Семен Венгеров
Семен Венгеров
Венгеров
Семен Афанасьевич (1855—1921) — критик, историк литературы, выдающийся
библиограф и редактор (мать В. — немецкая писательница, П. Венгерова).
Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в «Неделе», «Русском мире»,
«Русской мысли», «Русском богатстве», «Вестнике Европы» и др. журналах.
Редактировал журнал «Устои» (1882), литературный
отдел как 82-томной Энциклопедии, так и «Нового энциклопедического словаря»
Брокгауза и Ефрона, «Библиотеку великих писателей» того же изд-ва, Библиотеку
изд-ва «Светоч» (ряд запрещенных до первой революции царской цензурой сочинений
Степняка-Кравчинского, М. Штирнера, Белинского («Письмо к Гоголю»)), «Русскую
литературу XX века» (1914—1917) и т. д. В 1897 В. начал чтение лекций по
истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был
отстранен от преподавания за левизну. Только после революции 1905, в 1906 он
смог вернуться в университет. В. написал много трудов. Из методологических
работ В. наиболее известны: «Основные черты истории новейшей русской литературы»
(СПБ., 1897, 2-е изд. с прибавлением этюда о модернизме, перев. на немецкий,
болгарский и чешский яз.) и «Героический характер русской литературы» (Сочин.,
т. I, СПБ., 1911). В них В. излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы.
По мнению В., она — исключительное явление в ряду других национальных
литератур. В Зап. Европе развитие общественности и литературы шло параллельно;
в России же последняя могущественно развивается «при полной дремоте
общественных сил и общественной инициативы». Благодаря этому русская литература
сделалась «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Отсюда все
ее исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она «никогда не замыкалась
в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой
раздавалось учительское слово». Почти все историко-литературные работы В. имеют
своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы
В. видит «тоску по подвигу», «жажду самопожертвования». Твердо убежденный в
«проповедническом» характере русской литературы, он считает, что вся ее история
сводится к смене идей и настроений при единой
их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал
кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой
воспитывается и живет художник, накладывает конечно определенный отпечаток на
изображение жизни. Но одно дело — этот классовый отпечаток, и другое —
признание того, что писатель выражает в своем творчестве психо-идеологию
определенной общественной группы. Это последнее положение по отношению к
русской литературе В. отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный
героизм, отказ от классовых привилегий, «самозаклание». В этом именно обаяние
русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере
объяснить нельзя.
Взгляды
В. на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной
интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы.
В его «историко-философском» построении получили наивное выражение излюбленные
идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей (единичных и
коллективных — исключительных личностей и интеллигенции в целом) в исторической
жизни. Лит-pa — высший орган этой «надклассовой» по духу интеллигенции как
совокупности «критически-мыслящих личностей», обязанных трудящейся массе своим
развитием и сознающих свой долг перед нею. Под влиянием современного В.
народничества сложилась его мысль об «особом пути» развития русской духовной
культуры и ее высшего выражения — литературы. Однако венгеровская «философия»
русской литературы была неприемлема и для примыкавших к народничеству, но
методологически дисциплинированных критиков. Ее близорукость и прямолинейность,
беспомощность в объяснении элементарных исторических фактов показал еще А. Г.
Горнфельд в народническом «Русском богатстве». Концепция В. была произведением
пылкого, но наивного адепта, непосвященного в глубину учения, а не созданием
призванного его представителя. Поэтому народничество и отмежевалось от взглядов
В., которые могли его лишь компрометировать. Несомненное значение В. для
русского литературоведения конечно не в этих поверхностных обобщениях. Оно — в
отдельных, монографических изучениях (см. его работы о Дружинине, Аксаковых,
Белинском, Писемском, Гончарове, Гоголе), сыгравших в свое время стимулирующую
роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического
материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора.
Его грандиозно задуманный «Критико-биографический словарь русских писателей и
ученых» (вышло 6 тт., СПБ., 1889—1904; изд. не окончено) и «Источники словаря
русских писателей» (2 тт., СПБ., 1900—1917; изд. также не окончено) — настольные книги историка русской литературы.
«Русские книги» В. (3 тт., СПБ., 1896—1898; также не закончено) — ценнейший
вклад в библиографию русской литературы. Большую ценность представляют
Венгеровские издания сочинений Пушкина (6 тт.) и Белинского (11 тт., единолично
им прокомментированные, 12-й т. вышел под ред. Спиридонова). В. редактировал и
лучшие у нас издания (Брокгауз-Ефрон) европейских классиков: Шекспира (5 тт.),
Мольера (2 тт.), Шиллера (4 тт.), Байрона (3 тт.). По инициативе В. возник в 1908
при Петербургском университете известный Пушкинский семинарий, который начал
составление словаря поэтического языка Пушкина и опубликовал ряд работ о поэте
(сборники «Пушкинист», 1914—1918). Из оставленной Венгеровым картотеки
исследователи еще долго будут черпать сведения.
Список литературы
I.
Собр. сочин. В., СПБ., 1911—1913. Вышло 5 тт. Труды В., кроме указанных в
тексте: Русская литература в ее современных представителях — И. С. Тургенев (1875)
А.
Ф. Писемский (1884)
История
новейшей русской литературы (1886, уничтожено цензурой)
Историко-литературный
сб. «Русская поэзия» (комментированное собр. произв. русск. поэтов с
библиографией, 2 тт., СПБ., 1897 и 1901)
Эпоха
Белинского, СПБ., 1905
Очерки
по истории новейшей русской литературы, СПБ., 1907, 2-е изд., и мн. др.
II.
Горнфельд А. Г., Литература и героизм, в кн. «О русских писателях», т. I, СПБ.,
1912
Ефимов
Н., Своеобразие русской литературы, Одесса, 1919
Фомин
А. Г., С. А. Венгеров как профессор и руководитель Пушкинского семинария,
Пушкинский сб. памяти проф. С. А. Венгерова, М. — П., 1923
Его
же, С. А. Венгеров как организатор и первый директор Росс. книжной палаты, Л.,
1924
Ильинский
Л. К., С. А. Венгеров, Известия II отд. Академии наук, 1923, XXVIII, Л., 1924.
III.
Словарь членов О-ва любителей росс. словесности при Московском ун-те, М., 1911
Поляков
А. С., Труды проф. С. А. Венгерова. Библиографический перечень, М., 1916
Владиславлев
И. В., Русские писатели, изд. 4-е, М. — Л., 1924
Мезьер
А. В., Словарный указатель по книговедению, изд-во «Колос», Л., 1924, страницы
33—34, 741—742.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/