Деятельность Министерства здравоохранения Челябинской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,02 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность Министерства здравоохранения Челябинской области

Содержание

Введение

Глава 1. Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации

.1 Нормативно - правовые основы оказания медицинской помощи

.2 Организация оказания стационарной медицинской помощи населению в Российской Федерации и за рубежом

Глава 2. Анализ практики Министерства здравоохранения Челябинской области по обеспечению оказания стационарной медицинской помощи населению

.1 Оценка состояния и управления системой оказания стационарной медицинской помощи населению Челябинской области

.2 Проблемы в деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области по обеспечению оказания медицинской помощи и направления ее совершенствования

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами: совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий); развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации; наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

Указанные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, в связи, с чем модернизация здравоохранения требует гармоничного развития каждого из них и всей системы в целом. Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.

Объект исследования - Министерство здравоохранения Челябинской области.

Предмет исследования - деятельность Министерства здравоохранения Челябинской области по совершенствованию обеспечения оказания амбулаторной медицинской помощи населению.

Цель данной работы - рассмотреть деятельность Министерства здравоохранения Челябинской области, определить направления совершенствования его деятельности по обеспечению оказания амбулаторной медицинской помощи населению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть нормативно - правовые основы оказания медицинской помощи;

исследовать организацию оказания стационарной медицинской помощи населению в Российской Федерации и за рубежом;

проанализировать организацию оказания стационарной медицинской помощи населению в Челябинской области;

выявить проблемы в деятельности Министерства здравоохранения в Челябинской области по обеспечению оказания стационарной медицинской помощи и предложить направления ее совершенствования.

Глава 1. Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации

1.1 Нормативно - правовые основы оказания медицинской помощи

медицинский стационарный помощь население

До настоящего времени главным нормативным документом, регулирующим данный правовой аспект, являлись «Основы законодательства <garantF1://10004616.0> Российской Федерации об охране здоровья граждан». Они на протяжении уже восемнадцати лет определяют основные задачи и принципы охраны здоровья граждан и декларируют доступность медико-социальной помощи, социальную защищенность граждан.

К сожалению, за этот длительный период времени в стране так и не был принят важнейший для любого цивилизованного общества федеральный закон прямого действия «О здравоохранении».

В проекте нового рассматриваемого документа с современных позиций освещаются правовые, организационные и экономические основы здравоохранения, права человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья и, что немаловажно, указываются гарантии их реализации.

Несколько модифицированы полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, права и обязанности организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

В Основах статья 2 вводит актуальный понятийный аппарат: медицинская услуга, медицинское вмешательство, диагностика, лечение, пациент, медицинская и фармацевтическая деятельность (организации, работники), лечащий врач, заболевание, тяжесть заболевания и другие.

Впервые четко указывается, что такое доступность медицинской помощи и возможность ее реализации за счет: наличия и высокого уровня квалификации медицинских кадров; достаточности финансовых ресурсов; транспортной доступности медицинских организаций и медицинских работников; возможности свободного выбора медицинской организации и медицинского работника, имеющих право на осуществление соответствующих видов медицинской помощи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; стандартизации медицинской помощи, а также размещения медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры охраны здоровья граждан, исходя из потребности населения Российской Федерации.

Одно из важнейших положений законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» - введение универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Эта мера должна существенно изменить ситуацию в отечественном здравоохранении - повысить качество оказания медицинской помощи, создать условия для реального контроля действий персонала, оптимизировать затраты.

Разговоры о необходимости ввести стандарты и порядки оказания медицинской помощи идут далеко не первый год. Попытки подобного рода предпринимались и на уровне регионов, и в отдельно взятых медицинских учреждениях. Цели были понятны - качество медицинской помощи, ее объем при одинаковых заболеваниях существенно разнятся от территории к территории, от федеральных клиник до центральных районных больниц. А это серьезно нарушает не только равенство прав граждан, но и мешает совершенствованию работы системы в целом.

Многолетние дискуссии о стандартах в медицине, вероятно, завершаются. Новый закон сделает обязательным выполнение федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Первые будут обязательны к исполнению для всех медицинских учреждений, вторые - только для участвующих в программе государственных гарантий. Соответствующие документы по 60 основным направлениям медицинской помощи уже подготовлены экспертными группами под руководством главных специалистов Минздравсоцразвития России.

Их цель - гармонизировать качество медицинской помощи и финансовые обязательства государства по ее предоставлению. Они включают в себя набор необходимых диагностических и лечебных процедур, кратность их предоставления, различие диагностики лечения при разных моделях пациента: различных возрастах, нозологических формах, вариантах осложнений.

Как разъясняют эксперты, стандарты и порядки будут выполнять несколько функций. Во-первых, они гарантируют необходимый уровень бесплатной медицинской помощи, который должен быть одинаковым для всех граждан во всех регионах страны. Они также регламентируют этапность оказания медицинской помощи и необходимый уровень оснащения оказывающих ее медицинских учреждений. Кроме того, наличие универсальных порядков и стандартов лечения позволит жестко контролировать государственные расходы на бесплатную медицину.

Стандарты медицинской помощи формируются по каждому профилю заболевания, просчитываются с финансовой стороны. И это, по мнению министра Татьяны Голиковой, позволит четко понимать, какой объем ресурсов необходимо потратить на их внедрение и совершенствование. Ведь все, что зафиксировано в стандартах, - это и есть гарантия государства на бесплатную помощь по тому или иному профилю.

Медицинское экспертное сообщество, готовившее порядки и стандарты, включало главных специалистов по всем основным медицинским профилям из всех регионов страны. Это коллективный труд и общее достояние. Что же касается ответственности перед гражданами, то ее несут и федеральные, и региональные органы государственной власти, как и руководители медицинских организаций.

Основной объем полномочий должен быть возложен на субъекты. Ведь любая больница или поликлиника находится на конкретной территории. Конечно, регионы очень разные - именно потому мы и не хотим, чтобы они переходили к реализации единых стандартов сразу. Например, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан готовы к внедрению всего перечня стандартов. Но есть территории, где нужно начинать с внедрения стандартов всего по нескольким заболеваниям - наиболее значимым, определяющим смертность и заболеваемость населения. В целом регионы многого ждут от реформы.

Кроме того, никто не оставит их без помощи - финансовые механизмы, выравнивающие ситуацию, уже прописаны в принятом законе об ОМС.

В западных странах медицинская помощь давно оказывается по единым правилам. Правда, в большинстве из них эти документы не носят обязательный характер, и в большинстве стран принят термин «рекомендации». Его определение дано Институтом медицины США, в соответствии с которым рекомендации - это систематически разработанные положения, созданные для того, чтобы помочь врачу и пациенту в принятии решений относительно врачебной тактики при определенных клинических ситуациях. Однако нарушение этих рекомендаций - частый повод для обращения недовольных пациентов в суд и аргумент в их пользу.

За рубежом врач может отступить от рекомендаций на практике, но он все равно должен быть готов объяснять в суде, почему он это сделал. Поэтому эта рекомендательность имеет вполне обязательную силу. Однако за рубежом в подготовке клинических рекомендаций огромную роль играет медицинское сообщество. Как правило, оно их и создает как основу своей работы и наказывает своих членов за их нарушение.

Общепризнано, что подробные клинические рекомендации - это своего рода «защита от дурака», то есть от недостаточного опыта или уровня квалификации врача, который часто вынужден принимать решения в экстренном порядке. И если у него есть сомнения, которые не с кем обсудить, ему на помощь всегда придут многостраничные фолианты рекомендаций, в которых учтен в том числе и опыт чьих-то ошибок.

В экономически развитых странах прилагаются огромные усилия и выделяются значительные средства для создания четкой системы здравоохранения. При этом поставлена цель, чтобы все рекомендации, в первую очередь клинические (т.е. предназначенные именно для врачей), основывались на достоверных, полученных в контролируемых испытаниях сведениях о медицинских технологиях, вмешательствах, лекарственных средствах.

Этот процесс развивается быстро: в Германии подготавливается около 100 рекомендаций в месяц, в США одобрено и принято более 5000. Но несмотря на улучшение качества рекомендаций, они регулярно обновляются и дополняются новыми данными.

Попытки стандартизации медицинской помощи вызывают критику у сторонников индивидуализированного лечения, приверженцев старых школ, основной принцип которых «Лечить не болезнь, а пациента». Однако подобные возражения вряд ли обоснованы. Рекомендации, как правило, оставляют достаточно широкое поле для маневра. К примеру, рекомендации по лечению гипертонии предлагают выбор средства первого ряда среди шести групп антигипертензивных препаратов, что позволяет обеспечить абсолютно индивидуальный подход к терапии.

Но самое главное, подобные рекомендации основываются на реальной практике и исключают широкое использование неадекватных методов лечения.

Сама современная медицинская практика требует от врача, чтобы диагностика заболеваний, назначение эффективного лечения, минимизация неблагоприятных последствий вмешательств и составление индивидуального прогноза для больного основывались только на самой надежной информации. Однако с каждым годом ее объем стремительно увеличивается. Ежегодно публикуются результаты более 30 тысяч клинических испытаний. Они порой коренным образом меняют отношение к вновь появляющимся или уже хорошо известным лечебным мероприятиям.

В современной медицинской литературе стандартам уделяется большое внимание, написано очень много руководств, даны схемы лечения многих заболеваний, однако механически переносить их на конкретную ситуацию нельзя. Многое зависит и от того, какими возможностями располагает лечебное учреждение: каковы его финансирование и оснащение, квалификация врачей.

На выравниваение этих характеристик в лечебных учреждениях страны нацелена программа модернизации, которая осуществляется с 2010 года. Всего на ремонт, оснащение ЛПУ, переподготовку специалистов государство готово потратить 460 млрд рублей. Это и станет базой для применения федеральных стандартов и порядков оказания помощи.

В настоящее время Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами. Дефицит средств по программе составляет 30-40% от потребности и покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. В результате больные платят даже за то, что по закону должны получить бесплатно. Причем в наиболее тяжелом положении оказываются наименее обеспеченные граждане.

Отсутствует конкретизация государственных гарантий медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания, что приводит к росту объемов «теневых» медицинских услуг, служебным злоупотреблениям и социальной напряженности. При сегодняшнем уровне достатка платные медицинские услуги являются недоступными для большинства населения страны.

Не решена проблема равнодоступности медицинской помощи для жителей различных территорий страны, а также сельского и городского населения. Расходы бюджетов и средств обязательного медицинского страхования отдельных районов и городов регионов на одного жителя различаются в десятки раз, что нарушает принципы социальной справедливости.

Особую обеспокоенность вызывает состояние первичной медико-санитарной помощи. Амбулаторно-поликлиническая служба оказалась не в состоянии обеспечить население доступным и квалифицированным медицинским обслуживанием на уровне первичного звена, где начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Стали очевидными недостатки ее организации.

Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно, 20-30 и 70-80% всех расходов на здравоохранение) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи в целом.

Отсутствует экономическая мотивация развития стационарозамещающих видов помощи, утрачиваются комплексный подход к здоровью пациента и преемственность между врачами в обследовании и лечении, что отрицательно влияет на экономичность медицинского обслуживания и сохранность здоровья.

Требует совершенствования система обязательного медицинского страхования (ОМС), имеющая ряд серьезных системных недостатков: несбалансированность программ ОМС по видам и объемам медицинской помощи с размерами финансирования, невыполнение субъектами РФ своих обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме, отсутствие механизмов реализации этих обязательств, низкая управляемость системы обязательного медицинского страхования.

Сложившаяся модель ОМС не смогла существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Нереализованными оказались ожидания в отношении конкуренции страховщиков как факторе более эффективного взаимодействия с медицинскими организациям в интересах застрахованных. Население практически не может выбрать страховщика. Кроме того, страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов организации предоставления медицинской помощи застрахованным.

Действующая система обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» не способствует более эффективному использованию ресурсов и проведению структурных преобразований в здравоохранении. В связи с этим необходим пересмотр действующей модели ОМС: прав и обязанностей страхователей, фондов ОМС, страховых медицинских организаций, застрахованных, а также правил взаимодействия между ними. Эти изменения требуют принятия нового закона об обязательном медицинском страховании, целью которого является создание реальных условий для обеспечения государственных гарантий медицинской помощи гражданам РФ за счет обеспечения ее финансовой сбалансированности, расширения прав застрахованных, повышения управляемости системой ОМС, создания у страховщиков и медицинских организаций стимулов к более эффективному использованию ресурсов.

В рамках действующего законодательства существует дублирование финансирования обязательного и добровольного медицинского страхования и ведомственной медицины. На многих предприятиях работодатели организуют медицинское обслуживание своих сотрудников, используя собственную лечебную базу и финансируя ее из доходов предприятия, или обращаясь к добровольному медицинскому страхованию. Таким образом, медицинскую помощь оплачивается дважды в виде уплаты единого социального налога и содержания ведомственных лечебно - профилактических учреждений.

Аналогичная ситуация с частными лицами, когда в программы добровольного медицинского страхования фактически входят медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию.

Задача формирования единого нормативно-правового пространства системы охраны здоровья населения рассматривается как приоритетное направление и основа ее реформирования. В настоящее время вопросы охраны здоровья населения регулируются более чем 40 федеральными законами. Основополагающие законодательные акты определяют принципы деятельности и пути развития всей национальной системы здравоохранения.

Вместе с тем, отраслевая законодательная база требует своего дальнейшего развития и совершенствования. Не приняты важнейшие для здравоохранения законы «О здравоохранении в Российской Федерации», «Об управлении здравоохранением Российской Федерации» и «О регулировании частной медицинской деятельности». Принятие соответствующих законов позволит разделить сферы ответственности государственного и частного секторов охраны здоровья. Планируется, что на основе конкурентных отношений между ними произойдет повышение качества медицинских услуг при снижении их относительной стоимости.

В настоящее время Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, определяющей деятельность муниципальной системы здравоохранения, не уравновешивается действием других федеральных законов. В результате система здравоохранения теряет внутренние взаимосвязи. Создание нормативной базы, регулирующей вопросы компетенций органов управления здравоохранения различного уровня, фондов ОМС, а также горизонтальных связей в деятельности органов здравоохранения и фондов ОМС, является первоочередной задачей и основой реформирования управления отраслью.

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации субъекты РФ получили право формирования своей подсистемы правовой системы Российской Федерации. Это относится и к сфере здравоохранения, как к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. Анализ региональных законов в области здравоохранения показывает, что качество их с каждым годом повышается. Однако наряду с положительными тенденциями в развитии и совершенствовании законодательной базы в области охраны здоровья имеются факторы, затрудняющие эту работу:

отсутствие Концепции совершенствования законодательства в области здравоохранения и перспективного плана разработки законопроектов как составной части Концепции;

отсутствие унифицированного терминологического словаря специальных медицинских терминов, используемых в законодательстве Российской Федерации в области здравоохранения;

несоответствие отдельных положений принимаемых законов на региональном уровне федеральному законодательству. Ярким примером является множественность моделей ОМС, которые многие регионы формировали, игнорируя федеральное законодательство.

В условиях недостаточного финансирования здравоохранения все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем здравоохранения на основе межотраслевого взаимодействия. Федеральные целевые программы в области охраны здоровья населения стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов РФ в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ.


С первой половины ХХ века по настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный самодостаточными и мало интегрированными между собой структурами: амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной.

В настоящее время медицинская помощь населению Российской Федерации оказывается в 9 620 учреждениях здравоохранения, в том числе в 5 285 больницах, 1 152 диспансерах, 2 350 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 833 самостоятельных стоматологических поликлиниках.

Низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, а также несовершенство организации работы скорой медицинской помощи привели к тому, что стационарная помощь выступает в качестве основного уровня в системе охраны здоровья населения.

На сегодняшний день в стране отсутствует стройная система восстановительного лечения и реабилитации. Во многих случаях больной выписывается из стационара «под наблюдение участкового врача», что в реальности означает «под собственное наблюдение». На амбулаторно-поликлиническом уровне слабо развита патронажная служба, не разработана система «стационара на дому», часто не обеспечивается преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой, больным не доступны реабилитационные мероприятия.

Таким образом, также не удовлетворяются имеющиеся потребности значительной части населения Российской Федерации в восстановительном лечении и реабилитации.

Уровень развития медицинской науки определяет перспективы совершенствования всей системы здравоохранения. Настоящее состояние медицинской науки в Российской Федерации характеризуется размытостью приоритетов, низким инновационным потенциалом, плохой связью с государственными заказчиками, слабой системой внедрения научных результатов в практическое здравоохранение.

Развитие современных научных исследований в области медицины возможно лишь при условии комплексного подхода, основанного на привлечении разработок фундаментальных медико-биологических, естественных и точных наук, а также новых технологических решений.

Несмотря на то, что врачей в Российской Федерации больше на душу населения, чем, в среднем, в развитых странах, качество медицинской помощи и показатели здоровья населения в нашей стране значительно хуже, что свидетельствует о низкой эффективности отечественной системы медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию.

В настоящее время в Российской Федерации существует три модели обеспечения граждан лекарственными средствами: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в рамках набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и лекарственное обеспечение отдельных групп населения бесплатно или со скидкой по рецептам врача в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890.

В целом, существующая система льготного обеспечения граждан лекарственными средствами в амбулаторных условиях подлежит изменению по следующим причинам:

-система не позволяет эффективно планировать и контролировать уровень затрат - подушевой норматив дополнительного лекарственного обеспечения не основан на анализе потребностей, а сформирован исходя из установленной ежемесячной денежной выплаты;

-модель дополнительного лекарственного обеспечения с использованием процедур закупок для государственных нужд не гарантирует бесперебойное обслуживание льготных рецептов надлежащего ассортимента;

-основным сдерживающим механизмом является ограничительный перечень, однако его формирование не основано на анализе клинической и экономической эффективности;

-отсутствуют участники, экономически мотивированные в эффективном расходовании бюджетных средств.

В Российской Федерации разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется с 1992 года. К настоящему времени в стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения. В субъектах Российской Федерации созданы медицинские информационно-аналитические центры, автоматизированные информационные системы фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций.

Вместе с тем, разработанные информационные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач. Отсутствие единого подхода при их развитии в процессе эксплуатации привело к возникновению серьезных проблем. В результате существующие информационные системы представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду.

Уровень оснащения системы здравоохранения современными информационно-коммуникационными технологиями крайне неоднороден, и в основном ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест. К настоящему времени, не сформирован единый подход к организации разработки, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в медицинских учреждениях и организациях. В результате возможность интеграции существующих программных решений весьма ограничены.

Таким образом, существующий уровень информатизации системы здравоохранения не позволяет оперативно решать вопросы планирования и управления отраслью для достижения существующих целевых показателей.

В настоящее время многие страны приступили к реализации программы по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития.

Больницы - ключевой элемент системы здравоохранения и основная точка приложения реформы в этой сфере. На долю больниц приходится значительная часть бюджета системы здравоохранения (до 70% в странах Восточной Европы). В больницах работают до половины всех врачей и три четверти медсестер. Благодаря своей ключевой роли больницы оказывают большое влияние на всю систему здравоохранения. Помимо лечения, больницы ведут исследовательскую и учебную работу.

Системы здравоохранения европейских стран существенно отличаются. В странах Восточной Европы и СНГ больницам отведена более важная роль, чем в странах Западной Европы. Реформа больниц подразумевает использование новых моделей управления, новых методов оплаты услуг, усиление контроля за работой больниц.

В разных европейских странах продолжительность пребывания в стационаре разная. В Германии она более чем в два раза выше, чем в Великобритании, из-за жесткого разделения амбулаторной и стационарной помощи. Рост частоты госпитализации (в том числе на одни сутки), сокращение сроков пребывания в стационаре и более частое обращение в амбулаторные службы увеличивает нагрузку на больницы.

В основе перечисленных выше тенденций лежит несколько причин. Больных, которые раньше долго лечились в стационаре, сейчас переводят в дома для престарелых, интернаты для хронических больных или выписывают домой, под наблюдение амбулаторных и социальных служб. Более ранняя активизация больных после операции способствует сокращению сроков пребывания в стационаре. Имеет значение и необходимость сокращать стоимость стационарного лечения в расчете на одного больного.

К сожалению, перемены могут быть лишь кажущимися: если раньше больных госпитализировали реже на более длительное время, то сегодня возрастает частота повторных госпитализаций. Эта тенденция (общепризнанная, хотя и не имеющая количественной оценки) создает потребность в специалистах, согласующих лечение на разных уровнях системы здравоохранения.

Взаимодействие больниц с другими службами здравоохранения позволяет, с одной стороны, повысить доступность стационарного лечения, а с другой - направить не нуждающихся в нем больных в другие медицинские учреждения.

Усовершенствовать взаимодействие можно тремя путями:

-повысить согласованность действий медицинских служб;

-перераспределить функции между разными организациями и медицинскими службами;

-планировать ведение больного вне этапа стационарного лечения.

Как правило, эти подходы сочетают. Например, в регулировании доступа к стационарному лечению участвуют врачи общей практики (выполняющие функцию сортировки), отделения предварительного обследования и амбулаторные учреждения. При ранней выписки из стационара, особенно пожилых больных, необходимо развивать службы амбулаторной и социальной помощи (посещение медицинской сестрой больных на дому, создание хосписов и т.д.).

Все больше данных свидетельствует о том, что качество стационарного лечения во многих странах неудовлетворительно. Чтобы поднять его на должный уровень, необходимо осуществить клинический аудит, контроль качества, оценка работы больницы по нескольким показателям, а также новая концепция управления больницами («клиническое управление»).

Согласно этой концепции, качество стационарного лечения должно обеспечиваться совместными усилиями медицинских работников и администрации. Метод «клинического управления» впервые опробован в Великобритании. Он предусматривает объединение финансового контроля, медицинского обслуживания и контроля за качеством лечебной работы и включает развитие информационных систем, повышение квалификации и оценку деятельности медицинских работников со стороны коллег.

Второй способ повышения качества работы больниц - использование финансовых стимулов (новая система оплаты медицинских услуг). В странах Восточной Европы происходит переход от постатейного бюджета, который принимается в соответствии с исторически сложившимися нормами, к более современным методам, учитывающим объем работы. В странах Центральной и Восточной Европы существует несколько систем оплаты разной степени сложности (в зависимости от количества дней, проведенных в стационаре, или от диагноза).

Во многих странах Западной Европы используют методы множественной стандартизации и бюджеты, допускающие перемещение средств из статьи в статью. В идеале механизм оплаты медицинских услуг должен обеспечивать действенное и доступное лечение, работать четко, без искажений, и сводить к минимуму затраты на взаимодействие разных служб.

На практике одновременное выполнение всех этих условий вряд ли возможно, приходится выбирать компромиссное решение. Финансовые стимулы - палка о двух концах. Такие стимулы не только направляют деятельность больниц в нужное русло, но и создают почву для злоупотреблений. Необходимо учитывать положительный и отрицательный опыт применения той или иной системы оплаты медицинских услуг и применять этот опыт на практике.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Законодательство в области оказания медицинской помощи населению несовершенно. Не приняты важнейшие для здравоохранения законы «О здравоохранении в Российской Федерации», «Об управлении здравоохранением Российской Федерации» и «О регулировании частной медицинской деятельности». Принятие соответствующих законов позволит разделить сферы ответственности государственного и частного секторов охраны здоровья. Планируется, что на основе конкурентных отношений между ними произойдет повышение качества медицинских услуг при снижении их относительной стоимости.

Больницы - ключевой элемент системы здравоохранения и основная точка приложения реформы в этой сфере. На долю больниц приходится значительная часть бюджета системы здравоохранения, но в тоже время их финансирование в настоящее время находится в плачевном состоянии, это препятствует оказанию квалифицированной стационарной медицинской помощи населению.

Глава 2. Анализ практики Министерства здравоохранения Челябинской области по обеспечению оказания стационарной медицинской помощи населению

2.1 Оценка состояния и управления системой оказания стационарной медицинской помощи населению Челябинской области

Анализ демографических показателей и показателей заболеваемости населения Челябинской области свидетельствует о необходимости принятия в рамках программы модернизации здравоохранения дальнейших мер по профилактике заболеваний во всех возрастных группах населения, совершенствованию раннего выявления и оказания медицинской помощи при заболеваниях, оказывающих определяющее влияние на продолжительность и качество жизни населения - сердечно-сосудистых, онкологических, травмах и отравлениях, социально значимых заболеваниях, в том числе туберкулеза, ВИЧ-инфекции, наркомании и психических расстройств.

Высокая выявляемость заболеваний в ходе дополнительной диспансеризации свидетельствует о высокой пораженности населения болезнями и недостаточном выявлении их на уровне первичного звена здравоохранения.

Эти выводы свидетельствуют о необходимости реорганизации как первичной медико-санитарной, так и специализированной медицинской помощи населению Челябинской области в рамках программы модернизации.

Приоритетные направления программы модернизации:

. Совершенствование оказания системы оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе, сельскому населению.

.Дальнейшее развитие профилактической направленности здравоохранения.

. Совершенствование скорой медицинской помощи.

. Совершенствование стационарной помощи.

. Совершенствование специализированной медицинской помощи, в том числе: совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями; совершенствование медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями; совершенствование медицинской помощи пострадавшим от внешним причин, включая травмы; совершенствование медицинской помощи при заболеваниях органов дыхания; совершенствование медицинской помощи при инфекционных болезнях.

Совершенствование медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях - туберкулезе, наркомании и алкоголизме, психических заболеваниях, ВИЧ-инфекции.

Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

. Совершенствование высокотехнологичной медицинской помощи.

С целью повышения доступности амбулаторной помощи, оказываемой врачами специалистами, в рамках программы модернизации запланирована организация межрайонных консультативно-диагностических центров на базе крупных многопрофильных амбулаторно-поликлинических учреждений и самостоятельных поликлиник Челябинского и Миасского городских округов.

Реализация Программы модернизации приведет к следующим результатам:

-увеличение посещений населения в организации здравоохранения с профилактической целью до 35 процентов;

-рост охвата профилактическими осмотрами всех видов: периодических, предварительных, осмотров декретированных групп населения, проведение дополнительной диспансеризации работающих, диспансеризации ветеранов боевых действий, участников Великой отечественной войны и пострадавших от радиационного воздействия;

-улучшение работы участковой службы с учетом ведения «Паспорта врачебного участка», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22.11.2004 года №255;

-рост числа патронажных посещений на 20 %;

-рост активных посещений до 20 %;

-развитие стационарозамещающих организационных форм.

Реализация данного комплекса мероприятий позволит усилить профилактическую работу, повысить качество и доступность медицинской помощи населению области.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально-значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте.

Таким образом, регион в процессе реализации программы модернизации выйдет на индикаторы сохранения человеческой жизни путем снижения общей смертности.

На сегодняшний день в Челябинской области, сеть учреждений здравоохранения области недостаточно сбалансирована в соответствии с федеральными нормативами.

В ходе модернизации сеть учреждений здравоохранения будет максимально приближена к федеральным нормативам с учетом территориальных особенностей.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи в рамках Программы модернизации здравоохранения в течение 2011-2012 годов предусмотрены мероприятия по обеспечению потребности в медицинском персонале с учетом объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Реализация указанных мероприятий в рамках программы модернизации и областной целевой программы «Кадры здравоохранения» в течение 2011-2012 годов позволит повысить укомплектованность учреждений здравоохранения врачебными кадрами и средним медицинским персоналом, снизить размер дефицита врачебных кадров с 17,1 процента в 2009 году до 15,9 процента в 2012 году, в том числе оказывающих амбулаторную помощь с 20,3 процента до 19,4 процента, оказывающих стационарную помощь с 5,8 процента до 4,2 процента, оказывающих скорую медицинскую помощь с 17,3 процента до 12,2 процента.

В рамках изучения уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемой медицинской помощи, организована работа по рассмотрению и анализу обращений граждан по поводу качества оказания медицинской помощи. В работу практического здравоохранения введена практика оценки пациентом качества медицинской помощи, включающая оценку удовлетворенности населения.

Количество жалоб и обращений по поводу оказания медицинской помощи с 2005 года возросло на 12 процентов, при этом рост числа обоснованных жалоб оставил 8 процентов. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощью составляет 32,5 процента.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 20.10.2008 года № 957/1 организовано анкетирование пациентов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, получивших медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

В течение последних пяти лет в рамках проводимой работы по повышению структурной эффективности учреждений здравоохранения получили развитие стационарозамещающие технологии - дневные стационары на дому, центры амбулаторной хирургии и другие.

Формирование рациональной сети системы здравоохранения обеспечивает согласование стремления граждан получать медицинскую помощь рядом с местом проживания с требованиями повышения качества оказываемой им помощи.

С одной стороны, учитываются факторы доступности (расстояние между местом проживания и медицинской организацией, состояние дорог, развитие общественного транспорта), с другой, требования к техническому оснащению и уровню профессионализма работников для оказания специализированной помощи в соответствии с современными медицинскими стандартами. На местном уровне сохраняются подразделения, отвечающие требованиям мощности минимально допустимых функциональных блоков для оказания амбулаторной и стационарной помощи разных профилей. Оказание остальной необходимой специализированной помощи перемещается на более высокий уровень

Организована работа выездной бригады областного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями по обеспечению профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в муниципальных образованиях Челябинской области.

В муниципальных образованиях Челябинской области вопросы предупреждения распространения социально значимых инфекционных заболеваний рассматриваются на заседаниях городских и районных межведомственных комиссий ежеквартально.

Руководители центров здоровья активно участвуют в подготовке материалов по здоровому образу жизни для публикаций в СМИ, в акциях, направленных на привлечение внимания к проблемам профилактики и формирования здорового образа жизни, повышение знаний населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах, выявление лиц с факторами риска развития заболеваний.

В Челябинской области разработана система этапной медико-социальной реабилитации детей, включающая амбулаторно-поликлинический этап и санаторно-курортное лечение в санаториях муниципального и областного уровней.

В Челябинской области используются 460 коек детских областных санаторно-курортных учреждений, дома ребенка, специализированные лечебно-воспитательные детские сады и школы, специализированные интернаты.

Амбулаторно-поликлинический этап восстановительного лечения в Челябинской области организован на базе 25 самостоятельных детских городских поликлиник, 10 детских поликлиник, входящих в состав детских больниц и 21 детской поликлиники, входящей в состав больниц для лечения и взрослого населения.

Таким образом, на сегодняшний день в Челябинской области, сеть учреждений здравоохранения области недостаточно сбалансирована в соответствии с федеральными нормативами.

В ходе модернизации сеть учреждений здравоохранения будет максимально приближена к федеральным нормативам с учетом территориальных особенностей.

В целях обеспечения доступности медицинской помощи в рамках Программы модернизации здравоохранения в течение 2011-2012 годов предусмотрены мероприятия по обеспечению потребности в медицинском персонале с учетом объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

2.2 Проблемы в деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области по обеспечению оказания медицинской помощи и направления ее совершенствования

По всей области планируют создание межмуниципальных центров по оказанию медицинских центров в различных направлениях. При их открытии будут рассмотрены требуемые нормативы и стандарты оснащения больницы, где учтено все - от площади до наличия необходимого оборудования.

Реалии времени говорят о том, что Челябинской области не хватает средств и возможностей, чтобы соответствовать предъявляемым нормативам в каждом городе. Поэтому стоит вопрос о закрытии ряда профилей коек, что соответственно приведет к межмуниципальной интеграции.

Вот только сможет ли пациент найти и добраться до квалифицированной медицинской помощи, и сколько времени ему понадобиться, чтобы добраться до того или иного медицинского лечебного учреждения. Разработка маршрута для транспортирования в больницы соответствующего профиля касаются лишь экстренных пациентов.

Получается, с одной стороны, сокращаем, закрываем, экономим, но для этого сначала реализуем очень затратные мероприятия.

Эта тема является сложной и важной для любого региона, а для нашей области сегодня особенно актуальна. Несмотря на проблемы, программа модернизации Челябинской области признана одной из лучших в нашей стране.

Власти Челябинской области недовольны тем, как реализуется программа модернизации системы здравоохранения, рассчитанная на 2011-2012 годы. Муниципалитеты слишком медленно работают в этом направлении.

Текущий год уже подходит к концу, а освоение средств, выделенных на обновление медицины, необходимых темпов пока не набрало. Сложная ситуация ложилась на местах. Власти Челябинской области считают, что руководители муниципалитетов должны ускориться и успеть выполнить план на 2011 год. Как заявил министр здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко, программа модернизации состоит из нескольких направлений. Одно из них - оснащение медицинских учреждений новым оборудованием и их ремонт.

До конца года весь объем выделенных средств на медоборудование мы освоим, и даже ту сумму, которую удастся сэкономить, направим на закупки аппаратуры, чтобы эти деньги не ушли обратно в федеральный бюджет.

Ремонты лечебных учреждений курирует Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, мы очень плотно работаем с этим ведомством и знаем все, что у них происходит. Проектная документация готова и прошла экспертизу. Уже подписываются госконтракты, после этого работники могут заходить на объекты.

А вот ситуация в муниципалитетах вызывает беспокойство. Средства, выделенные им, не везде осваиваются необходимыми темпами. А ведь от этих средств зависит зарплата медработников. Нельзя допустить перекосов в заработной плате между муниципалитетами. Поэтому главам муниципальных образований необходимо уделить достаточное внимание реализации программы модернизации. И если они не подведут, то есть возможность успеть сделать то, что запланировали в этом году.

В последние годы в Челябинской области наблюдается обострение кадровой проблемы. Действительно заработную плату медицинских работников высокой назвать сложно. Люди вынуждены часами стоять в очередях пытаясь пробиться на прием к узким специалистам. В качестве решения данной проблемы можно предложить доведения до требуемых медицинских стандартов поликлиник, осуществления ремонтов, дополнительного снабжения медикаментами, реактивами. И роста информатизации. Чтобы запись по Интернету на прием к врачу не считалась чем-то экзотическим, а вошла в норму.

Введение электронных рецептов и электронных медицинских карт обещает резко сократить неоправданные потери рабочего времени в системе здравоохранения. Это создаст среду для более качественного развития системы здравоохранения.

Также необходимо отметить, что в медицинских учреждениях работают пожилые специалисты, которые зачастую неспособны свежим взглядом оценить новую методику лечения уже давно известных заболеваний, считая, что они и так все знают и новые знания им ни к чему.

В деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области существуют определенные проблемы. Оно хотя обеспечивает развитие организаций здравоохранения Челябинской области; материально-техническое обеспечение таких организаций, но недостаточно, поскольку в штате Министерства здравоохранения Челябинской области недостаточно специалистов с медицинским образованием, которые проработали в медицинских учреждениях длительное время и знакомы с проблемами изнутри.

В качестве решения указанных проблем необходимо предложить следующие решения.

.Необходимо привлекать молодых специалистов к работе в медицинских учреждениях. Для этого отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области необходимо инициировать изменение порядка поступления в медицинские ВУЗы - 50 % студентов будут в них обучаться на общих основаниях и еще 50 % по направлению от медицинских учреждений, в которых по окончанию ВУЗа они должны будут отработать в обязательном порядке определенное время.

.Необходимо также отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области профессиональную переподготовку среди специалистов медицинских учреждений всех возрастных поколений.

.Отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области необходимо инициировать привлечение на работу в Министерство здравоохранения Челябинской области лиц с медицинским образованием, которые со знанием дела смогут оценивать работу подконтрольных медицинских учреждений здравоохранения.

Таким образом, подводя итог главе 2, необходимо отметить, что в деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области существуют определенные проблемы. Оно хотя обеспечивает развитие организаций здравоохранения Челябинской области; материально-техническое обеспечение таких организаций, но недостаточно, поскольку в штате Министерства здравоохранения Челябинской области недостаточно специалистов с медицинским образованием, которые проработали в медицинских учреждениях длительное время и знакомы с проблемами изнутри

В качестве решения указанных проблем необходимо предложить следующие решения.

Необходимо привлекать молодых специалистов к работе в медицинских учреждениях. Для этого отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области необходимо инициировать изменение порядка поступления в медицинские ВУЗы - 50 % студентов будут в них обучаться на общих основаниях и еще 50 % по направлению от медицинских учреждений, в которых по окончанию ВУЗа они должны будут отработать в обязательном порядке определенное время.

Необходимо также отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области профессиональную переподготовку среди специалистов медицинских учреждений всех возрастных поколений.

Отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области необходимо инициировать привлечение на работу в Министерство здравоохранения Челябинской области лиц с медицинским образованием, которые со знанием дела смогут оценивать работу подконтрольных медицинских учреждений здравоохранения.

Все перечисленные меры позволят поднять медицинское здравоохранение в Челябинской области на должный уровень.

Заключение

Законодательство в области оказания медицинской помощи населению несовершенно. Не приняты важнейшие для здравоохранения законы «О здравоохранении в Российской Федерации», «Об управлении здравоохранением Российской Федерации» и «О регулировании частной медицинской деятельности». Принятие соответствующих законов позволит разделить сферы ответственности государственного и частного секторов охраны здоровья. Планируется, что на основе конкурентных отношений между ними произойдет повышение качества медицинских услуг при снижении их относительной стоимости.

Больницы - ключевой элемент системы здравоохранения и основная точка приложения реформы в этой сфере. На долю больниц приходится значительная часть бюджета системы здравоохранения, но в тоже время их финансирование в настоящее время находится в плачевном состоянии, это препятствует оказанию квалифицированной стационарной медицинской помощи населению.

В деятельности Министерства здравоохранения Челябинской области существуют определенные проблемы. Оно хотя обеспечивает развитие организаций здравоохранения Челябинской области; материально-техническое обеспечение таких организаций, но недостаточно, поскольку в штате Министерства здравоохранения Челябинской области недостаточно специалистов с медицинским образованием, которые проработали в медицинских учреждениях длительное время и знакомы с проблемами изнутри

В качестве решения указанных проблем необходимо предложить следующие решения.

Необходимо привлекать молодых специалистов к работе в медицинских учреждениях. Для этого отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области необходимо инициировать изменение порядка поступления в медицинские ВУЗы - 50 % студентов будут в них обучаться на общих основаниях и еще 50 % по направлению от медицинских учреждений, в которых по окончанию ВУЗа они должны будут отработать в обязательном порядке определенное время.

Необходимо также отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области профессиональную переподготовку среди специалистов медицинских учреждений всех возрастных поколений.

Отделу мобилизационной работы Административно-контрольного управления Министерства здравоохранения Челябинского области необходимо инициировать привлечение на работу в Министерство здравоохранения Челябинской области лиц с медицинским образованием, которые со знанием дела смогут оценивать работу подконтрольных медицинских учреждений здравоохранения.

Все перечисленные меры позволят поднять медицинское здравоохранение в Челябинской области на должный уровень.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно - правовые акты:

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)// Российская газета. 2009. 21 января. № 7.

.Об обязательном медицинском страховании: Федеральный закон от 29

.ноября 2010 года № 326 - ФЗ // Российская газета. 2010. 03 декабря. № 274.

.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 08 октября. 202.

.О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ // Российская газета. 1999. 23 июля. № 142.

.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1)// Российские вести. 1993. 09 сентября. № 174.

.О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 // Российские вести. 1994. 10 августа. № 148.

. Литература:

.Белова Н.В., Суслонова Н.В. Сохранение здравоохранения//Проблемы управления здравоохранением. 2010. № 14. С. 7-8.

.Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. М.: Медицина.2010. 285 с.

.Галкин Р.А. Сандреева С.Х., Федосеева Л.С. Здравоохранение// Проблемы управления здравоохранением. 2011. № 2. С. 38-40.

11.Каплунов О.А. В продолжение дискуссии о путях модернизации здравоохранения и иных моментах его функционирования на современном этапе <garantF1://59599757.0> // Менеджер здравоохранения. 2011. N 5. С. 14-21.

.Кириллов А.В. Проблемы здравоохранения // Российский семейный врач. 2010. № 1. 68 с.

.Кузьмин И. О программах модернизации здравоохранения <garantF1://59592552.0>//Финансовая газета. Региональный выпуск. 2010. № 20. С. 32-38.

.Петров П.П., Калжеков Т.К. Проблемы организации медицинской помощи сельскому населению.М.: Спарк. 2010. 328 с.

.Сергеев Ю.Д. , Боговская, Е.А. Модернизация законодательства: проект Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <garantF1://58003180.0>//Медицинское право. 2011. № 4. С. 31-38.

.Татарников М. А. Реформа здравоохранения в РФ. М.: Волтерс Клувер. 2010. 226 с.

.Финченко Е.А., Степанов В.В. Здравоохранение // Проблемы управления здравоохранением. 2010. № 5. С. 5-13.

.Шевченко Ю. Л. Врач и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право// Экономика здравоохранения. 2010. № 11. 48 с.

.Щепин О.П., Нечаев В.С. Здравоохранение и общество//Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2010.№2.53 с.

.Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юристъ. 2010. 475 с.

3. Интернет - источники:

22.Модернизация здравоохранения Челябинской области тормозится на местах// <http://www.regnum.ru/news/fd-ural/cheliab/1455206.html> (дата обращения 03.12.2011 15:47)

.Неверова О. А. Введение единых норм оказания медицинской помощи повысит ее качество// <http://www.rg.ru/2011/09/22/medpom.html> (дата обращения 03.12.2011 13:17).

.Охрана здоровья граждан в Российской Федерации// <http://www.rg.ru/2011/12/01/vesti-zdorovie.html> (дата обращения 03.12.2011 13:53).

.Положение о Министерстве здравоохранения Челябинской области// <http://www.zdrav74.ru/node/1304> (дата обращения 03.12.2011 16:23).

Похожие работы на - Деятельность Министерства здравоохранения Челябинской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!