Блочно-модульная технология на уроках истории
I.
Система
использования блочно – модульной технологии на уроках истории
1.
Сущность блочно-модульного обучения
« …
превратить деятельность ученика
в его
самодеятельность…»
К. Д.
Ушинский
Личностно-ориентированная
педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по - моему мнению,
должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого учителя, а
воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной
конечной целью образовательного процесса в школе. Установка на личностно-ориентированное
обучение привела меня к необходимости освоения блочно-модульной технологии.
Сущность блочно-
модульного обучения
Блочно-модульное обучение
является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология
известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и
изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе.
Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем
обучения:
• содержание обучения
должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные
блоки);
• учитель общается с
учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником
индивидуально;
• каждый учащийся
работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить
уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках
истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
1)
активизация
учебного процесса;
2)
повышение уровня
усвоения изучаемого материала;
3)
мотивация учения;
4)
развитие
способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5)
развитие навыков
сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат
– это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать
знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Модульное обучение даёт
возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения
рационализации.
Суть рационализации:
- индивидуализированное
содержание обучения;
- выбор учащимися путей и
темпа усвоения;
- возможность постоянной
коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного
обучения:
1)
модульности;
2)
выделение из
содержания обучения обособленных элементов;
3)
динамичности;
4)
паритетности;
5)
разносторонности
методического консультирования;
6)
осознанной перспективы;
7)
действенности и
оперативности знаний;
8)
гибкости.
Каждый ученик – активный
субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного
субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание,
планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое
развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от
информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей.
Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля.
Что такое модуль? Это
узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно
целое.
Каждый ученик – активный
субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция
полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы:
целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит
динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция
педагога – от информационно-контролирующей идёт к
консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью
модуля.
Что включает
в себя система действий учителя?
Главное – это разработка
модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа
состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым
модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь
ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ
выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели
соответствует один учебный элемент. В результате создается каскадом целей: КДЦ
– ИДЦ – ЧДЦ – УЭ.
Сочетание
концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной
деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные
преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее
положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость
изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы
уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение,
выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала
крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация
всего учебного процесса;
2. Постановка целей и
задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных,
наглядных методов;
4. Широкое вовлечение
учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ
контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в
способности ученика.
В каждом крупном блоке
тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) –
устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2 модуль (3-5 уроков) –
самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя
работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу
уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) –
повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) –
контроль знаний учащихся по всей теме.
Проводить модульные
уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая
предварительная работа.
Во-первых, я тщательно
прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности;
выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую
цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать,
уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно
определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав
время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбираю
дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а
также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.
Затем пишу методическое
пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве,
соответствующем количеству учеников в класс.
Методическое пособие для
учащихся – это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:
- целевой план действий
для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);
- содержание изучаемого
материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
- руководство по усвоению
материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы,
способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными
приемами самообразовательной работы);
- указатель количества
баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков,
полученных на уроке;
- блоки, в которых
учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны
между собой логическим построением, требуют практической тренировки в
формировании знаний, умений и навыков;
- самоконтроль за ходом
обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке,
согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от
сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
- рефлексия дает
возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности;
выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Общий план проведения
блочно- модульного урока
1) Тема модуля разбита на
семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом
отводится определенное время. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время,
отведенное уроку.
2) К каждому УЭ
поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала – графа
№2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала
(виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания
знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами
самообразовательной работы).
№УЭ,
время
|
Руководствопо
усвоению знаний
|
УЭ-
0
|
|
|
|
|
|
3) Уровень знаний по
каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале
или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться
избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый
ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на
доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому
УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.
4) В УЭ-0 – ставится
интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого
материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение
материала; 2) ориентация его использования на практике.
Здесь же в УЭ-0
проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы
направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную
ситуацию.
5) Перед изучением модуля
проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы
иметь информацию об уровне готовности учащихся.
6) Далее идет основной
этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
7) После завершения
работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень
усвоения темы модуля.
8) Последний этап –
подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация
о домашнем задании.
Самое сложное в школьной
жизни – это оценка. Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по
многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность, полноту, не является
базой для продолжения образования. Во-вторых, выставление отличной оценки за
любой удачный ответ или решение задачи лишает систему оценивания мотивирующей
функции, т.е не вызывает у школьника стремление больше знать и уметь, а оставляет
лишь желание получать как можно больше отличных отметок. В-третьих, отметка не
выполняет своей главной задачи: не отражает подлинных результатов обучения, не
определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика.
Следует помнить, что сегодня учащиеся получают новую информацию не только на
уроке, не только из учебника, но и из множества других источников. Современная
жизнь, школа требует от учащихся не простого изложения требуемого материала с
последующей оценкой приобретенных знаний, умений, навыков, а учета их
индивидуальных особенностей и способностей, степени активности на уроке,
количества затраченных усилий на подготовку. Я пытаюсь сделать оценку средством
развития и воспитания личности, стремлюсь к тому, чтобы система оценивания
обеспечила мотивацию деятельности школьника, и у каждого ученика был шанс
получить более высокую оценку. В том числе и за счет дополнительных усилий в
изучении предмета. Главной задачей является не как отследить результаты, а как
сделать обучение комфортным для любого ребенка, создать чувство успеха и этим
способствовать развитию личности, учитывая то, что в каждом ребенке заложены
определенные наклонности, следовательно, и способности. Для решения этой задачи
следует четко определить, что обязательно должен знать и уметь каждый школьник,
что выходит за рамки обязательного минимума. Это уже первый шаг к реализации
поставленной задачи. Требования к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) школьников
четко заложены Госстандартом. В Госстандарте заложены два критерия усвоения
ЗУН:
1) Обозначен минимум
знаний, умений и навыков с учетом возможностей каждого ребенка на удовлетворительную
оценку.
2) Даны требования
повышенного уровня, по которым ЗУН оценивается на «хорошо» и «отлично».
В своей педагогической
деятельности оценивая учащихся, ориентируюсь на уровень усвоения учебного
материала, разработанный Бариновой И.И.
1 ступень – усвоение знаний
|
1-й уровень – узнавание,
запоминание, воспроизведение
|
2 ступень – понимание
|
2-й уровень – пересказ текста
словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе
явлений, использовать полученные данные для определения следствия.
|
3ступень – понимание
|
3-й уровень – умение применять
ранее усвоенный материал в новых учебных условиях
|
4ступень – анализ
|
4-й уровень – умение расчленять
материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать
причины, следствия, взаимосвязи и т.д.)
|
5 ступень – синтез
|
5-й уровень – умение школьников
комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой
основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать
творческие сочинения. Решать проблемы.
|
6 ступень – оценка
|
6-й уровень – умение школьников
оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение
оценивать ответ товарища и свой ответ.
|
Считаю важным заранее
довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и
однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не
возникает обид и подозрений в пристрастности учителя.
Оценочный лист
Фамилия, имя
|
УЭ-1
|
УЭ-3
|
УЭ-4
|
УЭ-5
|
УЭ-6
|
УЭ-7
|
итог
|
оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контроль учителя
Работая на уроках по блочно-модульной
технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль
осуществляется постоянно:
• системный анализ урока;
• тематический (контроль
знаний ЗУН учащихся по блокам);
• итоговый контроль (по
результатам четвертей).
Для этого использую
разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие
работы.
Что же дает модульное
обучение?
Что же дает модульное
обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и
анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников,
включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось
анкетирование по вопросам:
• Что дают мне модульные
уроки?
• Отвлекаюсь ли я на
уроке?
• Хотели бы вы, чтобы так
работали все учителя?
97% учащихся одобрили
внедрение модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том,
на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном
итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная
работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности.
Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а
самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении
модуля. Ученики в анкетах пишут, что на модульных уроках они в большей степени
могут само реализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на
более высокий уровень обучения.
2. Опыт
работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания истории
Прежде, чем внедрить в
практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила
среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на
уроке.
Причины трудностей на
уроке
№
|
Что мешает
учиться лучше
|
2002–2003
|
2003–2004
|
1.
|
Недоступность
учебного материла
|
8
|
8
|
2.
|
Неумение
самостоятельно работать с книгой
|
5
|
4
|
3.
|
Отсутствие
приемов учебной деятельности
|
0
|
0
|
4.
|
Неверие в
свои силы
|
15
|
5.
|
Увлечение
другими делами
|
29
|
32
|
6.
|
Плохие
взаимоотношения с родителями
|
5
|
3
|
7.
|
Плохие
взаимоотношения с учителями
|
3
|
0
|
8.
|
Плохие домашние
условия
|
12
|
8
|
9.
|
Плохое
состояние здоровья
|
20
|
19
|
10.
|
Потеря
интереса к учению
|
7
|
6
|
11.
|
Плохие способности
|
12
|
11
|
12.
|
Плохие учебники
|
9
|
3
|
13
|
Низкая квалификация
учителей
|
0
|
0
|
14.
|
Оторванность
обучения от жизни
|
0
|
0
|
15.
|
Отсутствие
уважения в школе к учащимся
|
0
|
0
|
16.
|
Отсутствие
дружбы в классе
|
3
|
0
|
17.
|
Отсутствие
порядка в школе
|
0
|
0
|
18.
|
Собственная
лень
|
39
|
41
|
Проанализировав данные, с
целью повышения мотивационного аспекта в учении в 2004 году стала использовать блочно-
модульную технологию и отдельные её элементы.
В качестве опытного
«полигона» для апробации, я выбрала учащихся 9 классов. Перед началом запуска
проекта проанализировала качество знаний по истории в этом классе, уровень
овладения учащимися общеучебными умениями и навыками, а также специальными с
целью отслеживания динамики изменений.
Использование на занятиях
блочно-модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого
участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых
знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания, все это
отразилось на качестве преподавании истории в 9 классе.
Качество знаний, уровень
обученности учащихся 9 классов в 2003- 2004 году
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
44%
|
46 %
|
98%
|
51 %
|
100 %
|
Качество знаний, уровень
обученности учащихся с 2004 по 2007 год (9, 10, 11 классы)
Итоги 2004-2005
учебного года 9 класс
|
Итоги 2005-2006
учебного года 10 класс
|
Итоги 2006-2007 учебного года 11
класс
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
59 %
|
100 %
|
66 %
|
100%
|
67,4 %
|
100 %
|
Участие в предметных
олимпиадах по истории
Призовые места,
похвальные грамоты, отзывы на предметных олимпиадах по истории
Трудоустройство
выпускников 2007 года
Преподавание истории с
использованием блочно- модульной технологии и динамика роста качества знаний
Участие в районных,
областных, всероссийских конкурсах
Обобщение и распространение собственного педагогического
опыта
Опыт моей профессиональной деятельности был представлен:
- на школьной кафедре гуманитарных
наук;
- на районных заседаниях
МО учителей истории и обществознания;
- проведены открытые
уроки для учителей школы, района