Жизненный путь Сергея Сергеева-Ценского
Реферат
Жизненный
путь Сергея Сергеева-Ценского
Выполнила:
Сырых Юлия
Александровна,
Учащаяся 11 –А класса
общеобразовательной
школы №21
г.
Симферополя
|
|
Симферополь
2001год
Жизненный
путь Сергея Сергеева – Ценского.
Сергей
Николаевич Сергеев-Ценский родился 18 сентября (30 н.с.) 1875 г. в селе
Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения.
Это в значительной степени повлияло на мировоззрение сына. Воспитанный на
стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них он выучил
наизусть, а в семь лет и сам стал сочинять стихи.
После
окончания гимназии юноша поступает в Глуховский учительский институт, где, не
отвлекаясь от учебы, в которой преуспевает, продолжает писать стихи. Позднее
многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник
"Думы и грезы" (1901).
Окончив
институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию
отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского
языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни,
часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в
Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлодаре и в Тальсене
(под Ригой).
С 1900 г. начинает писать рассказы, первые из которых были
напечатаны в "Русской мысли" ("Забыл" и
"Тундра").
"Крым,
его природа, Черное море одарили меня многим, - говорил он. - В моих
произведениях они занимают главное место. Так случилось, что я стал певцом
Крыма, его красоты и всего героического, что здесь произошло".
В
Крым писатель прибыл во время русско-японской войны, в апреле 1905г. для
прохождения воинской службы.
Пребывание
в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой
мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа "Поручик
Бабаев", повестей "Пристав Дерябин" и "Батенька",
эпопеи "Севастопольская страда" и "Преображение России".
В
бурные революционные годы командование предпочло незаметно отделаться от
офицера - «бунтовщика" и отчислило его из армии. Тогда, в декабре 1905г.
писатель решил поселиться вблизи Алушты, в Профессорском уголке (сейчас Рабочий
уголок).
В
августе 1906г. Сергеев-Ценский познакомился в Алуште с А.И.Куприным, который
пригласил его в Петербург. С этого времени начинаются регулярные зимние поездки
писателя на Север и летние - в Сибирь, Среднюю Азию, на запад. Однако много
времени писатель проводит и в Алуште.
Своим
признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы
опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли
внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвященные его
литературной деятельности.
В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный
дом. Живет он уединенно, отдается благоустройству территории вокруг дома. Чтобы
улучшить каменистую почву, носит корзинами землю и создает плодородный слой.
Роскошная растительность, которую нынче видят на усадьбе посетители, взращена
неутомимой заботой писателя. В начале первой мировой войны Сергеев-Ценский был
мобилизован в армию и около года служил в ополченской дружине севастопольского
гарнизона. Гражданскую войну писатель пережил за работой в Алуште, отказавшись
эмигрировать.
Новый революционный подъем 1910 — 1914 годов не мог не сказаться на
творчестве Сергеева-Ценского: постепенно стала крепнуть реалистическая манера.
В этот период писатель изображал различные слои русского общества, охваченного
предреволюционным кризисом. Такие произведения, как «Медвежонок», «Пристав
Дерябин» и др., по глубине проникновения в действительность, гневной критике
современного общества накопителей, мещан близки к лучшим традициям критического
реализма.
В
июле 1928г. Сергей Николаевич в Ялте впервые встречается с М. Горьким и по его совету
вскоре отправляется путешествовать по стране. Вернувшись, он разрабатывает тему
Крымской войны 1853-1856гг. ("Севастопольская страда"). Первая
оборона Севастополя была знакома писателю по рассказам его отца, участника
Крымской войны, и особенно близка ему, как жителю Крыма. Военные действия на
территории Крыма во время Великой Отечественной войны заставили писателя уехать
из Алушты. В августе 1944г. Сергеев-Ценский возвращается в Алушту. Дача его
была разрушена фашистами, и ее пришлось восстанавливать.
Здесь
он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало.
С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове
и Гоголе).
В
1930-е вышли в свет повести "Счастливица", "Маяк в тумане",
рассказы "Устный счет", "Воронята" и др. М.Горький
поддерживал писателя, видя в нем продолжателя традиций русской классической
литературы.
В
годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о
героях-современниках (сборник "Настоящие люди", 1943), романы
"Брусиловский прорыв", "Пушки выдвигают" и "Пушки
заговорили" (1944).
Лучшие свои произведения
Сергеев-Ценский создал в годы Советской власти. В 20 — 30-е годы он писал
романы и повести о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. В 1937 — 1939 годах работал над романом о Крымской войне 1853 —
1856 годов «Севастопольская страда». За него автор получил в 1941 году
Государственную премию СССР.
Главное произведение писателя — незавершенная многотомная эпопея
«Преображение России» (1914 — 1958). В нее вошли 12 романов, 3 повести и 2
этюда. Эпопея отразила жизнь дореволюционного русского общества, события первой
мировой войны, февральской революции 1917 года, гражданской войны.
Сергеев-Ценский — автор
ряда пьес, литературных воспоминаний о М. Горьком, И. Е. Репине, А. С.
Новикове-Прибое. Был действительным членом Академии наук СССР
До
конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем. работая
над последними романами эпопеи "Преображение России". Умер в возрасте
83 лет 3 декабря 1958 в Алуште.. На могиле установлен памятник работы
крымского скульптора Н.Петровой. В доме его создан литературно-мемориальный
музей. Просторная веранда - "шагальня",
кабинет, столовая, библиотека и спальня - все здесь сохраняется, как было при
жизни хозяина. Похоронен С.Н.Сергеев-Ценский неподалеку от дома, "где
слышен шум морской..."
Произведения,
написанные в Крыму:
рассказ
"Уголок" (1906).
Роман
"Поручик Бабаев",
роман
"Зауряд-полк",
рассказ
"Благая весть",
стихотворение
в прозе "Улыбки",
поэма
в прозе "Неторопливое солнце",
роман
"Преображение",
роман
"Обреченные на гибель",
"Утренний
взрыв",
"Весна
в Крыму",
повести
"Чудо", "Жестокость",
пьесы
"Миллион и одно убийство", "Сноп молний",
"Кампеломны",
роман
"Память сердца",
повести
и рассказы: "Младенческая память", "Старый полоз",
"Гриф и граф", "Конец света", "Устный счет",
"Потерянный дневник", "Маяк в тумане", "Лаванда",
эпопея
"Севастопольская страда",
рассказы
и очерки "Старый врач", "В снегах", "Дрофы",
"Хитрая девчонка".
Статьи о
Сергееве-Ценском
П.Незнамов
«Обреченные
на гибель»
С.
Сергеев-Ценский - писатель после - «знаньевского" стажа. И расцвел он
вместе с первыми книжками "Шиповника". Литературным же героем его был
фатально - погибающий человек.
В
это время "золотой меч символизма" уже притупился в поэзии, но
символизм еще воинствовал в прозе. Проза Ценского жила за счет нарушения
равновесия между метафорой и словом, между пейзажем и чувствами героя.
Стилистически
это воспринималось так: река вышла из берегов. Такие наводнения не бесполезны в
литературе, но, помнится, что старушки учительного романа сильно рассердились
на разгулявшегося парубка.
Сейчас
Сергеева - Ценского самого потянуло на идейное, и вчерашний безоглядный
импрессионист, растяжимый в своих социальных тенденциях - от
безразлично-либеральных до приглушенно-реакционных, - написал учительный роман,
философски обобщающий предреволюционное десятилетие...
В
душу современного учительного романа очень своевременно наплевал С.Третьяков.
Но работа С.-Ценского убеждает нас в том, что учительный роман не годится даже
и для подытоживания прошлого.
Ибо
о чем рассказывает С. Ценский? О том, что за люди жили в России до революции (в
масштабе глухого городка), и отвечает: "настоящая кунсткамера".
Это
все - вчерашние хозяева и слуги хозяев, среди них есть даже бескорыстные до
"святости". Но - все они "обречены на гибель".
Даются
они в романе целой шеренгой. В шеренге люди, как известно, на одно лицо.
"Почему у вас на Марсии бабы такие синие", - говорится в
"Аэлите".
Герои
Ценского тоже все - "синие". Они -
"полубольные-полуздоровые" и живут в
"полуприюте-полулечебнице".
Конечно,
вполне естественно для нашего дня изобразить таких людей тенденциозно:
"обреченными". Но, во-первых, пророчествовать после такого факта, как
Октябрь, вообще легко: это - пророчество наверняка, а во-вторых, несмотря даже
и на пророчество, настоящей советской тенденции роман не имеет.
Роман
уверяет: вот-вот нагрянет революция. Но ведь не кунсткамера же сделала
революцию?
Так
кто же?
Он
не владеет своими поступками и, когда Сыромолотов-отец показал ему свою картину
"Золотой век", являвшуюся издевкой над революцией, он ее... изрезал
перочинным ножиком и бежал.
Дальше
автор компрометирует его еще больше:
-У
меня было право секстильонов. Поняли?
-Но
бежали, все-таки. Почему?
-Это
иногда не мешает.
Чтоб
окончательно разделаться с Иртышовым, автор заставил его после всего этого еще
и вымогать деньги у Сыромолотова-сына. Так - "тихо и нерадостно кончил
сказку Андерсен" и таким-то образом учительный роман получил заострение
совсем не в ту сторону.
Но
даже и при правильной социальной установке он бил бы мимо цели: слишком
специфична эта литература, она не зацепляет прошлое, а прицепляется к нему.
Роман
воспринимается как отход к разговорной линии литературы, его герои обеднели на
события, диалоги засорили роман. Это - свалка разговоров.
Революция
же так и не нагрянула. Нагрянуло неполезное вранье, из которого, конечно,
нечего зачерпнуть ни о прошлом, ни о сегодняшнем отношении к этому прошлому…
Зинаида Гиппиус (из воспоминаний)
Л.
Андреев с его "Человеком" завел меня в широкие общие рассуждения.
Вернемся от литературы к литератору, к другому современному беллетристу
Сергееву-Ценскому.
Он
моложе Андреева, — он еще не дошел до порабощения своего таланта мертвому духу
лжесреды, он еще свободен, он еще пока - художник. Но, конечно, и
Сергеев-Ценский - писатель современный, стилем своим и всем уклоном
приближающийся к другим писателям дней именно наших. Он -офицер того же полка,
где был генералом Андреев, где Зайцев - унтер с нашивкой, и где есть такие
несчастные рядовые, старательные и самодовольные, но совершенно неспособные,
как Осип Дымов и другие. Сергеев-Ценский - настоящий офицер; Зайцеву, сколько
бы он ни получал нашивок, до него не дослужиться. Язык Сергеева-Ценского -богат
почти без риторики, выпукло-ярок до грубости, которая не переходит, однако, в
антихудожественность; главное же - он чрезвычайно гармонирует с внутренним
содержанием таланта Сергеева-Ценского, с основной, резко определенной, вечно
одной и той же, мыслью автора. Она не утомляет, потому что широка; ее можно бы
назвать идеей, — если бы она, в конце концов, по свойству своему, могла
привести куда-нибудь, кроме тупика. Но она ведет именно в тупик... если,
конечно, взять ее, как последнюю, в ее победе; принять ее за последний синтез.
Мысль эта со всей определенностью уже выразилась чуть ли
не в первом рассказе Ценского, напечатанном года четыре тому назад в журнале
"Новый Путь". Рассказ вошел и в "Сборник". Рассказ - не из
лучших; язык еще не вполне выработан, но уже весь Ценский тут. Уже мчится,
бессмысленно хлеща лошадей, невинный человек, помещик, любящий отец и муж,
мчится прямо в снежную, черную, ночь…
Использованы
материалы книг:
Русские
писатели и поэты.
Краткий
биографический словарь. Москва, 2000.
П.
Незнамов,
Зинаида
Гиппиус (Из воспоминаний),