Учет материалов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет материалов













Курсовая работа

по дисциплине

"Бухгалтерский финансовый учет"

на тему: Учет материалов

Содержание

Введение

. Теоретические и методические основы учёта материалов

. Организационно - экономическая характеристика ОАО ЭЗСО "Динамо"

. Учёт материалов

.1 Понятие, классификация и оценка материалов

.2 Документальное оформление поступления и расхода материалов

.3 Учёт материалов на складах и в бухгалтерии

. Инвентаризация материалов

Заключение

Библиографический список

учет расход инвентаризация бухгалтерия

Введение

Материальные, сырьевые и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учёта большое значение имеет формирование полной и достоверной учётной информации о наличии, движении и использовании материалов в организации, а также чёткая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования материалов, таких как снижение удельных затрат материалов, сырья и топлива. Этого можно достичь, используя прогрессивные конструкционные материалы, заменой дорогостоящих материалов более дешёвыми, а также синтетическими без снижения качества продукции, сокращение отходов производства. Необходимо комплексно использовать материальные ресурсы, особенно природные, максимально устранять потери и нерациональные расходы, широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты.

Материалы - вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Рыночная экономика требует от предприятий повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно - технического прогресса, эффективных норм хозяйствования и управлением производством.

Для предприятий особую актуальность приобретают вопросы правильной оценки, контроля и полного отражения материалов в учёте.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема весьма актуальна. Целью работы является изучение специфики учёта материалов на исследуемом предприятии.

Для реализации цели поставлены следующие задачи: изучение теоретических и методических основ учёта материалов; изучение организационно - экономической характеристики организации; рассмотрение экономического содержания материалов, их классификации и оценки; отражение учёта поступления и расходования материалов; изучение учёта материалов на складах и в бухгалтерии; синтетический учёт материалов; отражение налогов по хозяйственным операциям движения материалов и проведение инвентаризации.

Объектом исследования является ОАО ЭЗСО "Динамо".

В ходе написания работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико - статистический (табличный), опрос, наблюдение, прослеживание, сверка расчётов.

Методической и теоретической основой при написании работы послужили: Федеральный закон " О бухгалтерском учёте" от 21 ноября 1996 года № 129 - ФЗ, план счетов бухгалтерского учёта финансово - хозяйственной деятельности организации, Положение по бухгалтерскому учёту " Учёт материально - производственных запасов" (ПБУ 5/01), Методические указания по бухгалтерскому учёту материально - производственных запасов, инструкции по применению плана счетов от 07.05.2003 № 38 н, инструктивные материалы по изучаемым вопросам, учебная литература, специализированные журналы, труды отечественных учёных.

Источниками конкретной информации для проведения исследования являются:

Øрегистры синтетического и аналитического учёта по счетам 10 "Материалы";

Øпервичные документы;

Øданные статистической отчётности.

1. Теоретические и методические основы учёта материалов

Расширение прав предприятий необходимо сочетать со строгим соблюдением единых принципов формирования фактической себестоимости производственных запасов и определение материальных затрат на производство, оценки материальных ценностей на счетах аналитического учета и в бухгалтерских балансах, исчисления и отражения в учете налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-техническим ресурсам, при их поступлении, а также при их использовании в производстве и на другие нужды (включая реализацию на сторону). От этого в немалой степени зависит реальность балансовых данных об имуществе предприятия, а также отчетных показателей себестоимости, балансовой и налогооблагаемой прибыли, расчетов с бюджетом по налогам на добавленную стоимость.

января 2002 года вступило в силу новое положение по бухгалтерскому учету "Учет Материально - производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 года №44Н. А в феврале 2002 года Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 28. 12. 2001 года.№119 Н, которым утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 к МПЗ относятся сырье, материалы и готовая продукция, товары и т.п.

Словом, это любое имущество, которое организация использует в производстве продукции, для управленческих нужд или для продажи. Единственное ограничение: срок полезного использования МПЗ не может превышать 12 месяцев. Имущество, которое не отвечает этому требованию, следует включать в состав основных средств.

Д.А. Волошин дает свой комментарий оценки имущества организации согласно новых указаний: "Что касается оценки полученных материалов, то МПЗ принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов складывается из трех величин: договорной стоимости, ТЗР, расходы, которые необходимы, чтобы довести материалы до пригодного состояния.

Волошин замечает, что в налоговом учете в стоимость материалов также входит большая часть указанных расходов, за исключением заработной платы работников, налогов (взносов), а также процентов по кредитам и займам. Их следует включать соответственно в состав расходов на оплату труда, производственных и внереализационных расходов. Поэтому и в бухгалтерском учете эти расходы лучше учитывать обособленно, либо на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей, либо на отдельном счете к счету 10 "Материалы". Тем более что Методические указания рекомендуют включать ТЗР непосредственно в себестоимость лишь тем организациям, которые имеют дело с небольшой номенклатурой материалов.

Согласно пункту 80 Методических указаний, в бухгалтерском учёте материалы могут учитываться частично по, так называемым, учетным ценам.

Существует четыре вида учетных цен:

1.договорные цены;

2.фактическая себестоимость по данным предыдущего месяца или года;

.планово - расчетные цены;

.средняя цена группы однородных материалов.

Что касается оценки материалов при отпуске в производство, то их можно оценить четырьмя способами:

1.по себестоимости каждой единицы;

2.по средней себестоимости;

.по себестоимости МПЗ, полученных первыми (метод ФИФО);

.по себестоимости МПЗ, купленных последними (метод ЛИФО).

При любом способе оценки (кроме себестоимости каждой единицы), чтобы определить себестоимость материалов, отпущенных в то или иное подразделение организации, бухгалтер должен рассчитать их средние цены. В пункте 78 Методических указаний предложено 2 способа такого расчета: исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка) и исходя из средней стоимости материалов на дату отпуска (скользящая оценка). [17]

По мнению Семёновой Ю. С. в бухгалтерском, и в налоговом учете транспортно-заготовительные затраты нужно включать в стоимость приобретенных ценностей. К расходам, которые считаются транспортно - заготовительными и в бухгалтерском, и в налоговом учете можно отнести:

1.это суммы, истраченные на погрузку, перевозку и разгрузку продукции;

2.комиссионные вознаграждения, выплаченные сторонним организациям за то, что они помогли приобрести товарно-материальные ценности;

.таможенные сборы и пошлины;

. недостачи в пределах их норм естественной убыли;

Транспортно - заготовительными расходами в бухучете являются:

проценты по займам под приобретение продукции, которые были начислены еще до того, как организация оприходовала купленные ценности;

командировочные расходы сотрудника, отправившегося за товарно-материальными ценностями;

заработная плата работников, которые разгружали продукцию, также начисленный на нее ЕСН.

В налоговом же учете проценты по займам включаются во внереализационные расходы, а командировочные выплаты - в прочие. Как объясняет Семёнова: если организация не брала кредиты под покупку продукции, не посылала экспедиторов в командировки и не включала в транспортные расходы затраты на содержание склада; зарплату грузчиков и ЕСН, то стоимость израсходованных материалов и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет одинаковой. Затраты на содержание склада в налоговом учёте не считаются транспортно-заготовительными. Что же касается учета бухгалтерского, то пункт 70 Методических указаний относит складские расходы к транспортно-заготовительным, но лишь, если работники склада заготавливают, принимают и отпускают только один вид ценностей, например материалы. [18]

Н. А. Лытнёва: "Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Аналитический учет НДС организуется исходя из различных режимов налогообложения, для разных объектов учёта. Если организация осуществляет операции, как облагаемые, так и необлагаемые НДС, она обязана вести раздельный учёт "входного" НДС по приобретённым ресурсам (п. 4 ст. 170 НК РФ). В этом случае аналитический учет осуществляется по операциям, облагаемым НДС и по операциям, не облагаемым НДС.

Суммы "входного" НДС, которые приходятся на операции, облагаемые НДС, подлежат возмещению из бюджета. Те же суммы налога, которые относятся к операциям, не облагаемым НДС, включаются в стоимость приобретенных ресурсов (п. 6 ПБУ 5/01).

Если раздельный учет отсутствует, то суммы "входного" НДС по всем операциям из бюджета не возмещаются, и в этом случае сумма налога не уменьшает налогооблагаемые доходы организации (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Согласно Налоговому кодексу РФ по облагаемым НДС операциям могут применяться различные налоговые ставки: 10 %, 18, 0 %." [19]

Порядок синтетического учета поступления и движения материалов в организации регламентируется тремя основными документами: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Планом счетов и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н ред. от 23.04.02).

Планом счетов предусмотрены два основных варианта учета материалов:

  1. с использованием счета 10 "Материалы";
  2. с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Наличие двух вариантов учета Шевелёв А. Е. объясняет следующим. Фактическая себестоимость заготовления материалов состоит из двух частей:

  1. стоимости собственно материалов согласно договору с поставщиком;
  2. затрат, непосредственно связанных с приобретением материалов, т. е. транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При формировании фактической себестоимости часто возникает временной промежуток между принятием к учету собственно материалов и поступлением расчетных документов по транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением этих материалов. При отсутствии такого временного промежутка, а также в случаях, когда эти события происходят в одном отчетном периоде или доля транспортно-заготовительных расходов несущественна, используют, как правило, первый вариант учета.

В противном случае появляется необходимость в обособленном учете транспортно-заготовительных расходов, и тогда наиболее приемлемым будет второй вариант учета.

При использовании второго варианта учета оприходование материалов и их списание в течение отчетного периода осуществляют в оценке, основанной на применении учетных цен, устанавливаемых предприятием согласно учетной политике.

Более предпочтительным будет тот вариант, который позволит обеспечить наименьшее отклонение фактической цены от учетной. При наличии материалов в пути порядок обработки информации на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" значительно усложняется. Счет 10 "Материалы" может иметь дебетовое сальдо, которое соответствует остатку материалов на складе в учетных ценах на начало и конец отчетного месяца.

Счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" предназначен для обобщения информации об отклонениях в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости заготовления и учетных ценах.

Волков Н.Г. рассматривает порядок учета неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути. На практике бывают случаи, когда запасы на конец месяца поступили на склад, но расчетные документы на их оплату от поставщиков не получены. В этом случае полученные запасы рассматриваются как неотфактурованные поставки. Они оформляются актом о приемке материалов типовой формы № 7 как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляет приемная комиссия в двух экземплярах. В приемном акте делается запись "неотфактурованные поставки" и производится оценка полученных запасов по учетным ценам. После оприходования запасов приемные акты передаются с приложением имеющихся документов в бухгалтерию. В дальнейшем второй экземпляр акта необходимо направить поставщику для подтверждения принятия запасов и отсутствии претензий, В бухгалтерии стоимость запасов, поступивших как неотфактурованные поставки, отражается в специальной ведомости учета неотфактурованных поставок. В конце месяца в ведомости подсчитывается общая стоимость запасов, принятых на учет в отчетном месяце как неотфактурованные поставки, и суммы сторно за тот же месяц, после чего выводится сальдо запасов, учтенных как неотфактурованные поставки на конец месяца. В специальном журнале ведется аналитический и синтетический учет расчетов организации с поставщиками запасов. Стоимость запасов, принятых на учет как неотфактурованные поставки согласно ведомости отражается в журнале обычной записью: кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебет счета 10 "Материалы". В случае оплаты организацией расчетных документов поставщика до момента оприходования покупаемых запасов, они учитываются организацией как материальные ценности в пути. Стоимость оплаченных счетов поставщика за неприбывшие на склад материальные ценности учитываются в бухгалтерии в ведомости учета материалов в пути. В ведомости, открываемой на год, каждый счет записывается отдельно позиционным способом. Учет операций по поступлению материально-производственных запасов осуществляется в таком порядке: дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит 51 "Расчетные счета" - отражается сумма аванса, перечисленного поставщику за покупаемые запасы; дебет 07 "Оборудование к установке" кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражаются запасы при их принятии на учет. [21]

Если МПЗ, по которым осуществлена оплата поставщику не поступили на склад (например, находятся в пути), то стоимость указанных ценностей не должна учитываться на балансе организации - покупателя независимо от того, что право собственности на них перешло к указанным организациям. Следует отметить, что согласно общеустановленным правилам на балансе организации должны отражаться МПЗ, принадлежащие ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Поэтому, по мнению А. П. Федотова в момент перехода права собственности на запасы данные ценности должны быть оприходованы на баланс организации вне зависимости от того, поступили ли они на склад, находятся ли в пути, или не вывезены со склада организации - продавца. [22]

Патров В. В. даёт своё суждение на основе ПБУ 5/01, утверждённого приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н.

В п. 45 сказано: "Для получения материалов... от транспортной организации... уполномоченному лицу выдается... доверенность на получение материалов".

Как считает Патров В. В., данное утверждение справедливо, если уполномоченное лицо получает материалы от органов транспорта вне места нахождения организации-получателя. Если транспортная организация доставляет материалы непосредственно получателю, то доверенность не выдается. Здесь было бы уместно указать, на какой срок может быть выдана доверенность, ибо многие практические работники не знают соответствующих статей ГК РФ, посвященных доверенности.

В п. 49 Указаний говорится, что при установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, и в других случаях приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке.

К сожалению, не сказано, как замечает автор, кто должен входить в состав этой комиссии. В этом же пункте дано двойное название одного и того же документа: "акт о приемке материалов" и "приемный акт".

В п. 50 Указаний сказано о двух вариантах учета материалов, когда они поступают в одной единице измерения (например, по массе), а отпускаются со склада в другой (например, поштучно). При этом предпочтение отдано варианту учета поступления и отпуска в обеих единицах измерения. Патрову кажется, что данный вариант является нерациональным, поскольку он более трудоемкий и его применение вообще не оправдано со всех точек зрения.

С. Н. Поленова сосредоточила свое внимание на статье 907 ГК РФ, согласно которой по договору складского хранения товарный склад обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем и возвратить их в сохранности. Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товаров и материалов на склад удостоверены складскими документами, а именно: двойным складским свидетельством, простым складским свидетельством и складской квитанцией. При этом двойное и простое складские свидетельства являются ценными бумагами. Их держатель имеет право распоряжаться хранящимся на складе товаро - материальными ценностями в полном объеме путем передачи ценных бумаг в установленном порядке. [24]

Далеко не всегда продукция предприятия продается "с лету". Иногда спрос вдруг резко падает по сравнению с предложением, и выпущенная продукция залеживается на складе. Как проводить уценку, подскажет С.И. Андросова. Как указано в пункте 12 ПБУ 5/01, если товарно-материальные ценности частично или полностью потеряли свое качество, морально или физически устарели или наметилась устойчивая тенденция к снижению их стоимости, то их можно уценить. Изменять стоимость товаров, по которой материалы отражены в учете, ПБУ 5/01 запрещается, поэтому нужно создать резерв под снижение стоимости товарно-материальных ценностей. Это предусмотрено пунктом 25 ПБУ 5/01. Этот резерв создается в конце отчетного года (31 декабря). Создание такого резерва должно быть оговорено в учетной политике вашего предприятия.

Товарно-материальные ценности, под которые необходимо создать резерв, выявляются в результате инвентаризации.

Резерв создается по каждому наименованию (номенклатурному номеру) товарно-материальных ценностей. Причем в Методических указаниях особо обращается внимание на то, что резерв не может быть создан по укрупненным группам, таким как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция и т. д.

Размер резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и балансовой стоимостью материалов, товаров или фактической себестоимостью готовой продукции. Причем организация должна подтвердить, что товарно-материальные ценности не могут быть проданы по цене выше себестоимости, так как морально устарели, утратили свое первоначальное качество.

В момент продажи товарно-материальных ценностей рыночная цена на них может еще снизиться. В этом случае есть вероятность, что налоговые органы будут требовать от вас рассчитать налоги исходя из стоимости, действующей на момент создания резерва. Андросова напоминает: налоговики должны доказать, что цена, по которой "уцененная" продукция реализуется, не является рыночной. [25]

Как считает Земсков, принимая на склад купленные материалы, организация, естественно тщательно проверяет их. Ведь случается, что количество поступивших материалов не совпадает с тем, что указано в договоре с продавцом. В таком случае предприятие в праве предъявить своему партнеру претензию в письменной форме.

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ, при обнаружении недостачи материалов полученным до расчета с поставщиком, поставщик не оплачивает недостающие материалы. Полученные материалы в бухгалтерском учете отражают по фактической себестоимости. В нее включается стоимость самих материалов, затраты, которые необходимы, чтобы довести их до пригодного состояния, посреднические вознаграждения, проценты по кредитам и займам, таможенные пошлины и т.д. Кроме того, в стоимость материалов включаются и транспортно - заготовительные расходы.

В налоговом учете в стоимость материалов включаются не все указанные расходы, исключения составляют заработная плата, начисления на нее, налоги и взносы.

Учет недостачи, выявленной после оплаты материалов.

Здесь порядок учета зависит от размера недостачи: либо он соответствует нормам естественной убыли, либо превышает их.

Размер недостачи в пределах норм естественной убыли рассчитывают: количество недостающих материалов умножают на цену, которая указана в договоре с поставщиком. НДС и транспортные расходы в расчет не берутся. Недостачи в пределах норм естественной убыли отражаются на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". А затем их списывают на счет 16 "Отклонение в стоимости материалов", либо на счет 10 "Материалы" субсчет "Транспортно-заготовительные расходы"

Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на счет 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по претензиям". [26]

По мнению В. В. Патрова и М. Л. Пятова, материальная ответственность - это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности, которая наступает независимо от привлечения работника за причиненный им ущерб к какому-либо иному виду ответственности. За одно и то же нарушение на работника одновременно с материальной может быть возложена дисциплинарная, административная или уголовная " ответственность (ст. 248 ТК РФ). Основным нормативным документом, регулирующим вопросы, связанные с материальной ответственностью, является Трудовой кодекс РФ. Статья 241 ТК РФ устанавливает, что за ущерб, причиненный организации при исполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. На работника организации материальная ответственность может быть возложена при следующих условиях: прямой действительный ущерб, причиненный организации; прямая причинённая связь между действиями или бездействием работника и ущербом, нанесённым организации; вина работника. Одним из условий для привлечения к материальной ответственности является трудовой договор (ст. 56 ТД РФ). [27]

Я. В. Соколов и В. А. Быков важный акцент делают на инвентаризации: "Инвентаризация - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета. Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Существуют восемь ситуаций, отражающих реальные результаты инвентаризации. Так, если рассматривать три фактора (факт хозяйственно жизни, первичный документ и отражение хозяйственной операции бухгалтерском учете) и два состояния, в которых могут находиться эти факторы (наличие и отсутствие). Если вследствие проведения инвентаризации не выявлены отклонения данных бухгалтерского учета от реального положения дел, то это, как правило, свидетельствует о неэффективности проведения инвентаризации. В реальной жизни всегда имеются факты небрежного ведения учёта.

Как правильно снимать остатки.

При проведении инвентаризациивозможны два варианта:

1)констатируется наличие ценностей, а потом выявленные остатки сверяются с учетными данными

2)данные аналитических счетов(учётные остатки) подтверждаются фактическим наличием.

Инвентаризацию следует проводить перед составлением не только годовой, но и промежуточной бухгалтерской отчетности. Чем ближе инвентаризация к дате составления бухгалтерской отчетности, тем отчетность достовернее.

Как правило, самая эффективная инвентаризация проводится при смене материально - ответственных лиц. В этом случае сдающий дела сам все просчитает и в случае недостачи покроет ее. Отсюда следует, что чем чаще происходит смена материально - ответственных лиц, тем лучше сохранность ценностей".[28]

2. Организационно - экономическая характеристика ОАО ЭЗСО "Динамо"

Полное официальное наименование предприятия Открытое акционерное общество "Экспериментальный завод спортивного оборудования "Динамо".

Сокращенное наименование - ОАО ЭЗСО "Динамо".

Местонахождение (юридический адрес): 610020 г. Киров ул. Мопра, 100.

Основная цель предприятия - удовлетворение потребностей частных лиц и организаций в спортивном оборудовании и инвентаре.

Основными видами деятельности ОАО ЭЗСО "Динамо" являются:

-выпуск и реализация товаров, предназначенных для занятий спортом и отдыхом;

-выпуск товаров народного потребления;

-коммерческая деятельность;

-внешнеэкономическая деятельность;

-организация массовых и зрелищных мероприятий.

Кроме того, на балансе предприятия находится дополнительные сооружения, спортивный комплекс, учебно-спортивная база "Порошино", охотничье хозяйство.

В настоящее время завод занимает площадь 1,7 га. В состав завода входят следующие цехи и участки:

-основные производства: литейный участок, механосборочный цех, деревообрабатывающий цех;

-вспомогательные производства: энерго-механический отдел, транспортный участок;

-общезаводские службы: планово-производственный отдел, технический отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел сбыта, отдел кадров, отдел технического контроля, бухгалтерия.

ОАО ЭЗСО "Динамо" осуществляет выпуск разнообразной продукции:

-гимнастическое оборудование (гимнастические гантели, снаряды для подтягивания, перекладины и другие);

-оборудование для тяжелой атлетики (гантели, гири, маты, тренажеры, штанги);

-оборудование для легкой атлетики (гранаты для метания, стойки для прыжков в высоту);

-оборудование для игровых видов спорта (кольца баскетбольные с сеткой, стойки (баскетбольные, волейбольные, для бадминтона), теннисные столы);

-оборудование для оздоровительных учреждений (кушетки медицинские, кресла массажные, стул вращающийся, массажный стол);

-прочие изделия (карнизы оконные металлические, льдобуры шнековые).

Завод обеспечивает спортинвентарем организации, спортивные общества, школы, армию, является поставщиком гимнастического оборудования всех рангов по спортивной гимнастике. Кроме того, продукция завода пользуется большим спросом и за рубежом, экспортируется в такие страны, как Польша, Венгрия, Монголия, Иран, Куба, Германия. Хорошие внешние данные выпускаемой продукции в сочетании с высоким качеством и надежностью в эксплуатации получили высокую оценку со стороны спортивных специалистов и спортсменов.

На предприятии освоены новые виды изделий: стеклопластиковое и гимнастическое бревно, скамейки гимнастические и тяжелоатлетические, тренажер грузовой, степ, палочка гимнастическая, щит баскетбольный, конь, козел, эспандер и другие. Ежегодно номенклатура выпускаемых изделий обновляется и дополняется.

Выпуск спортивного оборудования является основным видом деятельности ОАО ЭЗСО "Динамо". Вся продукция сертифицирована. Выбранная схема оценки качества предусматривает контроль не только готовой продукции, но и технологических процессов, входного контроля сырья и материалов.

Организационная структура ОАО ЭЗСО "Динамо" представляет собой наиболее распространенный тип линейно-функциональной структуры, характеризующейся вертикальной иерархией подчинения и горизонтальным распределением функций управления.

Достоинствами линейно-функционального типа структуры являются соблюдение принципа единоначалия, при котором линейные руководители сохраняют за собой право отдавать распоряжения и устанавливать очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а также время и конкретных исполнителей.

Бухгалтерия ОАО ЭЗСО "Динамо" обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности.

Главный бухгалтер несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, выполнение требований всех действующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности предприятия, а также за получение достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия на основании данных бухгалтерского учета.

Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход деятельности предприятия, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы (прибыли).

Учет материалов осуществляется бухгалтером по учету ТМЦ и затрат производства. В его обязанности входит учет всех ТМЦ и их движение, списание в производство, прием и обработка документов по материалам, учет расчетов с поставщиками за материалы, незавершенное производство, составление калькуляции, ведет счета 10, 20, 60-0, 62, 16.

Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются объем продажи в денежном выражении, стоимость основных и оборотных средств, затраты предприятия, валовой доход, прибыль и рентабельность. Эти и другие показатели деятельности ОАО ЭЗСО "Динамо" представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика основных показателей деятельности ОАО ЭЗСО "Динамо" за 2008-2010 гг.

Наименование показателя200820092010Темп роста, % к предыдущему году1. Показатели объема производства и продаж1.1 Выручка от продажи, тыс. руб.559995963766523106,50111,552. Показатели объема используемых ресурсов, капитала и затрат2.1. Годовой фонд оплаты труда персонала, тыс. руб.182041970121907108,22111,202.2. Среднесписочная численность персонала, чел.20718917991,394,712.3. Средняя величина основного капитала (внеоборотных активов), тыс. руб.351240063932114,0798,152.4. Средняя величина основных средств, тыс. руб.174081786318023102,61100,92.5. Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб.12219131631709410,73129,862.6. Сумма чистых активов (на конец периода)557569847587125,27108,633. Показатели, характеризующие финансовый результат3.1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.-302981-541-324,83-55,153.2. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.102564754552,94133,694. Показатели эффективности использования ресурсов, капитала и затрат4.1. Среднемесячная зарплата одного работника, руб.7329868710199118,53117,414.2. Производительность труда (годовая выработка)270,53315,54371,64116,64117,784.3. Фондоотдача, руб.3,2173,3393,691103,79110,544.4. Материалоемкость продукции0,580,560,5696,55100,004.5. Рентабельность продаж, %-0,541,65-0,81--4.6. Рентабельность активов по чистой прибыли, %0,903,773,94--5. Показатели финансовой устойчивости и ликвидности (на конец периода)5.1. Коэффициент автономии0,360,310,30--5.2. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)1,191,261,29--5.3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами0,150,120,16--На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы

Выручка от продажи продукции в 2010 году составила 66523 тыс. руб., что на 10524 или на 18,79% больше по сравнению с 2008 г., темпы прироста по годам составили 6,5 и 11,55%% соответственно.

Годовой фонд оплаты труда персонала в 2010 году составил 21907 тыс.руб., темпы прироста составили в 2009 г. по сравнению с 2008 г. 8,22%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 11,2%. В то же время среднесписочная численность персонала на протяжении рассматриваемого периода имела тенденцию к снижению и составила в 2010 г. 179 человек, следовательно при росте фонда оплаты труда и сокращении численности среднемесячная заработная плата одного работника увеличилась в 2009г. по сравнению с 2008 г. на 18,53%, в 2010г. по сравнению с 2009 г. на 17,41.

Производительность труда возросла, что говорит об увеличении эффективности использования трудовых ресурсов предприятия, ее рост составил 101,11 тыс. руб. Темпы роста производительности труда (37,37%) ниже темпов роста заработной платы (39,16%), что оценивается отрицательно и способствует перерасходу фонда заработной плата, а соответственно и себестоимости продукции в целом.

Средняя величина основных средств предприятия увеличилась в течении рассматриваемого периода не значительно - в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 2,61%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 0,9%. Фондоотдача основных средств имеет устойчивую тенденцию к росту в течение всего рассматриваемого периода 0,474 руб., причиной этого является рост выручки более быстрыми темпами, чем средней стоимости основных средств.

Средняя величина оборотного капитала выросла в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 4875 тыс. руб. или на 39,9%.

Материалоемкость продаж в течение рассматриваемого периода снизилась в 2008г. по сравнению с 2008 г. на 0,56 или на 3,45%, в 2010г. по сравнению с 2009 г. осталась на прежнем уровне, данный факт можно оценить положительно, т.к. материальные затраты на производство продукции сократились.

Рентабельность активов увеличилась за период и составила в 2010 г. 3,94%, что обусловлено некоторым ростом чистой прибыли предприятия.

Коэффициент автономии предприятия в 2010 г. составил 0,30, что ниже нормативного значения 0,5, следовательно предприятие достаточно сильно зависит от заемных средств, причем с 2008 г. он сократился на 0,06.

Коэффициент текущей ликвидности имеет некоторую тенденцию к росту +0,1, он составил на конец 2010 г. 1,29, что ниже нормативного значения.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2009 г. и составил 0,16, т.е. 16% оборотных средств обеспечено собственными средствами, против 15% в 2008 г.

Таким образом, на основе анализа показателей хозяйственной деятельности ОАО ЭЗСО "Динамо" можно сделать следующие выводы:

-объемы продажи предприятия имеют довольно устойчивую тенденцию к росту;

-численность персонала предприятия за анализируемый период сокращается;

-затраты предприятия за 3 года систематически повышались;

-стоимость основных и оборотных средств за анализируемый период увеличилась;

-деятельность предприятия можно признать неэффективной вследствие получения убытка от продаж;

-структура баланса ОАО ЭЗСО "Динамо" не может быть признана удовлетворительной, т.к. коэффициент текущей ликвидности значительно ниже нормативного значения.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. №129-ФЗ предприятия самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из структуры и других особенностей деятельности.

Формирует учетную политику в ОАО ЭЗСО "Динамо" главный бухгалтер, при этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в нормативных документах.

В учетной политике отражены способы ведения учета и применяются с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Ответственность за организацию учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременное и достоверное представление отчетности несет ответственность главный бухгалтер предприятия.

3. Учёт материалов

.1 Понятие, классификация и оценка материалов

Согласно ПБУ 5/01 "Учёт материально - производственных запасов" в бухгалтерском учёте в качестве материально - производственных запасов принимаются активы:

1.используемые при производстве продукции, предназначённой для продажи (сырьё и основные материалы, покупные полуфабрикаты);

2.предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

.используемые для управленческих нужд организации (топливо, запасные части, вспомогательные материалы).

Таким образом, материалы являются частью материально - производственных запасов, которые в процессе производства используются различно: одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырьё и материалы), другие - входят в изделие без каких - либо внешних изменений (запчасти), третьи изменяют только свою форму и размер (смазочные материалы, краски). Для правильной организации учёта материалов большое значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учёта.

В зависимости от той роли, которую играют материалы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырьё и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности. Указанные классификации материалов (Приложение 1) используют для построения синтетического и аналитического учёта.

Для учёта материалов в организации ОАО ЭЗСО "Динамо" применяют следующие группы материалов:

1.Сырье и материалы (учитывают металл, пиломатериал, поролон, резину и т.д.);

2.Вспомогательные материалы (клей, кислород, эмаль, краска);

.Топливо (керосин, масло);

.Тара (упаковочные пакеты, ящики, коробки);

.Запасные части (подшипники, манжеты);

.Инвентарь и хозяйственные принадлежности (лопаты, молотки, напильники, замки).

Материалы в ОАО ЭЗСО "Динамо" принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материалов, приобретённых за плату, признаётся сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Пример 1: На 12.08.2007 г. ОАО ЭЗСО "Динамо" приобрёл гофрированную картонную тару по цене 13,18 руб., в количестве 24 шт. Фактическая себестоимость тары составит 316,32 руб. (13,18руб. *24 шт =316,32 руб.) .

При учёте материалов по фактической себестоимости, все затраты, связанные с приобретением материалов, отражаются сразу на счёте 10 "Материалы". Фактическая себестоимость приобретённых материалов может включать в себя следующие расходы:

1)Стоимость производственных запасов по договорам поставки.

2)Транспортно - заготовительные расходы (ТЗР).

)Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, внесённых в счёт вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной с учредителями организаций (договорная стоимость).

Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учёту.

Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, полученных в обмене на другое имущество, устанавливается исходя из стоимости обмениваемого имущества, которую определяют по средним рыночным ценам этого имущества в данном регионе.

Оценка материально - производственных запасов, приобретённых за иностранную валюту, производится в рублях путём пересчёта валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учёту.

На основании ПБУ 5/ 01 при отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится:

·По себестоимости каждой единицы (оценивают материалы, используемые в организации в особом порядке: драгоценные металлы и камни; или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие).

·По средней себестоимости (оценка производится по каждой группе или виду материалов).

·По способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов).

·По способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

На предприятии имеются свои особенности в оценке производимой продукции и материалов в течение года.

Формирование фактической себестоимости материальных ценностей происходит не единовременно.

Согласно учетной политики предприятия списание материалов в производство производится по средней себестоимости, определяемой по формуле:

С = (Со + Сз ),

(Ко + Кз )

где С - средневзвешанная стоимость;

Со - стоимость остатка материальных ценностей;

Сз - стоимость материальных ценностей, заготовленных (приобретенных) в отчетном месяце;

Ко - количество материальных ценностей на начало месяца;

Кз - количество материальных ценностей, заготовленных за месяц.

Так, используя данные аналитического учета за август 2009 года, можно рассчитать себестоимость отпущенного в производство чугунного лома в таблице 1.

а) стоимость чугунного лома, находящегося в обороте предприятия

,30 + 356066,02 = 456086,32 руб.;

б) количество материала, находящегося в обороте предприятия

+ 95,73 = 122,24 т;

в) средняя стоимость 1 тонны чугунного лома

,32 : 122,24 = 3731,07 руб.;

г) фактическая себестоимость израсходованного чугунного лома

1,07 х 109,91 = 410081,90 руб.;

д) стоимость чугунного лома, находящегося на складе на конец месяца

,32 - 410081,90 = 46004,42 руб.

Таблица 1 - Расчет средней себестоимости 1 тонны чугунного лома

ПоказателиКоличество, тЦена, руб.Сумма, руб.Остаток на начало месяца26,51-100020,30Поступило за месяц95,733719,48356066,02Итого поступления с остатком122,24-456086,32Израсходовано за месяц109,91-408034,73Остаток на конец месяца12,33-48051,59

При учете движения материалов на выработку продукции применяется учетная цена предприятия. Определение фактической себестоимости в конце отчетного периода осуществляется корректировкой учетной цены израсходованных материалов на производство на величину отклонений.

Материалы в организации, купленные на стороне, а также определённые виды материалов, учитываются по средней себестоимости. Это закреплено в учётной политики организации. Средняя себестоимость определяется по каждому виду материалов как частное от деления общей себестоимости вида материалов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим материалам в течение месяца.

Пример 2: Остаток на начало сентября 2010 г. азота в количестве 100 кг. по цене 18,43 руб.. В течение сентября было приобретено азота:

·19.09. 10 - 20 кг. по цене 34,5 руб.;

·06.09.10 - 20 кг. по цене 34,5 руб..

Расходование в течение месяца азота не было. Тогда остаток на 01.10.10 равен 140 кг (100 кг + 20 кг + 20 кг = 140 кг). Средняя цена в данном случае будет равна:

Цена средняя = (100 * 18,43 + 20 * 34,5 + 20 * 34,5) / 140 = 23,02 руб.

Стоимость остатка равна: 140 * 23,02 = 3222,8 руб.

Данные на основании отчёта материально - ответственного лица.

3.2 Документальное оформление поступления и расхода материалов

Первичные документы по поступлению и расходу материалов являются основой организации материального учёта. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителя.

Документальное оформление поступления материалов.

Сырьё и материалы, применяемые в производстве, поступают на предприятие от поставщиков, а также от подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета.

Для выполнения производственной программы предприятие определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Иногда на поставку материалов ОАО ЭЗСО "Динамо" заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам материалов.

Обычно в бухгалтерском учёте контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов осуществляет служба снабжения предприятия, но в организации ОАО ЭЗСО "Динамо" все первичные документы вначале поступают в бухгалтерию с целью проверки правильности их оформления, а затем на склад.

Для получения товарно - материальных ценностей со склада поставщика представителю предприятия выписывается доверенность (Форма № М - 2). В доверенности указывают: кто получает материальные ценности, от кого следует получить эти ценности, срок действия доверенности. Она составляется в одном экземпляре и выдаётся получателю под расписку бухгалтерией организации. Бухгалтерия ведёт строгий учёт выданных доверенностей, которые регистрируются в момент их выдачи в специальном журнале учёта выданных доверенностей. Не позднее следующего дня после получения материалов по доверенности представитель от ОАО ЭЗСО "Динамо" передаёт документы в бухгалтерию, а затем документы передаются на склад для оприходования поступивших материальных ценностей. Неиспользованные доверенности возвращают в бухгалтерию не позднее следующего дня после истечения их срока.

Также поставщик может доставлять материальные ценности своим транспортом, если это предусмотрено в договоре. В качестве первичного документа применяют товарно - транспортную накладную (Приложение 2).

Вместе с отгрузкой материалов поставщик высылает покупателю расчётные и другие сопроводительные документы: счета - фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, накладные.

Материалы, доставленные на склад предприятия, и документы, сопровождающие их, сдаются кладовщику или другому материально - ответственному лицу, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счетов поставщика.

В бухгалтерском учёте принято оформлять поступившие материалы на склад приходными ордерами, но при отсутствии расхождений с данными поставщика разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера (Приложение 5). В ближайшие годы расхождений по поступившим материалам документально не наблюдалось. Но никакая организация, как я считаю, не застрахована от этого. Поэтому при обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, и, соответственно порчи материалов, им должен быть составлен коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий. Также в тех случаях, когда количество и качество прибывших уже на склад материалов не соответствует данным поставщика, приёмку материалов осуществляет комиссия, которая оформляет акт о приёмке материалов.

Подотчётные лица в основном приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и физических лиц, на рынке или у населения за наличные деньги. Документами, подтверждающими стоимость приобретённых материалов в ОАО ЭЗСО "Динамо", могут являться товарные чеки, а также счета магазинов, квитанции, приходные кассовые ордера, акты или справки о покупке материалов у населения за наличные деньги. В актах излагаются содержание хозяйственных операций с указанием даты, места покупки, наименования, количества, цены материалов, кроме этого - данные паспорта продавца. Все указанные документы должны прилагаться к авансовому отчёту (Форма № АО - 1) .

Документальное оформление расхода материалов.

Материалы отпускаются со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами (Приложение 3). В каждой организации по - своему либо упрощают записи в унифицированных формах, либо приспосабливают по различным причинам устаревшие бланки. Лимитно - заборные карты выписываются в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. В них должны указывать: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, получатель, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов. Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов.

Но есть и случаи, когда материалы отпускаются периодически. Их отпуск в бухгалтерском учёте оформляется требованиями - накладными на отпуск материальных ценностей, которые выписываются цехом - получателем в двух экземплярах: первый с распиской кладовщика остаётся в цехе, второй - с распиской получателя у кладовщика. В исследуемой мною организации учёт упрощён: разовый отпуск товарно - материальных ценностей для потребления и перемещения внутри производства производится на основании требование - накладной (внутрихозяйственного назначения)(Приложение 4) .

Так, при перемещении внутри производства, например из цеха в цех, выписывают накладную (внутрихозяйственного назначения) в общем порядке. Она выписывается в двух экземплярах, один из которых передают в бухгалтерию, он служит основанием для отражения перемещения материалов из одного места хранения в другое.

Расходовать закреплённые материалы можно только с письменного разрешения начальника цеха. Материалы со складов или других мест хранения для производства отпускают по Ведомости учёта расхода материалов (форма № 94). Ведомость выписывает бухгалтерия на каждую группу материалов. Ведомость учёта расхода материалов составляют в двух экземплярах, из них один передают лицу, отпускающему материалы, а второй - получающему.

После утверждения Ведомости учёта расхода материалов начальником цеха первый её экземпляр с распиской получателя материалов служит основанием для списания их с подотчёта материально - ответственного лица. Второй экземпляр утверждённой ведомости с распиской лица, отпустившего материалы, используется как документ для списания стоимости израсходованных материалов на затраты производства. Все документы по движению материалов в установленные сроки представляют в бухгалтерию. В ОАО ЭЗСО "Динамо" отпуск материалов сторонним организациям или другим лицам оформляют накладными на расход, которые выписываются в двух экземплярах: первый экземпляр остаётся на складе, а второй - получателю материалов.

Списание материалов оформляют Актом на списание материальных ценностей, который составляется специально созданной комиссией с участием материально - ответственного лица.

При расходовании получателем материальных ценностей на нужды производства в ОАО ЭЗСО "Динамо" акты не используются. Это можно отнести в минус данной организации. В акте расхода указывается наименование, количество, учётная цена и стоимость по каждому израсходованному материалу, а также шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин.

.3 Учёт материалов на складах и в бухгалтерии

Для обеспечения сохранности продукции и прочих товарно-материальных ценностей на предприятии организуется складское хозяйство. В организации ОАО ЭЗСО "Динамо" для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов созданы специализированные и общие склады.

На складах находятся товарно - материальные ценности, не требующие создания особых условий их хранения.

Каждому складу присваивается постоянный номер, который должен, но, правда, не всегда указывается во всех документах, относящихся к операциям данного склада. На складах материалы размещаются по секциям, а внутри них - по группам, видам или сортам, в ящиках, контейнерах, полках, ячейках, что обеспечивает быструю их приёмку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса. К месту хранения материалов прикрепляется ярлык, на котором указывается наименование материала, его характеристики, а в необходимых случаях и целевое назначение. Склады обеспечены исправными весами, измерительными приборами (влагомер), а также необходимым инвентарём и противопожарными средствами (пожарный водоём, песок). Во всех случаях материальные ценности передают под ответственность кладовщикам являющимися материально - ответственными лицами, которых приняли на работу по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С каждым из них в установленном порядке заключены письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Так как в исследуемой организации достаточно небольшая номенклатура материалов, на всех складах и других местах хранения учёт движения материальных ценностей ведут в книге складского учёта материалов (Форма № М-17) , которую выдают материально ответственным лицам за день до сдачи в бухгалтерию первичных документов. До передачи книги на склад все страницы в ней пронумеровываются, о чём делают соответствующую запись на последней странице. В книге на каждый вид материалов открывается отдельный лицевой счет, учёт ведут только в натуральных измерителях. В заголовке счетов должны указываться единицы измерения, номенклатурный номер и цену (для справок). В данной организации указывается наименование материала, номенклатурный номер, единицы измерения, дата принятия на склад, куда расходуются материалы, количество прихода и расхода материалов и их остаток, заверенный подписью заведующего складом. Последовательность открытия счетов в книге соответствует последовательности аналитического учёта в бухгалтерии.

В организации ОАО ЭЗСО "Динамо" записи в книгах складского учёта ведутся только на основании первичных документов о поступлении и расходе материалов. Без правильно оформленных документов на оприходование или выдачу материальных ценностей кладовщик не имеет право принимать или отпускать материалы. После каждой записи о поступлении или расходовании материалов в книгах складского учёта выводят остаток.

Материалы, поступающие на склад сопровождаются накладными (внутрихозяйственного назначения). Принимая материалы, кладовщик отмечает в графе "Принято" фактическое количество полученных материалов и подтверждает это своей подписью. У кладовщика остаётся один экземпляр накладной, который является основанием для оприходования принятых материалов и записи в книге складского учёта.

Материальные ценности, поступающие на склад со стороны, приходуются на основании счетов - фактур (Приложение 6) и других сопроводительных документов организаций - поставщиков. При поступлении материалов на склад материально - ответственное лицо проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов по документам поставщика. При соответствии показателей документов фактическому наличию материалов ответственное лицо должно выписать накладную на приход, чего не делает кладовщик предприятия ОАО ЭЗСО "Динамо". Приходные документы составляются в день поступления материалов. Накладные содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их количество, цену и общую сумму.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные и хозяйственные нужды, а также продажу на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности организации, материалов. На исследуемом предприятии к ним относятся накладные (внутрихозяйственного назначения), накладные на расход, лимитно - заборные карты.

Все первичные документы по движению материалов со складов поступают в бухгалтерию. Сдача документов оформляется реестром, в котором указывают наименование, номера сдаваемых документов.

В конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в книгах складского учёта материально ответственные лица составляют отчёт о движении материальных ценностей в одном экземпляре. Отчёт составляется в натуральных измерителях и в нём по каждому виду материала показывается остаток на начало месяца, количества поступления и расхода материалов, выводится сальдо на конец месяца. Отчёт вместе с первичными документами сдаётся в бухгалтерию, где его данные проверяются. После проверки отчёта проставляются суммы материальных ценностей, производится оценка материалов.

В соответствии с "Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту МПЗ", утверждённым приказом Минфина РФ № 119 - н от 28.12.2001 г., аналитический учёт материалов в бухгалтерии может осуществляться на основании использования оборотных (оборотный метод) или сальдовых (сальдовый метод) ведомостей. В организации ОАО ЭЗСО "Динамо" используется сальдовый метод (оперативно - бухгалтерский) учёта материалов.

При нем в бухгалтерском учёте в качестве регистра аналитического учёта используется книга складского учёта материалов. В конце месяца заведующий складом должен переносить количественные данные об остатках материала на первое число месяца (по каждому номенклатурному номеру) из книги складского учёта в сальдовую ведомость. Далее, после проверки сальдовой ведомости работником бухгалтерии, сальдовую ведомость передают в бухгалтерию, где остатки материалов оценивают по твёрдым учётным ценам и выводят их итоги по отдельным учётным группам материалов, а также в целом по складу.

В ОАО ЭЗСО "Динамо", в основном не ведутся ведомости. Все дальнейшие записи в учётные регистры оформляются на основе отчётов, а также "черновых" записей самого бухгалтера.

Синтетический учёт материалов

Синтетический учёт материалов в ОАО ЭЗСО "Динамо" ведут на синтетическом счёте 10 "Материалы" по фактической себестоимости. Счёт 10 "Материалы" по отношению к балансу активный: по дебету отражается стоимость поступивших от поставщиков, подотчётных лиц материалов, из собственного производства (на мелкого инвентаря), по кредиту - списание материальных ценностей в основное и вспомогательное производство, на общехозяйственные и общепроизводственные нужды.

Учёт материалов ведётся на счёте 10, к которому открываются следующие субсчета:

- 1 "Сырье и материалы"

- 2 "Вспомогательные материалы"

- 3 "Топливо"

- 4 "Тара"

- 5 "Запасные части"

- 6 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"

Забалансовые счета на предприятии не используются.

На субсчёте 1 учитывают наличие и движение сырья и основных материалов.

На 2 субсчете учитываются смазочные материалы, возвратные отходы (клей, масла машинные, остатки металлолома)

На 3 субсчёте учитывают все виды топлива, используемые в производстве: нефтепродукты (горючее и смазочные материалы), предназначенные для эксплуатации и транспортных средств; твёрдое (уголь, дрова), газообразное топливо.

На 4 субсчете учитываются вспомогательный материал, предназначенный для транспортировки и хранения материалов и готовой продукции

На субсчёте 5 учитывают наличие и движение всех видов запчастей, а также аккумуляторы, шины.

Субсчёт 6 предназначен для учёта малоценных быстроизнашивающихся предметов: вёдра, лампочки, лопаты и т. д.

В основном сырьё и основные материалы приобретаются со стороны. Как было сказано выше, все покупные товарно - материальные ценности учитываются по фактической себестоимости. Поскольку одни и те же материальные ценности поступают в производство отдельными партиями и к тому же часто от разных поставщиков, фактическая себестоимость однородных материалов обычно колеблется.

Для облегчения учета необходимо иметь постоянные (неизменные, твердые) планово-учетные цены на все товарно-материальные ценности. С этой целью бухгалтерия разрабатывает специальный номенклатуру-ценник, который представляет собой систематизированный справочник, охватывающий все находящиеся материальные ценности. Ценник содержит следующие показатели: номенклатурный номер, точное наименование и краткую характеристику материальных ценностей, единицу измерения, учетную (твердую) цену. Учет движения материальных ценностей на предприятии ведут по установленным постоянным планово-учетным ценам, указанным в ценнике. Поскольку реально складывающиеся цены отклоняются от принятых на предприятии, бухгалтерия должна учитывать все эти отклонения и по мере расходования материалов, списывать соответствующую долю отклонений на те счета, на которых учитывается расход материалов по твёрдым ценам, доводя таким образом их до фактической. ОАО ЭЗСО "Динамо" этот приём не использует, правда учёт движения материалов в течение месяца ведут по учётным ценам, по окончании месяца после расчёта сумм ТЗР эта стоимость доводится до фактической себестоимости. Таким образом, данные, образующие фактическую себестоимость поступивших материалов, в бухгалтерском учёте отражаются в разных журналах - ордерах, а суммируются в Главной книге. Фактическую себестоимость израсходованных и отпущенных на сторону материалов записывают в журнале - ордере № 10 и в Главной книге. Исследуемое предприятие не использует в учёте 15 и 16 счета, так как основу отклонений от учётных цен составляют транспортно - заготовительные расходы. Регистром аналитического учёта движения материалов являются отчёты материально - ответственных лиц. Регистром синтетического учёта - журнал - ордер № 10. В конце каждого месяца данные из журналов - ордеров суммируются и переносятся в Главную книгуОсновные бухгалтерские проводки по учёту материалов в ОАО ЭЗСО "Динамо" за август 2009 г, представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Основные бухгалтерские проводки по учёту материалов в ОАО ЭЗСО "Динамо" за август 2009 г.

№ п/пСодержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, руб.ДебетКредит1Поступили материалы от поставщиков10/1601453,922Выделен НДС со стоимости поставки1960261,713Приобретены материалы от прочих кредиторов10/1762043,684Выделен НДС со стоимости поставки1976367,875Израсходованы материалы на покрытие кушеток20/210/11493,336Израсходованы материалы на обслуживание производства 2910/1155,67Израсходованы материалы на держатели для брусьев20/210/1890,418Израсходованы материалы на производство гантелей20/210/1558,079Оплачено прочим кредиторам из кассы за поставленные материалы76502411,5510Предъявлен НДС к возмещению из бюджета6819367,87

Налоги по хозяйственным операциям движения материалов

По хозяйственным операциям движения материалов исчисляют НДС, налог на прибыль и подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость предприятие уплачивает поставщикам материальных ценностей, организациям, выполняющим работы и услуги, и получают с покупателей за реализованную им продукцию, выполненные работы и услуги. Разница между полученным и уплаченным НДС вносится в бюджет.

НДС по приобретенным ценностям, выполненным работам и услугам для производства учитывают на счете 19 " Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Счет активный. По дебету отражают суммы начисленного НДС, по кредиту, после оплаты задолженности поставщикам (включая и сумму НДС), сумму НДС списывают со счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".

К счёту 19 открыты 3 субсчёта:

-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам";

-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".

НДС по приобретённым материальным ценностям в расчётных документах выделяется отдельной суммой. Если в расчётных документах сумма НДС не выделена, то организация не имеет право самостоятельно выделить НДС.

Сумма аванса или предварительной оплаты, перечисленной поставщику, НДС не выделяется и на счёте 19 не отражается.

В зависимости от направления расходования производственных запасов, сумма НДС, учтённая на субсчёте 19/3, подлежит зачёту в счёт платежей в бюджет (при использовании материальных ресурсов на производственные нужды) или списанию со счёта реализации (при продаже материалов) и соответствующих источников покрытия (при использовании на непроизводственные нужды, при безвозмездной передаче материалов).

Суммы НДС, учтённые по дебету счёта 19, могут быть списаны следующим образом:

1.Приняты к возмещению из бюджета

Д 68 - К 19

Эта запись возможна только в том случае, если счета поставщиков оплачены и материалы поставлены на учёт, использованы на производственные нужды.

2.Эти суммы могут быть списаны на увеличение стоимости приобретённых ценностей или на счета учёта затрат и расходов на продажу.

3.За счёт целевых средств.

Налоговым Кодексом предусмотрено 4 случая, когда НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не применяется, а включается в себестоимость этих ценностей:

1.Приобретённые ценности используются при производстве или реализации продукции, работ или услуг, освобождённых от уплаты НДС.

2.Организация, которая приобрела ценности, не является плательщиком НДС или использовал своё право на освобождение от уплаты налога.

.Купленные ценности специально приобретены для осуществления операций, которые по Налоговому Кодексу не включаются в налоговую базу и, следовательно, не облагаются НДС.

.Купленные ценности используются для операций, местом реализации которых не является РФ.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ части 2 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" статьи 145 пункта 1, организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учёта налога не превысила в совокупности 1 миллион рублей. Поэтому организация ОАО ЭЗСО "Динамо" на данный момент не является налогоплательщиком (об этом можно судить и по показателям рентабельности предприятия). Сумму НДС по материальным ресурсам, используемых при изготовлении продукции и операций, освобождённых от НДС, должны списывать в дебет счетов учёта затрат на производство: Д 20 - К 19. Налог на прибыль. По безвозмездно полученным от других организаций производственным запасам организация-получатель увеличивает налогооблагаемую прибыль на стоимость полученных ценностей, по не ниже их балансовой стоимости, числящейся у передающей организации. Балансовая стоимость ценностей указывается в документах о передаче. Налог на доходы физических лиц. Предприятие может приобретать производственные запасы по договорам купли-продажи, в которых должны быть отражены необходимые реквизиты: фамилия, имя в отчество продавца, его паспортные данные, адрес постоянного места жительства, а также факт регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Если продавец зарегистрирован в качестве предпринимателя и в качестве плательщика в налоговой инспекции, то с него не удерживают налог на доходы физических лиц. Если физическое лицо не зарегистрировано в качестве предпринимателя, то с него удерживается налоги на доходы физических лиц при превышении выручки 125 000 руб. (по имуществу, находившемуся в собственности налогоплательщика менее трех лет). Организация обязана вести учет расчетов с физическими лицами при приобретении у них производственных запасов, для того чтобы иметь данные о совокупных выплаченных суммах с налога года, обеспечивающих правильное исчисление и удержание подоходного налога. Если предприниматель не зарегистрирован в налоговом инспекции как налогоплательщик, то с него также удерживают налог на доходы физических лиц.

4. Инвентаризация материалов

На каждом предприятии должен быть обеспечен постоянный контроль за сохранностью имеющихся материальных ценностей. Важным приёмом такого контроля является инвентаризация, которая проводится на основании статьи 12 Федерального закона от 21. 11. 96. № 129 ФЗ "О бухгалтерском учёте".

В организации ОАО ЭЗСО "Динамо" инвентаризация не проводится. Вместо неё уже несколько лет проводят ревизию.

Обычно под ревизией понимают проверку правильного оформления документации и расходование денежных средств, а так же ревизор имеет право выборочно или полностью проверить наличие материальных ценностей на складах. Под инвентаризацией непосредственно понимают проверку количественного наличия материальных ценностей.

На предприятии ОАО ЭЗСО "Динамо" ревизия проходит раз в год, а также при смене материально - ответственного лица и при установлении фактов недостачи имущества. Для проведения ревизии создаётся специальная комиссия, которая составляет Акт о наличии материальных ценностей на складе. Все выявленные недостачи также отражаются в этом Акте. Ревизия проходит в присутствии материально - ответственного лица.

По моему мнению, инвентаризация является неотъемлемой частью в учёте материалов, и её отсутствие значительно сказывается на эффективности хозяйствования и на управлении предприятием. Ревизия во многом схожа с условиями проведения инвентаризации, но лучший вариант: проведение ревизии перед инвентаризацией, что обычно и делают во многих организациях.

Инвентаризация может быть частичная, когда проверяют наличие ценностей в отдельных местах хранения, и полная, когда проверкой охватываются все ценности на предприятии в целом. Обязательная полная инвентаризация должна проводится один раз в год перед составлением годового отчёта. При этом проверяют и документально подтверждают наличие, качественное состояние и оценку материалов на определённую дату путём пересчёта, взвешивания, определения их объёма и сопоставления полученных фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Кроме годовой инвентаризации предприятия должны проверять наличие остатков в натуре в течение года, причём в обязательном порядке:

§при смене материально - ответственных лиц;

§при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей - непосредственно при установлении таких факторов.

Для проведения инвентаризации создаётся специальная комиссия, которая назначается руководителем предприятия. Устанавливаются сроки, порядок проведения инвентаризации с указанием её начала и окончания. Инвентаризация проводится в присутствии материально - ответственного лица.

Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно - материальных ценностей по складам (Форма № ИНВ - 3). Складские операции в этот период не должны производиться: заведующий складом в данной описи должен дать расписку в том, что все документы склада записаны в книгу складского учёта материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

В описи комиссия записывает фактическое наличие на складе каждого наименования ценностей по видам, группам и номенклатурным номерам. Также здесь отражается как натуральные, так и стоимостные измерители. По каждой странице и в конце описи указывается количество порядковых номеров, общее количество единиц фактически установленных материалов и сумма их оценки. На последней странице инвентаризационной описи председатель и члены комиссии ставят свои подписи. При согласии с результатами инвентаризации, материально - ответственное лицо также заверяет описи своей подписью.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется в бухгалтерию, а другой остаётся у материально - ответственного лица. После проверки данных описи, бухгалтер расписывается в ней и составляет соответствующие записи на счетах бухгалтерского учёта.

Данные описи сопоставляются с данными бухгалтерского учёта, и по ценностями, по которым выявлены расхождения, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость (Форма № ИНВ - 26). В ведомости, помимо выявленных отклонений, должна быть приведена информация о том, как отрегулированы эти отклонения. Руководитель предприятия обязан лично рассмотреть материалы инвентаризации не позднее чем в 10 - дневный срок после её окончания и принять соответствующие меры по её результатам.

Результаты инвентаризации отражаются следующим образом:

1)Оприходование выявленных излишек по действующим рыночным ценам Д 10 - К 91;

2)Списание недостачи и порчи материалов

Д 94 - К 10;

3)Списание недостач за счёт следующих источников:

a)недостача в пределах норм естественной убыли списывается на затраты организации

Д 20 - К 94;

b)недостачи и потери материальных ценностей, возникшие вследствие стихийных бедствий

Д 99 - К 94;

c)недостача отнесена на виновное лицо

·Д 73 / 2 - К 94

Составляется на учётную стоимость материалов;

·Д 73 / 2 - К 98

Составляется на разницу между рыночной и учётной стоимостью недостающих материалов.

c) При отсутствии виновных лиц, недостача относится к расходам организации Д 91 - К 94.

Последняя ревизия материалов в организации ОАО ЭЗСО "Динамо" была проведена в конце марта 2008 года при смене материально - ответственного лица. Отклонений не выявлено.

Заключение

Исследование предприятия ОАО ЭЗСО "Динамо" помогло выявить нарушения учёта материалов.

Финансовое состояние предприятия нуждается в оздоровлении. За последние 10 лет практически не было инвестиций в основной капитал, наблюдается систематическое снижение объёмов производства продукции, вследствие чего предприятие постоянно испытывает недостаток денежных средств, нерегулярно выплачивается заработная плата, наметился отток рабочей силы.

Неудивительно, что ОАО ЭЗСО "Динамо" приспосабливает даже устаревшие бланки для учёта движения материальных ценностей с целью экономии средств.

Для эффективного функционирования многих предприятии не хватает высоко квалифицированных специалистов. Поэтому в ОАО ЭЗСО "Динамо" не ведётся ни учётная политика, ни график документооборота, ни график инвентаризации, или той же ревизии. Очень на низком уровне находится автоматизация учёта. Многое работникам бухгалтерии приходится делать вручную.

Всё по тем же причинам (неплатёжеспособность) в бухгалтерии маленький штат сотрудников, нет службы снабжения, которая бы отвечала за доставку материалов. Не всегда правильно оформляются документы, многие данные упускаются. На предприятии практически не ведутся Ведомости, все данные по материальным ценностям заносятся на основании отчётов материально - ответственных лиц в журналы ордера. Нет таких документов, как Актов на списание материальных ценностей, Журнала учёта расхода материалов и т. д., что, по моему мнению, неприемлемо в учёте на производстве.

Но в учёте ОАО ЭЗСО "Динамо" не всё сплошные минусы. Бухгалтерия стремится по возможности правильно вести учёт, может, только для этого не хватает знаний. В целом учёт материальных ценностей ведётся по стандарту.

На данный момент остаётся такая картина: повышение себестоимости продукции, правда, в тоже время увеличение выручки, низкая заработная плата и, в общем, нерентабельность предприятия.

Одним из основных мероприятий повышения уровня рентабельности, как я считаю, является снижение себестоимости продукции. Причём в роли основных факторов снижения рассматриваются:

̶экономия всех видов материальных, энергетических и денежных средств.

Также для успешного функционирования ОАО ЭЗСО "Динамо", как я считаю, должен правильно организовать складское хозяйство, располагать рациональной системой первичных и сводных документов и хорошо налаженным документооборотом; обеспечить подбор и подготовку кадров материально - ответственных лиц и лиц, связанных с учётом; рационально вести аналитический и синтетический учёт товарно - материальных ценностей.

Библиографический список

1.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части I и II

2.Налоговый Кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1.

.Налоговый Кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2.

.О бухгалтерском учете: Федеральный Закон от 21.11.1996г. №129-ФЗ (с дополнениями и изменениями).

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Текст] : приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н (с доп. и измен.).

6.Положение по бухгалтерскому учёту "Учёт материально - производственных запасов" (ПБУ 5/01) [Текст] : приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.

7.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Утверждено Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000г. №94Н (ред.от 07.05.2003г. №38Н).

.Методические указания по бухгалтерскому учёту МПЗ, Утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от от 28. 12. 2001 года.№119 Н.

.Инструкции по применению плана счетов от 07. 05. 2003 № 38 н

.Бухгалтерский учет: учебник/ под ред. Я. В. Соколова - М: "Проспект", 2008.

.Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет [Текст] : учебное пособие / Н. П. Кондраков.-Изд.4-е, перераб. и доп.-М.:ИНФА-М, 2005.-717с.

.Гарифуллин, К. М. Бухгалтерский финансовый учёт [Текст] : учеб. пособие / К. М. Гарифуллин, В. Б. Ивашкевич. - Изд. 2 - е. - Казань, Изд - во КФЭИ, 2006. - 512 с.

. Камышанов, П. И. Учёт материально - производственных запасов [Текст]: - / П. И. Камышанов, А. П. Камышанов. - М.: Омега - Л, 2007. - 88 с. - ISBN 5-98119-0740-4.

.Учёт МПЗ. Комментарий к Методическим указаниям по применению ПБУ 5/01. [Текст] / Д. А. Волошин // Главбух. - 2005. - февраль. - с. 67- 78.

.Транспортно - заготовительные расходы. [Текст] /Ю. С. Семёнова // Главбух. - 2004. - май. - с. 34- 41.

.Учёт движения материалов в организации. Учёт НДС [Текст] / Н. А. Лытнёва // Бухгалтерский учёт. - 2008. - № 2. - с. 34 - 39.

.Учёт материалов с применением счетов 15 и 16. [Текст] / А. Е. Шевелёв // Бухгалтерский учёт. - 2007. - №15. - с. 16- 23.

.Учёт неотфактурованных поставок и материалов, находящихся в пути. [Текст] / Н. Г. Волков // Бухгалтерский учёт. - 2006. - № 9.

.Как учесть материалы, которые поступили без документов. [Текст] /А. В. Федотов // Главбух. - 2007. - июль. - с. 19- 25.

.Новое в учёте материально - производственных запасов. [Текст] / В. В. Патров // Бухгалтерский учёт. - 2007. - № 10. - с. 45- 53.

.Учёт операций по договорам хранения на товарных складах. [Текст] /С. Н. Поленова // Бухгалтерский учёт. - 2006. - № 14. - с. 22- 29.

.Уценка товарно - материальных ценностей. [Текст] / С. И. Андросова // Главбух. - 2008. - ноябрь. - с. 22- 26.

.Учёт недостач, обнаруженных при приёмке материалов. [Текст] / В. В. Земсков // Главбух. - 2006. - ноябрь. - с. 19- 24.

. Организация системы материальной ответственности. [Текст] / В. В. Патров, М. Л. Пятов // Бухгалтерский учёт. - 2007. - № 9. - с. 31- 34.

. Инвентаризация как метод бухгалтерского учёта. [Текст] / Я. В. Соколов, В. А. Быков // Бухгалтерский учёт. - 2006. - № 4. - с. 49- 52..

Похожие работы на - Учет материалов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!