Характеристика агрессии в интернет
Введение
Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь.
Наряду с изучением СМИ ставятся и коммуникативные отношения между их потребителями. В настоящее время ими являются разные возрастные категории общества, но большинство всё же за остаётся за молодёжью. В данной курсовой работе будет описываться коммуникация молодёжи в социальных сетях и и такое явление как агрессия.
Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении последних лет с того времени, как появился такой ресурс как Интернет, среди подростков нередким явлением стала агрессия, которая влечёт за собой негативные последствия не только в виртуальном, но и в реальном мире.
Степень разработанности данной темы на данный момент мала. Пока явление агрессии рассматривалось лишь в отдельных отраслях, таких как: агрессия в семье, в обществе, СМИ и т.д.
Особый интерес представляют работы А. Бандуры, Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Т. Лукмана, П. Бергера, Ж. Бодрийара и др. - в которых с разных теоретико-методологических позиций исследуется проблематика социальной роли СМИ в условиях поздней современности. Анализ социальных изменений в современном мире, системы устроения (по Гидденсу) современного общества через теорию структурации, свидетельствует о рефлексивности СМИ как явлении, основанном на непрерывном мониторинге деятельности, осуществляемой индивидами и окружающими их людьми.
Существует мнение А. Бандуры о научении агрессии посредством наблюдения или моделирования. Согласно его исследованиям, благодаря развитию технических средств массовой информации и коммуникации появилась неограниченная возможность обучаться агрессивному поведению, даже не выходя из дома. Однако, есть и противоположное мнение - Лоубер и Хей (Loeber & Hay, 1997), отмечают, что агрессия у детей и подростков в определенной степени является возрастной нормой.
Объектом данной курсовой работы является агрессия молодёжи.
Предмет - социальные сети как фактор влияния на поведение молодёжи.
Цель исследования - определить степень влияния социальных сетей на поведение молодёжи.
Задачи:
. Дать определение понятию агрессия.
. Выявить особенности невербальной агрессии как составляющей коммуникации в интернете.
. Определить степень негативного влияния социальных сетей на молодёжь.
. Определить обусловленность агрессии в социальных сетях.
1. Характеристика агрессии в интернете
1.1 Определение агрессии
Исследование агрессии в настоящее время проводится в рамках различных гуманитарных наук: психологии, социологии, философии, культурологии и лингвистики. Агрессия считается явлением, прежде всего психологическим, поэтому ее сущность глубже исследована в психологии. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравнительно недавно, и, следовательно, феномен вербальной агрессии еще мало изучен. Среди лингвистов, занимающихся этой проблемой, нет единства в понимании сущности агрессии в речи, а также в выборе термина для ее обозначения. Широко используются такие словосочетания, как вербальная агрессия, речевая агрессия, языковая агрессия, словесная агрессия и др. Как отмечает Ю.В. Щербинина, «…сложность определения понятия «вербальная агрессия» заключается, прежде всего, в том, что данный феномен нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к самым разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации ситуациям проявления, формам словесного воплощения, интенциональной направленности и потому не может быть исчерпывающе определен посредством таких обобщенных понятий, как «патогенная коммуникация», «негативное речевое воздействие», «грубость речи» и т.п.».
Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.
Данная проблема изучалась и изучается большим количеством ученых, таких как А. Бандура, Г.Э. Бреслав, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, Д. Коннор, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можгинский, Ю.В. Щербинина, А. Налчаджян, А. Патерсон, М.М. Райская, A.A. Реан, Д. Ричардсон, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина, и др. Ими предоставлено большое количество работ, некоторые из которых: «Вербальная агрессия», «Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков», «Агрессия и насилие» и др.
Существует биологическое и психологическое объяснение агрессивного поведения и его возникновения. Биологическое объяснение включает в себя три подхода: этологический (агрессия, как внутренняя энергия), социобиологический (агрессия, как продукт эволюции) и генетика поведения (агрессия, как наследственная предрасположенность). Психологическое объяснение включает семь точек зрения на проблему: психоанализ Фрейда (агрессия, как инстинкт разрушения), фрустрационная теория агрессии (агрессия, как целенаправленное побуждение), когнитивный неоассоцианизм (агрессия, как реакция на отрицательные эмоции), модель переноса возбуждения (агрессия подкрепленная нейтральным возбуждением), социально-когнитивный подход (агрессия, как функция переработки информации), теория научения (агрессия, как возникающая в результате научения, путем закрепления и подражания), модель социального взаимодействия (агрессия, как результат принятия решений). Данная, наиболее полная классификация подходов к проблеме агрессии была дана Барбарой Крэйхи.
Проблема агрессии имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
С появлением СМИ её актуальность, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.
1.2 Вербальная агрессия как составляющая коммуникации в интернете
Проблемой речевой агрессии в СМИ занимаются социологи, психологи, лингвисты, поскольку «современные масс-медиа реально влияют не только на качество общенационального языка и публичного дискурса, но и на организацию моделей общественной жизни, на формирование у общества его собственного образа». Лингвистическому анализу форм речевой агрессии в СМИ посвящено немало исследований (см. например, работы Т.А. Воронцовой, Е.В. Какориной, Г.А. Копниной, А.П. Сковородникова, Ю.В. Щербининой и др.). Актуальность изучения феномена вербальной агрессии ученые связывают, прежде всего, с «неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер: ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживающих проявления агрессии слова». Опасность вербальной агрессии ученые видят в том, что последняя «препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия, деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможность взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия. В связи с этим всестороннее исследование феномена речевой агрессии - необходимое условие, обеспечивающее коммуникативную безопасность, как отдельной языковой личности, так и общества в целом».
Речевая агрессия рассматривается большинством исследователей как специфическая форма поведения или деятельности, основным орудием которой служит язык, ср.: «Речевая (языковая, вербальная) агрессия - форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом»; «Конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на субъектно-объектный тип общения и негативизирующее воздействие на адресата речи»; «Агрессивный тип речевого поведения характеризуется двойной интенцией: 1) выражение негативного отношения к кому- или чему-либо (аффективный вектор агрессии); 2) ориентация на антидиалог, т.е. на субъектно-объектный, некооперативный тип общения с адресатом (прагматический вектор)». В то же время конкретное содержание этого понятия трактуется неоднозначно, прежде всего, потому, что речевая агрессия - явление многоаспектное, включающее помимо языковой манифестации психологическую, прагматическую, поведенческую, социальную, политическую составляющие. Так, одни исследователи связывают с речевой агрессией манипулирование сознанием адресата, осуществляемое посредством языка, а именно «явное и настойчивое навязывание адресату определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты». Другие определяют речевую агрессию как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т.д.) или поражение в полемике - в пользу адресата». Третьи акцентируют внимание на таком сущностном качестве речевой агрессии, как нацеленность на оскорбление или намеренное причинение вреда человеку, причем данная прагматическая установка не обязательно должна быть связана с желанием говорящего изменить намерения, установки адресанта.
Феномен речевой агрессии тесно связан с такими широко представленными в масс-медийном дискурсе явлениями, как враждебность, конфликт, отрицательная оценка, речевое (языковое) манипулирование, ив то же время не тождествен им.
Враждебность представляет собой такое внутреннее состояние неприязни, ненависти, предубеждения, которое не включает в себя обязательной словесной или физической активности, может быть пассивным, внешне невыраженным. Речевая агрессия - это активное словесное действие, направленное на определенный объект (явление, лицо, группу лиц и т.д.), мотивационным основанием для которого, как правило, является состояние враждебности по отношению к этому объекту. В то же время речевая агрессия в СМИ может быть результатом предварительной договоренности автора с третьим лицом, «заказчиком» соответствующего материала. В этом случае, видимо, мотивационным основанием агрессивного речевого акта будет не состояние враждебности, а иные соображения, например, желание заработать деньги.
Коммуникацию в Интернете отличает целый ряд значимых особенностей: общение протекает исключительно в письменной форме, традиционные невербальные и паравербальные языковые средства практически полностью отсутствуют, отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения. Особенности лексикона пользователей Интернета, иные правила построения связных высказываний, и новые сценарии коммуникации составляют специфику Интернета как пространства общения.
Как и реальная коммуникативная среда, общение в Интернете не отмечено исключительно позитивной направленностью. Рано или поздно пользователь сталкивается с проявлениями вербальной агрессии.
Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Исходя из этого, а также учитывая то, что прагматику часто отождествляют с теорией речевой коммуникации, или, по-другому, с теорией речевых актов, то целесообразно классифицировать вербальную агрессию по формам ее проявления, отталкиваясь от понятия речевого акта. Речевой акт - целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.
Исходя из вышесказанного, можно определить понятие вербально-агрессивного акта как речевого действия, содержащего вербально-выраженную агрессию говорящего, направленную на адресата либо третье лицо. Как известно, «значение высказывания как такового может сколько угодно сильно отличаться от значения того же высказывания применительно к той или иной речевой ситуации». В связи с этим можно выделить прямые и косвенные вербально-агрессивные акты. В прямых вербально-агрессивных актах «иллокутивная цель говорящего непосредственно манифестируется», т.е. адресант открыто оскорбляет, угрожает и т.д. В случае, если агрессия в речи представлена имплицитно (косвенно, замаскировано), то речь идёт о косвенных вербально-агрессивных актах.
Опираясь на классификацию Ю.В. Щербининой, можно выделить следующие вербально-агрессивные акты (ВА): ВА оскорбления, ВА враждебного замечания, ВА угрозы, ВА грубого требования, ВА грубого отказа, ВА порицания (упрека), ВА обвинения, ВА иронии.
Проблема агрессивности в коммуникационной сети - междисциплинарная, сложность заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. Однако не следует считать эту проблему безнадежно неразрешимой. Определение синдромов агрессии, систематизация признаков агрессивности (симптомов), исследование агрессивно-негативного контента в Интернет и выявление механизмов возникновения и тенденций развития агрессивности позволяет найти позитивные решения и эффективно противостоять нарастанию данной проблемы.
Речевая агрессия в языке СМИ имеет различные формы проявления: наклеивание ярлыков, обыгрывание имени объекта агрессии, нагнетание негативных ассоциаций, акцентирование неприятных или обидных для объекта деталей, прямое оскорбление, дисфемизация речи и т.д. Кроме того, специалисты выделяют разновидности речевой агрессии в зависимости от ее «интенсивности»: брань, ругань, прямое порицание (сильные, или открытые, формы), скрытый упрек, косвенное осуждение (слабые, или стертые, формы).
Специфические черты электронной коммуникации: анонимность, физическая непредставленность коммуникантов, свобода и открытость - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин. Гуманитарные исследования смогут создать базу для разработки технических средств противостояния вербальной агрессии в Интернете.
2. Коммуникационное поведение в социальных сетях
2.1 Социальная сеть как коммуникативная среда
С возникновением такого явления, как Интернет, ни для кого уже не секрет, что он обнаруживает не только технические функции быстрой передачи данных, но также и средообразующие, коммуникативные - для виртуального взаимодействия индивидов. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия, можно наблюдать ускоренную динамику развития социальных сетей. Они активно структурируются, профилируются, лавинообразно прирастают в численности самих сетей и их участников, клонируются, взаимно пересекаются, приумножая возможности обмена различными видами контента и перекрестных ссылок. Глобальные социальные сети объединяют сегодня сотни миллионов участников независимо от пола, возраста, уровня образования и национальной принадлежности.
Информационное пространство - это та среда, в которой находится человек от рождения и до самой смерти. Именно информация плотно окутывает человека в течение всей его жизни. Каждое мгновение человеческий организм принимает огромное количество информации, разумеется, не вся информация осознаётся и обрабатывается. Некоторая информация обрабатывается в «автоматическом» режиме, а некоторая - нивелируется за ненадобностью, поскольку не важна конкретному человеку в данное время. С приходом компьютеров насыщенность информационного пространства возросла, а доступ к ней стал более свободным. Информационное пространство стало более открытым и наглядным. Возросшие объёмы информации, а также доступ к массовой коммуникации привели к некоему гиперинформационному хаосу.
Интернет стал не только пространством массовой коммуникации. Аккумуляция информационных ресурсов Интернетом, наполнение его всевозможным контентом стало причиной изменения ролей субъекта и объекта. Изначально субъектом, который наполнял скудное пространство Интернета информацией, был человек. Теперь можно утверждать, что в настоящее время человек из роли субъекта переходит в роль объекта во взаимодействии с Сетью. Информационное поле, которое возникает при взаимодействии социума и Интернета создаёт особое пространство потоков, что само по себе представляет достаточно многозначную и насыщенную среду. В дополнение к развитию информационной среды в интернете появляются социальные сети, которые, в свою очередь, так же формируют свою коммуникационную среду.
На каких принципах основано общение в социальной сети, и в чем истоки чувств, которые испытывает человек при электронной коммуникации?
Дело в том, что существует ряд факторов, определяющих общение в социальных сетях:
1. Ожидание
Поведение пользователей в социальной сети часто определяется ожиданием. У каждого человека есть вполне нормальное желание получить ответную реакцию на свои действия.
На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие, так же, как и неизвестна реакция. В разных случаях можно получить как позитивную, так и негативную реакцию.
2. Время ожидания
В ответ на действие в социальной сети образуется период ожидания реакции, причем неизвестно, закончится ли ожидание реакцией или нет. И, если закончится, то какой.
Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или перепост?
3. Большая комната
Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет.
Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии незавершенных мини-гештальтов и неполученных реакций.
4. Незнание
Полный смысл передаваемого сообщения в социальной сети теряется.
Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров.
В социальных сетях восприятие только вербальное.
При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает - дружественную улыбку или саркастический смех? Наличие исключительно вербальной коммуникации может предполагать недопонимание со стороны обоих собеседников, что может привести к различного рода негативным реакциям, что является ещё одним фактором, влияющим на желание вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.
5. Неопределенность
При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии и лайки, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.
Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.
6. Совпадения настроения.
Социальные сети решают проблему синхронизации человеческих состояний. Как и частная переписка.
В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.
В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность.
Круги общения
Антон Носик как-то замечал, что людям не свойственно делить окружающих на круги, как это предлагается пользователю в Google+. Если посмотреть, какие границы человек соблюдает в социальной сети, то окажется, что есть всего три типа связи:
·я и другой
·я и друзья
·я и все остальные
Социальные сети формируют свою коммуникационную среду на основе ряда факторов, специфичных для данного общения, как особая коммуникативная среда социальные сети и как ранее не существовавшая сфера реализации языка, принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.
агрессия молодежь невербальный интернет
2.2 Анализ агрессивного поведения в социальных сетях
Многие из социальных сетей допускают анонимное взаимодействие пользователей, регистрирующихся «под ником» - условным обозначением, не предоставляющим возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации. Такого рода анонимное представительство создает условия для нарушения этики сетевого взаимодействия, проявления различных форм агрессивного и оскорбительного поведения, называемого троллингом. Однако этот вид виртуального натиска также иногда используется и персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Основными площадками для своих демаршей представители этой троллинговой группы выбирают различные тематические форумы и конференции социальных сетей, порталов и новостных сайтов. Они обладают своими особенностями, поэтому целесообразно сделать небольшие терминологические уточнения.
Форум, или веб-форум, как правило, предлагает набор тематических разделов для обсуждения. Работа форума осуществляется под контролем модератора и заключается в создании пользователями тем для последующего обсуждения. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Распространённая иерархия веб-форума: разделы → темы → сообщения. Обычно сообщения несут информацию «автор - тема - содержание - дата / время». Сообщение и все ответы на него образует «ветку» или «тему».
Виртуальный чат - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или приближенном к нему, что отличает чат от форумов и других «замедленных» средств сообщения.
Интернет-пейджинг - способ обмена сообщениями через Интернет в реальном времени через службы мгновенных сообщений с использованием программы-клиента. Здесь могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.
Социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические форумы, особенно отраслевые, которые активно развиваются в последнее время. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
Эта особенность, как и собственно само уникальное явление виртуальных пространств, обеспечивают возможность создания индивидами виртуального Альтер эго, которое конструируется исключительно автором. Практически в любом виртуальном сообществе, созданном для общения индивидов, существует отдельное поле для формирования своих данных, где участники вписывают свои основные характеристики и дополнительные данные, связанные со сферами интересов и увлечений.
Учитывая то, что отсутствие физических и визуальных контактов позволяет любому участнику виртуальных пространств создавать любой желаемый образ своего виртуального Я, участники Интернет-сообществ активно этим пользуются.
Потребности индивидов - участников интернет-пространств - бывают самые различные, в данном случае нас интересует такое явление, как троллинг. Перед уточнением понятия следует обратиться к психологии общения. Русский психолог О. Чванова отмечает, что существует давно известный людям тип психологического общения под названием энергетический вампиризм. Это сложный тип личности, представители которого подпитываются эмоциональной энергетикой из своего социального окружения в процессе коммуникации. Цель энергетического вампира - вызвать желаемые эмоциональные реакции, создавая для своей жертвы определенные стимулы. В результате энергетический вампир реализует свои потребности, получая различные виды садистского наслаждения от наблюдения за негативными аффективными реакциями выбранного объекта воздействия.
Собственно термин троллинг не относится к сфере научного дискурса. Он возник и закрепился в сленге участников виртуальных сообществ. В наиболее общем виде это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет-взаимодействия. Как правило, анонимно действующий провокатор получает знаковое обозначение-маркер - тролль. Хотя анонимность присутствует не всегда. В некоторых случаях мотивы стать заметным и узнаваемым, оказаться в центре скандала, сотрясающего виртуальную общественность, оказываются решающими для того, чтобы включаться в коммуникации под своей фамилией.
Сегодня можно с достаточной определенностью утверждать, что троллинг, зародившийся в 90-х гг. ХХ столетия в интернет-пространстве, приобрел статус значимого социально-психологического феномена, оказывающего деструктивное влияние как на индивидов - объектов воздействия, так и на атмосферу коммуникативного взаимодействия виртуального сообщества в целом. Будучи средством агрессивного воздействия, порождающим ответную агрессию, троллинг является одним из самых действенных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции, как уже было сказано, межличностной, внутригрупповой и межгрупповой. Глобальная виртуализация современных средств коммуникации приводит к тому, что Интернет становится наиболее привлекательным ресурсом для манипуляции большими сообществами. Троллинг в этой стратегии рассматривается как пусковой механизм жесткой провокации, создания ситуации скандала.
Троллинг как форма социальной агрессии имеет свои уникальные характеристики. Во-первых, троллинг может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Во-вторых, он обладает специфическими механизмами быстрого возбуждения лавинообразной агрессии, мгновенно распространяющейся на большинство участников виртуального сообщества. И в-третьих, необходимо учесть, что уникальность троллинга как формы социальной агрессии состоит в том, что у потенциальной жертвы конфликта отсутствует возможность физического или визуального контакта с инициатором самой конфликтной ситуации. В соответствии с этим целесообразно рассмотреть типологию ролевого троллинга как формы социальной агрессии.
Тролль-комментатор представляет собой сравнительно редко встречающуюся разновидность троллей, принимающих участие во всех без исключениях темах и дискуссиях на избранных ими в качестве жертв форумах за счет публикации избыточных по величине массивов достоверной тематической или специальной информации, а также развернутых комментариев. Как правило, целью троллинга в данном случае является привлечение к себе максимального внимания участников форумов, замыкание на себе со временем большинства подписчиков, полное подавление и отпугивание аудитории своей глубокой эрудицией, псевдоэрудицией и авторитетным мнением. В этом случае основной оказывается эгоцентричная цель троллинга, однако последствия становятся социально значимыми: сообщество, конференция или ее ветка распадаются либоутрачивают большинство участников.
Тролль-провокатор, как правило, представляет наиболее выделяющуюся форму агрессивного социального поведения. Такие участники форумов интенсивно вступают в диалог по обсуждаемой тематике. Активно проталкивая свою точку зрения и унижая либо опровергая чужие точки зрения в образовавшейся дискуссии, они провоцируют агрессию вокруг того или иного обсуждения. Обращаясь к теории агрессии, можно утверждать, что, нарушая таким образом нормальное развитие дискурса, автор-тролль пытается получить удовлетворение от создавшейся в процессе тематического обсуждения негативной атмосферы.
Тролль герой-любовник получает острые ощущения от последовательного заигрывания и он-лайн-интриг с женщинами интернет-группы. Это подстрекает их на внутрисообщностное конкурирование и выбор агрессивных форм взаимодействия. Мужчины, в свою очередь, действующие по наглядному и результативному образцу, также оказываются провоцируемы на следование его манере и соревнование по завоеванию женского внимания. В итоге преобладающая часть группы концентрируется на флирте, группа перестаёт преследовать свою основную цель, и за пределами временно установившихся коммуникационных пар или кластеров доминирующей остается агрессивная форма взаимодействия.
Тролли-советчики - это особый вид троллинга, который заключается в том, что тролль под видом помощи или совета жертве начинает писать на форумах довольно бессмысленные вещи. Такой вид троллинга популярен на IT- и технических форумах, где тролль обычно проходит по всем веткам, размещая комментарии в каждой, якобы желая помочь жертве. Но на самом деле при виде глупого ответа на свой вопрос пользователь фактически «ведётся» на провокацию тролля, начинается «флейм», и жертву «банят» на форуме или в чате. Очевидно, что и в этом случае прослеживаются типичные формы манипуляции, приводящие к агрессии и деформации социального коммуникативного пространства.
Способы борьбы с троллингом:
Популярная мудрость учит избегать кормления троллей и игнорировать искушение им ответить. Ответ на троллинг неизбежно уводит обсуждение от темы, выводит из равновесия наблюдателей и снабжает тролля вниманием, которого он жаждет. Однако так как охотники (аналогично троллям) часто сами провоцируют конфликты, в итоге проигрывают только другие пользователи форума, которые предпочли бы, чтобы конфликт не появлялся вообще.
Человек, отклонённый социальной группой, что в онлайн-общении (с навешиванием ярлыка тролля), что в реальной жизни, может закрепить в себе такую антагонистическую роль, и будет стремиться и далее раздражать или возмущать членов группы. Роль «тролль» - часто признак социальных отклонений, и ярлык может навсегда сделать пользователя таким.
Тролль, которого успешно игнорируют, может добровольно покинуть форум (и либо заняться троллингом в другом месте, либо стать конструктивным пользователем). Тем не менее, он может попытаться развить свои способности, чтобы всё же впоследствии добиться цели.
Тролль-новичок может испытать серьёзное сожаление, так называемое «раскаяние тролля», в случае потери ника, ограничения доступа и других серьёзных штрафных мер, предпринятых по отношению к нему вследствие его поведения.
Игнорирование тролля может вызвать повторение попыток привлечь внимание. «Гады, что, возражаете? … гады, что, молчите? …» Тем не менее, эта тенденция гораздо слабее, и в итоге тролль устаёт и начинает искать себе более благодатную почву.
Часто применяемое средство против троллей - вмешательство модератора.
Стоит также отметить, что временами тролли стараются получить сочувствие модераторов, предстать жертвой свирепых фанатиков. Тем не менее, чаще всего тролли ведут себя подобострастно лишь с владельцами веб-форумов, у которых есть исключительные возможности для полного ограничения доступа. Также известны ситуации, когда тролль обзаводится «своим» человеком среди модераторов, который готов заступиться за него - в этом случае, естественно, из них выбирается наименее принципиальный.
Итак, можно выделить несколько общих способов для борьбы с троллингом:
. Игнорирование. Принцип «Не корми тролля!» обуславливается тем, что тролль жаждет именно внимания и если оно ему не уделяется, то есть большая вероятность, что он просто переключит внимание на кого-либо другого.
. Бан. Немедленный бан может предотвратить разрастание споров.
. Вступить в диалог с троллем. Однако, способ этот эффективен не для каждого, т.к. существуют эксперты по сетевому троллингу - люди, специализирующиеся на борьбе с «нечистотами» интернета.
Для выявления уровня агрессии в пространстве социальных сетей я провела небольшой опрос. (Приложение 4) Данный опрос проводился в наиболее популярной в России в настоящий момент социальной сети ВКонтакте. На его основе можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, львиная и одинаковая доля голосов опрошенных приходится на варианты ответа «редко, обычно в комментариях к видео\фото» и «часто, обычно в комментариях к видео\фото». Таких голосов по 26,9%.
Это говорит о том, что агрессия в социальных сетях, несомненно, присутствует, более того, большинство пользователей регулярно сталкиваются с её проявлением.
Так же, опрос показал, что среди опрошенных немало людей, являющихся источниками агрессии, данный показатель занимает 2 место по численности отданных голосов. 16,1%.
Среди опрошенных, в меньшей мере, но так же есть те, кто имел дело с негативным поведением через непосредственную переписку, таким образом:
«Редко, обычно посредством личной переписки» с агрессией сталкиваются 8,5%, а «часто, обычно посредством личной переписки» - 6,4%.
Однако, есть такие пользователи, которые не сталкиваются с негативом и агрессией в пространстве социальных сетей вообще, на их долю приходится 15,1% опрошенных.
Так же, мною был проведён другой опрос, конкретизирующий ситуации, охарактеризованные агрессией:
Из предоставленных вопросов, наибольшее количество было отдано варианту - «споры относительно сферы интересов» - за этот вариант проголосовали 31.2% опрошенных.
Вторым оказался вариант «споры на почве необоснованной агрессии» - 29% голосов.
Третьим по количеству голосов стал вариант «личная неприязнь оппонента» - 23.7%
Далее вариант «споры на почве национализма» - 14%
И менее всех голосов отдано варианту «споры на политической почве» - 2.2%
На основе этого опроса можно сделать следующий вывод:
В силу того, что споры на основе необоснованной агрессии уступают по частоте спорам, разгорающимся из-за непринятия чужих интересов, троллинг всё же нельзя назвать главным и подавляющим фактором агрессии в социальных сетях. Из этого следует, что применение методов борьбы с необоснованной агрессией могут быть эффективными.
Подводя итог, следует сказать о том, что явление троллинга можно рассматривать в большинстве случаев именно как агрессивную форму социального коммуникативного взаимодействия. Цель троллинга - дать определенные стимулы для того, чтобы вызвать негативные реакции участников форумов либо иных виртуальных сообществ. Очевидна и цель самого тролля - получение некоторой формы удовлетворения от того, что именно он в этот момент становится эпицентром разворачивающихся дискуссий и противостояний. Результат такого рода манипулятивных действий - это всегда конфликт с социальной окраской и последствиями. Наиболее успешные тролли способны взбудоражить целый ряд сообществ, умело сталкивая их между собой и используя проекции публичности в СМИ для привлечения внимания широкой общественности. Судя по последним сценариям «компьютерных» или «фэйсбуковских» революций, троллинг может превратиться в востребованную специализацию представителей целого ряда профессий, например, таких, как журналистика, мировая политика, международная экономика и ряда других.
По результатам проведённого опроса можно выявить, что проявление троллинга имеет довольно регулярный и массовый характер.
Заключение
К сожалению, виртуальная коммуникация может выступать не только средством управления стрессом, но и источником его возникновения. В частности, одним из широко распространенных в социальных медиа негативных явлений является целенаправленное, вербально-агрессивное поведение.
Проблема агрессии сложна и многогранна, многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались её изучением, хотя придти к общему мнению в данном вопросе не удалось.
Ряд факторов, характеризующий общение в сети - порождают также и целый ряд негативных явлений. Причем масштабы этих явлений представляются вполне серьезными, а способы их корректировки находятся пока в лишь в стадии осмысления.
С появлением СМИ актуальность коммуникативной агрессии, несомненно, приобретает глобальный характер, поэтому необходимость изучения предпосылок и решения проблем, связанных с агрессивностью молодёжи возрастает.
Актуальность проблемы интернет-агрессии, рост её распространенности связаны с тем, что в социальных медиа, как в зеркале, отражается такая общая проблема нашего социума, как рост агрессивности, особенно в больших городах. Параллельно тому, как уровень культуры в обществе падает, уровень агрессии растет. Эти явления взаимосвязаны, и их проявлением является волна виртуальной агрессии в Интернете.
Как следствие - отсутствует культура толерантной коммуникации в молодежной подростковой среде, не обеспечен широкий доступ населения к информации о процессах по формированию в обществе установок толерантного сознания.
Подобная проблема, впрочем, характерна не только для российского, но и для западного социума. В условиях же российского правового бескультурья, в частности «правового вакуума» в сфере регулирования Интернета (в силу отсутствия отдельного законодательства), виртуальная агрессия в Интернете достигает крайней степени выраженности.
Отличием подобного агрессивного поведения в виртуальной коммуникации от коммуникации реальной является его безнаказанность, вследствие чего троллинг и является широко распространенным социомедийным явлением, а для части пользователей сети - привычным сетевым поведением.
В основе «эпидемии» словесной агрессии лежит свойственный для современного российского социума мотив зависти к более успешным индивидам. Такова изнанка виртуальной социализации, ведущего мотива пользователей соц. медиа - стремления к самовыражению и самопродвижению, привлечению публичного внимания к собственной личности.
Проблема агрессивности в сети - заключается в ее связи со множеством разнородных дисциплин. В основу метода решения данной задачи положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.
Интернет-общение принимает форму агрессивного, негативного диалога, по стольку, поскольку сама конфликтная ситуация в большинстве не обременяется последствиями, а лишь служит фактором разрядки, либо самоутверждения коммуникантов за счёт унижения друг друга, обесценивания интересов, ценностей и норм оппонента. Именно этим обусловлена необходимость изучения коммуникативного поведения пользователей Сети представителями различных дисциплин.
Список литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
. Биккулов, А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. СПб., 2003
. Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов человека. // Общественные науки и современность - 1998.
. Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вестник Российской риторической ассоциации. - Вып. 8. - Красноярск, 1999.
. Воронцова Т.А. Речевая агрессия в публичной коммуникации // П Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
. Гриншпуя И.Б. Введение в психологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.
. Жичкина, А.Е., Белинская, Е.П. Стратегии самопрезентации и их связь с реальной идентичностью // Флогистон: Психология из первых рук. 1999.
. Интернет-агенство арт веб медия. Глоссарий и словарь интернет терминологий.
. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
. Комиссаренко C.C. Интернет-пространство как коммуникативная среда диалога культур
. Ломакин П.А. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М., 2003
. Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2009.
. Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе
Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002
. Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001
. Чванова О.А. Психология вампиризма. М., 2008.
. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006
19. FAQ Trolls. URL: #"justify">20. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Дашков и К, 2009 г. - С. 591