Автор
научного подхода и название научной концепции
|
Содержание
научного подхода
|
Критика
|
Т. Мэн, А.
Монкретьен, Т. Манн, Дж. Локк, У. Стаффорд, И.Т. Посошков, А.Л. Ордин-Нащокин
и др. (Экономические учения меркантилистов)
|
Основные
принципы: золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и
серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; поощрение
экспорта, особенно готовой продукции; импорт должен состоять из сырья и
полуфабрикатов, произведенных с интенсивным применением капитала, а экспорт -
из конечного продукта, произведенного с интенсивным применением труда, т.к.
чистый экспорт труда поддерживает занятость внутри страны и увеличивает доход
от зарубежных источников. Основа меркантилизма - доктрина активного торгового
баланса как непременного условия национального благосостояния.
|
Отождествление
богатства государства с приобретением твердых денег или сокровищ;
отождествление денег и капитала, а также активного сальдо торгового баланса и
ежегодного превышения дохода над потреблением; показатель экономического
благосостояния - превышение экспорта над импортом, на что и должно быть
направлено государственное регулирование.
|
А. Смит (Теория
абсолютных преимуществ)
|
Создал основы
теории международной торговли, в соответствии, с которой страна должна
экспортировать товары, цена которых ниже, чем в других странах, а
импортировать в обмен из других стран те товары, где они дешевле. То есть,
развитие внешнеэкономических связей между странами исходят из различий в
абсолютных уровнях издержек производства в отдельных странах. Обосновываются
преимущества МРТ и международной специализации. Правительство не должно
вмешиваться во внешнюю торговлю. Первое обоснование необходимости реализации
государством принципов свободной торговли.
|
Основана на
ряде допущений не всегда имеющих место в реальности - свобода внешней
торговли, полная занятость в экономике, единственный фактор производства -
труд, в торговые отношения вовлечены только две страны, производятся и
обмениваются только два товара, страны специализируются на одном товаре,
транспортные расходы отсутствуют и пр.
|
Д. Рикардо
(Теория сравнительных преимуществ)
|
В основе
международной специализации лежат факторы, обусловливающие разницу в
количестве труда, необходимого для производства товара, прежде всего
географические условия, (в т.ч. природно - климатические особенности), а
также разный уровень экономического развития стран. На основании данной
концепции обоснован принцип сравнительных преимуществ, согласно которому
страны должны специализироваться на производстве и вывозе тех товаров,
которые они производят с относительно меньшими издержками (в расчете на
единицу труда). Обосновывается значимость свободной торговли и
государственного невмешательства во внешнеторговые отношения.
|
Рассматривался
один фактор производства, не были подробно проанализированы причины различия
в производительности труда
|
Э. Хекшер, Б.
Олин (Теория международной торговли)
|
Выдвинули
концепцию «относительного изобилия одного из факторов производства», в
которой предложили развернутое объяснение международной специализации -
разная обеспеченность стран факторами производства создает стимул к
специализации в торговле: богатая трудом страна обладает преимуществом в
производстве трудоемкого товара, а богатая капиталом - соответственно
капиталоемкого. Поэтому страна экспортирует те товары, производство которых
требует интенсивного использования факторов производства, которыми данная
страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.
Оговаривается определенная роль государства во внешнеэкономической сфере.
|
Нереалистический
характер исходных положений связывают со следующими моментами: наличие только
двух стран участниц торговли и двух факторов производства, существование
свободной конкуренции, и абсолютной гибкости цен, отсутствие препятствий в
торговле, прямой обмен товара на товар, как следствие сведение всех форм МРТ
к одной внешней торговле, игнорирование влияния масштабов производства,
транспортных издержек и т.д.
|
П. Самуэльсон
(Теорема о выравнивании цен на факторы производства)
|
Модификация
теории внешней торговли на основе вышеназванной концепции: если в
международном разделении труда страна богатая капиталом будет
специализироваться на производстве капиталоемкого товара это приведет к росту
спроса и цены на капитал; а специализация страны, богатой трудом на
производстве трудоемкого товара приводит к росту спроса и цены на труд. В
результате повышения цены на более дешевый фактор будет происходить сближение
структур относительных цен на труд и капитал в обеих торгующих странах.
|
Так же, как и
неоклассики (Э. Хекшер и Б. Олин) игнорировал социальные аспекты и
исторические условия.
|
В. Леонтьев
(Парадокс Леонтьева)
|
Проводя
эмпирические исследования, пришел к выводам, полностью противоречащим теории
Хекшера-Олина: США богатые капиталом экспортировали трудоемкую продукцию, а
импортировали капиталоемкую. С целью примирения собственных результатов с
неоклассической теорией выдвинул два объяснения: 1.необходимость
рассматривать высокую квалификацию, характерную для американских рабочих как
капитал, что позволяет расширительно трактовать это понятие. Значит,
экспортируемые из США трудоемкие товары оказываются капиталоемкими 2.В
процессе производства капитал может быть заменен рядом других факторов -
плодородной землей, лесом, водными ресурсами и т.п. Следовательно,
импортируемые в США товары могут оказаться капиталоемкими в США, но
ресурсоемкими - за границей. В результате данных исследований были
дифференцированы факторы производства и преобразована двухфакторная модель в
многофакторную.
|
Отрицательные
моменты сформулированы в теор. исследованиях Б. Минхаса
|
Б. Минхас
|
Проводя
собственные исследования, показал некорректность подхода В. Леонтьева,
сравнивающего экспортные отрасли США не с экспортными отраслями других стран,
а с антиимпортными, то есть внутренними американскими отраслями -
конкурентами зарубежных производителей, ввозящих в США продукцию. По мнению
Б. Минхаса, в различных странах существует расхождение в относительных ценах
на труд и капитал. Поэтому один и тот же товар может оказаться трудоемким в
США и капиталоемким в Индии.
|
Сформулировал
недостатки теории В. Леонтьева, собственной стройной теории не выдвинул.
|
Р. Вернон
(Теория жизненного цикла продукции)
|
Анализируя
послевоенную структуру внешней торговли США, выявил прямую зависимость между
значимостью отрасли в экспорте и уровнем производимых в ней
научно-исследовательских работ. Так называемые наукоемкие отрасли вырываются
вперед и определяют конкурентную мощь страны в мировом хозяйстве. Наукоемкий
продукт - разновидность трудоемкого продукта. Поэтому двух факторная модель
Хекшера - Олина с гомогенным представлением о трудовом факторе, преобразуется
в многофакторную, где наряду с капиталом существует целый ряд разновидностей
труда. Показано, что производство некоторых видов продукции проходя цикл,
состоящий из нескольких этапов (внедрение, рост, зрелость, упадок)
перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.
Доказывается необходимость экспорта капитала, передачу технологии за границу,
показывается деятельность ТНК в течение «жизненного цикла продукта».
Обосновывается роль государства.
|
Абстрагируется
от социального содержания многонационального предпринимательства, в связи с
чем рассматриваются только позитивные моменты ТНК как средства соединения фаз
производства. Не берутся во внимание такие негативные последствия
деятельности ТНК как подавление национальной промышленности в принимающей
стране, эксплуатация ее природных ресурсов и населения.
|
М. Портер
|
Обосновал, что
в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не
с «естественными», а с «приобретенными» преимуществами, целенаправленно
формируемыми в ходе конкурентной борьбы; основными конкурирующими субъектами
являются не страны, а фирмы. Как вывод - правительства должны создавать
благоприятные условия для эффективного функционирования данных фирм.
|
Сформулировал
теорию конкурентных преимуществ.
|
Во внешнеэкономической политике и практике государственного
регулирования в разные периоды использовались различные аспекты вышеназванных
теорий. В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни
экономика отдельных стран все глубже втягивается в международное разделение
труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического
регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему
является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на
внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и
задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы
интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней
торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В этой связи особое
значение приобретает совокупность форм и методов, используемых государством для
регулирования своей внешнеэкономических отношений.
Далее важно отметить, что по сравнению с обычным бизнесом
внутри страны, международная внешнеэкономическая порождает дополнительные риски
как для покупателя, так и для продавца, а именно: риск времени и расстояния;
валютный риск; законодательный риск.
К основным формам внешнеэкономических связей относятся:
Торговля. С помощью этой формы осуществляется
купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии,
галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит
также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали,
запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и
оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование
для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и
оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа
продукции интеллектуального труда: лицензии и «ноу-хау», инжиниринговая
продукция.
Совместное предпринимательство. Данная форма
внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на
заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании,
медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.
Оказание услуг. Большое распространение в международном
бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию,
туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который
оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.
Сотрудничество, содействие. Все большее
распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое,
экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный,
культурный обмен и спортивные мероприятия.
Внешнеэкономические отношения представляют собой процесс
реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное
предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.
Существенной предпосылкой развития внешнеэкономических
отношений является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых
операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и
переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек
производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается
на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной
стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с
невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной
стоимости в развитых странах. Важным фактором развития внешней торговли
является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные
корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и
интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные
корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по
капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма
значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около
одной трети международного экспорта.
Установлению внешнеэкономических связей между государствами
способствует возможность некоторых стран мира: Японии, Сингапура, Гонконга,
Панамы, Бахрейна и других - выделять средства для кредитования фирм,
предприятий, банков, расположенных в различных странах.
Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономических отношений
(ВЭО) весьма существенно зависят от уровня и качества организации большого
числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю и особенное место в
этом аспекте выделяется международным валютно-финансовым отношениям.
.2 Место и роль валютно-финансового
механизма в системе внешнеэкономических отношений
В сложившихся условиях хозяйствования важная роль принадлежит
валютно-финансовому механизму внешнеэкономических связей и форме организации
международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными
соглашениями.
В условиях интернационализации хозяйственной жизни, резкого
расширения внешнеторговых, научно-технических и других межстрановых связей во
второй половине 20 века мировая валютная система претерпела существенные
изменения.
Мировая валютная система базируется на функции мировых денег.
Они служат мировым платежным средством, мировым покупательным средством и
материальным воплощением общественного богатства. В течение длительного
исторического периода в роли мировых денег выступало золото. Однако на практике
международные расчеты всегда осуществлялись в наиболее сильных и устойчивых
валютах мира. Это объяснялось не только тем, что рассчитываться золотом
неудобно (поскольку каждый раз приходилось отливать кусок золота
соответствующего веса и нести расходы по его пересылке из одной страны в другую
и страхованию), но и тем, что развитие внешнеторгового оборота значительно
обгоняло добычу благородных металлов.
Важным элементом валютной системы выступает валютный курс. В
основе формирования курсов валют находятся стоимостные пропорции обмена -
Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных
единицах других стран в международных валютных единицах интернациональные
стоимости определенного количества товаров и услуг, представляемых той иной
денежной единицей. На практике стоимостные пропорции обмена валют получают
отражение в виде соотношения покупательной способности валют. Это в полной мере
относится и к условиям действия золотого стандарта при котором банкноты
Национального банка обменивались на золото. После полной демонетизации золота,
внедрения в национальный и международный платежный обороты неразменных
кредитных денег механизм, обусловливающий соответствие курсов валют
соотношениям их покупательной силы, претерпел существенные изменения. Однако
сущность этой закономерности осталась неизменной.
Отмена золотого содержания валют и переход к так называемым
плавающим курсам не измен ни саму сущность валютного курса как экономической
категории, ни его функции в процессе воспроизводства. Валютный курс сохраняет
объективную стоимостную основу, которая выступает в виде покупательной силы
сравниваемых валют на мировом рынке. Валюты сопоставляются по интернациональным
стоимостям определенного количества товаров и услуг, представляемых той иной
денежной единицей.
Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в
зависимости от спроса и предложения, которые зависят от многих факторов. Прежде
всего положение валюты любой страны определяется состоянием ее экономики.
Курс валюты зависит также от соотносительных темпов инфляции
в различных странах, от темпов роста производительности труда и ее соотношении
между странами, от темпов роста (основы товарного наполнения денег), места и
роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в
стране, тем ниже курс ее валюты. Именно эти фундаментальные факторы прежде
всего определяют курс валюты той иной страны. Долгосрочные тенденции развития
валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в
национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве. ВНП
Непосредственно на курс валюты влияют состояние ее платежного
баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных рынках различных
стран, степень использования валюты данной страны на еврорынке и в
международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы. Наибольшее
значение среди последних факторов имеет состояние платежного баланса. При
улучшении платежного баланса курс валюты повышается, поскольку возрастает спрос
на эту валюту. При ухудшении платежного баланса, то есть при его дефицитности,
курс валюты падает, поскольку на такую валюту спроса нет. Однако в условиях
золотых валют и валют с зафиксированным золотым содержанием отклонения
валютного курса от паритета были незначительны. Они происходят в пределах так
называемых золотых точек (под золотыми точками понимаются пределы отклонений
валютного курса от паритета. Такие отклонения в условиях действия золотого
стандарта и Бреттонвудских соглашений составляли ±1%.).
Таким образом, формирование валютного курса и его динамика
представляют собой многофакторный процесс. Уровень валютных курсов и их
колебания оказывают значительное воздействие на все сферы мирохозяйственных
связей - внешнюю торговлю, движение долгосрочных и краткосрочных капиталов,
внешнюю задолженность - и в целом на внешние платежные позиции страны.
Государства Европейского Союза используют фиксированные
валютные курсы. Валютные курсы являются объектом регулирования со стороны
государства. Различают национальное и межгосударственное регулирование
валютных курсов. Основными органами национального регулирования выступают
центральные банки и министерства финансов. Межгосударственное регулирование
курсов валют осуществляют МВФ, ЕВС и другие организации.
Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание
резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности
внешнеплатежных позиций страны, на создание благоприятных условий для развития
национальной экономики, стимулирование экспорта и т.д.
Основными методами регулирования валютных курсов выступают валютные
интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.
Валютный контроль в зарубежных странах
охватывает деятельность как банков, так и небанковских институтов. В различных
странах применяются разные меры валютного контроля: запрещение или наличие
предварительного разрешения национальных валютных органов на открытие счета в
иностранной валюте в данной стране или за ее пределами; внесение беспроцентного
импортного депозита в уполномоченный банк и др.
С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса
курсообразования через МВФ ослабло. В современных условиях межгосударственное
регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках ЕВС.
Республика Казахстан все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом
Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка реконструкции
и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и должна
стать членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Важную роль в развитии международных экономических отношений
РК играет финансовое регулирование внешнеэкономических связей через
формирование и использование централизованных валютных фондов.
1.3 Эволюция мировой валютно-финансовой
системы в условиях глобальной экономики
После второй мировой войны главной валютой западного мира стал
доллар США. Произошла демонетизация золота, т.е. процесс постеленной утраты им
денежных функций. С развитием кредитных отношений кредитные деньги - векселя,
банкноты, чеки - постепенно вытеснил золото сначала из внутреннего денежного
обращения, а затем и из международных валютных отношений.
В современных условиях золото выполняет функцию мировых денег
через операции на рынках золота, где на золото можно приобрести необходимые
валюты и соответственно товары. Золото выступает как необходимый страховой фонд
государства и частных лиц.
Помимо доллара США и других, свободно конвертируемых валют в
качестве мировых денег используются ЕВРО - денежная единица, применяемая
странами Европейского Союза.
Однако Бреттон-Вудские соглашения не смогли обеспечить
стабилизацию валютных курсов стран-членов. То одна, то другая страна вынуждены
были проводить девальвацию или ревальвацию своих валют.
Девальвация в условиях действия Бреттон-Вудских соглашений
означала официально объявленное понижение золотого содержания денежной единицы
и соответственное уменьшение ее курса по отношению к доллару США. Девальвация -
сложное явление в валютной сфере. Страны предпринимают все возможные меры к
тому, чтобы ее не проводить: стимулируют экспорт товаров, ограничивают импорт,
поднимают учетный процент Центрального банка, получают кредиты у МВФ в пределах
своей квоты, используют имеющиеся у них золотовалютные резервы, поскольку
девальвация свидетельствует о слабости валюты данной страны. Девальвацию валюты
страны проводят в условиях хронически пассивного платежного баланса,
усиления инфляции, относительного (по сравнению с другими странами) понижения
темпов роста ВНП, и когда предпринимаемые правительствами жесткие меры
оказываются малоэффективными.
Вместе с тем, девальвация является мощным наступательным
средством в конкурентной борьбе на мировом рынке. Девальвация всегда
стимулирует экспорт товаров из страны, девальвировавшей валюту, что улучшает
состояние торгового и платежного балансов.
Ревальвация валют - явление, противоположное девальвации.
В условиях действия Бреттон-Вудских соглашений ревальвация означала официально
объявленное повышение золотого содержания национальной денежной единицы и
соответствующее повышение ее валютного курса по отношению к доллару США. Ревальвация
проводится странами при хронически активном сальдо платежного баланса.
Официально конец существованию Бреттон-Вудской валютной
системы было положено Ямайскими соглашениями 1976-1978 гг. Этими
соглашениями предусматривалось закрепление в роли мировых денег вместо золота ведущих
национальных валют, а также СДР, легализация плавающих валютных курсов.
В целях уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования
интеграционных процессов в марте 1979 г. между странами Европейского
экономического сообщества (ныне ЕС) была создана Европейская валютная система
(ЕВС). С 1 января 1999 года Европейский валютный союз вступил на новую ступень
развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты стали
осуществляться на основе новой европейской валюты - евро. С 1 января 2002
года евро введено при наличных расчетах. Таким образом, в современных
условиях большинство зарубежных стран применяют плавающие валютные курсы,
ориентированные на ведущие валюты стран с развитой рыночной экономикой (в
основном на доллар США, на СДР, корзины валют); имеются страны, применяющие
свободно плавающие валютные курсы.
Эффективность функционирования мировой финансовой архитектуры
в решающей степени зависит от того, насколько сбалансированы и гармонично
взаимосвязаны ее элементы. Преодолевая деформации мировой финансовой
архитектуры на всех ее уровнях, можно добиваться повышения общей
результативности функционирования финансовой системы. В связи с этим актуальное
значение приобретает проблема поддержания динамического равновесия в развитии
мировой финансовой архитектуры как целостного единства ее структурных элементов
и функций.
Формирование стратегии институционального развития
национальной финансовой системы должно проходить с учетом данных изменений, в
том числе и на этапе посткризисного восстановления. Однако, данная задача была
выполнена лишь частично национальными органами финансового регулирования, что
подтверждается анализом последствий современного глобального финансового
кризиса. Это выдвигает в число актуальных научных и практических задач разработку
мер по преодолению фрагментарности национального финансового регулирования.
В условиях глобального распространения современного
финансового кризиса повышается роль государства в регулировании финансовой
системы, что выражается в выполнении следующих функций: преодоление
институциональных диспропорций в финансовой системе вследствие активизации
процессов финансовой глобализации; контроль над трансграничным движением
национального капитала; создание институтов финансового регулирования
системного риска; антикризисное управление, в том числе через вхождение
государства в капитал системообразующих финансовых институтов. Это создает
предпосылки для развития координации органов финансового регулирования, в том
числе доказывает целесообразность создания в РК национального института
регулирования системного риска - координационного совета органов регулирования.
В этой же связи стоит отметить, что развитие интеграции стран
ЕврАзЭС, стран Единного таможенного союза на современном этапе может
происходить по следующим сценариям: инерционный сценарий, при котором процесс
интеграции строится на основе двухсторонних соглашений стран; сценарий
региональной интеграции, характеризующийся углублением связей внутри
регионального объединения и заключением многосторонних соглашений. В результате
выявлено доминирование сценария региональной интеграции по следующим критериям
оценки: взаимодействие с международными финансовыми институтами; привлечение
инвестиций; развитие форм государственно-частного партнерства; укрупнение финансового
сектора и использование российского рубля в качестве региональной резервной
валюты.
В условиях эволюции мировой валютно - финансовой системы
расширена система показателей Манделла-Флеминга, используемая экспертами МВФ
для оценки развития национальных финансовых систем (гибкость режимов валютного
курса; степень финансовой интеграции; уровень свободы движения капитала; объем
золотовалютных резервов), за счет введения дополнительного показателя - оценка
стресс-устойчивости финансовой системы, характеризующего взаимозависимость
между уровнем интеграции национальной финансовой системы в международную
финансовую систему и более высоким коэффициентом передачи финансового стресса.
Анализ развития финансовых систем развитых стран и стран с формирующимся рынком
в период 1983-2010 гг. на базе расширенной системы показателей позволяет
ученым: определить взаимосвязь уровня стресс-устойчивости и приоритетов
стратегии развития по группам стран; обосновать необходимость мониторинга
взаимного влияния финансовых стратегий данных групп стран Советом по финансовой
стабильности.
В этой связи, в заключении данной курсовой работы важно
сделать вывод о том, что выступая особым постоянно обновляемым базисным
каркасом институциональной структуры мировой финансовой системы, формирующимся
на всех ее уровнях, мировая финансовая архитектура специфична и способна
радикально изменяться как во времени, так и в пространстве. Весьма важным с
точки зрения оценки последствий глобализации мировой экономики представляется
определение структуры и сущности элементов всех уровней мировой финансовой
архитектуры.
В работе Ефременко И.Н. представлены сформулированные автором
функциональные взаимосвязи таких элементов мировой финансовой архитектуры, как:
институты, снижающие уровень транзакционных издержек и институты гарантии
исполнения обязательств. При этом под функциональными взаимосвязями автор
понимает взаимосвязи, превращающие отдельные элементы в целостную систему и
позволяющие системе выполнять возложенные на нее функции.
В целом, в заключении данной главы важно отметить, что важные
социально-экономические сдвиги, происходящие в мировом сообществе, возрастание
роли новых экономических и трагических факторов, усиление взаимозависимости
государств предъявляют высокие требования к правительствам во всех сферах их
деятельности. Ныне, в условиях глобальной экономики уже нельзя решать
обострившиеся глобальные проблемы силами одного государства или даже группы
государств. Условия требуют наращивания международных усилий по выработке
действенного глобального механизма, который смог бы обеспечить рациональное
использование различных ресурсов в области международного кредитования. Для
создания подобного механизма и эффективных международных кредитных процедур
необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, основанное на полном
равноправии, добросовестном выполнении норм международного права и принятых
обязательств.
Для РК эволюция мировой валютно - финансовой системы сулит
одновременно массу проблем и одновременно надежную стабильность и об свидетельствуют
последствия мировой финансовой рецессии.
И поэтому, анализ выявленных функциональных взаимосвязей
между элементами мировой финансовой архитектуры позволил выделить следующие ее
функции: адаптация элементов институциональной структуры мировой финансовой
системы к процессам глобализации как на международном, так и на национальном
уровнях, как следствие формирования механизма защиты институциональных
изменений, за счет чего происходит контроль нарастания внутренней энтропии в
мировой финансовой системе и трансформация ее институциональной матрицы;
обеспечение стабильности мировой финансовой системы посредством минимизации
негативных последствий глобализации и глобальных финансовых кризисов;
формирование новых институтов в целях снижения трансакционных издержек
регулирования мировой финансовой системы, что предполагает мониторинг уровня
трансакционных издержек финансового регулирования в целях вовлечения
наибольшего количества участников в процесс принятия решений в отношении
развития мировой финансовой системы.
2. Анализ влияния глобального валютно-финансового
механизма на внешнеэкономические связи Республики Казахстан
.1 Общая характеристика и особенности
регулирования валютно-финансового механизма РК
Основой валютно-финансового регулирования являются валютные
отношения. Валютные операции совершаются по валютным курсам, являющимся
соотношением двух валют. Валютный курс может быть определен как количество
единиц одной валюты, которое надо отдать, чтобы приобрести единицу другой
валюты. Валютный курс дает возможность реализовать связь между различными
национальными валютами, обеспечить их международное сравнение и осуществление
операций.
Далее, для того чтобы раскрыть сущность и содержание понятия
«валютные операции», необходимо дать определение основным, ключевыми терминами
данной темы. Прежде всего, это - иностранная валюта. Валютный рынок включает
Казахстанскую фондовую биржу (КФБ), на которой проводятся ежедневные торги в
режиме «онлайн» с использованием системы электронных торгов, внебиржевой межбанковский
рынок, а также сеть из более чем 3300 пунктов обмена валюты, проводящих
обменные операции с наличной валютой.
Банки могут участвовать в торговых сессиях за свой
собственный счет или от имени своих клиентов. Банки также могут проводить
операции на внебиржевом межбанковском рынке по свободным договорным курсам.
Коммерческие банки устанавливают свои собственные обменные курсы без
ограничений.
Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются
Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций (АФН). По состоянию на 1 января 2011 года АФН выдано 39 лицензий на
проведение банковских операций. НБК проводит интервенции от своего имени и без
участия маркет - мейкеров. Интервенции могут осуществляться как на биржевом, так
и на межбанковском рынке.
Валютные фьючерсы котируются на КФБ. Форвардные валютные
операции также проводятся на межбанковском рынке.
Национальная валюта, используемая в операциях между
резидентами и нерезидентами, отнесена к валютным активам. Поэтому на такие
операции распространяется действие всех положений валютного законодательства в
отношении операций с капиталом.
Основным курсом валютного рынка является курс по кассовым
сделкам (курс «спот» или курс телеграфного перевода). Этот курс предполагает
совершение валютной сделки немедленно или в течение двух дней.
Курсы валют постоянно изменяются - они могут изменяться даже
в течение одного рабочего дня банка, поэтому при совершении сделки нередко
указывается, по какому курсу, т.е. на момент открытия или закрытия банка, она
будет осуществляться.
Свыше 60% всех международных валютных сделок осуществляется
по форме кассовых сделок на межбанковском рынке. Остальные сделки реализуются в
основном как «своповские сделки» (на их долю приходится около трети всех сделок).
«Своповские сделки» объединяют фактически две операции - наличную и срочную.
Курс валюты фиксируется в момент заключения сделки, но участники сделки
предоставляют гарантии возмещения премии или дисконта при изменении курса. Лишь
4% сделок приходится на сделки, осуществляемые на фьючерсных (срочных») рынках
(форвард - сделки).
Валюта в РК включает: находящиеся в
обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену
тенге в виде банкнот НБ РК и монеты; средства в тенге на счетах в банках и иных
кредитных учреждениях в РК; средства в тенге на счетах в банках и иных
кредитных учреждениях за пределами РК на основании соглашения, заключения,
заключаемого Правительством РК и НБ РК с соответствующими органами иностранного
государства об использовании на территории данного государства валюты РК в
качестве законного платежного средства; ценные бумаги в валюте РК - платежные
документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции,
облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в тенге.
В результате влияния мирового финансового
кризиса в РК был осуществлена девальвация. 2 февраля 2010 года фактический
валютный режим переведен из категории традиционного механизма привязки в
категорию стабилизированного режима с обратной силой по состоянию на 1 января
2009 года согласно пересмотренной методологии классификации. Таким образом,
изменение отражает лишь модификацию методологии и не говорит о том, что в
валютном режиме страны или других мерах (экономической) политики усматривается
существенное изменение.
февраля 2009 года тенге был девальвирован
на 18% и, в соответствии с заявлением НБК установлен коридор +/ - 3%. По этой
причине с 4 февраля 2010 года валютный режим переведен в категорию привязанных
обменных курсов в рамках горизонтальных коридоров из категории
стабилизированного режима (де-юре и де-факто).
Как отмечается в Ежегодном докладе о валютных режимах и
валютных ограничениях, в 2010 году предусмотрено право на введение режима
специального разрешения для проведения отдельных валютных операций в случае
угрозы экономической безопасности Республики Казахстан (РК) и стабильности ее
финансовой системы. Решение о введении, продлении режима специального
разрешения, а также перечень операций, которые могут проводиться только при наличии
специального разрешения, определяются Президентом РК после совместных
консультаций Правительства РК и Национального банка Казахстана (НБ РК).
Таблица 2 - Изменения в валютном законодательстве
№
|
Характеристика
изменения в валютном законодательстве
|
1
|
С 1 января 2008
года отменено требование получения лицензии на открытие резидентами счетов в
банках-нерезидентах. Резиденты обязаны уведомить НБК об открытии счетов в
иностранных банках в 30-дневный срок после заключения договора с иностранным
банком, а физические лица, открывшие счета в иностранных банках в период
пребывания за рубежом, - в 30-дневный срок после возвращения из-за границы.
|
2
|
С 1 января 2008
года все платежи в предоплату импорта осуществляются без ограничений. Ранее
без ограничений разрешалось осуществлять предварительную оплату по импорту на
период до 180 дней. Если сумма предварительной оплаты по импорту превышала 10
тыс. долларов, то оплата более чем за 180 дней до даты поставки товара
рассматривалась как движение капитала и требовала лицензии НБК.
|
3
|
Для проведения
платежей по импорту требуется представление импортного контракта либо других
документов, подтверждающих обоснованность платежа. С 1 января 2008 года
резиденты и нерезиденты могут покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем
валютном рынке без ограничений по целям - предоставление импортного контракта
при покупке иностранной валюты.
|
4
|
С 1 января 2008
года паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, обслуживающем
банковский счет импортера (ранее - в таможенном органе и обслуживающем
банке). Паспорт сделки проверяется на соответствие условиям импортного
контракта и контролируется банком до завершения сделки. Отсрочка платежа по
импорту либо авансирование импорта относятся к коммерческим кредитам и в
установленных случаях импортер-резидент должен регистрировать коммерческий
кредит в НБК. До 1 января 2008 года авансирование импорта на срок более 180
дней и на сумму свыше эквивалента 10 тыс. долларов США требовало получение
лицензии НБК.
|
5
|
До 1 января
2008 года сроки репатриации ограничивались 180 днями вне зависимости от
условий сделки и для зачисления экспортной валютной выручки на счета в
уполномоченных банках по истечении 180 дней с даты экспорта требовалась
лицензия НБК.
|
6
|
По экспортным
сделкам, предусматривающим перемещение товара на сумму свыше эквивалента 10
тыс. долларов США, для целей учета требуется оформление паспорта сделки. С 1
января 2008 года паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке,
обслуживающем банковский счет экспортера (ранее - в таможенном органе и
обслуживающем банке). До 1 января 2008 года отсрочка оплаты за экспорт на
срок более 180 дней и в сумме свыше эквивалента 10 тыс. долларов США
требовала получения лицензии НБК.
|
7
|
С 1 января 2008
года отменено требование получения лицензии НБК для предоплаты за услуги
нерезидентов в сумме, превышающей 10 тыс. долларов, в случае если поставка
услуги отсрочена на срок свыше 180 дней.
|
8
|
Требования
репатриации распространяются на валютную выручку, полученную от экспорта
услуг (работ). Начиная с 1 января 2008 года период, в течение которого должна
быть репатриирована валютная выручка от экспорта услуг (работ), был изменен
со 180 дней до длительности периода, предусмотренного условиями сделки.
|
9
|
Резиденты
должны уведомить НБК о валютных операциях с ценными бумагами нерезидентов,
если сумма операции превысила эквивалент 50 тыс. долларов США, и с ценными
бумагами резидентов, если сумма операции превысила эквивалент 300 тыс.
долларов США.
|
10
|
До 1 января
2008 года резидентам для проведения операций с производными финансовыми
инструментами с нерезидентами требовалось разрешение НБК, за исключением
операций, осуществляемых казахстанскими профессиональными участниками рынка
ценных бумаг в рамках полученной ими лицензии.
|
11
|
До 1 января
2008 года для коммерческих кредитов, предоставляемых резидентами
нерезидентам, на срок более 180 дней и свыше суммы 10 тыс. долларов США,
требовалась лицензия НБК.
|
12
|
Сделки,
относящиеся к операциям прямого инвестирования, подлежат регистрации в НБК в
следующих случаях: (1) если объем прямых инвестиций резидента в зарубежное
предприятие превысил эквивалент 50 тыс. долларов США (до 1 января 2008 года -
свыше эквивалента 10 тыс. долларов США); (2) если объем прямых инвестиций
нерезидента в казахстанское предприятие превысил эквивалент 300 тыс. долларов
США.
|
13
|
14
|
Ссуды в
размере, превышающем эквивалент 50 тыс. долл. США (до 1 января 2008 года -
эквивалент 10 тыс. долл. США), предоставляемые на срок свыше 180 дней,
подлежат регистрации в НБК. Ссуды, предоставляемые резидентам на срок свыше
180 дней и на сумму свыше эквивалента 300 тыс. долл. США, подлежат
регистрации в НБК.
|
15.
|
С 9 марта 2010
года все суммы переводимые за границу более 3000 у. е. подлежат мониторингу,
а разовая операции эквивалентная 14000 у. е. становится предметом для
интереса финансовой полиции
|
Таким образом, результатами либерализации валютной политики
стали следующие достижения:
отменено требование получения лицензии НБК для открытия счета
в иностранном банке для физических и юридических лиц. Резиденты обязаны
уведомить НБК об открытии счетов в иностранных банках;
оформление паспорта сделки по импортным контрактам, сумма
которых превышает эквивалент 10 тыс. долл. США производится в обслуживающим
банке (ранее и в банке и в таможенном органе);
с 01.01.2008 года отменено требование получения лицензии НБК
для предоплаты импорта на срок свыше 180 дней до даты поставки товара и в сумме
свыше эквивалента 10 тыс. долларов США. В установленных случаях
импортеры-резиденты обязаны регистрировать коммерческие кредиты (отсрочка
платежа по импорту либо авансирование импорта) в НБК (кроме паспортизируемых
сделок). Оформление паспорта сделки по экспортным товарным контрактам, сумма
которых превышает эквивалент 10 тыс. долл. США производится в обслуживающим
банке (ранее и в банке и в таможенном органе). Отменено требование получения
лицензии НБК для отсрочки платежа по экспорту на срок свыше 180 дней с даты
поставки товара и в сумме свыше эквивалента 10 тыс. долларов США. В
установленных случаях экспортеры - резиденты обязаны регистрировать
коммерческие кредиты (отсрочка платежа по экспорту либо авансирование экспорта)
в НБК. Срок репатриации экспортной выручки изменен со 180 дней на срок,
устанавливаемый экспортером / импортером самостоятельно исходя из условий
сделки.
С 1 ноября 2010 года прекратили свое действие следующие
регистрационные свидетельства и свидетельства об уведомлении, выданные НБРК:
открытие физическим лицом счета в иностранном банке;
коммерческие кредиты, связанные с экспортом / импортом, по
которым требуется оформление паспорта сделки;
коммерческие кредиты, предусматривающие расчеты по экспорту /
импорту работ, услуг.
августа 2010 года введен в действие Закон Республики
Казахстан от 4 июля 2010 года №167-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и
валютного контроля» [11].
Валютный контроль в РК осуществляется НБК, иными
государственными органами в пределах полномочий, установленных законами РК, и
агентами валютного контроля. Агентами валютного контроля являются уполномоченные
банки и уполномоченные организации, осуществляющие отдельные виды банковских
операций, а также другие организации, на которые в соответствии с полученными
лицензиями возложена обязанность контроля за соблюдением валютного
законодательства при проведении ими операций. НБК осуществляет контроль за
соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства и
за надлежащим исполнением функций агентов валютного контроля уполномоченными
банками и уполномоченными организациями. Минфин обеспечивает мониторинг и
контроль по займам Правительства, контроль за целевыми займами и эффективным
использованием гарантированных государством займов, мониторинг государственного
и гарантированного государством долга. Министерство индустрии и торговли выдает
лицензии на экспорт и импорт товаров (работ, услуг) и иные виды деятельности в
пределах своей компетенции, и контролирует выполнение лицензиатами
установленных квалификационных требований и лицензионных правил. Агентство по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН)
отвечает за лицензирование организации банками обменных операций с иностранной
валютой в рамках общей банковской лицензии. Таможенные органы (Комитет
таможенного контроля Министерства финансов РК) осуществляют таможенный контроль
и принимают участие в осуществлении экспортного и импортного валютного
контроля.
В условиях финансовой глобализации проблемы валютного
регулирования являются проблемами степени открытости страны, ее интеграции в
мировую экономику. Данная работа ставит целью определить взвешенный подход к
валютному регулированию, найти приемлемое сочетание внешней либерализации и
государственного контроля за операциями по счету движения капитала платежного
баланса.
Анализ мер валютного регулирования традиционно начинается с
предпосылки о том, что перемещение международного капитала, обеспечивающего
межвременную торговлю, увеличивает общественное благосостояние. И, таким
образом, любое вмешательство извне, со стороны государства снижает общественное
благосостояние за исключением того случая, когда государственное регулирование
устраняет последствия так называемых «дефектов» рынка.
Что означает свободное перемещение международного капитала
для РК? Как известно, открытая экономика с выгодными инвестиционными возможностями
не нуждается для их использования в увеличении собственных внутренних
сбережений. Можно одновременно увеличивать инвестиции не изменяя размеров
сбережений и жизненного уровня населения. В условиях, когда РК предстоит
реформа энергетической отрасли и ЖКХ, это существенный довод в пользу
открытости.
В то же время, внутренние инвестиции и иностранные инвестиции
- два различных способа, которыми страна может использовать текущие сбережения.
И здесь национальный капитал может искать более надежного и выгодного
применения за рубежом, причем легальными и нелегальными способами.
Риски усиливаются в случае недостаточно развитого и
устойчивого финансового сектора по следующим соображениям. Во-первых, это:
опасения со стороны инвесторов о невозможности или нежелании правительства
защитить национальную валюту с помощью повышения процентной ставки; сомнения
относительно перспектив экономики со слабым финансовым сектором в целом и, в
частности, с точки зрения бюджетных затрат на проведение санации и реформы; сомнения
относительно автономности и независимости финансовых институтов.
Во-вторых, отсутствие адекватной системы банковского надзора
негативно влияет на устойчивость банковской системы в целом к резкому изменению
направления капиталопотоков.
В-третьих, при отсутствии качественной системы оценки
кредитного риска кредитор устанавливает процентную ставку, отражающую только
усредненное качество проектов. Высококласные заемщики предпочитают не
заимствовать по такой завышенной ставке. Таким образом, предполагается, что
финансируются, в основном, низкоэффективные проекты, т.е. эффективность
использования капитала снижается.
В-четвертых, недостаток современных инструментов денежного
рынка ограничивает центральный банк в проведении политики процентной ставки,
управлении ликвидностью, а также сигнальную функцию денежно-кредитной политики.
В результате, указанные информационные искажения, усиленные
дополнительными рисками, создают благодатную почву для внезапного изменения
рыночных ожиданий, переоценки рисков и, как следствие, оттока средств с
внутреннего рынка и, как его крайнего выражения, валютного кризиса.
Неоднозначные результаты проверки эффективности валютного регулирования
подсказывают нам подход к этой проблеме с более широкой перспективы
макроэкономической и финансовой стабильности, или, иначе говоря, его
антикризисного потенциала. Основная проблема заключается в том, чтобы
определить воздействие валютного регулирования на ключевые макроэкономические
показатели в кризисные и межкризисные периоды.
2.2 Анализ влияния валютно-финансового механизма
на внешнеэкономические отношения РК
Валютно-финансовый механизм - это основной фактор в развитии
внешнеэкономических связей РК и он должен быть удобен и либерален для всех
участников этого механизма. Поэтому в целях приведения в соответствие с нормами
Закона нормативных правовых актов в области валютного регулирования и контроля,
а также дальнейшей реализации мер по либерализации валютного режима и развития
внешней торговли приняты:
. Постановление Правления Национального Банка Республики
Казахстан от 24 августа 2010 года №76 «О внесении изменений и дополнений в
постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 11 декабря
2007 года №129 «Об утверждении Правил осуществления валютных операций в
Республике Казахстан», зарегистрировано в Министерстве юстиции РК 16 октября
2010 года под №5823;
. Постановление Правления Национального Банка Республики
Казахстан от 24 августа 2010 года №77 «О внесении изменений и дополнений в
постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17 августа
2007 года №86 «Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного
валютного контроля в Республике Казахстан», зарегистрировано в Министерстве
юстиции РК 16 октября 2010 года под №5824.
Таблица 3 - Контроль за внешними валютными операциями
Наименование
контрольных операций
|
Характеристика
|
Контроль за
внешней торговлей
|
Вывоз
аффинированных благородных металлов не ограничивается. За внешней торговлей
аффинированными благородными металлами осуществляется такой же контроль, как
и в случае других товаров.
|
Контроль за
вывозом и ввозом банкнот
|
Физические
лица, вывозящие или ввозящие наличную национальную или иностранную валюту в
размере, превышающем эквивалент 3 тыс. долларов США, должны декларировать эту
сумму на таможне.
|
Вывоз
|
1. Иностранной
валюты
|
Резидентам и
нерезидентам разрешается вывозить наличную иностранную валюту в сумме, не
превышающей 10 тысяч долларов США, без представления документов,
подтверждающих легальное происхождение вывозимых средств. Вывоз физическими
лицами наличной иностранной валюты из Казахстана в размере, превышающем 10
тыс. долларов США, допускается при предоставлении таможенному органу: 1)
таможенной декларации, подтверждающей ввоз наличной иностранной валюты в
Казахстан - для вывоза ранее ввезенной наличной иностранной валюты; и / или
2) налоговой декларации об индивидуальном подоходном налоге (экземпляр
налогоплательщика) - для вывоза резидентами наличной иностранной валюты,
имеющей иное происхождение.
|
Разрешение на
ведение счетов в иностранной валюте
|
a.
Внутри страны
|
Резиденты могут
открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках без ограничений.
|
Требуется
разрешение
|
|
b.
За границей
|
|
Требуется
разрешение
|
Резиденты
обязаны уведомить НБК об открытии счетов в иностранных банках в 30-дневный
срок после заключения договора с иностранным банком, а физические лица,
открывающие счета в иностранных банках во время временного пребывания за
границей обязаны уведомить НБК о счетах в 30-дневный срок после возвращения
из-за границы.
|
Счета
нерезидентов
|
1. Разрешение
на ведение счетов в иностранной валюте
|
Нерезиденты
могут открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках
без ограничений.
|
a. Требуется
разрешение
|
|
2. Счета в
национальной валюте
|
Нерезиденты
могут открывать банковские счета в национальной валюте в уполномоченных
банках без ограничений.
|
Конвертируемые
в иностранную валюту
|
Все счета в
национальной валюте конвертируемы.
|
Требуется
разрешение
|
|
3.
Блокированные счета
|
|
4. Ссылки на
юридические документы и гиперссылки
|
Закон РК «О
валютном регулировании и валютном контроле»
|
В целях дальнейшей реализации мер по либерализации валютного
режима и развитие внешнеэкономических связей Постановлением №76 предусмотрено:
) увеличение порогового значения для валютных операций
движения капитала, при превышении которого они подлежат регистрации либо
уведомлению. Для операций по оттоку капитала пороговое значение увеличено с
эквивалента 50 тысяч до эквивалента 100 тысяч долларов США, для операций по
притоку капитала - с эквивалента 300 тысяч до эквивалента 500 тысяч долларов
США;
) введение упрощенных форм контроля за проведением платежей
по валютным операциям, на которые не распространяются требования регистрации,
уведомления и оформления паспорта сделки. Платежи, сумма которых не превышает
эквивалент 10 тысяч долларов США, могут проводиться уполномоченными банками без
представления клиентом валютного договора. В этих случаях контроль будет
осуществляться на основе информации, указанной клиентом в платежном документе;
) установление возможности для физических лиц осуществлять
платежи по валютным договорам (договоры на обучение за рубежом, аренды
недвижимости и т.д.) за супругов и близких родственников при предоставлении
документа, подтверждающего степень родства (ранее требовалось предоставление
договора, определяющего характер взаимных обязательств между отправителем денег
и лицом, за которое осуществляется платеж).
Предоплата импорта считается коммерческим кредитом.
Регистрация в НБК требуется для предоплаты импорта резидентом, если сумма
предоплаты превышает эквивалент 50 000 долларов США и осуществляется более чем
за 180 дней до срока поставки товара. Требование регистрации не
распространяется на импортные контракты, по которым заполнен паспорт сделки.
В связи с исключением понятия «карт-счет» (Закон Республики
Казахстан от 11 июля 2010 года №185-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования
законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах денег,
бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансовых организаций, банковской
деятельности и деятельности Национального Банка Республики Казахстан») внесены
изменения, обеспечивающие идентичное регулирование переводов по валютным операциям
с банковских счетов как посредством платежной карточки и использования услуг
интернет-банкинга, так и явочным порядком.
В новом законе предусматривает дальнейшую оптимизацию
процедур экспортно-импортного валютного контроля, в частности:
) увеличение порогового значения, при превышении которого
необходимо оформление паспорта сделки, с эквивалента 10 тысяч до эквивалента 50
тысяч долларов США. В результате ожидается сокращение на треть количества
экспортных и импортных контрактов, подлежащих «паспортизации» (в основном за
счет исключения операций субъектов малого и среднего предпринимательства);
) определение срока репатриации экспортером или импортером
самостоятельно, исходя из максимальных сроков исполнения обязательств по
контракту;
) расширение оснований для «автоматического» (без заявления
экспортера или импортера) закрытия паспорта сделки;
) дальнейшее упрощение формы паспорта сделки путем исключения
таких граф, как «Реквизиты обслуживающего банка» иностранного покупателя или
поставщика, «Лицензия», «Регистрационное свидетельство» и «Свидетельство об
уведомлении».
Повышение порогового значения «паспортизации» обусловлено
увеличением объемов внешнеторговых операций и, соответственно, увеличением
средних контрактных сумм и обеспечивает охват тех сделок, которые являются
реально значимыми для целей валютного контроля. При этом сокращается количество
экспортных и импортных контрактов, подлежащих «паспортизации», и снижается
нагрузка на субъекты частного предпринимательства - банки второго уровня и их
клиентов.
Исключение излишних граф в форме паспорта сделки позволит
упростить порядок заполнения участниками внешнеэкономической деятельности
паспорта сделки.
Таким образом, изменения в схеме действующего
валютно - финансового механизма направлены на смягчение требований валютных
режимов и упрощение административных процедур и не предполагает ужесточения
условий для ведения бизнеса за рубежом.
Для усиления мониторинга за движением иностранной валюты по
проводимым экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых
операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве
кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами
экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.
Развитие экспорта также требует проведения адекватной
макроэкономической политики (поддержание стабильного реального валютного курса
на основе жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики). На экспорте
негативно сказываются как завышение, так и значительные, непредсказуемые
колебания реального валютного курса; такие колебания опасны, поскольку они
ведут к неопределенности деловой обстановки.
Сегодня утверждены новые формы валютного контроля в отношении
платежей и переводов денег за границу. В случае отсутствия у физического лица
подтверждающих документов платеж (выдача денег физическому лицу) производится
только при наличии совершенной физическим лицом записи, подтверждающей личный
характер данного платежа и разрешающей уполномоченному банку представление
информации о проведенной операции в правоохранительные органы и НБК по их
требованию.
Для юридических лиц-резидентов при проведении платежа на
сумму свыше 10 тысяч долларов требуется последующее представление документов,
идентифицирующих цели расходования средств.
Сохранение данного валютного режима продиктовано тем, что еще
не устранена сырьевая направленность производства и, естественно, экспорта,
т.е. сохраняется высокая уязвимость экономики страны от изменения мировых цен
на сырье. Если эти зависимости экономики будут преодолены, то, конечно,
возникнет необходимость изменения валютного режима управления обменным курсом
национальной валюты.
Для сглаживания резких краткосрочных колебаний обменного
курса тенге и предотвращения чрезмерного укрепления курса тенге проводились
операции на внутреннем валютном рынке (покупка и продажа иностранной валюты).
Среди главных задач выделяется проблема устранения разрыва
котировок между курсами тенге на внутреннем и внешнем рынках и перехода к
единому обменному курсу национальной валюты. Эта проблема является в большей
степени административной, требующей «только принятия управленческого решения»,
а также проведения комплекса тактических превентивных мер политики «дорогих
денег», чтобы не допускать слишком большого стартового обвала курса, и мер по
недопущению кризиса ликвидности банковской системы в период начального
ажиотажного спроса клиентов на иностранную валюту.
Для их решения проводится ряд мероприятий, направленных на
обеспечение сбалансированного спроса и предложения на валютном рынке, повышение
привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов, сокращение
оборотов теневого рынка. При этом процесс регулирования обменного курса тенге
должен осуществляться с учетом уровня инфляции, состояния платежного баланса и
конъюнктуры финансового рынка.
Ситуация с реальным обменным курсом позволяет эффективно
реализовать основополагающий механизм снижения долларизации экономики, который
реально возможен, когда резиденты больше уверены в предсказуемости и
стабильности темпов роста цен нежели в предсказуемости и устойчивости изменения
реального обменного курса.
Сохранение макроэкономической стабильности в стране наряду с благоприятными
внешнеэкономическими факторами способствует поддержанию высоких темпов
экономического роста на протяжении конца 2009-2011 годов. Колебания курса в
будущем будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В
условиях высокой волатильности мировых валют ситуация на валютном рынке во
многом может определяться ситуацией на мировом рынке (рисунок 1).
Рисунок 1 - Спрэды денежного рынка
Но однако, не смотря на общее спокойствие на рынках, валютный
рынок Казахстана в 2010 году был сложным, принеся массу сюрпризов, как для
крупных игроков, так и обычным гражданам страны. Если в начале года доллар
продолжил свое ралли, начатое еще в 2007 году с достаточно сильным курсом, то
уже к середине года американская валюта с отметки выше 153 тенге за доллар
упала до уровня 149 тенге за доллар, а к концу года курс доллара вновь окреп,
составив 31 декабря 2010 года 147 тенге за доллар.
Последовательная либерализация валютного режима существенно
снизит трансакционные издержки при проведении экономически важных операций и
создаст условия для осуществления таких операций более широким кругом
резидентов. Долгосрочная цель либерализации состоит в содействии достижению
устойчивого экономического роста путем постепенной отмены существующих
ограничений валютного режима. Следует особо подчеркнуть, что процесс
либерализации валютного режима должен сопровождаться усилением и
усовершенствованием системы сбора, обработки и анализа информации по валютным
операциям всех категорий.
Хеджирование всех рисков - единственный способ их полностью
избежать. Однако финансовые директора компаний отдают предпочтения выборочному
хеджированию. Если они считают, что курсы валют или процентные ставки изменятся
неблагополучно для них, то хеджируют риск, а если движение будет в их пользу -
оставляют риск непокрытым. Это и есть, в сущности, спекуляция. Интересно
заметить, что прогнозисты-профессионалы обычно ошибаются в своих оценках,
однако сотрудники финансовых отделов компаний, являющиеся «любителями»,
продолжают верить в свой дар предвидения, который позволит им сделать точный
прогноз.
Риски, связанные со сделками, предполагающие обмен валют,
могут управляться с помощью политики цен, включающей определение, как уровня
назначаемых цен, так и валют, в которых выражается цена. Также существенное
влияние на риск могут оказывать сроки получения и выплаты денег. Кроме
вышеописанных действий по снижению операционного валютного риска Фирмы также
активно могут использовать следующий прием: счет - фактура покупателю товара
выписывается в валюте, в которой производилась оплата при импорте.
Таким образом, в рамках данной главы работы стоит отметить,
что валютное регулирование и минимизация рисков Нацбанком РК и АФН РК может
осуществляться как с помощью правовых средств (например, издания нормативных
актов, определяющих порядок проведения валютных операций)» так и
нормативно-регламентированных мер экономического характера (например,
посредством проведения валютных интервенций в целях воздействия на курс тенге,
установления официальных котировок иностранных валют по отношению к тенге). Все
это оказывает положительное влияние на развития внешнеэкономических связей РК.
Заключение
За годы независимости в суверенном Казахстане сформировалась
новая валютно - финансовая система на совершенно иных, отвечающих рыночным
требованиям, условиях.
В условиях, когда наше государство находится в процессе
либерализации валютного рынка, у коммерческих банков есть большие возможности
развития деятельности в направлении проведения валютных операций.
Традиционными ориентирами действий государственных органов по
управлению валютным рынком и контролю за валютным операциями выступают: уровень
и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо
внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде
всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов; с
нарушениями в практике проведения расчетов по валютным операциям и т.д. Но
каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
Таким же образом Казахстан строит свою валютную политику и ведет контроль за
регулирование поведения валюты на рынке и контролирует действия предприятий при
проведении внешних валютно - финансовых операций по ВЭД.
Для расширения области применения системы валютного контроля
за импортом товаров нами предложены следующие мероприятия:
. Распространить систему валютного контроля на выпуск товаров
в режиме «таможенный склад». Это связано с условиями данного режима,
предполагающего оплату импортируемого товара в иностранной валюте, часть
которого не попадает под валютный контроль.
. Ввести валютный контроль на таможенные режимы «отказ в
пользу государства» и «уничтожение», что даст возможность улучшить процесс
контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые
товары.
. Доработать программное обеспечение АРМ «Таможенно -
банковская система валютного контроля - импорт» в части механизма формирования
учетных карточек.
Предложено внедрить систему таможенно - банковского контроля
на операции, где валютой платежа являются тенге. На текущий момент данный канал
перевода денег за границу практически не контролируется. Это дает возможность
хозяйствующим субъектам переводить деньги в страны ближнего зарубежья, не
попадая в поле зрения органов и агентов валютного контроля.
В рамках материалов проанализированных в работе можно
отметить, что валюта в РК включает: находящиеся в обращении, а также изъятые
или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену тенге в виде банкнот НБ РК и
монеты; средства в тенге на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РК;
средства в тенге на счетах в учреждениях банка за пределами РК на основании
соглашения, заключения, заключаемого Правительством РК и НБ РК с
соответствующими органами иностранного государства об использовании на
территории данного государства валюты РК в качестве законного платежного
средства; ценные бумаги в валюте РК - платежные документы (чеки, векселя,
аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства,
выраженные в тенге.
В системе страхования валютных рисков в РК хотелось бы еще
раз отметить основные выводы данной работы:
вследствие присущих рынку «дефектов нестабильности» процесс
либерализации валютных операций связан со значительными валютными рисками;
для возможно более полного использования преимуществ
либерализации при минимальных рисках необходимо государственное регулирование
указанных операций;
учитывая сказанное, а также неоднозначные результаты,
подтверждающие эффективность валютного регулирования, необходим более широкий
подход к системе валютного регулирования, учитывающий ее антикризисный
потенциал;
первым шагом к управлению валютными рисками внутри структуры
банка является установление лимитов на валютные операции;
хеджирование - это основной процесс уменьшения риска
возможных потерь. Фирма может принять решение хеджировать все риски, не
хеджировать ничего или хеджировать что-то выборочно. Она также может
спекулировать, будь то осознано или нет;
риски, связанные со сделками, предполагающие обмен валют,
могут управляться с помощью политики цен, включающей определение, как уровня
назначаемых цен, так и валют, в которых выражается цена. Также существенное
влияние на риск могут оказывать сроки получения и выплаты денег. Кроме вышеописанных
действий по снижению операционного валютного риска Фирма также активно
использует следующий прием: счет - фактура покупателю товара выписывается в
валюте, в которой производилась оплата при импорте. Однако эти варианты не
всегда удобны для покупателя или реально выполнимы. Выходом из положения
является совершение срочных операций: форвардные валютные операции; валютные
фьючерсы; валютные опционы; операции СВОП;
покупка или продажа валютных фьючерсов позволяет избежать
возможных потерь, возникающих в результате колебаний курсов валют по сделкам с
клиентами;
для страхования валютных рисков в РК последнее время также
используется ряд новых финансовых инструментов: финансовые фьючерсы и
финансовые опционы (опционы с ценными бумагами), соглашение о будущей
процентной ставке, выпуск ценных бумаг с дополнительными страховыми условиями и
др. Эти методы страхования позволяют экспортерам и инвесторам, обремененным
конкурентной борьбой на рынках, за определенное вознаграждение передать
валютные, кредитные и процентные риски банкам, для которых принятие на себя
данных видов рисков является одной из форм получения прибыли.
Список литературы
1. Послание
Президента народу Казахстана Президентом Н.А. Назарбаева от 28.01.2011 года
. Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические отношения, Учебное пособие М, 2009. - с. 32.
3. Ефременко И.Н.
Мировая финансовая архитектура в условиях глобализации: теория и методология.
М., 2009. - с. 32
4. Обзор
валютного рынка Казахстана АФН РК на 01.01.2011 // www.afn.kz
. Шевчук
В.А. Международные финансовые институты: политика в секторе экономической
инфраструктуры. - М.: Анкил, 2011. - 231 с.
. Ежегодный
доклад о валютных режимах и валютных ограничениях, в 2010 году //
www.nationalbank.kz 2011
. Постановление
Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2010 года №76
«О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального
Банка Республики Казахстан от 11 декабря 2007 года №129 «Об утверждении Правил
осуществления валютных операций в Республике Казахстан»
. Закон
Республики Казахстан от 11 июля 2010 года №185-IV «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
совершенствования законодательства Республики Казахстан о платежах и переводах
денег, бухгалтерском учете и финансовой отчетности финансовых организаций,
банковской деятельности и деятельности Национального Банка Республики
Казахстан»