Современное состояние отечественной налоговой системы и перспективы ее развития
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Экономическая сущность
налогов и их функции. Классификация налогов
.2 История возникновения
отечественного налогообложения в Республике Беларусь
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
.1 Развитие и реформирование
налоговой системы Республики Беларусь
2.2 Проблемы налоговой системы РБ и
пути их решения
.3 Совершенствование налоговой
системы в 2011году
.4 Сравнительный анализ налоговых
систем Европейских стран и республики Беларусь
.5 Изменение налоговой нагрузки за
2011год
3.ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
ВВЕДЕНИЕ
Налогам отводится важное место среди
экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную
экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а
также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций,
формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Наиболее полное поступление налоговых
поступлений в бюджет, рационализация и оптимизация налогов осуществляется в
рамках налоговой системы. Грамотно построенная, эффективная и мобильная
налоговая система - залог экономических успехов любого государства.
Налоговая система любого государства должна
отвечать определенным принципам, как классическим (общенациональным), так и
внутринациональным. Соблюдение этих принципов может свидетельствовать о
грамотном построении системы налогов и сборов страны.
Целью данной научной работы является изучение
налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования.
Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения
налоговой системы.
Исходя их поставленной цели, можно
сформулировать ряд задач, которые необходимо решить в ходе настоящего
исследования:
ü Изучение содержания, принципов
построения и изменения налоговой системы.
ü Рассмотрение основ налоговой системы
Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение
динамики ее развития .
ü Рассмотрение налоговой системы на
современном этапе.
ü Оценка эффективности и определение
путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики
Беларусь.
Объектом исследования является налоговая система
как основа организации взимания налогов и сборов, а также пути ее
совершенствования.
Предмет исследования - современное состояние
налоговой системы Республики Беларусь, рассмотрение возможных перспектив её
развития.
В процессе работы использовались методы
систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также
статистического анализа фактического материала.
Тема налогов и налоговой системы в достаточной
степени освещена в различных литературных источниках. Для написания
теоретической части курсовой работы использовались учебные пособия и
исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Н. Е. Заяц, Т. И.
Василевская, Фисенко, Т.И Т. Ф. Юткина, и других. Для рассмотрения основ
действующей налоговой системы республики были использованы акты
законодательства.
Неоценимую помощь при определении путей
совершенствования налоговой системы оказали многочисленные материалы
периодических изданий такие как «Финансы. Учет. Аудит», «Экономический
бюллетень»; «Налоги Беларуси»; «Валютное регулирование и ВЭД».
Нормативно-правовые акты - Налоговый кодекс Республики Беларусь; различные
Интернет-ресурсы.
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Экономическая
сущность налогов и их функции. Классификация налогов
Налог - это поступление средств в бюджет,
приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер
взимания.
Сущность и объективная необходимость налогов.
Основы налоговой теории
Необходимость налогов вытекает из функций,
возложенных на государство. Налоги выступают основным источником финансирования
государственных расходов. С помощью налогов в виде обязательных взносов
юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости
общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для последующего
их использования в интересах субъектов общества.
Развитие налогов тесно связано с попытками их
теоретического обоснования в существовавших налоговых теориях.
Существуют общие теории налогов они включают в
себя:
1)Теорию
обмена (уплачивая налоги, граждане приобретают блага у государства);
2)Классическая
теория (налоги являются одним из видов государственных доходов, которые должны
покрывать затраты по содержанию правительства);
3) Теория коллективных потребностей (налоги
выступают необходимым участием для покрытия государственных расходов);
) Кейнсианская теория (обосновывалась роль
налогообложения в регулировании экономических отношений в обществе);
) Неоклассическая теория (налоги рассматривались
как инструмент воздействия на реализацию принципов свободной конкуренции и
устойчивости производственных процессов);
6) Теория
экономики предложения (предусматривает снижение налогов и предоставление
налоговых льгот).
В области налогообложения выделяют четыре
основные функции: фискальную; регулирующую; стимулирующую; контрольную.
Фискальная функция выступает в качестве
первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования
налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства. Если
налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.
Эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых
доля налоговых поступлений колеблется от 80 % до 95 %. Мобилизуя через налоги
часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с
участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности
влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Регулирующая функция налогов состоит в их
способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый
рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и
платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм
налогового регулирования, который включает совокупность мер воздействия
государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у
предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения,
предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных
сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом, регулирующая
функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.
Стимулирующая функция ориентирует налоговый
механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради
достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную
потерю части налоговых средств путем предоставления льгот и отсрочки платежей.
Объективно существует своего рода оптимальный
уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для
стимулирования производства. Задача стимулирующей функции налогов состоит в
том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий создавать стимулы
для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический
прогресс общества.
Контрольная функция налогов проявляется в оценке
эффективного
налогового механизма. Задача контрольной функции
состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей функции налогов,
их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством правильности
исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Контрольная функция
реализуется посредством налоговых органов.
Классификация налоговых платежей :
) по уровню органов управления различают
республиканские и местные налоги.
Республиканскими признаются налоги, сборы
(пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на
всей территории республики Беларусь. К ним относятся:
налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на
прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; . экологический
налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и
таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор;
государственная пошлина; патентные пошлины.
Местными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов
депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на
соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за
услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей;
2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и
косвенные.
Прямые налоги - это налоги на отдельные объекты
имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги
взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика им же и
уплачиваются.
К косвенным налогам относятся платежи,
включаемые в цену товара (продукции, работ, услуг), увеличивающие ее размеры и
фактически оплачиваемые потребителями этих товаров (продукции, работ, услуг), а
налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам;
3) по степени пропорциональности различают
налоги:
· пропорциональные
(ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода
налогоплательщика);
· регрессивные
(ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика);
- прогрессивные (ставка которых возрастает по
мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения);
4) в зависимости от характера использования
налоги делятся на общие и специальные (целевые).
Общие налоги уплачиваются в казну государства и
используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за каким-либо
определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение и
используются строго на определенные цели.
5) по субъекту налогообложения налоги
подразделяются:
·на
налоги, взимаемые с физических лиц;
·налоги,
взимаемые с юридических лиц;
·налоги,
взимаемые с физических и юридических лиц;
·налоги,
уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные
сборы, налог на услуги);
·налоги,
уплачиваемые из фонда заработной платы (отчисления в Фонд социальной защиты
населения, обязательные страховые взносы по обязательному страхованию от
несчастных случаев и профзаболеваний);
·налоги,
уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; налог на доходы; экологический налог
за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы);
·налоги
и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (налоги,
уплачиваемые из фонда заработной платы: экологический налог; платежи за землю;
отчисления в инновационный фонд);
по срокам уплаты налоги делятся
на срочные и периодично-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на
декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. .[9]
1.2 История
возникновения отечественного налогообложения в Республике Беларусь
Начало создания налоговой системы Республики
Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С
1 января 1992 года была введена система налогообложения вступил в силу Закон
Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь», а позже ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения
в стране («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций»
, «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за
землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.). Создание
национальной налоговой системы способны обеспечить сбор налогов для
финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы и это стало на
том этапе жизненно необходимой задачей.
В 1992 году налоговая система включала в себя 39
налогов в том числе (32 республиканских и 7 местных налогов и сборов). Были
установлены следующие основные налоги:
• налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на
топливо);
• на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических
и юридических лиц);
• имущественные налоги на собственность и
капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);
• взносы на социальное страхование (отчисления в
фонды социальной защиты и содействия занятости). Рассмотрим кратко основные
налоги:
ü НДС был введен в 1992 году вместо
налога с оборота и налога с продаж. Объектом обложения тут выступали обороты по
реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию
Республики Беларусь (за исключением освобождаемых от налогообложения).
Изначально ставка налога составляла 28% потом 25%. Впоследствии происходило
снижение ставок налога. Плательщики: юридические лица как отечественные так и
иностранные, стороны договора простого товарищества филиалы и представительства,
индивидуальные предприниматели, предприятия и физические лица.
ü С 1992 года в качестве одной из форм
косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров.
Вначале было 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные
изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники,
грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 % до 75%
в зависимости от вида и группы. Плательщики: юридические лица как отечественные
так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели, стороны договора
простого товарищества.
ü Налог на прибыль, которым облагается
прибыль от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных
прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по
этим операциям. Ставка налога на прибыль 1999 году составляла 25 % в дальнейшем
постоянно менялась. Плательщики: юридические лица как отечественные так и
иностранные стороны, стороны договора простого товарищества.
ü Подоходный налог с физических лиц,
уплата которого осуществлялась из совокупного дохода физических лиц в денежной
и натуральной форме, полученного в течение календарного года. Ставки
подоходного налога составляли 9, 15, 20, 25, 30 %, а также существовали
фиксированные суммы налога. Плательщики: граждане РБ, иностранные граждане и
лица без гражданства.
ü Налог на доходы от дивидендов и
приравненных к ним доходов, удерживаемый у источника дохода в размере 15 %.
Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные стороны,
простые товарищества, хозяйственные группы.
ü Земельный налог, который взимается с
земельного участка, предоставленного в установленном порядке во владение,
пользование или собственность. Плательщики: юридические, физические лица как
отечественные так и иностранные.
ü Налог на недвижимость. Этим налогом
облагается стоимость основных
средств, являющихся собственностью или
находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства по
годовой ставке 1 %, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых
домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных
построек, гаражей, иных зданий и строений по годовой ставке 0,1 %. Плательщики:
юридические, физические лица как отечественные так и иностранные филиалы и представительства.
ü Экологический налог объектом
налогообложения являются: объёмы добываемых из природной среды ресурсов, объёмы
выбросов загрязняющих веществ, объёмы переработанных нефти нефтепродуктов.
Ставка за 1 тонну или 1 куб.м. Плательщики: юридические лица, индивидуальные
предприниматели, филиалы и представительства.
ü Налог с продаж автомобильного
топлива, которым облагаются операции по реализации на территории нашей страны
автомобильного топлива. Ставка этого налога равняется 20 % от стоимости реализуемого
топлива. Плательщики: юридические лица как отечественные так и иностранные
стороны договора, простого товарищества, филиалы и представительства,
индивидуальные предприниматели
ü Чрезвычайный налог и обязательные
отчисления в государственный фонд содействия занятости. Налоговой базой
является фонд заработной платы, а ставка была 5 %. Плательщики: юридические
лица как отечественные так и иностранные стороны, индивидуальные
предприниматели, филиалы и представительства.
ü Отчисление на социальное страхование
организации и предприятия оплачивали 35% от фонда оплаты труда, 1% удерживается
из заработной платы работников. Плательщики: юридические лица как отечественные
так и иностранные стороны, индивидуальные предприниматели.
Кроме того, были введены такие целевые платежи:
"чернобыльский" налог, государственные пошлины и сборы, транзитный
налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды
поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских
дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов. Установленные
размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой
практике. Исключение составляли лишь некоторые акцизы и подоходные налоги с
предприятий по отдельным видам деятельности. Законом "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг
налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды
общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в
бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 года в законе включены положения о
том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами
специального налогового законодательства, а с 1994 года введен обязательный
учет и государственная регистрация налогоплательщиков. В том же году был принят
закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой инспекции. В
дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения
перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Но особенно
существенным изменениям подверглись внебюджетные фонды. Количество применяемых
в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый
характер, более чем в 3 раза превышали стандартный минимум, который считается
оптимальным. Это приводило к избыточному налоговому давлению на реальный сектор
экономики, инвестиции и экспорт. В целях обеспечения наибольших сборов
белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения:
выручку от реализации продукции, работ и услуг,
что оказывало наиболее сильное искажающее воздействие на экономику ;
заработную плату, что также давало негативное
последствия. Населению приходило находить различные пути, чтоб уйти от оплаты
налога, что существенно отражалось на доходах государства.
Структура ставок подоходного налога (9-30%) была
основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не
только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую
долю своих доходов. Практиковалось многократное обложение разными налогами
одной и той же базы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на
предприятия и отрасли национальной экономики. Наличие в Беларуси оборотных
налогов и платежей (к ним, в частности, относились отчисления в республиканский
фонд единого налога для производителесельскохозяйственной продукции (ставка
2%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на
финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и
является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных
предприятий.
Неоправданно высокая доля косвенных налогов в
доходах бюджета, что существенно удорожала цену товара. В те годы в развитых
странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышала 30%,
а в Беларуси - 55-60%. Необходимо отметить также, что в 1992 году налоговая
система формировалась ещё и в условиях нарастающего экономического кризиса,
который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и
потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный
характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и
в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились
многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько
уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму
налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику в 1993 году по
показателям составлял 65,0% в то время он был очень высокий .
Отчасти такой уровень налоговой нагрузки на
экономику объясняется тем, что налоговые поступления являются основным
источником доходов бюджета Республики Беларусь. В тоже время в развитых странах
основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой
нагрузки на экономику в большинстве из них был предельно ниже.
Таким образом можно сказать, что государству
необходимо было направить все усилия на снижение налоговой нагрузки так как это
неблагоприятно отражалось на экономику страны. Мало было ввести налоговую систему,
необходимо было её создать как можно более эффективной, стабильной и простой
для налогоплательщиков. .[8]
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Развитие и
реформирование налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система представляет собой
совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их
установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов
налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Перед Республикой Беларусь стала задача
разработки и развития эффективной налоговой политики, и построения налоговой
системы, обеспечивающей экономический прогресс. Наиболее наглядно очертить
контуры реформирования налоговой системы нашей страны и показать наиболее
прогрессивные направления ее совершенствования представляется возможным сквозь
призму истории, так как именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что
уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать. Рассмотрим по этапам,
основные моменты развития и изменения налоговой системы, на примерах нескольких
налогов, а в особенности основных.
Первый этап. Реформирования созданной в 1992 -
1994 годах налоговой системы начался с принятия Указа Президента Республики
Беларусь от 14 ноября 1996 г. № 464, которым были утверждены Основные
направления «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь
на 1996 - 2000 годы», [16] предусматривающие конкретные меры по преобразованию
налоговой системы страны и снижению налоговой нагрузки. Указанным документом
были определены следующие основные задачи:
совершенствование структуры и сокращение
количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и
отчислений в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
существенная модернизация методов расчета,
механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на
добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий,
подоходный налог с граждан;
Решение поставленных задач осуществлялось
поэтапно. В качестве основной формы решения была избрана подготовка проекта
Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам
и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации.
С введением кодекса планировалось реально повысить эффективность налоговой
системы: с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в
бюджет, а с другой - снизить налоговое давление на экономику и ограничить
негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.
В течение 1997 - 2001 годов были осуществлены
следующие крупные преобразования налоговой системы.
Отменен сбор на содержание государственной
пожарной службы и налоги на валютную выручку, отчисления в фонд содействия
конверсии военного производства. Декретом Президента Республики Беларусь от 10
марта 1997 года № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и
физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам»
установлен единый унифицированный порядок предоставления индивидуальных налоговых
и таможенных льгот, направленный на ограничение их применения.
В течение 1998 - 2001 годов практически все
внебюджетные фонды (за исключением Фонда социальной защиты населения) были
преобразованы в целевые бюджетные фонды, ставка чрезвычайного налога снижена до
4 %.
С начала 1998 года введена в действие новая
редакция Закона Республики Беларусь «Об акцизах», предусматривающая введение
ставок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов
взимания акцизных сборов, они взимаются по единым ставкам для отечественных и
импортных товаров. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных
(алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) стал включать
ювелирные изделия и легковые автомобили. С 1999 года введён единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции (сельхозналог). Ставка единого налога
устанавливалась в размере 2% от валовой выручки филиала или иного обособленного
подразделения, имеющего отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой
банковский счет. С 1999 года введен налог с продаж автомобильного топлива,
зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислений от доходов по
эксплуатации автомобильного транспорта. Введена в действие новая редакция
Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», в
соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из
совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов,
существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная
ставка снижена до 30 %).Основная ставка налога на прибыль в 1999-2000 гг. была
равна 25 %.
с 1 января 2000 года новой редакцией Закона
Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» введена общепринятая в
мировой практике зачетная система взимания налога на добавленную стоимость,
одновременно с введением новой системы взимания налога на добавленную
стоимость. Вместо налога на прибыль и налога на добавленную стоимость был
введен специальный налог на доходы, уплачиваемый банками, страховыми и другими
финансовыми организациями в размере 30% с налоговой базы, включающей помимо
прибыли расходы на оплату труда, амортизацию и износ нематериальных активов.
Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами
установилась в размере 40 %.
В результате всех проведенных преобразований в
республике к началу 2001 года была сформирована новая структура
налогообложения, практически создана систематизированная
нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее
объемность, позволяла плательщику найти ответ практически на любой вопрос,
возникающий при исполнении им налоговых обязательств. Тем не менее, уже на
данном этапе явно просматривалась необходимость дальнейшего сокращения
количества налогов, рационализации их структуры, оптимизации налогооблагаемой
базы, упрощении механизма исчисления и процедуры взимания.
Второй этап. С принятием Указа Президента
Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 Об утверждении « Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы» .
[17]
Были поставлены задачи реформирования не только
всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ
налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса
РБ.
Кроме этого, данным программным документом было
определено, что реформирование налоговой системы должно быть направлено на
обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки.
Первым результатом работы в обозначенном
направлении стало принятие и введение в действие с 1 января 2004 года Общей
части Налогового кодекса. В данном акте законодательства были систематизированы
и законодательно закреплены основные понятия, термины, категории, составляющие
понятийный и терминологический фундамент налоговых отношений, а также определен
исчерпывающий перечень республиканских и местных налогов, сборов и пошлин,
установлены единые принципы налогообложения. Введение в действие Общей части
Налогового кодекса явилось одним из ключевых моментов унификации налоговых
законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации. Наметились реальные
возможности для осуществления перехода к единой налоговой политике, единым
принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения
налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах
порядка установления налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением
налогового законодательства.
Кроме этого в Республике Беларусь значительное
внимание уделялось вопросам совершенствования введенного в 2000 году зачетного
метода исчисления налога на добавленную стоимость, а также велась работа по
переходу на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых
взаимоотношениях с Российской Федерацией. Вся сложность решения этого вопроса
заключалась в том, что между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, как
членов Союзного государства, отсутствовал пограничный и таможенный контроль, а
значит нужно было создавать особый механизм контроля за движением товарных
потоков между государствами и уплатой косвенных налогов. Заключительным этапом
в этой работе явилось подписание 15 августа 2004 года Соглашения между
Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении
работ, оказании услуг и создание механизма контроля за взиманием косвенных
налогов с участием налоговых органов обоих государств. Значимость этого события
заключалась в значительном росте поступлений данных налогов в бюджет
республики.
Кроме вышеуказанных в течение 2001 - 2005 годов
были осуществлены следующие крупные преобразования в налоговой сфере:
расширена база налогообложения действующих
платежей в бюджет посредством сокращения льгот по налоговым платежам как
индивидуального, так и категориального характера;
снижены ставки налога на прибыль с 30% до 24%,
единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции с 5 % (с 2002
года) до 2 %, налога на добавленную стоимость с 20 % (с 2003 года) до 18 %;
вместо взимания налога на приобретение бензина и
дизельного топлива и налога с продаж автомобильного топлива увеличены на
эквивалентную сумму акцизы на автомобильное топливо;
отменены сборы на формирование местных целевых
бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и на финансирование расходов, связанных
с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в результате чего общая ставка
целевых платежей с выручки уменьшена с 3,9 % до 3 %;
отменены сборы с физических лиц в пунктах
пропуска при пересечении ими государственной границы Республики Беларусь.
В результате данных преобразований на начало
2006 года сформировалась новая структура налогообложения.
Нельзя не упомянуть об уровне налоговой нагрузке
на экономику. Приведена (таблица 1).
Таблица1. Налоговая нагрузка за 2005-2006 г.
Показатель
|
2005
г.
|
2006
г.
|
Отклонение(+/-)
|
Уровень
централизации с учетом отчислений ФСЗН, % к ВВП
|
48,4
|
48,3
|
0,1
|
Налоговая
нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, % к ВВП
|
43,7
|
42,8
|
Косвенные
налоги, % к ВВП
|
18,9
|
17,8
|
-1,1
|
Прямые
налоги, % к ВВП
|
9,5
|
9,2
|
-0,3
|
Смешанные
налоги, % к ВВП
|
3,7
|
4,1
|
0,4
|
Отчисления
в ФСЗН, % к ВВП
|
11,6
|
11,7
|
0,1
|
Источник : (Налоги и налогообложение. Учебник
Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. [2 Стр.44]
Вывод: величина налоговой нагрузки в Республике
Беларусь на протяжении формирования налоговой системы была высокой, но несмотря
на проделанную работу по облегчению, по итогам 2005-2006 года она не особо
снизилась это говорит лишь о том, что необходимо как можно больше было делать
упор на изменение налогового законодательства и упрощения в целом налоговой
политики. И уже в 2006 году работа по дальнейшему совершенствованию налоговой
системы приобрела более активный характер.
Третий этап. Была принята
«Программа социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы». .[18]
Основной задачей, являлось выработка предложений
стратегического и стимулирующего характера об обеспечении стабильности
налоговой системы, исключении множественности документов в сфере
налогообложения, а также включающие реальные меры по упрощению налоговой
системы и снижению налогового давления на экономику.
Предложения по совершенствованию налогового
законодательства были направлены на упрощение как налоговой системы Республики
Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также
на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов
практического применения норм налогового законодательства.
В результате количество нормативных правовых
актов Министерства по налогам и сборам Беларуси сокращено на 87.
С 2007 года были отменены два налога на фонд
заработной платы:
чрезвычайный налог;
отчисления в государственный фонд содействия
занятости
Которые взимались единым платежом в размере 3%
от фонда заработной платы. Также были отменены чрезвычайный налог для
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Изменен порядок
налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем
включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на
прибыль. Сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары
на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья (включен в состав
экологического налога). Упрощен порядок взимания экологического налога,
отменено взимание акцизов на ювелирные изделия.
В апреля 2007 г.был принят Указ Президента
Республики Беларусь № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по
подоходному налогу с физических лиц», который направлен на оказание
дополнительной государственной поддержки и улучшение материального положения
многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Указом предусмотрено
предоставление родителям, воспитывающим 3-х и более детей в возрасте до
восемнадцати лет или детей-инвалидов, стандартного налогового вычета по
подоходному налогу с физических лиц в размере 4 базовых величин на каждого
ребенка.
Был принят Указ Президента Республики Беларусь
от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения»:
ü Единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции. Налоговой базой является валовая выручка, а
ставка составляет 2 %.
ü Налог для субъектов хозяйствования,
применяющих упрощенную систему налогообложения. Налоговая ставка равна 10 %
валовой выручки.
ü Единый налог с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц. Базовые ставки этого налога установлены
в евро за месяц осуществления деятельности.
Существенно расширены условия применения
упрощенной системы налогообложения.
С 2008 года в Республике Беларусь был реализован
комплекс мер по совершенствованию и упрощению налоговой системы, снижению
фискального давления на экономику и усилению стимулирующей функции
налогообложения. Отменены налог с пользователей автомобильных дорог, 3 местных
сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих
административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов
на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за
размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных
товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в
государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки
Минстройархитектуры.
Кроме того, снижен размер ставки подоходного
налога с 20 % до 15 % в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту
основной работы.
Сокращена периодичность преставления налоговых
декларации и сроков уплаты отдельных налоговых налогов, существенно упрощены
процедуры налогового администрирования. Для стимулирования предпринимательской
деятельности в сельской местности, малых и средних городских поселениях
предоставлены широкомасштабные налоговые льготы.
Таким образом, можно всё проанализировать и
сказать, что за прошедшие 16 лет произошло снижение ставок практически по всем
основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счет
объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, ужесточились
штрафные санкции за налоговые нарушения.
Благодаря проведённым реформам в налоговой
системе с 2003 по 2006 годы, количество налогов по сравнению с начальным,
существенно сократилось и составило 23 в том числе (19 республиканских и 4
местных). Также по данным Министерства по Налогам и Сборам в нашей стране было
отменено 12 платежей в бюджет, в том числе 5 платежей в 2008 году. Однако наша
налоговая система оставалась всё ещё далёкой от систем зарубежных стран. И
перед государством стала задача построить максимально простую и понятную
налоговую систему, которая соответствовала бы стандартам развитых стран с
учётом специфики национальной экономической модели.
Поэтому с 2009 по 2010 года начался процесс
особого реформирования, а правильнее сказать совершенствования налоговой
системы.
С 2009 года изменения в налоговой системе еще
более значительны. Была введена система электронного налогового декларирования,
что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их
заполнению и расчету налогов. .[11, с.3-7]
К данной системе было подключено более 58,4%
плательщиков (почти 50 тыс. субъектов). Введена единая ставка подоходного
налога в размере 12 %, в связи, с чем было отменено совокупное декларирование
доходов физическими лицами. Была усовершенствована упрощенная система
налогообложения.
С 2009 года снижена ставка сбора в
республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки с 2 % до 1 % от выручки, полученной от
реализации товаров (работ, услуг). Из объекта обложения налогом на недвижимость
исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые
ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога
на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 % до 3 % ставка налога
на приобретение автомобильных транспортных средств. Реализация данных
мероприятий позволила в 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3 % ВВП.
В Законе Республики Беларусь «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам
налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по
дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию
практических условий применения конкретных налогов и сборов.
По земельному налогу установлено взимание
земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель
сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный
характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты
земельного налога не позднее 22 августа календарного года.
По налогу на добавленную стоимость упрощены
условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого
имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых
деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды. А также ставка НДС
снизилась с 20 % до 18 %
По налогу на прибыль в общую систему
налогообложения включены доходы юридических лиц от реализации (погашения)
ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит
и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы
прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей
налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога
на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического
и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы
за год с суммы превышения доходов над расходами. Для упрощения порядка
налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них, с 1
января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц, была введена линейная
(единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет
на каждого работника с 35 тыс. рублей до 250 тыс. рублей в отношении доходов,
не превышающих 1500 тыс. рублей в месяц.
В отношении доходов индивидуальных
предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 %.
Установлено ежемесячное исчисление облагаемого
дохода и налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления
справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение
года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования.
Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц
на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и
дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.
Из состава объектов обложения государственной
пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера
плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи
плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков
поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по
внешнеэкономическим операциям. Также упрощен порядок постановки на учет в
налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.
Существенные изменения коснулись налога на
недвижимость. Из объектов обложения налогом исключена активная часть основных
производственных фондов. Это призвано создавать налоговые стимулы модернизации
и технического перевооружения производства. Однако, несмотря на все изменения в
налоговой системе Республики Беларусь в 2009 году один из наиболее признаваемых
в мире инвестиционных рейтингов - «Doing Business» подвёл итоги о налоговой
политики и сообщил, что Беларусь заняла последнее, 183-е место из 183 стран в
общемировом рейтинге режима налогообложения, определяющем сложность систем
исчисления и уплаты налогов. В планах государства стали задачи радикального
улучшение рейтинга по условиям налогообложения в исследовании Всемирного банка
и Международной финансовой корпорации “Doing Business-2013″.
И первым шагом к улучшению налоговой системы
нашей страны стал основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть
Налогового кодекса Республики Беларусь, который был введен в действие 1 января
2010 года
С принятием Особенной части Налогового кодекса
Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены такие налоги как:
сбор в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной продукции;
продовольствия и аграрной науки;
местный налог с продаж товаров в розничной
торговле;
налог на приобретение автотранспортных средств;
местный сбор с пользователей за парковку (стоянку)
транспортных средств в специально оборудованных местах.
В целях компенсации выпадающих
доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению
налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС
с 18% до 20%. Чтобы нивелировать отрицательные последствия такой меры,
Особенной частью НК предусмотрено сокращение сроков зачета (возврата) сумм
превышения налоговых вычетов с 1 месяца до 5 рабочих дней. Отменено
обязательное ведение книги покупок для принятия к вычету входного налога. А
плательщикам, у которых годовая валовая выручка не превысит 3 815 млн. руб.,
предоставлено право самостоятельно выбирать - ежемесячно либо ежеквартально
платить этот налог. От НДС освобождены также бытовые услуги, оказываемые
населению. [14, с.11-12]
Реализованные за истекший период 2010 года
мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение
налоговой системы Республики Беларусь.
Важным новшеством является отмена нормирования
расходов на рекламу, информационные, консультационные и маркетинговые услуги.
Все плательщики получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль -
ежеквартально или ежемесячно. Еще одно важное изменение - снижение до 12%
ставки налога на прибыль от реализации долей (паев, акций) в уставном фонде
белорусских организаций.
В два раза, с 24 до 48 базовых величин в год,
увеличен стандартный вычет по страховым взносам по договорам добровольного
страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет,
а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, с 15% до
12% снижена ставка подоходного налога по получаемым гражданами дивидендам.
Следует отметить, что с 2010 г. отменены целевые
сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры
города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также по
ставке 3 % от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
С целью ликвидации «перекосов» в исчислении
земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь «Об
отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные
участки, находящиеся в государственной собственности». Указом предусмотрено
применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного
налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости
земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по
фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой,
производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой
многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае если кадастровая стоимость
земельного участка выше установленного порога, применялись ставки земельного
налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно
приложению к Указу.
Для упрощения порядка исчисления земельного
налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12.
По налогу на недвижимость существенных новшеств
нет.
Произошло повышение ставок акцизов на
алкогольную продукцию и табачные изделия. Из объектов налогообложения
экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу
природных ресурсов - вода, используемая на технологические нужды при
производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков
экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у
которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных
отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн. Отрицательная
динамика связана с изменением в 2010 г. условий поставки нефти сырой, а также
установлением нулевой ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь за
пределы государств - участников Евразийского экономического сообщества товары,
выработанные из углеводородного сырья, поставляемого из иных стран.
В рамках работы по дальнейшему реформированию
налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с
налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».
За последние 5 лет:
- отменено 26 налогов и платежей, включая
«оборотные налоги» с выручки;
реализовано 57 системных мер по упрощению
налоговой системы.
- завершена кодификация налогового
законодательства и с 1 января 2010 года введен в действие основной налоговый
закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики
Беларусь.
Налоговая нагрузка в 2009-2010 году ( таблица
2).
налог европейский беларусь
Таблица 2. Величина и структура налоговой
нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2009-2010 гг.
Показатели
|
2009
г.
|
2010
г.
|
Отклонение,
п.п. (+/-)
|
|
в%кВВП
|
|
Налоговая
нагрузка, в том числе:
|
30,1
|
27,5
|
-2,6
|
косвенные
налоги
|
13,8
|
13,6
|
-0,2
|
прямые
налоги
|
8,0
|
8,2
|
+0,2
|
смешанные
налоги
|
2,3
|
1,8
|
-0,5
|
прочие
налоговые доходы, сборы, пошлины
|
6,0
|
3,9
|
-2,1
|
Источник: ( периодическое издание «Налоги
Беларуси»)
Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки
связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов,
сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из
состава плательщиков налогов. Как мы видим, произошли большие изменения. Если
сравнивать показатели налоговой нагрузки 2010 года с 2006 годом, то явно видно,
что она очень снизилась, это говорит о том, что наша страна стоит на правильном
пути к усовершенствованию налоговой системы.
Однако существенные снижения налоговой нагрузки
предусматриваются на 2011-2015 годы. Поэтому есть необходимость и дальше
упрощать и «облегчать» наши налоги, к примеру, снизить ставку налога на
прибыль, отменить налог с продаж, ввести ежеквартальную уплату основных налогов
НДС и налога на прибыль - без всяких лимитов по выручке, убрать ограничения для
вычетов по НДС, расширить вычеты по подоходному налогу и др.
Тем не менее, важно констатировать, что сейчас в
Беларуси есть налоговая конституция: Общая и Особенная части Налогового
кодекса.
2.4 Сравнительный
анализ налоговых систем Европейских стран и республики Беларусь
Сравнительный анализ отдельных параметров
налоговой системы Республики Беларусь и налоговых систем европейских государств
позволит выявить именно те области, в которых западная модель налогообложения
может быть с успехом применена в нашей стране.
С 1 января 2011 г. белорусские налогоплательщики
при осуществлении обычной деятельности уплачивают только 5 основных налогов,
преимущественно ежеквартально. По составу основных налогов и сборов,
периодичности их уплаты налоговая система Беларуси уже сегодня не отличается от
налоговых систем стран Европы.
Всего Налоговым кодексом Республики Беларусь
(далее - НК) установлено 16 республиканских (включая таможенные пошлины) и 3
местных налога и сбора. Что же касается количества налогов в странах Европы, то
оно колеблется от одного до нескольких десятков в зависимости от страны. Так,
например, в Латвии, Великобритании и Польше по 12 налогов, в Литве - 26, в
Чехии - 10, в Болгарии - 11, в Хорватии - 16, в Словении - 18, в Финляндии -
30, в Германии - около 50 (точное количество установить затруднительно
вследствие сложности и многоуровневости налоговой системы и возможности
совмещения некоторых налогов).
Одним из налоговых вопросов, в котором Республикой
Беларусь при разработке законодательных норм будет использован зарубежный опыт
с учетом национальных особенностей, является механизм переноса убытков на
последующие налоговые периоды, который позволяет минимизировать
предпринимательский риск. Особенно актуально это для предприятий, начинающих
осуществлять предпринимательскую деятельность и несущих убытки. Механизм
переноса убытков на будущие прибыли представляет собой уменьшение в текущем
налоговом периоде налоговой базы по налогу на прибыль на величину убытков,
полученных в предыдущих налоговых периодах. Как показало изучение
соответствующего международного опыта, перенос убытков осуществляется в среднем
на срок до 5 лет. При этом в ряде государств имеются ограничения как по размеру
налогооблагаемой базы (не более 50 % или 75 % прибыли текущего налогового
периода), на которую можно уменьшить прибыль будущих периодов, так и по
отдельным операциям (как правило, операции с финансовыми инструментами срочных
сделок), убытки по которым разрешено покрывать прибылями последующих лет по
таким же операциям.
Имущественные налоги
В Республике Беларусь к имущественным налогам
относятся налог на недвижимость и земельный налог. Основное отличие порядка
налогообложения имущества в Республике Беларусь от западных налоговых систем
заключается в том, что в европейских странах имущественные налоги, как правило,
являются местными. Ставки этих налогов утверждаются местными органами власти, а
налоговые поступления направляются в местный бюджет для финансирования нужд
региона. Помимо этого зачастую налог на имущество и земельный налог объединены
в один имущественный налог.
Такой объединенный имущественный налог,
например, существует в соседней Польше. Объектом налогообложения признаются
земельные участки, здания и сооружения, для которых местными органами
устанавливаются соответствующие фиксированные ставки в польских злотых за 1 м2.
При этом для земельных участков налоговой базой является их площадь, для зданий
и их частей - полезная площадь, для сооружений - остаточная балансовая стоимость.
В настоящее время Министерством финансов Республики Польша ведется работа по
разработке новой системы налогообложения недвижимости, основанной не на
площади, а на кадастровой стоимости. В рамках существующей системы во внимание
не принимается местоположение, физические характеристики и другие параметры
объектов налогообложения, что приводит к равному налогообложению неравноценных
объектов. В Республике Беларусь в качестве налоговой базы по налогу на землю
используется именно кадастровая стоимость участка.
Во Франции налог на имущество также объединяет
налог на недвижимое имущество и налог на землю и уплачивается ежегодно
собственником имущества. Объектом признается земля и недвижимое имущество
(жилое, коммерческое, промышленное, используемое для осуществления
профессиональной деятельности), а налоговой базой - номинальная арендная плата,
которую предположительно можно получить за данный объект на открытом рынке с
учетом его состояния, местоположения и размера. Номинальная арендная плата не
связана с реальной арендной платой, получаемой за жилое помещение. Размеры
номинальных арендных плат не корректировались с 1970 г., что, несомненно,
искажает реальную картину рынка недвижимости, приводит к перекосам в
налогообложении и вызывает нарекания со стороны плательщиков. Ставки налога
устанавливаются местными органами власти отдельно для каждого вида недвижимости
в соответствии с характеристиками и месторасположением, в результате чего
ставки по стране могут отличаться в несколько раз. В 2010 г. средний размер
налога по Франции составил 904 евро.
Особенностью французской налоговой системы
является наличие налога на проживание, который уплачивается проживающим в жилом
помещении лицом. Помимо этого налог так же взимается с незанятого, но
пригодного для проживания помещения. Таким образом, налоговое обязательство
связано не с фактическим проживанием, а с пригодностью имущества для этих
целей. При сдаче имущества внаем налог уплачивается арендатором. Налоговая база
та же, что и по налогу на имущество, ставки также устанавливаются местными
органами власти в зависимости от нужд местного бюджета на текущий год. К налогу
на проживание добавляется лицензионная плата за телевидение и плата за вывоз
мусора. Этот налог повышает налоговую нагрузку на владельцев и арендаторов
жилых помещений почти в 2 раза. В 2010 г. средний размер налога по Франции
составил 943 евро.
Помимо этого собственники недвижимости
стоимостью свыше 800 000 евро уплачивают налог на богатство. Налоговая база -
разница между рыночной стоимостью и 800 000 евро. Ставка устанавливается в
соответствии с прогрессивной шкалой от 1 % до 1,8 % в зависимости от стоимости
недвижимости. Еще одной страной, в которой взимается налог на проживание -
муниципальный налог, является Великобритания. Объектом налогообложения
признается недвижимость, находящаяся в собственности налогоплательщика или
арендуемая им. Размер налога определяется в фиксированной сумме в фунтах
стерлингов в зависимости от категории, к которой относится та или иная
недвижимость (всего 8 категорий), и месторасположения. Категория присваивается
в зависимости от стоимости недвижимости. Чем выше стоимость, тем больше размер
налога.
В Германии взимается налог на недвижимость со
второй квартиры (местный), ставка которого варьируется от 5 % в Берлине до 23 %
в Юберлингене, а в среднем по стране составляет около 10 %. Налоговой базой
признается годовая номинальная рентная стоимость или площадь жилого помещения в
зависимости от региона.
Таким образом, налогообложение жилых помещений в
Республике Беларусь менее обременительное, если учесть, что собственники
квартир в соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются
от уплаты налога на недвижимость, а собственники нескольких квартир получают
освобождение от уплаты этого налога в отношении одного принадлежащего им жилого
помещения по выбору. Ставка налога на недвижимость для юридических лиц
составляет 1 %, а для физических лиц в отношении частного дома и второй
квартиры составляет 0,1 %. К тому же налога на проживание, который значительно
увеличивает налоговую нагрузку на физических лиц, и налога на богатство в
Республике Беларусь не существует.
Подоходный налог
Так как в одних странах применяется
прогрессивная шкала подоходного налога, а в других - единая ставка, то
сравнение налоговых систем в отношении налогообложения доходов физических лиц
целесообразно проводить по размеру средней ставки подоходного налога
(Приложение А).
Налог на добавленную стоимость
Принципы взимания налога на
добавленную стоимость (далее - НДС) аналогичны во многих странах, поэтому
основным показателем, характеризующим косвенное налогообложение, является
ставка НДС. Смотреть (Приложение Б).Как видно из, (Приложение Б) стандартная
ставка НДС в Республике Беларусь соответствует среднеевропейскому уровню ставки
НДС, пониженная ставка также находится в пределах общеевропейских. [12,
с.81-85]
2.5 Изменение налоговой
нагрузки за 2011год
В январе-марте 2011 г. величина налоговой
нагрузки на экономику составила 30% к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом
2010 г. сократилась на один процентный пункт ( таблица 4).
Таблица 4. Величина и структура налоговой
нагрузки на экономику Республики Беларусь в первых кварталах 2010 и 2011 годов
Показатели
|
1
квартал 2010 г.
|
1
квартал 2011 г.
|
Отклонение,
п.п (+/-)
|
|
в
% к ВВП
|
|
Налоговая
нагрузка в том числе:
|
31,0
|
30,0
|
-1,0
|
|
|
|
|
косвенные
налоги
|
14,0
|
11,7
|
-2,3
|
прямые
налоги
|
7,5
|
10,2
|
2,7
|
смешанные
налоги
|
2,6
|
-0,3
|
прочие
доходы,сборы
|
6,6
|
5,5
|
-1,1
|
Источник: (периодическое
издание «Налоги Беларуси»,№22.[10, с.57])
Вывод: снижение уровня налоговой нагрузки
связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов
налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков
налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп
роста - 107,2 %) по отношению к росту ВВП (темп роста - 110,9 %). В структуре
налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными
налогами и сборами, однако по сравнению с I кварталом 2010 г. он снизился на
2,3 процентного пункта, доля смешанных сократилась на 0,3 процентного пункта,
прочих налогов, сборов, пошлин - на 1,1 процентного пункта.
Одновременно удельный вес прямых налогов и
сборов в ВВП возрос на 2,7 процентного пункта, что связано с изменением порядка
исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в I квартале текущего года, кроме
уплаченного налога за IV квартал (декабрь) 2010 г., также поступили текущие
платежи в размере 1/4 годовой суммы налога по сроку уплаты 22 марта 2011 г. (в
2010 г. уплата налога за I квартал производилась по
Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и
сборов, которые по
своей экономической природе являются надбавкой к
цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП
уменьшилась с 14 до 11,7%.
В общей сумме платежей этого вида 74 % приходится
на НДС. Структура косвенных налогов и сборов приведена (рисунок 1).
Источник: (периодическое издание «Налоги
Беларуси»,№22[10, с.58])
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 %,
удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений
обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста - 129,4 %) по
отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста - 126,1 %) в основном
за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по
ставке 10 %, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к
вычету сумм
Также отменены ограничения по принятию к вычету
уплаченных сумм НДС при приобретении основных средств и нематериальных активов,
не принятых к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Кроме того, в 2011 г. отменена обязанность
плательщиков уплачивать НДС периодическими платежами при превышении суммы
налога за месяц 40 тыс. евро, а также всем плательщикам независимо от размера
выручки предоставлено право ежеквартальной уплаты налога, В первом квартале
35,5 тыс. субъектов хозяйствования выбрали ежеквартальный способ уплаты налога,
тогда как в аналогичном периоде прошлого года им пользовались 26 тыс.
плательщиков. Более 19 % общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их
поступления сократились на 15,5 %, а удельный вес в ВВП с 2,9 % до 2,2 %.
Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по
акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 г., в счет
уплаты текущих платежей. По единому налогу для производителей
сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 %, а их удельный вес в
ВВП - с 0,2 % до 0,1 % по причине снижения в 2011 г. ставки налога с 2 % до 1 %
в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 января 2011 г. №
34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций».
Кроме того, с 2011 г. отменен налог на услуги,
удельный вес которого в первом квартале 2010 г. составлял 0,1 % в ВВП. В то же
время налога при упрощенной системе налогообложения уплачено на 32,4 % больше,
чем в аналогичном периоде 2010 г., что связано с расширением сферы применения
этого режима налогообложения. Так, количество плательщиков, применяющих
упрощенную систему налогообложения, возросло на 20 %. В результате удельный вес
этого налога в ВВП увеличился с 0,5 % до 0,6 %.
По остальным косвенным налогам и сборам, к
которым относятся консульский, гербовый и курортный сборы, средства от
реализации контрольных (идентификационных) знаков, поступления также выросли на
20,3%, а их удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2010 г.-0,1 %.
Удельный вес прямых налогов и сборов, объектами
обложения которыми являются доходы и собственность, составил 10,2 % в ВВП, темп
роста поступлений - 150,4 %, Структура прямых налогов и сборов (рисунок 2).
Источник: (периодическое издание
«Налоги Беларуси»,№22.[10, с.59])
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший
удельный вес - более 54 % - занимает налог на прибыль. Поступления его возросли
в 1,8 раза, а доля в ВВП - с 3,4 % до 5,5 %. Как отмечалось выше, такая
динамика обусловлена
изменением порядка исчисления и уплаты налога на
прибыль.
Не менее значимым доходным источником является
подоходный налог с физических лиц, который занимает 41 % в группе прямых
налогов. Темп роста поступлений составил 137,2 %, удельный вес увеличился с 3,4
% до 4,2 % в ВВП. Повышение платежей по подоходному налогу обусловлено, главным
образом, ростом на 19,2 % фонда заработной платы в целом по республике.
В общей сумме прямых налогов и сборов 12,5 %
принадлежит имущественным налогам - налогу на недвижимость и земельному налогу,
поступления которых увеличились соответственно на 29,8 % и 23,8 %. Удельный вес
этих налогов в ВВП повысился соответственно с 0,8 % до 0,9 % и с 0,5 % до 0,6
%.
Также выросли платежи по налогу на доходы (темп
роста - 134,8 %) и налогу на игорный бизнес (111,7 %). Вместе с тем их доля в
ВВП сохранилась на прошлогоднем уровне и составила соответственно 0,2 % и 0,1
%.
Отрицательная динамика поступлений сложилась
только по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических
лиц - снижение на 5,7 %. Это связано в основном с сокращением количества
плательщиков единого налога (темп роста числа индивидуальных предпринимателей
составил 99,5 %, физических лиц - 97,8 %). Удельный вес налога сохранился на
уровне 2010 г. - 0,2 % в ВВП.
Следует отметить, что с 2011 г. отменен такой
местный платеж как сбор на развитие территорий, который в I квартале 2010 г.
составлял 0,2 % в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета
плата за размещение наружной рекламы.
Что касается смешанных налогов, сборов,
отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и
прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе
ценообразования как элемент себестоимости и соответственно оплачиваются
потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов,
поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанный с
объемами и результатами хозяйственной деятельности.
Доля смешанных налогов в ВВП составила 2,6 %,
темп роста - 97,5 %, их структура (рисунок 3).
Источник: (периодическое издание
«Налоги Беларуси»,№22.[10, с 60])
В общей сумме смешанных налогов
почти 71 % приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых
составил 77,2 %, причем их доля в ВВП сократилась с 1,2 % до 0,8 %. Снижение
платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам
Министерства связи и информатизации,
Министерства энергетики, Министерства промышленности и концерна «Белнефтехим».
Кроме того, с 2011 г. отменена обязанность уплаты отчислений в инновационный
фонд Министерства архитектуры и строительства негосударственными организациями,
осуществляющими деятельность в области строительства и промышленности
строительных материалов. Почти 23 % принадлежит экологическим платежам (с
учетом налога на добычу (изъятие) природных ресурсов), поступления которых
снизились на 36,1 %, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 % до
0,3 %. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части из
объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и
нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов
магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом. Кроме того, с
2011 г. экологический налог за производство и (или) импорт товаров, содержащих
в своем составе 50 % и летучих органических соединений, а также производство и
(или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона
исключены из состава налоговых доходов бюджета. Темп роста прочих смешанных
отчислений и сборов, к которым отнесены отчисления в фонды предупредительных
(превентивных) мероприятий, отчисления от доходов от оказания услуг
электросвязи, сбор с заготовителей, составил 106,9 %, удельный вес по сравнению
с 2010 г. не изменился и сложился на уровне 0,1 % в ВВП.
За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошлин
сформировано 5,5 % ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 %. Структура данной
группы (рисунок 4).
Источник: (периодическое издание «Налоги
Беларуси»,№22.[10, с.60])
Преобладающую часть в структуре прочих платежей
- почти 90 % - занимают налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
(ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 %, а
удельный вес в ВВП снизился с 5,6 % до 4,9 %. Отрицательная динамика
обусловлена изменением в 2011 г. порядка уплаты таможенных пошлин.
Что касается отмененных налогов и сборов прошлых
лет, то их удельный вес ВВП снизился с 0,8 % до 0,4 %.[10, с.57-60]
3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В
2012-2015 ГОДУ
Основной целью налоговой политики на последующие
годы станет снижение налоговой нагрузки предусмотренной Программой деятельности
Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы создание
конкурентоспособной налоговой системы.
Предусмотрено повышение в ближайшее время
рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка
«Ведение бизнеса» до не менее чем 70-го места.
Как сказано в Программе с 2012 года предлагается
обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и
обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты на три процентных пункта. Также планируется упрощение
порядка взимания экологического налога, рассмотрения вопроса о снижении ставки
НДС с учетом итогов работы экономики, введения механизма переноса убытков на
будущие прибыли, сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой
направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию
инновационных фондов за счёт отчислений из прибыли подчинённых государственных
организаций и расширение сферы применения упрощённой системы налогообложения
Помимо этого будет проводиться улучшение
механизмов взимания установленных налогов, сборов с учетом практики
экономически развитых и быстро развивающихся стран. Произойдет снижение
временных затрат на расчёт и уплату налогов. радикальное упрощение процедур
налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых
рейтингах, снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы
организаций, упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты
основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового
декларирования.
Реализация указанных
направлений налоговой политики позволит снизить налоговую нагрузку в 2015 г до
26%к ВВП.[6, с.8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив состояние современной налоговой системы
Республики Беларусь, можно сделать определенные выводы.
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения
форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В
современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой
чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия
государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие
научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является
актуальной в настоящее время.
В первой главе я изучила основные теоретические
аспекты налогообложения. И выявила, что налоговая система является одним из
главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом
воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов
экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех
юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании
государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных условиях. Рассмотрела историю
возникновения налоговой системы РБ, которая была создана 1992 году. Её основу составляют
Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая и особенная часть), Закон "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который
упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства.
Во второй главе я заострила внимание на основные
недостатки налоговой системы РБ и пришла к выводу, что нестабильность наших
налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д.,
несомненно, играет отрицательную роль. Нестабильность налоговой системы, на мой
взгляд, главная проблема реформы налогообложения. Необходимость реформирования
налоговой системы Республики Беларусь была очевидна.
Поэтому дальше моё внимание было уделено
рассмотрению этапов развития и реформирования налоговой системы РБ и выявлено,
насколько сильно произошли изменения в количестве, в ставках налогов, насколько
снизилась налоговая нагрузка. Более подробна был освещён вопрос о налоговой
нагрузке за 2011 год можно отметить, что по сравнению с предыдущими годами она
значительно уменьшилась, а также отметить, что в налоговой структуре Республике
Беларусь основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги. Было
произведено сравнение налоговой системы РБ с зарубежными странами за последний
год и выявлено, что по своему составу налоговая система РБ ничем не отличается
от налоговых систем развитых стран. Это всего 5-6 обязательных платежей.
Третья глава посвящена рассмотрению перспективы
развития налоговой системы Республики Беларусь. Несмотря на достигнутые
результаты, нашему государству есть к чему стремиться. Поставлены задачи по
дальнейшему снижению налоговой нагрузке в 2015 г до 26%к ВВП.
Судя по намерениям правительства радикально
упростив белорусскую налоговую систему, нам "все же удастся уйти с
последнего места в рейтинге ВБ. Но дело ведь не только и не столько в
рейтингах. Главное - создать такую налоговую систему, которая бы не тормозила
развитие экономики.
В заключении можно отметить, что налоговая
система Беларуси за последние годы существенно изменилась, так как были
предприняты реальные шаги, направленные на ее реформирование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бюджетно-налоговая
политика//Экономический бюллетень 2011 № 5
.Василевская
Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика / Т.И.
Василевская, В.А. Стасенко - Минск: Белпринт, 1999.- 44-46 с.
.Знаткевич.И.Белорусская
налоговая система: важен не только рейтинг/ И. Знаткевич // Финансы Учёт Аудит-
2010 - №7 - С.13-16.
.Масинкевич
Н. Налоговое бремя в 2003 году: есть новые тенденции // Н. Масинкевич //
Национальная экономическая газета - 2003 - №71- С.
.Налоговый
кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 - № 166-3 // www.ncpi.gov.by
.Налоговая
нагру
зка
в Беларуси в 2015г должна снизиться//Налоги Беларуси -2011- №9 - С.8
.Нововведение
в Налоговом кодексе РБ // Валютное регулирование и ВЭД -2011- №2 - С.23-25
.
Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е. Налоги и налогообложение. Учебник Под общей редакцией /
Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь - Минск : 2005. -С44
.
Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Василевская Т.И. Налоги: Учебник для экон. спец. вузов
/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская - Минск: БГЭУ, - 2000.- С.4-7
.
Курайши Е.В. О налоговой нагрузке на экономику РБ в 1 квартале / Е.В. Курайши
// Налоги Беларуси - 2011 - №22 - С.57-60
.Харковец
А. О проекте Бюджета 2011/ А. Харковец // Финансы Учёт Аудит - 2010 - №08 -
С.3-7
.
Забайлович И.А. Сравнительный анализ налоговых систем европейских стран и РБ /
И.А. Забайлович // Налоги Беларуси - 2011- №14 - С.81-85
.
Кийко Д. Уплата налогов: что изменится в 2011г/ Д. Кийко // Финансы Учёт Аудит
- 2010 - №12- С.7-9
15.Скимн
В.Что изменится в Налоговом Кодексе РБ в 2011 г./ В. Скимн //Налоги Беларуси -
2010 - №42- С.5-8
16.
<http://www.bankzakonov.com/>
<http://www.sb.by/>
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Информация о средней ставке подоходного налога.
Источник: (периодическое издание «Налоги
Беларуси»,№14 С.84).[12, с.84]
Страна
|
Средняя
ставка подоходного налога (взимаемая с размера средней заработной платы)2, %
|
Австрия
|
14,7
|
Бельгия
|
27,5
|
Великобритания
|
16,2
|
Венгрия
|
21,2
|
Германия
|
20,7
|
Греция
|
9,1
|
Дания
|
29,1
|
Ирландия
|
14,2
|
Исландия
|
23,7
|
Испания
|
13,3
|
Италия
|
19,8
|
Люксембург
|
14,2
|
Нидерланды
|
16,6
|
Норвегия
|
21,5
|
Польша
|
6,4
|
Португалия
|
11,3
|
Словакия
|
7,9
|
Финляндия
|
22,9
|
Франция
|
14
|
Чехия
|
11,2
|
Швейцария
|
10,5
|
Швеция
|
18,3
|
В
среднем
|
16,5
|
Беларусь
|
12
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Ставки НДС в странах Европы.
Источник: (периодическое издание «Налоги
Беларуси»,№14) .[12, с.85])
Страна
|
Стандартная
ставка НДС, %
|
Пониженные
ставки НДС, %
|
Австрия
|
20
|
10/12
|
Бельгия
|
21
|
6/12
|
Великобритания
|
17,5
|
Венгрия
|
25
|
5/18
|
Германия
|
19
|
7
|
Греция
|
19
|
4,5/9
|
Дания
|
25
|
-
|
Ирландия
|
21
|
4,8/13,5
|
Исландия
|
25,5
|
7
|
Испания
|
16
|
4/7
|
Италия
|
20
|
4/10
|
Люксембург
|
15
|
3/6/12
|
Нидерланды
|
19
|
6
|
Норвегия
|
15
|
8/14
|
Польша
|
22
|
7
|
Португалия
|
20
|
5/12
|
Словакия
|
19
|
10
|
Финляндия
|
22
|
8/13
|
Франция
|
19,6
|
2,1/5,5
|
Чехия
|
20
|
10
|
Швейцария
|
7,6
|
2,4/3,6
|
Швеция
|
25
|
6/12
|
В
среднем
|
19,7
|
-
|
Беларусь
|
20
|
10
|