Разработка инновационного проекта
Министерство науки и образования
Российской Федерации
Федеральное агентство образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Инновационный менеджмент»
Разработка инновационного проекта
Выполнила: студентка
группы № 6112
Ляпина А.П.
зачетная книжка № 060970
Руководитель: Артемова С.А.
Новосибирск 2011
Оглавление
Введение
Раздел 1. Разработка
инновационного проекта
Раздел 2. Разработка сетевого
и календарного графиков реализации инновации
Заключение
Список литературы
Введение
Нововведение или инновация в широком смысле означает обновление
какого-либо объекта, иначе - проведение в нем какого-либо изменения. Любые
реально проведенные изменения всегда приводят к одному результату -
характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение
(инновация) переводит объект из одного качественного или количественного
состояния в другое.
Инновация - это по сути комплекс действий и его практический результат по
использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной
области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования
характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы
получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.
Целью данной работы является анализ проблем, которые стоят перед
организацией и поиск их решения с помощью каких-либо инновационных идей.
В качестве объекта исследования мною взят эспрессо-каппучино бар «Кофе
Хауз», находящийся по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 50.
Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе будет
представлен разработанный мною инновационный проект. Второй раздел посвящен
разработке сетевого и календарного графиков реализации инновации.
Раздел 1.
Разработка инновационного проекта
нововведение инновация
техническое оборудование
Краткая характеристика организации
Моим объектом исследования является ООО «Кофе Хауз», эспрессо и каппучино
бар. Входит в сеть, которая объединяет более 200 кофеен, в Москве,
Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и Киеве.
Место нахождения: г.Новосибирск, м.Площадь Ленина, ул.Красный Проспект,
50.
Вид деятельности: общепит.
Качественная характеристика продукции и услуг:
) Основной продукцией являются различные виды кофейных напитков и чая.
Также из напитков имеются свежевыжатые соки, молочные коктейли, газированные
напитки, различные виды алкоголя и алкогольных коктейлей. Также в меню кофейни
- небольшой выбор блюд, как холодных, так и горячих, большой выбор десертов,
мороженое «Баскин Роббинс», сигареты, кальян.
) Деловые встречи
) Дружеские встречи, отдых с семьей. В кофейне имеется мягкая мебель,
всегда играет спокойная музыка. Такая комфортная обстановка способствует отдыху
и расслаблению.
) Любая продукция продается на вынос. Действует акция: после покупки 4х
кофейных напитков с собой (все фиксируется на специальном купоне), 5й
предоставляется бесплатно. Также действует система скидок: флаера, которые
распространяются на эспрессо, каппучино, чай, какао. Вторая чашка любого из
этих напитков идет бесплатно по флаеру. Также существует специальная акция для
детей до 10 лет: им предоставляется бесплатно молочный коктейль или какао.
Конкурентами «Кофе Хауз» являются все остальные общепиты. Но поскольку
кофейня - специализированное заведение на рынке общественного питания, поэтому
ее основными конкурентами являются другие кофейни: «Трэвелерс», «Кофемолка»,
«Кафела», «Кофе-Терра» и др. В остальных кофейнях ассортимент разнообразнее и
цены ниже по сравнению с «КХ». Высокий уровень цен в «КХ» можно объяснить тем,
что сеть в Новосибирске открылась недавно, поэтому пытается окупить расходы на
организацию сети. В «КХ» довольно высокий уровень обслуживания и приятный
внутренний интерьер. В «КХ» есть алкогольная продукция в отличие от Трэвелерс».
Самым большим недостатком «КХ» является отсутствие собственной кухни. В то
время как в остальных кофейнях она есть.
Сильными сторонами организации являются: высокий уровень обслуживания,
популярность и хорошая репутация, большие средства в обороте. К слабым сторонам
можно отнести: отсутствие собственной кухни, высокий уровень цен, слабая
рекламная деятельность.
Общее положение на рынке: «Кофе Хауз» является международной сетью
кофеен. На данный момент кофейни находятся в таких русских городах, как
Новосибирск, Москва, Санкт-Петербург, Казань, Киев, Екатеринбург. На рынке
кофеен города Новосибирска «Кофе Хауз» является пока новичком. В декабре 2006
года, т.е. 2,5 года назад, открылась первая кофейня «Кофе Хауз» в Новосибирске.
Резюме проекта
Как я уже говорила ранее, самым большим недостатком рассматриваемой мною
организации является отсутствие собственной кухни. Почти вся продукция, а
именно холодные и горячие блюда (салаты, супы, круассаны, блины, паста,
лазанья), а также некоторые виды выпечки и десертов, является привозной и
поставляется в виде полуфабрикатов. С каждым из поставщиков заключен договор о
поставке, но часто случаются сбои в их работе и возникают небольшие проблемы.
Например: задержка поставки, заказанное количество продукции не соответствует
привезенному и т.д.
Поэтому я считаю необходимым и целесообразным открыть в «Кофе Хауз»
собственную кухню. В рамках реализации проекта предполагается покупка нового
технического оборудования для приготовления пищи (плиты и т.д.), необходимой
посуды. Также реализация проекта позволяет решать такие социальные вопросы как
создание новых рабочих мест, а именно необходимо будет нанять на работу
профессионально обученных и подготовленных работников кухни - шеф-поваров и
помощников поваров.
Преимуществом проекта является то, что все холодные и горячие блюда будут
готовиться непосредственно в самой кофейне, что позволит контролировать этот
процесс. Также я считаю, что самим готовить дешевле, нежели заказывать
продукцию у поставщиков.
На реализацию данного проекта необходимы достаточно большие вложения и
затраты на: обустройство помещения для кухни, покупку необходимого
оборудования, его установку, а также расходы на поиск новых сотрудников -
работников кухни и оплату их труда.
Описание изменений в окружающей среде
Таблица 1. Характеристика изменений в окружающей среде
Изменения факторов внешней
среды
|
Характеристика
|
1.Технологические
|
Новые технологии динамично
развиваются и вследствие этого все инновации в области технологий быстро
внедряются и применяются. Становится необходимым обновлять ассортимент
оборудования для кофеен. Значимые тенденции в области НИОКР. Ученые открывают
новые положительные эффекты действия кофе на организм человека, появляются
новые технологии и рецепты его приготовления.
|
2.Социальные
|
Гос-во ведет активную
демографическую политику по увеличению рождаемости, тем самым, пытаясь
повысить её. Демографические изменения влекут за собой изменение количества
клиентов. Появляется специальное «детское меню». Мобильность и стремление
людей к получению высшего образования привели к возникновению такой услуги
как Wi-Fi (беспроводной Интернет), что является очень удобным
для гостей. Теперь можно перекусить и заниматься своими делами за компьютером
одновременно.
|
3.Экономические
|
Общая характеристика
экономической ситуации в стране напрямую влияет на работу организации. В
условиях кризиса фирма пересматривает свою стратегию, меняются плановые
показатели. Увеличение инфляции приводит к повышению цен на продукцию
организации. Также влияние оказывает экспортно-импортная политика. «Кофе
Хауз» ввозит в Россию кофейные зерна из Италии уже обжаренные, т.к. в России
не существует предприятий по обжарке зерен. Импортная ставка на зеленые зерна
установлена как нулевая, а на обжаренные - 10%. Поэтому планируется открыть
свой кофеобжарочный цех в Москве.
|
4.Политические
|
Большое влияние на
организацию оказывает изменение законодательства РФ. Повышение пошлин на
импортные товары приводит к повышению цен на продукцию (смесь кофейных зерен
привозится из Италии). Например, если налог на прибыль повысят на 5%, то
придется повысить цены на продукцию, чтобы сохранить прибыль на уровне.
Гос-во воздействует на предприятия общепита путем лицензирования и
налогообложения. Также большое влияние оказывает СЭС. Гос-во за счет
внедрения новых законопроектов и изменения законов влияет на предприятия
общепита. Это в свою очередь вызывает необходимость изменений в деятельности
организации. Например, обязательство выделить всем кафе не менее 50% мест для
некурящих.
|
5.Экологические
|
Поскольку экология в
настоящее время находится в критическом состоянии, то люди всеми способами
пытаются оберегать свое здоровье. Они предпочитают экологически чистые
продукты питания и комфортные безопасные условия. Изменение экологической
политики государства непременно влечёт за собой увеличение расходов на
соблюдение техники экологической безопасности. Это влечет за собой
необходимость изменений в деятельности организации.
|
Необходимость нововведения
Перед организацией стоит ряд проблем, которые необходимо решать. По моему
мнению, реализация данного проекта позволит решить некоторые из них. Перечислим
и охарактеризуем основные проблемы:
) Отток клиентов в пользу конкурентов.
С этой проблемой организация сталкивается почти каждый день. Многие
гости, узнав, что в «Кофе Хауз» продукция привозная и сама кофейня не готовит,
не желают оставаться и уходят. Видимо, опасаются, что она может быть не свежей
и т.п. Ведь куда вкусней и приятней свежеприготовленная еда. Более всего
заинтересованы в решении этой проблемы естественно директор кофейни и
вышестоящее руководство. Ведь вследствие потери некоторого количества клиентов
теряется и прибыль организации.
) Невозможность предугадать предпочтения потребителей, и как следствие,
объем заказываемой и продаваемой продукции.
Каждый день менеджер планирует, сколько и какого именно вида продукции
нужно заказать и сколько будет продано продукции за день. Проблема заключается
в том, что надо спланировать таким образом, чтобы не было такого, что какой-то
продукции мало, либо она вообще заканчивается, или, наоборот, слишком много и
её некуда девать. Таким образом, реализация проекта, т.е. открытие собственной
кухни, позволила бы контролировать этот процесс.
Сложно бывает предугадать предпочтения потребителей. И очень часто
случаются такие ситуации, когда какой-то вид заказанной продукции закончился, а
на него все еще есть большой спрос. Вследствие этого опять же происходит отток
клиентов в пользу конкурентов, что неблагоприятно сказывается на прибыли
компании.
) Перегруженность барменов и нехватка персонала.
Проблема заключается в том, что бармены очень перегружены работой, т.к.
«делают всю кухню» и в то же время готовят кофе и другие напитки. И бывают дни,
когда в смене стоит один бармен, который просто все это не успевает. В
результате, особенно в «запарное время», заказ выполняется очень долго. И
клиенты часто жалуются на это. Но если бы была своя кухня, то каждый занимался
бы своим делом: бармен - напитками, а повара - приготовлением еды. Затронуты
этой проблемой и заинтересованы в ее решении, как обслуживающий персонал, так и
начальство.
Оценка возможности решения проблемы
Рассматриваемая мною кофейня входит в сеть «Кофе Хауз», которая открылась
в Новосибирске 2,5 года назад. Сеть успешно развивается, и постепенно
открываются новые кофейни. На данный момент функционирует семь кофеен «Кофе
Хауз» в Новосибирске. За это время, т.е. с открытия первой кофейни в декабре
2006 года, уже окупились расходы на открытие сети, и кофейни принесли немалую
прибыль. Все это говорит о том, что организация обладает финансовыми и
материальными ресурсами и может уже позволить себе открыть свою собственную
кухню.
Содержание нововведения и комплекс мер по его реализации
Сферы деятельности
|
Изменения
|
Ожидаемые результаты
изменений
|
Направление деятельности
предприятия
|
Открытие собственной кухни
|
Удержание старых клиентов и
привлечение новых
|
Технологическая основа
|
Новое кухонное оборудование
|
Обустроенная кухня
|
Финансовая сфера
|
Вложения из прибыли
организации
|
Срок окупаемости неизвестен
|
Кадровая политика
|
Прием новых сотрудников -
поваров
|
Бармен меньше нагружен
|
Анализ сильных и слабых сторон проекта, опасностей и благоприятных
возможностей
Таблица 3. Анализ сильных и слабых сторон проекта
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
1. Всегда
свежеприготовленная еда
|
1. Довольно дорогостояще
(если открывать кухню во всех кофейнях сети)
|
2. Меньшие издержки
производства (заказывать продукцию дороже, чем готовить ее самим)
|
2. В некоторых случаях
время заказа может увеличиться (иногда быстрее разогреть готовый продукт в
микроволновой печи, чем приготовить его)
|
Таблица 4. Анализ опасностей и благоприятных возможностей
ОпасностиБлагоприятные
возможности
|
|
1. Возможны проблемы с СЭС
|
1. Привлечение новых
клиентов и удержание старых
|
2. Неизвестно, когда
окупятся вложения в проект
|
2. Узкая специализация
бармена (т.е. он готовит только напитки)
|
Таблица 5. Факторы риска, их вероятностные характеристики, мероприятия,
направленные на снижение рисков
Фактор риска
|
Описание
|
Вероятность
|
Мероприятия, направленные
на снижение риска
|
1. Текучесть кадров
|
Возможна смена персонала и
сложности с поиском профессиональных работников кухни
|
Средняя
|
Повышение заработной платы,
введение премий
|
2. Инфляция
|
Увеличение цен на продукты
|
Высокая
|
Увеличение цен на
продаваемую продукцию
|
3. Неокупаемость вложений
|
Неизвестно, когда окупятся
вложения в проект
|
Средняя
|
Постепенное внедрение по
всей сети
|
Оценка сопротивления нововведению со стороны персонала
Внедрение новшества - это процесс вторжения элементов новой культуры в
прежнюю культуру отношений, который называется интервенцией. Именно поэтому при
осуществлении нововведений нередко возникает сопротивление персонала
организации переменам. И моя организация не исключение. Я думаю, что возможно
сопротивление со стороны персонала при реализации предложенного нововведения.
Причины могут быть разные: страх перед неизвестностью последствий перемен и
нежелание что-либо менять, боязнь проблем адаптации к новым условиям,
обеспокоенность возможной утраты стабильности, боязнь оказаться лишними в
организации. Все это обусловлено тем, что при осуществлении изменений люди
вынуждены рисковать, а это противоречит их натуре.
Одной из главных и доминирующих причин сопротивления изменениям со
стороны персонала будет являться эгоистический интерес, т.е. ожидание личных
потерь чего-то ценного в результате изменений. Попробую объяснить на примере.
При открытии своей кухни возможно сокращение смен в баре. Если раньше в смене находились
два бармена, то один занимался «кухней», а второй - напитками. А при наличии
своей кухни готовить будут повара, а в баре вполне может справиться и один
бармен.
Для снижения сопротивления персонала изменениям следует использовать
такие подходы, как помощь и поддержка, либо переговоры и соглашения. Эти
подходы применяются в ситуациях, когда люди сопротивляются изменениям из-за
боязни проблем адаптации к новым условиям, а также когда явно теряют что-либо
при осуществлении изменений.
Раздел 2.
Разработка сетевого и календарного графиков реализации инновации
Таблица 6. Исходные данные
№ п/п
|
Содержание работ
|
Код работ
|
Подразделение
|
Исполнители, чел.
|
Продолжительность работ
|
|
Задание на разработку
технологии получено
|
0
|
|
|
|
1.
|
Разработка маршрутной
технологии на изделие
|
0-1
|
ОГТ
|
4
|
8
|
2.
|
Разработка операционных
технологических карт механической обработки
|
1-3
|
ОГТ
|
10
|
3.
|
Конструирование оснастки
для механической обработки
|
1-2
|
ОГК
|
13
|
12
|
4.
|
Изготовление
технологической оснастки для механической обработки
|
2-3
|
Цос.
|
20
|
9
|
5.
|
Разработка технологических
процессов литья
|
0-4
|
ОГМ
|
2
|
9
|
6.
|
Проектирование литейной
оснастки
|
4-5
|
ОГК
|
4
|
10
|
7.
|
Изготовление литейной
технологической оснастки
|
5-6
|
Цос.
|
8
|
6
|
8.
|
Изготовление отливок для
опытного образца
|
6-7
|
Цл.
|
15
|
7
|
9.
|
Механическая обработка
литых деталей опытного образца
|
7-10
|
Им-
|
10
|
12
|
10.
|
Механическая обработка
литых деталей из стандартных заготовок
|
3-10
|
Цм.
|
3
|
6
|
11.
|
Разработка технологических
процессов сборки изделия
|
0-8
|
ОГТ
|
3
|
9
|
12.
|
Проектирование оснастки для
сборочных процессов
|
8-9
|
ОГК
|
4
|
9
|
13.
|
Изготовление сборочной
оснастки
|
9-10
|
Цос.
|
6
|
14
|
14.
|
Комплектация и подача на
сборку покупных элементов
|
0-10
|
ПО
|
13
|
15.
|
Сборка образца и его
испытание
|
10-11
|
Цсб.
|
15
|
7
|
Схема 1. Сетевой график
Таблица 7
Код работ
|
Ранний срок начала работы
|
Ранний срок оконч-я работы
|
Поздний срок начала работы
|
Поздний срок оконч-я работы
|
Резерв времени
|
0-1
|
0
|
8
|
9
|
17
|
9
|
0-4
|
0
|
9
|
0
|
9
|
0
|
0-8
|
0
|
9
|
12
|
21
|
12
|
0-10
|
0
|
13
|
31
|
44
|
31
|
1-2
|
8
|
20
|
17
|
29
|
9
|
1-3
|
8
|
22
|
24
|
38
|
16
|
2-3
|
20
|
29
|
29
|
38
|
9
|
3-10
|
29
|
35
|
38
|
44
|
9
|
4-5
|
9
|
19
|
9
|
19
|
0
|
19
|
25
|
19
|
25
|
0
|
6-7
|
25
|
32
|
25
|
32
|
0
|
7-10
|
32
|
44
|
32
|
44
|
0
|
8-9
|
9
|
18
|
21
|
30
|
12
|
9-10
|
18
|
32
|
30
|
44
|
12
|
10-11
|
44
|
51
|
44
|
51
|
0
|
Критический путь: 0-4-5-6-7-10-11
Т=51 день
Таблица 8
Код работ
|
Продолжит. работ до
оптимизации
|
Подразделение
|
Кол-во чел. в подразделении
|
Кол-во занятых на работе
|
Продолжит. работ после
оптимизации
|
Кол-во сокращ. дней
|
0-4
|
9
|
ОГМ
|
6
|
2
|
3
|
6
|
4-5
|
10
|
ОГК
|
13
|
4
|
4
|
6
|
5-6
|
6
|
Цос
|
20
|
8
|
3
|
3
|
6-7
|
7
|
Цл
|
15
|
7
|
0
|
7-10
|
12
|
Цм
|
15
|
10
|
8
|
4
|
10-11
|
7
|
Цсб
|
20
|
15
|
6
|
1
|
Итого
|
51
|
|
|
|
31
|
20
|
Заключение
Итак, в ходе выполнения курсовой работы были применены на практике
теоретические знания в области управления нововведениями в современных
условиях. На примере ООО «Кофе Хауз» был предложен инновационный проект по
созданию собственной кухни в кофейне, была раскрыта сущность проекта и его
преимущества. Далее были исследованы факторы макроокружения, которые вызывают
необходимость изменений в деятельности организации. Были проанализированы
проблемы, стоящие перед организацией, и необходимость самого нововведения;
проведен анализ сильных и слабых сторон проекта, опасностей и благоприятных
возможностей, факторов риска и мероприятий, направленных на снижение риска.
Также были изучены причины, вызывающие сопротивление нововведению со стороны
персонала и меры для его снижения.
Список
литературы
1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление
инновациями в организации - М.: Омега-Л, 2010
. Интернет
. Лекционные материалы