Воспитание и обучение трудных детей
Российский
государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Портфолио на
тему
«Воспитание и
обучение трудных детей»
Выполнила
Шарикова
Елизавета
курс, 3
группа
Санкт-Петербург
2010г.
Почему я
выбрала именно эту тему
В последнее время проблема общения с трудными детьми стала чрезвычайно
актуальной. Происходит это потому, что численность трудных детей неуклонно
растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не
работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же,
напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и
целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не
читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.
Если в былые годы трудными детьми становились по преимуществу подростки,
то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет.
Общение с детьми такой категории часто приобретают конфликтный характер.
Родители, педагоги и воспитатели, желая исправить ситуацию, пользуются силовыми
методами (наказаниями или административными взысканиями) и удаляют детей от
себя, исключают или отталкивают.
Существует ли какой-то иной путь работы и общения с "трудными"
детьми? Я попыталась найти его в своей работе. Для меня как для будущего
педагога проблема взаимодействия с трудными детьми важна вдвойне.
Трудный
ребенок - кто это
Трудные дети - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и
главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической
публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное
отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории
осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его
индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для
нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе
нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Дети
данной категории демонстрируют девиантное и делинквентное поведение.
Девиантное поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система
поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым
или нравственным нормам.
Делинквентное поведение (лат. delictum - проступок, англ. delinquency -
правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение
индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих
вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Трудных детей относят к группе риска
Группа риска - группа лиц (часто подросткового возраста), которые в силу
определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным
внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что
приводит к социальной и психологической дезадаптации.
Причины
Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным,
достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:
Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей:
многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства
становится всё менее цивилизованным.
· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и
интенсивности занятий, повышении темпов.
· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает
рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему
его учат, что от него требуют в школе.
· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от
непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.
· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная
глухота значительной части детей.
·Неблагоприятная наследственность.
·Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные
оценки и с ними считаться.
·Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения
отклоняющегося поведения.
·Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность,
несдержанность).
·Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный
образ жизни и т.п.).
· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со
стороны взрослых.
·Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального
поведения.
· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт
против ограничения самостоятельности.
· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития
Педагогическая запущенность.
Классификация
трудных детей
В. Клайн (1991) выделяет шесть типов трудных детей с
точки зрения психотерапевта:
. Он просто «валяет дурака». «Есть подростки,
поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется
в виду?
Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы,
безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать
братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на
школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не
имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или
стену школьного здания».
. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких
подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени
их враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. Нередко
враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного
неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства,
а теперь они вырвались наружу».
. Испорченный ребенок. «Такого ребенка зачастую
называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в
эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное
отклонение - контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о
том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам
своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им».
. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или
задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого
нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием
способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят
или мучают сверстники, потому что они не такие как все или потому что кажутся
беззащитными».
. Психотики. «Это умственно неполноценные, больные
дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные
навязчивые мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и
мать. Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не
давали мне застрелить директора школы».
6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют ещё первичными психопатами.
Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже
ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто
еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные
поступки, несмотря на то что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его
не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить
правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить
по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему
неведомы чувства стыда и вины.
Взгляд
изнутри
Авторы книги «Воспитание трудного ребенка» предложили
учащимся самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают
отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной
среде. Было опрошено более 520 детей и подростков в городе и сельской
местности.
трудный
ребенок школа
Молодые люди считали, что отклоняющееся от нормы
поведение - это такое, за которое можно получить юридическое наказание (80%
опрошенных). Неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой
деятельности, конфликты считали нормой, которая обусловливается складывающимися
со взрослыми отношениями.
Девушки (75% опрошенных) в качестве критерия отклоняющегося
от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды
девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в
другой, т. е. фактор взаимоотношения со взрослыми определяется в качестве
критерия девиации.
Авторы того же пособия опросили так же и педагогов
(610 человек).
Выявлена достаточно высокая степень выраженности
следующих форм отклоняющегося от нормы поведения
Тест-опросник
для школьников «Аддиктивная склонность»
Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего
согласия
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов
№
|
Утверждение
|
|
1
|
Если человек в меру и без вредных последствий употребляет
возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.
|
|
2
|
Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где
он хочет.
|
|
3
|
Некоторые правила и запреты можно отбросить, если
чего-нибудь сильно захочешь.
|
|
4
|
Мне бы понравилась работа официантки в
ресторане/дегустатора вин.
|
|
5
|
Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
|
|
6
|
Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали
одурманивающие токсические вещества.
|
|
7
|
Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если
нельзя, но очень хочется, то можно».
|
|
8
|
Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или
драку после употребления спиртных напитков.
|
|
9
|
|
10
|
Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и
переживаниям, это нормально.
|
|
11
|
Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые
правила и запреты.
|
|
12
|
Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и
веселятся.
|
|
13
|
Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я
понимал(а), что сейчас не время и не место.
|
|
14
|
Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
|
|
15
|
Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в
жизни.
|
|
16
|
Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно
преувеличивают.
|
|
17
|
Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
|
|
18
|
Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество,
если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет
наказания.
|
|
19
|
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они
испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали
странные необычные звуки и др.
|
|
20
|
В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это
как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
|
|
21
|
Бывало, что по утрам (после того, как я накануне
употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
|
|
22
|
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это
вредно.
|
|
23
|
Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые
были связаны с употреблением алкоголя.
|
|
24
|
Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить
удовольствие.
|
|
25
|
В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а)
был(а) принимать успокаивающие препараты
|
|
26
|
Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.
|
|
27
|
Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.
|
|
28
|
Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного
выпьешь.
|
|
29
|
У меня были неприятности в школе в связи с употреблением
алкоголя.
|
|
30
|
Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство
невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
|
|
Интерпретация полученных результатов:
• до 13 баллов - риск зависимого поведения не выражен
• от 14 до 16 баллов - умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более - выраженные признаки склонности к зависимому
поведению.
Этапы
психологической работы с трудным ребенком в школе
Заниматься этим видом работы должен школьный психолог. Или при его
отсутствии классный руководитель
№
|
Название этапа
|
Основное содержание работы
|
1
|
Установление психологического контакта с учащимся
|
Установление эмоциональной связи с ребенком посредством
искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что
происходит в душе и сознании подростка
|
2
|
Диагностическая работа
|
Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин
поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения
подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного
обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение
обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей
учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных
направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям
|
3
|
Составление программы дальнейших действий по оказанию
психологической помощи
|
Разработка индивидуальной программы коррекционных
воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи школьнику:
медицинской, педагогической, социальной, психологической
|
4
|
Определение эффективности проделанной работы
|
Оценка эффективности и анализ проведенной работы
|
Психологическое сопровождение школьника группы риска будет успешным, если
оно осуществляется на основе взаимодействия всех участников образовательного
процесса и в тесном контакте не только с социальным педагогом и классным
руководителем, но и с учителями-предметниками, педагогом-организатором;
обязательно также привлечение родителей и других членов семьи.
Индивидуальная
коррекционная программа
Участники
|
Направления коррекционной работы с детьми
|
Учителя-предметники
|
Создать условия для переживания школьником ситуации успеха
и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые
задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне
ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него
достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев
оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное
отношение к ребенку
|
Классный руководитель
|
Формирование эмоционально-положительного отношения к
учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в
адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических
особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик
может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть
конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником
недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику;
помощь в реализации самоутверждения
|
Педагог-организатор
|
Социальный педагог
|
Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со
стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой,
регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время
данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь
класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких
требований
|
Педагог-психолог
|
Составление психологической характеристики с указанием
возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление
программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям
подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение
путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и
укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения,
поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими.
|
Приемы индивидуального педагогического воздействия на
трудного ребенка
Первая группа приемов. Прием - просьба о помощи.
Педагог, для того чтобы расположить к себе ученика и установить доверительный
контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом
просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных
позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и
просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в
которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей.
Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель
пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным
выводам.
Прием - доброго поступка. В процессе работы с
подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить
положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием - обнажение противоречий. Он предполагает
разграничение позиций учителя и ученика по тому или иному вопросу в процессе
выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых
суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение
расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти
обсуждение.
Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог
выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе
с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Прием - рассказ о себе и других. Учитель предлагает
каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого
ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы
ребенка и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные
качества.
Прием - сказка для воспитанника. Подходит для учителей
младших классов. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии.
Учителем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на ученика и
окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием - ролевая маска: учащимся предлагается войти в
некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего
персонажа.
Вторая группа приемов связана с организаций групповой
деятельности.
Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по
цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают,
дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие
каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений
(требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям
учащихся.
Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на
группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов.
Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному
обсуждению.
Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся
выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них
определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят
события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Третья группа приемов связана с организаторской
деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.
Прием - инструктирование. На период выполнения того
или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие
общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно
вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих
товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные
моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием - распределение ролей: четкое распределение
функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями,
умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений
учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и
препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций,
возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием - самоотстранение учителя. После того как
определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в
ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или
же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием - распределение инициативы предполагает создание
равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в
ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних
гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться
сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания
с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями
(или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого
приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе
учащихся или отдельному ученику.
Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации
общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в
определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения
творческой работы.
Важно помнить, что, прежде всего, важны следующие
составляющие педагогического общения с трудным ребенком:
. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и
разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного
поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент
правоты педагога.
2. Доверие.
3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои
силы.
. Вовлеченность в интересную деятельность.
. Пробуждение гуманных чувств.
. Нравственное упражнение.
Памятка
учителю
). Трудный подросток постоянно нуждается в помощи,
нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого
занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически
контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность
подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в
воспитательных целях.
). Быть объективным по отношению к трудному подростку,
никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.
). Критика подростка должна быть конкретной, по
существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не
прибавляя.
). Осуждая подростка за поступок, неблаговидное
действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно
сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо
говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
). Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать
волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь,
хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет
процесс общения с ним.
). Классный руководитель должен всегда быть оптимистом
и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед
ним перспективы положительных изменений.
). Трудный школьник, давно привыкший к критическим
замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих
действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже
незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания
малейшие сдвиги в лучшую сторону.
). Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и
принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в
то же время уметь кое-что прощать.
Фильмы о
трудных детях
«Чучело», 1983.
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам
одноименной повести В. Железникова.
В небольшой провинциальный городок, где каждая собака
друг друга знает, приезжает Лена Бессольцева. С первых кадров фильма, режиссер
показывает обыденную жизнь обитателей этого городка, компания ребят спокойно
направлялась на день рождения друга. Выглядит это вполне обычно, о том, что
произойдет дальше, знают лишь те, кто прочитал повесть.
Раскрыть зрителю борьбу одного маленького человека -
немалый труд (спасибо Ролану Быкову). Что такое противостоять целому классу
одной маленькой внешне хрупкой девочке? Серьезное испытание. И Лена с блеском
выстояла.
«Тринадцатилетние», 2003.
Трэйси прекрасная ученица в своем классе, прилежно
выполняет всю домашнюю работу и регулярно посещает любимую школу. Но однажды
все меняется, когда она знакомится с Эви, самой красивой и популярной девочкой
в школе.
В этом фильме показаны этапы взросления
девочки-подростка: от прилежной отличницы до наркоманки-рецидивистки. Она
переходит в другую школу, где знакомится с самыми крутыми девчонками и начинает
портиться на глазах. Ее окружают самые разные соблазны. Девочка вовлекается во
всё это, бросает прежних подруг и прилежную учебу.
Также в картине встает еще одна острая проблема.
Проблема отношений родителей и их детей-подростков. Родители порой не замечают
того, что происходит с детьми. Это приводит к трагедиям
«Класс», 2007.
Обычная эстонская школа, выпускной класс. Парень по
имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны
одноклассников. Никогда не отвечая на выпады, он провоцирует их заходить в
глупых «шутках» все дальше и дальше, до тех пор, пока за него не заступился
один из бывших насмешников - Каспар. В классе начинается противостояние,
которое постепенно накаляется, приближая неминуемую развязку.
Главная проблема, конфликт возникает из-за
недоговорённости, замалчивании, невнимательности со стороны родителей и учителей.
Школа это не только место где дети получают знания, а значит не стоит закрывать
глаза на вещи к учёбе не относящиеся.
«Все умрут, а я останусь», 2008.
Три девятиклассницы - Катя, Вика и Жанна - самые
обыкновенные девчонки из спального района Москвы. В понедельник они узнают, что
в субботу в школе будет дискотека, первая в новом учебном году. Всю неделю они
проживают, готовясь к этому главному в их жизни событию. Но Катя нагрубила
учительнице - и дискотеку могут отменить…
Всю неделю девочки пытаются найти общий язык со своими
родителями, учителями, одноклассниками и в конечном счете друг с другом. Катя
остается дома, а Вика и Жанна решают пойти, ведь они так долго мечтали об этом
дне. Неожиданно для всех на дискотеке появляется и Катя. И этот вечер, которого
они так ждали, принесет много неожиданностей, и каждую из героинь ждет еще один
удар судьбы - тот самый, после которого заканчивается детство и начинается
взрослая жизнь.
«Аквариум», 2009.
-летняя Мия - проблемный ребенок, ее исключили из
школы, а друзья подвергают ее издевательствам. Одним жарким летним днем ее мать
приводит домой загадочного незнакомца, чье появление обещает изменить их жизнь
и научить эту семью тому, что такое любовь.
Цитаты и
афоризмы
Бройяр Анатоль:
Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от
них ожидают всего, кроме послушания.
Неизвестный автор:
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
Жубер Жозеф:
Детям нужны не поучения, а примеры.
Гераклит:
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Руссо Ж.-Ж.:
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,-
это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того,
чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково
избегать.
Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой.
Л.Н. Толстой:
Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.
Минутка смеха
Павлика отдали в интернат для трудных детей. Мама спрашивает у дежурного:
Где мне найти Павлика?
А там на дверях списки.
На 1-м этаже мама читает на двери: "Плохие дети" Павлика в
списке нет. Поднимается на второй этаж, читает: "Очень плохие дети".
Павлика нет. На третьем этаже читает: "Ужасные дети". Павлика нет. На
четвертом этаже: "Отвратительные дети". Павлика нет. На последнем,
пятом этаже: "Кошмарные дети". Павлика нет. Мама поднимается на
чердак, подходит к двери и читает: "Павлик"
Ты почему мне грубишь, мальчишка? Я отец тебе или не отец?
Ну ты задаешь ребус, старик. Я-то откуда знаю?
Мама, сегодня директор школы спросила: есть ли у меня братья или сестры?
Ну и что ты ответил?
Сказал, что я единственный
А она что сказала?
Она сказала: "Слава Богу!"
Для более
глубокого изучения данной проблемы можно обратиться к следующей литературе
Алгоритм
организации индивидуального сопровождения учащихся группы "риска" //
Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.
Арефьев А.Л.
Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. -
№7. - С.193-200.
Беличева С.А.
Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в
Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2001. -
№2. - С.34-39.
Беличева
С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики
отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.
Бытко Ю.И.,
Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. - 1988. - №4.
Васильева
Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и
возможных способах психологической коррекции // Проблемы
прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в
современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. -
СПб., 1996. - С.141-142.
Василькова
Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт
работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.
Вахрамов Е.
Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома //
Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - №3. - С.52-60.
Вим Лот, Хан
Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как
профилактика асоциального поведения) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. - 2000. - №1. - С.60-74.
Вингендер И.
Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и
образование. - 2000. - №3. - С.5-15.
Воспитывает
Киплинг: Игровая программа проведения палаточного лагеря для школьников: Опыт
работы с "трудными подростками" // Внешкольник. - 1999. - №4. -
С.10-12.
Гилинский Я.,
Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
Гиндикин В.Я.
Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных
подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.
Гиндикин
В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: Триада-Х, 1999. - 266 с.
Гордон М.,
Зарецкий В. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска
// Народное образование. - 1999. - №5. - С.173-178.
Горьковая
И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков //
Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.
Григоренко
Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского
поведения // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-22.
Гурьева В.А.,
Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994.
- 310 с.
Дети
"группы риска": Мат-лы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ
им.А.И.Герцена, 2001.
Дети улицы:
Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н.
Майорова. - М.: Интеллект-Центр, 2001.
Завражин С.А.
Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива СоцИс. - 1995. - № 2.
Здравомыслова
О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. - 1999.
- №9. - С.233-234.
Зенкин В.И.
Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм
поведения у несовершеннолетних // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66.
Зиядова Д.
Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. -
№8. - С.17-21.
Калинина
Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи
в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. -
С.16-25.
Клейберг Ю.
А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков //
Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.
Клейберг Ю.А.
Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М: Сфера, 2001. -
160 с.
Комарь В.Д.
Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный
руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.
Королев В. В.
Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., Медицина, 1992.
Кофырин И.В.
Проблемы изучения неформальных групп молодежи // СоцИс. 1991. - № 1.
Крылова Н.
Проблемный подросток: его права и возможности. - 2001. - №9. - С.17-25.
Кузнецов В.Г.
О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО
и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко
и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.
Кузнецова И.
Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с
отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
Курганов С.И.
Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // СоцИс. - 1989. - № 5.
Лукин Н.Н.
Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков //
Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.
Майсак Н.В.
Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и
развитии младшего подростка // Вестник психосоциальной и
корреционно-реабилитационной работы. - 2000. - №4. - С.33-41.
Майсак Н.В.
Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ...
канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.
Малышев К.
Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
Менделевич
В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология.
- М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.
Минаева О.
Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подросткаДомашнее
воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.
Морозов В.В.
Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике // Внешкольник. -
1999. - №10-11. - С.11-13.
Нагаев В.В.,
Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической,
психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов Вестник психосоциальной
и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.
Немировский
Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // СоцИс. -1992. - № 3.
Олиференко
Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей
группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
Подростки
"группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для
вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.
Полтавцева
А.О. Молодежные девиации в Приморье // СоцИс. - 2003. -№4. - С.135-138.
Профилактика
агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие /
Под ред. И.Соковни. - М.: Просвещение, 2002.
Профилактическая
работа по предупреждению правонарушений среди учащихся: Методические
рекомендации. - Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 2001. - 24 с.
Психолого-педагогическая
работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая,
С.Л. Нечаева. - // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3. - С.4.
Реан А.А.
Социальные, педагогические и психологические проблемы "уличных" детей
и подростков в России // Magister. - 1999. - №6. - С.1-5.
Родичев Н.,
Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и
поведении // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С.132-138.
Рычкова Н.А.
Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика:
Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.
Садовский М.
Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах
(специализированных лагерях): [г. Красноярск] // Территориальные социальные
службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - С. 192-201.
Самохина А.А.
Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения //
Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
Самохина А.А.
Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения //
Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.
Селиванова
О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в
социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.
Спицын Н.П.
Работа классного руководителя с трудными семьями // Классный руководитель. -
1999. - №2. - С.83-85.
Стурова М.П.,
Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая
проблема // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.
Татитдинова
Т.Г. Организованная преступность и молодежь // СоцИс. - 2000. №1. - С.55-91.
Трус И.
Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание
школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.
Цилуйко М.В.
Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения
подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -
2000. - №1. - С.75-87.
Чумаков И.В.
Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного
поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы. - 2002. - №2. - С.41-57.
Шапинский В.
А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. -
Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
Шмелев А.Г.
Делинквентное поведение // Основы психодиагностики: Учеб. пособие. - М., Ростов
н/Д: Феникс, 1996. - С.383-401.
Юноши и
девушки "группы риска" // Практическая психология образования / Под
ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.436-458.
Юричка Ю.
Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000.
- №6. - С.267-270.
Оценка
портфолио
Тема моего портфолио «Обучение и воспитание трудных детей». Это проблема
очень актуальна сегодня и интересна мне как будущему педагогу.
Ведь почти в каждом классе есть один или несколько учеников, которые не
желают идти на контакт с педагогом. Наверное, именно это и пугает меня в моей
будущей профессии. Страх вызывает даже не возможность конфликта, а то что я
ничего не смогу предпринять. Но обучать нужно и таких детей, они тоже нуждаются
в знаниях. Как же решить эту проблему? С помощью своего портфолио я попыталась
разобраться.
Большинство рубрик представлены в виде классификаций, таблиц, есть
несколько диаграмм. Для меня это наиболее удобная форма запоминания материала.
Кроме научной литературы, я обращалась так же к художественным фильмам, многие
из них очень ярко иллюстрируют проблему трудных детей. Хотя, на мой взгляд,
многие из фильмов самим детям показывать нельзя, адресованы они скорее их
родителям и учителям.
Безусловно, работами моего портофио тема не исчерпывается. Существует
множество материалов как в интернете, так и в научной литературе. Возможно, я
еще смогу дополнить ими мое портфолио по ходу обучения.
Чтобы разнообразить научную базу, я добавила также афоризмы и анекдоты на
тему.
Думаю, что работа выполнена не зря и еще не раз пригодится мне в моей
дальнейшей профессиональной деятельности и даже в учебе.
Список
литературы
1) Воспитание
трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод, пособие/Под ред.
М.И. Рожкова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
) Кондрашенко
В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988.