Основные задачи и функции логистики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    741,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные задачи и функции логистики

Содержание

Глава 1. Теоретические основы логистики

1.1 Основные задачи и функции логистики

1.2 Классификация видов логистики

1.3 Особенности сбытовой логистики

Глава 2. Краткая характеристика ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

2.1 Общая характеристика и показатели работы предприятия

2.2 Взаимодействие функциональных подсистем логистики

Глава 3. Логистика в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

3.1 Модель управления процессом товародвижения в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

3.2 Экспресс-диагностика состояния логистики в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

Глава 4. Выводы и рекомендации

Список литературы

Глава 1. Теоретические основы логистики


1.1 Основные задачи и функции логистики


Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Первоначально логистику определяли как:

новое направление в организации движения грузов;

теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

интеграция процессов производства и транспортировки;

процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

производственная инфраструктура;

форма управления физическим распределением продукта;

эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

наука о рациональной организации производства и распределения;

новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как:

·        многостадийный хозяйственный процесс, включающий:

·        складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;

·        перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;

·        складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;

·        разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;

·        систему управления, объединяющую:

·        управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);

·        управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;

·        экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

На рисунке 1.1 показаны элементы логистики:

Рис.1.1 Элементы логистики

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Выделяют три функции логистики:

·        интегрирующая - формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

·        организующая - обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

·        управляющая - поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Предметом логистики как науки является изучение организационно-экономических отношений в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем. Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками. Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

1.2 Классификация видов логистики


Классификация логистики осуществляется в зависимости от пространственного (предприятие, регион, страна), временного, функционального, организационно-хозяйственного и объектообразующего признаков (табл.1).

Таблица 1

Классификация логистики

Фактор декомпозиции

Область логистики

Пространственный

Микрологистика Макрологистика Металогистика

Временной

Анализ, планирование и организация логистических систем и процессов Регулирование, реализация и контроль логистических установок Расчет мощности и производительности логистической системы

Функциональный

Заготовительная логистика Производственная логистика Сбытова (распределительная) логистика Транспортная логистика Информационная логистика

Организационно-хозяйственный

Логистика предприятия Строительная логистика Военно-промышленная логистика Предпринимательская логистика

Объектообразующий

Единичная логистика Массовая логистика Логистика запасных, комплектующих товаров Логистика персонала


По производственному признаку различают следующие виды логистики.

Микрологистика охватывает границы одного предприятия.

Макрологистика распространяется на народное хозяйство или на экономический район страны.

Металогистика - на отдельные регионы, их системы снабжения и каналы распределения.

Наиболее представительной является классификация по функциональному признаку.

На каждом участке прохождения материального потока наблюдается некоторая специфика, в связи с этим в логистике выделяют пять функциональных областей:

Закупочная логистика. При логистическом подходе к управлению материальными потоками деятельность по изучению и выбору поставщиков, заключению договоров и контролю за их исполнением, принятию мер в случае нарушений условий поставки должна быть не обособленной, а подчиняться стратегии управления сквозным материальным потоком. Границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения в микрологистической системе.

логистика товародвижение управление сбытовая

Производственная логистика. Основные задачи в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления производства.

Она включает все вопросы по организации и управлению перемещением материальных ресурсов (от сырья до готового изделия) непосредственно в процессе производства, в том числе подачу сырья, материалов и комплектующих изделий на рабочие места.

Сбытовая (распределительная логистика). Реализация функции распределения на производственном предприятии называется сбытом продукции. Задачи распределительной логистики решаются как на микро - так и на макроуровне. Так от решения задач по организации распределения продовольственных товаров в области, регионе будет зависеть обеспечение населения региона необходимыми продуктами питания. Это логистика, специализирующаяся на реализации продукции, включая ее доставку "точно вовремя" от "двери" производителя до "двери" потребителя и послепродажное обслуживание.

Транспортная логистика. Иногда специалисты, чтобы подчеркнуть важность и сложность процессов транспортировки материальных ресурсов, объединяют эти процессы и их изучение в особый раздел, называемый транспортная логистика. Движение материального потока обеспечивается транспортом общего пользования (принадлежит специальным транспортным организациям) и собственным транспортом. Приоритетным объектом изучения и управления в логистике является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

Информационная логистика. В условиях развития информационных систем возможность эффективного управления мощными информационными потоками позволила решать задачу сквозного управления потоками материальными Объектом исследования в этой области логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии.

Указанные виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.

1.3 Особенности сбытовой логистики


С каждым годом требования заказчиков к качеству поставок становятся все более высокими. Для предприятия очень важно удовлетворить их, ведь для него важно не потерять канал сбыта продукции - источник дохода. Следовательно, работа компании должна быть ориентирована на потребителя.

При этом неизбежно возникают вопросы: как максимально удовлетворить запросы потребителей и при этом получить наибольшую прибыль? как оптимально загрузить производственные мощности заказами? как вести себя в динамично изменяющихся условиях рынка? Грамотный ответ на них дает сбытовая логистика.

Основная ее цель звучит просто - сбыт готовой продукции предприятия, но ставит ряд трудных задач:

. Доставить потребителю продукцию своевременно.

. Доставить потребителю продукцию в нужном количестве.

. Доставить потребителю продукцию без ущерба для ее качества.

. Доставить потребителю продукцию с минимальными затратами.

В отличие от маркетинга, который ищет пути увеличения объемов продаж в освоении новых сегментов рынка или расширении имеющихся (путем изменения ассортимента продукции, способов продвижения товаров и т.д.), сбытовая логистика работает в установившейся сети каналов сбыта, использует имеющиеся хозяйственные связи по продаже товаров.

Сбытовая логистика планирует и обеспечивает доставку продукции от производителя к потребителям, то есть осуществляет: постоянное изучение потребительского спроса; изучение товаров, создаваемых конкурентами; сбор полной информации о товарах собственного производства; поиск реальных и потенциальных заказчиков, создание, поддержание и развитие связей с ними; выдвижение предложений о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения; отбор каналов сбыта продукции, посредников; организация поставок и их контроль; участие в формировании стратегии и тактики предприятия при планировании производства и затрат.

Сбытовая логистика ищет пути и средства оптимизации каналов сбыта. Существование же многочисленных способов организации сбыта позволяет наиболее полно использовать потенциал логистики.

Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.

Таким образом, объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.

В научно-методической литературе наряду с термином "сбыт" имеют место также термины "физическое распределение" и "дистрибьюция" Причем все они как характеристики заключительной части комплексного процесса "жизненного" цикла изделия трактуются разными авторами (как отечественными, так и зарубежными) очень широко.

Уяснение сути и осмысление разграничения понятий "сбыт", "физическое распределение" и "дистрибьюция" - первый шаг к пониманию понятийно-терминологической сущности сбытовой логистики.

За рубежом до сих пор продолжается дискуссия о содержании физического распределения как комплексной логистической функции. Некоторые зарубежные исследователи считают физическое распределение синонимом логистики, другие подменяют им понятие дистрибьюции (распределения).

Следует согласиться с мнением большинства ученых, которые объясняют такие разночтения эволюцией логистической концепции на Западе, когда в период с 1950-х до середины 1970-х гг. термин "физическое распределение" по существу использовался вместо термина "логистика", но в понятийном плане представлял собой менеджмент готовой продукции в товаропроводящих структурах сбыта фирм - производителей продукции и торговых посредников.

Используя первоначальный смысл, вложенный в это понятие зарубежными исследователями, В.И. Сергеев дает следующее определение: "Физическое распределение - это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников". Такая семантика физического распределения противоречит пониманию данного термина Д. Бауэрсоксом, который пишет, что "физическое распределение сводится к обработке и исполнению заказов потребителей вплоть до непосредственной поставки товаров" Далее там же: "Физическое распределение является неотъемлемым элементом маркетинга и продаж, своевременно и экономично обеспечивая доступность товаров." По нашему мнению, нужно принять концепцию В.И. Сергеева о понимании физического распределения лишь как части сбыта, связанной с материализацией его процесса.

В свою очередь, дистрибьюция определяется В.И. Сергеевым как "компактная логистическая активность", заключающаяся в продвижении готовой продукции от производителей к конечным (или промежуточным) потребителям, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса. Как видим, термин "дистрибьюция" является полным синонимом распределения и употребление того или другого определяется степенью оригинальности перевода с английского языка. Примечательно то, что автор расширяет трактовку сбыта добавлением функций организации продаж, а также предпродажного и послепродажного сервиса. Однако в определении отсутствует упоминание о функциях транспортирования и хранения готовой продукции.

Сформулируем промежуточный вывод, вытекающий из анализа понятийно-терминологического аппарата сбытовой логистики:

. сбыт, распределение, физическое распределение и дистрибьюция являются синонимами и означают одно и то же понятие, которое в настоящее время трактуется разными авторами по-разному. Различия в звучании объясняются особенностями перевода;

. методически более адекватным, на наш взгляд, является термин "сбыт", и в дальнейшем именно его мы будем использовать для описания многогранного процесса реализации готовой продукции.

Особенно важным с теоретико-методологической точки зрения является анализ сущности понятия "сбыт" и сопутствующего ему определения сбытовой логистики.

Говоря о термине "сбыт" в увязке с логистикой, необходимо понять, а чем же отличие сбыта от логистики сбыта, или сбытовой логистики.

Большинство склоняются к тому, что главное отличие логистической концепции сбыта от традиционной сбытовой стратегии во многом обусловлено логистическим подходом к организации сбыта продукции, который проявляется в том, что:

. процесс управления материальными, информационными, финансовыми и сервисными потоками подчиняется целям и задачам логистики;

. существует системная взаимосвязь процесса сбыта с процессами производства и снабжения;

. осуществляется интеграция всех функций внутри самого сбыта.

Суммируя вышесказанное, представляется наиболее полным следующее определение сбытовой логистики. Это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, т.е. в процессе реализации товаров, основной целью которой является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.

Глава 2. Краткая характеристика ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

2.1 Общая характеристика и показатели работы предприятия


ОАО "Зверохозяйство Мелковское", действует на основании Устава, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного применимого законодательства.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество "Зверохозяйство Мелковское", на английском языке: "MELKOVO" Ltd.

Сокращенное: на русском языке: ОАО "Зверохозяйство Мелковское", на английском языке: MELKOVO.

Место нахождения Общества: 171265, Россия, Тверская область, Конаковский район, деревня Старое Мелково, ул. Центральная, дом 6.

ОАО "Зверохозяйство Мелковское" расположено вблизи трассы Москва Санкт-Петербург на 127 километре. Предприятие находится в незначительном удалении от районного и областного центров (порядка 40 км). Состояние районных и внутрихозяйственных дорог вполне приемлемое.

Целью деятельности ОАО "Зверохозяйство Мелковское" является получение прибыли путем производства сельскохозяйственной продукции.

Высшим органом управления является Общее собрание акционеров. Один раз в год ОАО "Зверохозяйство Мелковское" проводит годовое Общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным единоличным органом - генеральным директором.

ОАО "Зверохозяйство Мелковское" является юридическим лицом по российскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные правка, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основными видами деятельности Общества являются:

·        организация клеточного пушного звероводства: производство, заготовка, обработка, хранение, реализация, оценка качества пушно-мехового сырья;

·        разработка прогрессивных технологий в звероводстве, ведение племенной работы, разведение животных улучшенных и новых (гибридных) пород;

·        производство товаров народного потребления из пушно-мехового сырья, оказание услуг по пошиву пушно-меховых изделий;

·        производство и реализация сельскохозяйственной продукции, животноводства, биопродукции, растениеводства и первичной переработки произведенной продукции, выпуск кормов;

Предприятию представлено в собственность и бессрочное пользование 1065га земли под пашню, сенокосы, пастбища и прочие земли. Производственная база занимает участок площадью 44га. Среднегодовая численность работников - 223 человека.

Основным видом деятельности предприятия является клеточное пушное звероводство (норки), а также молочное скотоводство и свиноводство. В хозяйстве имеется своя котельная, АЗС для хранения ГСМ, РММ, цех по пошиву меховых изделий (головных уборов, шуб, воротников, шарфов и др.), деревобрабатывающий цех, строительный цех кормокухня для приготовления кормосмеси для зверей, холодильник для хранения мясных и рыбных кормов, цех первичной обработки пушнины.

Для организационно-экономической характеристики ОАО "Зверохозяйство Мелковское" необходимо проанализировать его размер, специализацию, основные экономические показатели. Основные производственные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность ОАО "Зверохозяйство Мелковское" представлены в таблице 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что основным видом деятельности предприятия является клеточное звероводство. Наибольший доход организация получает от реализации продукции звероводства (шубы, шапки, шкуры и прочие мех изделия). Наряду с ростом прибыли в хозяйстве растет и себестоимость так, например с 2005 по 2009 год себестоимость возросла. Связано это, прежде всего с удорожание цен на электроэнергию, ГСМ, корма, а также в 2008 году на предприятии произвели повышение заработной платы, что сильно отражается на расходах организации.

Таблица 2 - Показатели, характеризующие размеры ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

Экономические показатели

2005г.

2006г.

2007 г.

2008 г.

2009г.

2009 г. в % к 2005 г.

2009г. В % к 2008г.

Валовая продукция, тыс. руб.

 49038

 59733

 68133

 75733

 75075

 153,1

 99,13

Товарная продукция тыс. р.

 64024

 97719

 96611

 112965

 92868

 145,05

 82,2

Среднегодовая численность работников, чел Из них занято в с. - х. производстве

308 153

238 201

225 190

218 182

227 193

73,7 126,14

104,13 106,04

Общая земельная площадь, га: Из нее площадь с. - х. угодий В т. ч. площадь пашни

4366 3533 2245

4366 3533 2245

4366 3533 2245

4366 3533 2245

4322 3489 2215

98,99 98,75 98,66

98,99 98,75 98.66

Среднегодовое поголовье животных: КРС Из них коровы Лошади Свиньи Норки и песцы всего

 215 90 2 22 15776

 190 90 2 31 14315

 190 90 1 45 19334

 201 90 1 58 16633

 100 33 58 16128

 46,5 100,0 263,6 102,23

 49,75 100,0 100,0 96,96

Среднегодовая стоимость основных средств тыс. руб.

 17471

 25949

 26650

 29170

 34882

 199,66

 119,6

Наличие тракторов, физ. ед.

 2

 7

 9

 8

 8

 400,0

 100,0

Энергетические мощности, л. с.

 5328

 5738

 6057

 6178

 5400

 101,35

 87,4


Меняется динамика показателей товарной продукции по сравнению с 2005 годом рост составил 45,05%, по сравнению с 2008 годом происходит снижение продукции в фактических ценах реализации на 17,8%. Показатель среднегодовой численности работников хозяйства по сравнению с 2005 годом снизился на 26,7%, по сравнению с 2008 годом относительно стабилен, связано это, прежде всего со стабильной оплатой труда, хотя и не высокой. Общая земельная площадь уменьшилась за счет ее продажи.

Наблюдаются темпы роста поголовья отдельных животных. Поголовье КРС снизилось по сравнению с 2005 годом на 53,5%, а поголовье свиней выросло на 163,6%.

Наряду с темпами роста можно отметить темпы снижения поголовья зверей на 3,4% по сравнению с 2008 годом. Это связано, прежде всего, с высоким уровнем падежа зверей.

Основные средства увеличиваются на 99,6% к базовому 2005 году и на 19,6% к прошлому 2008 году, за счет приобретения нового оборудования для цеха пошива меховых изделий, оборудования для кормокухни и легкового автомобиля.

2.2 Взаимодействие функциональных подсистем логистики


Для выполнения необходимых функций в ОАО "Зверохозяйство Мелковское", на рисунке 1 представлена структура управления предприятия.

На данном предприятии применяется линейно-функциональная структура управления производством, то есть применяется четырехступенчатая организационная структура и структура управления. Существуют промежуточные подразделения - производственные, через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями: Генеральный директор - зам. генерального - производственное отделение - бригада. Соответственно структура управления строится по отраслевому принципу.

Рис.1. Структура управления ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

Эта структура обеспечивает: единство и четкость распорядительства; согласность действий исполнителей; четкую систему взаимных связей между руководителем и подчиненными; быстроту реакции в ответ на прямые указания; получение исполнителями указанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами; личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Высшим органом управления является собрание акционеров. Оно собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

Исполнительным органом ОАО "Зверохозяйство Мелковское" является генеральный директор. Он осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия и подотчетен общему собранию учредителей.

Процесс управления производством начинается с постановки цели (планирования) и заканчивается учетом и анализом ее выполнения.

К сожалению, при постановке цели ОАО "Зверохозяйство Мелковское", т.е. планировании, отсутствует конкретность, не ведется изучение внешней среды предприятия, поэтому нет возможности определить угрозы для производства. Не проводится оценка сильных и слабых сторон хозяйства, не разрабатывается стратегия. Планирование в основном сводится к составлению производственно-финансового плана для отчета.

В частности производится расчет:

.        Количества изделий, необходимых для производства;

2.       Промежутка времени, в течение которого будет произведена продукция;

.        Обеспечением сырья и оборудования для производства нужного количества изделий в рамках запланированного периода времени.

На предприятии существует отдел маркетинга и сбыта, который занимается сбытом пушной и меховой продукции, а также экономический отдел под руководством главного экономиста и бухгалтерия - под руководством главного бухгалтера.

Отдел маркетинга и сбыта отвечает за:

.        Физическую обработку сырья, поступающего как от подразделений зверохозяйства (пушнина, шкурки), так и от внешних поставщиков - (подкладочный материал, фурнитура);

2.       Идентификацию сырья;

.        Уточнение количества;

.        Перемещение сырья в подразделение занимающееся производством меховых изделий (цех пошива) или для хранения на склад.

В ОАО "Зверохозяйство Мелковское" бригадир или заведующий фермой получает свои полномочия от главного специалиста (руководителя цеха), а тот - от генерального директора.

Согласно принципу единоначалия, работник получает полномочия только от одного начальника и отвечает только перед ним. Все коммуникации направляются по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться "через голову" своего непосредственного руководителя к начальнику высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель не может дать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. В ОАО "Зверохозяйство Мелковское" генеральный директор отдает распоряжения руководителям цехов, которые в свою очередь приказывают бригадирам (заведующим фермами) первичных коллективов, а они дают задания работникам своих коллективов.

Для достижения непрерывности и ритмичности производственных процессов, согласованного и четкого действия работников, приходится прибегать к даче указаний, распоряжений, отдавать приказы, принимать постановления, направленные на устранение возникших диспропорций и других неполадок. Эти мероприятия оперативно-распорядительного действия обеспечивают выполнение плана и графика работ.

Оперативное управление в ОАО "Зверохозяйство Мелковское" осуществляется в основном за счет издания приказов, доведения различных заданий до исполнителей, контроля за выполнением заданий.

Каждый понедельник директор собирает руководителей подразделений (отделов) для проведения оперативки, где заслушивает отчеты о проделанной работе за неделю, утверждает планы работ на предстоящую неделю и выдает задания при выявлении отклонений, а также при возникновении непредвиденных сложностей.

Руководитель отдела в свою очередь проводит совещание с бригадирами, заведующими фермами, где также составляется план работы на неделю, анализируется выполнение ранее намеченных работ.

Бригадиры и заведующие фермами ставят в известность свои трудовые коллективы о заданиях, полученных от вышестоящих руководителей, выявляют проблемы, возникшие в процессе работы.

Глава 3. Логистика в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"


3.1 Модель управления процессом товародвижения в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"


Рассматривая логистическую систему ОАО "Зверохозяйство Мелковское", можно сказать, что она обладает определенной спецификой (рис.2.).

Рис.2. Логистическая система ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

Прежде всего, специфика заключается в достаточно низкой значимости закупочной логистики, так как основное сырье (мех, шкурки) производится самим предприятием, закупки у внешних поставщиков только по подкладочным тканям и фурнитуре.

С точки зрения производственной логистики процесс движения сырья также обладает спецификой, так как, для своевременного и полноценного снабжения производства необходима кормовая база, как вспомогательное производство, кроме того на заключительной стадии процесса производства он распадается на два подпроцесса: выпуск мясопродукции и выпуск шкур, которые в дальнейшем различаются, мясопродукция поступает на склад готовой продукции, а шкуры поступают во вспомогательное производство - цех выделки. Затем обработанное сырье поступает на склад сырья собственного производства, далее в соответствии с планом производства меховых изделий (или под конкретный заказ) сырье поступает в цех пошива, в завершении данной стадии, готовая продукция поступает на склад готовой продукции, затем осуществляется транспортировка.

Особенности транспортной логистики на предприятии в том, что готовая продукция перевозится либо в собственные магазины, либо (редко) розничным посредникам. Оптовые покупатели в основном осуществляют транспортировку самостоятельно.

Главные цели процесса товародвижения формулируются в области обеспечения, требуемого уровня удовлетворения запросов потребителей при минимизации затрат на организацию и осуществление данного процесса, то есть в сфере сбытовой логистики. От процесса товародвижения потребители ожидают эффективной системы заказов, выполнение заказа в ассортиментном ряде, возможность осуществления срочных поставок, гарантированное качество продукции.

Физическое распределение продукции включает организацию складского хозяйства, работу с заказами, обработку груза (физическое формирование заказа), обработку товаросопроводительных документов и транспортировку груза.

Планирование сбыта ОАО "Зверохозяйство Мелковское" осуществляет по направлениям:

) на известном рынке;

) на свободном рынке.

Под известным рынком подразумевается поставка меховых изделий по долгосрочным контрактам розничным салонам Москвы.

Главным в планировании сбыта на известном рынке является разработка портфеля заказов предприятия.

Портфель заказов предприятия - это количество продукции, которое должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям в соответствии с заказами или заключенными контрактами. При формировании портфеля заказов отдел маркетинга и сбыта ОАО "Зверохозяйство Мелковское" координирует поступающие заказы с возможностями предприятия: с имеющимися производственными мощностями, обеспеченностью финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел маркетинга и сбыта проводит совместно с производственным отделом, и планово-экономическим.

Обобщая исследование модели управления процессом товародвижения в ОАО "Зверохозяйство Мелковское", можно сказать, что главенствующим видом логистики на предприятии является даже не производственная, а именно сбытовая логистика, так как специфика конечной продукции предполагает ориентацию на потребителя и объем заказов, то есть система относится к типу "тянущая", которая предполагает, что предметы труда подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, а ставит задачу лишь перед конечным звеном технологической цепи - цехом пошива меховых изделий.

Проведем экспресс - диагностику состояния логистики на предприятии, делая основной акцент на сбытовой логистике.

3.2 Экспресс-диагностика состояния логистики в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"


В соотвествии с производственной структурой (рис.1) на предприятии ОАО "Зверохозяйство Мелковское" сформирован отдел маркетинга и сбыта, который ответственен за выполнение функций маркетинга.

Данный отдел подчиняется заместителю генерального директора по экономике. В его состав входят:

·        менеджеры (5 человек);

·        менеджер-экономист;

·        маркетолог.

Целью работы маркетингового отдела является реализация продукции ОАО "Зверохозяйство Мелковское" (в основном продукции звероводства и готовой продукции цеха пошива готовых изделий).

Зверохозяйство имеет 3 собственных магазина по сбыту продукции.1-н из них расположен на территории поселка, 1-н на территории хозяйства, а 3-й в городе Москва. В магазинах представлен широкий ассортимент готовых изделий различных размеров, моделей и цветов производством которых занимается как собственный пошивочный цех, так и известные дизайн бюро. Шкурье, предназначенное для реализации и пошива мех изделий в невыделанном виде и выделанное виде находится на пушно-меховом складе.

Становление цены на производимую продукцию происходит при оценке рыночной цены. В первую очередь анализируются цены на внутреннем рынке (в Москве, Твери и области), далее анализируются цены в целом по стране.

Продукция предприятия соответствует самым высоким требованиям качества, а также направлениям современной моды. На сегодняшний день ОАО "Зверохозяйство Мелковское" сталкивается с проблемами, которые характерны для всех звероводческих хозяйств России.

Во-первых, это сложности формирования спроса на продукцию фирмы и реализации программ интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Во-вторых, это налаживание эффективных связей с фирмами-посредниками, которые реализуют продукцию зверохозяйства через розничную сеть меховых салонов - магазинов страны и стран СНГ.

Возникающие в процессе функционирования зверохозяйтсва проблемы необходимо решать внедрением в деятельность современных маркетинговых мероприятий по оптимизации сбытовой логистики.

Для более полного представления о преимуществах и недостатках сбытовой логистики ОАО "Зверохозяйство Мелковское" проведем экспресс оценку ее состояния.

Для анализа состояния сбытовой логистики используется модель пяти сил Портера.

1 сила: производители аналогичной продукции (внутриотраслевая конкуренция). ОАО "Зверохозяйство Мелковское" находится на этапе зрелости. Сбыт продукции растет, но растет и число конкурентов.

Основными конкурентами ОАО "Зверохозяйство Мелковское", выпускающими аналогичную продукцию (изделия из меха), являются зверохозяйства занимающиеся разведением норки и хоря Тверской, Московской, Лениградской и Новгородской областей, а именно:

Тверская область:

·        "Вышне-Волоцкое" зверохозяйство

·        "Знаменское LTD" ТОО

Ленинградская область:

·        "Авангард" зверосовхоз

·        "Пионер" зверокомплекс

Московская область

·        "Голубая норка" ЗАО агрофирма

·        "Крестовский пушно-меховой комплекс" ОАО

·        "Пушкинский" племзверосовхоз

·        "Салтыковский" племзверосовхоз

Новгородская область

"Боровическое зверохозяйство" ООО

Все фирмы - конкуренты пользуются хорошей репутацией, качество продукции высокое. ОАО "Зверохозяйство Мелковское" и её конкуренты выпускают продукты только из собственного высококачественного сырья.

На основе собранной информации проведем оценку предприятий - конкурентов (таблица 2).

Таблица 2

Сводная таблица показателей конкурентов

Фирма

Ассортимент

Доля

Целевой сегмент

Цены

Отличительные особенности

 ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

Меховые изделия и шкуркное сырье в широком ассортименте

10%

Оптовые и розничные посредники

Низкие

Широкий выбор, высокое качество, стильный внешний вид моделей, функциональность изделий, цена. Два вида каналов сбыта.

Знаменское LTD" ТОО

Шкурки и меховые изделия в широком ассортименте

6%

Госзакупки

Средние

Объем проведения НИР, высокий уровень подготовки персонала. Специфические каналы сбыта.

Агрофирма ЗАО "Голубая норка"

Эксклюзивные меховые изделия в широком ассортименте

13%

Оптовые посредники, эксклюзивные розничные точки

Выше средних

Изделия изготавливаются и под заказ, небольшие партии отпускаются со склада. Аналогичные каналы распределения.

ООО "Боровическое зверохозяйство"

Более 1100 наименований изделий из льна

9%

Оптовые и розничные посредники, собственные розничные точки

Выше средних

Собственная производственная база. Весь спектр каналов сбыта.

Преимущества ОАО "Зверохозяйство Мелковское": низкий уровень цен, широкий спектр каналов сбыта, высокий уровень подготовки персонала.

Далее рассмотрим возможности и угрозы в области сбыта ОАО "Зверохозяйство Мелковское" по отношению к ведущим конкурентам в отрасли таблице 3.

Таблица 3

Возможности и угрозы по отношению к производителям в отрасли.

Возможности

Угрозы

1. Достижение уровня цен на продукцию, на который не могут выйти наши конкуренты;

1. Некоторые конкуренты начали техническое перевооружение для перехода на новые технологии

2. Использование современных технологий (улучшение племенного стада, технологии выделки меха)

2. Активность конкурентов в сфере новых технологий

3. Использование широкого сегмента рынка

3. Попытки конкурентов расширить сегмент рынка

 

2 сила: конкурентная сила покупателей продукции.

Продукция ОАО "Зверохозяйство Мелковское" занимает необходимую нишу на меховом рынке. Основные показатели хозяйственной деятельности по основным каналам сбыта представлены в таблице 4.

Анализируя данные таблицы 4 можно сделать вывод о том, что основные каналы реализации продукции животноводства - это перерабатывающие предприятия по КРС и свиноводству, то есть реализация продукции собственного производства работникам предприятия незначительна - всего 14,78%.

Наибольший удельный вес в объеме реализации занимает продукция звероводства, так звери на продажу 10,36%, непереработанная продукция звероводства (шкуры, побочная) - 18,86%, продукция переработки, то есть меха и меховые изделия 60,72%, удельный вес реализации молока - всего 2,17%, скота на мясо 7,89%, столь высокий процент получен, только за счет полной продажи стада КРС и забоя животных, так как на конец года на предприятии не числится КРС.

Таблица 4

Каналы реализации продукции животноводства ОАО "Зверохозяйство Мелковское" за 2010г.

Показатели

Всего по хозяйству

в том числе



Перерабатывающие предприятия

Работникам предприятия


молоко

скот на мясо

звери на продажу

продукция звероводства непереработанная

продукция звероводства переработанная (меховые изделия)

молоко

скот на мясо

молоко

скот на мясо

Объём реализации, ц., ед

1223

352

1860

-

-

1223

300

-

52

Удельный вес в общем объёме, %

2,17

7,89

18,86

60,72

100

85,22

-

14,78

Цена реализации, руб. /ц

1557,7

19678

4887

-

-

1557,7

19678

-

19678

Выручено от реализации, тыс. руб.

1905

6927

9090

16556

62711

1905

5903,4

-

1023,6

Полная себестоимость ц, руб.

2524

8392

1822

20951

43515

2524

7151,7

-

1240,3

Прибыль (-уб-к) от реализации, руб. / ц

-619

-1465

7268

-4395

19196

-619

-1248,3

-

-216,7

Уровень рентабельности (-убыт-ости),%

-36,3

-21,2

79,96

-26,55

30,61

-36,3

-21,15

-

-21,17


Анализируя данные по прибыльности (убыточности) отдельных видов продукции, можно сказать, что прибыльными являются только два направления - реализация живых зверей (7268 тыс. руб. прибыли), уровень рентабельности 79,96%, и реализация готовых изделий из меха норки и песца - 30,61% рентабельности (прибыль от реализации - 19196 тыс. руб.).

В ОАО "Зверохозяйство Мелковское" условия поставки сырья и готовой продукции покупателям и заказчикам определяет владелец. Готовая продукция должна быть отправлена на склады в последний день месяца.

Товарная марка ОАО "Зверохозяйство Мелковское" пользуется предпочтениями потребителей. Постоянные клиенты дорожат налаженными связями и являются лучшими рекламистами продукции.

Таблица 5

Возможности и угрозы со стороны покупателей

Возможности

Угрозы

1. Расширение сегмента рынка

1. Переход потребителей на использование товаров конкурентов

2. Повышение спроса на меховые изделия (рост доходов населения)

2. Превышение предложения над спросом

 

сила: сила влияния поставщика

В производстве меховых изделий ОАО "Зверохозяйство Мелковское" использует высококачественное сырье собственного производства и подкладочные ткани широкой цветовой гаммы со специальными отделками.

Из Москвы в строго определенное время (15 число месяца) поступает подкладочная ткань и фурнитура для следующего месяца. Поставщиками сырья являются отечественные ткацкие производства. Анализ основных поставщиков представлен в следующей таблице.

Таблица 6

Выполнение поставщиками договоров в 2010 году

Поставщик

Заключено договоров на сумму, тыс. руб.

Поступило на сумму, тыс. руб.

Выполнение договоров, %

СП "Гретта", г. Иваново

512

512

100,0

ООО "Пальмира", г.С. - Петербург

689

689

100,0

ООО "Арахна", г. Москва

397

350

89,0

ООО "Ролик", г. Тула

358

358

100,0

ОАО "Псковтекстиль", г. Псков

457

409

89,5

ООО "Текс", г. Москва

987

987

100,0


Основными поставщиками сырья и материалов (фурнитуры, отделки) для ОАО "Зверохозяйство Мелковское" являются базы Москвы, Иваново, С. - Петербурга и т.д.

Таблица 7

Возможности и угрозы предприятию со стороны поставщиков

Возможности

Угрозы

1. Высокая репутация предприятия

1. Увеличение цен на сырье, материалы и энергоносители

2. Устойчивые связи с поставщиками

2. Утрата связи с поставщиками


Со всеми налажены партнерские отношения на протяжении последних лет, что снижает риск. Незначительный объем закупок у каждого поставщика также снижает финансовый риск для ОАО "Зверохозяйство Мелковское".

4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции.

По данному параметру очень важны следующие положения: поддерживание на высоком уровне заинтересованности покупателей к продукции ОАО "Зверохозяйство Мелковское". Этого можно достичь при помощи рекламных кампаний. Используют несколько видов инструментов продвижения. Среди них: реклама, стимулирование сбыта, спонсоринг.

Следует отметить, что вход в отрасль требует от нового предприятия большого объема производства, то есть оно должно быть обеспечено сырьевыми ресурсами, высококвалифицированным персоналом, современным оборудованием. Все это требует от фирмы больших финансовых затрат, а слабо развитая система инвестирования, кредитования, отсутствие помощи со стороны государства не обеспечивает новые предприятия такими ресурсами. Таким образом, входной барьер в отрасль высокий.

Таблица 8

Возможности и угрозы предприятию со стороны потенциальных производителей аналогичной продукции

Возможности

Угрозы

1. Внедрение новых изделий

1. Широкий ассортимент потенциальных производителей

2. Широкое использование инструментов продвижения продукции зверохозяйства

2. Инвестиции в производство аналогичных производителей

3. Снижение себестоимости продукции ОАО "Зверохозяйство Мелковское"

3. Кредитование производства аналогичных производителей

 

сила: сила производителей товаров-заменителей.

Вероятность переключения с данного товара на товар со сходным функциональным назначением возможна, вследствие того, что конкуренция заменяющих изделий высокая (дубленки, каракуль и т.д.). Аналогичные товары-заменители на рынке продукции меховой отрасли в большом выборе. Подобную продукцию, выпускают десятки фирм, названных ранее.

Таблица 9

Возможности и угрозы предприятию со стороны производителей товаров-заменителей

Возможности

Угрозы

1. Устойчивость налаженных связей

1. Повышение спроса на конкурентные товары

2. Вложения в технологическую взаимозаменяемость продукции

2. Расширение ассортимента изделий производителей товаров-заменителей

3. Репутация предприятия на рынке



Обобщенные выводы по ситуационному положению в области сбытовой логистики исследуемого предприятия представлены в виде количественного SWOT - анализа (таблица 10). Для его проведения отберем по пять реально влияющих на сбытовою логистику (положительно и отрицательно) факторов из внешней и внутренней сред предприятия.

Таблица 10

Количественный SWOT - анализ1

Факторы внешней и внутренней среды предприятия

Удельный вес фактора А

Оценка В

Итоговая оценка С = А*В

1

2

3

4

Сильные стороны 1. Стабильная работа предприятия 2. Собственная база для организации производства 3. Устойчивая и хорошо организованная структура управления 4. Высокое качество продукции 5. Высокая квалификация персонала

 0,8 0,7 0,9 0,9 0,6

 4 5 5 4 3

 3,2 3,5 4,5 3,6 1,8

Итого



16,6

Слабые стороны 1. Недостаточность маркетинговых исследований 2. Недостаточная работа служб сбыта и продвижения товара 3. Отсутствие источников дешёвого вспомогательного сырья 4. Цена продукции не ниже, чем у конкурентов 5. Отсутствие экспортных поставок

 0,9 0,8 0,6 0,3 0,8

 4 4 4 2 3

 3,6 3,2 2,4 0,6 2,4

Итого



12,2

Продолжение таблицы 10

Возможности 1. Снижение налогового бремени 2. Расширение ассортимента с целью удовлетворения потребителей 3. Расширение каналов сбыта 4. Повышение качества продукции путём внедрения новых технологических линий 5. Освоение новых сегментов

 0,8 1 0,8 1 0,9

 4 5 3 5 4

 3,2 5 2,4 5 3,6

Итого



19,2

Угрозы 1. Повышение цен на сырьё 2. Конкуренция со стороны товаропроизводителей 3. Ожидание роста инфляции 4. Слабая маркетинговая служба 5. Нестабильность социально-экономической среды

 0,9 0,7 0,2 0,9 0,6

 5 4 1 4 3

 4,5 2,8 0,2 3,6 1,8

Итого



12,9


Проведя количественный SWOT-анализ, можно сделать вывод, что ОАО "Зверохозяйство Мелковское" следует придерживаться стратегии сочетания роста выпуска востребованной продукции с сокращением выпуска моделей, не пользующихся спросом. Предприятие функционирует в динамичной отрасли с быстроменяющимся ассортиментом изделий (модные тенденции на определенный цвет, модель и т.д.).

Основным содержанием планирования сбыта на свободном рынке является прогнозирование сбыта продукции, разработка планов сбыта, выбор наиболее эффективных каналов сбыта, распределение объема сбыта товаров по собственным и сторонним розничным предприятиям ОАО "Зверохозяйство Мелковское".

Можно сказать, что данное предприятие использует два вида каналов сбыта: ОАО "Зверохозяйство Мелковское" - Оптовый торговец - Розничный торговец - Потребитель, то есть двухуровневый канал сбыта по сбыту на известном рынке, и ОАО "Зверохозяйство Мелковское" - Розничный торговец - Потребитель, то есть одноуровневый канал сбыта по сбыту на свободном рынке.

При выборе канала распределения продукции учитывались следующие факторы:

·   возможность не заниматься распределением товара и не принимать на себя риск, связанный со сбытом и распределением;

·   наличие у персонала необходимых знаний, опыта и владение методами оптовой торговли;

·   потребительские свойства меховых изделий:

·        неограниченные сроки реализации;

·        условия хранения (относительная влажность 75 - 80%)

·        отсутствие необходимости использования специально оборудованного транспорта.

По данным посредников, которые проводили исследование основных потребителей, были получены следующие данные.

Покупатели меховых изделий в городе Твери достаточно индифферентно (безразлично) относятся к выбору продукции конкретного - изготовителя. В достаточной степени этому вопросу уделяет внимание только половина всех покупателей. Исходя из данных по рейтингу мотиваций, среди покупателей меховых изделий на их окончательное решение о выборе, в большей степени, влияют эстетические качества и цена. Половина покупателей выстраивают свое решение о пристрастии в результате не единичного знакомства с конкретным видом продукции, а делают это на основании достаточно длительного по времени потребления. Тем не менее, примерно для одной пятой потребителей меховых изделий доминирующим критерием является цена. Однако определенно фиксируется и тот факт, что меховые изделия характеризуются высокой степенью эластичностью спроса от типа покупателя можно говорить о том, что покупатель является узкой и специфической группой лиц (с высоким уровнем дохода).

Относительно ассортимента меховых изделий мотивация потребителей достаточно консервативна, 90% покупателей останавливают свой выбор на продукции отечественных производителей (классика или эксклюзив). Данные два вида меховых изделий в равной степени активно приобретаются. Наличие же широкого ассортимента меховых изделий является лишь "внешнепривлекательным", но маловажным стимулом для покупателя. Богатый ассортимент меховых изделий привлекает покупателя к торговому прилавку, но покупает он все-таки, в большинстве, достаточно стандартную модель.

Прогноз сбыта продукции может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз охватывает от 5 до 25 лет, среднесрочный - от 1 до 5 лет, а краткосрочный - от 3 до 12 месяцев. Долгосрочное прогнозирование сбыта необходимо при разработке стратегического плана предприятия, а среднесрочное - для того чтобы проверить, правильно ли осуществляется развитие предприятия, предусмотренное долгосрочным прогнозом. Краткосрочный прогноз объема сбыта продукции приносит большую пользу при составлении планов сбыта, графиков производства продукции и управлении запасами готовой продукции.

В условиях неопределенности внешней среды ОАО "Зверохозяйство Мелковское" применятет уровневое прогнозирование объема сбыта.

Уровневое прогнозирование это предсказание уровня объема сбыта по трем точкам: максимальный, вероятный, минимальный. Уровневое прогнозирование имеет следующие достоинства. Во-первых, фирма может подготовиться к пессимистическому варианту объема продаж. Во-вторых, можно заблаговременно выявить факторы, ведущие к минимальному объему сбыта. В третьих, выявление таких факторов дает возможность разработать ситуационный план. Сущность разработки такого плана заключается в том, что для каждого вида выпускаемой продукции отбирается несколько ключевых допущений, иных, чем наиболее вероятная ситуация. В качестве допущений может быть принят не только наихудший, но и случайные варианты.

Любые прогнозы являются лишь рабочими гипотезами о тех или иных показателях развития в будущем, поэтому их достоверность полностью зависит от той информации, на которой они базируются. Обычно прогнозированием объема сбыта продукции занимается отдел снабжения и сбыта, а ответственность за подготовку прогноза - несет генеральный директор ОАО "Зверохозяйство Мелковское". Прогноз объема сбыта служит составной частью плана сбыта.

При выборе канала сбыта ОАО "Зверохозяйство Мелковское" учитывает также и то, какие каналы сбыта используют конкуренты, доступность рынка, периодичность совершения покупок потребителями, стоимость хранения запасов и многие другие критерии оценки. В основном сбытовая деятельность предприятия ОАО "Зверохозяйство Мелковское" направлена на нацеленный сбыт.

Нацеленный сбыт предполагает продажу товаров какой-либо конкретной группе покупателей. Оперативно-сбытовая деятельность в ОАО "Зверохозяйство Мелковское" имеет свои особенности, которые определяются назначением выпускаемой продукции, организационной структурой сбыта, отраслевой спецификой предприятия. Вместе с тем на ОАО "Зверохозяйство Мелковское" оперативно-сбытовая работа является завершением процесса реализации произведенной продукции.

Оперативно-сбытовая логистика в ОАО "Зверохозяйство Мелковское"" включает:

-       разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;

-       приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;

-       организацию отгрузки продукции покупателям и оформление документов, связанных с отгрузкой и контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.

Планы-графики отгрузки готовой продукции разрабатываются на короткие периоды времени (декада или неделя), с их помощью осуществляется координация планов сбыта с планом производства.

Продукция, изготовленная цехами, поступает на склад готовой продукции, который должен принять ее от цехов по количеству и качеству. При подготовке продукции к отгрузке покупателям особое внимание уделяется строгому соблюдению правил упаковки и маркировки, установлению количества отгружаемой продукции (веса, количества, пачек, и т.п.).

При отгрузке продукции покупателям особенно важен правильный выбор упаковки.

Маркировка при подготовке товара к отгрузке в ОАО "Зверохозяйство Мелковское" имеет следующие цели:

-       указывать особенности товара;

-       предупреждать транспортные организации об особенностях погрузки, выгрузки и перевозки товара;

-       информировать транспортные организации о весе нетто и брутто для правильного подбора грузоподъемных средств и расчетов за перевозку товаров;

-       сортировать грузовые места по принадлежности к определенному грузополучателю или контракту;

-       проверять комплектность погрузки и выгрузки по нумерации мест в партии.

При подготовке продукции к отправке покупателям также большое внимание уделяется правильному оформлению документов, используемых при расчетах с покупателями. К ним в первую очередь относятся документы, удостоверяющие количество, качество и комплектность отгружаемых товаров:

-       спецификация, подтверждающая, что товар поставлен по номенклатуре и в количестве, предусмотренным контрактом:

-       сертификат качества, подтверждающий, что товар перед отправкой проверен поставщиком на соответствии техническим требованиям контракта;

-       упаковочный лист, в котором указывается, в какой упаковке содержится товар и в каких количествах;

-       транспортный документ, подтверждающий принятие товара к перевозке;

-       счет на оплату отгружаемых товаров.

Становление цены на производимую продукцию происходит при оценке рыночной цены. В первую очередь анализируются цены на внутреннем рынке (в Москве, Твери и области), далее анализируются цены в целом по стране.

Проникновение товаров ОАО "Зверохозяйство Мелковское" на рынок осуществляется такими средствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара (таблица 11).

Личная продажа - сбытовая деятельность, осуществляемая агентом предприятия в процессе личного общения с перспективным покупателем. Ее целью является помощь клиенту в приобретении наиболее подходящего товара с учетом принципа максимальной рентабельности для предприятия.

В качестве средств рекламы ОАО "Зверохозяйство Мелковское" использует: пресса (газеты), печатная реклама (плакаты), наружная реклама (крупногабаритные плакаты), реклама на транспорте, экранная реклама (телереклама), радиореклама.

Таблица 11

Элементы коммуникации маркетинга


Отправитель

Канал

Получатель

Задача

Личная продажа

Представитель предприятия

Персональный

Индивидуум

Непосредственная продажа

Реклама

Предприятие

Средства массовой информации

Массовый покупатель, потребители

Воздействовать на мнения, вызвать интерес, приводить к покупкам

Продвижение товара на рынок

Предприятие или его представитель

Персональный, часто используются посредники

Индивидуум или группа людей

Оживлять спрос и личную продажу


Главным преимуществом меховых изделий от Зверохозяйства Мелковское является то, что оно не только шьет меховые изделия, а является непосредственным производителем меха - главной составляющей в оценке качества мехового изделия. Технологический цикл производства изделия здесь в отличие от других фабрик и ателье начинается значительно раньше - с выращивания зверя. После первичной обработки в хозяйстве мех выделывается на известных фабриках, применяющих самые современные технологии. И на каждом этапе производится жесткий контроль качества продукции: начиная с бонитировки (оценки зверя по ряду критериев) в звероводстве, поэтапной сортировки меха сначала в сырье, а затем и в полуфабрикате, и заканчивая оценкой качества готового мехового изделия.

Около десяти лет "Мелковское" успешно продавало свои изделия в Тверском регионе. Благодарные отзывы клиентов и желание покупателей приобрести изделия, не выезжая из Москвы, потребовали следующего шага в развитии. "Мелковское" открыло свой фирменный салон-магазин в столице - "Старое Мелково".

На сегодняшний день зверохозяйство "Мелковское" - единственное из всех звероводческих предприятий вышло со своей продукцией на московский рынок.

Москвичи получили уникальную возможность купить шубу, головной убор и другие меховые изделия, не беспокоясь о качестве, потому что покупают у известного производителя. В фирменный салон-магазин "Старое Мелково" можно прийти за консультацией или разместить индивидуальный заказ, если вы не смогли подобрать готовое изделие.

Ещё одним важным преимуществом изделий в салоне-магазине "Старое Мелково" является доступная цена от производителя, без каких бы то ни было посреднических торговых наценок.

Разнообразие ассортимента обусловлено сотрудничеством с рядом дизайнеров, которые, безусловно, вносят свою лепту. Долгие годы, к примеру, хозяйство сотрудничает с известным российским дизайнером Татьяной Поленовой, которая ежегодно пополняет ассортимент новинками, отвечающими последним веяниям моды.

Высокий уровень конкуренции в области пошива меховых изделий диктует "Мелковскому" необходимость изучения новых технологий и тенденций в пошиве, приобщения к зарубежному опыту. Зверохозяйство "Мелковское" не останавливается на достигнутом, оно находится в постоянном поиске. Дизайнеры и технологи стараются отвечать современным требованиям меховой моды, участвуют во всевозможных выставках и конкурсах, выезжают за рубеж и ежегодно готовят новые коллекции.

Кроме того у предприятия есть своя страничка в сети Интернет: <#"555298.files/image004.gif">

Рис.3.3 - Конструирование модели в программе AutoCAD-2000

Ткань поступает со склада на контактных тележках без предварительной разбраковки. Определение сортности ткани производится непосредственно при настилании полотен ткани в настилы. Раскрой швейных изделий производится в раскройном производстве двумя способами: ручное настилание и настилание на автоматизированных настилочных столах ткани шириной от 90 см до 300см. Раскрой плечевого ассортимента производится на автоматической режущей головке, что позволяет обеспечить высокое качество кроя и производительность.

Рис.4. Автоматизированная система раскроя

Внедрение нового программного обеспечения и оборудования позволило уменьшить затраты времени на подготовку лекал и раскроя деталей моделей, а также повысить качество кроя, а в конечном итоге и готовых изделий.

Использование автоматического настилочно-раскройного комплекса (АНРК) предполагает сокращение ручного труда, а значит, и минимизирует вероятность ошибки, теперь работникам нужно только загрузить ткань в накопитель и после раскроя снять выкроенные детали с конвейерного стола.

Глава 4. Выводы и рекомендации


Процесс принятия решений в канале распределения должен быть согласован с долгосрочными тенденциями развития и стратегиями поведения фирмы на рынках. В каналах распределения ОАО "Зверохозяйство Мелковское" традиционные методы сбытовой логистики и внешние атрибуты часто поддерживаются только ради того, чтобы выдержать атаки конкурентов, снять напряжение или спасти престиж.

Для оптимизации сбытовой логистики предлагается следующее: в целях большего охвата рынка использовать интенсивное распределение, по фокусированию усилий распределения - использовать стратегию притягивания, то есть фокусироваться на конечных потребителях (минуя крупных и мелких оптовиков), учитывая характер распределения преимущественно использовать горизонтальную (частично интегрированную) маркетинговую систему распределения, в плане организации продаж использовать совокупность мерчендайзинга и прямых продаж, предотвращать конфликты внутри каналов распределения между фирмой и розничными торговцами путем разработки адекватной внешней политики.

Основные направления совершенствования сбытовой логистики для ОАО "Зверохозяйство Мелковское" представлены на рис.5.

Рис.5. Основные направления совершенствования сбытовой логистики

Для реализации данных направлений необходимо определить порядок обеспечения конкурентоспособности предприятия в области сбыта готовой продукции (меховых изделий). Этапы системы обеспечения сбытовой логитсики предприятия представлены на рис.6.

Рис.6. Этапы системы обеспечения конкурентоспособности ОАО "Зверохозяйство Мелковское" в области сбытовой логистики

На основе этапов системы обеспечения конкурентоспособности можно построить развернутую структуру подсистемы сбытовых операций и информационной поддержки и определить механизм ее функционирования рис.7.

Рис.7. Структура подсистемы сбытовых операций и информационной поддержки.

Также предлагается проводить постоянный мониторинг и аудит каналов сбыта. Процедура аудита канала должна быть направлена, прежде всего, на проблемы общих изменений канала, а затем на подробное рассмотрение основных перекупщиков. Среди вопросов, с помощью которых можно выявить воздействие на канал, следует рассматривать влияние:

) изменений в технологии;

) новых участников канала;

) изменений во взаимоотношениях в канале;

) изменений в направлении деятельности участников канала.

Перестройка системы сбытовой логистики ОАО "Зверохозяйство Мелковское" позволит обеспечить решение следующих основных вопросов:

-       удержание ранее завоеванных позиций, расширение влияния на новых рынках сбыта, в том числе в Северо-Западном регионе;

-       обеспечение максимально возможного уровня удовлетворения потребностей покупателей;

-       сокращение издержек, техническое переоснащение производства оборудованием, обеспечивающим производство качественных меховых изделий в необходимом объеме;

-       внедрение прогрессивных технологий при выращивании зверей и производстве меховой продукции, отвечающей высоким техническим, эстетическим и эксплуатационным требованиям потребителей;

-       расширение рынков закупки вспомогательного сырья;

-       обеспеченность сырьем в соответствии с потребностью производственных мощностей;

-       проникновение на новые сегменты рынка под торговой маркой "Старое Мелково" с целью продаж продукции улучшенного качества по более высоким ценам;

-       оптимизация сбытовой политики в целях увеличения объемов продаж.

Одной из главных задач в развитии предприятия является сохранение имеющихся каналов сбыта и одновременное увеличение объемов выпуска качественной конкурентоспособной продукции для дальнейшего продвижение ее в другие регионы.

Используемые предприятием каналы сбыта: ОАО "Зверохозяйство Мелковское" - Оптовый торговец - Розничный торговец - Потребитель, то есть двухуровневый канал сбыта по сбыту на известном рынке, и ОАО "Зверохозяйство Мелковское" - Розничный торговец - Потребитель, то есть одноуровневый канал сбыта по сбыту на свободном рынке, предлагается оптимизировать следующим образом:

.        Двухуровневый канал (через оптовиков) ориентировать на вне региональные продажи - Ленинградская обл. и Санкт - Петербург, Ярославская и Псковская области. Контролировать канал, анализировать объемы заказов, спрос и ассортиментную политику будет вновь созданный отдел оптовых продаж. Специалисты отдела будут полностью отвечать за планирование и объемы продаж по данному направлению. Соответственно затраты на физическое продвижение товара и логистику будут ложиться на оптовиков. Кроме того в рамках программы продвижения на специалистов данного отдела будут возложены обязанности продаж по каталогам и поиск новых оптовиков.

2.       Работу по одноуровневому каналу предлагается перестроить коренным образом - не ожидать заказов от розничных меховых магазинов Твери и Тверской области, а самим предлагать сотрудничество розничным магазинам. Обязанности по разработке плана выхода на розничные сети возложить на вновь созданный в рамках отдела маркетинга отдел по розничным продажам.

В последние годы масштабы розничной торговли в Твери и Тверской области увеличились в несколько раз и не только за счет строительства новых торговых центров, но и за счет роста местных розничных торговцев, если говорить о меховых изделиях, то это сеть магазинов "Мир меха" и "Комфорт".

Поэтому ОАО "Зверохозяйство Мелковское" следует совершенствовать именно политику выхода на розничные сети региона.

Список литературы


1.       Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512с.

2.       Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для вузов. - М.: ИДД "Дашков и К", 2010. - 326с.

.        Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. - М.: Издательский дом "Дашков и Ко", 2009. - 412с.

.        Кибанов, А.Я. Проектирование функциональных взаимосвязей структурных подразделений производственных объединений. - М.: Экономика, 2010. - 260 с.

.        Костина О.В. Развитие сбытовых организаций и систем в современных условиях / Костина О.В. /Сборник научных трудов СПбГАУ. СПб.: Изд. СПбГУ. 2009 - 106с.

.        Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 2008. - 127с.

.        Марков, С.Г. Совершенствование логистической системы управления предприятия. - М.: Наука, 2008. - 420 с.

.        Метелёв С.Е. Эффективность управления (Сущность и понятие) / Метелёв С.Е. - М.: Гриф, 2010 - 658с.

.        Морозов Ю.В. Основы маркетинга / Морозов Ю.В. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 634с.

.        Наумов В.И. Маркетинг сбыта / Наумов В.И. - М.: Новое знание, 2010 - 522с.

.        Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 271с.

.        Современная логистика, 9-е издание: Пер. с анг. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2008. - 624 с.

Похожие работы на - Основные задачи и функции логистики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!