Социологические виды интервью в журналистике: опрос, интервьюирование, анкетирование
Содержание
Введение
Глава 1. Основные методы сбора информации для социологического интервью
.1 Опросные методы сбора информации
Глава 2. Основные социологические виды интервью в журналистике
.1 Анкетирование
.2 Интервью
3 Опрос
.4 Письменный опрос
.5 Устный опрос
. 6 Анкетный опрос
Глава 3. Анализ интервью корреспондента газеты «Северный луч»
.1 Вариант №1
.2 Вариант № 2
.3 Вариант №3
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы исследования: Социологические виды интервью многовариантны и сложны. Следовательно, почти перед каждым журналистом встает проблема, как правильно написать то, или иное интервью. И это является важным потому, что он имеет дело с мнениями людей, их личным восприятием явлений и процессов, оценками, т.е. того, что субъективно по характеру. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению достоверной информации. Для этого нужно изучить каждый из видов получения информации, выявить основные особенности нескольких. Эти аспекты и являются основным обсуждением в данной работе.
Новизна исследования: Впервые в качестве объекта исследования используется материал из газеты «Северный луч», а также найдены способы решения проблем, возникающих при подготовке материала, каких ошибок не следует допускать при написании интервью и чья вина в появлении этих ошибок.
Цель данной работы: рассмотреть современную разновидность интервью.
Задачи исследования: дать определение понятиям интервью, анкетирование, опрос, рассмотреть их подвиды на примере интервью, <#"justify">Предмет исследования: газета «Северный луч» № 44 (3338) 29 октябрь 2010 год (Тарко-Сале, ЯНАО).
Объект исследования: интервью «Жизнь прожить - не поле перейти» из газеты «Северный луч».
Методологическая база: Корконосенко С.Г. «Социология журналистики», Зборовский Г.Е. «Общая социология»,.Кравченко А.И., Григорян А.Ф. «Социология», Лагун А.Е. «Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании», Плешаков Л. «Интервью - начало всех начал», Смехнова Г.П. «Основы прикладной социологии».
Методы исследования: типологический, описательный, сравнительный.
Структура работы: введение, три главы, в каждой главе пункты, варианты написания, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Основные методы сбора информации для социологического интервью
.1 Опросные методы сбора информации
Основная масса информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Большая значимость этих методов определяется, во-первых организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществлять любой другой метод); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.
Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). [6, 89с.]
Глава 2. Основные социологические виды интервью в журналистике
.1 Анкетирование
Письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным.
Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником.
У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера (случай, когда анкеты раздаются заранее и респондент заполняет их дома, а через некоторое время возвращает обратно). Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего - почтовый опрос, опрос через газету.
Раздаточное анкетирование - раздается группе респондентов дома, на работе, в общественных местах, в транспорте. Обуславливается время или корреспондент ждет, пока респондент в его присутствии заполнит анкету.
Можно достичь стопроцентного возврата анкет и если выборка была репрезентативной - это надежный способ получения информации [13, 47-56 с.].
Почтовая анкета - рассылается по почте и по электронной почте. Способ дешевый и требует затрат только на почтовые расходы. Возврат анкет будет невелик - максимум 10-20 % . Социологи стараются стимулировать более полный возврат.
На почтовые и прессовые анкеты отвечают наиболее заинтересованные в контактах с журналистами или данные СМИ, имеющие больше свободного времени.
Интернет-опрос принято использовать тогда, когда нужно получить мнения и оценки.
Прессовая анкета печатается в СМИ (в газетах, в журналах, обнаруживается в ТВ и РВ). Количество возвратившихся анкет не превышает 3% от тиража. Не презентативный способ [8, 56 с.].
.2 Интервью
Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. При всей, казалось бы, привычности данного метода необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение.
Интервью - это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.
Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия, место проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения достоверной информации является наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдение правил его применения.
Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между журналистом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании).
Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью должна быть спокойной и конфиденциальной, т.е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время [17, 130 с].
По содержанию интервью делятся на так называемые документальные, в ходе которых уточняются, изучаются факты реальной ситуации и интервью мнений, когда выясняются мнения, оценки, ориентации, суждения респондента.
По способу проведения делятся на личные (фейс-ту-фейс) и телефонные.
По месту проведения: в домашних условиях респондента; по месту работы; на улице. Уличные интервью часто используются журналистами, бывают короткими, содержат 1-3 вопроса, чтобы человек мог быстро на них ответить.
Есть различия в технике проведения беседы. Под формализованным интервью понимают стандартизированное и структуризованное общение. В нем, как и в социологических анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все они вместе подчинены общему замыслу. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что оно ориентировано на глубинное познание объекта, его структура задается не так строго. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, кругом обсуждаемых проблем и т.д.
Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.
Нарративное интервью - концепция интервью, в основу которого положена способность людей выступать в роли рассказчиков. Рассказ в данном контексте понимается как средство передачи информации, элементарный институт человеческой коммуникации. Основная цель нарративного интервью - получить информацию о наиболее типичных биографических процессах, характерных для некоторой специфической группы людей, причем с позиции видения этих процессов самими рассказчиками.
Экспертное интервью - интервью, целью которого является получение компетентных оценок экспертов. В подавляющем большинстве случаев проводится при личной встрече и только в редких случаях - по телефону.
Групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, при этом интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.
Интервью-расспрос - получение новой информации. Задача интервьюируемого - предоставить запрашиваемую информацию или раскрыть свое мнение. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист - спрашивает, интервьюируемый - отвечает. Вопросы при этом открытого типа (что, где, когда, о чем, почему и т.д.).
Интервью-обмен мнениями. Задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. Оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.
В интервью-портрете интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Такое интервью часто берут дома или на даче интервьюируемого. Неофициальная обстановка располагает к шутливому, несерьезному тону разговора.
По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:
Нестандартизированное интервью предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Денный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.
Стандартизированное интервью предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое кол-во вопросов.
Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Однако при всей важности анкетного метода этого метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью.
Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.
По другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса [19].
.3 Опрос
Одним из основных в социологии журналистики является метод опроса. Он не является изобретением социологов. Гораздо раньше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы, а теперь и журналисты. До сих пор сохранилось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового материала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается сомнения в подлинной «социологичности» описываемого метода.
Опрос - это метод получения первичной информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой.
Опрос - это форма социально-психологического общения между специалистом (исследователем) и обследуемым (респондентом), благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково существенное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы использование опроса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий отличает профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.
Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:
ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
содержания анкеты или устного опроса.
Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование) [10, 95с.].
.4 Письменный опрос
Проводится с помощью анкет. Анкета - это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами.
Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, - это интервьюирование[11, 67 с.].
.5 Устный опрос
Один из основных методов получения аудиторских доказательств, включающий беседу практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности. Является процедурой выборочного контроля. Аудитор, проводящий устный опрос, должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, составляющие основу отчетности, не противоречат закону, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем аудиторской проверки и степень сложности работ, чтобы составить соответствующую программу аудита.
План и перечень вопросов, задаваемых работникам, не могут быть одинаковыми, они зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, который закреплен за опрашиваемым. Для проведения устного опроса предварительно готовят анкеты по различным проблемам (например, по оценке учета движения материалов, состоянию документооборота и т.п.), в которых аудиторы отмечают ответы опрошенных лиц. Выбор приема устного опроса зависит от того, насколько в конкретной ситуации нужна более надежная, чем обычно, информация, а также от доступности альтернативных доказательств (например, альтернативного баланса).
Устный опрос часто используется при оценке внутреннего контроля в организации, в частности для оценки соответствия нормативного и фактического распределения полномочий и ответственности, соблюдения установленного порядка оформления документов [13, 66 с.].
2.6 Анкетный опрос
При проведении анкетного опроса проходится три этапа:
·подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).
·оперативный этап - сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;
·результирующий этап - обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).
Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации [13, 78с.].
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:
·вводную
·содержательную (основную) часть
·заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов - самый сложный этап составления анкеты.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на :
·раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочный раздаточный опрос)
·почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)
·прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
·телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).
По типу исследовательских задач опросы бывают:
·глубинный (нацелен на получение поисковой информации)
·фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
·стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)
·социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)
·По уровню компетентности респондентов различают :
·массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
·массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)
·симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)
·экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме) [15, 89с.].
репортер журналистика анкетирование интервью опрос
Глава 3. Анализ интервью корреспондента газеты «Северный луч»
.1 Вариант №1
«Жизнь прожить - не поле перейти»
Анатолий Федорович ТУШНОЛОБОВ не собирался быть водителем и тем более, никогда не думал, что будет управлять такой серьезной машиной, как автогрейдер. Но путь любимой профессии не всегда лежит прямо, порой к ней приходят извилистыми дорогами. Так, благодаря сложившимся жизненным ситуациям, он стал заниматься интересным для него делом.
Родился Тушнолобов 4 марта 1956 года на юге Тюменской области, в городе Ишиме, в простой рабочей семье. Отец - водитель автобуса, мать - домохозяйка. После окончания школы, в 1971 году, он уехал в Омск, поступил в сельское профессиональное техническое училище, получил специальность радиоэлектромонтера.
Как почти все юноши в советские времена, достигшие восемнадцати лет, был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке, в городе Свободном. После службы вернулся в родной Ишим, где начал свой трудовой путь электриком.
В 1976 году его послали по работе в деревню Чирки, которая находилась в Казанском районе Тюменской области. Там познакомился со своей будущей женой Надеждой, она была родом из тех мест и приехала на летние каникулы из Тюмени, где училась.
Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться. А после того, как Надя окончила учебу, они поженились. Все у молодоженов складывалось гладко. Анатолий считал, что муж должен быть добытчиком и семья не должна нуждаться, иначе какой же ты глава семьи.
Но заработки в Ишиме были небольшие, тем более в семье ожидалось пополнение, ждали ребенка, денег не хватало. На Севере жили родственники, посоветовавшись с родителями, молодые приняли решение поехать на Север, и в сентябре 1977 года семья переезжает в Тарко-Сале.
Тушнолобов устроился на работу связистом. Первое время с женой жили в разных общежитиях, он - в мужском, она - в женском, выбирать не приходилось, с жильем в поселке были большие проблемы. В Таркосалинской нефтеразведочной экспедиции, где нужны были электромонтеры, пообещали дать жилой балок при условии, что Анатолий переведется туда на работу. Тушнолобов подумал и согласился.
В течение двух лет работал электромонтером, часто ездил на буровые. Вскоре решил освоить специальность тракториста, зарплата у них была больше, да и интересно было попробовать свои силы. Работу пришлось совмещать с учебой, уставал так, что засыпал сразу, как только голова касалась подушки.
Нелегко было и молодой жене. Жить в балке с ребенком, без всяких удобств, где в морозы одеяло примерзало к стене, мало приятного. Трудности преодолевали вместе, семья от этого только крепчала. Через пять лет Тушнолобовы получили квартиру, бытовые проблемы закончились.
Когда в НРЭ прошла реорганизация, Анатолий Федорович перешел в СМУ-2, где стал работать на сваебойной машине. Много зданий в Тарко-Сале построено при его участии: КСК «Геолог», гостиница «Геопур», школа № 1, микрорайоны Геолог, Комсомольский, Советский, дома по улицам Первая речка, Мира, Тарасова и т. д.
За годы жизни на Севере Тушнолобов работал на разных предприятиях. Какие-то реорганизовывались, какие-то разорялись, когда начал разваливаться СССР. В 1999 году стал работать в «Дорожно-строительном управлении» трактористом. Позже, в 2002 году он сумел освоить и автогрейдер, правда, не без труда. По его словам, автогрейдер - сложная машина. К тому же, она досталась ему разбитой. Прежний работник, который управлял им, не вписался в поворот, и Анатолий Федорович практически заново собирал её.
Автогрейдер - машина универсальная. Она очищает улицы от снега, укладывает и разравнивает щебень, гравий, песок, незаменима при строительстве грунтовых дорог. Рабочий день водителя автогрейдера начинается с раннего утра. Перед выходом на смену - осмотр медицинским работником, затем диспетчер выписывает путевки - и в путь.
«Главное для водителя - внимание на дороге, сосредоточенность и усердие, - рассказывает Анатолий Федорович. - Хотя каждая профессия этого требует, но помнить лишний раз не помешает. Обслуживать грейдер непросто, приходится тратить много времени, и чаще всего - личного. Но если хочешь выходить на линию и нормально работать, принимаешь это как должное». В памяти Тушнолобова много всяких интересных случаев, связанных с профессиональной деятельностью, и плохих, и хороших, но рассказывать о них он не пожелал, а почему - так и не ответил. Лишь сказал одну фразу: «Жизнь прожить - это же не поле перейти».
Свободное от работы время он посвящает своей семье, любит иногда съездить на рыбалку. Своей жизнью вполне доволен. У него прекрасная семья - жена, с которой они прожили много лет душа в душу, две дочери, обеспеченные и самостоятельные, трое внуков. «Всё очень сильно изменилось с тех пор, как мы приехали сюда, - делится воспоминаниями Анатолий Федорович. - Здесь вокруг только лес да болота были, а сейчас - красивые здания, дороги. Всё нашими руками возводилось. Трудно нам было раньше, но мы справились!»
По жизни Тушнолобов всегда идет с оптимизмом, чего и остальным желает. «Ведь главное - не унывать и смотреть печалям в глаза с улыбкой», - закончил он нашу беседу»
Это, определенно, интервью-портрет. При выборе написания он допустил оплошность и не подумал, в первую очередь, о читателях, о том, что бы хотели узнать они на День работников автомобильного транспорта.
Многие читатели уже не берут во внимание обычную биографию, следует привлечь их внимание чем-нибудь интересным. Для них интервью - это вопросный метод поиска знаний и текст проще всего воспринимается, когда ощущается присутствие собеседника, его желание и интерес узнать для себя нечто новое, а также предоставить это новое читателям.
Данная работа не претендует на роль полноценного интервью, так как имеет несколько недостатков. Это - отсутствие журналистского духа и эффективности воздействия на читателей.
За основу была взята биография работника, хотя подразумевалось узнать о работе Тушнолобова и, определенно эта цель достигнута лишь на 30%. Тема, которой интервью посвящено не соответствует содержанию. И в данном случае этот вариант не уместен.
.2 Вариант №2
«Жизнь прожить - не поле перейти»
Он никогда не думал, что будет управлять такой серьезной машиной, как автогрейдер. Но путь к любимой профессии не всегда лежит прямо, порой к ней приходят извилистыми дорогами. Так, благодаря сложившимся жизненным ситуациям, Анатолий Федорович ТУШНОЛОБОВ стал заниматься интересным для него делом.
Анатолий Федорович, поясните тем, кто не в курсе - что такое автогрейдер?
Автогрейдер - машина универсальная. Она очищает улицы от снега, укладывает и разравнивает щебень, гравий, песок, незаменима при строительстве грунтовых дорог. Также применяется для планировки и профилирования площадей и откосов. На самом деле, очень сложная машина и работать на ней сможет не каждый.
А каков был ваш путь к освоению этой машины и вообще профессии автогрейдеровщика?
Всё началось с профессионально-технического училища, где у меня появилось пристрастие к точным наукам. Когда отучился, устроился на работу связистом в телеграф. Чуть позднее меня пригласили в Таркосалинскую нефтеразведочную экспедицию, где нужны были электромонтеры. Я там проработал в течение двух лет, часто ездил по буровым. Вскоре просто взял и решил освоить специальность тракториста, зарплата у него была больше, да ещё интересно было попробовать свои силы. Работу пришлось совмещать с учебой, уставал так, что засыпал сразу, как только голова касалась подушки. Нелегко было.
Через пять лет, будучи опытным специалистом, я перешел в Строительно-монтажное управление-2 (то есть СМУ-2), где стал работать на сваебойной машине. А потом уже полностью освоил автогрейдер.
В СМУ-2 прошла реорганизация, и я вынужден был перейти в 1999 году в ДСУ, устроился туда уже трактористом. А в 2002 году сумел освоить и автогрейдер, правда, не без труда. Достался он мне в аварийном состоянии - бывший хозяин очень постарался, чтобы машина вышла из строя. И в течение пяти лет я приводил свой автогрейдер в идеальное состояние.
Как начинается ваш рабочий день?
Перед выходом на смену - осмотр медицинским работником, проверяют организм на алкоголь, на общее состояние здоровья, затем диспетчер выписывает путевой лист, т.е. разрешение выхода на смену - и можно смело приниматься за работу.
В какое время суток вам больше нравится работать?
Ну, наверное, проще всего выходить на смену ночью, когда на дорогах не такое оживленное движение и практически нет пешеходов. Хотя с другой стороны… Зимой-то ночью темно и лучше работать днем. В общем, я даже не знаю, но одно скажу точно, что и в то, и в другое время одинаково тяжело работать.
Что главное для водителя автогрейдера?
Главное - внимание на дороге, сосредоточенность и усердие, хотя каждая профессия этого требует, но помнить об этом лишний раз не помешает. Обслуживать автогрейдер непросто, много времени приходится на это тратить, и часто - личного. Но если хочешь выходить на линию и нормально работать, принимаешь это как должное.
Вы видите какие-нибудь изменения, благодаря организации МУП «ДСУ» и своей работе на автогрейдере?
Всё очень сильно изменилось с тех пор, как я приехал сюда. Здесь вокруг только лес да болота были, а сейчас - красивые здания, дороги. При моём участии много зданий в Тарко-Сале построено: КСК «Геолог», гостиница «Геопур», школа № 1 и ещё много других. Всё нашими руками возводилось. Трудно было, но мы справились. И результаты заметны, скажу я вам.
Ваша профессия как-нибудь отразилась на вашей личной жизни? Вы устроили её?
Да, конечно устроил. Своей жизнью я вполне доволен. У меня есть жена, с которой мы прожили много лет душа в душу, две дочери, обеспеченные и самостоятельные и трое внуков. Работа не мешает мне часто видеться с ними. Свободное от работы время посвящаю семье, любим иногда съездить на рыбалку, да и вообще досуг стараемся проводить вместе.
В памяти Тушнолобова много всяких интересных случаев, связанных с профессией автогрейдеровщика, и плохих, и хороших, но рассказывать о них он не пожелал, а почему - так и не ответил. Лишь сказал одну фразу: «Жизнь прожить - это же не поле перейти». Сам Анатолий Федорович по жизни всегда идет с оптимизмом, чего и остальным желает. «Ведь главное - не унывать и смотреть печалям в глаза с улыбкой», - закончил он нашу беседу».
В результате написания этого варианта выяснилось, что он является наиболее читабельным, это объясняется тем, что разговор получился по сути, заметна заинтересованность журналиста в работе и успехах Тушнолобова Анатолия Федоровича. Большинство сведений журналист получает в беседе - непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Нередко считается, что эффективность интервью всецело зависит от общительности, контактности, умении расположить к себе, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы.
Достичь успеха в написании можно в том случае, если знать как грамотно использовать такую способность, то есть опираться в своих действиях на определенные правила, в которых отражены законы речевого общения. Для этого необходимо пользоваться беседой как методом деятельности, методом получения сведений. Во втором варианте присутствует новизна конкретной ситуации, ведь ранее никто не вдавался в подробности работы автогрейдеровщиков, в их трудности и сложности и не каждый сможет понять, что такое «автогрейдер». Поэтому аудитории ранее неизвестную информацию было воспринимать интересно.
Ещё одним плюсом является то, что информирование журналистом аудитории заранее о Тушнолобове очень кстати, ведь его все будут знать в лицо хотя бы некоторое время, то есть интервью может принести своего рода славу.
В интервью логически выстраиваемые вопросы. Лишних вопросов не наблюдается. При переходе от одного вопроса к другому соблюдается логика. Разговор не отошел от темы. Таким образом, мы видим, что этот вариант удачнее, а идея, преподнесенная журналистом довольно убедительна в глазах читателей.
Но возможен и третий вариант - самый оптимальный. Когда через интервью-портрет можно раскрыть человека, узнать интересные случаи из его жизни, пробеседовав непринужденно, а потом уже приниматься за его профессиональные навыки через интервью-распросс…
3.3 Вариант №3
«Жизнь прожить - не поле перейти»
Он никогда не думал, что будет управлять такой серьезной машиной, как автогрейдер. Но путь к любимой профессии не всегда лежит прямо, порой к ней приходят извилистыми дорогами. Так, благодаря сложившимся жизненным ситуациям, Анатолий Федорович ТУШНОЛОБОВ стал заниматься интересным для него делом. Родился 4 марта 1956 года на юге Тюменской области, в городе Ишиме, в простой рабочей семье. Отец - водитель автобуса, мать - домохозяйка.
После окончания школы, в 1971 году, он уехал в Омск, поступил в сельское профессиональное техническое училище, получил специальность радиоэлектромонтера. Как почти все юноши в советские времена, достигшие восемнадцати лет, был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке, в городе Свободном. После службы вернулся в родной Ишим, где начал свой трудовой путь электриком. В 1976 году его послали по работе в деревню Чирки, которая находилась в Казанском районе Тюменской области. Там познакомился со своей будущей женой Надеждой, она была родом из тех мест и приехала на летние каникулы из Тюмени, где училась. Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться.
А после того, как Надя окончила учебу, они поженились. Все у молодоженов складывалось гладко. Анатолий считал, что муж должен быть добытчиком и семья не должна нуждаться, иначе какой же ты глава семьи. Но заработки в Ишиме были небольшие, тем более в семье ожидалось пополнение, ждали ребенка, денег не хватало. На Севере жили родственники, посоветовавшись с родителями, молодые приняли решение поехать на Север, и в сентябре 1977 года семья переезжает в Тарко-Сале. Тушнолобов устроился на работу связистом. Первое время с женой жили в разных общежитиях, он - в мужском, она - в женском, выбирать не приходилось, с жильем в поселке были большие проблемы.
В Таркосалинской нефтеразведочной экспедиции, где нужны были электромонтеры, пообещали дать жилой балок при условии, что Анатолий переведется туда на работу. Тушнолобов подумал и согласился. В течение двух лет работал электромонтером, часто ездил на буровые. Вскоре решил освоить специальность тракториста, зарплата у них была больше, да и интересно было попробовать свои силы. Работу пришлось совмещать с учебой, уставал так, что засыпал сразу, как только голова касалась подушки. Нелегко было и молодой жене. Жить в балке с ребенком, без всяких удобств, где в морозы одеяло примерзало к стене, мало приятного. Трудности преодолевали вместе, семья от этого только крепчала. Через пять лет Тушнолобовы получили квартиру, бытовые проблемы закончились…
Анатолий Федорович, поясните тем, кто не в курсе - что такое автогрейдер?
Автогрейдер - машина универсальная. Она очищает улицы от снега, укладывает и разравнивает щебень, гравий, песок, незаменима при строительстве грунтовых дорог. Также применяется для планировки и профилирования площадей и откосов. На самом деле, очень сложная машина и работать на ней сможет не каждый.
А каков был ваш путь к освоению этой машины и вообще профессии автогрейдеровщика?
Всё началось с профессионально-технического училища, где у меня появилось пристрастие к точным наукам. Когда отучился, устроился на работу связистом в телеграф. Чуть позднее меня пригласили в Таркосалинскую нефтеразведочную экспедицию, где нужны были электромонтеры. Я там проработал в течение двух лет, часто ездил по буровым. Вскоре просто взял и решил освоить специальность тракториста, зарплата у него была больше, да ещё интересно было попробовать свои силы. Работу пришлось совмещать с учебой, уставал так, что засыпал сразу, как только голова касалась подушки. Нелегко было.
Через пять лет, будучи опытным специалистом, я перешел в Строительно-монтажное управление-2 (то есть СМУ-2), где стал работать на сваебойной машине. А потом уже полностью освоил автогрейдер.
С каких пор вы начали работать в Дорожно-Строительном управлении?
В СМУ-2 прошла реорганизация, и я вынужден был перейти в 1999 году в ДСУ, устроился туда уже трактористом. А в 2002 году сумел освоить и автогрейдер, правда, не без труда. Достался он мне в аварийном состоянии - бывший хозяин очень постарался, чтобы машина вышла из строя. И в течение пяти лет я приводил свой автогрейдер в идеальное состояние.
Как начинается ваш рабочий день?
Перед выходом на смену - осмотр медицинским работником, проверяют организм на алкоголь, на общее состояние здоровья, затем диспетчер выписывает путевой лист, т.е. разрешение выхода на смену - и можно смело приниматься за работу.
В какое время суток вам больше нравится работать?
Ну, наверное, проще всего выходить на смену ночью, когда на дорогах не такое оживленное движение и практически нет пешеходов. Хотя с другой стороны… Зимой-то ночью темно и лучше работать днем. В общем, я даже не знаю, но одно скажу точно, что и в то, и в другое время одинаково тяжело работать.
Что главное для водителя автогрейдера?
Главное - внимание на дороге, сосредоточенность и усердие, хотя каждая профессия этого требует, но помнить об этом лишний раз не помешает. Обслуживать автогрейдер непросто, много времени приходится на это тратить, и часто - личного. Но если хочешь выходить на линию и нормально работать, принимаешь это как должное.
Вы видите какие-нибудь изменения, благодаря организации МУП «ДСУ» и своей работе на автогрейдере?
Всё очень сильно изменилось с тех пор, как я приехал сюда. Здесь вокруг только лес да болота были, а сейчас - красивые здания, дороги. При моём участии много зданий в Тарко-Сале построено: КСК «Геолог», гостиница «Геопур», школа № 1 и ещё много других. Всё нашими руками возводилось. Трудно было, но мы справились. И результаты заметны, скажу я вам.
Ваша профессия как-нибудь отразилась на вашей личной жизни? Вы устроили её?
Да, конечно устроил. Своей жизнью я вполне доволен. У меня есть жена, с которой мы прожили много лет душа в душу, две дочери, обеспеченные и самостоятельные и трое внуков. Работа не мешает мне часто видеться с ними. Свободное от работы время посвящаю семье, любим иногда съездить на рыбалку, да и вообще досуг стараемся проводить вместе.
В памяти Тушнолобова много всяких интересных случаев, связанных с профессией автогрейдеровщика, и плохих, и хороших, но рассказывать о них он не пожелал, а почему - так и не ответил. Лишь сказал одну фразу: «Жизнь прожить - это же не поле перейти». Сам Анатолий Федорович по жизни всегда идет с оптимизмом, чего и остальным желает. «Ведь главное - не унывать и смотреть печалям в глаза с улыбкой», - закончил он нашу беседу».
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Социологические виды интервью в журналистике: опрос, интервьюирование, анкетирование», описаны основные социологические виды интервью. Также проведен анализ интервью, опубликованного в таркосалинской газете «Северный луч», и на основе двух вариантов его написания были предложены рекомендации по выбору более эффективного. Предложенные рекомендации помогут сделать интервью более эффективным с точки зрения достижения целей, обозначенных автором.
Эффективность интервью зависит от общительности журналиста, то есть от его, контактности, умении расположить к себе, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы. Но еще важнее обеспечить единство содержания и формы, создать яркий журналистский образ.
Оценка трех видов одного интервью с работником автомобильного транспорта по вышеизложенным критериям в результате привела к таким выводам: интервью - значимый информационный жанр, а его виды играют большую роль и каждый из рассмотренных вариантов интервью имеет свои достоинства и недостатки.
Написание того или иного варианта зависит, прежде всего, от самого журналиста, специфических особенностей деталей таких как - новизна реальной конкретной ситуации, масштаб и значимость проблемы, угол зрения, под которым рассматривается реальная ситуация, оперативность материала, убедительность идеи, достаточная полнота и яркость, выразительные средства журналистики, четкость и мотивированность их применения, смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа, логическая грамотность материала.
Список используемой литературы
1. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. М., 2004.
. Зборовский Г.Е. Общая социология. М., 2004.
. Кравченко А.И., Григорян А.Ф. Социология. М., 2001.
. Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании. М., 2004.
. Лавриенко В.Н. Социология. М., 2006.
. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии. М., 2009.
. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.
. Кравченко А.И. Социология. М., 2007.
. Лавриенко В.Н. Социология. М., 2009.
. Филатов О. Г. Общая социология. М., 2005.
. Каменская Е. Н. Социология. М., 2005.
. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология. Тюмень, 2001.
. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2006.
14. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. М., 1996.
. Осипов Г.В. Социология: основы общей теории. М., 1996.
. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.
. Плешаков Л. Интервью - начало всех начал. М., 2000.
18. Плешаков Л. Интервью: не торопитесь с вопросами, лучше расскажите что-нибудь сами. М., 2000.
. Тимошкина М.В. Лекции из тетради по социологии журналистики.
. Газета «Северный луч» № 44 (3338) 29 октябрь 2010 год (Тарко-Сале, ЯНАО).