Организация сестринского процесса в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН
«Организация сестринского процесса в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛЕТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.2 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
1.3 МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 БАЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - ГУ НИИ ГРИППА РАМН
2.2 ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОТДЕЛЕНИИ ТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКИХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ ГУ НИИ ГРИППА РАМН»
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Решение приоритетных задач, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2006,2007,2008гг.) по повышению качества и доступности медицинской помощи, в значительной степени зависит от организации работы учреждений здравоохранения, в первую очередь, от роста эффективности использования профессионального и личностного потенциала медицинских работников.
Развитие сестринского дела в последние годы имеет позитивные результаты. Сложилась и развивается трехуровневая система подготовки медицинских сестер. Введена номенклатура должностей в соответствии с уровнем образования сестринского персонала. Изменился подход к планированию подготовки специалистов: формируются контрактно-целевые заказы на подготовку и додипломную специализацию выпускников, совершенствуется система дополнительного образования среднего медицинского персонала, регулярно проводится усовершенствование и переподготовка.
Значительно возросла роль сестринского персонала в условиях реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», направленного на удовлетворение потребности населения в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи. В связи с вышесказанным особую актуальность приобретает изучение практической деятельность медицинских сестер.
Цель исследования - проанализировать организацию сестринского процесса в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть нормативно-правовые документы по исследуемому вопросу.
Сделать обзор литературы и периодических изданий.
Изучить основные понятия менеджмента в сестринском деле.
Изучить базу практических исследований - ГУ НИИ Гриппа РАМН.
Рассмотреть этапы сестринского процесса в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН
Разработать предложения по совершенствованию сестринского процесса.
Предмет исследования - сестринский процесс.
Объект исследования - сестринский процесс в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН
Методы исследования - анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛЕТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В настоящее время справедливо говорить о новых для российского здравоохранения тенденциях в формировании отношений между исполнителем медицинских услуг и их потребителем, т.е. отношений «медицинский работник-пациент». С этих позиций необходимо внедрение в работу ЛПУ новых организационных форм, в том числе мероприятий по повышению уровня не только профессиональной подготовки медицинских работников, но и их правовых знаний.
Важнейшим документом, знание которого обязательно и абсолютно необходимо для всех медицинских работников, является ключевой закон о здравоохранении «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», принятый Верховным Советом РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (в дальнейшем - Основы).
Настоящий закон был утвержден «в целях закрепления приоритета прав и свобод граждан в области охраны здоровья» и явился документом, в котором декларированы не просто права граждан, обратившихся за медицинской помощью, но и основы их отношений с медицинскими работниками. Следуя данному закону, медицинские работники, оказывая помощь пациентам, выступают в качестве «механизма» для реализации его прав.
Поэтому с вступлением Основ в действие стала очевидной необходимость реорганизации некоторых сторон деятельности ЛПУ, внедрение принципиально новых форм работы, направленных, прежде всего, на соблюдение прав пациента, предусмотренных данным нормативным правовым актом.
В дальнейшем в России возник вопрос о разработке концепции дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Такая концепция была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г. В декабре 1997 г. появился приказ Министерства здравоохранения РФ № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а в январе 2001 г. - приказ № 4 МЗ РФ "Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации". В этот же период (декабрь 2000 г.) Министерство здравоохранения РФ проводит коллегию "О подготовке специалистов по социальной работе, клинических психологов, медицинских сестер с высшим образованием (менеджеров) в вузах Министерства здравоохранения России и их трудоустройстве", а также издает приказ № 440 от 20.12.2000г. "О создании Совета Минздрава России по сестринскому делу". Приказ Минздрава России от 13.09.02 №288 «О специалисте по управлению сестринской деятельностью»:// Здравоохранение. - 2002. - №12. - С.109-110.
На сегодняшний день изданы приказы № 209 от 25.06.02 и № 267 от 16.08.02 о внесении дополнения в приказ Минздрава России №337 "О номенклатуре специальностей в учреждения здравоохранения Российской Федерации", где введена специальность 040601 "Управление сестринской деятельностью", а так же перечень соответствия специальности "Управления сестринской деятельностью" должностей специалистов с высшим сестринским образованием по специальности "Сестринское дело", разработана Отраслевая программа "Управление качеством в здравоохранении на 2003-2010 годы".
Однако, к сожалению, несмотря на нормативные акты руководители ЛПУ, не используют в полной мере потенциал сестринского персонала с учетом его профессиональной компетенции. Медицинская сестра должна в большей степени соответствовать нуждам населения, а не потребностям системы здравоохранения. Она должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера, самостоятельно работать с населением, способствуя укреплению здоровья общества. Именно медицинской сестре сейчас отводится ключевая роль в медико-социальной помощи людям пожилого возраста, пациентам с инкурабельными заболеваниями, санитарном просвещении, организации образовательных программ, пропаганде здорового образа жизни.
На уровне ЛПУ нормативно - правовую базу деятельности медицинского персонала и организации сестринского процесса составляют следующие документы:
Штатное расписание. Должностные инструкции и приказы о внесении изменений в должностные инструкции.
Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, отстранении от должности, замещении и т.д.
Трудовые договоры и договоры о материальной ответственности.
Табель учета рабочего времени.
Входящая и исходящая документация главной и старшей медицинской сестры
Документы по сестринскому процессу: динамическая карта сестринского наблюдения, лист сестринской оценки пациента, план и протокол сестринского ухода и т.п.
Документация медицинской сестры, связанная с предоставлением платных медицинских услуг
Документы по лицензированию сестринского дела. Документы по управлению сестринским делом. Планы и отчеты.
Положение о системе контроля качества деятельности среднего медицинского персонала.
Экспертная карта оценки деятельности среднего медицинского персонала.
Также разработаны показатели, по которым проводится экспертиза оценки качества работы медицинской сестры.
.2 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
Медицинская сестра на современном этапе развития отечественного здравоохранения рассматривается как квалифицированный работник, способный самостоятельно выполнять круг определенных обязанностей на высоком профессиональном уровне (Глотова И. Г. Проблемы и задачи оценки качества сестринской помощи в период реформирования сестринского дела в Белгородской области // Глав. мед. сестра.- 2000.- N 1. - 7-17 с.; Павленко Т.Н., Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров. - М.: Медицина, 2003.- 192 стр.).
В связи с этим к деятельности среднего медицинского персонала предъявляются повышенные требования, с учетом которых осуществляется поиск новых подходов к повышению качества и оптимизации их труда (Дёмышева Е.В. Качество сестринской помощи (методика, подходы к анализу, оценке и контролю). М.: 2001.- 149с. Рябчикова Т. В.. Некоторые подходы к организации повышения квалификации средних медицинских работников / Т. В. Рябчикова, З.Е. Сопина // Гл. мед. сестра.2005. - № 9. С. 93-100.).
На сестринский персонал возлагаются функции обучения пациентов самоконтролю за состоянием здоровья, методам профилактики заболеваний, правилам приема медикаментов, основам диетотерапии и пр. (Двойников С.И.,2000 Теория сестринского дела; Двойников С.И.; Казань; 2002 г.; 160 стр.; Галкин Р.А., Садреева С.Х., Федосеева Л.С. Модель организации работы сестринского персонала общеврачебной практики // Мед. сестра.- 2001.- N 2.- С. 38 - 40. Садреева С.Х.,2002 и др.).
В центре внимания исследователей находятся вопросы, связанные с повышением роли среднего медицинского персонала в системе оказания качественной медицинской помощи населению (Павленко Т.Н., Кацова Г.Б., Акимцева О.В., Кофанова Ю.А., Володин А.В. Стандартизация сестринской деятельности в Здравоохранении Российской Федерации. Оренбург: ОрГМА, 2006. - 83 с.). Однако в условиях отечественной модели оказания медицинской помощи низкий уровень заработной платы, несбалансированность в распределении и неэффективное использование среднего медицинского персонала, а также низкая результативность и отсутствие мотивации в работе приводят к массовому оттоку из отрасли подготовленных специалистов (Перфильева Г. М. Сестринское дело: эволюция понятия и развитие теорий // Мед. помощь.- 1996.- N 4.- С. 3-6. Перфильева ГМ. Сестринский процесс //Мед. сестра. - 1999. с.18-21).
Ассоциация медицинских сестер России входит в состав Международного Совета Медсестер, объединяющего более 130 национальных организаций специалистов сестринского дела, и выпускает достаточно интересные издания: «Сборник материалов для организаторов сестринского дела», «Роль профессионализма в сестринском деле», «Вестник ассоциации медсестер России». В журнале регулярно публикуются материалы о деятельности национального офиса РАМС и ее региональных отделений, о наиболее актуальных проблемах сестринского дела, как в нашей стране, так и за рубежом. Особое внимание уделяется вопросам лидерства, профессионализма, качества сестринской помощи и возрождения этического отношения к пациентам.
Журнал "Сестринское дело" - содержит современную информацию об отечественном и зарубежном опыте, передовых технологиях, менеджменте в сестринском деле; освещаются в журнале и другие актуальные вопросы здравоохранения.
«Главная медицинская сестра» - ежемесячное справочно-аналитическое издание для главных и старших медицинских сестер, целью которого является информационная поддержка деятельности современного руководителя сестринской службы. В задачи журнала также входит распространение передового опыта организации сестринского дела в учреждениях здравоохранения различного профиля.
«Медицинская сестра» - научно-практический и публицистический журнал, который необходим руководителям здравоохранения и специалистам практикам, преподавателям сестринского дела и студентам, медсестрам различных специальностей. Журнал предоставляет уникальную информацию об отечественном и зарубежном опыте сестринского дела, знакомит с самыми современными технологиями и инновациями.
1.3 МЕНЕДЖМЕНТ В СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Менеджмент в здравоохранении - это наука управления, регулирования и контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами и учреждениями здравоохранения. [8, 14c.]
Цель менеджмента - снижение потерь общества от заболеваемости и смертности населения при имеющихся ресурсах.[2, 42 c.]
Задача менеджмента в здравоохранении - это наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения. [2, 42 c.]
Сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.[1, 51c.]
Сестринский персонал - это работники, имеющие медицинское образование по специальностям сестринское, акушерское, лечебное дело (квалификация фельдшер) и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке. Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения. [4, 112c.]
Сестринский процесс - это динамическое наблюдение за пациентом, в результате которого медсестра выявляет его приоритетные и потенциальные проблемы и последовательно выполняет действия, направленные на предупреждение, облегчение и сведение к минимуму его проблем.[7, 68 c.]
Организационную структуру сестринского процесса составляют 5 этапов: сестринское обследование пациента; диагностирование состояния здоровья пациента; планирование помощи; выполнение плана необходимых сестринских вмешательств; оценка результатов.
Сегодня медицинские сестры должны иметь иное мышление, иной подход в решении профессиональных задач и более широкие полномочия, так как меняется их роль и миссия в оказании первичной медико-санитарной помощи. В связи с чем должны меняться как философия сестринского дела, так и сам сестринский процесс, предусматривающий расширение профессиональной деятельности, которая должна быть нацелена на здоровый образ жизни, на сохранение здоровья каждого человека, семьи, общества, профилактику заболеваний в зависимости от социально-демографических условий, возрастных, половых отличий и т.д.
Нормативную базу деятельности медицинских сестер составляют Законы Российской Федерации, Приказы и Постановления Министерства здравоохранения и социального развития, отраслевые программы и концепции, ГОСТы, региональные законодательные акты, регламентирующие сферу здравоохранения.
На уровне ЛПУ нормативно - правовую базу деятельности медицинского персонала и организации сестринского процесса составляет целый комплекс локальных актов (приказы, распоряжения, инструкции, положения и т.д.)
В последние годы непосредственно сестринскому делу посвящено значительное количество литературных изданий и публикаций в средствах периодической печати.
Сестринский процесс является методом научно обоснованного выполнения медсестрой ее обязанностей по оказанию помощи пациентам и одновременно предпосылкой для нового понимания роли медсестры в практическом здравоохранении. Для его осуществления от медсестры требуется не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение творчески относиться к своим обязанностям.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 БАЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - ГУ НИИ ГРИППА РАМН
Научно-исследовательский (НИИ гриппа) РАМН (ул. Проф. Попова, 15/17) - головное отечественное научное учреждение по проблеме гриппа и гриппоподобных заболеваний. Институт организован в 1967, с 1992 в составе РАМН. Основатель и первый директор (1967-72) - акад. РАМН А. А. Смородинцев. Институт проводит исследования в области вирусологии и разработка вопросов, связанных с этиологией, диагностикой, эпидемиологией, клиникой и профилактикой гриппа и других острых респираторных инфекций, создание средств их профилактики и лечения.
Специалистами института внесен существенный вклад в решение фундаментальных и прикладных задач в области эволюционной изменчивости вирусов гриппа, естественного и адаптивного противовирусного иммунитета, в создание новых средств диагностики вирусных инфекций, а также в разработку живых вакцин против гриппа и важнейших ОРЗ негриппозной этиологии; разработаны технологии производства и серийный выпуск средств для диагностики гриппа, ОРЗ и некоторых других вирусных инфекций; создан ряд новых фармакологических препаратов для лечения гриппа, различных форм гепатита, герпетической инфекции.
На базе НИИ гриппа с 1971 функционирует национальный центр, осуществляющий выделение вирусов гриппа от больных, диагностику и оперативный обмен информацией и актуальными штаммами вирусов со штаб-квартирой Всемирной организации здравоохранения; с 1972 - федеральный центр, куда входят 36 опорных баз по России и 5 из стран СНГ.[5, с.316-318]
Исследование организации сестринского процесса будет проводиться на отделении терапии хронических вирусных гепатитов (лицензия № 0119/03).
На отделении проводится амбулаторное и стационарное лечение больных хроническими гепатитами различной этиологии. Для осуществления лечения и обследования больных отделение располагает комфортабельным стационаром на 10 коек, палатой дневного стационара. Обследование больных осуществляется на современном мировом уровне и включает в себя клинико-биохимическое обследование, ПЦР-диагностику, УЗИ, морфологическое исследование печени (пункционную биопсию). На отделении также проводится лечение больных в рамках научно-исследовательских программ.
Исследование проводится с целью определения проблемных мест в организации сестринского процесса и разработки предложений по повышению эффективности работы сестринского персонала на отделении.
2.2 ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОТДЕЛЕНИИ ТЕРАПИИ ХРОНИЧЕСКИХ ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ ГУ НИИ ГРИППА РАМН»
Реформы в здравоохранении в целом и конкретно в сестринском деле, изменение взглядов на качество и объем оказываемой медицинской помощи остро поставили вопрос рациональной и эффективной организации труда не только врачей, но и медицинских сестер. [3, с.126]
Сестринский процесс - это метод организации деятельности медсестры, который применим к любой области ее работы, и может быть использован в различных медицинских учреждениях. Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.
Этапы сестринского процесса и их характеристика представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы сестринского процесса, их характеристика
Этапы сестринского процессаХарактеристика этапа1 - Сбор информации.Сформулировать информационную базу данных о пациенте. Беседа с пациентом, его родственниками, работа с мед. документацией, обследование пациента, использование лабораторных данных.2 - Постановка сестринских диагнозов и формулировка проблем пациента.Определить потребности пациента, определить приоритетные задачи, уход, в котором нуждается пациент. Интерпретация данных, формулирование сестринских диагнозов.3 - Планирование сестринской помощи.Разработать стратегию поставленных целей, определить их выполнимость. Составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультаций. 4 - Реализация плана сестринского ухода.Провести координацию действий, улучшить состояние пациента. Выполнение поставленных задач. 5 - Оценка сестринского ухода.Определить, в какой степени достигнуты поставленные цели. Анализ достигнутых результатов, выявление нерешенных проблем, необходимости дополнительной помощи.
Основные направления при лечении пациентов в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН, план работы медицинской сестры и цели представлены в Приложении 1.
В связи с внедрением сестринского процесса в отделении проводится специальная подготовка специалистов, вводятся новые сестринские технологии, эти функции возложены на ведущего специалиста. Ведущий специалист контролирует ведение сестринского процесса, корректирует объём наблюдения и ухода, определяет объём необходимой документации, недостающего методического материала, распределяет круг разработчиков из наиболее квалифицированных медицинских сестёр. Вследствие проводимой работы более эффективно используется профессиональная квалификация медицинских сестёр, разрабатывается необходимый методический материал.
В январе 2001 года было принято решение ввести в работу медицинских сестер отделения «Сестринскую карту стационарного больного», т.к. только в этом отделении на одну медицинскую сестру приходится до 5 больных, что соответствует нагрузке на медицинскую сестру, работающую с подобными картами в европейских странах.
За прошедшие годы работы накопился определенный опыт, и стали очевидны многие проблемы использования предложенной формы сестринской карты. Проблема заключалась в том, что для ее заполнения требуется много времени и много лишней информации. Поэтому на отделении было принято решение ввести «Динамическую карту сестринского наблюдения» (Лист Динамических наблюдений и Лист сестринского наблюдения карты представлены в Приложение 2), в которой учтены замечания врачей и медицинских сестер отделения.
Внедрение сестринской документации помогло в становлении технологии сестринского процесса: упорядочилось сестринское обследование пациента с выявлением основных его проблем; лучше планируется сестринский уход; фиксируется реализация этого плана. Карта стала ежедневным подручным средством постовых медсестер, а также инструментом для контроля их деятельности.
На протяжении 2008 года проводилась экономическая и лечебная оценка эффективности внедрения сестринского процесса в работу отделения, оценка качества сестринского ухода согласно разработанным критериям, оценка степени удовлетворенности пациентов отделения качеством медицинской помощи.
С целью формирования целостной картины оценки пациентами и врачами организации сестринского процесса на отделении проводился экспресс-опрос врачей пациентов. Для этой цели были разработаны анкеты, содержащие вопросы, характеризующие этапы сестринского процесса (более профессиональные вопросы сформулированы в анкете врачей) - см. Приложение 3. Итоговые данные опроса, проведенного среди пациентов (28 человек) стационара приведены в таблице 2
Таблица 1
Результаты экспресс-опроса пациентов отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов в НИИ Гриппа
№ВопросБалл / критерийКол-во чел.Средний бал1Общение медицинских сестер с пациентом, его родственниками, обследование пациента5104,2414342Определение медицинскими сестрами потребностей пациента, ухода, в котором нуждается пациент.5114,3414333Составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультаций. 574,2419324Выполнение намеченных мероприятий для улучшения состояния пациента5124,3411355Общая оценка достигнутых результатов5164,541032
Из результатов опроса, представленных на рис. 1, можно сделать вывод, что наиболее высоко пациенты оценили результаты сестринского процесса на отделении - 26 оценок отлично и хорошо.
Рис. 1 Результаты экспресс-опроса пациентов отделения, чел.
Итоговые данные опроса, проведенного среди врачей (11 человек) стационара приведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты экспресс-опроса врачей
№ВопросБалл / критерийКол-во чел.Средний бал1Формулирование информационной базы данных о пациенте. Проведение бесед с пациентом, его родственниками, работа с мед. документацией, обследование пациента, использование лабораторных данных533,843352Определение потребностей пациента, приоритетных задач, ухода, в котором нуждается пациент. Интерпретация данных, формулирование сестринских диагнозов.544,144333Разработка стратегии поставленных целей, определение их выполнимости. Составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультаций.523,845344Координацию намеченных действий, улучшение состояние пациента. Выполнение поставленных задач.534,146325Анализ достигнутых результатов, выявление нерешенных проблем, необходимости дополнительной помощи.523,94633Из результатов опроса, представленных на рис. 2, можно сделать вывод, что врачи менее оптимистично оценивают организацию сестринского процесса - в ответах преобладают оценки удовлетворительно и хорошо.
Рис. 2. Результаты экспресс-опроса врачей отделения, чел.
Для сравнения результатов опросов был выведен средний балл по вопросам в каждой из двух анкет.
Рис. 3. Сравнение средних баллов ответов двух опросов
Из рисунка 3 видно, что оценка сестринского процесса врачами ниже оценки пациентов по всем вопросам. Такая ситуация объясняется двумя основными факторами: уровнем профессиональной оценки и определенным недоверием и сопротивлением сестринским реформам со стороны врачебного персонала
В тоже время нельзя не отметить тот факт, что с внедрением сестринского процесса:
пациенты отмечают повышение качества оказания медицинской помощи в целом на отделении;
врачи отмечают улучшение показателей работы отделения - снижение среднего количества койко-дней пребывания в стационаре с 12,5 до 11 (данные статистики отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов в НИИ Гриппа)
В результате поведенных исследований можно сформулировать ряд проблем:
Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы.
Устаревшие штатные нормативы медицинских сестер.
Неэффективное использование рабочего времени и неадекватное использование медицинских сестер на вспомогательных технических мероприятиях.
Недоверие и сопротивление сестринским реформам со стороны врачебного персонала.
Для решения выявленных проблем руководством были намечены следующие мероприятия:
профессиональная подготовка специалистов, отвечающая современным требованиям;
обеспечение независимой деятельности медицинской сестры;
пересмотр старых нормативов штатного расписания;
введение новых сестринских должностей;
эффективное использование профессиональной квалификации медицинских сестер.
Таким образом, сестринский процесс в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН включает в себя стандартные этапы, и отличается только спецификой отделения.
Организацию сестринского процесса можно в целом охарактеризовать, как положительную, что объясняется, в первую очередь, осознанием и руководства и всего персонала необходимости реформирования деятельность всего ГУ НИИ Гриппа РАМН.
К основным мероприятиям повышения эффективности организации сестринского процесса можно отнести:
Введение должности ведущего специалиста, который контролирует ведение сестринского процесса, корректирует объём наблюдения и ухода, определяет объём необходимой документации, недостающего методического материала, распределяет круг разработчиков из наиболее квалифицированных медицинских сестёр.
Внедрение «Динамической карты сестринского наблюдения», в которой учтены замечания врачей и медицинских сестер отделения.
Проведение экономической и лечебной оценки эффективности внедрения сестринского процесса в работу отделения, оценки качества сестринского ухода согласно разработанным критериям, оценки степени удовлетворенности пациентов отделения качеством медицинской помощи.
Проведение экспресс-опроса с целью формирования целостной картины оценки пациентами и врачами организации сестринского процесса на отделении.
Разработка мероприятий по результатам исследования: профессиональная подготовка специалистов, отвечающая современным требованиям; обеспечение независимой деятельности медицинской сестры; пересмотр старых нормативов штатного расписания; введение новых сестринских должностей; эффективное использование профессиональной квалификации медицинских сестер.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
Разработанные руководством отделения терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН мероприятия по совершенствованию организации сестринского процесса целесообразно дополнить следующими предложениями:
Стандарты и протоколы. Если разработать стандарты и протоколы деятельности медсестер по основным номенклатурам специальностей, унифицировать учетно-отчетную документацию по работе с пациентами и их семьями, обеспечить преемственность в работе медицинской бригады (палатная м/с, процедурная м/с, старшая м/с, социальная м/с), внедрить единые подходы к выполнению манипуляций, подготовке к исследованиям, оказанию неотложной до врачебной помощи, ведению протоколов наблюдения за пациентом и решением его проблем общими усилиями, то это позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи, даже не меняя организационную структуру сестринской деятельности.
Контроль. Разные авторы дают разное определение понятию «контроль». Классик науки управления Друкер (Drucker, 1964) сжато характеризует контроль как информацию и измерение. По Друкеру, контролировать персонал - значит «собирать информацию о его деятельности и выносить суждение о том, насколько она соответствует представлениям руководства о должном». [6, с.117] Качественная информация, полученная в ходе контроля, позволяет не просто наказывать нерадивых, но и направлять работу всех сотрудников на достижение поставленных целей. При этом отслеживаются действия сотрудников и результаты их деятельности.
Система контроля качества сестринской помощи и эффективности сестринского процесса может быть представлена уровнями:
Первый - текущая оценка качества приема и передачи дежурных смен;
Второй - периодическая оценка качества ведущим специалистом;
Третий - углубленная оценка качества сестринской помощи (два раза в год) по критериям;
Четвертый - выявление проблем и коррекция, обсуждение в школе профессионального мастерства, обучение на семинарах.
Общие рекомендации. Для успешной деятельности членов коллектива в отделении необходимо проводить постоянную работу в следующих направлениях:
улучшение условий труда;
вовлечение сотрудников в процесс принятия решений;
организация благоприятного психологического климата в коллективе;
более полное раскрытие творческого потенциала членов коллектива;
создание единого информационного пространства, единства требований и информации;
создание условий для повышения профессионального уровня, роста и эффективного общения;
Таким образом, предложения по совершенствованию организации сестринского процесса на отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН можно сформулировать в виде мероприятий по четырем основным направлениям:
Стандарты и протоколы. Применение стандартов облегчает работу медсестер, сокращает неоправданные расходы средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов и результаты лечения.
Контроль. Качественная информация, полученная в ходе контроля, позволяет не просто наказывать нерадивых, но и направлять работу всех сотрудников на достижение поставленных целей. При этом отслеживаются действия сотрудников и результаты их деятельности.
Потери рабочего времени. Добиться высокой производительности труда в лечебных учреждениях, на каждом рабочем месте - означает, прежде всего, сократить, а в идеальном случае ликвидировать потери рабочего времени, вскрыть и реализовать его резервы, рационально использовать рабочее время медицинских сестер за счет разработки трудосберегающих технологий.
Общие рекомендации. В работе с кадрами особое значение имеет грамотная расстановка кадров, выделение лидеров и делегирование им части полномочий, что способствует карьерному и профессиональному росту медицинского персонала и общему повышению показателей деятельности ЛПУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Нормативную базу деятельности медицинских сестер составляют Законы Российской Федерации, Приказы и Постановления Министерства здравоохранения и социального развития, отраслевые программы и концепции, ГОСТы, региональные законодательные акты, регламентирующие сферу здравоохранения.
На уровне ЛПУ нормативно - правовую базу деятельности медицинского персонала и организации сестринского процесса составляет целый комплекс локальных актов (приказы, распоряжения, инструкции, положения и т.д.)
В последние годы непосредственно сестринскому делу посвящено значительное количество литературных изданий и публикаций в средствах периодической печати.
Сестринский процесс является методом научно обоснованного выполнения медсестрой ее обязанностей по оказанию помощи пациентам и одновременно предпосылкой для нового понимания роли медсестры в практическом здравоохранении. Для его осуществления от медсестры требуется не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение творчески относиться к своим обязанностям.
Сестринский процесс в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН включает в себя стандартные этапы, и отличается только спецификой отделения.
Организацию сестринского процесса можно в целом охарактеризовать, как положительную, что объясняется, в первую очередь, осознанием и руководства и всего персонала необходимости реформирования деятельность всего ГУ НИИ Гриппа РАМН.
К основным мероприятиям повышения эффективности организации сестринского процесса можно отнести:
Введение должности ведущего специалиста, который контролирует ведение сестринского процесса, корректирует объём наблюдения и ухода, определяет объём необходимой документации, недостающего методического материала, распределяет круг разработчиков из наиболее квалифицированных медицинских сестёр.
Внедрение «Динамической карты сестринского наблюдения», в которой учтены замечания врачей и медицинских сестер отделения.
Проведение экономической и лечебной оценки эффективности внедрения сестринского процесса в работу отделения, оценки качества сестринского ухода согласно разработанным критериям, оценки степени удовлетворенности пациентов отделения качеством медицинской помощи.
Проведение экспресс-опроса с целью формирования целостной картины оценки пациентами и врачами организации сестринского процесса на отделении.
Разработка мероприятий по результатам исследования: профессиональная подготовка специалистов, отвечающая современным требованиям; обеспечение независимой деятельности медицинской сестры; пересмотр старых нормативов штатного расписания; введение новых сестринских должностей; эффективное использование профессиональной квалификации медицинских сестер.
Предложения по совершенствованию организации сестринского процесса на отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН можно сформулировать в виде мероприятий по четырем основным направлениям:
Стандарты и протоколы. Применение стандартов облегчает работу медсестер, сокращает неоправданные расходы средств, времени, обеспечивает преемственность, улучшает качество обслуживания пациентов и результаты лечения.
Контроль. Качественная информация, полученная в ходе контроля, позволяет не просто наказывать нерадивых, но и направлять работу всех сотрудников на достижение поставленных целей. При этом отслеживаются действия сотрудников и результаты их деятельности.
Потери рабочего времени. Добиться высокой производительности труда в лечебных учреждениях, на каждом рабочем месте - означает, прежде всего, сократить, а в идеальном случае ликвидировать потери рабочего времени, вскрыть и реализовать его резервы, рационально использовать рабочее время медицинских сестер за счет разработки трудосберегающих технологий.
Общие рекомендации. В работе с кадрами особое значение имеет организация благоприятного психологического климата в коллективе, грамотная расстановка кадров, выделение лидеров и делегирование им части полномочий, что способствует карьерному и профессиональному росту медицинского персонала и общему повышению показателей деятельности ЛПУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гарелик П.В., Жук И.Г., Иодковский К.М. Перспективы развития сестринского образования в России // Сб.научн.работ.-Гродно, 2006.- С. 52-54.
Двойников С.И. Менеджмент в сестринском деле. Учебное пособие М.: Феникс 2007 г. - 511с.
Медик В.А., Юрьев В.К.. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть III. Экономика и управление здравоохранением. - М.: Медицина. 2003. - 224с.
Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник /Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина - М.: Медицина. - 2006. - 416 с.
О. Н. Ансберг «60 лет Российской академии медицинских наук. М. Знание , 2004. с..420 316-318.
Питер Ф. Друкер Энциклопедия менеджмента М.: Вильямс. 2002 - с. 432
Экономика здравоохранения: Учебник /под общей редакцией А.В. Решетникова - М.: ГЕОТАР-МЕД. - 2003. - 271 с.
Экономика и управление здравоохранением. Трушкина Л. Ю., Тлепцерищев Р. А., Трушкин А. Г. и др.М.: Феникс 2007. - 501 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные направления при лечении пациентов в отделении терапии хронических вирусных гепатитов ГУ НИИ Гриппа РАМН», план работы медицинской сестры и цели
Основные направления при лечении пациента с данным заболеванием: соблюдение диеты, щадящий режим с ограничением физической нагрузки, противовирусные препараты, гепатопротекторы, витамины, желчегонные, ферментные препараты, не содержащие желчь, дезинтоксикационная терапия, симптоматические средства, лапароцентез, диспансеризация.
План работы медицинской сестры
Проблемы пациента НаблюдениеПлан уходаМотивация Роль больного и родственниковОценкаНастоящие: желтуха, кожный зуд на фоне желтухи, нарушение целостности кожных покровов (расчёсы), тошнота, избыточная масса тела, нарушение сна, беспокойство по поводу исхода заболевания. Потенциальные: риск возникновения воспалительных процессов на коже, риск желчной колики. Приоритетные: кожный зуд на фоне желтухи.М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного.1. М/с обеспечит пациенту питание, в соответствии с диетой № 5. 2. М/с обеспечит гигиену кожи пациента (обтирание, душ). 3. М/с будет протирать кожу пациентки раствором антисептиков. 4. М/с будет следить за кратностью стула пациента. 5. М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента. 6. М/с будет выполнять врачебные назначения. 7.Будет проводить беседы для снятия беспокойства, привлечет психотерапевта.1.Уменьшение нагрузки на печень и желчные пути. 2. Профилактика инфицирования расчёсов. 3. Уменьшение зуда, профилактика инфицирования расчёсов. 4. Не допустить задержки стула. 5. Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений. 6.Для качественного лечения. 7. Для снижения психической реакции на болезнь. М/с расскажет больному и родственникам, как правильно надо питаться, научит обеспечивать гигиену кожи.Пациент отметит уменьшение, а затем полное исчезновение зуда, не будет следов расчёсов на коже. Цель достигнута.
Цели: краткосрочная - уменьшить зуд через 3 дня, не допустить инфицирования расчесов;
долгосрочная: - зуд исчезнет к моменту выписки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист динамических наблюдений и Лист сестринского наблюдения
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АНКЕТА ПАЦИЕНТА СТАЦИОНАРА
Просим Вас оценить организацию оказания Вам медицинской помощи медицинскими сестрами. Для этого необходимо обвести кружком или отметить иначе Ваше мнение по следующим критериям: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно). Ваши оценки помогут нам выявить недостатки и улучшить нашу работу. Заранее благодарим за помощь!
Как Вы оцениваете:
1. Общение медицинских сестер с пациентом, его родственниками, обследование пациента5 4 32. Определение медицинскими сестрами потребностей пациента, ухода, в котором нуждается пациент. 5 4 3 3. Составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультаций. 5 4 34. Выполнение намеченных мероприятий для улучшения состояния пациента 5 4 35. Общая оценка достигнутых результатов5 4 3сестринский процесс помощь
АНКЕТА ВРАЧА СТАЦИОНАРА
Просим Вас оценить организацию сестринского процесса на отделении. Для этого необходимо обвести кружком или отметить иначе Ваше мнение по следующим критериям: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно). Ваши оценки помогут выявить недостатки и улучшить работу сестринского персонала. Заранее благодарим за помощь!
Как Вы оцениваете:
1.Формулирование информационной базы данных о пациенте. Проведение бесед с пациентом, его родственниками, работа с мед. документацией, обследование пациента, использование лабораторных данных.5 4 32. Определение потребностей пациента, приоритетных задач, ухода, в котором нуждается пациент. Интерпретация данных, формулирование сестринских диагнозов.5 4 33. Разработка стратегии поставленных целей, определение их выполнимости. Составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультаций. 5 4 34. Координацию намеченных действий, улучшение состояние пациента. Выполнение поставленных задач. 5 4 35. Анализ достигнутых результатов, выявление нерешенных проблем, необходимости дополнительной помощи.5 4 3
1.