Жук-олень
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы организации и функционирования
машиностроительного комплекса Сибири
.1 Состав и значение машиностроительного комплекса в
экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми комплексами.
Машиностроение как доминанта инновационных процессов
1.2 Общие особенности машиностроительного производства. Формы
организации производства в машиностроении (специализация и кооперирование) и их
влияние на размещение производства машиностроения
.3 Классификация отраслей машиностроения
ГЛАВА II. Современное состояние машиностроения Сибири
.1 Место машиностроения в экономике региона и России
.2 Состояние промышленно-производственных основных фондов
(ППОФ) в машиностроении Сибири
.3 Отраслевая и функциональная структура машиностроения
Сибири. Динамика производства продукции машиностроительного комплекса. Развитие
наукоемкого сектора машиностроения Сибири
.4 Особенности территориального размещения и развития
машиностроительного комплекса в сибирском регионе
.4.1 Территориальные пропорции размещения машиностроения в
субъектах РФ в составе Сибири и факторы их определяющие. Лидеры и аутсайдеры
отрасли
.5 Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и
мировом рынках. Конкуренция и институциональная среда ( крупнейшие компании -
хозяйствующие субъекты на рынке)
ГЛАВА III. Типология субъектов РФ в составе Сибири по
развитию машиностроения. Ключевые проблемы. Перспективные стратегии развития
.1 Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию
машиностроения
.2 Ключевые проблемы развития машиностроения в Сибири
.3 Перспективные стратегии развития машиностроения Сибири:
технологическая модернизация машиностроения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Применительно к отечественному машиностроительному комплексу, в котором
традиционно наибольший вес имеют предприятия, относящиеся или ранее
относившиеся к оборонно-промышленному комплексу (ОПК), это означает, прежде
всего, качественное возрастание объемов производства высокотехнологичной
продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешних
рынках.
В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации» Министерства экономического развития и торговли
Российской Федерации (октябрь 2007 г.) отмечены характерные дисбалансы
регионального развития и необходимость их коррекции, в т.ч. путем формирования
региональных зон опережающего развития. К числу перспективных региональных зон
опережающего развития в рамках инновационного сценария авторами проекта
отнесена «группа городов Сибири с высоким уровнем развития человеческого
капитала и потенциалом развития инновационной экономики».
Практически все важнейшие стратегические задачи российской экономики и
приоритеты ее структурной перестройки и модернизации связаны с Сибирью. На ее
территории решаются главные проблемы развития ТЭК страны, значительная часть
проблем обрабатывающих производств, продовольственного и
транспортно-коммуникационного комплексов, обновления научно-технического
потенциала, трансформации экономики Крайнего Севера и приравненных к нему
местностей.
Особую актуальность это приобретает для целого ряда регионов Сибири, по
структуре экономики не относящихся к экономически благополучным «сырьевым»
субъектам Федерации, но обладающих значительным промышленным и
научно-техническим потенциалом советского исторического периода, сумевших по
большей части сохранить его при деструктивных процессах периода 1990-х годов, а
для ряда предприятий и отраслей - даже обеспечить его дальнейшее развитие.
Модернизация российской экономики и в частности машиностроения приобретает
в современных экономических условиях особую актуальность для Сибирского
региона. Сибирские машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали во
время кризиса как 1990-х гг., так и продолжающегося кризиса 2008-2010 гг.
Удаленность от рынков сбыта, высокие транспортные расходы, географическая
разрозненность предприятий, наличие больших социально-экономических проблем в
регионах и близость мощных конкурентов (Япония, Республика Корея, Китай) - эти
факторы только усугубляют сегодня тяжелую ситуацию в сибирском машиностроении.
Машиностроительный комплекс занимает особое положение в экономике Сибири:
обеспечивая ее средствами производства, он относится к стратегическим отраслям
региона. Потеря машиностроительного производства в Сибири была бы невосполнимой
утратой для территории.
Объектом исследования в работе является машиностроительный комплекс
сибирского региона
Предмет исследования: особенности структуры, современного состояния и
перспективы развития машиностроительного комплекса Сибири в условиях развития
кризиса и модернизации российской экономики
Цель работы: оценить современной состояние машиностроительного комплекса
в Сибири, выявить факторы, проблемы и перспективы развития в условиях
модернизации экономики России.
Задачи исследования:
.Проанализировать теоретические основы организации и функционирования
машиностроительного комплекса Сибири.
.Показать роль и значение машиностроительного комплекса в экономике
России и Сибири.
. Охарактеризовать особенности отраслевого состава и функционального состояния
машиностроения Сибири.
. Раскрыть закономерности территориального размещения машиностроительных
предприятий в регионах Сибири, разработать классификацию сибирских территорий
по уровню развитию машиностроения.
. Оценить проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса
Сибири в условиях кризиса и идущей модернизации российской экономики.
При написании данной работы использовались следующие методы и подходы -
анализа, синтеза, классификация объектов, их ранжирование. Для работы с
цифровыми данными применялся статистический метод, картографический метод
использовался при выявлении территориальных различий машиностроительного
комплекса в Сибирском регионе. Исторический подход в работе проявился в
создании временных причинно-следственных связей развития машиностроения в
советский период , 1990-е гг., 2000-е гг., а также при определении будущего.
Также в работе применялся системный подход для объяснения современного кризиса
в машиностроении Сибири.
Методологические основы исследования.
Машиностроительный комплекс России, уже достаточно давно является
объектом научного исследования географов и экономистов России. Однако
машиностроение именно Сибирского региона исследовано гораздо хуже. Наиболее
значимые труды по этой проблематике принадлежат группе ученых Института
экономики и организации промышленного производства СО РАН (Амосенок Э.П.,
Бажанов В.А., Соколов А.В. и д.р.), большинство их научных работ относится к
1980-2000-м гг. Сегодня можно говорить о достаточно сильном научном
направлении, научной школе, изучающей развитие сибирского машиностроения на
базе данного Института СО РАН. Также достаточно часто машиностроение Сибири
характеризовалось в работах, описывающих экономику Сибири, России в целом.
Достаточно скромное обращение в научных изданиях к теме сибирского
машиностроения можно увидеть при анализе центральных, московских изданий.
Методологической особенностью данной темы в последние годы стала попытка
рассмотрения, анализ машиностроения как фактора, необходимого звена развития
Сибирской территории и модернизации экономики. Сибирские ученые в своих работах
проводят прямую аналогию между развитием машиностроения и переходом от
ресурсной экономики к инновационной.
При написании данной работы использовались несколько групп
источников и литература:
..Вторую группу источников составили разнообразные статистические
материалы (справочники, статистические данные администраций регионов Сибири и
т.д.). На основании этих данных была проведена оценка современного состояния и
динамики развития машиностроительного комплекса Сибири.
. Третья группа источников - выступления, интервью руководителей
отраслевых министерств и регионов РФ в Составе Сибири. Данные мнения позволяют
оценить политику власти по развитию машиностроительного комплекса, определению
важнейших проблем развития и т.д.
При написании данной работы использовалась и разнообразная литература.
Так монография «Машиностроение как доминанта в инновационных процессах»
позволила раскрыть значение машиностроительного комплекса для модернизации и
инновационного обновления экономики Сибири. Работа «Инновационная экономика
России» помогла определить место машиностроения в российской модернизации, а монография
«Конкурентоспособность России в глобальной экономике» показала кризисные
явления 1990-х гг., что было ценно при объяснении спада машиностроительного
производства в Сибири в 1990-х гг.
Также в работе использовались публикации, освещающие отдельные проблемы
развития машиностроения в Сибири, материалы СМИ: журналов «Эксперт-Сибирь»
«ЭКО», «Регион», Российской газеты, профильного издания «Энергия промышленного
роста», и т.д.
Практическая и теоретическая новизна данной работы определяется тем, что
в работе отобран, проанализирован, обобщен и систематизирован материал по теме
исследования. Создан аналитический обзор современного состояния и развития
машиностроительного комплекса в регионах РФ в составе Сибири по двум основным
направлениям - особенностям отраслевого состава и территориального размещения.
Произведена попытка оценить влияние современного кризиса (2008-2010 гг.) на
развитие и состояние машиностроительного комплекса, а также проанализированы
перспективы и стратегии развития с учетом современной кризисной экономической
ситуации.
В работе представлены оригинальные, составленные автором, графические и
картографические материалы в виде схем, картосхем, диаграмм, графиков.
Практическая значимость заключается в возможности использования
материалов исследования в курсах «Современное состояние и особенности развития
и размещения экономики России», «Экономическая и социальная география Сибири и
задачи региональной политики», «Актуальные проблемы экономической и социальной
географии России», в рамках тем, посвященных инновационному развитию экономики
России и территорий Сибирского региона.
Структура и содержание работы. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка литературы. Работа содержит 95страниц, 15 таблиц, 21
рисунок, список источников содержит 47 наименований.
ГЛАВА I. Теоретические основы организации и
функционирования машиностроительного комплекса
.1 Состав и значение машиностроительного
комплекса в экономике России и Сибири. Связь с другими межотраслевыми
комплексами. Машиностроение как доминанта инновационных процессов
Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование,
охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение
включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому
сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и
изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса
входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных
предприятиях.
Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и
внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном
кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из
важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом. Выпуская орудия
труда, машиностроение реализует достижения научно-технического прогресса,
обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. На
машиностроение приходится более ¼ стоимости промыщленно-производственных
основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленной продукции.
К числу особенностей машиностроительного комплекса в целом надо отнести
широкое распространение интеграционных структур. Среди них выделяют
производственные и научно-производственные объединения, межотраслевые
научно-технические комплексы (МНТК), акционерные общества. Значение
машиностроения в развитых странах определяется его ролью как инновационной
основы развития промышленности, создает современное конкурентоспособное
оборудование и реализует достижения научно-технического прогресса для
осуществления расширенного воспроизводства.
Под влиянием инновационных процессов постоянно возрастают и усложняются
требования к машиностроительному производству. Это повышается, прежде всего, в
повышении спроса на качественные, надежные и долговечные изделия с высокими
точностными характеристиками. Потребности в технике и оборудовании развиваются
в направлении все более узкоспециализированного оборудования, что существенно
увеличивает сложность и номенклатуру машиностроительной продукции.
В развитых странах машиностроение, в особенности наукоемкое, является
основной отраслью, благодаря которой процесс внедрения и распространения
инноваций стал определяющим в их научно-техническом и технологическом развитии.
Именно за счет создания и тиражирования современных высоких технологий развитые
страны сформировали мощную научно-производственную базу для развития новой
инновационной экономики, закрепив этим свое лидерство в международном разделении
труда.
Машиностроение и металлообработка Сибири (включая гражданскую и оборонную
сферу) всегда относились к одной из важнейших составных частей хозяйства
региона. Здесь расположены предприятия практически всех крупных
машиностроительных отраслей (электротехнической, станкостроительной,
горношахтной и горнорудной, энергетической, промышленности для
аграрно-промышленного комплекса, для химической и нефтехимической, приборов,
для авиационной промышленности), металлообработки и ремонта, на которых до 1992
г. выпускалась почти четверть общего рынка промышленной продукции Сибири.
Состав и структура машиностроения Сибири во многом повторяет
общероссийские показатели. Структура российского машиностроения, сложившиеся
еще в советское время, характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием
производства средств производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью
милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании
выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.
Машиностроение практически во всех сферах экономической деятельности
выполняет набор разнообразных функций, которого не имеет ни одна другая отрасль
( рис. 1).
.Одной из главных является функция обеспечения воспроизводственного
процесса в национальной экономике. Машиностроение вместе со строительством,
осуществляя возможность непрерывного функционирования каждой отрасли. Оно
обеспечивает замену изношенных основных фондов и поставляет машиностроительную
продукцию для расширения производственных мощностей предприятия. Реализация
данной функции является залогом возможного изменения структуры экономики в
перспективе в соответствии с требованиями тенденций внутрихозяйственного
развития, а также участия страны в международном разделении труда.
Рис. 1.- Макроэкономические функции машиностроения.
.Функция инновационно-технологического обновления производства связана с
качественными изменениями в воспроизводственном процессе. Именно реализация
данной функции позволяет обеспечить внедрение новых научно-технических
разработок и, в конечном итоге, обеспечить конкурентоспособность национальной
экономики. Достижения науки и техники, материализуясь в машинах и оборудовании
через формирование производственно-технологических систем, приводят к замене
существующих макротехнологий.
.Третья функция машиностроения связана с участием его в удовлетворении
конечного спроса населения на товары и услуги, прежде всего на технически
сложные товары потребительского назначения. До начала 1990-х гг. в России
самостоятельное значение этой функции было принижено. Начиная с 1992 г. на
внутренний рынок страны стали проникать все крупные мировые производители
бытовой техники, автомобилей, поэтому российским предприятиям приходится
выдерживать жесткую конкуренцию.
.Четвертая функция машиностроения - создание материально-технической базы
для обеспечения обороноспособности страны через поставку значительной части
вооружения и военной техники. Реализацию этой функции осуществляет
машиностроение, входящее в оборонно-промышленный комплекс.
. В практике развитых стран можно выделить и еще одну функцию
машиностроения, значение которой для России, и в частности Сибири, в 2000-х гг.
было незначительным, но при определенных условиях в перспективе ее значимость
может повыситься - это участие машиностроения в международном географическом разделении
труда.
Рис.-2. Схема производственных связей машиностроения с другими МОК
Выполнен автором.
Роль и значение машиностроения в развитии страны и региона велико. От
уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового
внутреннего продукта страны или отдельного региона (материалоемкость,
энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного
хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и
обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения в России
определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних
предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от
числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности.
Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что
составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень
подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом
определяет кадровый потенциал промышленности России.
По состоянию конца 2000-х гг. экономику Сибири и России нельзя
рассматривать как инновационную - в ней присутствуют лишь отдельные элементы
данной экономики. В России, и в Сибири в частности, с советских времен
существует задел научно-исследовательского (фундаментального и прикладного) и
опытно-конструкторского потенциала, еще способного создавать конкурентную на
мировом рынке продукцию.
В технико-технологических инновациях как составляющая часть научно-исследовательской
системы, главенствующую роль должно играть машиностроение, как отрасль,
осуществляющая аппаратное оформление или обустройство таких инноваций. Любое
производство наукоемкой или высокотехнологической продукции пока невозможно без
применения специально создаваемых или имеющихся в арсенале аппаратов- машин и
оборудования. Так материально-технический фундамент, на котором строится или
уже построены научно-исследовательские системы в развитых странах, включает
систему скоростного транспорта с соответствующей дорожной сетью и
инфраструктурой, разветвленную систему связи, высокое механическое оснащение
сельского хозяйства, точное машиностроение и приборостроение. Поэтому
машиностроение как доминанта инновационного развития останется в этой роли еще
долгое время.
Российское и сибирское машиностроение в частности (как гражданское, так и
военное) должно в процессе создания российской научно-исследовательской системы
участвовать в решении ключевой проблемы отечественной экономики - радикальном
обновлении ее производственного аппарата с целью смены устаревшего
технологического уклада на более прогрессивный.
Используемые в экономике России и Сибири технологии соответствуют
третьему и четвертому технологическому укладам. Удельный вес пятого уклада резко
упал за последние 15 лет и составляет не более 5-10%. При таком устаревшем
технологическом потенциале очень сложно надеяться на возможность перехода к
инновационной экономике.
1.2 Общие особенности машиностроительного
производства
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом
особенностей, которые влияют на его функционирование и размещение.
Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения
немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства
продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие
высокоразвитой научной базой.
Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших
затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость
отрасли.
В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия
машиностроения, часто ориентируются на ее центры.
В четвертых, для машиностроения характерно: многономенклатурностью,
многодетальность продукции, длительность цикла подготовки к выпуску новой
продукции и длительность цикла изготовления.
Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный
металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик - черная металлургия. В то
же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени
заменяются цветными, прежде всего - легкими (алюминий), а также - композитами и
пластмассой.
Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью,
определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе - достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.
1. На первой - делают заготовки будущих деталей из самых разнообразных
материалов: чугуна, стали, цветных металлов, пластмасс, стекла, резины и др.
2. На второй - обрабатывают заготовки; в результате получаются
детали для сборки машин и механизмов. Для этого применяют токарные,
сверлильные, фрезерные, строгальные, долбёжные, шлифовальные станки.
. На третьей, завершающей стадии производства готовые детали
поступают на сборку. Существует два вида сборки - конвейерная и стендовая.
Если в машиностроении производят массовую, стандартную и относительно
лёгкую продукцию (автомобили, телевизоры, часы), то её собирают на движущемся
конвейере. Сложную в изготовлении или тяжёлую (атомный реактор, морское судно)
- собирают на стенде (станке), куда по мере необходимости подвозят детали и
узлы.
Готовую продукцию испытывают, и только после этого её, продают заказчику.
Многие виды уникальны и настолько сложны в изготовлении, что завод берёт на
себя обязательство обслуживать эту машину до момента полного износа и
поставлять для ремонта все необходимые запчасти.