Сущность и содержание психопрофилактической работы ЗКРВР, ее основные принципы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,76 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и содержание психопрофилактической работы ЗКРВР, ее основные принципы













КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗКРВР ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Сущность психопрофилактической работы

1.1Проблемы решаемые психопрофилактической работой

1.2Особенности психопрофилактической работы с военнослужащими

2. Порядок работы ЗКРВР по проведению психопрофилактической работы в подразделении

2.1Порядок организации работы при проведении психопрофилактической работы

2.2План проведения психопрофилактической работы

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современные Вооруженные Силы России характеризуются значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Это выдвигает на первый план задачи укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки. Все это обусловило выдвижение на повестку дня необходимости реорганизации существующей системы воспитания и обучения личного состава.

Как и любой обслуживающий вид деятельности, психопрофилактическая работа возникает в связи с необходимостью решения конкретных проблем, оказывающих негативное влияние на уровень боевой готовности Вооруженных Сил. Данные проблемы являются результатом противоречий, обусловленных содержанием современного переходного периода, сложностью политической, экономической и социокультурной ситуации в стране, трудностями реформирования армии и флота. К числу основных противоречий современного периода относятся:

а) Противоречия, обусловленные процессом политического распада бывшего СССР, его вооруженных структур, что привело к созданию национальных армий и различных автономных вооруженных формирований.

Процесс распада страны, сокращение ассигнований на социальные нужды, падение жизненного уровня большинства населения, расслоение общества на богатых и бедных сопровождается целым рядом негативных проявлений, отрицательно влияющим на духовно-нравственный и психологический настрой общества и личного состава. Атрибутами последнего времени стали небывалый криминальный фон в стране, резко выраженный индивидуализм обыденной психологии граждан, пессимизм людей в отношении возможностей права и государства по эффективной защите их конституционных интересов.

б) Противоречия между односторонним характером действий России по сокращению своих вооружений и реальным соотношением сил в мире, наличием военной угрозы и отсутствием надежных союзников у Российской Федерации. Резкое изменение статуса нашей страны и уменьшение ее возможностей влиять на решение важнейших международных проблем составляют негативную оппозицию отражаемой в умонастроениях граждан страны потребности проводить активную внешнеполитическую деятельность, сохранять сферы своего традиционного влияния.

в) Противоречия между существующей объективной потребностью Вооруженных Сил структурном и материально-техническом преобразовании и невозможностью эффективно и оперативно осуществить это преобразование, а также между объективной потребностью общества в количественном сокращении Вооруженных Сил и невозможностью безболезненного проведения этого сокращения из-за отсутствия необходимых социальных гарантий и защиты увольняемых в запас военнослужащих (отсутствие жилья, гражданской специальности и т.д.).

г) Противоречия между потребностями Вооруженных Сил в качественном пополнении личным составом и реальным несоответствием большей части призывного контингента психическим и физическим нормам.

Выделенные противоречия порождают социально-психологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил, прежде всего на личностном, коллективно-групповом и деятельностном уровнях. Отрицательно влияя на общий уровень боевой готовности и морально-психологическое состояние войск и проявляясь в различного рода негативных социально-психологических явлениях, данные проблемы во многом определяют реальное содержание психологической работы. На их разрешение направлены те задачи, выполнение которых позволяет добиться более эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе воинской службы.

Вместе с тем, следует отметить, что в войсках наблюдается своеобразный "дефицит восприятия ЗКРВР, как представителей совершенно новой, непривычной до этого для наших Вооруженных Сил профессии. Проведение при этом аналогии с бывшими представителями военно-политических органов затрудняет, подчас, понимание специфики и возможностей их профессиональной деятельности. Зачастую при оценке их деятельности должностные лица используют формальные, результативные критерии, не в полной мере учитывающие специфику труда и уровень его профессиональной компетентности. Типичной является ситуация расширительного толкования профессиональных функций, перекладывания на них отдельных сфер ответственности, являющихся на самом деле объектом коллективных усилий различных должностных лиц. Осознание того, что решаемые военными специалистами задачи требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов, привело к появлению социального заказа на специальную деятельность, предусматривающую обоснованное психологическое воздействие на человека и группы людей. Практическим шагом по реализации этого явилось в рамках отдельного вида деятельности - психопрофилактической работы.

.Сущность психопрофилактической работы

1.1 Проблемы решаемые психопрофилактической работой

Психопрофилактическая работа - система мероприятий, направленных на предотвращение и разрешение, складывающихся проблем у военнослужащих в ходе выполнения как учебной, так и боевой деятельность: адаптации, конфликты, стрессовые расстройства, оказывающие влияние на эффективность выполнения поставленной задачи.

На протяжении жизни каждого человека степень переносимости им психических нагрузок колеблется подобно тому, как изменяется способность переносить физические нагрузки. Психотравмирующие факторы, в том числе и трудности привыкания к условиям воинской службы, могут уменьшать запас прочности психики, создавая тем самым предрасположенность к нервному срыву.

Проблемы, на разрешение которых направлена психопрофилактическая работа.

. Личностные проблемы - проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:

мотивационные проблемы - отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию;

профессионально-квалификационные - непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;

функционально-психологические - негативные психофизиологические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности.

Не является секретом факт снижения реального уровня подготовленности молодежи к армии, ухудшению качества призывного контингента. Так, в различных регионах примерно от трети до половины призывников по физическим данным не соответствуют требованиям воинской службы (дефицит веса, хронические заболевания, в том числе умственные отклонения). Значительно сокращается процент лиц, имеющих среднее образование (около 50%). Около половины призывников до армии регулярно употребляли спиртное, 7-8% обнаруживают склонность к суицидальным действиям, более половины считают службу в армии неблагодарной повинностью.

Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п. Очевидным следствием данных проблем являются также: повышение уровня психических расстройств, невротических и психосоматических заболеваний среди военнослужащих: в связи с активным участием в боевых действиях, очевидным ростом угрозы для их жизни (служба в "горячих точках", попытки захвата заложников и оружия и т.п.); рост числа военнослужащих, особенно офицеров, с чувством острого личного кризиса в связи с дискредитацией старых ценностей, отсутствием личных служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив (следствием этого становится не только уход из армии, но и суицидальные действия).

. Коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива.

К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внуриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных и антиармейских целей и ориентиров.

. Деятельностные проблемы - проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности.

Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и учебно-боевых задач. Резкий рост служебной нагрузки в связи с острым дефицитом людских ресурсов приводит к физической и психологической усталости, эмоционально-волевому истощению, снижению уровня функционального психологического состояния военнослужащих в результате утомления, недостаточного восстановления физических и морально-психологических сил.

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения содержание психопрофилактической работы в ВС сводится к двум основным направлениям:

оптимизация психологических условий, влияющих на психику военнослужащих;

формирование и развитие индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.

Особенностью психопрофилактической работы в ВС является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и характеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная ценность в профессионально-этическом самоопределении психолога, в условиях ВС психологическая работа должна быть ориентирована и на деятельность, и на человека. Практически это реализуется в мероприятиях, проводимых по двум направлениям:

а) Содействие решению задач, стоящих перед подразделеним, непосредственно связанных с воинской деятельностью. В рамках данного направления решаются такие задачи, как оптимизация социально-психологического климата в подразделениях, профессиональный отбор и распределение военнослужащих, совершенствование форм и методов управления, психологическое обеспечение боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства, караульной службы. Здесь превалируют как бы интересы самой деятельности.

б) Содействие решению проблем, не связанных напрямую с воинской деятельностью. Сюда входит решение семейных, личностных проблем военнослужащих и членов их семей, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сохранение и повышение уровня психического здоровья, оптимизация психофизиологического состояния и др.

Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки - принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению. К их числу относятся:

а) Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности.

Требования данного принципа ориентируют всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Кроме того, осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования. В условиях воинской части таким специалистом является психолог, который должен в своей деятельности ограничиваться теми областями психологической науки и практики, в которых он получил достаточные знания и опыт деятельности.

б) Принцип гуманизма и благополучия человека, его права на квалифицированную помощь.

Психопрофилактическая работа, должна предотвратить возникающие различного рода психологических проблем у военнослужащему и получить своевременную и квалифицированную помощь в разрешении. Сам характер психопрофилактической работы должен обеспечивать добровольное и сознательное участие военнослужащих в ее мероприятиях, организация и проведение которых не должны ущемлять личное достоинство человека. Необходимо помнить, что военнослужащий является не только субъектом воинской деятельности, но и субъектом собственной жизнедеятельности, что предполагает обязательную возможность интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития человека в условиях армии.

в) Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации.

Данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.

г) Принцип деятельностного подхода.

Психопрофилактическая работа подчинена решению задач служебной и боевой деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления. Она должна учитывать то воздействие, которое оказывают факторы воинской деятельности на психику военнослужащих. Данные факторы могут оказывать как положительное, развивающее воздействие на психику, способствуя появлению профессионально-психологических новообразований, так и действовать негативно, угнетающе. Последнее способствует возникновению различного рода психологических затруднений и проблем.

.2 Особенности психопрофилактической работы с военнослужащими

Исследование индивидуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании психопрофилактическая помощи. При определения необходимости психопрофилактической работы очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека. Наиболее общие критерии нормы психического здоровья:- соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;- способность к адаптации в микросоциальных отношениях;- способность к самоуправлению собственным поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержание активности в их достижении.

Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности - от более "заостренных" отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное и отклоняющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц и в первую очередь. Однако круг лиц, с которыми нужно проводить психопрофилактическую работу, не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не может самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно определить для себя наилучшую линию поведения, или попросту не обладает необходимыми навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т.п. Наиболее типичной по уровню субъективной трудности для большинства военнослужащих является ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином "адаптация" понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, а с другой - процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от многих привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям. Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал. Усугублять негативные психологические проявления могут не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т.п.). Исходя из этого, психологическая помощь имеет комплексный характер, выражающийся:- в осуществлении профилактических мероприятий - систематической и согласованной работе психолога и других должностных лиц по созданию благоприятных условий для обучения и воспитания военнослужащих, предупреждению их психологической перегрузки;- своевременном выявлении лиц, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном их психологическом сопровождении;- непосредственном применении специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным военнослужащим методами психологического консультирования, психотерапии и психореабилитации. Особым предметом внимания психолога и других должностных лиц должны быть военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости. Под "нервно-психической неустойчивостью" (НПН) понимают склонность нервной системы военнослужащего к срывам при значительных физических и психических нагрузках. НПН как интегральный показатель психического состояния подвержена динамике и может изменяться под воздействием многих факторов. Нервно-психическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, является временным, обратимым явлением. Ее можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь. Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН, являются: слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней; психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старослужащими; грубость и педагогические ошибки командиров; особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие ненадежность адаптационных и компенсаторных механизмов; психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воинском подразделении; злоупотребление алкоголем, приводы в милицию, ранний сексуальный опыт, употребление наркосодержащих препаратов; факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками НПН должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психоневрологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов. При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков - заносится в списки для более глубокого обследования психологом части. Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (это характеризуют вопросы не по существу), выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями, опоздания, задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний. Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части. К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж. По результатам проведенной работы психологом совместно с командирами подразделений и их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании, ограничении использования этих военнослужащих по отдельным специальностям и в определенных ситуациях. Военнослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости представляются для медицинского освидетельствования на предмет годности к военной службе.

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев) и последующего прохождения службы продолжается изучение военнослужащих, динамическое наблюдение за лицами с признаками НПН в целях контроля за их состоянием и выработки психологом предложений должностным лицам о мерах индивидуально-воспитательного характера, о психопрофилактических и психокоррекционных мероприятиях. Предметом особого внимания должностных лиц являются военнослужащие, находящиеся в депрессивном (подавленном) состоянии. Опыт изучения происшествий, связанных с суицидальным поведением военнослужащих, показывает, что накануне самоубийства или попытки к этому большинство из них находились в психическом состоянии, которое может быть охарактеризовано как депрессивное. Причинами такого состояния могут стать высокозначимые для человека психотравмирующие события, создающие конфликтную ситуацию, единственно возможным преодолением или выходом из которой представляются суицидальные действия.

В качестве наиболее вероятных причин для принятия решения о самоубийстве выступают: затрудненная адаптация военнослужащего; глумления и издевательства со стороны сослуживцев; потеря социального статуса в воинском коллективе; боязнь ответственности за совершенное преступление, проступок; смерть или измена близкого человека; длительное соматическое или психическое заболевание; слабое физическое развитие. Вероятность возникновения суицида значительно выше в начальном периоде службы, во время несения службы в карауле, а также если в подразделении сложилась тяжелая морально-психологическая обстановка. Командирам, отвечающим за жизнь и здоровье подчиненных, необходимо знать, что суицидальное поведение, как правило, имеет определенную продолжительность и характеризуется следующей динамикой. Вначале (под влиянием конфликтной ситуации) у военнослужащего возникают суицидальные мысли, характеризующиеся размышлениями об отсутствии смысла жизни, фантазиями на тему своей смерти. Затем возникают суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства) и намерения (принятие решения о самоубийстве). И лишь потом осуществляются суицидальные действия. Время от возникновения первых суицидальных мыслей до намерений совершить самоубийство - наиболее вероятный период, когда окружающим удается остановить потенциального суицидента от совершения задуманного. В этот временной отрезок у самого военнослужащего наблюдается острая потребность в теплых дружеских отношениях, в сопереживании и эмоциональной поддержке.

психопрофилактический военнослужащий социальный адаптация

2.Порядок работы ЗКРВР по проведению психопрофилактической работы в подразделении

2.1 Порядок организации работы при проведении психопрофилактической работы

В рамках выделенных проблемы основными задачами психопрофилактической работы офицера-воспитателя являются:

изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям;

психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;

психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, а также организация психологического просвещения военнослужащих;

На начальном этапе работы заместителю командира роты по воспитательной работы необходимо обращать внимание на такие признаки, которые могут свидетельствовать о приближающейся беде: открытые высказывания о желании покончить с собой; косвенные намеки на возможность суицидальных действий, демонстрация материальных атрибутов готовящегося самоубийства; утайка патронов, накапливание лекарственных препаратов, поиск отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т.п.; повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах; стремление к уединению, разрыв привычных связей, изменившийся стереотип поведения; чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, воинскую часть, о госпитализации, о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам; внезапное появление щедрости (раздача личных вещей), что сопровождается символическим прощанием; утрата интереса к окружающему и т.д. Пригласив такого военнослужащего на беседу (обязательно лично), необходимо стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для военнослужащего), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям. Главное внимание требуется сосредоточить на способе и совместном планировании преодоления создавшейся ситуации. В заключение беседы высказывается поддержка, чтобы придать уверенность человеку в своих силах и возможностях. После беседы надо продумать вопрос о направлении этого военнослужащего к психологу, при необходимости - в лечебное учреждение. Любая информация, сообщенная воином во время беседы, не может быть передана кому бы то ни было без его согласия. Такого военнослужащего нельзя оставлять без внимания, надо создать для него на какой-то период щадящий режим и условия деятельности (не ставить в наряд, особенно с оружием, не посылать в рейс и т.п.).

Особое внимание уделяется на работу с лицами, перенесшие (в т. ч. по их словам) травмы головы, нервные и психические срывы, у которых в части наблюдались снохождения (или частое сноговорение).

. Определить наличие нервно-психической неустойчивости, акцентуации характера, психопатических черт (диагностировать, наблюдать).

. Зафиксировать наличие высказываний суицидального характера.

. Оценить возможность суицидальных проявлений в связи с возникшим острым конфликтом, неудачей, вскрытым правонарушением, потерей близкого человека.

. Выявить факты нервно-психических расстройств, суициды в семье, у родственников.

. Не ставить на службу с оружием военнослужащих в период после проявления острых аффективных реакций.

. Не допускать случаев применения дисциплинарных наказаний в процессе несения боевой службы.

. Определить тип семейного воспитания (гипер- и гипопротекция, условия эмоционального отвержения, жестоких взаимоотношений, моральной повышенной ответственности).

. Определить вероятность скрытого алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Также под наблюдение берутся также лица, обращающие на себя внимание такими особенностями поведения, как:

повышенная вспыльчивость;

плаксивость;

дурашливость;

боязливость;

нелюдимость;

являющиеся в подразделении объектами для шуток, насмешек;

имеющие репутацию "чудаков", "дурачков";

систематически неуспевающие по боевой подготовке;

замеченные в употреблении алкоголя и наркотических средств;

интересующиеся лекарственными средствами;

2.2 План проведения психопрофилактической работы

В плане оказания военнослужащим профилактической помощи выделяются два направления работы:

. Осуществление организаторской работы по созданию условий в подразделении, предупреждающих негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний, и воспитательная работа командиров всех уровней: внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.; рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей; исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих; равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов; постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах - атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи; создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану; анализ обстановки в семьях военнослужащих, обмен письмами с родителями, установка в воинской части междугородного телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужащих по личным вопросам; разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог); знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным

. Проведение специального психологического воздействия психологом воинской части - используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в рамках таких методов психологической помощи, как психологическое консультирование, психотерапия и психореабилитация.

К числу основных методов работы относят: рациональная терапия (направляется на коррекцию мышления военнослужащего, путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях); логотерапия (направлена на преобразование внутреннего мира за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента); поведенческая терапия (это отработка в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксационными процедурами необходимого компонента поведения); нейролингвистическое программирование (НЛП) (система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы. В процессе работы ЗКРВР активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные нами в предыдущем параграфе. Эффективным методом работы является групповой социально-психологический тренинг (СПТ). Проводимые в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высокой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повысить их социально-психологическую компетентность: формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п. Порядок психотерапевтической работы психолога в части определяется командиром воинской части, то есть устанавливаются дни, часы и место приема. Как правило, местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении (комната психологической разгрузки, комната для проведения социально-психологических, психофизических тренингов) и т.п.

Заключение

Использование ЗКРВР в процессе проведения психопрофилактической работы тех или иных методов зависит от характера имеющихся у военнослужащих психологических проблем, готовности использовать тот или иной метод, а также личностных особенностей того, кому оказывается помощь, и того, кто оказывает помощь. При этом используемые методы направляются на помощь военнослужащим: в осознании и осмыслении тех событий, которые послужили причиной их актуального психического состояния; в отреагировании переживаний, связанных с воспоминаниями о психотравмирующих событиях; в принятии случившегося как неотъемлемой части их жизненного опыта; в актуализации совладающего поведения, необходимого для преодоления негативных последствий и реадаптации к изменившимся внутренним и внешним условиям жизнедеятельности.

Большое значение для военнослужащим имеет проведение на ее первом этапе диагностической беседы, которая способствует решению не только диагностических, но и психотерапевтических задач. Процесс осуществления диагностической беседы возможен при условии преодоления коммуникативного барьера, который, как правило, возникает у военнослужащих относительно информации, связанной с пережитым ими психотравмирующим суицидальным опытом. Проведение диагностической беседы позволяет военнослужащим рассказать о том, что с ними произошло накануне суицидальной попытки, отреагировать на эмоции, связанные с тяжелым для воспоминаний периодом их жизни, взглянуть на произошедшее как бы со стороны, восстановить целостную картину значимых для их актуального психического состояния событий, глубже осознать и, возможно, переосмыслить то, что они пережили в психотравмирующей ситуации и как это повлияло на их последующие поступки, жизнедеятельность и здоровье. Полноценное проведение диагностической беседы способствует также психологической подготовке военнослужащих к дальнейшему участию, если это необходимо, в реабилитационной работе.

Таким образом, организация воинской деятельности в только тогда будет обеспечивать полноценное использование человеческого фактора, когда будет строиться с учетом закономерностей и психологических механизмов адаптации военнослужащих к условиям военной службы, особенностей восстановления психических и физических ресурсов личного состава после выполнения служебно-боевых задач, психологических условий своевременной психологической подготовки соединений, частей и подразделений к выполнению предстоящих боевых задач.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы воинского воспитания личного состава. / В.Ф. Фомичев. Воениздат

. Баева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Л: ЛГУ, 1985, 21 с.

. Бодалев «Общая психодиагностика»

. Бойко В. В. Социально-психологический климат и личность»

. Бурлачук «Психодиагностика»

. Бурлачук «Словарь справочник по психодиагностике»

. Буянов В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части. Диссертация кандидата психологических наук. Военная академия им. Дзержинского, 1986 -217

. Введение в профессию (Уч.-методическое пособие для войсковых психологов и социологов).-М.: Центр военно-психологических, социологических и правовых исследований Вооруженных Сил. 1992-128 с.

. Вирджиния Н. Квист «Прикладная психология»

. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. - М.: ГУВР,1993

. Возрастная психология. Г.С. Абрамова. М, 2005

. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ. 1976. -148 с.

.Маклаков А.Г. «Военная психология»

Похожие работы на - Сущность и содержание психопрофилактической работы ЗКРВР, ее основные принципы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!