Фамилия
|
Способ
чтения
|
Темп
чтения,
при
котором
осознает
текст
|
Чтение
без
ошибок
|
Осознанность
чтения
|
Общая
оценка
|
Схема
учета навыка чтения во 2 – 4-х классах
|
Фамилия
ученика
|
Темп
чтения,
при
котором осознает основную мысль текста
|
Чтение
без ошибок
|
Ответы
по содержанию текста
|
Выразительное
чтение (подготовка заранее)
|
Общая
оценка
|
Математика
Оценивание письменных работ
В основе данного
оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения
и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение
свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе
выполнения задания или используемых в ходе
его выполнения;
- неправильный выбор
действий, операций;
- неверные вычисления в
случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков;
- пропуск части
математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение
правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа
задания, наименования величин
выполненным действиям и полученным результатам:
- несоответствие выполненных измерений и
геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных
(чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях
математических терминов, символов при оформлении математических
выкладок;
- неверные вычисления в
случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных
умений и навыков;
-наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи
ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы
допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу
оценивания устного ответа учащихся положены следущие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на
поставленный вопрос;
- неумение ответить на
поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать
соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный
ответ на поставленный вопрос;
- при правильном
ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать
его;
- неумение точно
сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп
выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью
школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в
письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля
рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной
работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего
контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых
осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения
(например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить
площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе
проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые
вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными
числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место
занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения,
вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся
подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30
примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и
деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ
комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры,
задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно
оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а
затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с
учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными,
- Нормы
оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
Окружающий
мир
(естествознание
и обществознание)
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область
"Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы
контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного
материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять
комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих
на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена
существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта
(явления) в тех случаях, когда она
является существенной;
- неправильное
раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия
протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении
объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического
материала, неумение привести самостоятельные примеры,
подтверждающие высказанное суждение:
- отсутствие умения
выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при
постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение
ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов
(природоведческих и исторических).
Недочеты:
- неточности при
выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на
результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности
операций при проведении опыта, не
приводящие к неправильному результату:
- неточности в
определении назначения прибора, его применение осуществляется после
наводящих вопросов;
- неточности при
нахождении объекта на карте.
Особенности организации контроля по
"Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой
образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки,
различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой
затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами,
приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют
учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме
курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку
основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения
учебной программы, это определяет необходимость подбора
таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью
учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты,
выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности
на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить
следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание
объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и
свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия
вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность
изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.
Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста
учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные
примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных
рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные,
пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в
нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот
вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника,
сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и
обществоведческого направления используются такие контрольные работы,
которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что
связано с недостаточными возможностями письменной речи младших
школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на
поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление
высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными
карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы,
диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить
как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в
дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений
об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет
осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не
словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы
как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным
оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на
уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих
проверочных работ: определение уровня развития умений школьников
работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести
самостоятельно практическую работу.
Нормы
опенок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области
"Окружающий мир" соответствуют общим требованиям, указанным в
данном доку
Об организации обучении в первом классе
четырехлетней начальной школы
Письмо Министерства общею профессионального образования
РФ от 25.09.2000. №2021/11-13
В настоящее время во многих регионах России завершается
переход начальной школы на четырехлетнее обучение.
Переход к четырехлетнему начальному обучению обусловлен,
прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников. 80-90%
детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического
здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического
здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность,
повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение
ведущих функциональных систем. Все это
резко снижает
адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности
функциональной адаптации детей в школе.
Четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию
ребенка в школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить
благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные
особенности каждого школьника.
Состояние здоровья младших школьников требует особенно
внимательного отношения к организации его школьной жизни: режиму учебных
занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим
требованиям, эмоциональному климату в классе и др.
Первый год начального обучения может проходить в следующих образовательных
учреждениях:
1. Образовательное
учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Место организации - дошкольное учреждение. Режим дня соответствует
дошкольному образовательному учреждению. Время пребывания детей - полный
день. Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность
осуществляет воспитатель дошкольного учреждения.
2.
Общеобразовательная школа.
Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время
пребывания детей - не более 4 часов. Уроки проводит учитель. Если школа
располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание,
игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10
часов.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни. Дети
седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и
взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями
общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и
выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре
и быту.
Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы
дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в
различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо
ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего
мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к
новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает
возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста
наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки дли
формирования логической формы мышления.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего
словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки
родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
На достаточно высоком уровне развития у большинства детей нходится
зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать
пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на
- за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур,
деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры,
выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур
по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
могут мысленно находить часть целого,
достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям 6 лет
координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические
фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением
размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста
характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Развитие
слухомоторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.
Дети этого
возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.
Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.
Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т.п.) не более 10-12
минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного
урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слитком часто переключать внимание с
одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз).
Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать
более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в
то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование
наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания.
Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и
запоминании.
Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечения
заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к
организации и структуре урока в первом классе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
(сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и
др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки,
ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида
деятельности на другой и т.п.
Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана
четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий.
Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с
эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу
деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому
задача учителя - постепенно и корректно формировать объективную самооценку
школьника.
Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально
реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться
к
стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать
на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и
одобрения.
Особенности адаптации
первоклассников к школьной жизни.
Для успешного
обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления)
к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется
привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой
деятельности,
незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у
детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдение за первоклассниками показали, что социально-психологическая
адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их
обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения.
Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает
своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию,
преобладают хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать
школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания
к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать
игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто
выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся,
капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в
усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным
трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной
(до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами
поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием
учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что
вызывает новую реакцию протеста: они ведут
себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели
обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не
следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен
начинаться после «острого» периода адаптации.
Учитель строит свою деятельность с учетом степени и
длительности адаптации шестилетних детей к школе. Он должен быть сдержанным,
спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения
со сверстниками. Нецелесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к
доске детей, не уверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед
всеми недостатки и ошибки отдельных детей.
Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей
обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной
деятельности и уверенности в собственных силах.
Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это
может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Обучение первоклассников. В первый класс с согласия родителей и
на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности
ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября
текущего года исполнилось шесть лет.
Анализ массового опыта перехода первой ступени школы на четырехлетний
период обучения показывает, что обучение в первом классе не всегда соответствует возрастным
особенностям детей. Так, учитель часто не
учитывает существенное отличие ребенка седьмого и восьмого года жизни и организует обучение в четырехлетней
начальной школе так же, как и в трехлетней. Достаточно распространены случаи,
когда режим учебной нагрузки, методы
и формы организации обучения формально переносятся из трехлетней начальной школы, что отрицательно
отражается на здоровье детей, развитии
их интереса к учебной деятельности.
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной
школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяются целым
рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной
средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и
возможностям первоклассников.
Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей
организации деятельности детей седьмого года жизни.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни
пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как
невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять
своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно
(особенно в адаптационный период) не делать, детям резких замечаний не
одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных
проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность
работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время
замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников
должен увеличиваться постепенно.
Уровень развития функциональных систем и сформированное
психических процессов детей (внимание, намять, мышление, уровень
произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость
предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно
важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать,
что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью
взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это
не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные
и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учители с первоклассниками должен учитывать особенности
поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и
сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей,
испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как
гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся
классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие
поэтому впечатление ничего не знающих или не слушащих учителя. И те, и другие
требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный
стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами
невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове,
дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него
уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится.
Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для
первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к
нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться
постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя
недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко
еще и еще раз повторять необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно
оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную)
самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям
творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие
примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с
учителем находят правильное решение.
Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача
учителя - поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить
на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого
ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить,
демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить
вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в првильности ответа,
лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать
классу ошибки ребенка.
В первом классе следует специально учить детей
организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять
условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу
букв, закрыть книгу и
т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая,
что и как делать («открыли кассу
букв», «нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу...»).
При организации деятельности по решению учебной задачи
необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках
родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно
использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют
образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно
побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять
самостоятельно контроль: сравнивать спою работу с образцом, находить
ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем
формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме,
а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет
ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).
Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом
классе. Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных
темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недоспустимо
строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут
читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать
разные виды деятельности на уроке.
Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они
занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре.
Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать
игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет
особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается
теперь ребенок. Принципиально важно обратить
внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами (дидактические,
подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами, также как и учебная деятельность, обязательно дает результат,
развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году
обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны
присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и
динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).
Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую
нужно решать. В
процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов - этических, сенсорных, практических и др. При
использовании игры как метода обучения необходимо выполнить ряд условий:
учебная задача должна совпадать с
игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо
сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если..., то...) и игровое
действие.
Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения,
воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие
возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки
литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе
которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или
воображаемых героев.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста,
необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности
со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и
т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым
ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо
помнить, что использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного
материала, привлекающего ребенка своей
формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но
несущественных для решения учебной
задачи деталях и свойствах. )3 этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию
мышления. Опора на наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.
Организация
обучения. Помещения,
в которых осуществляется обучение и
воспитание школьников, целесообразно располагать не выше второго этажа. Площадь учебного помещения
обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на
одного учащегося. Для хранения верхней одежды и сменной обуви, как
правило, необходимо специальное помещение. Бели позволяет площадь, допускается размещение специальных
шкафчиков для, хранения одежды в
рекреациях. Туалетные комнаты оборудуются отдельно для мальчиков и для девочек.
Для школьников с нарушением слуха
и зрения, независимо от их роста, парты
ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются
в первом ряду от окна. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную,
групповую и парную работу
обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.
Предельная допустимая наполняемость класса 25 человек,
оптимальная - 20 человек.
Продолжительность
учебного года для первоклассников четырехлетней
начальной школы — не более 30 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи
с тем, что, как правило, учебный год
делится на четыре неравные по продолжительности четверги, с целью профилактики переутомления организуются
дополнительные каникулы в середине третьей, самой продолжительной, четверти.
Оптимальное чередование учебного и
каникулярного времени в годовом календарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами.
Занятия первоклассников проводятся только в первую смену.
Время их начала - 8.30-9.00. Запрещается проводить уроки во вторую смену.
Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной
нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более
четырех уроков.
Продолжительность урока - 35 минут с обязательным
проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Их
рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков
физкультуры, ритмики и т.п.).
Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения
учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится
ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти
ежедневно проводится по 4 урока.
Продолжительность перемен между уроками - не менее 10
минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время
организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета.
После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу
(прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40
минут.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.
Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык,
математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми, уроки по искусству,
окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы
(третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента
(физкультура, ритмика и др.) - последними.
Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает
дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по
математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки
искусства и физкультуры.
Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы,
занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как
правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности
нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной
нагрузки.
Контроль и оценка результатов обучения. В первом
классе четырехлетней
начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки
и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя
при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами
«ты так думаешь», «это твое мнение»,
«давай послушаем других» и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные
качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого полугодия первого года обучения
контрольные работы не
проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного
года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не
задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на
второй года не оставляются.
Организация групп продленного дня. Обучающиеся
первого класса зачисляются в группу продленного дня с согласия (по
заявлению) родителей. Внеучебная деятельность организуется в соответствии
с интересами и желанием детей. Продолжительность таких видов
деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие,
настольные игры и др., - должны быть не более 30 минут.
Дети, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются
3-разовым
горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета
школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3-4 часа.
Рекомендуется для детей седьмого года жизни и ослабленных детей
проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник- с 16.20 до 16.30 после
дневного сна продолжительностью 1.5-2 часа.
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в
течение дня не менее двух раз, общей продолжительностью 2,5 - 3 часа.
Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить
чаще одного-двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30
минут, телепередач - 30 минут. Посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров
следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.
В каникулярное время продолжается работа группы продленного дня для той части
обучающихся, которая в этом нуждается.
Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Письмо Министерства
общего профессионального образования РФ
Данное письмо является дополнением к письму
Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в
первом классе четырехлетней начальной школы».
Начальный период обучения в первом классе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее
благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода
едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5. Санитарных правил 2.4.2 782-99 «Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах современных
общеобразовательных учреждений», введенных приказом Минздрава России от 6
августа 1999 г. № 309 в первом классе в сентябре и октябре
проводится по три урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации
обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» сказано: «... в
сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время
заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,
развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического
напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не
классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.
В течение восьми недель учитель гложет планировать
последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим
предметам в форме уроков-игр, уроков -театрализаций,
уроков-экскурсий, уроков –импровизаций
и т.п. Поскольку эти уроки также
являются обучающими, то
фактически в иной,
нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный
материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму
проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух
месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую
очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности
проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и
игровые ситуации.
При проведении трех уроков я день в течение двух месяцев четвертые
учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов
учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим
образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно
распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.
Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4-5
экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по
труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по
математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в
адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.
Организация уроков по математике. Начальный период адаптации (приблизительно
один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию
понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый
дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить
наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения
в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер),
получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с
расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их
коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание
уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому
развитию.
Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними
строится на основе полной предметной наглядности в ходе приведения игр,
практических работ, экскурсий и др.
В зависимости от характера заданий дети могут на уроке
вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу
учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются
игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует
отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену
видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у
первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы
(строительные наборы, конструкторы и пр.).
Изучение некоторых вопросов курса математики в этот
период может проходить не только на уроках в классе, но и на
уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один
урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть
использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки предметов (сравнение предметов по
цвету, размеру, форме): экскурсии по школе,
школьному двору и на спортивную площадку
с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто
дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.
2. Пространственные представления,
взаимное расположение предметов: экскурсии в
парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
3. Сравнение
групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в
парк, магазин.
Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по
времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются
благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в
ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим
миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта,
реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания
окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков
окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом
случае эффективность последних может значительно снизиться.
Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в
формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на
уроке.
Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по
которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут
повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя,
содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно, на
уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр -
театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном
зале, в хорошую погоду — на пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть
использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки
осени: экскурсия «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в
огороде».
2. Разнообразие
природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья
твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры, например,
«Комнатные растения».
3. Социальное
окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями,
их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами
поведения в школе; экскурсии по улицам города, в общественное
учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий
может быть самая различная, например, «Наш город (село)»,
«Дорога от школы до ...» (особое внимание обращается на места опасного перехода), Также
ознакомление с социальным
окружением может проходить через подвижные
игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в
школе, общественных учреждениях,
транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться». I
4.
Здоровье: подвижные игры, например. «Чистота — залог здоровья».
Организация
уроков музыки. Игровой элемент присущ внутренней природе
искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее
воздействие.
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися
являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их
интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников
на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые
элементы.
Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:
-
пластическое интонирование;
-
музыкально-ритмические движения;
-
свободное дирижирование;
-
игра на элементарных музыкальных инструментах;
-
разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как
искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами
деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей
в первые месяцы их обучения.
Организация
уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям
школьного обучения художественным занятиям
принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей
жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый
и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое
произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет
возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую
реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность
ребенка предполагает особую
установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных
занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны
иметь различные формы:
прогулки и
экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия,
эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных
материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока «Золотые
краски осени»); экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или
в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного
декоративно-прикладного искусства) (например, для урока «Красота изделий
народных умельцев»); игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).
Чтобы
ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него «войти»,
изобразить его через движения своею тела. Это создает разнообразие форм
деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства,
способствуя снятию напряжения.
Организация уроков труда. Основные направления работы на первых уроках
труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики
рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления и др.), координации движений, формирование
первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме
экскурсий или игр.
1. Подготовительная работа к созданию художественного
образа на уроках труда может
проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные»,
«Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые
впоследствии дети будут воплощать в
своих работах.
2. Сбор природного материала
целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор»
(«Что нам дарит природа?»). Дети заготовят
для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и
другой природный материал. Экскурсия может включать игры-соревнования на
развитие глазомера, чувства цвета, формы,
Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые
можно сделать из шишки (желудя и
др.)», «Из каких природных материалов
можно сделать фигуру лисички».
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с
подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?»
«Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы», и т. д.
3. Можно
предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок,
например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», или
урок-игру «Бумажная авиация»,включающий в
себя запуск моделей самолета из бумаги и игры-
соревнования, например, на дальность
полетов.
4. Если
позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость
людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага,
глина и др.
5. Работа на
пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда
при наличии инвентаря, соответствующего
возрасту ребенка.
Данные рекомендации по проведению уроков помогут
учителю в реализации требований
Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников
при одновременном выполнении образовательных программ
по всем предметам.
О подготовке детей к школе
Методическое письмо Министерства общего и
профессионального образования РФ
Одной из наиболее актуальных проблем в современном
начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.
В целях
создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего
и профессионального образования Российской
Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия
на базе дошкольных образовательных
учреждений для детей 3-6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лег.
Для проведения занятий могут комплектоваться группы,
ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного
образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать
отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их
потребностей.
При этом необходимо проводить диагностико -консультативную работу с
детьми 5-6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей
развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий,
необходимых для его развития и подготовки к школе.
Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая комиссия,
которая проводит обследование всех детей 5-6-летнего возраста, независимо от
того, посещают они дошкольное образовательное учреждение или нет. По
результатам обследования ребенка 5-летнего возраста комиссия дает рекомендации
об оказании социально-психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию
о целесообразности поступления ребенка в школу с 6 или 7-летнего возраста.
Работа по подготовке детей к школе может быть
организована в различных режимах.
1. На
базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:
- в конце
учебного года, с середины мая, весь июнь, по 2 занятия в день, что составит
примерно 60 занятий;
- один раз в
неделю в течение всего учебного года, по 2 занятия, что составит примерно
68 занятий;
- ежедневные
(5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по 2 занятия в
день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет
работы групп продленного дня.
При этом
продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 минут.
2. На базе дошкольного образовательного учреждения для
детей, не воспитывающихся в
дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.
Для детей 3-4 лет рекомендуется организовывать по 2
занятия два раза в неделю, общее количество в год составляет 120.
Для детей 5 лет - три раза в неделю по 2 занятия; число занятий в год - 180.
Для детей 6 лет - пять раз в неделю по 2 занятия; число занятий в год -300.
Занятия необходимо чередовать с организацией игры и
другими нерегламентированными видами деятельности (рисование, конструирование
на свободную тему, подвижные игры и другие виды деятельности). Длительность
одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 минут,
среднего - 20, старшего - 25-30 минут.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными
представителями). Целесообразно провести цикл бесед (5-7), позволяющих
подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи
ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на
начальном этапе обучения в первом классе.
Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для
детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей,
нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом
родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми
дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами -дефектологами.
При организации занятий с детьми, посещающими группы кратковременного
пребывания дошкольного образовательного учреждения, могут использовать
программы, рекомендованные Минобразованием России (письма Минобразования
России 24.03.95 г. № 42/19-15, 29.01.96 г. № 90/19-15).
При организации занятий с детьми на базе
общеобразовательных учреждений могут использоваться учебно-методические
материалы, разработанные под руководством Н.А. Федосовой и С.Г. Шсвченко
(см.приложение)
Приложение
Учебно-методические материалы для подготовки детей к школе
Для
диагностико-консультатшной работы:
диагностические
методики с картами-тестами для практического психолога;
индивидуальная
тетрадь для ребенка «Познай себя».
Для
общеразвивающих групп:
программы для
подготовки детей к школе «Преемственность»;
пособия для детей:
«Учусь читать и
писать», 1, 2, 3 ч.;
«От буквы к
букве» (конструирование и моделирование различных предметов ш элементов
букв);
«Цифирка»;
«Зеленая тропинка»;
«Конструирование
букв и цифр»;
«Играем на свирели,
рисуем и поем»;
«Рабочая тетрадь по
английскому языку».
Для
консультативных групп:
программы по
коррекции нарушений речи и письма;
программы по ознакомлению с
окружающим миром и развитию речи;
тематическое
планирование;
пособия для детей и методические
пособия к ним «51 учусь говорить и писать».
Рекомендации по использованию компьютеров в
начальной школе
Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров
на уроках информатики в начальной школе.
Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при
обучении информатике во 2 классе.
1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке
информатики возможно
организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного
одним компьютером с CD ROM
устройством.
Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CDROM устройством,
аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном
или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру.
Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в
Интернет.
Обучение информатике в этом случае проводится учителем
начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в
кабинете может быть использован как «электронная» доска, то есть использоваться
в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных
учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к
проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с
классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или
перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами
учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.
Учитель должен владеть элементарными навыками работы с
компьютером: уметь воспользоваться компакт диском с компьютерными программами
учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом,
графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.
При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время
работы ученика с компьютером не должно
превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты,
распределяя время
взаимодействия детей с компьютерными
программами в режиме фронтальной
деятельности на протяжении всего урока.
Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие
программы но русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему
миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки,
театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. ( Например,
продукция фирм «Компьютер и детство». «Кирилл и Мифодий»).
2. Для групповой формы обучения на уроке информатики
возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления
на группы в информационном центре школы.
Информационный центр школы представляет собой
кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть,
возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом
читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в
читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и
традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для
раздаточных настольных пособий.
В информационном центре школы можно организовать обучение
информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4
человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер,
настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе
ЛСГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.) Работа за
компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет
свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это
время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада
осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30
минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в
учебном пособии автора А.Л.Семенова.
Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий,
предложенных автором учебного пособия: например, навыки работы в среде ПервоЛого, в
клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ «Компьютер и
детство», «Никита», «Малыш» и др..
Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж)
по правилам поведения в компьютерном классе.
Примерные правила
поведения учащихся в компьютерном классе.
1. Входить
и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то
рабочее место, которое закреплено
учителем за обучающимся,
бригадой в целом,
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства
учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт дисков учебного назначения осуществляется
учителем или лаборантом.
Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по
организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.
1. В
целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть
приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться
на уроке уже как материалы,
размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям
правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать
санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по
организации рабочего места ученика.
4.
Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы
все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене
помещения.
5.
Для
профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного
стола.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете
рекомендуется проводить совместно с
лаборантом.
3. Для реализации индивидуальной фирмы организации обучения на уроке
информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках
одного урока.
При
выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного
кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать
к проведению урока информатики (\ час) учителя начальной школе!
И учителя информатики блоками по 15 минут. Бес компьютерная часть
урока информатики проводится учителем начальной школы в классе
сначала для 1 группы в течение 15 минут, а затем для 2 группы. Компьютерная
часть урока проводится учителем информатики сначала для 2 группы
в течение 15 минут, а затем соответственно для 1 группы.
Занятия информатикой, с использованием компьютерного
кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3
или 4-ым уроками).
При
использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики,
утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
Компьютерный
школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме:
одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки
локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в
Интернет, локальная сеть, сканер,
медиапроектор.
«Гигиенические требования к использованию
персональных компьютеров (ПК) в начальной школе»
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства
(СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным
терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую
компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о
ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение
должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится
в эксплуатации.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и
естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать
такие помещения, которые, ориентированы на север и северо-восток и
оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних
козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных
помещениях недопустимо.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять
полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения,
подтверждающие их безопасность для здоровья детей.
Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной
уборки,
обладать антистатическим покрытием.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть
не менее 6 кв.м.
Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном
классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.
Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в
хорошо освещенном помещении.'
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает
своеобразное электромагнитное
поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать
влияние излучения от компьютера на
учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить
расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся
разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии
с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно
оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен
соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и
спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится,
примерно, на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 10
лк, а экрана не более 200 лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы
изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность
засветки экрана, поскольку это снижает
контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному
контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не
менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так
как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко
ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах
следующие: температура - 19-21° С, относительная влажность - 55-62 %.
Перед
началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные
классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава
воздуха. Влаж1гую уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение
детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного
пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Для
профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать
следующие рекомендации.
•
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с
компьютером для учащихся II-IV классов должна быть не более 15
минут.
•
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на
персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз,
которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном
дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей
привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный
комплекс упражнений для глаз;
1. Закрыть глаза, сильно
напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза,
расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на
переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем
открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая
головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть
вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся
упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4
раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали:
вправе вверх - налево вниз, потом прямо
вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение
гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно
снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием ПК
следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания
учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема
пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием
компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.
Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных
занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и
гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных
занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные,
главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для
проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за
компьютером может привести к перенапряжению нервной системы,
нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся
этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия
длительностью не более 10 минут.