века Россия занимала последнее место по уровню самоубийств среди европейских стран. В ней совершалось 3 самоубийства на 100 тысяч населения. В 1988 г. - 19 на 100 тысяч населения. В настоящее время Россия входит в число стран с очень высоким числом суицида - 50 на 100 тысяч населения.
Суицид является способом разрешения, накопившегося психологического кризиса. Кризис может возникнуть и внезапно, но гораздо чаще внутреннее напряжение накапливается постепенно, накладывается одно на другое, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью, и кризис личности оказывается настолько сильным, что весь предыдущий жизненный опыт не может подсказать человеку иного выхода из ситуации, которая стала для человека просто невыносимой.
Цель данной работы - рассмотреть суицидальное поведение людей.
В связи с этим задачи определены следующим образом:
) определить суть и проанализировать формы суицидального поведения;
) выяснить причины суицида;
) рассмотреть формы работы с суицидальными клиентами.
Объектом являются лица с суицидальным поведением.
Предмет составляют психологические особенности лиц с суицидальным поведением.
Основными источниками явились труды Л.В. Сафоновой, А.А. Осиповой, В.С. Чудновских, Г.И. Таркиной, М.И. Рудневой, В.Г. Валуева, Д.И. Шустова, А.Г. Амбрумовой, Р.А. Тукаева, А.К. Белоусовой, О.Э. Калашниковой.
Информационной базой послужили данные из журналов "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Человек", "Вестник Московского университета", "Социальная и клиническая психиатрия", "Социологические исследования", "Социальная работа", "Медицинская помощь".
суицидальное поведение самоубийство психолог
1. Суицидальное поведение
1.1 Условия проявления суицидального поведения
Суицид (самоубийство) - свободное и намеренное прекращение своей жизни.
Термин "суицид" был впервые введен итальянским психологом Г. Дэзэ в 1947 году и понимался им как "поведение с намерением лишить себя жизни".
Суицид - это феномен социально-психологической дезадаптации личности. Рассматривая социально - психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, выделяют две фазы: преддиспозиционную и суицидальную.
Преддиспозиционная фаза социально - психологической дезадаптации не служит прямой определяющей суицидального поведения, решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт.
Разрешение конфликта зависит от значимой сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных процессов. В случае их слабости, то есть в условиях преддиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.
Таким образом, суицид есть следствие социально - психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта.
Для каждой возрастной группы характерны свои пики суицидальной активности: детский - до 12 лет; подростковый - 12-17 лет; молодежный - 17-29 лет; зрелый - 30-55 лет; пожилой - 55-70 лет; преклонный - старше 70 лет.
Причины и условия совершения самоубийств чрезвычайно разнообразны. Играют роль национальные, культурные особенности социальных групп, социальное потрясение и многое другое.
По данным мировой статистики, наибольшую склонность к самоубийству обнаруживают учащиеся, а также люди свободных профессий и пенсионеры. Особенно высока частота самоубийств в городах с высокой концентрацией населения. У состоящих и не состоящих в браке риск суицида одинаков, но разводы служат фактором, предрасполагающим к самоубийству.
Среди психических нарушений, являющихся причиной суицидальных попыток, наибольшую роль играет депрессия. Не менее трети составляют больные психозами; в остальных случаях имеют место пограничные расстройства душевной деятельности. Большую роль играет алкоголизм: злоупотреблявших алкоголем среди суицидентов в 2 раза больше, чем среди не злоупотреблявших алкоголем.
Психологические механизмы личностных расстройств, ведущие к совершению самоубийства, у здоровых и у лиц с пограничными психическими расстройствами сходны. Из психологических факторов, обусловливающих суицидальные попытки, наибольшее значение придается фактору одиночества. По мнению социолога С.Н. Покровского, наиболее остро оно ощущается в возрасте от 16 до 20 лет, когда молодой человек входит в жизнь и начинает осознавать разрыв его идеальных представлений о ней с реальностью. Начинается "заболевание одиночеством": кризис семьи, умирание полноценной дружбы, чувство, что никому не нужен, творческие способности не реализуются. Хотя одиночество - это проблема всего общества, человек осознает его как нечто личное, интимное.
Попытки прекратить жизнь у детей до 5 лет встречаются крайне редко. У детей в возрасте до 9 лет составляют всего 2,5% от общего числа суицидов у детей. У младших школьников суицидальная активность наблюдается в основном после 9 лет. Суицидальное поведение детей в 80% случаев основном после 9 лет. Суицидальное поведение детей в 80% случаев связано с внутрисемейными конфликтами.
Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной суицидальных действий обычно является конфликтные отношения с родителями, учителями. Подростки обычно планируют свои действия, их основой является возрастной кризис. В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки, которые совершают девушки 10 к 1 по отношению к юношам. В большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловленный разрывом отношений или ссорой с партнером. В зрелом возрасте самоубийства чаще встречаются у мужчин 4 к 1 по отношению к женщинам. Причиной являются финансовый крах, безработица, алкоголизм. Женщины осуществляют суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом. В пожилом возрасте суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего рулевого значения - окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, конфликты с детьми и так далее. В преклонном возрасте суицидальная активность вызванная одиночеством, тяжелыми болезнями. В пожилом и преклонном возрасте значительно чаще встречаются самоубийства (1 к 1) по отношению к попыткам, с использованием заведомо надежных способов, которые приведут к осуществлению.
Пик суицидов приходится на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток.
Число суицидов в среде молодежи до 20 лет составляет 4 % от общей численности. На долю детских и подростковых суицидальных попыток приходится от 17 до 20% всех попыток покончить с собой. Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 лет присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы.
В детском возрасте одной из особенностей совершаемых суицидальных попыток служит особое отношение ребенка к понятию смерти. В 10 - летнем возрасте, когда становятся возможными серьезные попытки самоубийства, ребенок еще не испытывает страха смерти. Знание о смерти не соотносится им ни с собственной личностью, ни с личностью кого - либо из близких. Нет представлений о необратимости смерти, она понимается скорее как длительное отсутствие или иная жизнь. Ребенок допускает возможность двойного бытия: считаться умершим для окружающих и в то же время быть свидетелем собственных похорон и наблюдать раскаяние своих обидчиков.
У суицидоопасных подростков часто наблюдается переживание одиночества, беспомощности, углубления в себя, эгоистические проявления, сниженная склонность к сопереживанию, ограниченные и урезанные духовные ценности подростков приводят к тому, что они чаще других попадают в ситуации неосвоенные, которые воспринимаются ими как стрессовые, требующие повышенной нагрузки.
Конфликтные ситуации, приводящие ребенка или подростка к попыткам самоубийства, могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Имеет значение максимализм в оценках событий, не умение предвидеть последствия своих поступков, отсутствие жизненного опыта, что создает превратное представление о безысходности и неразрешимости конфликта, порождает чувство отчаяния и одиночества. Самоубийство совершается сразу, без обдумывания, причем мальчики чаще прибегают к самоповешению, а девочки - к попыткам самоотравления лекарственными или бытовыми химическими препаратами. Гибель суицидентов наступает не более чем в 1% попыток. Но это указывает не на их несерьезность, а свидетельствует скорее о неопытности и незнании эффективных способов уйти из жизни.
В 33 случаях у ребенка - суицидента были только одна мать или мать и отчим. Среди полных семей в 20% случаев суицид связан с неблагополучной обстановкой, как правило, это связано с нарушением межличностных отношений в семье задолго до совершения детьми суицидальной попытки. В семьях с невысоким общекультурным уровнем, в криминальных семьях дети и подростки чаще совершают криминальные поступки, кроме того, важное значение для формирования суицидального поведения имеет наличие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговых инфекций. В период возрастных кризисов у таких детей развивается состояние декомпенсации с суицидальными тенденциями. Риск суицида имеют также дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.
Среди юношей в возрасте 17-22 лет 70% самоубийств предшествует подавленное состояние, замкнутость, стремление к уединению; 30% случаев, наоборот, юноши характеризуются безудержно веселыми и активными; 40% случаев самоубийств ранее предшествовали попытки их совершения.
Следующий пик суицидальной активности приходится на возраст зрелости - 40 - 60 лет. Причем в этом возрасте значительно преобладают Следующий пик суицидальной активности приходится на возраст зрелости - 40 - 60 лет. Причем в этом возрасте значительно преобладают суициды у мужчин.
В пожилом возрасте остро возникает проблема одиночества, особенно в вязи со смертью одного из супругов. В странах, где отсутствуют традиции внесемейного общения пожилых людей и социальная поддержка, и общение происходит преимущественно в кругу семьи, наблюдающиеся за последние десятилетия разрыхление семейных связей и распад семей, включающих три поколения, ослабляет узы, связывающего пожилого человека с жизнью.
Чаще всего суициды совершают лица с высшим образованием. Самые высокие риски - у врачей, среди которых первое место занимают психиатры, за ними следуют офтальмологи, анестезиологи и стоматологи. В группу риска входят также музыканты, юристы, низшие офицерские чины и страховые агенты.
А.Г. Абрумова приводит следующую классификацию мотивов и поводов суицидального поступка, их порядок соответствует последовательности уменьшения их веса:
) семейно - личные конфликты - несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, ревность, супружеская измена, развод, потеря значимого другого, препятствие к удовлетворению актуальной потребности в личных контактах, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других, одиночество, неудачная любовь, недостаток внимания и заботы со стороны окружающих, половая несостоятельность;
) состояние психического здоровья - реальные конфликты у здоровых лиц, патологические мотивировки;
) состояние физического здоровья - соматические заболевания, физические страдания, уродства, ампутации;
) конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, - опасение судебной ответственности, боязнь наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок;
) конфликты в профессиональной или учебной сфере - несостоятельность, неудачи в учебе или на работе, падение престижа, потеря работы, несправедливые требования при исполнении профессиональных или учебных обязанностей;
) материально - бытовые трудности и др.
1.2 Теории самоубийства и его формы
Э. Дюркгейм определяет самоубийство как "каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавшихся его результатах".
Э. Дюркгейм связывал причины суицида с комплексом факторов. Главный из них - включенность в группу и общество. Используя обширные статистические данные, он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, возраст, пол и даже время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции. То есть, самоубийство представляет собой нечто большее, чем индивидуальный поступок. Такие явления наблюдаются длительное время и существуют независимо от индивидуальных особенностей людей. Поэтому, по Э. Дюркгейму, их нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне.
Современные концепции самоубийства основаны на социологических, психодинамических, биологических, познавательных ориентациях человеческого поведения. Социологические теории рассматривают суицид как функцию роли и статуса индивида в рамках социальных систем. Ведущие представители этого направления - Э. Дюркгейм, А. Генри, Дж. Шорт, Дж. Гиббс и др. Развитие экологической модели позволило выдвинуть предположения, что самоубийства провоцируются взаимодействием между индивидом и окружающей средой, а не только намерениями или обстоятельствами. Психодинамические теории рассматривают суицид как продукт внутренних, большей частью неосознанных мотивов (Р. Литман, К. Меннингер и др.). Воссоединение с матерью, идентификация с утраченным объектом, перерождения и мщения - таковы возможные мотивы самоубийства. Тревога, вина, зависимость, гнев - располагающие к самоубийству причины. Биологические теории акцентируют внимание на предрасположенности к самоубийству, передающейся по наследству. Биохимические изменения в организме ускоряют стремление к самоубийству (У. Бани, Дж. Фосет и др.) Когнитивные теории рассматривают суицидальное поведение как попытку общения или решения проблемы и как следствие безнадежности.
Суицидальное поведение представляет собой любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутреннее суицидальное поведение включает суицидальные мысли, представления, а также суицидальные тенденции. Среди них можно выделить замыслы и намерения:
) пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишении себя жизни как самопроизвольного действия;
) суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации;
) суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
К внутренним факторам относят комплекс неполноценности: тяжелую болезнь, небрежное отношение родителей, реальную или мнимую неудачу, уродство и т.д.
К внешним формам суицидального поведения относятся суицидальные попытки и завершенный суицид.
Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. В своем развитии она проходит две фазы - обратимую и необратимую. Исходя из суицидальной попытки и ее фаз в каждом конкретном случае можно решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство. К внешним факторам, формирующем суицидальное намерение, относится социальная неустроенность, которая является как поводом для самоубийства, так и предпосылкой.
Существует множество различных типологий самоубийств. В соответствии с причинами самоубийства делятся на:
) эгоистические самоубийства. Если считать эгоизмом такое состояние индивидуума, когда индивидуальное "я" резко противопоставляет себя социальному "я" в ущерб последнему, то можно считать эгоистичным тот частный вид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией;
) аномичные самоубийства. Известно, что общество всегда в той или иной степени воздействует на индивидуума, управляет, руководит им. Аномичные самоубийства совершаются при отсутствии общечеловеческих ценностей, принятых правил поведения;
) фаталистические самоубийства. Объясняя данный тип самоубийства можно сказать, что преследовать какую - либо заведомо недостижимую цель значит обрекать себя на вечное состояние недовольства. Чем большего человек достигает, тем большего он будет желать. Общество как бы иерархизирует социальные функции, и каждый индивидуум находит себе нишу и примеряется со своим положением, стремясь уже к невозможному, при отсутствии необходимых для самовыражения свобод.
Существует также типология самоубийств, основанная на категории цели:
) демонстративно - шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения, обращая тем самым на себя внимание и вызывая сочувствие;
) аффективное суицидальное поведение характеризуется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания;
) истинное суицидальное поведение имеет место при обдуманном и укрепившимся желании покончить с собой с выполнением всех условий осуществления плана.
Существуют самоубийства, которые основаны на категории личного смысла как отношения не совпадающих между собой целей действия - суицида и мотива деятельности, в которую он включен. Выделяются следующие типы:
) протестные формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта;
) месть - конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению;
) смысл суицидального поведения под названием "призыв" состоит в активизации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна;
) значения самоубийства "избежание" заключается в избежании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения;
)"самонаказание" можно определить как протест во внутреннем плане личности, конфликт, по преимуществу внутренний, при своеобразном расщеплении "я" на "я - судью" и "я - подсудимого";
) если в предыдущих случаях цель суицида и мотив деятельности не совпадали, то при суицидах "отказа" обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается, то есть мотивом является отказ от существования, а целью - лишение себя жизни.
2. Самоубийцы как категория людей, входящая в группу социального риска
2.1 Личность самоубийцы
Среди суицидентов различают две категории: это люди с низким уровнем социализации и люди с достаточно высоким уровнем социализации.
Для лиц с низким уровнем социализации характерна социально - психологическая дезадаптация. Они не приспособлены к требованиям общества, это проявляется в неумении и нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Их социальный статус, как правило, невысок. Суицид является последним шансом в ряду других форм отклоняющегося поведения, свойственных этой группе лиц. Психологический кризис который предшествует суициду, у таких людей проявляется ситуационными реакциями оппозиции, человек нередко кончает с собой на высоте злобной, агрессивной реакции. Суициденты этой категории составляют основной контингент лиц совершающих самоубийство с отклонением в агрессивной ориентации.
Люди с высоким уровнем социализации достигли высокого социального статуса, однако они переживают сложный жизненный конфликт, для решения которого их жизненного опыта оказалось недостаточно.
Лица, склонные к суициду, изначально имеют проблемы в жизни, такие как потеря семьи, плохие отношения между родственниками, отдельное проживание родителей несовершеннолетних детей, плохое обращение с детьми или плохое воспитание, часто злоупотребляет психоактивными веществами и алкоголем. Однако, суицид происходит во всех семьях, включая те, которые внешне выглядят благополучными.
Суицидологи выделяют целый ряд различных видов суицидального поведения.
Люди, которые являются суицидальными личностями, но этого не признает их семья, друзья или сталкивающиеся с ними профессионалы. Это люди часто медленно убивают себя, не осознавая своих летальных намерений. Лица, к которым относят это утверждение, отрицали бы то, что их действия направлены на саморазрушение. Однако характерным местом, где стоит искать замаскированное убийство, является проезжая часть дороги. Машина является идеальным инструментом самоуничтожения. Автоцидом называют самоубийства, замаскированное под автокатастрофу, дорожно-транспортное происшествие.
Ассистированным суицидом называют самоубийство, осуществленное с чьей - либо помощью. Синонимом ассистированного суицида выступает эвтаназия - добровольный уход из жизни с помощью врача или других людей. В России эвтаназия не применяется. В настоящее время в обществе развернулась широкая дискуссия об этичности применения эвтаназии.
Групповым суицидом называют одновременное осуществление суицидальных действий группой лиц, объединенных какими - либо идеологическими представлениями: религиозными верованиями, идеологической платформой молодежных группировок. Как правило, часто является следствием реакции группирования, характерной для подросткового возраста.
Импульсивно суицидальным поведением называют неожиданное для окружающих, внезапное осуществление суицидальных действий, которые носят мгновенный характер. Наиболее часто возникновение суицидоопасных импульсных мотивов способствует алкогольное или наркотическое опьянение.
Кластерными самоубийствами называют резкое учащение осуществления суицидальных действий, обусловленных частыми сообщениями в средствах массовой информации о самоубийствах и других формах суицидального поведения. Наиболее характерно для сюжетов в кинофильмах, телепередачах. Также причиной может быть тип харизматической личности, что воспринимается людьми, обычно подростками, как возможная модель решения психокризисной ситуации.
Рациональным суицидом называют самоубийства, совершенное психически здоровым человеком, который находится в состоянии неизлечимого тяжелого заболевания.
Двойной или парный суицид - одновременное или последовательное с минимальной разницей во времени самоубийство двух, обычно близких людей на основе суицидального договора.
Фокальным суицидом называют такие агрессивные действия, направленные на самого себя, целью которых не является добровольная смерть, однако осуществление которых ставит жизнь под угрозу.
Существуют индивидуальные факторы, способствующие формированию суицидального поведения. Они подразделяются на преддиспозиционные, статусные и позиционные.
Преддиспозиционные факторы - это сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, максимализм суждений и их незрелость, дефектность прогнозирования, неблагополучие в коммуникации, неадекватность в самооценки, психологическая уязвимость.
Позиционные - дезадаптивная позиция, пассивно - оборонительный характер поведения человека.
Статусные - особенности психического состояния человека.
2.2 Технология работы с суицидальными клиентами
Существуют личностные факторы, которые препятствуют суицидальному поведению. Это так называемые антисуицидальные факторы личности. Под антисуицидальными факторами личности понимают такие сформированные положительные жизненные установки, жизненные позиции, комплекс личностных особенностей человека и такие душевные переживания, которые препятствуют осуществлению суицидальных намерений.
Например, для того, чтобы сформировать антисуицидальные установки у ребенка, необходимо постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями, вселять уверенность в свои силы и возможности, внушать оптимизм и надежду, проявлять сочувствие и понимание, окружать теплом и заботой, осуществлять контроль над поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. Чем большим количеством антисуицидальных жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
О суицидальных намерениях могут свидетельствовать следующие предупреждающие знаки:
) сниженное настроение;
) нарушение сна, режима питания;
) злоупотребление алкоголем, наркотиками;
) саморазрушительное поведение;
) разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится о самоубийстве, смерти, жизни после смерти;
) социальное отчуждение;
) снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы);
) резкое изменение состояния, например внезапное просветление после периода длительной депрессии;
) резкие изменения в поведении: человек, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот кто был общительным и дружелюбным, отстраняется от людей;
) приведение дел в порядок - составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных;
) для подростка - раздаривание любимых кассет, книг, безделушек;
) разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.
К факторам увеличивающим риск суицида, относится:
) суицидальные попытки в прошлом;
) годовщины утрат;
) переживание потери;
) алкоголизм;
) смертельные болезни (СПИД, рак);
) психическое заболевание.
Человек может быть печальным и не стремиться покончить с собой, а составление завещания может означать только сознание ответственности перед семьей, и ничего более. Но сочетание нескольких разных признаков должно настораживать. Клиенту не всегда легко прямо сказать специалисту по работе с суицидальными людьми о своих намерениях, он (клиент) может бояться, что его не поймут, будут упрекать, уговаривать, насмехаться.
Склонные к суициду люди очень похожи на клиентов, обремененных множеством проблем. Цель их терапии определяется почти полностью снижением фатальности, "смягчением беспокойства". То есть рассматривается источник сосредоточения человека на самоубийство, создается у него социальный интерес, консультанту нужно добиваться, чтобы клиент понял, что его жизнь с "непрекращающимися" проблемами, несправедливостью находится в лучшем состоянии, чем ему представляется, с тем чтобы он мог отвлечься от своих проблем, перестал их анализировать и смог увидеть альтернативные их решения.
Если у специалиста (или консультанта) в процессе разговора появляется предположение, что клиент имеет суицидальные намерения, ему необходимо задать прямой вопрос, назвав вещи своими именами. Это покажет человеку, что консультант принимает его, не испытывает страха или неприязни.
Например: "Я услышал, Вы сказали, что так жить дальше невозможно"; "Меня беспокоит Ваше состояние"; "Я хочу узнать, не думаете ли Вы о самоубийстве".
Если у человека нет подобных намерений, он просто даст отрицательный ответ. Если он признает, что думает о самоубийстве, специалисту нужно определить степень суицидальной опасности, ориентируясь на следующие критерии:
а) степень разработанности плана, конкретизацию деталей;
б) степень летальности;
в) доступность средств.
Человеку нужно дать возможность говорить о своих чувствах, при этом специалист (консультант) должен продемонстрировать понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью суицида, какую потребность он хочет удовлетворить таким образом: желание обрести покой, избавиться от болей, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к себе или попросить о помощи. Консультанту важно "прочитать" это скрытое сообщение. Быть может, есть другой путь получения желаемого. Если нельзя разрешить проблему, то, вероятно, можно сделать что - то, что принесет хотя бы временное облегчение.
Специалисту необходимо сформировать у клиента установку, что в жизни всегда есть выход из отвратительных ситуаций. Благоразумное приспособление к жизни само по себе часто заключается в выборе альтернативы, которая практически всегда достижима. Страдание не может быть прекращено, оно должно стать терпимым. Специалисту нельзя поддерживать точку зрения клиента на его проблему. Необходимо вновь и вновь подчеркивать что самоубийство, не способствует решению никаких проблем.
С некоторыми суицидентами возможно обсуждение философских оснований самоубийства перед этапом собственно терапии. Можно объяснить человеку, охваченному душевным смятением, что человеческая свобода - это не "свобода от", а "свобода для", т.е. свобода для того, чтобы нести ответственность. Можно переоценить значение "травмы" для человека, определив ее как страдание, но терпимое. Можно развить в нем свойство адаптации.
Часто начинающие консультанты задаются вопросом: "А если клиент убедит меня в том, что самоубийство - действительно самый лучший для него выход?" Но клиент обращается к консультанту не для того, чтобы посоветоваться стоит ли ему умирать. Задача консультанта в этом разговоре, как и в любом другом, слушать клиента, понимать и принимать его чувства. Но, разумеется, окончательный выбор, как и в любой другой ситуации, делает сам клиент.
Консультант по работе с клиентами, склонными к суициду должен:
) не впадать в замешательство и не выглядеть шокированным;
) не пытаться спорить или отговаривать от суицида;
) не пытаться улучшить или исправить состояние клиента. Ему больно, и консультанту важно показать, что он его понимает;
) не предлагать простых ответов на сложные вопросы. Консультанту нужно принимать проблемы человека серьезно, говорить о них открыто и откровенно, оценивать их значимость с точки зрения этого человека;
) не говорить: "Подумай, скольким людям гораздо хуже, чем тебе, ты должен быть благодарен судьбе за все, что имеешь!" Эти слова не решат проблемы, а усугубят у человека чувство вины, поэтому они могут принести только вред;
) никогда не обещать держать план суицида в секрете.
При работе с клиентами, склонными к суициду, применяются медитации.
Например, используется медитация с клиентами с целью приведения их психики в состояние углубленности и сосредоточенности.
Клиенту необходимо сесть удобнее, расслабиться. Обратиться к своему дыханию, не пытаться его контролировать и представить себя в тихом, безопасном месте. В таком месте, где бы человек чувствовал себя комфортно и в полной безопасности. Это может быть какое - то место, где человек был там или видел это место только на фотографии, или в фильме, или только что вообразил его. Главное - это то место, где клиент чувствует себя в безопасности. Место, где он может открыться себе, быть таким, какой есть.
В то время когда человек находится в безопасном месте, ему нужно обратиться к трудным для себя вопросам. Он может обратиться к собственному опыту или думать о ком - то другом. Клиенту нужно вспомнить трудный период в его жизни, время, когда пришлось встретиться с отчаянием и болью, возможно ощущал себя в безвыходном положении, может быть ставил под сомнение ценность продолжения собственной жизни. Человеку нужно вспомнить как он относился тогда к своим мыслям, что его удерживало, что помогало в принятии решений, в сохранении себя, в чем он особенно нуждался тогда, что помогало и помогает сейчас пережить это время.
Снова ощутить безопасное место, в котором клиент находится. При этом он должен почувствовать как его боль выходит и растворяется вместе с выдыхаемом его воздухом, как это безопасное место помогает и поддерживает его; поблагодарить это место за то, что оно есть.
Заключение
Разговор о самоубийстве может быть средством привлечения внимания. Может быть, это последняя попытка быть услышанным, когда человеку кажется, что все иные способы уже испробованы; может быть, это крик о помощи, о которой человек не решается попросить в другой форме. Недоверие к серьезности намерений человека может оттолкнуть его и вызвать (особенно у подростка) желание "доказать", что он не играет. Кроме того, даже демонстративные попытки могут привести к трагическому исходу.
Большинство людей, имеющих суицидальные намерения, колеблются между желанием жить и желанием умереть. Обращение за помощью к специалистам говорит об этой амбивалентности и надежде найти другой выход.
Только открытый разговор о мыслях и намерениях человека, который хочет покончить с собой, может помочь человеку.
Уже на первом этапе работы с клиентом важно вселять надежду, веру в собственные силы и рассеивать чувство безысходности. Даже незначительные улучшения спасают человеку жизнь.
Необходимо использовать все средства при работе с суицидентами. Это и лечение, и поддержка, и техника участия, особенно участие других людей, не только тех, кто был близок клиенту или таковыми является, но и участие учителей, врачей, всех, кто может способствовать, прямо или косвенно, облегчению человеческих страданий. Если к специалисту с суицидальными клиентами попадает потенциальный самоубийца, когда его еще можно спасти, специалист должен делать то, к чему обязывает его профессия, и никогда не брать на себя роль судьи и решать, исходя из собственных убеждений (или вообще произвольно), оставлять клиенту жизнь или нет.
Список использованных источников
1.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства. М.: Мирос, 2006.98 с.
2.Андреев И.Л. Уход из жизни как социально-психологический феномен // Вопросы психологии. 2004. № 12. С.14 - 19.
.Белоусова А.К. Методика и технологии работы специалиста с лицами, склоннных к суициду. М.: Приор - издат, 2006.285 с.
.Валуев В.Г. Суицид. М.: НОРМА, 2006.141 с.
.Дмитриева Т. Страна самоубийц (о суицидах) // Независимая газета. 2007. № 8.11 августа.
.Завражин С.А. Одиночество как следствие суицида. М.: Знание, 2002.109 с.
.Зулкарнеева З. О суициде // Социальная работа. 2008. № 1. С.27 - 32.
.Калашникова О.Э. Справочник психолога. М.: ИНФРА - М, 2005.218 с.
.Ковалев О. Суицидальное поведение // Психологический журнал. 2005. № 5. С.30 - 37.
.Кулешова Л.И. Факторы суицидального поведения // Социологические исследования. 2004. № 9. С.14 - 20.
.Лапкина Т.И. Работа специалиста с девиантным поведением людей // Медицинская по мощь. 2007. № 3. С.35 - 37.
.Новикова Т. Запретная тема: представления детей о смерти // Человек. 2006. № 3. С.112 - 117.
.Осипова А.А. Работа психолога в кризисных ситуациях. М.: ВЛАДОС, 2005.282 с.
.Руднева М.И. Социальная работа с лицами отклоняющегося поведения. М.: ИНФРА - М НОРМА, 2007.347 с.
.Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. М.: Академия, 2006.224 с.
.Соколова Е.Т. Проблема суицида // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2006. № 2. С.103 - 115.
.Сотникова Ю. Специфика лиц, совершающих суицидальные попытки // Социальная и клиническакя психиатрия. 2005. № 6. С.11 - 18.
.Таркина Г.И. Факторы суицидального поведения. М.: Агрус, 2005.211 с.
.Тукаев Р.А. Антисуицидальные факторы личности. М.: ТЦ "Сфера", 2004.324 с.
.Холостова Е.И. Справочник по социальной работе. М.: Дашкорв и К, 2005.211 с.
.Чудновских В.С. Основы психиатрии. Ростов н/Д.: "Феникс", 2004.448 с.
.Шустов Д.И. Шаг до суицида. М.: Академия, 2005.115 с.