История развития борьбы в древности и современности
Содержание
Введение
.
История развития борьбы в древности и современности
.
Место спортивной борьбы в физическом воспитании в России
Заключение
Список
литературы
Введение
«... Да и о самих лакедемонянах мы знаем, что,
пока они ревностно занимались тяжелыми упражнениями, они превосходили прочих, а
теперь и по части гимнастических состязаний, и в военных делах они уступают
другим... Ведь ни волк, ни какой-либо другой дикий зверь не вступил бы в
опасную борьбу ради прекрасного, но, скорее, только доблестный муж...»
(Аристотель).
В период расцвета рабовладельческого общества
(около 400 г. до н.э.) борцы, как правило, отличались всесторонним развитием, и
физическим, и духовным. Позже у македонцев и римлян появляются профессиональные
борцы, зарабатывающие на жизнь в спектаклях, подобных цирковым.
Постепенный упадок греческой культуры после
Пелопоннесской войны отрицательно сказался на культивировании борьбы. В период
римского господства греческая борьба почти исчезла, но все же сохранила о себе
память как составная часть греческой культуры.
На этом фоне борьба начала активно развиваться в
Италии, Франции и в дальнейшем распространилась по всей Европе.
Богатейшую историю национально-самобытных видов
борьбы и боевых искусств имеют народы Юго-Восточной Азии, Океании, Центральной
Азии, Африки, стран Латинской и Северной Америки. Достаточно вспомнить храм XI
в. в г. Ани - столице Армении, на барельефах которого изображены праздник сбора
урожая, схватки борцов в шкурах диких животных и между соплеменниками. Хорошо
видны захваты за ноги, подножки, броски с упором ногой в живот.
Много изображений борцов содержат средневековые
памятники письменной культуры.
1. История развития борьбы в
древности и современности
Рис. 1
Рис. 2
Эти иллюстрации отражают увлечения средневековых
рыцарей Европы, которые нередко применяли приемы борьбы в боевых поединках на
турнирах и в военных действиях. Об этом повествует, например, "Песня о
Нибелунгах". Девиз рыцарства опирался на идеи Аристотеля (в том смысле,
как понимал его автор романа "Дон Кихот" Сервантес).
Однако христианские заповеди об умерщвлении
плоти серьезно снижали возможности развития борьбы. Это продолжалось вплоть до
появления гуманистов XIX в.
Благодаря Базедову, Гутсу-Мутсу, Вьету,
Песталоцци вновь возродилось оздоровительное, образовательное и воспитательное
значение, которое придавалось борьбе в Древнем Мире.
Существенное влияние на развитие борьбы в Европе
оказала Франция, где были изданы пособия по изучению техники борьбы, приняты
определенные правила соревнований, открыты атлетические арены для греко-римской
борьбы (Париж, 1848 г.). В результате в 90-х годах во Франции были
по-настоящему оживлены традиции греко-римской борьбы.
С возникновением крупной промышленности и
концентрацией рабочих появляется современная борьба и в Германии. Большой
интерес в Европе вызвали успехи первого чемпиона Германии Карла Абса из
Гамбурга (1885 г.).
Борьба на Руси всегда входила в быт как
молодецкая потеха. Русские борцы состязались "на поясах", "до
крыжа", "в схватку", "не в схватку",
"по-охотничьи" и в других русских боевых искусствах, берущих начало
из традиций "стеночного" боя ("стенка на стенку").
Исторические стили славянских ратоборств, в частности, славяно-горицкая борьба,
вытекают из языческого мировоззрения и уходят в седую древность Руси. Это не
только техника борьбы (приемы, удары, защиты и т.д.). Это система,
вырабатывающая бойцовские качества, навыки выживания, способствующая укреплению
здоровья. Боевая подготовка опиралась на языческие символы: круг (культ солнца,
принцип сохранения энергии), крин (трехлепестковый росток - неотъемлемая часть
любого русского орнамента). В основе последнего из них находилось большое
количество принципов: правило золотой середины (белобога - положительное
движение от себя, чернобога - отрицательное, идущее к себе), удары медвежий и
подколюжный (принцип двух первоначал), несколько десятков принципов усиления
движения и др.
На традициях "стеночного" боя была
основана школа прикладного русского боя, действовавшая в Российской армии
практически до 1918 г.
Различия видов борьбы и славянских боевых
искусств сводились к разрешающим и запрещающим действиям: захватам выше и ниже
пояса, за одежду, воздействиям руками и ногами. Часто именно поединок борцов предрешал
исход серьезных военных столкновений (Лаврентьевская летопись, 993 г.). Былины
"Об Илье Муромце и Добрыне Никитиче", "Василий Буслаев и
новгородцы" и другие содержат красочные описания поединков борцов. Есть
упоминания о борьбе и борцах в произведениях А.С. Пушкина, Д.Н.
Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна и других писателей.
2. Место спортивной борьбы в
физическом воспитании в России
Спортивной борьбе всегда отводилось достойное
место в деле духовного и физического воспитания русского народа. Не последнюю
роль в этом играла православная церковь.
К XIX в появились новые организационные основы -
в виде кружков или школ любителей борьбы (Петербург, 1885 г.), руководимых
такими энтузиастами, как доктор В.Ф. Краевский и известный борец В.А.
Пытлясинский.
С началом Олимпийских игр современности (1896
г.) в их программу была включена греко-римская борьба. В период подготовки к
Играм I Олимпиады нового времени проблемами развития спортивной борьбы стал
заниматься Международный олимпийский комитет, а с 1912 г. - Международная
федерация любительской борьбы - ФИЛА. Тогда борьба проводилась только в
положении стоя и напоминает одну из разновидностей борьбы, которая существует в
Швейцарии.
Что касается России, но основными фактами,
указывающими на относительно высокий уровень развития борьбы, следует признать
следующие. В 1896 г. В.А. Пытлясинским было издано первое в России учебное
пособие по французской борьбе. В 1897 г. состоялся первый чемпионат России, а в
1898 г. - первый чемпионат Европы, на котором чемпионом стал представитель
России Г. Гакеншмидт. Начиная с 1898 г. и вплоть до 1905 г в европейских
соревнованиях не учитывался вес борца. С 1906 по 1911 гг. были введены три
весовые категории, а с 1913 по 1921 гг. - пять (в 1912 г. медали разыгрывались
в девяти весовых категориях). С 1924 по 1929 гг. функционировали шесть весовых
категорий, с 1930 по 1937 гг. - семь, с 1947 по 1968 гг. - восемь, а с 1969 г.
по настоящее время соревнования проводятся в 10 весовых категориях.
Первой Олимпиадой для российских борцов стала
Стокгольмская (1912 г.). М. Клейн занял на ней 2-е место. Однако достижения
борцов России оставались не внушительными и единичными до тех пор, пока не
появились профессионалы, выступавшие в цирках, на ярмарках и народных гуляниях.
Наибольшего успеха среди них достиг грузчик из южного города Ейска Иван
Поддубный, который, начиная с 1905 г., шесть раз удостаивался звания чемпиона
мира по греко-римской борьбе среди профессиональных борцов.
В 1904 г. в программу Игр III Олимпиады была
включена вольная борьба. Тогда она называлась вольноамериканской. Европейские
первенства начали проводиться с 1928 г. По 1937 г. разыгрывалось 7, а с 1946 по
1968 гг. - 8 комплектов медалей. С 1969 г. по настоящее время борцы-вольники
соревнуются в десяти весовых категориях.
В бывшем СССР соревнования по этому виду борьбы
стали проводиться с 1945 г. Юноши начали соревноваться в 1953 г., сельские
спортсмены - в 1955 г., а в 1956 г. вольная борьба вошла в программу спартакиад
народов СССР, а затем - спартакиад школьников и в программу всесоюзных игр
молодежи.
В международном плане вольная и греко-римская
борьба получили дальнейшее развитие благодаря основанию в 1921 г. Союза борцов.
Активная деятельность шведа Зигфрида Эдстрема способствовала тому, что с 1921
г. становятся регулярными чемпионаты мира. С 1956 г. стали проводиться кубки
мира. Греко-римская борьба, начиная с I Олимпиады (1896 г., Афины), входила в
программу всех Игр, кроме II (1900 г., Париж) и III (1904 г., Сент-Луис).
Вольная борьба, начиная с III Олимпиады, была в программах всех Олимпийских
игр, кроме лишь V Олимпиады (1912 г., Стокгольм). Советские борцы участвовали в
чемпионатах мира по греко-римской и вольной борьбе соответственно с 1953 и 1954
гг.
Отечественная борьба самбо начала формироваться
в 20-х годах текущего столетия. Хотя первые соревнования были проведены в 1923
г., государственное признание новый вид борьбы получил только в 1938 г.
Наименование этого вида борьбы, претерпев ряд
изменений - "сам", "самое", "вольная",
"вольного стиля", - в конце концов, официально утвердилось как самбо
(самозащита без оружия). В 1939 и 1940 гг. состоялись первый и второй
чемпионаты страны. В 1966 г. борьба самбо признана международным видом спорта.
Была создана комиссия в ФИЛА. В 1971 г. самбо было включено в программу Спартакиады
народов СССР. В 1972 г проведен первый чемпионат Европы с 1973 г. регулярно
проводятся чемпионаты и кубки мира. С 1979 г. - первенства мира среди юниоров.
Количество весовых категорий с 1973 г. стабильно сохраняется на уровне 10.
Руководителями ФИЛА многое сделано с целью
совершенствования поединков борцов. К этому относятся, сокращение времени
схваток, более высокая оценка эффектных бросков, активизация единоборства за
счет жесткого пресечения пассивности соревнующихся и др.
Особые усилия в развитии греко-римской, вольной
борьбы, а затем и самбо были предприняты, начиная с 1971 г., президентом ФИЛА
Миланом Эрцеганом. Основным мотивом было желание добиться повышения
привлекательности борьбы, ее признания телевидением, а следовательно,
обеспечения федерации регулярным притоком валюты и создания дополнительных
материальных возможностей для оказания помощи различным странам в
культивировании греко-римской, вольной борьбы и самбо.
Однако наиболее крупный вклад в развитие всех
видов борьбы сделали сами спортсмены и тренеры, многократно вносившие новации в
технику, тактику, находившие новые подходы в подготовке к соревнованиям.
Заслуживают быть отмеченными и научные работники, обобщающие и внедряющие новые
системы планирования тренировочной, внетренировочной и соревновательной
деятельности борцов.
Созданный в конце XIX в. японским специалистом
Дзигаро Кано национально-самобытный вид спорта дзюдо получил международное
признание в 1956 г., когда была создана Международная федерация дзюдо (ФИД).
1964 год стал годом олимпийского признания дзюдо. Его популярность росла
невероятно быстро. Сейчас в ФИД входит рекордное число стран, которое неуклонно
растет. Ежегодно организуются чемпионаты мира и отдельных континентов среди
взрослых спортсменов, юниоров и женщин. Раз в два года проводятся студенческие
чемпионаты мира. Первый чемпионат Европы состоялся в 1951 г. До 1964 г
соревнования проводились в четырех весовых категориях, затем до 1976 г. - в
шести и с 1977 г. - в восьми.
Отечественное дзюдо вначале питалось
"кадрами" из борьбы самбо. Во всяком случае, до момента создания
Федерации дзюдо СССР (1972 г.) наши самбисты участвовали в соревнованиях
дзюдоистов на 11 первенствах Европы, двух чемпионатах мира и двух Олимпийских
играх. И только в 1973 г. был проведен первый чемпионат страны по дзюдо,
который затем стал традиционным. Дзюдо было включено в программы спартакиад
народов СССР, всесоюзных спартакиад школьников, всесоюзных игр молодежи.
В последние годы появилась женская борьба.
Сейчас регулярно проводятся чемпионаты мира по дзюдо, самбо и вольной борьбе
среди женщин.
Можно отметить, что в течение столетий занятия
борьбой связывались с высокими идеалами мужества, силы, выступающих на стороне
добра. Именно здесь кроются истоки непреходящей популярности борьбы с
древнейших времен до наших дней.
Причины популярности спортивной борьбы также в
ее естественности, доступности, эмоциональности, зрелищности, оздоровительной и
образовательной роли в воспитании молодежи. Эти причины стали залогом
возникновения и развития самобытных видов борьбы.
Заключение
борьба дзюдо стеночный бой
Праздничный и мирный характер состязаний
оказывался преобладающим, хотя не исключалась военно-прикладная роль борьбы
Многовековое культивирование самобытных видов
борьбы совершенствовало технику и тактику поединков, правила судейства и
систему соревнований Постепенно формировались особенности каждого вида
спортивной борьбы, выражающиеся в костюме борца, перечне разрешенных и
запрещенных действий, продолжительности поединка, условиях присуждения победы и
др.
Есть все основания считать, что тенденции
развития спортивной борьбы в мире не только закрепились, но и получили новые
дополнительные импульсы.
Борьба как вид спорта культивируется во многих
территориальных и ведомственных организациях и регламентируется
учебно-методической документацией, направляющей учебную и воспитательную работу
тренеров. Как комплекс учебных дисциплин борьба осваивается в средних
специальных и высших учебных заведениях, формирующих профессиональное
образование специалистов, которое регламентируется учебной документацией:
учебными планами, графиками прохождения учебных дисциплин, программами, книгами.
Кроме этого, территориальными и ведомственными федерациями по видам спортивной
борьбы проводятся краткосрочные семинары или курсы переподготовки судей и
тренеров.
Спортивная борьба как объект научных
исследований функционирует в научно-исследовательских и учебных заведениях. В
процессе этой деятельности формируются научный потенциал, предметное поле,
методология, методы, технология исследований и внедрения результатов
научно-исследовательской работы (НИР).
Список литературы
1. Борьба
самбо: Правила соревнований. - М. Физкультура и спорт, типография "Кр.
знамя" - 6-я тип. Трансжелдориздата, 1947.
2. Борьба
"Cамбо". Программа для спортивных секций коллективов физической
культуры. Утв. Всесоюзн. ком. по делам физ. культуре и спорта при Совете
Министров СССР 18/VI 1948. М.: Физкультура и спорт, типография Металлургиздата
в Мск., 1948.
. Волков
В.П. Курс самозащиты без оружия «САМБО». Учебное пособие для школ НКВД. Часть
1,2. - М.: Издательство школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД СССР,
1940. - 537 с.
. Гаткин
Е.Я. Самбо для начинающих. - М. Астрель, 2001.
. Гулевич
Д.И., Звягинцев Г.Н. Борьба самбо. - М., 2000.