Сергей Николаевич Булгаков
Сергей Николаевич Булгаков
Перевезенцев С. В.
Сергей
Николаевич Булгаков (1871—1944) родился в г. Ливны Орловской губернии, в семье
священника. В юности он учился в Ливенском духовном училище и Орловской
духовной семинарии, в 1890—1894 гг. — на юридическом факультете Московского
университета. В студенческие годы С.Н. Булгаковым увлекается марксизмом,
особенно марксистской политэкономией. В 1895 году С.Н. Булгаков начал
преподавать политэкономию в Московском техническом училище. В 1897 году вышел в
свет его первый значительный труд — "О рынках при капиталистическом
производстве". После двухгодичной заграничной командировки в Германию,
Францию, и Англию, С.Н. Булгаков защитил магистерскую диссертацию
"Капитализм и земледелие", написанную также в марксистской традиции.
Не случайно Г.В. Плеханов называл молодого ученого "надеждой русского
марксизма".
В
1901—1906 гг. С.Н. Булгаков жил в Киеве, ведя преподавательскую деятельность в
Киевском политехническом институте, где он был избран ординарным профессором, и
в Киевском университете в должности приват-доцента. Именно в этот период
происходит разочарование Булгакова в марксизме и, особенно, материализме. В
1903 году он опубликовал сборник статей под названием "От марксизма к
идеализму", принял участие в коллективном сборнике "Проблемы
идеализма". В 1904 году он вместе с Н.А. Бердяевым начинает редактировать
журналы "Новый путь" и "Вопросы жизни". Занимая достаточно
активную политическую позицию, в 1903 году С.Н. Булгаков принял участие в
нелегальном съезде "Союза освобождения", положившего начало будущей
партии кадетов.
В
1906 году С.Н. Булгаков переехал в Москву, где стал профессором политэкономии в
Московском коммерческом институте и, одновременно, занял должность
приват-доцента в Московском университете. В 1906 году он принял участие в
создании "Союза христианской политики", а в 1907 году был избран
депутатом II Государственной Думы от Орловской губернии. С.Н. Булгаков играет
заметную роль в деятельности Религиозно-философского общества памяти В.С.
Соловьева.
В
эти годы С.Н. Булгаков окончательно формируется как религиозно-философский
мыслитель, участвует в знаменитом сборнике "Вехи" (1909 г.), в 1911
году публикует сборник статей в двух томах "Два града". В 1912 году
выходит книга "Философия хозяйства", в которой автор с позиций
религиозной философии рассматривает всю проблематику политэкономии и социальной
философии. Фактическим продолжением этой книги стала работа "Свет
невечерний. Созерцания и умозрения" (1917 г.), ставшая итогом всего
предыдущего периода философского развития С.Н. Булгакова.
В
1917 году Сергей Николаевич активно участвовал в работе Всероссийского
Поместного Собора, восстановившего в России патриаршество. В 1918 году С.Н.
Булгаков принял священнический сан. В том же году Булгаков вместе с семьей
покинул Москву и переехал в Крым. Здесь им был написан ряд философских
сочинений ("Трагедия философии", "Философия имени" и др.).
Большинство современных исследователей считают, что этими работами закончился
собственно философский период в творчестве Булгакова и далее он сосредоточился
на богословских вопросах.
В
1922 году С.Н. Булгаков был выслан советскими властями в Турцию, откуда он вскоре
перебрался в Прагу. В 1922—1925 гг. он был профессором церковного права и
богословия на юридическом факультете Русского научного института в Праге. Летом
1925 года Булгаков переехал в Париж, где стал работать профессором богословия и
деканом Православного богословского института.
В
годы эмиграции С.Н. Булгаков много занимается богословскими и
церковно-правовыми вопросами, публикует ряд богословских исследований —
"Православие", "Купина Неопалимая", "Апокалипсис
Иоанна", трилогию — "Агнец Божий", "Утешитель",
"Невеста Агнца" и др. Богословская и церковная деятельность С.Н.
Булгакова получила неоднозначную оценку в православных кругах. Его попытки
обосновать идею Софии были расценены как еретический уклон, вводящий в
догматику четвертую ипостась Святой Троицы. Отрицательно была воспринята и
активная экуменическая деятельность С.Н. Булгакова.
Сергей
Николаевич Булгаков скончался 13 июля 1944 года в Париже и похоронен на русском
кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Основные
сочинение С.Н. Булгакова: "Два града", "Философия
хозяйства", "Свет невечерний", "Тихие думы",
"Трагедия философии, "Купина Неопалимая",
"Православие".
Религиозно-философские
воззрение С.Н. Булгакова развивались в русле софиологии (т.е. учение о Софии) и
философии всеединства, начало которым было положено в философской системе В.С.
Соловьева.
По
убеждению С.Н. Булгакова, София находится между Богом и сотворенным Им миром,
между Творцом и тварью. При этом сама София не есть ни то, ни другое, а нечто
совершенно особенное, одновременно соединяющее и разъединяющее и то и другое.
София — это сверхтварный личностный аспект, персонифицированный в принципе
женственности, который Булгаков именовал "Вечной женственностью".
"Вечная женственность" есть своеобразное "материнское лоно
бытия", которое принимает творческую силу Бога и воплощает ее в мире.
Поэтому Булгаков придавал Софии качества "ипостаси" — четвертой
ипостаси, не являющейся при этом четвертым лицом Святой Троицы. София, как
ипостась, — это "идеальная основа мира", а сам мир есть лишь
становящаяся София.
Именно
София лежит в основании "всеединства" и собственно составляет
"всеединство", ибо она зачинает в себе всё, являя собою
умопостигаемый мир, одно и все, всеединое, становясь началом мира и его высшим
совершенством.
В
сущности, София — это Любовь, объединяющая все духовные существа свободной
внутренней связью. Следовательно, всё в мире обладает софийностью, объединено
софийностью. Булгаков различает бессознательный и сознательный уровни
софийности. Бессознательная софийность связана с Душой мира — творческой силой,
которая пронизывает весь мир и придает ему целесоообразность. София же есть
исполнившаяся, достигшая самосознания, обретшая лицо Душа.
Итак,
с одной стороны, София связует Бога с тварным миром, является своеобразной
посредницей между Небом и землей. Но, с другой стороны, первозданный грех
человечества приводит к тому, что София теряет прямую связь с Небом. Таким
образом возникает двойственность единой Софии — София Божественная и София
тварная. И задача философа найти путь к воссоединению изначально единой Софии,
к соединению Софии Божественной и Софии тварной.
Поэтому
центральной проблемой софиологии, как мировоззрения, является проблема
отношений между Богом и миром, между Богом и человеком. Ведь именно человек, в
котором соединяется божественное и тварное начала, способен исполнить подобную
миссию. Человек — это ключевой момент в связи небесного и земного, как писал
Булгаков, "абсолютное в относительном и относительное в абсолютном".
Если в человеке возобладает относительное, то он превратит свое потенциальное
человекобожие в эгоизм и демонизм. Значит задача человека состоит в том, чтобы
соединить человеческое относительное с божественным абсолютным. Иначе говоря,
Булгаков развивал идеи В.С. Соловьева о Богочеловечестве, как цели и процессе
человеческой истории.
Но
в реальности история человечества представляет собой историю хаоса отчужденного
от Софии мира. Следовательно, земная человеческая история — это лишь момент
бытия Софии тварной, момент, который должен обязательно закончиться. Поэтому в
философии Булгакова очень сильны эсхатологические настроения — он уверен в
конечности мира: "Цель истории ведет за историю, к "жизни будущего
века", а цель мира ведет за мир, к "новой земле и новому
небу"". Эсхатология Булгакова имеет два аспекта: исторический и
моральный. Исторически — мир есть процесс Богочеловеческий, в ходе которого
человек возвращается к Богу. В моральном отношении — человек есть то, что
должно вернуться к утраченному совершенству путем преодоления старой природы и
приобретения новой природы.
В
этом процессе человек обладает определенной активностью, которую Булгаков
характеризует термином "синергия", т.е. сотрудничество, соучастие
человека с Богом. Но при этом человек не обладает абсолютной свободой:
"Свобода распространяется лишь на ход исторического процесса, но не на его
исход". Наоборот, по мнению русского философа, в бытии человека царствует
необходимость, которую представляет Промысел Божий: "Промысел Божий, путем
необходимости ведущий человека, есть поэтому высшая закономерность
истории".
Исследователи
отмечают еще один важный момент в религиозно-философских представлениях С.Н.
Булгакова — учение об "апокатастатисе". Апокатастасис — это идея о
конечном восстановлении и спасении всякой твари, включая и осужденных на страшные
муки падших ангелов. Истоком данного учение была философия Оригена (III в.),
развитая позднее Григорием Нисским (IV в.). Но уже в VI веке на Пятом
Вселенском Соборе учение об апокатастасисе было осуждено официальной
христианской церковью как еретическое.
Однако
С.Н. Булгаков принял идею апокатастасиса, ибо только она в полной мере
вписывалась в его софиологическую концепцию, ведь принципы софиологии и
всеединства требуют, чтобы в спасенном мире не осталось не спасенных,
страдающих сущностей. По мнению Булгакова, грешные души обречены на
"вечное", но не бесконечное страдание в аду. Постепенный процесс
должен привести к полному спасению всей твари и обретению окончательного,
вековечного всеединства и софийности в Боге.
С
точки зрения философии всеединства С.Н. Булгаков рассматривал и вопросы
познаваемости мира. Он считал, что необходим синтез науки, философии и
богословия и на этой основе создание миросозерцания, которое бы позволило
человеку понять подлинные духовные ценности, найти верный путь к Богу, к самому
себе и к другим людям.
Впрочем,
как видно духовный и религиозно-философский поиск С.Н. Булгакова был
неоднозначен. Хорошо по этому поводу сказал Н.А. Бердяев: "Я отношусь
очень критически к булгаковскому типу религиозной мысли и хочу религиозно ему
противиться. Но путь Булгакова, искания Булгакова имеют большое значение и
должны быть высоко оценены... Он очень русский, и пережитый им религиозный
кризис имеет значение для судьбы русского сознания. В лице Булгакова как бы
русская интеллигенция порывает со своим атеистическим и материалистическим
прошлым и переходит к религиозному сознанию и христианству. Это — процесс
большого углубления".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/