Проверка правильности материального учета складского хозяйства. В этих целях ревизор проверяет правильность документального оформления поступления и отпуска материальных ценностей на складах предприятия, а также условия хранения материальных ценностей и состояние складского учета.
Ревизор несет дисциплинарную ответственность за полноту и качество ревизий и инвентаризаций, проведение их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизий.
Ревизор несет уголовную ответственность за сокрытие при ревизии и инвентаризации фактов хищений государственных ценностей, нарушений сметно-финансовой дисциплины и других недостатков в работе ревизуемой организации.
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения - вне зависимости от видов и форм собственности, если они:
получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
используют федеральную собственность либо управляют ею;
имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст.287 УК РФ.
Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов [2, c.138].
Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации образована на Всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации в декабре 2000 года. Председателем Ассоциации избран Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин.
Ассоциация имеет государственную регистрацию и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятым Уставом.
Основная цель создания Ассоциации - укрепление взаимодействия контрольно-счетных органов Российской Федерации, направленного на повышение эффективности государственного и муниципального финансового контроля.
Ассоциация объединяет Счетную палату Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (в настоящее время они созданы во всех субъектах Российской Федерации). В Ассоциацию также входит Союз муниципальных контрольно-счетных органов, объединяющий контрольно-счетные органы муниципальных образований, Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, ФГУП СП-Центр, Российский государственный социальный университет.
Во всех федеральных округах открыты отделения Ассоциации.
За годы, прошедшие с момента создания, Ассоциация сложилась как деятельная, авторитетная организация, вносящая весомый вклад в совершенствование государственного и муниципального внешнего финансового контроля.
Регулярно проводимые Ассоциацией конференции, семинары и совещания способствуют обобщению и распространению передового опыта в осуществлении внешнего финансового контроля.
Ассоциация принимала непосредственное участие в 2009 году в подготовке и проведении комплекса мероприятий, посвященных 350-летию установления государственного финансового контроля в России, издании сборника "З50 лет государственному финансовому контролю в России".
В рамках ежегодных конференций Ассоциации проводится Всероссийский конгресс по концептуальным вопросам финансового контроля.
В частности, в рамках X конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации обсуждена концепция проекта федерального закона "Об общих принципах организации государственного и муниципального аудита в Российской Федерации", определены пути совершенствования контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов в условиях стратегического и среднесрочного бюджетного планирования.
Ежегодно Контрольное управление Президента Российской Федерации, совместно с Правительством Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации проводят в Кремле совещание по вопросам совершенствования системы государственного контроля Российской Федерации, в работе которого принимают участие и руководители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
Активно используются Ассоциацией и другие формы анализа и распространения положительного опыта эффективного осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Так, большое внимание Ассоциация уделяет такой форме организации работы, способствующей укреплению единства системы внешнего финансового контроля в Российской Федерации и повышению качества ее работы, как совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. В целях совершенствования планирования и проведения совместных контрольных мероприятий разработан и утвержден Стандарт финансового контроля "Порядок организации и проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации".
С 2009 года новым направлением работы Ассоциации стал мониторинг хода реализации приоритетных национальных проектов. Итоги реализации приоритетных национальных проектов и задачи контрольно-счетных органов по оценке эффективности их реализации систематически рассматриваются на конференциях и совещаниях Ассоциации.
Значительная работа Ассоциации связана с внедрением в практику деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации передовых форм и методов (в том числе и используемых в мировой практике) проведения государственного аудита, таких, например, как аудит эффективности использования государственных средств, стратегический аудит.
В соответствии с российско-канадской программой по внедрению аудита эффективности Счетной палатой Российской Федерации совместно с контрольно-счетными органами Воронежской, Ленинградской, Тюменской областей, Республики Татарстан проведен аудит эффективности использования государственных ресурсов в сферах здравоохранения, агропромышленного комплекса и дорожного хозяйства.
Особое внимание Ассоциация придает использованию новых информационных технологий в деятельности органов финансового контроля, зарубежный и отечественный опыт внедрения которых обсуждается с участием представителей высших органов финансового контроля зарубежных стран и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации на международных научно-практических конференциях в г. Суздале.
Активно изучается опыт деятельности региональных палат зарубежных стран. Например, контрольно-счетные палаты Москвы, Ростовской области, Республики Татарстан являются членами ЕВРОРАИ.
Проводится комплексный анализ деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, по результатам которого решением Президиума Ассоциации выданы сертификаты на предмет соответствия деятельности контрольно-счетных органов Воронежской, Владимирской областей, Республики Татарстан, Краснодарского края требованиям Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, стандартам государственного финансового контроля и законодательству субъектов Российской Федерации.
2. Контроль и ревизия операций по расчетным счетам в банке
Целью ревизии операций по счетам в банках является проверка правильности организации учета операций по расчетному счету предприятий в банках и формирование мнения О достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Для достижения данной цели ревизорам следует решить следующие задачи:
установить количество открытых расчетных в 'банках проверить законность совершения операций по каждому счету;
определить обоснованность операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия;
проверить правильность отражения в учете расчетных операций;
оценить состояние платежно-расчетной дисциплины.
Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия, договоры банковского счета, выписки банка по расчетным счетам с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования, объявления на взнос наличными, платежное требование, платеж-ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного "а снятие наличных денег с расчетного счета, чековые книжки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51, Главная книга, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных (ф. №4).
По приказу об учетной политике ревизор должен ознакомиться:
* рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;
применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;
документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;
перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.
Ревизорская проверка операций по счетам в банке начинается с знакомства ревизора со сведениями о рублевых счетах в банках, приложенными к налоговой отчетности. Он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету. [2,57]
Ревизор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ.
При проверке операций по расчетным счетам особое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки ревизором сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины. Ревизия операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или* операции отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их - на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.
Для учета банковских операций на расчетном счете используется счет 51 "Расчетный счет". При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателям выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам 90, 91 и 62. Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках,, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 субсчет 2.
В процессе ревизии осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного счета и других банковских счетов, правильность корреспонденции счетов. Особое внимание обращается на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Ревизор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Такое списание осуществляется лишь на основании решений суда, прямого указания закона, договора клиента с банком. Согласно статье 76 НК РФ операции по счетам в банке могут быть приостановлены для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не. распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с энским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам с момента получения банком решения налогового органа становлении таких операций и до отмены этого решения. Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с ого и других счетов проверяется по данным учетных регистров по счетам 51. По счету 57 выясняется реальное отражение - ТВ, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инвентаризации, сдачи в вечернюю кассу и др.)
Ревизор проверил правильность оформления документов, проводить арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности проверяется соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. В ходе ревизии операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:
проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории РФ;
проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;
арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств банке;
проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а. также сальдо по Главной книге и статей баланса.
Выявленные в процессе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах и определяется их количественное влияние на показатели отчетности. [4,59]
План ревизии операций по учету денежных средств на расчетном счете предприятий в банке (счета 51).
. Ревизия тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.
. Ревизия оформления первичных документов.
. Ревизия наличия, документов подтверждающих остатки денежных средств на расчетных счетах на конец отчетного периода.
. Ревизия наличия документов, подтверждающих записи в выписках банка и учетных регистрах.
. Ревизия полноты оприходования полученных в банке денежных средств, законности использования чековых книжек (порядок их учета как документов строгой отчетности и хранения)
. Своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с движением денежных средств на расчетном и других счетах.
. Правильность отнесения затрат, оплаченных непосредственно с расчетного счета, на себестоимость продукции (работ, услуг), на счета учета внереализационных доходов и расходов, прочих операционных доходов и расходов в целях бухгалтерского учета и налогообложения.
. Соответствие назначения и характера платежа условиям договора, нормативным и законодательным актам.
. Ревизия операций по открываемым организацией в банках текущим счетам.
. Ревизия бухгалтерских операций и реальности сумм, отражаемых на счетах 57 "Переводы в пути"
. Полнота и своевременность отражения в учете выручки от реализации продукции (работ, услуг) на основании выписок из расчетного счета в банке.
Типичные ошибки при проверке расчетного счета предприятий:
контроль финансовый ревизия банк
отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций;
подчистки и исправления в выписках банка;
списание затрат, производимых в безналичном порядке непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов;
перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;
наличие исправлений в платежных документах;
Список использованной литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и ревизия; М.: 2008.
. Константинов Ю.П. Аудит., М. "Издательство ПРИОР", 2007.
. Крамаровский Л.М. Ревизия и контроль, М. "Финансы и статистика", 2008.
. Пошерстник Н.В. "Бухгалтер торгового предприятия"; М.: 2009.