Философия образования М. Шелера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Эссе на тему: Философия образования М. Шелера
Философия образования М. Шелера
Темой своего эссе я выбрал рассмотрение проблемы образования Максом Шелером. Философ обращает в самом начале внимание на вопросы сущности и качества образования, обращая внимание на 2 своих труда: «Университет и народная высшая школа» и «Проблемы социального знания». Шелер начинает рассмотрение с того, что ближе - с проблем Германии и характеризует ситуацию так: «…в нашей Германии, если сравнить ее с другими странами, напряжение между необходимостью и трудностями осуществления необходимого уж очень велико. Девственный лес, в котором почти утрачено единство национального образования, - вот что мы собой являем! Я отнюдь не слыву горячим сторонником Просвещения и того, что позитивистский способ мышления называет "прогрессом". Однако я не нахожу других слов: становится страшно, когда видишь растущие изо дня в день несвободу и тупость, перед опасностью погрузиться в которые - медленно, почти незаметно - и утонуть в их серых бесформенных сумерках стоит уже не та или иная отдельная страна, но и весь культурный мир».
Шелер, развивая тему далее, выносит сущность личностной свободы как первооснову к любому образованию, как личностному росту, так и как социальному институту. Как пример рассматривается ситуация в СССР, где было введено табу на все, противоречащее его идеологии.
Как вывод констатируется факт: сочинения позднего Толстого сожжены. Это говорит о несвободе мировоззрения на всем земном шаре, что, по мнению Шелера, превращает людей в однообразную тупую массу, неспособную к генерированию новых идей, отличных от внушаемых, насаждаемых взглядов правящих элит. Несомненно, стоит согласиться с мнением Шелера, ведь доподлинно известно, что насаждаемая авторитарная идеология является своеобразным «стоп-краном» к развитию наук в первую очередь гуманитарного цикла. Осуждается и другая сторона «медали», где Шелер критикует фундаментализм в США, требующий запрета на изучение естественнонаучных дисциплин (ламаркизм, дарвинизм), что напоминает и нам и Шелеру эпоху средневековья с известными осмысленными выводами и итогами. Далее рассматривается наилучшая форма государственного управления и выявление социальных институтов, наиболее способствующих развитию истинного знания в рамках образования. Шелер уясняет, что ни одна из ныне существующих форм на это не способна. Это доказывает пример бессмысленного следования неокатолицизму и фашизму. Заметно сходство этих двух в том, что молодежь ищет своеобразного «оракула», неспособная сама произвести разбор ценностей и сопоставить желаемое с действительным, а это как всегда на руку правящим кругам, стремящимся запрограммировать сознание людей для удовлетворения собственных алчных интересов. А суть действий «верхушки» - ограничение непотребных с ее точки зрения мыслей, пресечение на корню «неправильных» мыслей. Макс Шелер против «недемократичной» демократии, которая, по сути, на самом деле просто недобросовестна. Фактически, при любом государственном устройстве можно осуществлять «образовательное знание», однако при этом важна грамотная расстановка сил и целей, преследуемых каким-либо государством.
Далее имеет смысл привести строки самого Шелера, которые послужат основой для дальнейших моих рассуждений: «…Тот, кто стремится получить образование или дать его другим (насколько это вообще возможно - хотеть дать образование извне), должен уяснить себе три круга проблем. Во-первых, что такое сущность "образования" вообще? Во-вторых, как происходит процесс образования? И, в-третьих, какие виды и формы знания и познания обусловливают и определяют процесс, посредством которого человек становится образованным существом?»
Образование Шелер понимает как нечто специфическое, идеальное, духовное и возвышенное. Само образование приобретает черты сугубо познания, и различие достигается исключительно за счет оформления его (образования) культурой конкретного исторического периода. Поэтому и вводится понятия любви, любви настолько специфической и возвышенной, любви жертвенной, которая направлена от индивида ко всему миру, как объекту познания. Данная любовь - это внутриличностный двигатель духовного взросления и роста.
Далее у Шелера встречаются описания биологических фактов, которые роднят и различают животных и человека. К чему бы это в вопросе об образовании? "…Изучайте животных, и вы поймете, как это трудно: быть человеком…" - говорил Шелер своим студентам. Полагаю, данное рассуждение призвано для показательности различия, в первую очередь, человека и высших позвоночных животных. Без сомнения, ещё идеалисты Древней Эллады говорили о трех видах души: растительной, животной и разумной. «Изюминку» следует искать именно здесь, так как разумной душой, ещё у Платона, обладал только человек, что не исключало наличие в нем животного и сугубо материального начал. Несмотря на рефлексивное поведение, что свойственно и животным, человек и только человек обладает уникальным качеством к осознанию своей сущности и, как следствие, к самопознанию и познанию, что так или иначе порождает то, что понимает Макс Шелер под термином «образование». Более того, образование (как производное от познания и самопознания) словно выносится как фундаментальная сила, которая свойственна человеку просто потому, что он является единицей своего вида с присущими ему характерными чертами. Таким образом, мы подходим и к определению ядра образования; сущности и ценности человека как такового - в психофизической особенности абстрактного мышления, без чего немыслим человек, а, следовательно, немыслимо и образование. Развивая мысль, можно сказать, что образование - это процесс осмысления мира ради развития человека.
Как бы кто не понимал до этого момента сущность образования - истинно духовный смысл его в развитии человеческой цивилизации. Поэтому немыслимо накопление некоторого технического или иного опыта для освоения каких-либо специальностей, но верно то, что приобретение и существование самого этого, к примеру, технического знания является первым признаком существования человеческой образованности, так как само знание есть процесс развития, накопления, суммирования и это самое знание может быть результатом процесса «взросления» цивилизации. Из этого выходит то, что образование - это не диплом какого-либо учебного заведения, не определенный набор учебных программ, определяющих пригодность к какому-нибудь виду деятельности, а это есть сама эта деятельность, воплощенная в нужде и стремлении быть познанной и освоенной. И только лишь самосознание человека человеком и своего предназначения могут быть единственно верными стимулами для реализации своего предназначения = познания = приобретению того, что наиболее верно можно назвать образованием.
В вопросах образованности Макс Шелер чем-то напоминает знаменитое изречение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Отсюда можно вывести как характеристики образованного человека, так и самого знания. Образованный человек - это не чванливый гордец своими интеллектуальными способностями, а спокойный созерцатель и искатель истины.«"…образованным" является не тот, кто знает "много" о случайном так быт и вещей (Polymathia), или тот, кто может в соответствии с законами в максимальной степени предвидеть процессы и управлять ими (первый есть "ученый", второй есть "исследователь"), - образованным является тот, кто овладел структурой своей личности совокупностью выстроенных в единство одного стиля идеальных подвижных схем созерцания, мышления, толкования, оценки мира, обращения с ним и с какими бы то ни было случайными вещами в нем; схем, которые предзаданы всякому случайному опыту, которые единообразно перерабатывают его и включают в целостность личностного "мира…". Отсюда же само истинное знание, пригодное для образовательного процесса, которое рисуется нам, со слов Шелера, неким бесконечным абсолютом, неиссякаемым источником идей и вариантов для роста и развития. Знание приобретает божественные черты: оно неприметно, его нельзя созерцать воочию, но оно есть и немыслимым образом меняет жизнь людей, это знание постигающих, хранящих и развивающих, а также тех, кто придает этому самому нематериальному идеализированному информационному объекту его понятийную форму. …Образовательное знание - это приобретенное на одном или немногих хороших, точных образцах и включенное в систему знания сущностное знание, которое стало формой и правилом схватывания, "категорией" всех случайных фактов будущего опыта, имеющих ту же сущность… Иной немного вопрос что же такое знание вообще и как его понимать, что из чего берется? На этот вопрос проще всего привести строки самого Шелера: «…знание должно быть определено в чисто онтологических понятиях…». Т.е. ошибочно полагать, что знание - это чисто теоретическая субстанция, которая подобна некому божеству. Это напомнило бы всем известную поговорку «Слышу звон, но не знаю где он». В этом случае мы могли бы поставить под сомнение истинность всех имеющихся у нас знаний, а ведь доже ложное знание необходимо для того, чтобы исключить данный вариант из вероятно истинных. Так или иначе, все сводится к поиску истины, и, несмотря на кажущуюся в некоторой мере неприступной этой гранитной горы, основания ее уходят именно в окружающий нас мир, представляющий собой реальность в том «свете», в каком мы хотим ее увидеть: будь то системы атомов и молекул или же взаимодействий электромагнитных полей, а может быть абстрагированное отображение в художественном образе или же просто словесное описание, интерпретированное состоянием души человека… Пусть мы назовем много разных и непонятных слов, но объект исследования всегда один - мир вокруг нас, выражаясь крайне обще и, возможно, даже грубо.
«…Вся деятельность мышления, наблюдения и т.д. суть лишь операции, которые ведут к "знанию" - но сами они еще не есть знание…».
Завершают данную статью строки, которые вернее некуда задают характеристику всему воззрению Шелера по поднятому вопросу: «...всякое знание в конечном счете от Божества - и для Божества», чем суммируют все вышеперечисленное в полном объеме.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
шелер образование личностный свобода
1. Шелер М. Формы знания и образование/ М. Шелер// Избранные произведения; пер. с нем.; сост., науч. Ред., предисл. Денежкина А.В.; послесл. Л.А. Чухиной. - М.: Гнозис, 1994. - С. 15 - 56.
. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.