Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,89 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия МНЭПУ»

Институт обучения по выходным дням

Орехово-Зуевский филиал







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации»

Оглавление

Введение

. Принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

2. Президент Российской Федерации

3. Высшие органы законодательной власти в Российской Федерации

3.1 Федеральное Собрание

3.2 Совет Федерации и Государственная Дума

4. Высшие органы исполнительной власти в Российской Федерации

.1 Правительство Российской Федерации

. Высшие органы судебной власти в Российской Федерации

.1 Конституционный суд

.2 Верховный суд

.3 Высший Арбитражный суд

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Свои функции государство осуществляет через систему органов государственной власти. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, органы государственной власти это один из способов осуществления народом своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой. Конституцией определяется порядок образования органов государственной власти, которая осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Все вместе они выступают как единое целое, как единая власть, но каждый орган государственной власти имеет свою структуру и полномочия, которые отличают его от других органов государственной власти. Так как наше государство является федеративным, в ее субъектах также действуют органы государственной власти. Наличие двух систем органов власти - органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации является внешним и важнейшим отличительным признаком государственной власти. Существуют федеральные органы, имеющие особый статус, которые не входят не в одну из отраслей государственной власти, но осуществляют государственные функции и являются частью механизма власти. К ним относятся - Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Российская Академия наук.

Каждый человек должен много знать и разбираться во многих политических вопросах, чтобы способствовать формированию более совершенного общества, которое необходимо для полноценной жизни человека. Для этого, прежде всего, необходимо знание основ государственного устройства и системы государственной власти в России, что позволит повысить свой уровень политической культуры и вооружит знаниями, необходимыми для каждого гражданина Российской Федерации.

Все вышесказанное позволяет говорить об актуальности данной работы.

Цель курсовой работы - рассмотреть конституционный статус высших органов государственной власти.

В работе поставлены следующие задачи:

1)рассмотреть общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в РФ

2)проанализировать деятельность высших органов государственной власти

)рассмотреть структуру и особенности системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти

)охарактеризовать полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства и органов судебной власти.

1. Принципы и основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах:

-государственной целостности Российской Федерации,

-единства системы государственной власти,

-разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

-равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти,

-распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию,

-верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации,

-разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,

-самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий,

-самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Эти принципы обусловлены демократической сущностью Российской Федерации и являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Целостность Российской Федерации означает, что наша страна представляет собой целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права, единым гражданством Российской Федерации, равенством всех граждан перед законом и судом, определением русского языка в качестве единого государственного языка РФ, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Единство системы государственной власти это наличие системы органов, составляющих высшую государственную власть. Компетенция государственных органов должна охватывать все полномочия, необходимые для функционирования государства. Единство системы государственной власти является гарантией государственной целостности страны.

Основы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации заложены Конституцией (часть 3 ст.11). Субъектами разграничения являются Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд, главы субъектов РФ, представительные, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, муниципальные органы. Разграничение полномочий должно осуществляться в таком порядке, чтобы сфера отношений совместного ведения, не переходила в исключительное ведение Российской Федерации или ее субъектов.

Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации обладают одинаковыми правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В составе Федерации не может быть субъекта, имеющего какие-либо преимущества по сравнению с другими субъектами. Равноправны все республики в составе РФ, равноправны все области и края, равноправны все автономные округа.

Российская Федерация, как независимое и свободное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Суверенитет предполагает независимость государства в области международных отношений и верховенство во внутренних делах. Суверенитет распространяется на всю территорию страны и закреплен Конституцией РФ.

Ст. 15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Конституция РФ - юридическая база всего законодательства страны. В ней закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, права и обязанности граждан.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Разделение властей является одним из важнейших принципом организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Орган государственной власти создается государством, и только государство устанавливает порядок организации и функционирования органов, наделяет их конкретными полномочиями. Для органа государственной власти характерно, что он создается для осуществления задач государственной власти и деятельности государства. Государство наделяет органы власти определенными правовыми и материально-финансовыми средствами для реализации задач и функций государства. Решения органов государственной власти носят общеобязательный характер.

Кроме органов государственной власти Конституцией закреплено создание органов местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти.

Для этих органов так же характерны признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия. Органы местного самоуправления прямо не подчинены органам государственной власти РФ и ее субъектов и занимаются вопросами местного значения.

Государственная власть обладает особенными свойствами:

)Публичность - распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления.

2)Универсальность - распространение власти на все области общественной жизни.

)Верховенство - подчинение себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны

)Законодательная прерогатива - монопольное право на выработку юридических норм

)Легитимность - соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства

)Легальность - соответствие действующего законодательства Конституции

)Легальное употребление силы - реализация своей силы с помощью специально созданного правоохранительного аппарата

)использование системы выплаты налогов

9)использование государственного принуждения

10)Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

2. Президент Российской Федерации

Глава 4 Конституции РФ определяет права и обязанности Президента России, который как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

От деятельности главы государства зависят все преобразования в стране. На Президента РФ возложено руководство внешней и внутренней политикой государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, представление страны в международных отношениях.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ исполняет свои полномочия на основании главы 4 Конституции РФ.

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Он имеет право вести заседания Правительства, высказываться на них, а также он определяет направления внутренней и внешней политики государства. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства. Он также назначает и освобождает должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне: Председателя Центрального банка, лиц, входящих в состав Правительства, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации, судей других федеральных судов, формирует администрацию Президента, назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент координирует деятельность органов государственной власти:

-оказывает воздействие на законодательные органы власти путем осуществления права законодательной инициативы, права подписания принятых законов или наложения на них вето,

-оказывает воздействие на судебную власть путем предоставления кандидатур на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов,

направляет деятельность исполнительных органов власти в лице Федерального Правительства, формально не являясь главой исполнительной власти,

имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов.

В процессе осуществления своих полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и являются обязательными для исполнения на всей территории страны.

Основные функции Президента определены Конституцией РФ, согласно которой он:

1.Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Эта функция состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

2.Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент помогает разрешить противоречия между государственными органами. Это относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а так же федеральных органов государственной власти субъектов.

3.Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты.

4.Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. Президент имеет право вводить на территории России чрезвычайное положение.

На президента РФ возложен ряд полномочий по борьбе с терроризмом. Он определяет основные направления государственной политики противодействия терроризму, устанавливает компетенцию по борьбе с терроризмом органов власти, руководство которыми он осуществляет, принимает решение об использовании за рубежом Вооруженных Сил и подразделений спецназа для борьбы с террористической деятельностью.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации, то есть:

-прием в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

-принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

-дает разрешение на выход из гражданства;

-разрешает иметь гражданину РФ иметь двойное гражданство.

Президент также присваивает почетные звания, награждает государственными наградами, присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Президенту предоставлено право помилования.

Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

-Министерство внутренних дел Российской Федерации

-Федеральная миграционная служба

-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

-Министерство иностранных дел Российской Федерации

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

-Министерство обороны Российской Федерации

-Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

-Федеральная служба по оборонному заказу

-Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

-Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

-Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Президент РФ вступает в должность с момента принесения присяги и прекращает свои полномочия с истечением срока, на который был избран. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий президента в случаях:

-отставки по собственной инициативе;

-неспособности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

-отрешения от должности по инициативе Федерального Собрания.

В случае невозможности Президента исполнять свои обязанности, его полномочия временно возлагаются на Председателя Правительства. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничено сроком на три месяца - до избрания нового Президента.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления. В процедуре рассмотрения вопроса об отрешении Президента от должности участвуют Федеральное Собрание, Верховный Суд, Конституционный Суд. Отрешение Президента от должности происходит в несколько этапов:

.Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Большинством голосов принимается постановление о выдвижении обвинения.

2.Верховный Суд и Конституционный Суд дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения. В случае принятия решения о несоблюдении порядка - рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

3.Постановление об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием большинством голосов на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

3. Высшие органы законодательной власти в Российской Федерации

3.1 Федеральное Собрание

Функции законодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент, за которым Конституция признает высшее право законодательства. Это избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, который представляет суверенитет народа, и выражает волю народа в форме закона. По своей структуре парламент двухпалатный орган - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа РФ, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Оно является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют совместно. Конституцией РФ установлено, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Федеральное Собрание в Российской Федерации пришло на смену высших органов власти - Съезду народных депутатов и формируемому им Верховному Совету. Созданные в годы советской власти представительные органы не смогли стать подлинным парламентом страны. Так как возлагавшиеся на них Конституцией полномочия противоречили принципу разделения властей, и существовавшее вертикальное подчинение представительных органов страны не свойственно парламентским представительным органам. Постепенно эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения властей, обретали черты парламента.

В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации и характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. Ни один закон не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Являясь законодательным органом, Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал таким же правом. Парламент имеет возможность в пределах своей компетенции влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов. В процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

Федеральное Собрание не подчиняется никакому контролю со стороны исполнительной власти. Оно финансово независимо - самостоятельно определяет свои расходы, которые фиксируются в бюджете, и распоряжается этими средствами. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в своей главной функции. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:

-президентское вето,

-референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента,

-чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов,

-право Конституционного суда РФ объявлять законы неконституционными,

-право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах,

-ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов,

-требование Конституции о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Однако эти ограничения не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

3.2 Совет Федерации и Государственная Дума

государственный власть президент полномочие

Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Он призван выражать интересы местностей. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Представитель в Совете Федерации от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на срок его полномочий.

В соответствии со статьей 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации», назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств, рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Совет Федерации образует комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими органами палаты:

-Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;

-Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по бюджету;

Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;

Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;

Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;

Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;

Комитет Совета Федерации по промышленной политике;

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;

Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;

Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;

Комиссия Совета Федерации по информационной политике;

Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний.

Для обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты - постоянно действующий коллегиальный орган.

Заседания Совета Федерации проводятся открыто. По решению Совета Федерации палата может проводить закрытые заседания. Заседания являются основной формой работы палаты. Общее число членов Совета Федерации - 178 человек. Члены обязаны присутствовать на заседаниях.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации; проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ; предложения о пересмотре положений гл.1, 2, и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов в Конституционный Суд РФ, федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

Также к совместному ведению Государственной Думы и Совета Федерации относится реализация процедуры отрешения от должности Президента Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, как субъект права законодательной инициативы имеет право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов, а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, в том числе в виде проектов законов о внесении поправок в Конституцию. Аналогичными правами наделены законодательные органы субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации неразрывно связан со второй структурной частью федерального парламента - Государственной Думой. Их законодательная деятельность является основным направлением деятельности Федерального Собрания.

Государственная Дума формируется путем выборов. В состав Государственной Думы входят 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации. Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.

Для подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты в Государственной Думе создается Совет, который планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.

Основные функции Совета Государственной Думы:

а) формирование проекта примерной программы законопроектной работы на текущую сессию;

б) принятие решений о включении в эту программу того или иного законопроекта;

в) формирование календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц;

г) установление порядка работы палаты на очередное заседание;

д) созыв внеочередных заседаний палаты по предложению Президента России или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы;

е) назначение того или иного комитета Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы (если вопросы законопроекта относятся к ведению и другого комитета, то назначает его соисполнителем), направление его для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, а в случае необходимости - другим субъектам права законодательной инициативы и определение срока подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

ж) направление законопроекта (вместе с материалами к нему), подготовленного ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалов к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, Правительству России и депутатам Государственной Думы;

з) по предложению комитетов Государственной Думы принятие решения о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы при отсутствии необходимых документов;

и) принятие решения о проведении парламентских слушаний, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы.

Государственная Дума из депутатов образует комитеты и комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и готовят их к рассмотрению Государственной Думой.

В Госдуме существует 32 комитета и 4 комиссии:

·Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству <#"justify">·Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству <#"justify">·Комитет ГД по труду и социальной политике <#"justify">·Комитет ГД по бюджету и налогам <#"justify">·Комитет ГД по финансовому рынку <#"justify">·Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству <#"justify">·Комитет ГД по собственности <#"justify">·Комитет ГД по промышленности <#"justify">·Комитет ГД по строительству и земельным отношениям <#"justify">·Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям <#"justify">·Комитет ГД по энергетике <#"justify">·Комитет ГД по транспорту <#"justify">·Комитет ГД по обороне <#"justify">·Комитет ГД по безопасности <#"justify">·Комитет ГД по международным делам <#"justify">·Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками <#"justify">·Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике <#"justify">·Комитет ГД по вопросам местного самоуправления <#"justify">·Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной думы <#"justify">·Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи <#"justify">·Комитет ГД по охране здоровья <#"justify">·Комитет ГД по образованию <#"justify">·Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей <#"justify">·Комитет ГД по аграрным вопросам <#"justify">·Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии <#"justify">·Комитет ГД по культуре <#"justify">·Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций

·Комитет ГД по делам национальностей <#"justify">·Комитет ГД по физической культуре и спорту <#"justify">·Комитет ГД по делам молодежи <#"justify">·Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока <#"justify">·Комитет ГД по делам ветеранов <#"justify">·Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики <#"justify">·Счетная комиссия ГД <#"justify">·Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ <#"justify">·Комиссия ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции <#"justify">Комитеты функционируют по всему спектру деятельности Российской Федерации, к их полномочиям относятся:

·внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;

·подготовка проектов постановлений Государственной думы;

·подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;

·подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

·в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

·организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;

·заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

·анализ практики применения законодательства.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

В сфере ведения Государственной Думы находятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы, где общественные отношения регулируются законом. При этом ни одна из палат Федерального Собрания не наделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно совместное осуществление законодательной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы обеспечивает единство двухпалатного российского парламента.

4. Высшие органы исполнительной власти в Российской Федерации

4.1 Правительство Российской Федерации

С введением поста Президента РСФСР (1991 год) Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой Президентом России. Согласно положениям действующей Конституции Правительство самостоятельно осуществляет государственную власть, наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. Формально Президент не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит. Конституция наделила Президента широкими полномочиями по формированию Правительства, направлению его деятельности. Президент назначает Председателя и членов Правительства, принимает решения о его отставке, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. Правительство действует на основе указов Президента. Исполнение законов - главная функция исполнительной власти.

Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительство республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов, администрации краев, областей, автономных округов. К ним относятся министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти.

Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (Правительство РФ, администрации краев, областей и др.) и органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерство обороны, министерство иностранных дел, комитет по рыболовству и т.д.). основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по исполнению Конституции, законов, правовых нормативных актов, исполнение бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов. Эти органы обладают полномочиями распорядительного характера - могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

В системе органов государственной власти Правительству Российской Федерации принадлежит особое место. В соответствии с принципом разделения властей Правительство осуществляет исполнительную власть. В целом обладает правом законодательной инициативы - правом внесения законопроектов от своего имени на рассмотрение Государственной думы. Правительство имеет своего представителя в Федеральном Собрании, который назначается и освобождается Правительством. Для осуществления работы Правительства создаются комиссии и советы. Правительство руководит федеральными министерствами и другими органами исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства подчинены Правительству и несут перед ним ответственность за выполнение порученных им задач. Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) полномочия Правительства можно разделить на общие полномочия и полномочия в специальных сферах деятельности.

Общие полномочия Правительства РФ заключаются в том, что оно:

-организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

-осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ;

направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства в специальных сферах деятельности можно разделить на несколько направлений.

Прежде всего, это полномочия Правительства в сфере экономики, где оно:

-оно осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

-прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики заключаются в том, что оно:

-обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении государственного бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным Банком меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства в социальной сфере заключаются в том, что оно:

-обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

-принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства в сфере науки, культуры, образования:

-разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

-обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.

Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

-обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

-принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

-участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

-осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства по обеспечению обороны и государственной безопасности:

-осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

-организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства в сфере внешней политики и международных отношений:

-осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений РФ с иностранными государствами, международными организациями;

-обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет основные направления деятельности и организуют его работу Председатель Правительства Российской Федерации. Кандидатом на должность Председателя Правительства может быть только гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Должность Председателя Правительства вторая по важности государственная должность Российской Федерации после должности Президента.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом Российской Федерации, что одновременно влечёт отставку всего Правительства:

·по собственному заявлению об отставке;

·в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Также Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

Председатель Правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. Высшие органы судебной власти в Российской Федерации

Судебная власть является составной частью государственной власти. Суды осуществляют власть самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Суды не могут отдавать предпочтение каким-либо органам, лицам или участвующим в процессе сторонам в зависимости от государственной, социальной, половой, национальной, языковой или политической принадлежности, а так же в зависимости от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством 4 видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. В настоящее время судебная система состоит из следующих судов:

.конституционные. Конституция включает в себя Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ

2.суды общей юрисдикции. Включают в себя верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономных областей и автономных округов, городские суды, районные суды, военные суды

.арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ.

5.1 Конституционный суд

Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, который осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации определены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

1.По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2.Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

.По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

.По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.

.По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного суда может быть квалифицированный юрист не моложе 40 лет, со стажем работы по профессии не менее 15 лет. Судья назначается на срок 12 лет и считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Конституционный Суд состоит из двух палат. Деятельность Конституционного Суда обеспечивает аппарат Конституционного Суда, состоящий из секретариата, финансового управления, управления государственной службы и кадров, управления делами.

Основные принципы деятельности Конституционного суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

5.2 Верховный суд

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам общей юрисдикции. Судьей Верховного Суда может стать гражданин Российской Федерации достигший 35 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по профессии не менее 10 лет. Возглавляет Верховный Суд Председатель, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

) Пленум Верховного Суда Российской Федерации - общее собрание судей Верховного Суда.

) Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех федеральных судов общей юрисдикции;

) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (с 1 января 2012 г.);

) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный суд может рассматривать дела особой важности в качестве суда первой инстанции, а так же в качестве второй инстанции в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а так же военным судам округов.

Верховный суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров. Военные суды относятся к судам специальной компетенции и создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть, где предусмотрена военная служба.

5.3 Высший Арбитражный суд

Высший Арбитражный суд рассматривает экономические споры между федерацией и ее субъектами, между самими субъектами РФ, рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности других арбитражных судов, решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров.

Высший Арбитражный Суд находится на вершине системы арбитражных судов:

·Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

·федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

·арбитражные апелляционные суды;

·арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

·защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

·содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

1)Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

2)Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3)судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

)судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности и Научно-консультативный совет, действующий для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Высший Арбитражный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Заключение

Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые называет Конституция. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.

Принцип разделения властей относится не только к организации власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ.

Раскрытие понятия, признаков, деятельности органа государственной власти позволяет глубже познать механизм государства в целом:

1.Хотя орган государства обладает самостоятельностью, он служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и тесно связан с другими его частями.

2.Органы государства имеют свою структуру, состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы.

.Орган государства имеет права и обязанности, конкретные задачи и функции, юридически закрепленные в Конституции и действующем законодательстве.

.Для осуществления своих полномочий орган государственной власти наделяется необходимой материальной базой.

6.Государственный орган активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие методы.

В основе принципа разделения властей лежит система сдержек и противовесов. Каждая ветвь власти обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность.

Законодательная власть:

-В ее руках находится основное средство воздействия - бюджет государства. Именно законодательная власть устанавливает средства, выделяемые Правительству.

-Осуществляет контроль над назначением на высшие должности в Правительстве

В руках законодательной власти находится смещение с должности Президента и привлечение его к уголовной ответственности

Государственная Дума может поставить вопрос об отставке Правительства

Парламенту принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством

Исполнительная власть:

-Обладает правом законодательной инициативы

-Обладает возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом

Обладает правом роспуска Парламента

Получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства

Судебная власть:

-Осуществляет контроль конституционности нормативных актов

-Рассматривает конфликты между органами государства

Рассматривает внутрифедеральные конфликты - между субъектами федерации.

Рассмотрев устройство государственной власти по Конституции РФ, можно сделать вывод, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективное функционирование государства, и прежде всего защиту прав человека во взаимодействии. Но в действительности государство может лишь создать условия, реализовать которые в жизненно важные ценности может только человек. Поэтому государственная власть должна стремиться выработать у людей ответственное отношение к своему предназначению, возможностям и ресурсам.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации.

2.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

3.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) <http://base.garant.ru/12117177/>.

4.Федеральный закон Российской Федерации о поправке к конституции Российской Федерации от 30 декабря <http://ru.wikipedia.org/wiki/30_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F> 2008 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы» <http://rg.ru/2008/12/31/konstitucia-popravki-dok.html>.

5.Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

.Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

.Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6.03.2006г № 35-ФЗ.

8.Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» <http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/05/200501.shtml>.

9.Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» от 24 апреля <http://ru.wikipedia.org/wiki/24_%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F> 1991 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1991_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>.

10.Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы. - Москва: Экономика, 2005.

11.Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России.

.Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России. Курс лекций М.: Юстицинформ, 2007.

13.М.В.Баглай, Конституционное право Российской Федерации, М., 2007.

14.Юридический энциклопедический словарь, сост.Е.А. Яных, В.А. Захаркина,-М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.

15.Википедия, свободная интернет-энциклопедия.

16.Государственная Дума, официальный сайт, <http://www.duma.gov.ru/>

Похожие работы на - Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!