Раса как социальный и биологический феномен

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,30 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Раса как социальный и биологический феномен

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие и классификация рас

. Характерные особенности рас как социально-биологического феномена

. Механизмы расогенеза

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Современный расовый облик человечества образовался в результате сложного исторического развития групп, живших обособленно и смешивавшихся, эволюционировавших, исчезавших.

Антропологический расовый материал имеет большое значение для решения ряда проблем происхождения человека современного вида. Так как сходство различных групп населения по антропологическим признакам свидетельствует о генетической близости этих групп, то антропологические данные являются более веским аргументом для подтверждения той или иной концепции этногенеза, чем близость языка и культуры, которая может появиться в результате заимствований при массовом перемещении и культурных контактах. Как пишет А. Азимов, сходство по антропологическим типам - это результат тесных контактов, сопровождающихся смешением разнородных групп. Этому смешению обязательно сопутствуют языковые и культурные взаимодействия. Антропологические данные необходимы при определении этнических слоев, из которых сложился данный народ, особенно когда народности формируются в зонах соприкосновения больших рас (Северная Африка, Южная и Средняя Азия, Западная Сибирь). Данные расоведения используются для опровержения лженаучных расистских концепций и формирования правильного представления о различиях в морфологическом облике людей.

Специфичность расы человека заключается в том, что она характеризуется сочетанием признаков не у индивидуумов, а у групп людей, живущих на определенной территории, и поэтому один из важнейших приемов расового анализа - выявление географического распределения расовых признаков.

1. Понятие и классификация рас

В первую очередь стоит рассмотреть основные понятия, которые будут использованы в процессе описания основных характеристик, как социальных, так и биологических. Немаловажным представляется и рассмотрение классификации рас.

Как отмечает Т.Е. Россолимо, раздел антропологии - расоведение обобщает данные по изучению антропологического состава народов земного шара в настоящем и прошлом, то есть по образованию и распространению рас на Земле. Основными проблемами этого раздела являются история формирования рас и этносов, взаимоотношения между ними на разных этапах исторического развития, раскрытие причин и механизмов расовой дифференциации. Отметим, что выделение расоведения в качестве самостоятельной части антропологии связано с рядом присущих этой категории характеристик. Не стоит забывать и о проблеме современного расизма, корни которого можно изучить в процессе формирования представлений о сущности расы.

Все современное человечество, по мнению В.И. Добренькова, относится к единому полиморфному виду - нomo sapiens - человек разумный. Подразделениями этого вида являются расы - биологические группы, отличающиеся мелкими морфологическими признаками (тип и цвет волос; цвет кожи, глаз; форма носа, губ и лица; пропорции тела и конечностей). Эти признаки являются наследственными, они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды. Каждая раса имеет единое происхождение, ареал возникновения и формирования. То есть расы, обычно классифицируются на основе различных признаков и характеристик людей. Наиболее широко используемые человеческие расовые признаки - цвет кожи, волос, черты лица и волосяная текстура. Понятия расы, а также различные пути группирования людей, изменяются под влиянием смены типа культуры и времени, на них также влияют общественные и политические причины.

Итак, выделим наиболее общее представление о расе. Раса - это признак унаследованный (то есть генетический), на формирование которого повлияли общественные и культурные показатели. Понятно, что представление о расе формируется из двух равнозначных частей - биологической и социальной. Однако рассмотрим более подробно общие принципы современной классификации рас.

По мнению А. Азимова, при выделении рас первого (большие), второго (малые) и третьего порядка (подрас), а также антропологических типов, руководствуются принципом таксономической ценности расовых признаков в зависимости от времени формирования расового ствола (таксона) и территории, на которой этот признак разграничивает группы людей. Для установления таксономической ценности признака служит время его образования - чем позже сформировался расовый признак, тем менее он пригоден для выделения основных рас. Степень пигментации, структурные особенности лица и головы являются теми признаками, по которым дифференциация групп происходила с глубокой древности. Они лежат в основе выделения больших рас, то есть первого порядка. При выборе разграничительного признака учитывается также его эпохальная изменчивость. Таким образом, время образования расового признака, широта его распространения, эпохальная изменчивость и сопряженность с другими показателями являются основой для построения иерархической расовой схемы. Итак, наибольшее значение в определении классической структуры расы являются биологические и морфологические признаки.

Первоначально выделяют 3 большие расы: экваториальную, или австралоидную, евразийскую, или европеоидную, азиатско-американскую и 22 малые расы, или расы второго порядка. Большую европеоидную расу В.С. Коменев подразделил на 5 малых рас: индо-средиземноморскую, атланто-балтийскую, среднеевропейскую, беломоро-балтийскую и балкано-кавказскую. Монголоидная большая раса представлена 9-ю расами второго порядка: северо-азиатской, арктической (эскимосской), дальневосточной, южно-азиатской, американской, уральской, южносибирской, полинезийской, курильской. Экваториальная раса первого порядка, согласно его номенклатуре, включает 8 малых рас: австралийскую, веддоидную, меланезийскую, негрскую, негрильскую, бушменскую, эфиопскую и южноиндийскую. Следует отметить, что на данный момент существует тенденция к смешению различных расовых признаков за счет постепенного размывания границ ареала проживания рас. И возможно, в перспективе все расы соединятся в одну. Однако до этого момента изучение расовых различий и их влияния на общественную жизнь остается важной задачей антропологии.

2. Характерные черты рас как социально-биологического феномена

Расоведение как наука в нашей стране развивалось достаточно слабо, поскольку искусственно затушевывалась острота проблемы. Ведущее место в развитие этой науки занимают американская социология и философия. Однако за годы плюралистического развития духовной жизни в нашей стране появились фашистские и другие крайне националистические движения, вобравшие в себя идеологические установки расизма. Поэтому требуется научный анализ проблемы рас. Необходимо выяснить, является ли раса биологическим или социальным феноменом.

Монголоидная раса - является одной из трех больших рас. Более всего она распространена в Сибири (коренные народы), Индонезии, Восточной Азии, Центральной Азии, Америке. У представителей данной расы отмечается: сильное выступание скул, незначительно выступающий нос, эпикантус, некоторая уплощенность лица. Существует мнение, что термин «монголоидная» (раса) возник из вариаций слова "монгол", которое, в свою очередь, возможно, было образовано от названия древнее племени «мэн-гу» которое проживало в низовьях Амура, но, кроме того, так назывался один из родов татар, обитавший в Восточном Забайкалье. Так же можно сказать, что название "монгол", вошло в употребление только в XIII в., произошло от китайских иероглифов "мэн-гу", что означает "получать древнее". Однако последняя гипотеза, принадлежащая акад. В.П. Васильеву, не является общепризнанной. Первоначально монголоидная раса заселяла Юго-Восточную, Восточную, Северную и Центральную Азию, Северную и Южную Америку. На сегодняшний день эта раса преобладает в Азии.

Европеоидная раса характеризуется, прежде всего, ортогнатным лицом, заметно выступающим вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп). Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций. Ареалом этой расы является Европа, Северная Африка, Передняя Азия и Северная Индия. Сейчас европеоиды обитают на всех материках.

Эта классификация является полезной при изучении человеческой предыстории, а также в судебно-медицинской экспертизе человеческих останков. Однако научное изучение расы как биологического образования является весьма проблематичным, то есть вызывает много вопросов.

Исследователи испытывают большие трудности, применяя биологические представления к группам людей и пытаясь выяснить какие же из множества физических черт являются наиболее существенными при отнесении людей, выглядящих по-разному, к разным расам. Если отдавать приоритет цвету кожи, то сами термины неточно описывают цвет. По этой классификации целые народы остаются вне ее: полинезийцы, народности Южной Индии, австралийцы, бушмены на юге Африки не могут быть отнесены ни к одной из трех названных рас. Более того, смешанные браки, а количество их увеличивается, видоизменяют фенотипы рас, и в жизни проблема сводится, прежде всего, к определению статуса новорожденного ребенка. Правило наследования, приписывающее социальному статусу наследственное основание, называется гипонаследованием. Оно ставит ребенка от союза между представителями разных социоэкономических групп в менее привилегированную группу. У наций также имеются культурные нормы, регулирующие данные отношения. Например, в Бразилии нет и следа гипонаследования - бразильское обозначение чьей-либо расовой принадлежности может выражаться одним из 500 различных терминов. Можно сделать вывод, все «расы» биологически полноценны для создания своей культуры и обладания общечеловеческими культурными универсалиями.

По мнению В.И. Добренькова, большинство поведенческих вариаций среди современных человеческих групп основано больше на культуре, нежели на биологии. Этнографические исследования приводят к выводу о том, что способности к культурной эволюции у всех популяций равны. Первоначальное деление народов на цивилизованных и дикарей ушло в прошлое. Более того, доказано, что в любом стратифицированном обществе различия социальных групп по экономическим, социальным, этническим и расовым параметрам отражают неравенство возможностей в большей мере, чем генетическое строение. Поэтому различия в богатстве, престиже и власти между социальными классами обусловлены общественными отношениями, собственностью. Каждое общество, исповедующее социальное неравенство имеет механизмы для удержания непривилегированных слоев «на месте», в то время как демократическое общество, приветствует самоактуализацию каждого, независимо от материального и социального положения того или иного человека.

Как отмечает В.С. Комнев, необходимо строго различать два весьма разных понятия - нация и раса. Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом. Такие обозначения как «английская раса», «французская раса», «итальянская раса», «германская раса», «японская раса», «китайская раса» и т. п., являются ошибочными. В пределах одной нации могут проживать представители различных рас. Отсутствие внутренней необходимой связи между расой и языком вытекает с полной очевидностью из многих фактов. У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа - с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза мы находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы. Все эти факты говорят о том, что отсутствует какая - либо зависимость между языком и расой. Этому не противоречат случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Язык и культура могут распространяться и без перемещения антропологических типов. Однако, антропологические типы никогда не распространяются, не принося с собой определенной культуры и языка.

3. Механизмы расогенеза

социальный биологический раса

Наиболее сложным в плане изучения представляется поиск механизмов формирования тех или иных рас в процессе исторического развития. Согласно мнению современных ученных, исследование найденных останков показало, что кроманьонцы имели ряд черт, характерных для разных современных рас. В течение десятков тысяч лет их потомки занимали самые разнообразные места обитания. Длительное воздействие внешних факторов, характерных для конкретной местности, в условиях изоляции постепенно приводило к закреплению определенного комплекса морфологических признаков, свойственных локальной расе. Различия между расами человека - результат географической изменчивости, имевшей адаптивное значение в далеком прошлом. Например, пигментация кожи более интенсивна у жителей влажных тропиков. Темная кожа менее повреждается лучами солнца, так как большое количество меланина препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей вглубь кожи и предохраняет ее от ожогов. Курчавые волосы на голове негра создают своеобразную шапку, защищающую голову от палящих лучей солнца. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с высокой теплоотдачей. Узкая глазная щель и эпикантус у монголоидов - адаптация к частым пылевым бурям. Узкий выступающий нос европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха и т.д. Обращая внимание на приведенные данные, отметим, что основным фактором биологических различий среди современных рас является регион проживания, соответственно, и климат. Однако современных тенденции в формировании рас свидетельствуют о смешении части признаков, а также об генетических изменениях, так как некоторые географические факторы перестают активно действовать на человека.

О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует отсутствие генетической изоляции между ними, то есть возможность плодовитых браков между представителями разных рас. Дополнительным доказательством единства человечества служит локализация на втором и третьем пальцах рук кожных узоров типа дуг (у человекообразных обезьян - на пятом) у всех представителей рас, одинаковый характер расположения волос на голове и т.д. Различия между расами касаются только второстепенных признаков, обычно связанных с частными приспособлениями к условиям существования. Однако многие признаки возникали в разных популяциях человека параллельно и не могут быть доказательствами тесного родства популяций. Независимо приобрели некоторые внешние сходные черты меланезийцы и негроиды, бушмены и монголоиды, независимо возникал в разных местах признак невысокого роста (карликовость), характерный для многих племен, попавших под полог тропического леса (пигмеи Африки и Новой Гвинеи). Таким образом, различия рас менее значительны по отношению к сходствам, однако даже некоторый процент различий в биологических признаках способен оказать воздействие на формирований представлений о мире и жизни в обществе.

Как утверждает Н.Н. Чебоксаров, существуют два основных механизма изменения генного состава (генофонда) популяции - естественный отбор и генетико-автоматические процессы (дрейф генов - процесс случайного ненаправленного изменения частот аллелей в популяции). Отбор сохраняет и распространяет в популяции приспособительные, адаптивные признаки, дрейф генов в малых популяциях может закрепить признаки нейтральные, не повышающие и не понижающие в данных условиях вероятность оставить потомство. Оба этих механизма действовали и при возникновении рас человека, но роль каждого из них еще выясняется. Многие признаки рас, несомненно, приспособительные. Дрейф генов может изменять черты популяции, если ему не препятствует отбор. Человечество изменяется и сейчас, особенно широко распространены процессы грацилизации и акселерации. Грацилизация - снижение общей массивности скелета. Параллельно идет процесс акселерации - ускорения развития всего организма. Теперь у грудных детей раньше удваивается масса, сменяются молочные зубы на постоянные. Все эти изменения идут параллельно у представителей разных рас. Сами расы постепенно теряют характерный для них набор признаков. Это объясняется тем, что все больше и больше людей как бы изолируются от внешней среды, переходя на жизнь в городах и благоустроенных поселках.

В таких условиях расовые признаки перестают быть адаптивными, отбор мало действует. С отмиранием расовых, национальных и сословных предрассудков продолжает увеличиваться смешение рас. А главное, между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился, что и является современной доминирующей тенденцией в расогенезе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек является представителем определенной расы монголоидной, европеоидной или негроидной, и это не мешает ему быть представителем своей народности, со своим языком и культурой. Деление людей на определенные расы является условным с социальной стороны, так как период расизма во всемирной истории уже давно прошел, и каждый человек воспринимается в первую очередь как личность, а потом уже как представитель различных рас. Поэтому термин «раса» не является социальным, так как отражает в себе только биологические различия людей между собой, а именно цвет кожи, форма глаз и т.д.

В истории человечества не существовали «чистые» расы. Среди современного человечества нет «высших» и «низших», «древних» и «новых» рас. Все расы равны по своей жизнеспособности, по своим интеллектуальным возможностям. А любое принижение одной расы по отношению к другой является проявлением расизма и недопустимо в современном обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Азимов, А. Расы и народы / А. Азимов. - М.: Центрполиграф, 2003. - 348 с.

2.Антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

.Антропология: хрестоматия / Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Торханова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 448 с.

.Валов, В.В. Проблема расы в российской физической антропологии / В.В. Валов, Н.С. Зимчук. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. - 48 с.

.Зубов, А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза / А.А. Зубов. - СПб: Метеор, 2006. - 105 с.

.Коменев, В.С. Проблемы эволюционной морфологии человека и его рас / В.С. Коменев. М., 2007. - 241 с.

.Негроидная раса. - (http: //antropologic.ru/rasyi/negroidnaya-rasa.html).

.Чебоксаров, Н.Н. Народы, расы, культуры / Н.Н. Чебоксаров. - М.: Наука, 2005. - 281 с.

.Современная антропология: этносы, нации, расы. - (http://antropologic.ru/rasyi/avstraloidnaya-rasa-2.html).

Похожие работы на - Раса как социальный и биологический феномен

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!