Управление закупками для государственных нужд в Челябинской области
Введение
В современной России, в условиях тяжелого бюджетного кризиса, задача снижения и, в конечном счете, устранения бюджетного дефицита стоит, без всякого сомнения, на первом месте.
Этого, в свою очередь, можно добиться в результате реализации целого комплекса мероприятий по оздоровлению системы государственных финансов, предполагающих их оздоровление, прежде всего увеличение бюджетных доходов, а также более эффективное их использование. Первая задача может быть решена в результате успешного реформирования налоговой системы. Что же касается второй из названных выше задач, то ее призвана решить реформа в сфере закупок государственной продукции и, прежде всего проведения конкурсов между потенциальными поставщиками продукции для государства.
Проведение конкурсов становится в настоящее время главным методом организации закупок для государственных нужд.
Актуальность исследования обусловлена тем, что существующая в настоящее время порочная практика получения чиновниками «вознаграждения» за размещения государственных заказов среди конкретных поставщиков, ведет к дезорганизации государственного аппарата власти, его не способности к эффективной и сложной работе на благо общества. Однако процедура проведения конкурсных торгов позволяет в значительной степени нивелировать такого рода злоупотребления, предоставляя возможность участвовать в конкурсе всем потенциальным поставщикам продукции, определяя победителя исходя исключительно из расчета экономического эффекта, получаемого государством и обществом в целом.
Все это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет объект, предмет, цели и задачи курсовой работы.
Объект исследования - Главное управление материальных ресурсов Челябинской области.
Предмет исследования - организация закупок Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области.
Цель курсовой работы - анализ деятельности Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, выявление имеющихся проблем и выработка рекомендаций по их решению.
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1.Исследован алгоритм действующей системы управления закупками для муниципальных нужд.
2.Проанализирована практика Главного управления материальных ресурсов Челябинской области.
.Выявлены проблемы и пути совершенствования деятельности Главного управления материальных ресурсов Челябинской области.
При подготовке курсовой работы были использованы такие методы как метод анализа и синтеза, метод наблюдения и сопоставления, статистический метод. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и литературы.
Практическая значимость работы определяется наличием рекомендаций по совершенствованию работы Главного управления материальных ресурсов Челябинской области.
1. Теоретические и правовые основы управления муниципальными закупками
.1 Понятие, подходы и методы управления муниципальными закупками
Решение проблем, возникающих в ходе становления местного самоуправления и развития муниципального управления, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований требует их глубокой научно-методической проработки, в связи с этим необходимо наличие научно-методического обеспечения местного самоуправления и муниципального управления.
В вопросах управления собственностью муниципалитеты обладают двойственной природой, сочетая в себе государственные начала и придающие им гибкость коммерческие возможности частных хозяйствующих субъектов. В соответствии со статьями 2 и 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования могут непосредственно участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами. Д.В. Пятков в таких гражданско-правовых отношениях определяет муниципалитет как хозяйственную муниципальную организацию.
Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями является муниципальный заказ. Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм - показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя. Муниципальный заказ направлен на снижение расходов местного бюджета.
Согласно бюджетному законодательству России одной из форм расходов бюджетов являются средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
Муниципальный контракт - это договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В связи с особенностями характера различных заказов в зарубежных странах принято выделять две основные подхода к управлению муниципальными закупками:
- «классическая» сфера (включающая в себя большинство услуг, в том числе и по поставкам);
- «отраслевая (секторная)» сфера, в которую входят особые отрасли хозяйства, традиционно относившиеся к публично-правовой сфере - водо- и энергоснабжению, телекоммуникациям и общественному транспорту.
В зависимости от названных подходов определяются и заказчики: заказчики в «классической» сфере и «отраслевые» заказчики.
В разных муниципальных образованиях могут использоваться разные схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Этот процесс чаще всего включает четыре этапа:
Первый этап. Одновременно с проектом бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год.
Второй этап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа.
Третий этап. Определяются заказчики по отдельным позициям муниципального заказа, то есть определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности наделяется функциями «заказчика» (то есть, кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты).
Четвертый этап.