конституционного права Беларуси в XVI веке, а именно конституционного права Великого княжества Литовского, именуемого как государственное.
Эта тема является актуальной и для нашего времени, так как конституционное право является основой всех существующих отраслей права. И любой уважающий себя юрист должен знать историю формирования и развития основополагающей отрасли права, которая способствовала зарождению конституционного права XXI века.
При исследовании данного вопроса автор попытается как можно масштабнее и подробнее изучить государство и право Великого княжества Литовского в XVI веке, а также как можно детальнее рассмотреть конституционное право в данный период.
В наше время конституционное право выступает ведущей отраслью права. Оно регулирует наиболее важные общественные отношения, а также общественное и государственное устройство. И если мы рассмотрим конституционное право на начальном этапе его развития, когда оно выступало в основном как государственное право, то мы сможем проследить закономерности его развития и изменения по временной прямой.
Для полного раскрытия данной темы основными источниками выступили нормативные документы XVI века, такие как Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 годов, а также общеземские, областные, городские грамоты (привилеи), которые во многом повлияли на дальнейшее развитие законодательства в целом.
В структуру данной работы вошли три раздела. В первом разделе содержаться основные тенденции развития государства и права Великого княжества Литовского в XVI веке, система его государственного, политического устройства и законодательства. Во втором - можно познакомиться с развитием конституционного права в привилейный период, изучить основные положения и нормы, характеризующие данную отрасль, а также нормативные акты этого периода. А в третьем разделе можно проследить развитие конституционного права в статутный период, его правовое закрепление в нормах, его формулировка, содержание, а также познакомиться со Статутами Великого княжества Литовского - основными источниками права того времени.
Период, когда Беларусь находилась в составе Великого княжества Литовского - один из наиболее интересных периодов в белорусской истории, так как многое да сих пор остается неизвестным или до конца неизученным.
Тщательное изучение государства и права Великого княжества Литовского имеет не только научное, но и практическое значение. Чем больше мы будем изучать историю нашей страны, тем меньше будет допускаться ошибок и промахов в законодательной и иных сферах жизни всего общества.
Глава 1. Государство и право Беларуси в XVI веке
Раздел 1.1 Центральные и местные органы власти Великого княжества Литовского в XVI веке
княжество литовское право беларусь статут
Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце XII века, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества.
Отношения между центром и присоединенными землями на начальном этапе существования государства строились на личной зависимости удельных князей этих земель от великого князя - на основе сюзеренитета-васалитета. Позже, в XV-XVI века, буйные вассальные княжества были превращены в воеводства или поветы, в которых стали управлять наместники великого князя - воеводы и старосты.
Государственное устройство и административно-территориальное деление сложилось не сразу, а по мере формирования государства.
В XIV-XVI веках Великое княжество Литовское по форме правления было феодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. Он также решал вопросы внешней политики, командовал вооруженными силами, издавал грамоты и другие правовые акты, возглавлял высший суд в государстве, имел право законодательной инициативы и т. д. Но все-таки по самым важным вопросам ему приходилось советоваться с Радой Великого княжества Литовского и учитывать их мнение.
Это говорит о том, что власть великого князя была необсалютной, она ограничивалась Радой. В нее входили сливки класса феодалов. Кроме этого власть монарха ограничивалась Сеймом, в котором были представители поветовой шляхты [5, с.48].
При осуществлении своей власти князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые входили в состав Рады.
Рада являлась исполнительно-распорядительным, законодательным, судебным и контролирующим органом. Его главной задачей было защита прав магнатов от пасягательств великого князя, а также охранять территориальную неприкосновенность государства, также она управляла высшими и местными государственными органами, занималась назначениями на высшие государственные должности.
В состав Рады входили высшие служебные лица государства, такие как воеводы, каштеляны, старосты, гетман, канцлер, маршалок земский, так же католические епископы и крупные феодалы, которые назывались панами-радными. В этот орган не могли входить иностранцы и простые люди.
Рада была постоянно действующим органом, который мог выбирать великого князя. В его компетенцию входило защита государства, решение международных дел, принятие законодательных актов, рассмотрение наиболее важных судебных дел и т. д.
Важное государсвенно-политичиское значение отводилось Сейму. Он являлся высшим законодательным органом в государстве. До XVI века работа Сейма регулировалась обычным правом. В него входили все крупные феодалы, должностные лица центральной и местной администрации, а также вся шляхта, одним словом, только привилегированные сословия.
Так как на собраниях решения в основном принимались великим князем и панами-радными, то можно сделать вывод о том, что Сейм имел незначительную власть.
В XVI веке законодательные функции Сейма паширились. Он из всесословного превратился в представительный орган, на заседание которого присутствовала не вся шляхта, а только ее представители - по два депутата от каждого повета, которые выбирались на поветовых сеймиках [5, с.49]. В его компетенцию входило решение вопросов войны и мира, сбор налогов на военные потребности, решение международных дел, выборы князя.
По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р. III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель [8, с.202].
В системе органов государственного управления важная роль отводилась высшим должностным лицам, компетенция которых определялась обычным правом.
Особенностью государственного аппарата Великого княжества Литовского - отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них создаются широкая система внешних и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. [8, с.202].
Существовали различные должности, такие как маршалок земский, гетман, канцлер, падскарбий земский и другие.
В компетенцию маршалка земского входило охрана порядка и этикета при великокняжеском дворе, он также старшинствовал на заседаниях Сейма и Рады, объявлял их решения и решения государя. Его заместителем был маршалок дворовый.
Гетман возглавлял вооруженные силы государства. Во время войны он наделялся большими полномочиями. Гетман, его также называли воеводой, мог осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Его заместителем был гетман дворовый, который возглавлял часть войск при границе.
Канцлер возглавлял государственную канцелярию. При нем были писари, секретари и их помощники. Канцлер заведовал государственной печатью, без которой законы не могли приобретать юридическую силу, также он подписывал государственные документы. Его заместителем был падскарбий.
Государственными финансами и богатствами заведовал падскарбий. Он заведовал государственными доходами и расходами. Его заместителем был падскарбий дворовый.
Функции дворцовой администрации исполняли коморники, заведующие имуществом князя; стольники, мечник и другие должностные лица.
Определенное место среди государственных служащих занимали великокняжеские дворяне. Они несли службу у великого князя и высших представителей власти, выполняли судебные решения, делали ревизии, следили за строительством дорог, мостов и др.
Местные органы власти формировались по принципу административно-территориального деления. До образования воеводств и поветов отдельными землями управляли заместители великого князя. При заместителе были такие должностные лица, как тиун, сотник, сорочник, десятник, ключник, конюший, лесничий. Великое княжество Литовское делилось на воеводства, поветы, и волости.
Местные органы власти имели широкие полномочия и мало зависели от центральных органов.
На территории воеводства воевода был представителем высшей власти. Он возглавлял административные, хозяйственные, военные, судебные органы. Основными его обязанностями были поддержание существующего на территории воеводства правопорядка, осуществление общего управления эксплуатацией всех источников государственных и великокняжеских доходов, организация вооруженных сил воеводства, осуществление правосудия на территории воеводства [7, с.47]. Назначали его на должность великий князь и Рада.
Помощником воеводы был каштелян, который возглавлял войско и ополчение.
Ключник отвечал за сбор налогов и чиншу, ловчий и лесничий следили за лесными и охотничьими угодьями.
Во главе повета стоял староста, которого назначал великий князь и Рада. Как и воевода, он должен был поддерживать порядок на подведомственной территории, следить за состоянием государственных поместий и поступлением государственных доходов, а также собирал военное ополчение в период военной опасности, рассматривал уголовные и гражданские дела, контролировал исполнение судебных решений [9, с.123]. Его заместителем был подстароста, в полномочия которого входили административно-судебные функции. Поветовый маршалок был помощником старосты по военным делам. Он командовал поветовым ополчением шляхты.
Особенностью местного управления в воеводствах и поветах Великого княжества Литовского было наличие сасловно-представительных органов - поветовых и воеводских сеймиков. В них участвовали все землевладельцы повета или воеводства. Как правило, поветовые сеймики собирались ежегодно, рассматривая вопросы общегосударственного и местного значения, таких как размер местных налогов, выбор местных судей и других лиц поветовой администрации, составляли инструкции-наказы для своих представителей, посылаемых на вальный Сейм и т.д.
Низшим звеном органов местного самоуправления были управляющие государственными и великокняжескими поместьями - державцы. В их обязанности входило управление поместьем и органами местной власти, имели право суда над всеми простыми людьми, которые жили в данной волости.
Для осуществления надзора за крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, десятских.
В XVI веке интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается количество должностных лиц, происходит централизация. Именно во второй половине XVI века завершается процесс формирования и правового закрепления государственной структуры.
В XVI веке во главе государства, как и прежде, стоял монарх - великий князь. В соответствии со Статутом 1529 года должность великого князя была выборной. При вступлении на должность великий князь обязывался соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радными, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности.
Раздел 1.2 Право Великого княжества Литовского в XVI веке
В XIV-XV веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов, и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.
Законодательные акты того времени насилии разные названия. Единого названия, соответствующего современному понятию «нормативно правовой акт», не существовало. На протяжении столетий в зависимости от содержания актов и способов их принятия они назывались: грамота, лист, привилей, статут, конституция, артикул и другие. Четких различий между этими терминами не существовало, но определенные смысловые оттенки содержались в каждом из них [7, с.74].
Нормативные акты, в которых нашло отражение право Беларуси, по своему содержанию и форме были очень разными и охватывали всю разнообразность гражданских отношений. В зависимости от содержания, формы и процедуры принятия эти акты можно разделить на следующие группы:
.общеземские и местные (областные, волостные, городские) грамоты;
.Судебник 1468 года;
.Статуты 1529, 1566, 1588 годов;
.сеймовые постановления и другие нормативные акты [7 с. 75].
С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали, необходимость создать определенную систему его классификации.
Первые попытки систематизации права относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя.
Право на самоуправление получили в 16 веке такие города, как Новогрудок в 1511 году, Слоним в 1531 году, Речица в 1561 году, Радошковичи в 1569 году, Могилев и Мозырь в 1577 году, Пинск в 1581 году, Витебск в 1597 году и т.д. [8, с.204]. Мещане получали значительное количество прав в управлении городом. Они могли менять место проживания, выезжать за границу, обладали правом собственности, участвовали в решении городских дел, объединялись в союзы, цехи, религиозные братства. Но не могли занимать государственные должности, не имели своих представителей, ни в Раде, ни в Сейме.
Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отношений интенсивно развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин.
В целом развитие законодательства Великого княжества Литовского можно условно поделить на два периода - привилейный и статутный.
Первый, привилейный период (XIII-XV вв.), на протяжении которого по мере образования Великого княжества Литовского складывается общее земское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и для самих великих князей, не только издавших грамоту, но и для всех последующих князей. Для этого этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX - первой половине XII веков вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановление Сейма).
Второй, статутовый, этап (XVI век) характеризуется господством общеземского права, которое развивается так быстро, что неоднократно требуется его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства [8, с.193].
Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI веке происходило под воздействием внутренних и внешних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, государственной и частной ускорило рост городов и городского населения, обусловило более интенсивную выдачу городам грамот на Магдебургское право
Выдача городских привилеев в XVI веке резко возросла. Они выдавались по разным причинам:
.по просьбе жителей предоставить им Магдебургское право;
.в связи с тяжёлым положением мещан, вызванным стихийны ми бедствиями (наводнением, пожаром) и военными действиями, происходившими на территории города;
.в связи с произволом администрации;
.по просьбе администрации города с целью развития города и привлечения в город новых жителей.
Причины выдачи городских привилеев обусловливали их содержание, которое было различным.
В Великом княжестве Литовском наравне с писаными законодательными актами долгое время продолжало действовать древнее обычное право в форме неписаных правил поведения людей. В новых писаных законах постоянно отмечалось сохранение старых неписаных норм права. В связи с этим нормативные акты, принятые в XIV-XVI веке, считались действующими и в следующий период. Особенно это касалось законов, которые постепенно стали закреплять права и привилее сословия шляхты.
Именно такие процессы, как более благоприятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата и др. содействовали объединению земель в составе Великого княжества Литовского. Закрепление их правового статуса во второй половине XVI веке в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которого невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процессов и причин идет интенсивная правотворческая деятельность государства, цель которой - приспособить феодальное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.
Глава 2. Развитие Конституционного (государственного) права Беларуси в привилейный период
Раздел 2.1 Источники права Беларуси в привилейный период
Привилейный период (XIII-XV века) является первым этапом в развитии феодального права Беларуси.
В этот период, по мере образования Великого княжества Литовского как суверенного феодального государства, складывается общеземское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Их нормы были обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и самих великих князей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.
Для привилейного этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX - первой половине XII веках вытесняется нормативным актом (договор, грамота, постановление Сейма) [8, с.193]. В этой роли и выступили общеземские привилеи 1387, 1413, 1432, 1434, 1447, 1492 годов. Они то и положили начало юридическому оформлению прав шляхты.
К основным нормативным актам привилейного периода относятся:
.договорная грамота великого князя Казимира с Великим Новгородом об установлении мира и условиях ведения торговли с Полоцком и Витебском 1440 году;
.грамоты великих князей городам на Магдебургское право 1390, 1391, 1441, 1494, 1498, 1499 годов;
.общеземские грамоты 1387, 1413, 1432, 1434, 1447,1492, 1506 годов;
.Судебник Казимира 1468 года;
.Привилеи Ягайло 1387 года;
.постановление Городельского сейма об унии Великого княжества Литовского с Польшей о привилегиях феодалов-католиков 1413 года.
Общеземские, городские, договорные и другие грамоты (привилеи) внесли большой вклад в развитие всего законодательства Великого княжества Литовского и положили начало для его дальнейшего усовершенствования.
Раздел 2.2 Характеристика конституционного (государственного) права в привилейный период
Во время существования Великого княжества Литовского было принято значительное количество общеземских грамот (привилеев). Некоторые из них имеют наиболее важное значение для дальнейшего развития правовой сферы государства.
Общеземские привилеи обычно издавались при вступлении нового великого князя на престол или после каких-либо важных событий в жизни государства. Они были обязательны для исполнения и действовали на всей территории Великого княжества Литовского. В общеземских привилеях содержались права и обязанности разных классов и групп населения, закреплялось правовое положение государственных органов власти, и определялись их компетенция и принципы взаимоотношений.
Первыми общеземскими привилеями были три привилея князя Ягайлы 20 февраля, 22 февраля и 28 апреля 1387 года.
Первые два привилея от 20 февраля и 22 февраля 1387 года в основном были предназначены для распространения католической религии на территории Великого княжества Литовского: « Кожны рыцар або баярын, які прыме каталіцкую веру, будуць мець поўную і усякую магчымасць валодаць, трымаць, карыстацца, прадаваць, адчуждаць, абменьваць, дараваць, паводле сваей добрай волі і думкі замкі, воласці, вескі і дамы» [6, с.39], также эти привилеи положили начало юридического оформления сословия шляхты.
Третий привилей от 28 апреля 1387 года был юридическим актом, который узаконил передачу великокняжеских полномочий в Великом княжестве Литовском князю Скиргайлу. Ягайло обещал защищать его правление и государство. Тем самым эта грамота была направлена на защиту независимости Великого княжества Литовского от Польши, хотя Скиргайло и признавал верховенство своего старшего брата Ягайлы.
В 1413 году была издана Городельская грамота, которая продолжила силовое насаждение католической религии на территории Великого княжества Литовского. Грамота была издана Ягайлом и Витавтом для закрепления союза Великого княжества Литовского с Польшей. Она еще больше расширила права феодалов-католиков, в ущерб правам православных. Также в ней закреплялась выборность великого князя [6, с.37].
После принятия привилеев 1387 года и грамоты 1413 года, обстановка в стране очень накалилась. Все это привело к принятию в 1432 и 1434 годах новых грамот. Их принятие было обусловлено внутриклассовой борьбой католиков и православных, которую эти привилеи урегулировали, уровняв католиков и православных в правах. Также содержание этих привилеев характеризуются конституционной направленность, и они имеют важное государственно-правовое значение. В этих грамотах подтверждены суверенные права Великого княжества Литовского, заложены юридические основы оформления прав и привилегий шляхецкого сословия, положено начало оформления закрепощения крестьян. Кроме этого, в этих привилеях начинает уже формироваться специально-юридические принципы, нормы, институты.
Общеземский привилей Казимира 1447 года завершил процесс правового оформления сословия шляхты, предоставив даже в ущерб государственным интересам столь многочисленные привилегии, что иногда его называют конституцией шляхты.
В нём более полно и понятно были изложены права класса феодалов и сословия шляхты, некоторые принципы криминального, гражданского и государственного права.
В привилее подтверждались все прежние привилегии и были даны новые: право свободного выезда за границу, право судить своих подданных, неприкосновенность права владения подданными.
Также привилей содержал и конституционные нормы.
Так в артикуле 3 перечислен круг лиц, которым гарантируется их полная неприкосновенность: «… княжатом, рытерам, шляхтичом, бояром, местичом… не будем казнити, не именьи, а ни пеньзями, ни нятством, ни кровью…» [6, с.42].
В артикуле 4 закрепляется принцип ответственности каждого только за свое преступление: «…нихто иный, только тот виноватец, хто проступить, подлуг права христианского имать быти казнен…» [6, с.42].
В артикуле 5 объявлялась конституционная норма о праве феодалов свободно выезжать за границу «для лепшого шчастья набытия, а любо учинков рытерских» [6, с.42], кроме неприятельских земель.
Артикулам 13 привилей законодательно закрепил территориальную целостность государства, его суверенные права и обособленность: «А також обецуем и слюбуем, иж панства нашего земль не вменшим, але у границах…держати будем и володети и щитити, а с божьею помочью и всими силами нашими размножати будем» [6, с.44].
В артикуле 14 привилей запрещал раздавать государственную собственность и государственные чины иностранцам: «…земель, городов, мест у володение и в держаниене маем дать в честь никоего чюжоземца, але только родичам земль наших» [6, с.44].
Последние два артикула были направлены против проникновения польских феодалов в Великое Княжество Литовское и отражали отрицательное отношение феодалов княжества к разного рода иностранцам.
Всё это позволяет считать привилей 1447 года одним из главных правовых актов того времени. Он более полно закреплял суверенные права Великого княжества Литовского, его территориальную целостность и самостоятельность, запрещал давать иностранцам государственные должности, земли, поместья и чины. Привилей гарантировал феодалам выезд за границу.
Анализ содержания привилея 1447 года позволяет сделать вывод о том, что его государственно-правовое значение заключалось, прежде всего, в усилении суверенитета и обособленности Великого Княжества Литовского.
Оживление правотворческой деятельности государства, оттеснение на задний план такого традиционного для раннефеодального периода развития права источника как правовой обычай и ряд других причин, во второй половине XV века вызвали необходимость в систематизации текущего законодательства.
Результатом работы по упорядочению общеземского законодательства было утверждение Казимиром Судебника Великого княжества Литовского 1468 года.
Его нормы регламентировали в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть и отдельные положения, касающиеся процессуального, гражданского и административного права.
Это была первая попытка установить единство правовых норм на всей территории государства, ограничить самоуправство судей, а также узаконить правом охрану феодальной собственности и ввести жёсткие меры наказания преступников.
Судебник был утверждён великим князем на общегосударственном Сейме 29 февраля 1468 года после согласования с князьями, панами радными и ''с всим поспольством''. Он, как и большая часть законодательных актов княжества того времени был написан на белорусском языке. В его основу было положено местное белорусское обычное право в дополнении с новыми правовыми нормами, разработанными судебной и административной практикой, в согласовании с новыми социально-экономическими условиями [9, с.202].
Изданием Судебника было положено начало новому этапу в развитии правовой теории, практики законодательной деятельности государственных органов, новых принципов систематизации и кодификации феодального права, которое завершилось изданием Статутов Великого Княжества Литовского.
Особое значение в развитии конституционного права имел привилей 1492 года великого князя Александра. Этот нормативно-правовой акт можно назвать первой общегосударственной хартией шляхетских вольностей. В этом привилее в артикуле 12 великий князь обещал не уменьшать территорию государства: «…земель Вялікага Княства Літоўскага мы не паменшым але іх павялічым у сваіх межах» [6, с.48], поддерживать ее законы. В нем закреплялись важнейшие принципы международной политики государства - мирное существование с соседними государствами, соблюдение подписанных ранее договоров. В привилее в артикуле 13 перечислялись те государства, с которыми Великое княжество Литовское в первую очередь поддерживало дипломатические отношения: «…заммежныя краіны, як Масковія, Заволжская Арда, Перакопская Арда, Валахія, каралеўства Польскае, княства Мазавецкае, Прусія, Лівонія, Пскоў, Вялікі Ноўгарад, Цвер і Разань» [6, с.48].
Привилей 1492 года дал юридическое оформление Раде - высшему органу государственной власти Великого княжества Литовского. В результате власть великого князя стала ограниченной. Он обещал в артикуле 15 «… выконваць тое, што паны-радныя радзілі нам дзеля нашай агульнай карыстці» [6, с.48]. В соответствии с привилеем великий князь не имел права отменять или изменять законы, судебные решения, принятые совместно с Радой.
Так же в привилее Александра были прописаны общие принципы назначения на государственные должности и снятия с них. Так была закреплена норма в артикуле 17, в соответствии с которой никто не мог быть снят с должности без вины, которая должна быть признана в процессе публичного рассмотрения дела: «Але без віны мы не маем права пазбауляць яго пасады» [6, с.49]. Определялись также некоторые требования к должностным лицам. Так, местные должностные лица должны были выполнять свои обязанности и решать все должностные дела в соответствии с местными обычаями и традициями. Им запрещалось вымогать у населения и своих подчиненных любые налоги отдельно от установленных государством платежей. Регламентировался порядок сбора налогов.
Артикул 18 говорил, что «ваяводы, старасты, дзяржаўцы, урадоўцы і ўсе іх намеснікі ў нашым вялікім княстве застаюцца з поўнай пашанай і правамі на сваіх дзяржавах… і няхай іх трымаюць і захоўваюць, няхай судзяць і ўпраўляюць, спаганяюць падаткі і свае даходы…» [6, с.49].
Именно привилей 1492 года стал важным шагом на пути законодательного закрепления основных принципов и положений конституционного, административного, гражданского, криминального и процессуального права.
В 1506 году великий князь Жигимонт Каземирович издал грамоту, в которой подтвердил все предыдущие грамоты и в артикуле 2 обещал оставить «усе правы, вольнасці, прывілеі і граматы…царкоўныя і свецкія…князям, баронам, гарадам, мяшчанам, жыхарам і паогул асобам усякага стану» [6, с.52]. Этой грамотой власть князя была еще более ограничена. Великий князь полностью самостоятельно издавать законодательные акты.
Изданием грамоты 1506 года завершился первый этап развития законодательства Великого княжества Литовского в форме привилеев. Изданные позже грамоты 1529, 1547, 1551 годов и остальные были уже только вспомогательными актами, потому что основными законами в государстве стали статуты Великого княжества Литовского.
Общеземские грамоты в своей совокупности составляли основные законы государства, ее конституцию, в которой юридически закреплялись основные положения государственного, административного, гражданского и других отраслей права. Фактически первые общеземские грамоты ставили своей целью объединить все правовые нормы, которые действовали в разных раенах государства, в единые для всего государства нормативные акты. Особенно это просматривается в привилеях Казимира 1447 года и Александра 1492 года. Однако эти законы сосредотачивали внимание на важнейших нормах, которыми чаще всего были конституционные нормы (о суверенитете государства, правах шляхты и другие).
Глава 3. Развитие Конституционного (государственного) права Беларуси в Статутный период
Раздел 3.1 Общая характеристика конституционного (государственного) права в статутный период
Статутный период (XVI век) является вторым этапом развития феодального права Беларуси. Он характеризуется господством общеземского права, которое развивалось так динамично, что неоднократно требовалась его систематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства. Наличие в государстве подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры, образования.
Статуты Великого княжества Литовского резко отличались от крупных нормативных актов XIV-XV веков, как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и юридической техникой (главы, статьи, которые имеют названия).
В Статутах нашли отражение различные отрасли права: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие. Но следует отметить, что зачастую нормы одной отрасли права содержатся не в одном, а в разных разделах.
Конституционное (государственное) право в Статутах было проникнуто идеей верховенства закона, присущей правовому государству. Великий князь обязуется соблюдать законы страны.
Государственное право Великого княжества Литовского регламентировало структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Вся система органов государственной власти и управления строилась на общих принципах феодального права: возникновение льгот и перевесов класса феодалов и сословия шляхты и недопуск простых людей в органы управления; юридическое закрепление неравенства среди разных социальных групп населения и разделение его на сословия [9, с.221].
Демократизм государственного права проявляется во многих его нормах, закреплявших принцип выборности монарха, ограничение его власти законом, Радой и Сеймом. Разработчики Статута 1566 года сделали первые, но довольно значимые шаги по правовому закреплению принципа отделения суда от администрации, детально регламентировав порядок формирования и деятельность земских поветовых и подкоморских судов. В Статуте 1588 года этот принцип получил дальнейшее развитие в связи с закреплением статуса, порядка комплектования и компетенции Главного суда. Более того, уже в Статуте 1529 года четко проводится мысль, что местные подвоевода, подстароста судебные функции должны осуществлять с участием избранных «двух земянинов, людей добрых а годных веры», «а без тых панов земян присяжных, естли бы обеюх не было, тогды не мають наместникове ани маршалкове судити» [1, р.III, арт.2]. Таким образом, принципы коллегиальности и участия населения в работе судов в качестве присяжных заседателей становятся в XVI веке основными общими принципами организации судебной власти.
В государственном праве не только в Статуте 1529 года, но и в Статуте 1588 года вопреки Люблинской унии 1569 года, содержатся правовые нормы, касающиеся суверенитета Великого княжества Литовского, системы, структуры и компетенции органов власти и управления. В нормах всех Статутов закреплено положение, что на любые должности Великого княжества Литовского может быть избран или назначен только гражданин Великого княжества Литовского, но не иностранец. Великий князь не имеет права за пределами Великого княжества Литовского решать даже мелкие текущие вопросы, касающиеся государства или отдельных лиц этого государства.
Раздел 3.2 Характеристика конституционного (государственного) права по Статуту 1529 года
Статут 1529 года был написан на белорусском языке и являлся основой для последующих Статутов. Был доступен для народа. Похожего сборника не существовало даже в Европе.
Основными источниками Статута 1529 года:
.законодательные акты Великого княжества Литовского;
.обычное право белоруских земель;
.судебно-административная практика государственных органов;
.нормы римского и церковного права;
.нормы писаного права, изложенные в ранее принятых грамотах;
.нормы древних источников права и иностранное право [4, с.37].
Статут 1529 года запретил пользоваться обычным правом, но в них имелась оговорка, что в случае неурегулированности определенных гражданских отношений нормами Статута, разрешалось обращаться к нормам обычного права.
В этом законнике конституционные нормы закрепляли следующее:
.ограничение власти великого князя. Все вопросы он обязан был решать с одобрения панов-радных;
.князь обещал сохранить территориальную целостность государства, не назначать на государственные должности чужеземцев, придерживаться законов и традиций, поддерживать правовой порядок в государстве.
В соответствии со Статутом великий князь является высшим государственным чиновником, у которого были не только права, но и обязанности.
Один из артикулов Статута говорил: «Теж хочем и вставляем, и вечными часы маеть быти ховано, иж вси подданые наши, так вбогие, яко и богатые, которого раду колве або стану были бы, ровно а одностайным тым писаным правом мають сужоны быти» [1, р.I, арт.9]. В этом артикле закреплялся принцип единого права для всех граждан государства.
В законнике не было юридически закреплено разделение властей, однако, идея уже существовала.
В разделе III очень полно регламентировались права шляхты, что свидетельствовало о существовании норм, в которых говорилось о неприкосновенности личности: «Шлюбуем своею парсуною господарскою, иж всю шляхту, княжата и паны хоруговные, и вси бояре посполитые, и мещане, и их людей заховати при слободах и волностях, от продков наших и тэж от нас даных им» [1, р.III, арт.7].
Статут также дополнил некоторые положения о защите территории государства, военной службе и другие, которые ранее были изложены в общеземских грамотах.
Законом запрещалось раздавать земли, государственные должности, поместья чужеземцам: «Держаней и честей чужоземцом не мають даваны быти» [1, р.III, атр.3, с.48].
В Статуте 1529года была предусмотрена и гарантия справедливости судебных решений. Появлялось право на обжалование судебных решений. Вводился институт адвокатуры, а также устанавливались принципы ответственности каждого за свою вину, в соответствии с законом в судебном порядке: «Теж ни о чий-колве вчинок жадный иный не маеть каран быти и сказыван, толко тот, который винен. А веджо завжды врад хрестьянского права заховываючи, судом не поконавши, не маеть быти каран, то ест ани жона за выступ мужа своего, ани отец за выступ сына, ани сын за отца, также и ни жадный прирожоный, ани слуга за пана» [1, р.I, арт.7]. Эти положения уже содержали элементы презумпции невиновности.
Создание такого законодательного акта как Статут 1529 года явилось большим рывком в развитии всей правовой системы того времени, который во многом повлиял на формирование нашего современного законодательства.
Раздел 3.3 Характеристика конституционного (государственного) права по Статуту 1566 года
Статут 1566 года, как и Статут 1529 года, содержал положения о единстве права и приоритете писаного права на всей территории государства. Также Статутом ограничивалась власть великого князя.
Основными источниками Статута 1566 года были:
.Статут 1529 года;
.судебно-административная практика;
.римское право (классическое и переработанное);
.каноническое и церковное право;
.общеземские и областные привилеи;
.некоторые нормы обычного права
.Судебник 1468 года [4, с.40].
Именно этот Статут юридически закрепил независимость Великого княжества Литовского от Польши.
В Статуте были закреплены такие принципы как:
.равенства всех перед законом;
.государственного суверенитета;
.приоритета писаного права.
Впервые было прописано отделение суда от органов власти и управления. Для этого образовывались земские и подкоморные суды, которые были основаны на принципах социального неравенства населения.
Первые три раздела этого законника содержали в себе нормы конституционного права, хотя в других разделах также встречались эти нормы. Эти нормы закрепляли суверенитет государства, определили государственную территорию, порядок образования и действия разных государственных органов, защищали интересы крупных феодалов и гарантировали им права и преимущества в государственном управлении. Важное значение имели нормы, которые ограничивали власть великого князя и регулировали порядок принятия новых законов.
Во главе государства стоял великий князь. Он был представителем государства, как во внешней, так и во внутренней политике государства. Не смотря на свою ограниченность во власти, он мог без решения сейма начать войну или установить налоги на военные нужды, мог выдавать законы.
Также как и в Статуте 1529 года, Статут 1566 года запрещал наделять чужеземцев почетными званиями, дарить им поместья, назначать на государственные должности: «…въ томъ панстве Великомъ Князстве Литовскомъ и во всихъ земляхъ ему прислухаючыхъ достойностей духовныхъ и свецкихъ городовъ дворовъ и кгрунтовъ староствъ въ держаньи и пожываньи и вечностей жадных чужоземцомъ и заграничникомъ ани суседомъ таго панства давати не маемъ…» [2, р.III, арт.9].
В Статуте также получил развитие такой принцип как ответственность каждого только за свои деяния: «…ижъ нихто ни за чий кольвекъ учинокъ не маеть каранъ и сказанъ бытии, толко которимъ виненъ…» [2, р.I, арт.14].
Статут полностью запретил пользоваться обычным правом и потребовал обращаться только к статутовым нормам.
Более широко и полно регламентировал деятельность высших органов государства, таких как великий князь и Рада, но окончательно закрепил законодательную функцию Сейма. В Статуте говорилось о составе и компетенции Сейма, о порядке избрания поветовых депутатов на Сейме, о деятельности поветовых сеймиков. Власть князя ограничивалась Радой и Сеймом, без согласия которых он не имел права начать войну, ввести новые налоги и принимать новые законы: «Обецуем и уставуемъ вечными часы быти держано, ижъ кгды будеть потреба противко которого неприятеля нашого обороны земское сему панству нашому Великому Князству Литовскому, албо валка вести; тогды мы сами Господаръ або и съ паны радами нашими не маемъ ани будемъ мочы того учынити, ани серебщызны и поплату никоторую установляти, ажъ первей соймъ великий вальный зложывшы въ томъ панстве нашомъ Великомъ Князстве Литовскомъ » [2, р.II, арт.2].
Закон обязывал великого князя, всех князей, панов радных, феодалов, шляхту, мещан, «всихъ людей посполитыхъ у Великомъ Князстве Литовскомъ и во всихъ земляхъ того панства намъ заховати при свободахъ и вольностяхъ хрестиянскихъ» [2, р.III, арт.2].
Статут отделил судебную власть от исполнительной.
Закрепляя конституционные положения Статут 1566 года, как и предыдущие, прежде всего заботился о шляхте.
Раздел 3.4 Характеристика конституционного (государственного) права по Статуту 1588 года
Статут 1588 года являлся конституцией государства. В нем более подробно, чем в остальных Статутах, были изложены принципы ограничения власти великого князя, единства права на всей территории государства и в отношении всех свободных людей, приоритет писаного права.
Основными источниками Статута 1588 года были:
.Статуты 1529 и 1566 годов;
.сеймовые постановления;
.великокняжеские привилеи;
.постановления поветовых сеймиков.
Статут 1588 года содержал в себе такие конституционные принципы как:
.суверенитет государства и народа;
.равенство всех свободных перед законом;
.право человека на имущество, на жизнь, на судебную защиту.
Также как и другие законодательные акты, Статут 1588 года содержал нормы, которые закрепляли территориальную целостность государства и ее неприкосновенность, тем самым объявлялся суверенитет Великого княжества Литовского наперекор Люблинской унии: «…земляў Вялікага княства Літоўскага, што гэтае слаўнае панства і ўсе землі, што належать яму з даўніх часоў і чяпер, у славе, тытулах, сталіцы, высакароднасті, уладе, заможнасті, вяршенстве і ў іншых усякіх прыналежнасцях і прыслухоўванні, і таксама ў межах, ні ў чым не павінны памяншать і адрывать або паніжаць» [3, р.III, арт.1].
Статут повышал права всех категорий граждан: все участвовали в выборах великого князя, однако, крестьяне не допускались на Сейм. Все имели право судиться статутовыми нормами. Ответственность личности за совершение правонарушения осуществлялась только в суде в соответствии с законом: «…ні на якога чалавека не буде пачата яўнае праследаванне, або следства, або тайнае падазрэнне…абвінавачваць і караць не павінны і не будзем, перш чым на сойме ў судзе яўным у адпаведнасці з парадкам судавытворчасці і права…» [3, р.I, арт.2].
Закон стремился защитить не только сословные права личности, но и личностные права и интересы каждого свободного человека.
Про этот законник можно сказать, что он пронизан идеей правового государства. Он закреплял в себе разделение власти: законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная закреплялась за великим князем и Радой, а судебная - судам.
В нормах Статута говорилось о том, что, независимо от сословия, всем гарантировалось равенство перед законом, о чем великий князь давал особую присягу: «…ўсіх княжат, паноў-рад духоўных і свецкіх, паноў харугоўных, шляхту, гарады і ўсіх падданых нашых, і ўсіх саслоўяў ў гэтым панстве нашым Вялікім княстве Літоўскім, і іншыя ўсе землі, што здаўна таму панству належалі, пачынаючы ад вышэйшага стану і звання да ніжэйшага, гэтымі правамі і артыкуламі, у гэтым жа статуце ніжэй пісанымі і ад нас даденымі, будем судзіць і дзейнічаць» [3, р.I, арт.1].
Также и в Статуте 1588 года, как и в двух предыдущих Статутах, закреплялся принцип ответственности каждого только за свои проступки: «Не павінен ніхто ні за кога адказваць, толькі кожны сам за сябе» [3, р.1, арт.18]. Закреплялось положение о запрете наделять чужеземцев чинами, землями, поместьями, также вводилось положение о запрете оседлости приезжим людям: «Чужаземцам не павінны давацца ўсякія чыны і ўрады, а прышлым людзям з з іншых панстваў не даваць аселасті» [3, р.III, арт.12].
В Статуте было прописано, что все должностные лица должны соблюдать законы, действовать в соответствии с ними: «…ўраднікі дворныя, паны пячатары, маршалкі, падскарбіі, пісары, сакратары, ваяводы, люді служылыя, конныя і першыя, у полі і ў замках…кожны з іх абавязаны буде дзейнічаць у адпаведнасті з правам» [3, р.I, арт.22].
Существовал артикул, который закреплял принцип веротерпимости, так как на территории великокняжеского государства существовали разные религии. Великий князь обещал: «А таксама прывілеем і прысягай нашай вырашана мір паміж рознымі рэлігіямі сцерагчы» [3, р.III, арт.3].
Глава Великого княжества Литовского выбирался всем народом, но на практике в выборах участвовала только шляхта. Простые люди не допускались до управления государством.
Статут регламентировал, какие вопросы великий князь может решать самостоятельно, а какие вместе с Радой или Сеймом.
Для вывода можно сказать, что Статут 1588 года закончил кодификацию права в Великом княжестве Литовском. Этот законодательный акт был очень богат на правовые идеи и принципы, что подтверждает его важность.
Анализ содержания Статутов 1529, 1566, 1588 годов дает уверенность утверждать, что они были главными законами того периода, которые собрали в себе все характерные черты и противоречия средневекового общества.
Статуты законодательно закрепили и развили главные идеи и принципы, которые человечество разрабатывало на протяжении всего своего существования. Одновременно они переделали и усовершенствовали многие конституционные положения предыдущих законодательных актов.
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего вышеизложенного и таким образом подвести итоги о проделанной работе.
История белорусского права богата по своему содержанию и имеет характерные черты и особенности. Если ее изучать поверхностно, то она может показаться не интересной и в какой-то степени даже не понятной. Но если вглядеться по глубже, то можно увидеть, что история развития государства и права Беларуси достаточно насыщена и интересна для изучения.
Нашей главной задачей при выполнении данной работы было, как можно масштабнее и подробнее изучить государство и право Великого княжества Литовского в XVI веке, а если быть точнее, то конституционное (государственное) право и устройство в данный период.
На формирование конституционного права во многом повлияли внешние и внутренние социально-экономические и политические процессы и явления, которые направили его развитие в нужное русло, и в результате чего оно заняло верховенствующее место в законодательстве.
Истоки конституционное право берет с обычного права, которое очень долгое время главенствовало на территории средневековой Беларуси. Но со временем начали происходить изменения во всей системе законодательства Великого княжества Литовского, из-за такого этапа в истории, как закрепления права из устной формы в письменную. И в результате начался процесс создания новых правовых норм, которые бы соответствовали и регулировали более сложные социально-экономические отношения в обществе.
Первоначально конституционное (государственное) право существовало в отдельных документах, законах, постановлениях, и в основном было недостаточно развито. Но со временем начали создаваться такие источники права как привилеи 1387, 1413, 1432, 1434, 1447,1492,1506 годов; Судебник Казимира 1468 года, который является первой попыткой установить единство правовых норм на всей территории княжества; Статуты 1529, 1566, 1588 годов, которые окончательно завершили кодификацию права Великого княжества Литовского, и достаточно точно и полно освятили политическое и общественное устройство страны.
На начальных этапах своего развития конституционное (государственное) право в основном регулировало структуру и компетенцию верховных органов государства и органов на местах. Но постепенно, после разработки грамот (привилеев) и статутов, оно стало быстро развиваться, и уже закрепляло не только государственное устройство, но и общественный лад, суверенитет государства, неприкосновенность границ, целостность территории, основные права и обязанности граждан и иностранных граждан, закрепляла основные принципы всей правовой системы государства.
Изучив конституционное право Беларуси XVI века, можно с точностью сказать, что оно очень отличается от конституционного права на современном этапе развития. Во-первых, в XVI веке не существовало Конституции - нормативно-правового акта, закрепляющего в себе все нормы конституционного права. Тогда не существовало единого источника норм конституционного права, в которых они были бы структурировано закреплены. Эти нормы содержались в разных нормативных актах того времени. А во-вторых, в нормах конституционного права XVI века даже не упоминалось о естественных правах человека, которые в современном конституционном праве занимают ключевое центральное место.
Юридическое оформление отрасли конституционного права произошло в результате активной законодательной деятельности государства, которая включала издание значительного количества привилеев (грамот), Статутов, законов, указов и иных нормативно-правовых актов.
Список используемых источников
1.Статут великого княжества Литовского 1529 года. - Мн.: Академия наук БССР, 1960.
2.Статут Вялікага княства Літоўскага 1566 года. - Мн.: «ТЕСЕЙ», 2003.
.Статут Вялікага княства Літоўскога 1588 года. - Мн.: «БЕЛАРУСЬ», 2005.
4.Василевич Р. А., Довнар Т. И., Юхо Я. А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі. - Мн.: «Право и экономика», 2001.
5.Вишневский А. Ф. Гісторыя дзярхавы і права Беларусі. - Мн.: «Экоперспектива», 2000.
6.Вишневский А. Ф., Юхо Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матерыялах. - Мн., 2003.
.Довнар Т. И. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. - Мн.: «Амалфея», 2008.
8.Кузнецов И. Н. История государства и права Славянских народов. - М.: ООО «Новое знание», 2005.
.Юхо Я. А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі (частка 1). - Мн.: РИВШ БГУ, 2000.