Занимательный русский язык
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование темы………………………………….…..7
1.1
Теория и история
ведущего вопроса темы…………………………….……7
1.2
Психолого-педагогические
основы и подходы к проблеме ее решения...14
1.3
Игра как вид
деятельности на уроке русского языка………………...…...16
1.4
Алгоритм
построения уроков по игровой технологии …………….…..…21
Вывод по I главе…………………………………………………………………24
Глава II. Опытно – экспериментальная проверка гипотезы………….……….25
2.1 Подготовка к опытно –
экспериментальной работе. Проведение констатирующего эксперимента…………………..……………………………25
2.2 Описание эмпирической работы и
проведение формирующего эксперимента……………………………………………………………………..28
2.3 Подведение итогов, анализ
полученных результатов……………………..30
Выводы по II главе……………………………………………………...……….33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение 1……………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………….41
Приложение 2……………………………………………………………….43
Введение
Областью нашего исследования являются: методика
преподавания русского языка, дидактика.
В последние годы в связи с дифференциацией обучения,
появлением школ и классов различной профильной направленности, в том числе
гуманитарных, математических, технических, экономических, школ-лицеев,
школ-гимназий, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах
обучения русскому языку в школе. В настоящее время все большее количество
учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этой
необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение
развитию личности.
Нетрадиционные уроки в начальной школе стали
занимать значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших
школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Мы
считаем, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в
них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала,
занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих
уроков через различные формы коллективной и групповой работы.[9;2]
Овладение знаниями в области русского языка у детей
в начальных классах происходит очень трудно, особенно в овладении устной речью.
Поэтому для каждого урока необходимо ставить достигаемые задачи. Основная
задача обучение родному языку – развитие школьника как личности, полноценно
владеющей устной и письменной речью. Конкретные задачи обучения русскому языку
в начальных классах разнообразны и тесно связаны между собой:
- владение речевой деятельностью в разных ее видах;
- усвоение основных знаний из области фонетики,
графики, грамматики, морфемики;
- обогащение и уточнение словаря, умение
пользоваться словарями разных типов.
Реализация всех этих задач не так высока в
проведении традиционных уроков, как в проведении нетрадиционных, где дети
усваивают материал в форме игры. Ребята ждут этих уроков. Каждый раз,
отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. Поэтому
необходимы новые учебные пособия, методические пособия по данной проблеме,
которые бы учитывали веяние сегодняшнего времени, но при этом сохраняли
достаточно общий уровень начального образования, достигнутого школой.
Но на практике мы можем наблюдать следующие
противоречия:
- редко используются нетрадиционные формы
закрепления материала на уроках русского языка учителями;
- несоблюдение методики проведения нетрадиционных
форм, способствующих закреплению знаний.
Данные противоречия помогли сформулировать проблему
исследования: «Каковы особенности применения игровых технологий как формы закрепления
изученного материала на уроках русского языка в начальной школе?»
Решение данной проблемы является целью нашего
исследования.
Объект – процесс закрепления изученного материала на
уроках русского языка.
Предмет – каковы особенности и условия применения игровых
технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка
в начальной школе.
Гипотеза – применение игровых технологий как формы закрепления
изученного материала на уроках русского языка формируют у учащихся устойчивый
интерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей,
прививают интерес к предмету.
Задачи:
1. Изучить состояние особенностей игровых технологий
как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в
научной литературе.
2. Выявить педагогические условия эффективной
организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках
русского языка.
3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм
закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19
во 2 ″А″ классе.
4. Выявить типичные затруднения учителей при
проведении нетрадиционных форм закрепления урока.
5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным
путем.
Методы исследования.
Теоретические методы. К ним относятся:
- Анализ литературы
- Обобщение
- Конкретизация
- Сравнение
- Описание проектируемых технологий
- Обобщение передового педагогического опыта
Эмпирические методы состоят из:
- Анкетирования
- Тестирования
- Контрольного среза
- Метода педагогической ситуации
Опытно-экспериментально базой исследования стала
средняя школа №19, г. Новороссийска 2 ″А″ класс.
Эксперимент состоял из следующих этапов
исследования:
На первом этапе проводили анализ научных источников,
подбирали материал, определяли научный аппарат исследования, уточняли основные
понятия по теме, проектировали программы исследования и методики эмпирической
проверки гипотезы.
Создание базы опытно-экспериментальной работы:
проведение констатирующего эксперимента.
На втором этапе выполняли формирующий эксперимент,
моделировали и организовывали условия, обеспечивающие эффективное протекание
исследуемого процесса, разрабатывали и апробировали методики проведения
нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.
На третьем этапе анализировали систематизацию и
обобщали полученные результаты, проводили итоговый эксперимент, формировали
основные теоретические вопросы и практические рекомендации по проведению
нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования
Проведенное исследование дает возможность сделать
выводы о состоянии проблемы в средней школе №19, выявить типичные затруднения
учителей по организации нетрадиционных форм закрепления материала на уроках
русского языка, с использованием игровых технологий.
На основе данного исследования сформировались общие
практические рекомендации по проведению нетрадиционных форм закрепления:
- использовать на уроках как можно больше
занимательного материала, наглядности;
- использовать данную форму на этапах закрепления и
обобщения изученного материала;
- использовать данную форму как подготовку к
введению новой темы.
Глава I
Теоретическое
обоснование темы
1.1 Теория и история
ведущего вопроса темы
Обучением русскому языку в русской школе на разных
этапах ее развития занимались такие ученые, как: Ф.И. Буслаев (1844г.), Я.К.
Грот (1855г.), И.И. Срезневский (1860г.), К.Д. Ушинский (1864г.), Ф.Ф. Фортунатов
(1903г.), А.А. Шахматов (1903г.), А.И. Томсон (1906г.), Н.М. Соколов (1917г.),
Г.Г. Тумин (1917г.), П.О. Афанасьев (1947г.), С.Г. Шаповаленко (1953г.), а
также методисты: А.В. Текучев, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков.
Ф.И Буслаев в своей работе ″О преподавании
отечественного языка″ еще в 1844г. писал: ″Если в изучении языка
интерес детей упражняется и живее, и естественнее, и легче, то для чего же
занимать его веселыми играми и упражнениями? Но ведь нельзя, же девятилетнему
ребенку прямо растолковать, что такое имя, что такое глагол, когда он не имеет понятия,
ни о предмете, ни о деятельности. И действительно, ему еще рано знать и глагол,
и имя, а, следовательно, и что такое предмет, что такое деятельность. Все дело
вертится в вопросе: что делать с детьми, прежде, нежели начнут они грамматику?
Как их приготовить?″ Еще тогда Ф.И. Буслаеву пришла идея проведения
уроков нетрадиционной формы, однако термины ″нетрадиционные формы,
уроки″ были не известны, но Ф.И. Буслаев вносил свой вклад в развитие
этих уроков. Он считал, что забивать голову учеников первых четырех классов
теоретическими вопросами, правилами, логическими отвлеченностями не только
бесполезно, но и чрезвычайно вредно. Не в том сила, чтобы дети ЗНАЛИ, а в том,
чтобы УМЕЛИ! Детям надобно сначала больше материала для их памяти, больше
осязательного. Без сомнения, во всем этом очень много занимательного и
наставительного для детей.
Итак, пусть дитя узнает и поймет нравственные
великие мысли, хотя и не во всем их глубоком объеме; оно учит их не для одного
мгновения, а на целую жизнь.
В своей работе ″Об элементарном преподавании
русского языка″ (1855) Я.К. Грот считал «самое первоначальное обучение
должно быть чисто практическое: ребенку надо прежде всего приобрести навык в
чтении и письме. Преподавание родного языка составляет, без сомнения, одну из
самых трудных задач педагогики. Преподаватель имеет в руках своих материал
готовый, очерченный определенными границами; вопрос только в том, как лучше
передать этот материал. Напротив, в отношении к родному языку надо наперед
определить, что именно должно быть предметом преподавания – только ли умение
владеть языком или и знание его законов, сверх того – в какой мере нужно
сообщить это знание, или, наконец, не лучше ли употребить отечественный язык
как орудие для развития умственных способностей, для передачи множества
полезных сведений разного рода″.
К.Д. Ушинский в своей работе ″О первоначальном
преподавании русского языка″ говорил «Учение детей отечественному языку
имеет три цели: во-первых, развить в детях ту способность, которую называют
даром слова. Дар слова есть сила, врожденная в душе человека, и, как всякая
сила, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Учитель, желающий
развить в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу. Во- вторых,
в преподавании русского языка ведущая цель - усвоение форм языка, выработанных
народом; но, чтобы уяснить себе эту цель и видеть средства к ее достижению,
следует прежде понять хорошо, что такое язык народа. Язык народа – произведение
творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой
жизни, а бесчисленных жизней. В языке своем народ, в продолжение многих
тысячелетий, сложил свои мысли и свои чувства. Человек исчезал, но слово, им
созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного
языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть
результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа
страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы обязаны научить
детей наследовать не только средства передачи наших мыслей и чувств, но и сами
эти мысли и чувства. Но в настоящее время педагоги не уделяют внимания усвоению
форм языка, что приводит к обеднению мыслей и чувств детей».
Третья цель, которая достигается при первоначальном
преподавании отечественного языка, есть усвоение грамматики. В прежнее время
это была первая, и даже единственная цель; теперь она часто вовсе забывается. И
то и другое вредно: исключительное изучение грамматики не развивает в детях дар
слова; отсутствие грамматики не дает дару слова сознательности и оставляет
детей в шатком положении; на один навык и развитой инстинкт слова, во всяком
случае, положиться трудно; но знание грамматики без навыка и развития дара
слова также ни к чему не ведет. Следовательно, то и другое необходимо.
Ф.Ф. Фортунатов в своем труде ″ О преподавании
грамматики русского языка в школе» (1903г.) говорил: «Задача школы – дать
образование, чтобы учащиеся приобретали вместе с развитием умственных
способностей известное количество знаний о человеке и окружающем его мире, тех
знаний, которые ценны сами по себе, т.е. ценны потому, что они дают нашему уму
область знаний, в которую должна была бы вводить учащихся школа, так обширна,
что приходится делать выбор даже между предметами, может быть, одинаково
важными для общего образования, а многопредметность, конечно, не должна
существовать в начальной школе. Поэтому именно в начальной школе надо вводить в
программу такой предмет преподавания, который был бы полезен с точки зрения
педагогических интересов школы, т.е. как средство для развития умственных
способностей учащихся. Если вводить грамматику русского языка в число предметов
преподавания, мы поймем, что ни ознакомление учащихся с особенностями русского
языка, ни обучение искусству русского правописания не требуют отдельного курса
русской грамматики, следовательно, изучение этого предмета дает такие знания,
которые сами по себе имеют ценность для образования. Основная задача
преподавания грамматики родного языка в школе состоит в том, чтобы вызвать у
учащихся сознательное отношение к явлениям, существующим в том языке, на
котором они думают и говорят, а это сознательное отношение учащихся к фактам
русского языка самое важное для школы и по тем сведениям, какие оно дает, и по тому
значению, какое оно имеет для развития умственных способностей учащихся″.
В учении А.А. Шахматова ″ К вопросу о преподавании
русского языка в учебных заведениях» (1903г.) считается «…теперешняя постановка
преподавания наводит на мысль, что изучение русского языка признано излишним,
ибо, конечно, обучение правописанию, освещение некоторых грамматических
понятий, наставление, как излагать мысли на письме, нельзя назвать изучением
языка. Ученики приобретают знание языка вне школы, которая, со своей стороны,
стремится как будто только к тому, чтобы подчинить эти знания целому ряду
формальных требований. Таким образом, оказывается, что знания ученика
расширяются на всех уроках, кроме уроков русского, где знания детей порой
суживаются и обесцвечиваются. В чем же дело? Очевидно, уроки русского языка для
того, чтобы привлекать к себе внимание ученика, должны быть построены на том же
материале, что и обычный урок, но его проведение должно быть необычным для
детей, интересным, развивая у них азарт, внимание и любовь к уроку″.
Ученый П.О. Афанасьев в своей работе ″Методика
русского языка в начальной школе″ (1947г.) считал «… ближайшая задача
преподавания русского языка в начальной школе – подготовить грамотных детей,
владеющих основами науки о языке, умеющих совершенствовать навыки собственной
речи. Но эта задача не является единственной».
Перед преподавателем стоит и другая, не менее важная
задача – поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемого
им предмета. Не только через чтение художественных произведений,
научно-популярной и деловой литературы педагог должен поднимать общий
культурный уровень учащихся, но и уроки грамматики и уроки по развитию устной и
письменной речи способствуют подъему общего культурного уровня.
И.И. Срезневский в его великом труде ″Об
изучении родного языка в детском возрасте″, вышедшем в 1860г., был
склонен считать, что путешествия, игры, сказки, соревнования – вот чем должен
занимать учитель своих учеников во время урока. А для этого, чтобы легче было
избегать нечаянных, менее или более важных пропусков в объяснении таких уроков,
надо подчиняться определенному порядку ведения уроков, который помогал бы
естественному развитию любознательности детей.
Методу, прямее ведущему к цели, более естественному,
надобно предпочесть тот, который ведет путем извилистым. Если в методе учителя
что-нибудь лишнее, бесполезное, вредное, надо отбросить это, ничем не заменяя
или заменяя действительно полезным. А действительно полезным для детей будут не
традиционные уроки, а занимательные. Урок не должен морить систематически силы
детей, а укреплять и развивать интерес к учебе, знаниям.
А.И. Томсон, работая над проблемой языковедения и
посвятив ей свой труд ″Общее языковедение″ (1906г.), считал, что
методика преподавания языка находится еще в периоде грубого эмпиризма… Но, тем
не менее, в настоящее время начинают появляться разные приемы преподавания
языка. Приемов и методов обучения языку выработано много. Они разнообразны и
прививают детям интерес. Употребляются и такие приемы, которые никакой пользы
не приносят или приносят больше вреда, чем пользы. Каждый прием надо
анализировать и изучать, чтобы выяснить, какие из составных функций, называемых
в совокупности языком, и в какой мере прививает учащимся каждый из приемов.
Только после этого можно делать выбор из существующих приемов, комбинировать
их, вносить коррективы. Надо считаться с числом учеников в классе,
продолжительностью уроков, учитывать степень утомления или последовательность
уроков. Все эти условия изменяют действия приемов. Каждый из существующих
приемов может быть полезен, но целесообразное сочетание дает наиболее
рациональный и совершенный способ преподавания.
Известные ученые Н.М. Соколов и Г.Г. Тумин в своем
труде ″На уроках родного языка″, вышедшем в 1917г., утверждали, что
методика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных
″классических″ приемов, выполнять которые обязаны все преподаватели
русского языка: преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют
изобретательность и талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда
надо употребить тот или иной прием преподавания, и иногда сами приемы, которые
он впервые применяет. Но преподавание не всегда вечное творчество новых
оригинальных приемов. Некоторые педагоги успешно применяют чужие приемы, не
будучи одарены творческим талантом. Основных приемов немного: в громадном
большинстве случаев оригинальны комбинации приемов.
Другой известный ученый С.У. Шаповаленко ″О
преодолении отставания методики как науки″ (1953г.) методика преподавания
русского языка была взята под большое сомнение. Все чаще и чаще раздавались
голоса, что методика не нужна, что она вредный пережиток прошлого.
Закономерности методики составляли решающие связи между учебным предметом и
преподаванием, с одной стороны, и с усвоением учебного материала – с другой.
Свои основные усилия методика направляла на то, чтобы открыть, при каких
условиях учащиеся успешно усваивают учебный предмет, какие изменения внести,
если метод непосильный и плохо усваивается.
А.В. Текучев в своей работе ″Методика русского
языка как наука″, вышедшей в 1978г., считал, что в методике русского
языка не только описываются методы и приемы обучения, но и указывается место и
время, роль и результаты применения в школьной практике каждого из них,
характер применения их в разных классах, в разных сочетаниях и к разному
учебному материалу. Помимо апробированных на практике принципов и методов,
следует считать и принцип развивающего обучения, обучения при ускоренных темпах
подачи нового материала.
Важнейшими условиями дальнейшего развития методики
русского языка как науки являются дальнейшее накопление фактов и наблюдений,
выяснение причин и неудач в применении различных методов, углубленный анализ
деятельности учащихся, разработка методов и приемов, внимание к развитию
логического мышления, языкового чутья и речевого слуха у учащихся.
В настоящее время уроки русского языка строятся так,
чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически
сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных
для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Но, тем
не менее, ни в одной методической литературе не говорится об интересах к урокам
русского языка, а также о нестандартных формах их проведения.
Рассматривая современную методику М.Р. Львова
″Методика обучения русскому языку в начальных классах″, мы
заметили, что в этом методическом пособии не говорится о нетрадиционных уроках,
с использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного
материала на уроках русского языка, и тем более типы таких уроков не выделяются
в отдельный вопрос. Хотя в последнее время нетрадиционные формы закрепления
изученного материала приобретают все большее значение, и многие учителя
стремятся использовать их на своих уроках.
Рассматривая методику Кустаревой, мы заметили, что в
ней лишь кратко говорится о нетрадиционных формах, о том, какие существуют
нетрадиционные формы, но в отдельный вопрос, где бы раскрывалась сущность
уроков нетрадиционной формы, их не выделяют.
Анализируя статьи журналов, ″Начальная
школа″ №3/2003 г., №6/2001 г., №1/1999 г.,№5/2006 г., №2/2005 г, №6/2008
г.,, а также ″Обруч″ №2/2002 г. мы увидели, что в них содержатся
очень интересные статьи, например статья, ″Учим русскому языку по-новому!″
(автор А.А. Бондаренко), статья ″Как сказка помогает усвоению частей
слова″ (автор М.Р. Безносикова), а также статьи таких авторов, как И.В.
Гурковой, А.А. Лоншаковой, С.В. Савиновой и др. Эти статьи богаты методическими
рекомендациями, которые позволяет обширно узнать о нетрадиционных формах, с
использованием игровых технологий как одной из форм закрепления изученного
материала на уроках русского языка, а также о методике их проведения, приведены
конкретные примеры методических разработок таких уроков.
1.2 Психолого-педагогические
основы и подходы к проблеме и ее решению
Младшим школьным возрастом считается возраст
примерно от 6-7 лет до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных
классах. В это время костная система младшего школьника находится в стадии
формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще
не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо
принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, походке
учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев также не заканчивается полностью,
поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и
утомительны, особенно для первоклассников. Происходит и функциональное
совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры;
заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная
система еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется
соотношение процессов возбуждения и торможения; процесс торможения становится
более сильным, хотя преобладает возбуждение и младшие школьники возбудимы и
импульсивны. Они испытывают большую потребность в движении, которую необходимо
по возможности удовлетворять – разрешать побегать и порезвиться на переменах,
на прогулке после уроков.
Поступление в школу вносит важные изменения в жизнь
ребенка. Резко изменяется весь уклад жизни. Основной ведущей деятельностью
отныне становится учение, важнейшей обязанностью является обязанность учиться,
приобретать знания. Учение – это серьезный труд, требующий известной
организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и
больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.
Ребенок, поступающий в школу, должен достичь
определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная
деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире,
сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными
операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего
мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны
положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и
проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Традиционная система образования не способна
обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих
психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития
на более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школа
находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее
развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и
интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации
учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются
нестандартные уроки, с использованием игровых технологий.
По мнению авторов методики (Андрющенко Л.Л., Карабекова
Н.В., 1995) нестандартные уроки – организация своеобразной комплементарной
деятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой и
привлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный характер.
Ученые психологи Варга А.Я., Тильбух З.В., Коробко
С.Л. считают, что нетрадиционные формы нельзя проводить с учащимися 1-4
классов, т.к. у них недостаточно сформированы показатели возрастного развития,
внутренняя позиция школьника, произвольность поведения, пространственная
ориентировка и внутренний план действий, некоторых интеллектуальных
способностей, и что такие уроки детям не запомнятся как подача учебного
материала, а запомнится лишь как игра и развлечение.
Но все же большинство ученых – методистов (А.А.
Бодалева, В.В. Столина), ученых-психологов (Н.Г. Гайдер, Ю.В. Франк) считают,
что проведение уроков в нетрадиционной форме благополучно воздействуют на
детей, на их психику, на эмоциональное состояние детей младшего школьного
возраста.
1.3 Игра как вид
деятельности на уроке русского языка
Игра – самый древний способ передачи знаний от
поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены
и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И
только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику.
Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой
деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации
на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная
деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать.
Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая»,
«педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается
учителем.
В настоящее время существует несколько интересных
пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка.
Мы обратились к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики;
при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.
1. Фонетические игры
1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов;
различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение
твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония,
омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.
1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на
опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на
расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие
силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое
ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.
2.Лексико-фразеологические
игры
2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов
(кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции»,
«третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).
2.2. Игры на развитие навыков устной монологической
и диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто
догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).
3.Игры по морфемике и
словообразованию
Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и
выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево»,
«неологизмы», «слова по схеме»).
Подобным образом подбираются игры, помогающие
осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.
Существуют и другие классификации игр. Определение
характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить
перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли
эта цель в результате проведения игры.
В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского
языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные,
языковые и творческие.
По характеру педагогического процесса выделяются
игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные,
развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой среде – с предметами и без предметов,
настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец,
технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского
языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить,
что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чем
школьный класс с партами в три ряда.
Игры на уроке можно организовать в пространстве
двумя способами.
1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции
учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на
каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки
и пр.
2-й способ. Мебель в классе сдвигается
по количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители».
Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.
Игровая деятельность как элемент урока может
применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения
контрольной работы и обобщения.
1-й этап. Проверка домашнего задания.
Обычно этот момент урока наиболее традиционен: устная
и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся над индивидуальными заданиями,
кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учитель не спросил. Для преодоления
унылой традиции на этом этапе можно ввести элемент игры. Однако необходимо
помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка, повышает эмоциональную
возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами в самом начале урока
следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» дети потом так и не
войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носить тренинговый или
контролирующий характер.
Наиболее эффективными будут игры по фонетике,
развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоения
лингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду с
орфографической в привычку. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные»
можно проводить игры «эхо», «найди пару». Все они основаны на делении согласных
на парные и непарные звонкие и глухие. Игры проводятся до тех пор, пока все
ученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведем
примеры подобных игр.
Игра «Эхо».
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один
ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише,
называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает
на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре
правильно назвали согласные.
Если вы приучили своих учеников к систематической
работе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографические
игры.
Игра «Откуда слово к
нам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми
орфограммами путем обращения к их этимологии.
Задание: с помощью этимологического словаря найдите
все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и
русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские
кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный
башмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.
Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их
написал.
Игра «Найдите слог с
нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с
безударными гласными.
Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в
одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части,
например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри;
ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому
игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов). Задание: кто быстрее и
правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
2-й этап. Объяснение нового материала.
На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-х
классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста
материала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочие
тетради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения.
3 - 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.
При закреплении и повторении материала, когда
исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.
Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке»
можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».
Игра «Чье гнездо
больше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
Класс разбивается на команды, в каждой выбирается
капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт
с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных
слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы
докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала
максимальный список слов.
На уроке русского языка могут быть проведены:
Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд
проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие
с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения
участников.
К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на
командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой
является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.
Интеллектуальные игры являются основной составляющей
при работе со старшеклассниками в курсе риторики.
1.4. Алгоритм
построения уроков по игровой технологии
Очень часто инициатива преподавателя в проведении
игр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: на
уроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждый
выкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.
Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что,
прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровую
деятельность нужно вводить в каждый урок.
Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали
удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети
беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо
поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагается
алгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).
В структуре учебного процесса выделяются
4 элемента – этапа урока.
1. Ориентировочный этап. Сначала учитель
представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего
хода игры.
2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает
сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые
процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе
игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию
игры.
3. Проведение игры. Учитель организует проведение
игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.
4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в
ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками,
корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры,
пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения
игры в будущем.
Количество больших игр, которые можно будет провести
в учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность
(то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можно
проводить 3 - 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу
у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит
любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.
Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру по
типу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубину
знаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье,
умение работать с источниками. Тогда необходимо объявить ориентировочный этап.
Ориентировочный этап
На этом этапе в школе вывешивается объявление
(предположим, в середине сентября), что в конце учебного года будет проведена
большая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из области
русского языка». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует,
пожалуй, самый важный этап, так как часто подготовка к игре может стать
интереснее самой игры.
Подготовка к проведению игры
Учитель объявляет конкурс вопросов. Все по правилам:
грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколько
параллелей, то один класс, готовит вопросы для остальных и т.д. В этой
подготовительной работе не участвует только будущая команда (если команда
разновозрастная, то в это время она формируется – проходят отборочные игры по
параллелям). На подготовительный этап (принятие вопросов, анализ их корректности,
особый способ их изложения, подбор иллюстративного материала, какие-то вопросы
отсечь) уходит примерно полгода.
Проведение игры предполагает несколько вариантов, из
которых организаторам предстоит выбирать наиболее подходящий.
Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионной
игры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я – команда, 2-я –
зрители, 3-я – авторы выбранных ответов.
Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько,
главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конверт
вскрывают и читают вопрос (проецируют через кодоскоп). Минута пошла. Как только
за одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему
(письменно). Минута истекла – принимается ответ у главной команды. Если ответ
верен, команда остается за столом, если нет – уступает место той команде,
которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, то
каждая получает свой балл. Организация игры может варьироваться по вашему
желанию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.
Обсуждение игры: можно провести как в
устной форме, так и в письменной.
Вывод по I главе.
Урок русского языка не
является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. А
успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об
этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того,
чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда.
Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных
уроков.
Нестандартные уроки –
одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый
интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим
детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной
деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие
на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Нестандартные уроки
обычно завершают изучение темы либо начинают новую.
В начальной школе можно
использовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и
игр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии,
уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.
Глава II
Опытно-экспериментальная
проверка гипотезы
2.1 Подготовка к опытно-экспериментальной
работе. Проведение констатирующего эксперимента
Исследовательская работа проводилась во 2
″А″ классе средней школе №19 города Новороссийска с 26.01.2008 г.
по 22.02.2008 г. (учитель Крикунова Раиса Ароновна). В классе 27 человек ( 13
девочек и 14 мальчиков).
Гипотеза нашего исследования – применение игровых
технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка
формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас,
активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.
Задачами исследования были:
1. Выявить педагогические условия эффективной
организации нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках
русского языка.
2. Изучить состояние особенностей игровых технологий
как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в
научной литературе.
3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм
закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19
во 2 ″А″ классе.
4. Выявить типичные затруднения учителей при
проведении нетрадиционных форм закрепления урока.
5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным
путем.
В ходе работы использовались следующие методы:
анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.
Программа исследования:
1. Выяснение с помощью тестирования эффективности
проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках
русского языка с использованием игровых технологий.
2. Предложить методические разработки уроков,
проводимых в нетрадиционной форме закрепления знаний на уроках русского языка с
использованием игровых технологий.
3. Выяснение с помощью анкетирования места и роли
нетрадиционных форм закрепления изученного материла с использованием игровых
технологий, в системе обучения младших школьников русскому языку.
Учитель Крикунова Раиса Ароновна работала по
учебнику Рамзаевой Т.Г. 2 класс (программа 1 – 4).
В начале нашего эксперимента были проведены опросные
методы.
Примерные вопросы, которые предлагались для
анкетирования учителей:
1. Как часто вы применяли нетрадиционные формы
закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием
игровых технологий?
2. В чем вы видите пользу нетрадиционных уроков с
использованием игровых технологий?
3. Как часто рекомендуете проводить уроки в
нетрадиционной форме, с использованием игровых технологий?
Результаты опроса учителей, оказались следующими: из
10 опрошенных всего 3 учителя 1 раз в месяц применяют нетрадиционные формы
закрепления изученного материала с использованием игровых технологий, 1 учитель
-1 раз в месяц и 6 учителей - вообще не применяют.
Примерные вопросы, которые предлагались для
анкетирования детей:
1. Нравятся ли вам уроки русского языка?
2. Входит ли урок русского языка в число любимых
предметов?
3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?
4. Чем вам понравились эти уроки?
5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?
С целью выявления уровня подготовки детей был
проведен констатирующий эксперимент в виде теста, во время которого были
использованы следующие задания, включающие обобщающие вопросы по изученным
темам.
1. Какая схема соответствует слову свистишь?
¬ ∩ ^ □ , ¬ ∩ □ , ∩
□ , ∩ ^ □
2. Подбери проверочные слова к слову молчаливый - (
молчать, молча, примолк).
3. Укажи буквы, которые надо написать :
м…л…ко, в…рона, за…ц, к…ртина
4. Выбери слово с разделительным твердым знаком:
гост…я, в…юга, с…емка, раз…ярен
5. Укажи род имен существительных:
белка – ……, дождь - ……., озеро - ……, платье - …….,
улица - …….
Работа с деформированным
текстом «Воробей».
″Воробей″
Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик,
воробьишко,Чирик, новый друг, малыш.
Следующим заданием был подготовительный диктант
«Пингвины», цель которого – выявить уровень орфографической грамотности.
″Пингвины″
Завыл ветер. Все замело снегом. Всюду стояли снежные
бугорки. Я копнул один бугорок ногой. Вдруг бугорок зашевелился и из него
выбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Их
заносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.
Количество слов: 44 слова.
2.2 Проведение
формирующего эксперимента
Во время формирующего эксперимента мы обратились к
системе заданий, которые были изложены в журналах "Начальная
школа"
№3/2003 г., №6_2001 г., №1/1999 г., №5/2006 г., №2/2005 г., №6/2008 г., к
статьям "Тестирование
по русскому языку" (авторы Л.Д.
Вантеева, А.Н. Смирнова, Е.В. Машкова), "Примерные
проверочные работы по русскому языку 2002-2003 года",
а также к материалам методических разроботок С.В. Савиновой, Е.Е. Гугучкиной.
На этом этапе исследования детям было предложено
задание в виде перфокарт. Аналогично предыдущему заданию, деформированный текст
″Воробей″, учащимся необходимо было сделать верный выбор слов,
подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получился
связный текст. Но для этой работы уже детям не предлагались слова для справок.
″Домашнее
задание″
Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала
__________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике и
упражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и только
после этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устных
заданий. _____________ рассказ в учебнике ″Живое слово″ или
_____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если это
нужно, _____________ прочитанное.
Был также проведен диктант, который помог выявить
степень эффективности нетрадиционных форм закрепления знаний, с использованием
игровых технологий на уроках русского языка. Диктант был проведен в форме
инсценировки, с использованием сказочных героев.
″Старые
знакомые″
Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке.
Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песни. Удав, слоненок,
попугай слушали и смеялись. Слоненок задавал всем умные вопросы. Иногда
слоненок и мартышка брали удава и крутили его как скакалку. Попугай прыгал
через него. Всем было очень весело.
Количество слов: 48 слов.
На этом этапе был проведен урок-игра "В
мире слов", на котором предлагались следующие задания:
1.
Станция
«В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь,
за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).
К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека,
л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова, заг…ловок,
скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.
2.
Станция
«Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения,
используя части выражений из первой и второй колонок).
1. Делу время
|
3) лучше ста слов
|
2. Волков бояться
|
5) что дерево без
корней
|
3. Добрый пример
|
1) потехе час
|
4.Добрые дела
|
7) а лень только
берет
|
5. Человек без
друзей
|
4) человека красят
|
6. Человеку по
работе
|
6) воздается честь
|
7. Труд всегда дает
|
2) в лес не ходить
|
3.
Станция
«Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяя
одну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например,
бок-ком-мак и т.д.)
4.
Станция
«Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписывает
в кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)
Во время практики мы проводили несколько уроков
нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка.
Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей.
(см. Приложение)
Во внеурочное время было проведено внеклассное
занятие ″Конкурс грамотеев″, цель которого предусматривала
воспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русского
языка. (см. Приложение)
2.3 Подведение итогов,
анализ полученных результатов
Об эффективности разработанной системы говорят
следующие результаты.
В анкетировании принимало участие 27 учащихся 2
″А″ класса. Результаты следующие: (15 учащимся нравятся уроки, 12
учащимся не нравятся уроки). В процентном соотношении (%):
Разрабатывая во время практики уроки нетрадиционной
формы, мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к
предмету. Предложив детям повторное анкетирование, мы получили следующие
результаты:
При проведении констатирующего эксперимента в виде
теста ошибки сделали ( в процентом соотношении ) 60% учащихся, не допустили -
40%. Это говорит о том, что дети не овладели знаниями в области русского языка,
у них не сформировался интерес к учению.
Выполняя задание, где нужно было подобрать
подходящие по смыслу слова из слов для справок, так, чтобы получился связный
текст ("Воробей") были получены следующие результаты: ошибки сделали
50% учащихся, не допустили ошибок 50% учащихся. Мы видим, что в целом некоторые
дети заинтересовались предлагаемыми им заданиями.
Выполнение задания, аналогичного предыдущему, без
использования детьми слов из предлагающихся, а применяя свой собственный
активный запас, показало следующие результаты: ошибки допустили 20% учащихся,
правильно справились с заданием 80% учащихся. Мы заметили, что большая часть
детей справилась с заданием.
При проведении констатирующего диктанта были
получены следующие результаты: 12 человек получили "4", 7 человек
получили "3", 8 человек получили "2", т.е. не справились с
заданием.
По результатам контрольного эксперимента из 27
человек 9 человек получили "5", 8 человек получили "4", 6
человек получили "3", 5 человек не справились с заданием, получили
"2".Сравнив эти результаты, можно сказать, что орфографических ошибок
стало меньше. Это можно увидеть на графике:
Систематическая работа в этом направлении благотворно
сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению
словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической
зоркости. Проведение внеклассного занятия по русскому языку помогло
заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.
Выводы по II
главе
Проведенная исследовательская работа помогла выявить
уровень сформированности орфографической зоркости, обогащение словарного
запаса, активизацию внимания младших школьников, проверить эффективность
разработанной системы, проанализировать план работы учителя начальной школы с
целью выявления недостатков и успехов по развитию орфографической зоркости и на
основе этого предложить методические разработки нетрадиционных уроков.
Анализ плана работы учителя показал, что
нетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языка
учитель применял крайне редко из-за нехватки времени на тщательную подготовку к
таким урокам.
Был выявлен средний уровень сформированности
орфографической зоркости второклассников из-за недостатков системы, по которой
велось обучение. Но этот показатель удалось повысить с помощью системы
нетрадиционных форм, используемых на уроках русского языка.
Были предложены методические разработки не
традиционных уроков, способствующих повышению орфографической зоркости,
обогащению словарного запаса.
Заключение.
Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа
«Надо
беречь и любить!» Положительное
отношение к русскому языку – это положительное отношение к нему, прежде всего в
начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языка
и формы их проведения.
В зависимости от целей конкретного урока и специфики
темы формы занятий могут быть различными. Мы считаем, что для начальных классов
наиболее популярными и доступными являются: уроки-сказки. В них включается
материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в
течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки –
верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться.
Выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах
поступков героев.
Поработав с детьми младшего школьного возраста, мы
поняли, что серьезный о большой по объему материал можно давать в игровой,
увлекательной, доступной для детей форме.
На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный
запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор,
прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались
нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на
уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют,
совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по
русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше
раздражает, чем радует.
Систематическая работа в этом направлении
благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению,
обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению
орфографической зоркости. Проведение внеклассного мероприятия помогло
заинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.
Список литературы.
1.
Н.В. Бабкина /Использование
развивающих игр и упражнений в ученом процессе/ Начальная школа. - М., 1998. -
№4
2.
П.М. Баев /Играем
на уроках русского языка, М., 1989
3.
Н.Т.
Баранов / Методика преподавания русского языка. М.; Просвещение, 1990
4.
К.
В. Бардин.: “Как научить детей учиться”,
Москва “Просвещение”,
1987
5.
В.К. Бахир
Развивающее обучение/ Начальная школа. - М., 1997. - №5
7.
М.
Р. Безносикова. Нетрадиционные приемы закрепления изученного материала на
уроках русского языка // Начальная школа №9 – 2002
8.
А.
А. Бондаренко. Учим русскому языка по-новому! // Начальная школа №11 – 2002
9.
И.
Г. Бромберг. Игровые программы // Начальная школа №9 – 1991
10.
Ф.И.
Буслаев "О
преподавании отечественного языка",
18434
11.
О.В. Губанова,
Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках/ Начальная школа. - М.,
1997. - №6
12.
Я.К.
Грот "Об
элементарном преподавании русского языка", 1855
13.
З.
В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка
степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой
дифференциации. М.; 1994
14.
Н.Б.
Истомина Развивающее обучение/ Начальная школа. М., 1996. - №12
15.
М.
А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. М.; Издательство "Первое
сентября"
2000
16.
Е.
И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
17.
В.
А. Крутецкий / Психология, 1986
18.
С.
В. Кульневич, Т. П. Лакоценина / Нетрадиционные уроки в начальной школе, 2002
19.
Г.М.
Куджаспирова, А.Ю. Куджаспиров / Педагогический словарь. М.;"Академия"
2001
20.
А.
А. Ланшакова. Как сказка помогает усвоению частей слова // Начальная школа «11
– 2000
21.
Л.А.
Лецких Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина / - М., 1997. -
№3
22.
М.
Р. Львов / методика обучения русскому языку в начальных классах. М.; "Просвещение"
1987
23.
Л.И. Наймушина
Кроссворды на уроках русского языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №6
24.
В.
М. Полонский. Научно-педагогическая информация / Словарь-справочник. М.; Новая
школа 1995
25.
С.
В. Савинова / Нестандартные уроки в начальной школе, 2000
26.
Н.И. Семяшкина
Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте/ Начальная школа. -
М., 1997. - №2
27.
М.
Н Смирнова, В. Н. Копорулина / Ростов – на – Дону: Феникс, 2003
28.
А.
В. Текучев / Хрестоматия по методике русского языка. 1982
29.
Е.
В Ткаченко / Опорные конспекты 2002
30.
Н.
Б. Троицкая / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.; Астрель 2004
31.
Т.
А. Форкина. Орфограммы в загадках // начальная школа №5 – 1999
32.
Ф.Ф.
Фортунатов "О преподавании
грамматики русского языка в школе",
1903
33.
О.
С. Цеплакова. Перфокарты на уроках русского языка // Начальная школа №5 – 1999
34.
А.А.
Шахматова "К вопросу о
преподавании русского языка в учебныз заведениях",
1903
35.
В.И. Яковенко
Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского
языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №3
36.
Программы
общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4) М.; "Просвещение"
2000
37.
Русский язык в
школе, - М., 1993. - №3
38.
Русский язык в
школе. – М., 2005. - №17
39.
Русский язык в
школе. – М., 2005. - №24
Приложение 1
Конспект
урока нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского
языка
Тема:
"Обобщение знаний о Ъ и Ь знаках".
Цели : -
закрепить полученные знания о Ъ и Ь знаках;
-
развивать орфографическую зоркость;
- Прививать
интерес к предмету;
-
повысить эмоциональное состояние детей.
Ход
урока:
У нас
необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток. Ученики соседнего
класса, которые учатся тоже во 2 классе, предложили провести урок, который у
них прошел, и ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую? Вот
девиз, который они предложили.
Друзья,
ученье нас объединяет!
Кто же
тему отгадает?
Ребята,
что вы знаете про Ъ знак?
Что вы
знаете про Ь знак?
Посмотрите,
что-то случилось со словами. Какие знаки пропущены? Мальчики должны вписать в
слова Ъ знак, а девочки Ь знак.
Об…единение
В…юн Под…езд
Обез…яна
В…езд Под…ем
Об…явление
В…ет Пол…ет
Об…яснение
В…юга Под…ехал
Об…ехать
Вороб…и Полын…я
Сегодня
мы отправимся по карте в путешествие вместе с нашими героями.
- Не
чересчур ли ты добряк? – так знаку мягкому промолвил твердый знак.
- Слова
и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б
говорил, но ты б уж помолчал! – знак мягкий твердому на это отвечал.
- Ты
тверд и груб как суковатый дуб. Давным-давно пора. Как букву ять, тебя из
азбуки изъять!
-
Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, - услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба
хороши, достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.
Остановка
"Угадай"
Написать
под диктовку слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
Сделать Объявить
Отдать
Съесть Подплыть
Объехать
Съехать Отъехать
Разбудить
Остановка
"Смекалка"
Написать
на память за 3 минуты как можно больше слов с Ъ и Ь знаками. Пишут все ученики
одного ряда, а потом выявляем, кто написал больше слов.
Остановка
"Скороговорка"
Найти
слова с разделительным Ь знаком.
В
четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких,
чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Один
ученик стихотворение списал и допустил ошибки. Исправьте их и подчеркните Ъ и Ъ
знаки.
Пустите
ее покачаться на ветке.
Волк
ужасно разъярен;
Сесть
ежа не может он.
Ёж, хотя
он и съедобен,
Для
седеня неудобен:
Сежась,
выставил иголки –
Объегорил
злого волка.
Ребята,
вы выполнили всё задания, предложенные классом. Мне кажется, что каждый достоин
звание «Знаток темы». Напомните, какой? А что они разделяют? А есть у них что –
нибудь общее?
Замечательно.
Всем ребятам надо знать, где Ъ знак, а где Ь знак писать.
Приложение 2
Внеклассное
занятие "Конкурс грамотеев"
1.
Сколько букв в
русском алфавите?
а) 33 в)
30
б) 34 г)
32
2.
Какого падежа нет?
а)
родительного в) творительного
б)
звательного г) винительного
3. Какая
из этих букв состоит из одного звука?
а) е в)
ё
б) ю г)
у
4.
Сколько в году месяцев, оканчивающихся на Ь знак?
а) 9
в) 8
б) 3
г) 7
5. Как
называется часть слова, которая стоит перед корнем?
а)
приставка в) подставка
б) выставка
г) заставка
6. Какое
из этих слов – название главного члена предложения?
а)
корень в) основа
б)
подлежащее г) прилагательное
7.
Разделительный Ь знак пишется:
а) между
двумя согласными в) между согласной и гласной
б) в
начале слова г) в конце слова
8.
Сколько гласных звуков в русском языке?
а) 10 в)
8
б) 6
г) 5
9. Какое
из этих слов – название части речи?
а)
суффикс в) глагол
б)
сказуемое г) окончание
10.
Назовите седьмую букву с конца алфавита.
а) ш в)
ь
б) щ г)
ъ
11.
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
а) ? в)
.
б) ! г)
;
12.
Расположите слова по количеству букв О начиная с наибольшего.
а) горох
в) кот
б)
водоворот г) сковорода
Итог:
Что понравилось? Кто пополнил свои знания?
(Учащиеся
награждаются медалями "Самый умный" или "Знаток русского
языка")
Приложение 3
План
мероприятия «Час занимательного русского языка»
Цель: развитие интереса к
изучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарного
запаса учеников, развитие памяти, логического мышления, творческого воображения
и наблюдательности, укрепление и сплочение детского коллектива.
Ведущий: Ребята, прежде
чем мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды и дать им названия.
На двух плакатах написаны
буквы, из которых надо составить название своей команде.
ОТКИЗНА (ЗНАТОКИ)
РЕМИОГТА (ГРАМОТЕИ)
Ведущий: А сейчас
проведем разминку «Составь алфавит». Вы должны расположить буквы (написанные на
отдельных карточках) в алфавитном порядке. Какая команда сделает это быстрее,
та и получает первый балл!
(Далее команды участвуют
в играх под руководством ведущего)
Игра
«Назови одним словом»
Задание: ученикам предлагаются
словосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, а
зависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый, ленивый,
мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетания требуется назвать
одно слово (имя существительное), Например: храбрый человек – храбрец.
Игра «В
две колонны становись!»
На доске таблички со
словами: подводник,
водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный,
водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.
Первая команда должна
собрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда –
ВОДИТЬ.
Игра
«Загадка в загадке»
Задание: вставить пропущенные
буквы и написать отгадки.
По Полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет парохо...
То наза..., то впере...,
А за ним такая гла...ь,
(Утюг)
Через поле и лесок
Подается г...л...сок,
Он бежит по пр...в...дам
-
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон)
Конкурс капитанов
Задание: отгадайте слово.
Его корень в слове
писать,
Приставка в слове
рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
(Расписка)
Его корень в слове
вязать,
Приставка в слове
замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
(Завязка)
Викторина пословиц
Задание: закончить
пословицу, объяснить смысл каждой.
Кто много читает…(тот
много знает)
Не спеши языком…(торопись
делом)
Не тот друг, кто медком
мажет…(а тот, кто правду скажет)
Не красна изба
углами…(красна пирогами)
Чем дальше в лес…(тем
больше дров)
Друзья познаются (в беде)
Скороговорная пятиминутка
Задание: произнесите
скороговорку на скорость
Были галчата в гостях у
волчат.
Были волчата в гостях у
галчат.
Нынче волчата галдят как
галчата
И как волчата галчата
молчат.
Шарады
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто
хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною
свалишь.
(Сосна – насос)
Известное я блюдо,
Когда прибавишь «м»
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха - муха)