Исследование связи между стилем семейного воспитания и формированием застенчивости в младшем школьном возрасте
Введение
Очень важный фактор эмоционального благополучия
и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое
значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность.
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и
родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно
участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей,
серьезно обеднены и обездолены судьбой. Если у детей плохие отношения с одним
или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными,
или не ощущают родительской поддержки, то впоследствии у таких детей может
развиться множество комплексов, неуверенность в себе, проблемы в общении с
окружающими, в том числе и такая черта характера, как застенчивость.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий
наибольший интерес психологов - это характер семейного воспитания, то есть
действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь
истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко:
при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства -
позволяют ребенку вести себя как он хочет, или просто не обращают на него
внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же
родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее
социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение).
Изучение зависимости между семейным воспитанием и
формированием застенчивости у младших школьников сосредоточено на выявлении
стиля семейного воспитания, при котором возможно формирование застенчивости у
ребенка.
В отечественной литературе вопрос о влиянии
стиля семейного воспитания на формирование различных личностных качеств ребенка
младшего школьного возраста изучен недостаточно, поэтому нами было проведено
исследование с целью выявить это влияние на формирование такого личностного
качества, как застенчивость. В этом и заключается актуальность данной работы.
Цель исследования: выявить связь между стилем
семейного воспитания и
формированием застенчивости в младшем школьном возрасте.
Объект: личность младших
школьников.
Предмет: застенчивость младших школьников в
условиях семейного воспитания.
Задачи:
. Анализ литературы с целью выявления
особенностей личности младшего школьного возраста и влияния семейного
воспитания на ее развитие.
. Рассмотреть различные стили
семейного
воспитания.
. Выделить особенности оценивания
застенчивости младших школьников с разным уровнем успеваемости.
. Выявить связь между стилями семейного
воспитания с самооценкой застенчивости младших школьников и оценками экспертов.
Гипотеза: «Между стилем семейного воспитания
«авторитарная
гиперсоциализация» и самооценкой застенчивости младших школьников существует
устойчивая положительная связь».
Методологическая база исследования: В своей
работе мы опирались на работы таких ученых, как Л.Л.Выгодский, В.В.Давыдов,
Д.Б.Эльконин, Е.Е.Сапогова, В.С.Мухина, Н.С.Лейтес, Л.И.Божович и других
отечественных психологов.
Наше исследование проводилось на базе школы №
12. В исследовании принимали участие младшие школьники, в возрасте 8-9 лет, их
родители и классный руководитель. В данном исследовании нами были применены 2
методики: методика на выявление родительского отношения Варга - Столина и метод
экспертных оценок, в качестве экспертов выступают родители младших школьников,
сверстники (одноклассники) и классный руководитель. Таким образом, нашу выборку
составили 61 человек, 20 из которых являются младшими школьниками, 40 -
родителями младших школьников, и 1 человек - классный руководитель
(компетентность которого обусловлена постоянной работой с данным классом
учеников).
1. Семейное воспитание как условие
формирования застенчивости у детей младшего школьного возраста
.1 Особенности развития личности
младшего школьного возраста
По периодизации Л.С Выготского, младший школьный
возраст - это возраст от 7 до 10-11 лет. Как пишет В.В. Давыдов, младший
школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился
исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не
посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой
и
последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением
системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.
Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились,
поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального
звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По
мнению В.В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого
возраста.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и
содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, Е.Е. Сапоговой,
В.С.Мухиной, М.В. Матюхиной и других отечественных психологов.
Как характеризует это возраст Н.С. Лейтес:
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период
усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции
благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое
подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно
игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются».
С поступлением в школу изменяется весь строй
жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с
окружающими людьми, и, прежде всего с учителем. Происходит перестройка всей
системы отношений ребенка с действительностью. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, у
дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и
«ребенок - дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Эти отношения
существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе,
важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В
школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок - взрослый»
дифференцируется:
«ребенок - учитель»
«ребенок - взрослый»
«ребенок - родители»
Система «ребенок - учитель» начинает определять
отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Б.Г. Ананьев, Л.И.
Божович, И.С. Славина показали это экспериментально. Хорошее, «пятерочное»
поведение и хорошие отметки - это то, что конструирует отношения ребенка с
взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка: «Как ты
учишься?». Система «ребенок - учитель» становится центром жизни ребенка, от нее
зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий:
«ребенок - учитель»
«ребенок - родители»
«ребенок
- сверстники»
Ситуация «ребенок - учитель» пронизывает всю
жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми
тоже хорошо. [13]
Семья в отношении к ребенку становится
центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками.
В содержание традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии
его школьной жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с
необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго
организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой
доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя.
Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная
самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности
себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и
сам организовывать ее. Начинается трудный период испытания ребенка, который
обусловлен не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным
(правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным
операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и
необходимостью организации своего дня дома, в семье. Необходимость
самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную
деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую
сензитивность к отношению со стороны членов семьи.
Самое главное, что может дать семья младшему
школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время,
прочувствовать, что значит «делу время - потехе час», брать ответственность на
себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка
семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности
и принять эти требования как неизбежное и необходимое.
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает
понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая,
безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан
учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь,
цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в
обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных
ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою
уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и
сверстников.
Самосознание ребенка интенсивно развивается, а
его структура укрепляется,
Как отмечает Е.Е. Сапогова, «школьный возраст
обладает большими резервами для развития личности ребенка». [19] Как правило,
большинство младших школьников выполняют требования учителя беспрекословно, не
вступают с ним в споры, что например, довольно типично для подростков. Они
доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере
рассуждать, в интонациях. Послушание младших школьников проявляется как в
поведении - среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в
самом процессе учения - они как должное принимают то, чему и как их учат, не
претендуют на самостоятельность и независимость. Подобное свойство, отражая
определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые
стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность,
являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. В этом возрасте дети
с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им
хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только
вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная
восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.
Очень сильна направленность младшего школьника
на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление.
При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их
заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание
на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают о виденном, упоминая много
подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо значительных для них
самих. [11]
Младший школьный возраст является периодом
фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в
совокупности качественно новое, высшее единство субъекта - единство личности,
«Я». Человеческое «Я» формируется в процессе общения с окружающими людьми, и от
того, каков характер этого общения, во многом зависит, какие именно качества у
него формируются. [19] Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к
содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям
других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его
развития. Защищенным окружением главным образом выступает семья ребенка.
Ведущие потребности этого возраста - потребность
в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, которые порождают целую
группу личностных мотивов. Они выступают как сообщение ребенка о своем
эмоциональном состоянии, рассчитанное на
сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщения о чувствах
симпатии.
Младший школьный возраст является периодом
потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности, то есть
поведение ребенка в этом возрасте становится многоплановым - разделяется план
реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план
предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется
и осознается переход одного чувства в другое. Ребенок уже не просто реагирует,
усваивает, он уже и многое делает «понарошку», «специально», применяя для
воздействия на себе и на других известные ему закономерности человеческих
отношений и свойства предметов. Он уже может хотеть понравится другому человеку
и стараться делать это. Он может оправдать ожидания близких, поведя себя так,
как этого хотят они, а не он сам. Это очень большие приобретения этого возраста,
так как постепенно ребенок избавляется от эгоцентрической позиции во всех видах
деятельности. Это уже не упрямец с одной-единственной целью, это уже «большой»
человек, который может осуществить и реализовать выбор целей в отношениях с
другими людьми. [1]
Таким образом, можно сказать о
том,
что младший школьный возраст - это период фактического склада личности, так как
он обладает большими резервами для ее развития. В этом возрасте в личности
ребенка закладываются предпосылки для
успешного обучения и воспитания. О том, каким образом семейное воспитание
оказывает влияние на развитие личности ребенка, мы расскажем в следующем
разделе нашей курсовой работы.
1.2 Развитие личности младшего
школьника в условиях семейного воспитания
Издревле и до наших дней воспитанию придается
большое значение и даже отдается приоритет перед образованием. А.Экзюпери
писал:
«Современный
человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса.
Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека
воспитание.…Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его
схватываешь…» [4]
Важное значение в развитии личности младшего
школьника играет семейное воспитание. Семейное воспитание - лишь часть
общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная.
Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает первые уроки жизни,
во-вторых, семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется
непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. [4]
Общепризнано, что семья - основа формирования и развития личности. С семьей
связаны первые впечатления ребенка о мире и жизни, формирования его чувств,
мышления, начало его жизненного пути. [18] Семья - особая социальная группа и
культурная общность, сфера самоактуализации личности. Семья создает у человека
понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где
ждут, любят, понимают, защищают. В процессе близких взаимоотношений с матерью,
отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у
ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир
своих родных, перенимает нормы их поведения. В жизни каждого человека родители
играют большую и ответственную роль.
На протяжения развития психологической науки
актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменной. В
отечественной психологии исследования детско-родительских
отношений
носят в основном узкоприкладной характер и в большинстве случаев не выходят за
рамки психотерапевтического подхода. Консультантами, психотерапевтами и
клиническими психологами накоплен огромный опыт решения проблем
детско-родительских отношений, который в большинстве случаев довольно
эклектично интерпретируется с позиций западных направлений. Родительское
отношение в разных психологических школах описывается в различных понятиях и
терминах, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов.
Вместе с тем практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию,
которая задает двойственность или поляризацию родительского отношения. С одной
стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь,
которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним,
стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание,
целостное отношение к нему. С другой стороны родительское отношение
характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является
носителем общественных норм и правил, оценивает действия ребенка, осуществляет
необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими
установками. Мы полагаем, что специфика родительского отношения заключается
также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении
ребенка от родителей. Здесь родительское отношение претерпевает самый
существенный признак: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь
с ребенком, максимально уберечь его, с другой стороны, он должен не только
мириться с отделением ребенка, но и желать этого, стремиться к этому.
Тип родительских отношений и соотношение его
структурных компонентов определяются не только индивидуальными особенностями
родителей, но и возрастом ребенка. Позиция родителя включает в себя такие
компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности
родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных
ситуаций, способы социального контроля. [16]
Можно предположить, что от характера
родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя
предметного или личностного начала, зависит стиль его поведения по отношению к
ребенку и оценка ребенка родителем. По-видимому, преобладание личностного
начала будет проявляться в сочувствии, желании помочь, в сопереживании ребенку
и ориентации на его психологический комфорт, в отсутствии конкретных ожиданий и
требований родителя к ребенку, в безоценочном отношении к ребенку. В то же
время преобладание предметного начала предполагает наличие определенных
требований к ребенку, внешнюю оценочную позицию родителя, достаточно жесткую
стратегию его поведения, направленную на воспитание ценных с его точки зрения
качеств ребенка.
Мы понимаем стиль родительского отношения не как
определенную стратегию воспитания, а как сочетание различных вариантов
поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут
проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить
своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее
характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного
родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста. [15]
Разработкой критериев выделения стилей семейного
воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи
(Д.Браумрид, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, А.Я.Варга и др.) [17]
Существует семь вариантов родительского
поведения (стиля):
. Строгий - родитель действует в основном
силовыми, директивными методами, навязывая ребенку свое мнение, систему
требований и готовые решения. Родитель жестко направляет ребенка по пути
социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя активность и
инициативность ребенка. Ребенок представляется родителем недостаточно зрелым,
не способным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается
родителем. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным
как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми
запретами, выговорами и физическими наказаниями. Робкий, неуверенный
ребенок
приучается во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо
самостоятельно.
Данный стиль в целом соответствует авторитарному
стилю,
неоднократно
описанному
в мировой психологической литературе.
. Объяснительный - родитель апеллирует к
здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя,
ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между
явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения. Исследования
показывают,
что дети, родители которых придерживаются данного стиля воспитания, менее
подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят
свои взаимоотношения с ними. У таких детей вероятность развития высокой
самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они уверенны в себе и
обычно добиваются большего успеха в жизни.Более того, в отличие от других детей
они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети таких родителей
занимают первое место по уровню самоуважения, способности. У них также
отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.
. Автономный - родитель позволяет ребенку
самому найти выход из сложившейся ситуации, представляет ему максимум свободы в
выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель
спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю
ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что
ребенок сам должен испытать все на собственном опыте. Если родители проявляют
позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком,
неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно,
эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и
сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с
родителями и школой.
. Компромиссный - для решения проблемы
родитель предлагает ребенку либо дать ему что-нибудь привлекательное в обмен на
совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо
разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и
предпочтениях ребенка, его слабых и сильных сторонах, знает, что можно
предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
. Содействующий - родитель понимает, в
какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее
оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации,
реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах,
проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
. Потакающий - полная ориентация на
потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и
выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже
если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения
физиологического и психологического комфорта ребенка. Несмотря на внешнюю
заботу, потакающий стиль воспитания приводит к формированию у младшего
школьника тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
. Ситуативный - родитель принимает
соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находиться;
у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия
складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его
точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского
состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они
находятся. [16]
Непредсказуемость родительских реакций лишает
ребенка младшего школьного возраста ощущения стабильности и провоцирует
повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность.
Таким образом, можно сказать о том, что
определенные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие
личностных качеств младшего школьника. Так, например, при строгом стиле
воспитания у ребенка может сформироваться робость и неуверенность. Самым
неблагоприятным для гармоничного развития личности младшего школьника является
ситуативный стиль семейного воспитания, так как отсутствие ощущения
стабильности младшим школьником формирует у ребенка тревожность и
импульсивность.
Очевидно, что в родительском отношении всегда
присутствуют два противоположных начала: личностное, определяющее отношение к
ребенку как к целостной, уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку
его отдельных качеств. Относительная выраженность и содержание этих начал
задает структуру и индивидуальные варианты родительского отношения.
[15]
По общему представлению воспитание
сводится
к борьбе с натурой ребенка. Зол он - надо искоренять в нем злые наклонности;
неряха он, беспорядочен - надо приучать его к опрятности и порядку; лжив он -
надо наказывать за каждую ложь. Ради этого перевоспитания дурной натуры в
хорошую стараются внести в сознание ребенка разные сдерживающие натуру мотивы:
страха, стыда, боли и т.п. Понятно, что родителям ввиду такой задачи приходится
прибегать к разным искусственным мерам. Изобретать средства для воздействия на
ребенка, и так как выбор их невелик, то придумывать вариации на одни и те же, в
сущности, темы и часто после многих неудач, разочарований и огорчений видеть,
что все труды их ушли бесплодно, что дурной ребенок не исправляется, а иногда и
прямо становится все невыносимее и хуже.
Родители воспитывают, а дети воспитываются той
семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить
дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться,
злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к
посторонним, но и к своим близким. В семье может быть и порядок, или его отсутствие.
Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны,
что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как
воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм.[9]
Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том
возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю
жизнь. В данном случае речь идет о младшем школьном возрасте.
Таким образом, можно сказать о том, что в
развитии личностных качеств младшего школьника его
родители играют одну из главных ролей, так как в этом возрасте ребенок является
наиболее восприимчивым к отношению к нему окружающих людей. Как будет
складываться личность ребенка, какие качества ребенок приобретет на данном
этапе развития, во многом зависит
от воспитания родителей, а именно - какой стиль является преобладающим в их
отношении к ребенку. Американский писатель Торнтон Уайлдер замечал: «Семейная
жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат
слова (и в большинстве случаев учатся пропускать мимо ушей), они различают
мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами.
1.3 Влияние семейного воспитания на
развитие застенчивости у ребенка младшего школьного возраста
Что такое застенчивость? В оксфордском словаре [Oxford
English Dictionary
1933] сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в
англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 л.н.э.; там оно означало
«легкий испуг». «Быть застенчивым»
значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности,
робости и недоверчивости». Застенчивый человек «избегает взаимодействия с
определенными лицами и предметами». «Осторожный
в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий»
застенчивый
индивидуум может быть «необщительным и склонным к уединению» или, с иной точки
зрения, «казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией.
Эти дефиниции, однако, мало что могут прибавить к обыденному житейскому толкованию.
Не существует единственного правильного определения, так как застенчивость для
разных людей значит не одно и то же. Это комплексное состояние, которое
проявляется в разнообразных формах - это может быть и легкий дискомфорт, и
необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. [8] Застенчивость может быть
душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела.
Ее последствия могут быть удручающими:
застенчивость препятствует тому, чтобы
встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от
потенциально приятного опыта;
она удерживает человека от того, чтобы выражать
свое мнение и отстаивать свои права;
ваша застенчивость не дает другим людям
возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на
себе и своем поведении;
застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно
общаться;
застенчивость, как правило, сопровождается
негативными переживаниями одиночества, тревожности, депрессии.
О природе застенчивости существует много различных
версий. Разные специалисты выдвигают различные варианты ответа.
Исследователи
личности убеждены, что застенчивость передается по наследству, точно так же,
как умственные способности или рост человека.
Социологи (Г. Лебон, А. Фулье, Г. Тард) и
некоторые детские психологи считают, что застенчивость нужно понимать в аспекте
социальных установок: мы смущаемся, когда речь заходит о соблюдении
общественных приличий.
Социопсихологи (Мак-Дугалл, Лацарус, Кули)
утверждают, что застенчивость дает о себе знать с того момента, когда человек
говорит себе: «Я застенчив», «Я
застенчив, потому что считаю себя таковым и потому что так думают обо мне
другие».
Застенчивость чаще встречается среди школьников,
нежели среди взрослых, поскольку многим взрослым, ныне не являющимися
застенчивыми, просто удалось преодолеть свою детскую застенчивость. Однако
нельзя сказать, что застенчивость - это исключительно детская особенность. У
детей она выглядит очевиднее, так как они находятся под более пристальным
вниманием, чем взрослые. Застенчивость охватывает широкий круг психологических
проявлений - от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей,
вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека.
Наибольшая часть застенчивых относится к среднему уровню; это те, кто чувствует
страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и
определенными типами людей.
Итак, застенчивость это сложное, комплексное
состояние, которое может проявиться в самых разнообразных формах. Это может
быть и просто смущение, замкнутость, неловкость, тревожность и напряженность.
Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности
человека.
По-настоящему застенчивость впервые проявляется
на исходе младшего школьного возраста. Поскольку застенчивость может
проявляться по-разному, а также различаться по своей динамике и интенсивности,
можно допустить, что и происхождения она может быть неодинакового. Каким
образом семья влияет на развитие застенчивости в ребенке? Легко сказать:
«Застенчивость возникает дома». Но далеко не очевидно, какие же именно факторы
семейной среды в наибольшей степени влияют на зарождение застенчивости.
«Застенчивость как черта характера не передается по наследству, - утверждает
Наталья Кириллина, наследуется повышенная чувствительность нервной системы. Но,
конечно, дети эмоционально ранимые, боязливые, восприимчивые к влиянию внешних
факторов больше других рискуют стать застенчивыми». «Для них особенно важны
атмосфера в семье и стиль воспитания, - замечает Наталья Богданова. - Очень
часто у ребенка с неустойчивой нервной системой тревожная мама, которая,
постоянно беспокоясь за него, не дает ему обрести уверенность в себе. Жизненный
опыт ребенка в данном случае важнее, чем его темперамент». Но представление,
которое ребенок получает о себе из опыта общения с другими людьми, и вера в
свою ценность как личности не задаются
изначально. Они выстраиваются постепенно, благодаря нескольким факторам.
«Верить в себя, гордиться собой легче тому, чьи родители верят в себя, -
замечает Наталья Кириллина. - Не случайно часто хотя бы один родитель робкого и
стеснительного ребенка тоже застенчив». Кроме того, детям необходимо ощущать,
как воспринимают его родители, чувствовать, что он является для них источником
радости, - это ощущение становится нарциссическим капиталом на всю жизнь. [22]
Таким образом, важным фактором, влияющим на
развитие застенчивости у ребенка младшего школьного возраста, является семья и
типы воспитания. В научной литературе выделяются различные типы неправильного
воспитания, формирующие у ребенка проблемы в эмоциональном развитии (В.И.
Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1986; А.С. Спиваковская. 1988; и др.).
. Неприятие. Оно может быть явным и
неявным. Явное неприятие наблюдается в тех случаях, когда рождение ребенка было
изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик,
т.е. когда ребенок не удовлетворяет полностью ожидания своих родителей. Если
неявное
неприятие, то в таких семьях ребенок на первый взгляд желанный, но у него нет с
родителями душевного контакта. Так, например, чувство собственной
нереализованности у матери в карьере, которая считает
виноватым
в своих проблемах ребенка и которая проецирует эти проблемы на него. Мама
создает вакуум вокруг него, провоцирует на обратное неприятие. Как правило, в
таких семьях дети либо агрессивны, либо чересчур забитые, робкие, застенчивые.
В характере формируются черты неустойчивости, негативизма.
. Гиперсоциальное воспитание. Причина
такого воспитания - в неправильной ориентации родителей. Это слишком
«правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по
«идеальному» воспитанию. Ребенок у таких родителей как бы запрограммирован. Он
чрезмерно дисциплинирован, исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден
постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе
воспитания
возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, агрессивная
реакция или наоборот - застенчивость, отгороженность, эмоциональная холодность.
. Тревожно-мнительное воспитание. Такой
стиль воспитания наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка
одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и
благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с
единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний
ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с
недоверием относится к окружающим. Он не самостоятелен, нерешителен, робок,
застенчив, мучительно не уверен в себе.[20]
Итак, мы выяснили, что фундамент застенчивости
закладывается в младшем школьном возрасте, часто
из-за неправильного стиля воспитания родителей, так как воспитывающее влияние
родителей и стремление ребенка к подражанию им играют немаловажную роль в
формировании тенденций поведения и личностных черт у детей.
Таким образом, подводя итог,
можно
сказать о том, что младший
школьный возраст - это период фактического склада личности, так как он обладает
большими резервами для ее развития. В этом возрасте в личности ребенка
закладываются предпосылки для
успешного обучения и воспитания. Определенные стили семейного воспитания
по-разному влияют на развитие личностных качеств младшего школьника. Так,
например, при строгом стиле воспитания у ребенка может сформироваться робость и
неуверенность. Самым неблагоприятным для гармоничного развития личности
младшего школьника является ситуативный стиль семейного воспитания, так как
отсутствие ощущения стабильности младшим школьником формирует у ребенка
тревожность и импульсивность. Можно сказать о том, что в развитии личностных
качеств младшего школьника его родители
играют одну из главных ролей, так как в этом возрасте ребенок является наиболее
восприимчивым к отношению к нему окружающих людей. Как будет складываться
личность ребенка, какие качества ребенок приобретет на данном этапе развития,
во
многом зависит от воспитания родителей, а именно - какой стиль является
преобладающим в их отношении к ребенку.
Таким образом, анализ литературы в теоретической
части показал, что определенного стиля семейного воспитания, который формирует
застенчивость в младшем школьном возрасте, нет. Исходя из этого, мы решили
провести эмпирическое исследование с целью выяснить, при каком родительском
воспитании у детей чаще формируется застенчивость.
2. Эмпирическое изучение влияния
стилей семейного воспитания на формирование застенчивости в младшем школьном
возрасте
.1 Обоснование методов исследования
Исследование в контексте нашей курсовой работы
проводилось на базе школы № 49. В исследовании принимало участие 20 человек -
младшие школьники в возрасте 8-9 лет, учащиеся 3 «б» класса, родители
школьников - 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) и классный руководитель 3 «б»
класса.
В нашем исследовании мы применили методику
диагностики родительского отношения А.Я Варга, В.В. Столина (по данной методике
участвовали в тестировании родители младших школьников), а для выявления
застенчивости у младших школьников мы применили метод экспертных оценок (в
данном методе исследования участвовали непосредственно сами младшие школьники,
их классный руководитель и родители школьников).
Тест - опросник
родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц,
обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения
с ними. Структура опросника:
Опросник состоит из 5 шкал.
. «Принятие-отвержение». Шкала отражает
интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы:
родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает
индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много
времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель
воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что
ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума,
дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость,
досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
. «Кооперация» - социально желательный
образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так:
родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь
ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и
творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он
поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на
равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в
спорных вопросах.
. «Симбиоз» - шкала отражает
межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале
можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком
единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от
трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за
ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей
повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так
как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
. «Авторитарная гиперсоциализация» -
отражает форму и направление
контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском
отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель
требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается
навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
За проявленное своеволие ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит
за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями,
привычками, мыслями, чувствами.
. «Маленький неудачник» - отражает
особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по
этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления
инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы,
увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.
Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных
влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его
неуспешность
и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей
жизни и строго контролировать его действия.
Итак, данный опросник содержит 61 вопрос, на
каждый из которых предполагается утвердительный ил отрицательный ответ. Высокий
тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
отвержение,
социальная желательность,
симбиоз,
гиперсоциализация,
инфантилизация (инвалидизация).
Полученные баллы обрабатываются с помощью
специальных таблиц процентильных рангов.
Второй метод, который мы применили в нашем
исследовании - метод экспертных оценок (метод 3-х оценок). В качестве экспертов
выступают родители школьников, классный руководитель, сами школьники и их
сверстники (одноклассники).
Исследование и использованием данного метода
предполагает участие младших школьников, их родителей и классного руководителя.
Каждому учащемуся, родителю и классному руководителю предлагаются специальные
бланки, каждый из которых содержат в себе по 20 утверждений. Каждое утверждение
направлено
на выявление какого-либо качества, присущего застенчивости. Данные
характеристики застенчивости выделял Ф. Зимбардо в своей работе «Застенчивость»
[1991]. Ниже приведены данные:
нерешительность;
неуверенность;
робость;
чувствительность;
смущение;
неловкость;
стеснительность;
скованность;
замкнутость;
скромность.
По этим качеств мы сформулировали определенные
утверждения. Выбор нами данных утверждений обусловлен тем, что младший школьник
включен в учебную деятельность, которая является на данном возрастном этапе
ведущей деятельностью, и тем, что свои личностные качества ребенок наиболее
ярко склонен проявлять именно в школе, в поведении на учебных занятиях. Ниже
приведены данные утверждения (рядом в скобках указана определенная
характеристика, на которую данное утверждение направлено):
) Прежде чем спросить что-либо долго думает
(нерешительность);
) Неуверенно отвечает на уроках (неуверенность);
) Часто заливается краской от волнения
(смущение);
) У него преобладают скованные, неуверенные
движения (скованность);
) Зная ответ на вопрос, заданный учителем,
предпочитает не отвечать (стеснительность);
) Очень тихий, неприметный (скромность);
) Молчаливый, имеет мало друзей (замкнутость);
) Воспринимает все близко к сердцу
(чувствительность);
) Часто сомневается в правильности своего выбора
(нерешительность);
) Чувствует, что ему не хватает уверенности
(неуверенность);
) В отношениях с окружающими робкий и тихий
(робость);
) Чувствует себя неловко, когда на него обращают
внимание (неловкость);
) Робко ведет себя на занятиях (робость);
) Болезненно реагирует на замечания учителя
(чувствительность);
) Легко смущается (смущение);
) Неловко чувствует себя, отвечая на уроке
(неловкость);
) Стесняется задавать вопросы (стеснительность);
) Скованный, боится общения с окружающими
(скованность);
) Редко общается с одноклассниками, предпочитая
одиночество (замкнутость);
) Не любит быть в центре внимания (скромность);
Для оценки данных качеств испытуемым необходимо
было выбрать один из приведенных ниже вариантов ответа:
а) никогда - 1балл;
б) крайне редко - 2 балла;
в) иногда - 3 балла;
г) довольно часто - 4 балла.
Родителям было необходимо оценить своего
ребенка, классному руководителю - учеников, младшим школьникам - самих себя, а
сверстникам - каждого своего одноклассника.
Для оценки статистической значимости различий
оценок мы использовали
критерий Стьюдента-Фишера, для выявления корреляции между различными стилями
воспитания и оценками застенчивости младших школьников мы применили
корреляционный метод (с применением компьютерной программы STADIA).
застенчивость семейный воспитание школьный
Проведя исследование с участием родителей младших
школьников с целью выявления стиля семейного воспитания, мы получили
определенные результаты . После того, как нами были получены сырые баллы, мы
перевели эти баллы с помощью специальных таблиц процентильных рангов.
Мы составили таблицу, в которой отражен общий
средний показатель по каждому стилю воспитания, количество учеников, у которых
родители применяют одинаковый стиль воспитания (дети находятся в группах по
уровню успеваемости), а также самооценка и оценка экспертов застенчивости детей
(вычислен средний показатель):
Таблица 1 «Соотношение различных уровней
успеваемости со стилями воспитания и оценками застенчивости»
Стили
семейного воспитания
|
Средний
показатель по каждому стилю
|
Кол-во
детей с разным уровнем успеваемости
|
Оценка
застенчивости
|
|
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
самооценка
|
Средняя
оценка экспертов
|
Принятие-отвержение
|
27,5
|
1
|
|
|
44
|
52,5
|
кооперация
|
22,5
|
|
|
|
|
|
симбиоз
|
61,2
|
|
2
|
6
|
48,6
|
52,2
|
Авторитарная
гиперсоциализация
|
69,8
|
|
2
|
4
|
45,3
|
48,6
|
Маленький
неудачник
|
61,62
|
1
|
|
|
62
|
50,4
|
Таким образом, мы видим,
что
наибольший балл по стилю «авторитарная гиперсоциализация», а наименьший - по
стилю «кооперация». Это значит, что родители из нашей выборки в основном
придерживаются стиля воспитания «авторитарная гиперсоциализация». Так как
данный стиль характеризуется строгим, авторитарным отношением к ребенку, то
вполне обосновано, что большинство родителей придерживаются именно такого стиля
воспитания, так как данные родители - это родители младших школьников и жесткий
контроль
поведения
детей и их деятельности связан с учебной деятельностью, с необходимостью
посещать школу и регулярно выполнять домашние задания.
Стиль «кооперация» вообще не представлен у
родителей из нашей выборки, несмотря на то, что он является самым благоприятным
стилем семейного воспитания, так как родитель заинтересован в делах и планах
ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, родитель высоко
оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство
гордости за него.
В таблице отражено, что стиль «принятие-отвержение»
наблюдается у родителей одного ребенка из нашей выборки. Так как у данных
родителей высокие баллы по данной шкале, то их отношение характеризуется как
«отвержение». Такие родители воспринимают своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Таким родителям кажется, что их ребенок не
добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных
наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду,
раздражение, обиду. Из таблицы видно, что ребенок, воспитывающийся такими
родителями - слабо успевающий ученик. Поведение родителей по отношению к
ребенку отображается на общей школьной успеваемости, ведь семья по отношению к
ребенку становится центрированной на учебной деятельности. В содержание традиционного
общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни. Семья
начинает по-новому контролировать ребенка, в связи с необходимостью учится в
школе, выполнять домашние задание, строго организовывать режим дня. Но что
интересно, плохая успеваемость является предпосылкой такого воспитания ребенка
на данном возрастном этапе, или такой стиль воспитания является предпосылкой
для низкой успеваемости ребенка? Ответ на это вопрос мы сможем найти в ходе
дальнейших этапов нашего исследования. Что касается самооценки застенчивости
такого ребенка, то он оценивает себя средним, близким к низкому уровню
застенчивости, окружающие считают его более застенчивым, чем он оценивает себя.
Мы переходим к интерпретации данных по стилю
воспитания «симбиоз». В таблице № 1 отражено, что из нашей выборки такой стиль
воспитания применяют оба родителя восьмерых учеников. Следовательно, можно
сказать о том, что родители
стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с
ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка,
оградить его от трудностей и неприятностей
жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им
маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает
автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не
предоставляет ребенку самостоятельности никогда. В результате ребенок тревожно
воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он не
самостоятелен, нерешителен, робок, застенчив, мучительно не уверен в себе.
Что касается оценивания застенчивости, то дети
таких родителей склонны оценивать себя по среднему,
ближе
к низкому уровню застенчивости. Окружающие склонны оценивать таких детей
немного более застенчивыми по сравнению с самооценкой. Из таблицы также видно,
2 ребенка, у которых родители применяют в воспитании такой стиль,
среднеуспевающие. Скорее всего, эти дети не дотягивают до отличного уровня
учебы в связи с особенностями их личности, отношением к учебе, и возможно - не
совсем удачными отношениями с классным руководителем. Шестеро детей, родители
которых используют стиль воспитания «симбиоз» - с высоким уровнем успеваемости.
Это говорит о том, что данный стиль воспитания создает благоприятные
предпосылки для успешного обучения младшего школьника. Интересно отметить, что
при данном стиле воспитания жесткий контроль за дисциплиной и поведением
ребенка, как при «авторитарной гиперсоциализации», отсутствует. Возможно,
ребенок сам успешно справляется с учебой в связи с повышенным интересом и
желанием учится, несмотря на отсутствие (или частичное присутствие) строгого
родительского контроля.
Также из таблицы мы видим, что стиль семейного
воспитания «авторитарная гиперсоциализация» используют оба родителя у каждого
из 6 учеников младшего школьного возраста. При высоком балле по шкале
«авторитарная гиперсоциализация» в родительском отношении данных родителей
отчетливо просматривается авторитаризм. За проявленное своеволие ребенка сурово
наказывают. Такие родители пристально следят за социальными достижениями
ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Как
мы отмечали раннее, при таком типе воспитания у ребенка формируется либо
эмоциональная холодность, тревожность, отгороженность, либо его поведение становится
агрессивным, неуправляемым. Двое учеников, родители которых применяют в
воспитании именно такой стиль, среднеуспевающие, у четверых - высокий уровень
школьной успеваемости. Высокую успеваемость в данном случае обеспечивает
жесткий контроль и авторитаризм родителей. Немаловажное значение, конечно,
имеет стремление ребенка к овладению знаниями. Что касается застенчивости
младших школьников, то можно сказать, что дети в целом адекватно оценивают себя
как умеренно, но окружающие оценивают немного более застенчивыми по сравнению с
самооценкой.
В нашей таблице также отражены данные по стилю
воспитания «маленький неудачник». У одного ребенка из нашей выборки родители
обоюдно придерживаются такого стиля воспитания. Это
значит, что родители, воспитывающие своего ребенка данным стилем семейного
воспитания, приписывают своему ребенку личную и социальную несостоятельность.
При высоких значениях по данной шкале в родительском отношении данных родителей
имеются стремления инфантилизировать ребенка. Интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется
не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родители не
доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с
этим родитель ограждает ребенка от трудностей жизни и пытается строго
контролировать его действия. Такой ребенок оценивает себя близким к высокому
уровнем застенчивости, в то время как окружающие считают его менее застенчивым.
Школьная успеваемость у такого ребенка низкая.
Можно сказать, что стиль воспитания «маленький неудачник» создает не совсем
благоприятные предпосылки для развития личности младшего школьника, что в
данном случае сказывается на плохой успеваемости ребенка.
Мы переходим к следующему этапу исследования,
касающегося выделения учеников, которых родители воспитывают разными стилями
воспитания. Для этого мы составим аналогичную таблицу, в которой будет отражены
варианты сочетания стилей родительского воспитания.
Также
в таблице будут отражено количество
учеников, у которых родители применяют разные стили воспитания, уровень
успеваемости таких учеников, самооценка застенчивости и оценка застенчивости
окружающими:
Таблица 2 «Соотношение различных сочетаний
родительских стилей воспитания с уровнем успеваемости и оценками
застенчивости».
Варианты
|
Кол-во
учеников
|
Уровень
успеваемости
|
Самооценка
|
Оценка
экспертов
|
|
|
|
|
|
«симбиоз»
+ «маленький неудачник»
|
1
|
средний
|
32
|
35,2
|
«симбиоз»
+ «авторитарная гиперсоциализация»
|
1
|
средний
|
36
|
50,9
|
«симбиоз»
+ «авторитарная гиперсоциализация»
|
1
|
низкий
|
40
|
45,5
|
«авторитарная
гиперсоциализация» + «маленький неудачник»
|
1
|
низкий
|
42,3
|
Из таблицы 2 мы видим, что у двоих детей из
нашей выборки родители придерживаются такого сочетания стилей в воспитании, как
«симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация», у одного ребенка - «авторитарная
гиперсоциализация» + «маленький неудачник», и у другого одного ребенка -
«симбиоз» + «маленький неудачник».
Теперь рассмотрим подробнее каждое сочетание
стилей семейного воспитания, и каким образом такая родительские позиции будет
оказывать влияние на развитие личности младшего школьника.
Сначала рассмотрим такой
вариант
сочетания стилей воспитания, как «авторитарная гиперсоциализация» + «симбиоз».
Как мы говорили ранее, такого сочетания придерживаются родители двоих детей.
Для того, чтобы было понятно, какой стиль использует каждый родитель, мы
составили диаграмму:
Диаграмма 1 «Показатели по стилю воспитания отца
и матери»
Из диаграммы
1 видно, что у первого ребенка мама применяет стиль воспитания «симбиоз», а
отец - «авторитарную гиперсоциализацию». Также мы видим, что позиции матери в
этом случае значительнее отцовских.
Как влияет на развитие личности ребенка то
обстоятельство, когда у матери и отца ребенка наблюдаются два разных стиля
воспитания? Родители, которые придерживаются различных стилей воспитания,
характеризуются различным отношением к ребенку. Тот родитель, у которого
присутствует стиль воспитания «авторитарная гиперсоциализация» (в данном случае
отец), требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он стараются
навязать своему ребенку во всем свою волю и оказываются не в состоянии встать
на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка часто наказывает. Такой
родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его
индивидуальными особенностями, привычками, мыслями. Ребенок у таких родителей
чрезмерно
дисциплинирован, исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно
подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе
воспитания
возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, агрессивная
реакция или наоборот - застенчивость, отгороженность, эмоциональная холодность.
Итак, мы получили следующую ситуацию: с одной
стороны авторитарное отношение к ребенку, с другой стороны - стремление к
симбиотическим отношениям. Каким образом будет реагировать ребенок на такую
ситуацию? Тут возможно 3 пути
развития личности ребенка: он может стать либо чрезмерно тревожным, робким,
застенчивым, либо эмоционально-холодным, отгороженным, либо чересчур
агрессивным. Все это, конечно, зависит от индивидуально-личностных особенностей
ребенка и от того, насколько родители будут успешно сочетать свои родительские
позиции для гармоничного развития личности ребенка. Успеваемость у данного
ребенка низкая, возможно это обусловлено тем, ребенок не проявляет интереса к
учебной деятельности или той ситуацией, когда ребенка недостаточно
контролируют. По застенчивости он оценивает себя как слабо застенчивого, таким
же образом его оценивают окружающие (с незначительным перевесом в сторону
большего уровня застенчивости).
Теперь мы рассмотрим личностные особенности
ребенка, родители которого использует такой же вариант сочетания разных стилей.
Из диаграммы 1 видно, что у второго ребенка отцовская авторитарная
воспитательская
позиция преобладает над материнской (мать в данном случае стремится к
симбиотическим отношениям со своим ребенком). Школьная успеваемость у этого
ребенка средняя, это связано с тем, что поведение ребенка подвергается жесткому
контролю со стороны отца и присутствием интересом к учебе у ребенка. Что
интересно, ребенок считает себя мало застенчивым, в то время как окружающие
считают его средне-застенчивым.
Теперь мы рассмотрим такое сочетание
родительских позиций, как «симбиоз» + «маленький неудачник». Родители с таким
сочетанием стилей воспитания у одного ребенка из нашей выборки. Составим
диаграмму, аналогичную диаграмме 1:
Диаграмма 2 «Показатели по стилю воспитания отца
и матери»
Из диаграммы видно, что в воспитании ребенка
отец занимает более важное место, чем мать. У отца в данном случае стиль
воспитания «симбиоз», у матери - «маленький неудачник».
Тут
прослеживается
двоякая ситуация для развития личности ребенка. Мать склонна инфантилизировать
ребенка, приписывать ему личную несамостоятельность, она не доверяет своему
ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Отец ощущает себя с
ребенком единым целым, он постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется
ему маленьким и беззащитным. Как будет реагировать ребенок, и по какому пути
пойдет развитие его личности? Такой ребенок может вырасти робким, неуверенным в
себе, несамостоятельным, потому что с родительской стороны создаются успешные
предпосылки для такого развития. Уровень
школьной успеваемости у данного ребенка средний. По застенчивости ребенок
оценивает себя как слабо-застенчивого, также его оценивают окружающие люди.
Мы подошли к описанию последнего варианта
сочетания стилей родительского воспитания, такого как «авторитарная
гиперсоциализация» + «маленький неудачник». Для этого мы составим аналогичную
предыдущим диаграмму распределения отцовского и материнского стилей воспитания:
Диаграмма 3 «Показатели по стилю воспитания отца
и матери»
Как видно из диаграммы отец занимает более
значимые позиции в воспитании данного ребенка. Мать использует в воспитании
своего ребенка стиль «авторитарная гиперсоциализация», а отец - «маленький
неудачник». Эти стили воспитания, казалось бы, абсолютно разные в корне, но
если подробно разобраться в каждом из них можно найти довольно много сходств в
родительской позиции. Так, например, при
авторитарной гиперсоциализация» наблюдается строгий контроль поведения ребенка,
ребенок воспринимается родителями не как самостоятельная индивидуальная
личность, которой позволено проявлять своеволие. За любые самостоятельные
действия ребенка сурово наказывают, поведение ребенка должно быть в такой семье
строго дисциплинированным, иначе его сурово наказывают родители. При стиле
воспитания «маленький неудачник» ребенка также воспринимают как
несамостоятельную личность, но родитель, придерживающийся данного стиля
воспитания, строго не наказывает ребенка за проявленное своеволие и свободное
выражение каких-либо чувств и желаний. Они попросту кажутся родителю детскими и
несерьезными. Такой родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным
возрастом. Ребенок представляется родителю неприспособленным, неуспешным,
открытым для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка
от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Итак, в
стиле
воспитания «маленький неудачник» также наблюдается строгий контроль за
поведением ребенка, но отношение к ребенку более лояльное, его сурово не наказывают,
как при стиле «авторитарная гиперсоциализация».
Что касается школьной успеваемости, то можно
сказать, что у данного ребенка она низкая. Это связано с тем, что у обоих
родителей неблагоприятная воспитательская позиция по отношению к ребенку.
Ребенок оценивает себя умеренно застенчивым, также как и окружающие.
Итак, после проведения данного этапа нашего
эмпирического исследования мы выяснили, что самыми популярными стилями
воспитания у родителей из нашей выборки оказались стили «авторитарная гиперсоциализация»
и «симбиоз». Наименее распространенный стиль воспитания - «принятие
отвержение». Стиля «кооперация» не придерживается ни один родитель из нашей
выборки, несмотря на то, что это социально - желательный стиль воспитания.
Кроме того, мы также отметили то обстоятельство, что у некоторых учеников
родители используют разные стили воспитания. Родители из нашей выборки в
основном придерживаются такого сочетания стилей, как «авторитарная
гиперсоциализация» + «маленький неудачник», «симбиоз» + «маленький неудачник»,
«симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация». Также мы выяснили,
что
наиболее благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания
«симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными
оказались стили воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник».
После проведения исследования методом экспертных
оценок мы получили определенные результаты . Данные из таблицы этого приложения
выражены в баллах. Следует привести некоторые условные обозначения, которыми мы
пользовались при составлении таблицы:
А - нерешительность;
Е
- неловкость;
Б - неуверенность; Ж
- стеснительность;
В - робость; З
- скованность;
Г - чувствительность;
И
- замкнутость;
Д - смущение; К
- скромность.
Максимальный балл, который может набрать ребенок,
считающий себя застенчивым - 100. Исходя из этого количества баллов, можно
сказать,
что
большинство учеников считают себя умеренно застенчивыми.
После подсчета среднеарифметического значения в
целом по выборке младших школьников для каждого качества, присущего
застенчивости, мы составили таблицу, где отражены данные средние показатели:
Таблица 3 «Средний показатель по каждому
качеству, присущего застенчивости в целом по всей выборке младших школьников»
качества
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
К
|
Ср.
показатель по выборке
|
7,8
|
5
|
3,6
|
3,6
|
4,5
|
4,6
|
3,8
|
2,7
|
3,4
|
6,3
|
Из данной таблицы мы видим, что большинству
детей из нашей выборки присуще такое качество, как «нерешительность». Это
связано с тем, что дети осваивают новый для них вид деятельности - учебный и не
все ребята успешно справляются со своей нерешительностью во время школьного
обучения. Наименее всего в данной группе детей выражено качество «скованность»
и «скромность». В общем можно
сказать, что детям из данной выборки не свойственна застенчивость как таковая,
имеют место быть нормальные для данного возраста проявления нерешительности и
неуверенности.
Выясним то, насколько застенчивыми считают
младших школьников родители, учитель и сверстники. Для этого мы составим
небольшую таблицу, где будет отражены средние показатели по оценкам
застенчивости младших школьников каждого из троих экспертов:
Таблица 4 «Средние показатели оценок
застенчивости младших школьников»
|
Родители
|
Учитель
|
Сверстники
|
Средний
показатель
|
43,2
|
53,8
|
50,9
|
Из данной таблицы мы видим, что
родители
считают младших школьников умеренно застенчивыми. Сверстники оценивают также
друг друга средним уровнем застенчивости.
Учитель считает младших школьников более застенчивыми по сравнению с оценками
других экспертов.
Теперь мы охарактеризуем особенности уровня
застенчивости детей, которых мы разделили на группы по уровню успеваемости.
Всего таких групп получилось 3. Данные по
каждой группе учеников отражены в следующей таблице
Таблица 5 «Характеристика детей с разным уровнем
школьной успеваемости»
Уровень
успеваемости
|
Кол-во
учеников
|
Кол-во
учеников в %
|
Самооценка
застенчивости
|
Оценка
родителями
|
Оценка
сверстниками
|
Низкий
|
4
|
20
|
44,5
|
40,2
|
49,7
|
53
|
Средний
|
6
|
30
|
48,6
|
40,4
|
51,2
|
53,8
|
Высокий
|
10
|
50
|
43,7
|
46,11
|
51,2
|
54,1
|
Всего
|
20
|
|
|
|
|
|
Из таблицы
№ 5 мы видим, что меньше всего детей с низким уровнем успеваемости. Детей
с
высоким уровнем успеваемости больше всего. Это связано с тем, что учебная
деятельность на данном возрастном этапе является ведущей деятельностью - этим
фактом и обуславливается преобладающее количество учеников с высоким уровнем
успеваемости. Дети с низким уровнем застенчивости склонны оценивать себя
средним, близким к низкому уровню застенчивости, родители и сверстники
оценивают их таким же образом, в то время как учитель оценивает данных детей
более застенчивыми по сравнению с остальными оценками. Дети со средним уровнем
успеваемости оценивают себя как умеренно застенчивых, так же их оценивают
родители и сверстники, но учитель их считает более застенчивыми. Такой же тип
оценивания наблюдается у детей с высоким уровнем успеваемости. Как мы видим,
наиболее значимые различия наблюдаются между самооценкой всех детей, оценкой
родителей, сверстниками с оценками учителя. Это связано с тем, что
дети
участвуют в разных видах деятельности в школе и дома. В школе у ребенка с
учителем деловые взаимоотношения, который опосредствуют поведение школьника в
учебной деятельности. Учитель выступает авторитетом для младших школьников: они
доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере
рассуждать, в интонациях. На уроках и в общении с одноклассниками дети склонны
ярче проявлять вышеперечисленные качества, которые являются характеристиками
застенчивости, чем дома, в общении и
взаимодействии с родителями. Возможно, это связано в неоднозначном оценивании
одного и того же ребенка разными людьми. Что касается самооценки младших
школьников, то тут можно выделять то, что ребенок в
этом возрасте начинает руководствоваться не только оценкой взрослых, но и своей
собственной. У детей в этом возрасте должна быть сформирована адекватная
самооценка. Однако стоит отметить то, что такая оценка складывается под
влиянием оценки (в том числе и отметки как оценки знаний), которую дают
учителя, родители, сверстники. Поэтому окружающие должны объективно оценивать
деятельность ребенка, помогая ему правильно ориентироваться в своих
возможностях. Иначе у детей формируется заниженная и завышенная самооценка, что
может привести к неуверенности в своих силах или, напротив, к излишней
самоуверенности. В нашей выборке у младших школьников в целом адекватная
самооценка, несмотря на небольшие различия в оценивании их окружающими людьми и
самооценкой. Различия в оценке окружающих и самооценке по нашему мнению
несущественны.
Итак, мы подошли к заключительной части нашего
эмпирического исследования, в котором собираемся выявить, каким образом
коррелируют оценки трех экспертов и самооценки с различными вариантами стиля
семейного воспитания.
Для этого мы будем исследовать, каким образом
оказывает влияние стиль воспитания матери каждого ребенка на уровень его
застенчивости. Мы составили таблицу, в которой будет отражено соотношение стиля
материнского и отцовского воспитания «принятие-отвержение» оценкой
застенчивости ребенка окружающими и самооценкой.
Для выявления коэффициентов корреляции мы
применили корреляционный метод. Итак, мы получили следующие данные о
корреляции: коэффициент корреляции между стилем воспитания матери
«принятие-отвержение» и самооценкой положительный
и составляет 0,25. Это говорит о влиянии, хоть и низком на самооценку
застенчивости ребенком. Данное влияние выражается в принятии ребенка таким,
какой он есть. Такие матери уважают индивидуальность своего ребенка,
симпатизируют ему, стремятся проводить много времени с ребенком, одобряют его
интересы и планы. Такое отношение матери к ребенку обеспечивает адекватность
его самооценки. Если родитель не
принимает, отвергает своего ребенка, то возможно оценивание себя ребенком как
сильно застенчивого, но так как большинство детей оценивают себя как умеренно
застенчивых, то можно сказать о принятии матерью своего ребенка. Корреляция
между стилем воспитания матери и оценкой застенчивости ребенка также
положительная, прямая, но очень низкая, близкая к нулю и составляет 0,06. Это
говорит о том, что данный стиль воспитания почти не влияет на оценки окружающих
(сверстников, родителей, учителя).
Что касается влияния стиля отцовского воспитания
«принятие-отвержение» на самооценку школьниками своей застенчивости, то можно
сказать о том, что влияние это минимально, так как корреляция хоть и
присутствует, но она очень низкая = 0,02. Это говорит о том, что роль отца в
воспитании личностных качеств минимальна. Так как мальчиков и девочек
присутствует равное количество в нашей выборке равное количество, то нельзя
говорить о влияющей роли матери в воспитании дочери, а отца - в воспитании
сыны, можно лишь говорить об общих тенденциях влияния отца или матери на
осознанность своих личностных качеств (в данном случае, застенчивости). Влияние
стиля отцовского воспитания «принятие-отвержение» на оценку окружающими людьми
застенчивости каждого младшего школьника также минимально и практически сведено
к нулю (корреляция очень низкая и составляет = 0,08).
Теперь переходим к выявлению корреляции между
стилем семейного воспитания «симбиоз», самооценкой и оценкой экспертов. Для
этого мы составим аналогичную таблицу .
Применив корреляционный метод, мы выявили, что
материнский стиль воспитания «симбиоз» влияет на самооценку застенчивости
ребенком, корреляция прямая, положительная, но низкая = 0,23. Можно сказать о
том, что при таком стиле воспитания матери у ребенка мало шансов на
формирование застенчивости, так как влияние минимально и дети оценивают себя
соответствующе. Влияние матери на оценку застенчивости ребенка экспертами очень
низкое и отображено в уровне корреляции = 0,1. Это говорит о том, что эксперты
ориентируются на собственное независимое мнение о личностных качествах каждого
ребенка.
Влияние отца на самооценку застенчивости
ребенком очень мало (корреляция = 0,08).
Это также говорит о том, что отцы принимают немного меньше времени и сил в
воспитании своих детей, что возможно обусловлено индивидуальными особенностями
каждого мужчины и особенностями его места работы (мало уделяет времени ребенку
в силу определенных обстоятельств на работе). Влияние стиля отцовского
воспитания «симбиоз» на оценки экспертов почти нулевое.
Теперь мы переходим к выявлению корреляции между
стилем воспитания «авторитарная гиперсоциализация», самооценкой и оценкой
экспертами застенчивости младших школьников.
Для этого мы так же, как в предыдущих случаях,
составим таблицу .
После применения корреляционного метода мы
выяснили, что стиль воспитания матери «авторитарная гиперсоциализация» не имеет
влияния на самооценку застенчивости ребенком и на оценку окружающих, так как
корреляция в обоих случаях
обратная и составляет в первом случае -0.12 и во втором - 0,16. Влияние такого
же стиля воспитания отца на самооценку и оценку экспертов также не выявлено
(-0,52;
-0,39). Возможно, это связано с тем, что если исходить из возможных путей
развития личности при таком стиле родительского воспитания, то можно выделить 2
тенденции развития личность: у ребенка может развиться либо агрессия, либо
напротив - чрезмерная замкнутость, эмоциональная холодность, застенчивость. Так
как влияние данного стиля на формирование застенчивости не прослеживается, то
возможно в ребенке могут развиться другие вышеперечисленные качества.
Итак, мы переходим к выявлению влияния стиля
воспитания «маленький неудачник» на самооценку и
оценку экспертов застенчивости младших школьников. Для этого мы составили
таблицу, аналогичную предыдущим.
После применения корреляционного метода мы
выяснили, что влияние отцовского и материнского стиля «маленький неудачник» на
самооценку и оценку экспертов отсутствует, так как корреляция в обоих случаях
отрицательная. Это говорит о том, что данный стиль не формирует застенчивости у
ребенка. Следует отметить то обстоятельство, что воспитание по этому типу
нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где
растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно
воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим.
Вполне возможно, что большинство детей из нашей выборки
имеют
отменное здоровье, и так как возможная причина беспокойств родителя снимается,
то
родитель может адекватно воспринимать своего ребенка, постоянно не волнуясь за
него и предоставляя ему все условия для эффективного личностного роста.
Таким образом, после проведения нашего
эмпирического исследования, мы выяснили, что самыми популярными стилями
воспитания у родителей из нашей выборки оказались стили «авторитарная
гиперсоциализация» и «симбиоз». Наименее распространенный стиль воспитания -
«принятие отвержение». Стиля «кооперация» не придерживается ни один родитель из
нашей выборки, несмотря на то, что это социально - желательный стиль
воспитания. Кроме того, мы также отметили то обстоятельство, что у некоторых
учеников родители используют разные стили воспитания. Родители из нашей выборки
в основном придерживаются такого сочетания стилей, как «авторитарная
гиперсоциализация» + «маленький неудачник», «симбиоз» + «маленький неудачник»,
«симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация». Также мы выяснили,
что
наиболее благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания
«симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными
оказались стили воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник». Что
касается очередного этапа нашего исследования по выявлению застенчивости, можно
сказать, что у младших школьников наблюдается адекватная самооценка, что
является особенностью данного возраста. Дети оценили сами себя как умеренно
застенчивых. Родители, классный руководитель и сверстники оценили каждого
ребенка таким же образом. Интересно отметить, что застенчивые люди, относящиеся
к среднему уровню застенчивости - это те, кто чувствует страх и неловкость при
столкновении с определенными обстоятельствами и определенными типами людей, они
в основном страдают застенчивостью вследствие отсутствия социальных навыков, а
также недостаточной уверенностью в себе.
Заключение
Исследование нашей курсовой работы строилось на
предположении о том, что определенные стили семейного воспитания младшего
школьного возраста влияют на формирование застенчивости в младшем школьном
возрасте. В рамках данной темы мы выполнили анализ литературы и провели
эмпирическое исследование.
Анализ литературы
в теоретической части показал, что младший школьный возраст является возрастом
фактического склада личности и обладает большими резервами для ее развития. В
этом возрасте в личности ребенка закладываются предпосылки для успешного
обучения и воспитания.
Затем мы выяснили, что семья становится по
отношению к ребенку центрированной на учебной деятельности. Ведь в
младшем
школьном возрасте ребенок испытывает определенные трудности в связи с
поступлением в школу и с появлением данной деятельности. Следовательно,
немаловажное значение имеет тот факт, как
родители относятся к ребенку и воспринимают его, а именно - какой стиль воспитания
является преобладающим в их родительской позиции.
Проанализировав влияние различных стилей
воспитания на развитие личности младшего школьника, мы выделили наиболее
благоприятные и неблагоприятные варианты родительских позиций. Таким образом,
мы выяснили, что авторитарное, тревожно-мнительное, попустительское отношение к
ребенку создает не совсем удачные предпосылки для развития личности младшего
школьника. А такие варианты стилей семейного воспитания, как «кооперация»,
объяснительный и компромиссный стиль воспитания создают все условия для
гармоничного развития личности ребенка.
Итак, мы выяснили, что семейное воспитание имеет
важное значение в формировании личности и качеств личности ребенка младшего
школьного возраста. Что касается формирования
личностных качеств у ребенка в период младшего возраста, то нами было выделено
такое качество, как застенчивость, которое является характерным для данного
возраста. Данное качество впервые появляется на исходе младшего школьного
возраста. Итак, чтобы выявить влияние семейного воспитания на формирование
застенчивости в период младшего школьного возраста, мы проанализировали
возможные варианты неблагоприятного воспитания родителей. И выяснили, что
гиперсоциальное, тревожно-мнительное воспитание и неприятие ребенка родителями
могут оказать влияние на формирование застенчивости.
Итак, чтобы проверить на практике влияние
различных стилей воспитания на формирование застенчивости, мы провели
эмпирическое исследование, касающегося выявления этого влияния. В ходе нашего эмпирического
исследования мы выяснили, что наиболее
благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания «симбиоз» и
«авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными оказались стили
воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник». Дети из нашей выборки
оценили сами себя как умеренно застенчивых. Родители, и сверстники оценили
каждого ребенка таким же образом. Небольшие различия наблюдаются между оценками
застенчивости школьников учителем и оценками сверстников и родителей. В ходе
исследования наша гипотеза «между стилем семейного воспитания
«авторитарная
гиперсоциализация» и самооценкой застенчивости младших школьников существует
устойчивая положительная связь» не получила подтверждения. Но мы выявили
влияние других стилей воспитания на формирование застенчивости, это такие
стили, как «отвержение» и «симбиоз».
Таким образом, после анализа литературы,
посвященной данной теме, и проведения эмпирического
исследования, мы приходим к выводу о том, что вопрос влияния стилей семейного воспитания
на формирование личностных качеств ребенка младшего школьного возраста изучен
недостаточно и требует дальнейшей разработки.