении и применении в различных
областях работы с людьми с ограниченными интеллектуальными возможностями.
2. Инклюзивное спортивное образование
является мощным инструментом коррекции и развития различных психических
процессов у спортсменов с ограниченными интеллектуальными возможностями.
. Проведенные исследования показали,
насколько динамично развиваются спортсмены с ограниченными интеллектуальными
возможностями.
. Командообразующая программа и сеансы
релаксации, как формы работы являются эффективной, для коррекции спортсменов с
ограниченными возможностями, но нуждается систематическом проведение
параллельно со спортивной составляющей программы.
. Необходимым элементом психологического
сопровождения спортсменов с ограниченными возможностями является интеграция в
процесс психологической сопровождения партнеров и тьютеров.
. Необходимым элементом программы
инклюзивного образования спортсменов с ограниченными интеллектуальными
возможностями является постоянная психологическое сопровождение всех участников
программы.
реабилитация
спортсмен яхтенный социализация
Заключение
«Наша задача - создать полноценные комфортные
условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы
граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную
жизнь», - заявил Д.А. Медведев.
Актуальность данной работы заключается в том,
что совместное обучение спортсменов и атлетов с ограниченными умственными
способностями ранее не проводилось. Принятый к реализации в СДЮСШОР ГБОУ
«Балтийский берег» инновационный модуль «Олимпийские паруса» позволяет осуществлять
совместный учебно-тренировочный процесс юных спортсменов (партнеров) и
спортсменов с ограниченными возможностями (атлетов). Модуль включает в себя не
только учебно-тренировочный процесс и занятия по социальной адаптации, но и
разработанную нами программу психолого-педагогического сопровождения не имеющую
аналогов в России.
Для атлетов, уже закончивших обучение в
коррекционной школе VIII
вида, возможность заниматься парусным спортом и общаться со здоровыми
сверстниками - это одна из возможностей адаптироваться в современном обществе и
структуре мегаполиса. Физически и интеллектуально развиваясь, показывая хорошие
соревновательные результаты, атлеты могут выезжать в другие города и страны на
парусные регаты, что является мощным мотивационным фактором обучения.
Интеграция атлетов в яхтенное сообщество, которое объективно считается весьма
гуманным по отношению ко всем членам, активно развивает и познавательный
процесс фактической «школы жизни».
Подходы использованные при разработке
инновационного модуля «Олимпийские паруса» и программы психологического
сопровождения ориентированное не только на атлетов, но и на партнеров и
тьютеров, может быть использована для создания аналогичных программ по другим
видам спорта входящих в программу Специальных Олимпийских Игр.
Список литературы
1. Аверин
В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.:
Изд-во Михайлова В.А., 1993. - 379 с.
. Авидон
И.,Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг 2010
. Акименко,
В.И. Пути совершенствования тренировочного процесса в парусном спорте. Учебное
пособие / В.И. Акименко. - СПб.: изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 25
с.
. Бардиер
Г.Л., Дикун И.В. Технология оценки социально учебно - развивающей программы
«Школа жизни». Методическое пособие. СПб.: Корчаковский центр, 2005
. Баряевой
Л.Б., Яковлевой Н.Н. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью» под редакцией 2011.
. Басаргина
Д., Семенова Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера Т.2011
. Бегидова
Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая
культура и спорт, 2007.
. Берн
Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. - СПб.: Изд-во
ЭСКМО-Пресс, 1991. - 349 с.
. Большаков
В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: НПО
"МОДЭК", 1994. - 203 с.
. Вачков
И.В.. Основы технологии групповоготренинга. М: Издательство "Ось-89",
1999.
.
Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: [метод.
пособие] / С. И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Сов. спорт,
. Виноградов
О.Н. адаптивное физическое воспитание в школе VIII вида: реалии и перспективы.
Сборник научно - практической конференции НГУ им. П. Лесгафта. СПб.: ФГОУ, 2010
.
Всеобщая Декларация Прав Человека. Документы Организации Объединённых Наций,
изданные с эмблемой ООН
.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе
(ПИК
ВИНИТИ). - 90 с.
.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т., Т. 5. Основы дефекто-логии / Л.
С. Выготский / под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983.
.
Гаек Я., Шидак З. Теория ранговых критериев. - М.: Наука, 1971.
.
Головин. С. Ю. Словарь практического психолога /- Минск: Харвест., 2007.
.
Зайцев Д.В. «Интегрированное образование как направления модернизации системы
образования России»
. Захаров
В.П., Хрящев Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебн. Пособие. Л.: Мир,
1989. - 267 с.
.
Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными
возможностями. 008;
.
«Инклюзивное образование детей и подростков с ограниченными возможностями на
примере занятий парусным спортом» Материалы межрегиональной научно-практической
конференции. Под науч. Ред. А.О. Кравцова СПб. НОУ «Экспресс»,2011.
.
Казаченко Ю.П. «Опыт интегрированного обучения детей с особыми образовательными
потребностями в системе дополнительного образования» стр. 166. Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием и Всероссийского научно-практического семинара СПб: ЦДК проф Л.Б.
Баряевой 2012.
.
Куликов В.С., Игнатова Е.В. Социально - оздоровительная реабилитация людей,
имеющих отставание в интеллектуальном развитии методом адаптивного яхтинга
. Куликов
В.С., Тимашов Н.В. Новая система обучения парусным видам спорта в группах
начальной подготовки Детско -юношеских спортивных школ.
.
Куликов В.С. Инновационный модуль инклюзивного обучения парусному спорту
«Олимпийские паруса». СПб 2011.
.
Концепции модернизации российского образования.
.
Любомская М.Р., Ковалева Е.Е. «Организация внеурочных видов деятельости
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» стр. 280. Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием и Всероссийского научно-практического семинара СПб: ЦДК проф Л.Б.
Баряевой 2012.
.
Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с
англ. А. Боковикова. - М. : Академический Проект, 2001.
.
Морозова, Г.Ф. Специальное Олимпийское движение в России / Г.Ф. Морозова. -
МО.: г. Коломна, ул. 3 Интернациональная, 2а. - 2006. - 189с.
.
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года
.
Петрова Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью» стр. 323. Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием и Всероссийского
научно-практического семинара СПб: ЦДК проф Л.Б. Баряевой 2012.
.
Психология спорта: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас.- М.: АСТ; Мн.:Харвест,
2005.-352с.
.
Ю.В. Селиванова «Развитие специально олимпийского движения Саратовской области»
.
Сводина В.Н. «Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением
слуха.Дефектология 1998 г. № 6 стр. 38
.
Сивицкий, В.Г. Психологическое сопровождение спортсменов высокого класса / На
пути к Пекину: Материалы методического семинара. - Мн.: БГУФК, 2007.
.
Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности
// Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6.
38.
Л. Н. Собчик
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%87%D0%B8%D0%BA,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0>
«Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера.
Практическое руководство. - СПб.:Речь,2007.-128»
.
Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт): Учеб.-метод. пособие. - Уфа
: Изд-во Вост. ун-та, 2004 (Тип. Изд-ва Вост. ун-та). - 63 с.
.
Тихвинская Е. Психология переживания в спорте.- СПб, изд. СПбГУ, 2007
.
Томилин К.Г. творческая деятельность тренеров по парусному спорту. - Сочи: СГУТ
и КД, 2008
.
Федеральная целевая программа Развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006 - 2015 годы.
.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие. М.:
«Дашков и К», 2005
.
Хотулева М.С. Влияние психотехнических упражнений на социально-психологический
климат и сплоченность спортивной команды // Психологический журнал
Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, №1
Чуричков
А., Снегирёв В. Сборник разминок, необходимых в любом тренинге 2006
.
Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни. Программа курса под общей
редакцией Кобриной Л.М., Юниной, -СПб.: Корчаковский центр, 2005