Соловьев Николай Феопемптович
Соловьев Николай Феопемптович
Виктор Каширников
В
русской музыкальной жизни шестидесятых годов 19 века идеям известной «Могучей
кучки», противостояло не менее могучее академическое направление в определении
пути развития русской музыкальной культуры. Как известно, деятели «Могучей
кучки» недооценивали значения систематического, профессионального музыкального
образования. Являясь, по сути, революционерами в области новых форм творчества
они, тем не менее, отстаивали устаревшие методы овладения композиторской техникой,
противопоставляя свою музыкальную самодеятельность истинному профессионализму.
Впоследствии, острота противоречий между этими группировками спала. Не малая
роль в этом принадлежит теперь почти не известному в России композитору,
профессору петербургской консерватории, Соловьеву Николаю Феопемптовичу.
Он
родился в Петрозаводске 27 апреля 1846 года. Воспитывался во 2ой гимназии в
Петербурге, затем поступил в медикохирургическую Академию, откуда перешел в
петербургскую консерваторию. Здесь Соловьев окончил курс по классу композиции
Н.И.Зарембы. Как композитор впервые выступил с увертюрой для большого оркестра
на торжественном вечере в консерватории в 1863 году, а в 1870 году с
драматической кантатой «Смерть Самсона». По желанию А.Н.Серова, Соловьев
оркестровал пятое действие его оперы «Вражья сила».
В
1874 году был приглашен профессором в петербургскую консерваторию, где читал
сначала теорию для обязательных классов и историю музыки, а с 1885 года вел
специальные классы теории композиции. Сюжеты его музыкальных сочинений легко
угадываются из их названий: симфоническая картина «Русь и Монголы», Петровская
кантата в честь 200летнего юбилея Петра I, «Слово о полку Игореве» для пения с
фортепиано, хор «Молитва о Руси», симфоническая фантазия «Эй ухнем». Соловьевым
написаны две оперы: «Кузнец Вакула» и «Корделия». Им отредактирован музыкальный
отдел известного энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.
Николай
Феопемптович много и плодотворно занимался критической деятельностью, выступая
в изданиях: « Музыкальные сезоны», «Биржевые ведомости», «Новое время»,
«Петербургские ведомости», «Нувеллист».
В
1878 году он был делегатом от петербургского отделения Русского Музыкального
Общества на Парижской всемирной выставке, а в 1885 году представлял это
общество на открытие памятника М.И.Глинке в Смоленске. Вместе с графом
А.Д.Шереметевым был организатором общедоступных народных концертов.
Умер
М.Ф.Соловьев в декабре 1916 года в Петербурге 70ти лет от роду.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://specialradio.ru/