развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение. Латиноамериканские НИС, в отличие от азиатских, осуществляли индустриализацию через замещение импорта внутренним производством. Как и в случае с экспортно-ориентированной моделью индустриализации, важную роль в реализации этой стратегии играло государство.
1.2 История возникновения НИС
Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.
Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:
размер ВВП на душу населения;
среднегодовые темпы его прироста;
удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%);
объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
объем прямых инвестиций за рубежом.
По некоторым показателям НИС зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах - 2%. Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию.
В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взаимоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия.
Экономическая стратегия Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С середины 70-х гг. Чили, Уругвай и Аргентина декларировали переход к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как результат, реформы в Чили были полууспешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках военно-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату национализированной собственности прежним владельцам и либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти.
Тяжелый экономический кризис Латинская Америка преодолела также в начале 80-х гг., что послужило толчком к перестройке национальных хозяйственно-технологических структур.
Еще один кризис наблюдался в 1998 году. Латинская Америка переживала сложный период комплексных структурных преобразований, для которых характерно нетрадиционное решение экономических, социальных, культурных проблем. Как отмечает журнал «Финансист», после 17 августа 1998 г. Бразилия оказалась на краю пропасти - она сохраняла положительные темпы прироста ВВП, но на фондовых рынках наблюдался настоящий обвал. В период сентябрь-ноябрь ей требовалось погасить около 200 млрд. долл. по внутренним долгам, при том, что падение доверия к развивающимся рынкам сильно сократило возможность рефинансирования долгов этого были повышены краткосрочные процентные ставки до 50% и отменены 15%-ные налоги на иностранные инвестиции. Все эти действия не остановили оттока капиталов - к концу октября золотовалютные резервы сократились до 41,6 млрд. долл. против 70,9 млрд. долл. в июле. Если Бразилия не сумеет до конца подавить кризис, то главным пострадавшим окажется США - главный кредитор Бразилии. В Латинской Америке шла смена цивилизационных ценностей, духовных ориентиров, что не прошло безболезненно.
Как показывает латиноамериканский опыт, сильнейшим тормозом к преобразованиям социально-экономического характера является наличие у той или иной страны крупного внешнего долга. Достигая критической суммы, он ограничивает свободу действий государства, выбора собственной стратегии развития. Сейчас свыше 10 стран региона не в состоянии вовремя уплачивать проценты по внешней задолженности.
Темпы экономического развития, как отмечалось выше, большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Именно это обстоятельство и обусловило их необычайно ускоренный рост.
Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран. Дело в том, что обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности НИС все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. НИС превратились в крупнейших экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры и т.д. При этом НИС удалось не только найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических стран.
В силу множества факторов НИС оказались в сфере особых экономических и политических интересов капиталистических стран, которые направляли в эти страны почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся государствам.
Быстрый рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережает основную массу развитых стран. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных государств.
Использование положительного опыта НИС, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированных на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.
2. Особенности экономического развития НИС
.1 Анализ экономики стран - «драконов» и «тигров», латиноамериканские страны
Как это было всегда на протяжении столетий и тысячелетий, развитие мировой истории, в том числе экономической, и в наше компьютерное время таит в себе много неожиданных повторов. Еще три-четыре десятилетия назад ни один «мозговой центр» не мог спрогнозировать беспрецедентно бурного развития группы стран Восточной и Юго-Восточной Азии, получивших за стремительный бросок к прогрессу поэтические названия «драконов» и «тигров».
Деление стран на «драконов» и «тигров» - чисто условное. К числу «драконов» относят страны Восточной Азии - Южную Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур и Китайскую Народную Республику, которую обычно называют «большим драконом». «Тигры» - это страны Юго-Восточной Азии: Малайзия, Таиланд, Индонезия, Бруней, Филиппины, Вьетнам, теперь в этом же ряду все чаще упоминают и Индию. Названия больше образные, единственное различие, на которое они указывают, - географическое. Стремительное, вслед за Японией, развитие этих стран несомненно войдет в историю человеческой цивилизации как свидетельство огромных возможностей народов, вставших на путь самостоятельного развития. Ныне же регион служит ярчайшим примером, призывом к действию для бывших колоний и полуколоний. Достижения «драконов» и «тигров» рельефно выделяются на фоне ухудшившегося положения большинства развивающихся стран.
Развитие этих стран служит наглядным подтверждением теории длинных волн выдающегося русского ученого Н.Д. Кондратьева, согласно которой научно-техническое развитие происходит волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. «Тигры» и «драконы» использовали достижения четвертой волны и активно «встраиваются» в новую, пятую по счету, волну научно-технического прогресса, которую переживает человечество.
Среди факторов, обеспечивающих успешное продвижение в индустриализации НИС Юго-Восточной Азии, существенную роль сыграли внешние условия, связанные с экспансией иностранного капитала. Статистика свидетельствует о том, что в течение долгих лет эти страны входили в зону наиболее активного проникновения иностранного капитала. При этом на географическое распределение инвестиций и их размеры заметное влияние оказывали политические мотивы. Так, например, особой благосклонностью США пользовались Южная Корея и Тайвань, оказавшиеся в сфере военно-стратегических интересов США и получившие за свою уступчивость в размещении военных объектов на территории этих стран несколько сот миллионов долларов в счет субсидий и займов.
Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии перешли на экономическую модель сбалансированного роста, которая предполагает: во-первых, последовательный переход в приоритетах развития от сельского хозяйства к легкой промышленности, а затем к тяжелой промышленности и, наконец, к точным технологиям; во-вторых, переход от трудоемкого к капиталоемкому, а затем к наукоемкому производству; в-третьих, переход от политики импортазамещения к политике экспортной экспансии; в-четвертых, стимулирование рыночных отношений на всех этапах реформирования экономики.
Для всех НИС характерны: довольно разнообразная отраслевая структура экономики; широкое распространение индустриальных форм труда; большой удельный вес в промышленном производстве средств производства; экспорт изделий обрабатывающей промышленности.
НИС принадлежит особая индустриальная ниша в международном разделении труда, она определяется выпуском отдельных изделий легкой промышленности, металлоемкой машиностроительной продукции, а также микроэлектронной аппаратуры ограниченного ассортимента по технологиям, уже получившим широкое распространение в постиндустриальных странах.
Внешнеэкономические связи «новых индустриальных стран» являются важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.
Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства.
Как было сказано выше, ведущей статьей экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. С 2000 по 2009 год доля готовых изделий в экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис, кукуруза, кофе).
Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования экономики. С 2000 по 2009 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. долл.
В отличие от других развивающихся государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.
Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия, прежде всего полуфабрикаты для филиалов ТНК и местных фирм, использующих иностранную технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса. Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны, где к середине 2000-х годов закупалось уже до 65% необходимых товаров.
Латиноамериканские НИС большую часть своих импортных потребностей, особенно в машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет США, азиатские - за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.
Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 2000-м годам составляла 27%.
В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.
Кроме того, активный процесс расширения внешнеэкономических связей НИС, их специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на структуре их ВВП: значительно увеличилась доля обрабатывающей промышленности, что несомненно указывает на рост благосостояния этих стран.
Успешному форсированному развитию новоиндустриальных экономик Восточной Азии помимо яркой выраженной экспортной ориентации способствовала политика поддержания высокой нормы накопления, а также высокая инвестиционная активность местных (банков, финансовых компаний) и иностранных вкладчиков капитала. Для азиатского образа мышления удачно подходит модель «летящих гусей», которую в 30-х годах предложил японский экономист Канаме Акамацу. Следуя именно этой модели, страны Юго-Восточной Азии добились столь впечатляющих успехов, что мир заговорил об «азиатском экономическом чуде». Но, если и есть какое-то «азиатское чудо», то оно заключается в том, что несколько стран, несмотря на наличие серьезных неблагоприятных моментов в общей политической и экономической обстановке, воспользовавшись ранним опытом Японии и опытом друг друга, после 60-х годов смогли создать благоприятную экономическую обстановку для выгодных частных инвестиций. Причем почти всегда при участии иностранных партнеров.
Поступления внушительных инвестиционных ресурсов извне были обусловлены не только геополитическими соображениями основных центров мирового экономического сообщества, но и привлекательностью стран региона в качестве получателей иностранных капиталовложений. Государства Восточной Азии, включая Китай, постепенно становились лидерами по удельному весу в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), оттягивая на себя не менее половины всех капиталовложений в развивающемся мире.
Восточноазиатские страны опережали в этом отношении и государства Латинской Америки, причем в 2000-х гг. - примерно вдвое. Но грянувший затем азиатский кризис способствовал выравниванию долевого участия двух конкурирующих регионов в мировом притоке ПИИ.
Поступавшие из-за рубежа финансовые ресурсы использовались странами Восточной Азии весьма эффективно. Приток иностранных вложений капитала в ссудной форме не способствовал здесь столь стремительному увеличению параметров внешней задолженности, как в латиноамериканском регионе, за исключением кризисного периода в Азии конца 2000-х годов.
Поднимаясь по ступеням социально-экономического прогресса, НИС начинают играть все более заметную роль в системе международного разделения труда (МРТ). Как известно, МРТ включает многие сферы хозяйственной деятельности. Одной из его важных сфер является международная торговля, которая обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между странами.
Место и роль НИС в международном разделении труда определяется всей совокупностью их реальных возможностей. Ориентация на внешний рынок азиатских НИС способствовала резкому увеличению их доли в мировом экспорте. Характерно, что доля машин и оборудования - наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле, в совокупном товарном и всем промышленном экспорте азиатских НИС - особенно быстрыми темпами росла в 80-е - начале 90-х годов.
Отмечая высокую динамику промышленного экспорта азиатских «новых индустриальных стран», следует указать, что экспорт традиционных товаров по-прежнему занимал важные, а по отдельным товарам, решающие позиции во внешнеторговом обороте.
Отличительной чертой экономической эволюции азиатских НИС является то, что они во все большей степени становятся интересными друг для друга. Преобладающая тенденция ориентации только на промышленно развитые страны Запада начинает дополняться поисками торгово-экономических партнеров в своем регионе и прилегающих субрегионах. Это не означает, однако, уменьшения внимания азиатских НИС к повышению конкурентоспособности своей продукции. В середине 2000-х годов в первой пятерке мира по конкурентоспособности своих товаров были Сингапур, Гонконг, Тайвань.
Одной из важнейших слагаемых формулы успеха НИС, и прежде всего азиатской модели, стала открытость во внешнеэкономической политике, что в свою очередь привело к созданию благоприятного инвестиционного климата. Так, к примеру, три восточноазиатские страны: Китай, Сингапур, Малайзия - получают больше иностранных инвестиций, чем любые другие страны. Заметно увеличился со второй половины 90-х годов приток иностранных инвестиций в латиноамериканские НИС. При этом большая часть инвестиций направляется как на создание новых предприятий, так и в приобретение - в рамках процесса приватизации - действующих компаний. Латиноамериканские страны, используя уроки финансовых кризисов в 90-е годы, как на своем континенте (Мексика, Аргентина), так в странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд и др.) пошли по пути использования административных и налоговых инструментов для ограничения доступа на фондовый рынок краткосрочного, спекулятивного иностранного капитала.
География вывоза капитала из «новых индустриальных стран» достаточно широка. Это прежде всего ведущие промышленно развитые страны, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, новые рынки капитала. Так, южнокорейские фирмы проводят целенаправленную экспортную экспансию в США. Вкладывая свой капитал в американскую экономику, южнокорейцы стремятся получить доступ к новейшим технологиям. Наращивают вывоз капитала и другие азиатские «драконы». Весьма заметен коммерческий интерес Тайваня к своему континентальному собрату - Китаю.
Гонконгские предприниматели создали в КНР более половины зарегистрированных в этой стране совместных предприятий.
В последние годы азиатские НИС начинают проявлять активность и на российском рынке товаров и инвестиций. Здесь в лидерах идут предприниматели Республики Корея. Активизация торгово-экономических связей как с НИС, так и с другими странами этого региона является важной стратегической задачей России.
Латиноамериканские НИС, и прежде всего Мексика, Бразилия, Аргентина, по мере достижения определенного «уровня насыщения» иностранным капиталом становятся своего рода посредниками между центрами мирового хозяйства и менее развитыми государствами региона, выполняя ту же роль, которую для них ранее сыграли промышленно развитые страны.
Процесс интернационализации движения капитала еще далек от завершения даже между развитыми странами, не говоря уже о развивающихся. Тем не менее на этом пути некоторые НИС уже сделали существенные шаги,
Успехи, достигнутые в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания внешнеэкономической экспансии этих стран достаточно благоприятны. В XXI веке они займут более высокие места в мировой экономической иерархии, продемонстрируют новые значительные результаты. По прогнозам Мирового банка в течение ближайших 10 лет средние доходы каждого жителя Земли будут ежегодно увеличиваться на 1,9%.
2.2 Страны БРИКС
Впервые аббревиатура БРИК прозвучала в ноябре 2001 года в докладе банка Goldman Sachs - аналитик Джим ОНил объединил в одном слове названия четырёх государств с наивысшими на тот момент темпами развития экономик: Бразилия, Россия, Индия и Китай. Вначале этот аналитический вывод представлял интерес только для игроков финансового рынка, использующих обоснованную прогнозную информацию для снижения инвестиционных рисков.
Символичной идеей БРИК заинтересовались политики. Инициатива исходила от России. Президент Владимир Путин предложил четырём странам найти точки соприкосновения и начать практическое сотрудничество.
Страны БРИК занимают 26% площади планеты. К 2010 году вклад БРИК в рост мировой экономики за последние несколько лет составил более 50%. В 2009 году на территории государств группы БРИК проживало 43,1% населения Земли, доля БРИК в мировом совокупном ВВП составляла 21,5%, в мировом товарообороте - 16,1%, в мировых военных расходах - 10,8%, в производстве традиционных видов энергии - 40,2%, в том числе 24,4% в добыче газа и 20,7% в добыче нефти. 36,3% мировых золотовалютных резервов принадлежало к 2010 году странам группы БРИК. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в 2009 году доля БРИК составляла 14,5% в общемировом экспорте товаров (из них на Китай приходилось 9,6%) и 8,4% - услуг (из них Китай - 3,8%).
В области международного разделения труда Бразилия известна как агропроизводитель, Россия - как ведущий поставщик природного сырья, Индия и Китай обладают большими резервами трудовых ресурсов. Согласно статистическим данным, крупнейшей экономикой БРИК в 2009 году был Китай (ВВП $5,7 трлн), самой малой - Россия (ВВП $1,2 трлн). Наибольший рост демонстрировала Индия (+10%), наименьший - Россия (+4%).Independent в начале 2011 года заявила, что европейским странам следует наконец уделить большее внимание рынкам БРИК. Согласно прогнозам ВБ, в 2011-2012 годах рост ВВП стран группы БРИК должен в разы превысить темпы роста развитых стран мира, при этом наименьшие темпы роста среди стран БРИК ожидаются в России.
Страны БРИК участвуют в различных блоках и партнёрствах. Так, Россия и Китай - партнёры в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Бразилия, Индия и Китай, вместе с ЮАР и Мексикой, - партнёры в рамках G5. Россия - участник G8. Все страны БРИК - участники G20. Бразилия - участник МЕРКОСУР (южноамериканский общий рынок). Но каждая страна БРИК имеет свой интерес и к сотрудничеству в четырёхстороннем формате.
Бразилия, легче других стран переживающая финансовый кризис (хотя спад производства там в 2009 году и стал рекордным за последние 18 лет), заинтересована в технологическом партнёрстве в области освоения космоса и ракетостроения. Планирует при помощи российских инвестиций развивать совместные предприятия, особенно инфраструктурные проекты. Для этого правительства двух стран готовы разработать и принять российско-бразильскую Конвенцию об избегании двойного налогообложения.
Россия заинтересована в развитии многополярного мира и установлении на планете коллективного лидерства ведущих государств. Россия заинтересована в расширении зарубежных рынков для экспорта зерна. Ожидается, что поддержка Бразилии, Индии и Китая облегчит России вступление в ВТО. Со всеми странами четвёрки Россия планирует более интенсивно развивать военно-техническое сотрудничество. В рамках ОДКБ Россия занимается формированием антинаркотического пояса безопасности вокруг Афганистана и хотела бы привлечь к этой работе страны группы БРИК. Рассчитывает Россия и на поддержку БРИК в вопросах положительного мирного развития ситуаций в Иране, Ливане, Палестине.
Индия заинтересована в поставках энергии, развитии нефтегазового сектора (добыча и переработка), партнёрстве с Россией в области атомной энергетики (АЭС в Куданкуламе). В сфере космического сотрудничества Россия и Индия разрабатывают российскую Глобальную спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС, планируют совместное использование Луны и пр.
Китай провозгласил полностью совпадающие с российскими стратегические цели сотрудничества в рамках БРИК: содействие скорейшему оживлению мировой экономики, реформа международной финансовой системы, в том числе реформа МВФ, Всемирного банка (ВБ) и мировой валютной системы, а также работа в направлении усиления глобальной продовольственной, энергетической и медицинской безопасности.
Россия, Индия и Китай находятся в одном регионе (АТР). Все четыре страны заинтересованы в развитии взаимного туризма. Индия и Бразилия заинтересованы в повышении своего статуса в Совбезе ООН, и для этого им необходима поддержка России. Сотрудничество по линии Юг-Юг (то есть между развивающимися странами) с начала XXI века поддерживает ООН. Все страны БРИК заинтересованы в налаживании финансового взаимодействия, в частности, в виде соглашений о взаимной торговле в национальных валютах.
Первой страной, получившей принципиальное согласие БРИК на присоединение, стала ЮАР. Это государство полностью разделяет принципы БРИК и заинтересована в развитии высоких технологий, космических исследований, ядерной энергетики, добычи полезных ископаемых, в культурном и туристическом обменах. Вступая в БРИК, ЮАР запланировала существенно улучшить внутреннее экономическое положение: достичь 5-7-процентного роста экономики, создать более 5 млн новых рабочих мест, сократить уровень безработицы с 25% в 2010 году до 15% в 2020 году.
С вступлением ЮАР в клуб БРИК (и его превращением, соответственно, в БРИКС/BRICS) участникам открывается рынок Африки с населением более 1 млрд человек. ВВП ЮАР - это треть совокупного ВВП Африки южнее Сахары. Для сравнения, в 2009 году ВВП России был больше ВВП ЮАР лишь в 4 раза. По мнению журнала Forbes, большим плюсом является 39-е место ЮАР в списке самых удобных для ведения бизнеса стран.
Страны клуба БРИКС стремятся к тому, чтобы стать аналогом стран «большой семёрки», «но только для развивающегося мира». В третьем мире неоднократно предпринимались попытки создания блока-противовеса развитым государствам - это происходило и десятилетия назад, происходит и сейчас.
Сейчас страны БРИКС уже согласовали свои позиции и создают «институциональную основу для полноценного блока». Впрочем, пока что политическое влияние БРИКС в мире не велико, однако у входящих в этот блок стран есть все шансы к 2050 году войти в число наиболее влиятельных государств мира.
Россия в БРИКС
Тон российских политиков в высказываниях о деятельности и перспективах России в рамках БРИК неизменно позитивен, но специалисты высказывают более осторожные суждения. Основной проблемой для России, по мнению учёных, является отсутствие чётко определённых взаимосвязей между национальной концепцией внешней политики и политическими целями государства в рамках БРИК.
По мнению главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Андрея Володина, к 2010 году политически Россия в БРИК была если не аутсайдером, то неопределившимся участником, и актуальной задачей для страны стало определение своих целей в БРИК и встраивание их в свою внешнеполитическую стратегию. Пока же лидерами сотрудничества и интеграции в рамках группы БРИК называют Китай и Бразилию, целенаправленно прилагающих усилия по диверсификации внешнеполитических связей.
У России самый высокий уровень ВВП на душу населения среди стран БРИК. В отличие от политической составляющей четырёхстороннего сотрудничества, в экономической сфере Россия в 2010 году, по мнению экспертов, стала лидером группы БРИК, вытеснив с первого места Индию. ВБ заявил, что в 2011 и 2012 годах экономику России ожидает рост, который мог бы быть более значительным, если бы России удалось ликвидировать чрезмерную зависимость экономики от сырьевого сектора.
В конце 2009 года ВБ в своём отчёте об исследовании влияния экономического развития Китая и Индии на Россию показал, что, во-первых, из-за сравнительно небольшого объёма потребления Индия и Китай не смогут оказать существенного влияния на российский экспорт, и во-вторых, обе эти богатые трудовыми ресурсами азиатские экономики снизят роль России в мировом экспорте промышленных товаров, за исключением продукции ресурсоёмких целлюлозно-бумажной и лесной отраслей.
Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин также полагает, что проблемой России в рамках экономической интеграции БРИК является отсутствие в стране избыточной рабочей силы, в отличие от экономик трёх других стран-участниц. В то же время, ВБ ожидает, что Индия сможет позитивно повлиять на российский агроэкспорт, а Китай - на доходы России от экспорта энергоресурсов, в первую очередь за счёт роста цен на них.
С точки зрения становления России в качестве мирового финансового центра, к концу 2010-х годов также было не всё благополучно. Сотрудник Института США и Канады Алексей Рей считал, что, если Россия не откажется от таких особенностей своей экономической модели как поддержка государством монополистических групп и ограниченность доступа международных финансовых корпораций к информации российских компаний, она вряд ли сможет претендовать на звание мирового финансового центра. Более того, в конце 2010 года инвестиционный интерес к России проявляли только 10% инвесторов, что в три раза меньше, чем к другим странам группы.
Опасения по поводу инвестиций в российскую экономику высказала и специализирующаяся на анализе деловых рисков британская компания Maplecroft, обратившая особое внимание инвесторов на «крайне высокие» политические риски в России. Анализ экономик БРИК по 40 различным параметрам рисков по итогам 2010 года расположил страны-участницы так: наиболее благоприятна для инвестиций Бразилия - 94-е место из 196, Китай - 62-е место, Индия - 26-е место. Россия, в 2009 году находящаяся на 15-м месте, в 2010 году переместилась на 10-е.
Но есть и оптимистично настроенные наблюдатели, склоняющиеся к тому, что Россия и после 2010 года останется экономическим лидером БРИК. Во-первых, 2010 год существенно увеличил вероятность вступления России в ВТО. Во-вторых, Россия получила право на проведение зимней Олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году, что придаст дополнительный импульс. В-третьих, крупный западный бизнес продолжает активно интересоваться крупным российским бизнесом. Всё это даёт экспертам основание ожидать притока крупных иностранных инвестиций в Россию.
Аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) в своём посвящённом будущему мировой экономики исследовании «Мир в 2050 году», выпущенном в феврале 2011 года, указали, что Россия уже в 2014 году обгонит Германию по объёму ВВП по паритету покупательной способности и войдёт в пятёрку крупнейших экономик мира. Согласно прогнозу PwC, там она будет оставаться при среднегодовом росте в 4% до 2037 года, после чего её обгонит Бразилия. Первым в этом рейтинге станет Китай.
Несколько лет целенаправленного и комплексного успешного развития взаимоотношений между четырьмя странами позволили экспертам сделать выводы о видимых перспективах изменения роли каждой из них в мире. В частности, геополитические перспективы России в рамках БРИК на рубеже 2000-2010-х годов видятся следующими:
1.Процесс формирования многополярного мира - одна из главных политических целей России - успешно развивается. Полюсами в ближайшее время станут не только развитые страны Запада, но и развивающиеся государства Азиатско-Тихоокеанского региона (Россия в их числе), Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
2.Становление России как нового мирового финансового центра невозможно или, по меньшей мере, маловероятно при существующих сегодня в стране особенностях политической, экономической и судебной систем, в частности, недопустимого уровня коррупции.
.Роль России в глобальном геополитическом раскладе может снизиться из-за преобладания сырьевой составляющей в структуре национального экспорта, в то время как от обладающих значительными трудовыми ресурсами экономик других стран группы БРИК специалисты без сомнений ожидают только роста.
.Существуют опасения, что Россия рано или поздно вынуждена будет выйти из группы БРИК из-за большой разницы в цивилизационном развитии с другими странами-участницами.
3. Неоиндустриализация России
.1 Место России в мировой экономике
новый страна индустриальный
Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер и происходит прежде всего за счет традиционной неконкурентоспособной продукции. Россия почти не производит современной и высококачественной конкурентоспособной продукции массового спроса гражданского, т.е. невоенного, назначения. Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.
Нельзя не сказать и о том, чтo на Западе часто называют «российской ментальной инвалидностью», - об отсутствии четкости и определенности в общественном сознании. Еще не став прочно на путь рыночных реформ и последовательной демократизации, Россия боится «оранжевых» и иных революций, влияния Запада и часто избирает путь изоляционизма, неприятия ценностей глобализации и европеизации. В этом отношении характерны оценки известного немецкого политического деятеля Отто Ламбсдорффа: «Российское общество само не решило, чего оно хочет, по какому пути желает идти. Так, сегодня в России существуют рядом друг с другом как самые прогрессивные, так и реакционные тенденции, рыночное хозяйство и государственная экономика, свобода и авторитаризм, прогресс и реакция. Используя старую терминологию, можно было бы сказать: в России в настоящее время царит единство противоположностей».
В связи с этим РФ и ее экономику ожидает немало трудностей и неопределенностей. Наиболее опасные из них могут быть связаны с обострением социального недовольства, а также с территориальными проблемами. Но в принципе у России есть все предпосылки не только для экономического роста, но и для экономического и социального процветания. И прежде всего это колоссальные людские, технологические, производственные и природные ресурсы: предприимчивые и образованные люди нового поколения, научно-технический потенциал в виде большой армии ученых, многочисленных НИИ и КБ, внушительного военно-промышленного комплекса, станочного парка и т.д. К этому следует также добавить финансовые ресурсы и проявленную в последние годы политическую волю к возрождению России.
Прогноз экономического развития России. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5%, промышленного производства - несколько меньше (4%). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. Напомню, что в своей программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6%.
Данный сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата. В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.
Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества.
Данный прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста ВВП равняются примерно 2,7%. Однако в 1990-е экономика Соединенных Штатов демонстрировала более высокие темпы, составлявшие порядка 4% в среднем в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001-2003 годах эти темпы заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8%. Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70% темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2%.
В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран - членов ЕС. На перспективу до 2015 года можно принять для Германии среднегодовой темп роста ВВП в размере до 2,6%, промышленного производства - 1,8%.
Во Франции долгосрочный «исторический» темп роста ВВП был ниже, чем в Германии и Соединенных Штатах. В последние годы, однако, Франции удалось несколько приблизиться к США по динамике этого показателя. Вместе с тем на перспективу до 2015-го, как мне представляется, вряд ли целесообразно исходить для этой страны из среднегодовых темпов роста ВВП и промышленности, превышающих соответственно 2,5 и 1,2%.
Весьма необычные и интересные вещи происходят с показателями экономического роста Великобритании. В течение многих десятилетий ее экономика развивалась заметно медленнее экономик других ведущих капиталистических стран. В Европе даже появился термин «английская болезнь». Однако после либеральных реформ Маргарет Тэтчер страна заметно ускорила свой экономический рост, и в 1980-е годы среднегодовой прирост ВВП Великобритании (2,7%) был выше, чем в Германии, Франции и США. В последние годы темпы роста экономики Великобритании замедлились и были ниже, нежели в Соединенных Штатах, но выше, чем в Германии, Италии, Франции и Японии. В западной прессе стали всерьез рассматривать перспективы того, что Великобритания обгонит Францию по объему ВВП. Но на период до 2015-го, думаю, можно исходить из среднегодовых темпов роста ВВП Великобритании в 2,4%, ее промышленного производства в 1,1%, т.е. не более высоких, чем во Франции.
Прогноз по главным странам Западной Европы позволяет сделать ориентировочные оценки возможных темпов роста ВВП и промышленности по всему Западно-Европейскому региону. Среднегодовой прирост ВВП Западной Европы до 2015 года составит порядка 2,5%, промышленного производства - 1,7%.
При этом, похоже, западноевропейская экономика будет расти до 2015-го несколько медленнее, чем американская. Экономические позиции Западной Европы после долгого периода их относительного усиления в последние два-три десятилетия стали ослабевать по сравнению с позициями США. Сегодня нет оснований полагать, что за ближайшее десятилетие эта тенденция изменится. В Соединенных Штатах более низкая норма налогообложения, ниже, чем в Западной Европе, норма накопления и норма безработицы, более высокая конкурентоспособность. США имеют более сильные позиции в области выпуска высокотехнологичной продукции, инновационной активности и инфраструктуры научно-технического прогресса, что будет в значительной мере определять экономический рост и лицо экономики любой развитой страны в начале ХХI века. Традиционно Соединенные Штаты превосходят Западную Европу по широте и риску предпринимательской активности.
Ориентировочное сопоставление ВВП и объемов промышленного производства во всех сравниваемых странах показывает, что к 2015 году Россия не достигнет тех соотношений по ВВП с США, которые она имела в 1913 году, но заметно приблизится к Германии и превзойдет Великобританию и Францию. Отставание от США будет значительным и сохранится надолго.
Доля России в мировом ВВП в 2000 году была равна всего 2,1%, (в 1913 году в современных границах - 6,2%), соотношение ВВП России к ВВП всего Западно-Европейского региона составляло в 2003-м году 12,5% (в 1913 году - 18%). В 2015 году доля России в мировом ВВП будет равна почти 3%, а соотношение ВВП России и всей Западной Европы составит порядка 17%. Доля России в мировом ВВП в 2015-м будет, как минимум, вдвое меньше, чем в 1913-м. Станет меньше доля нашей страны и в мировом промышленном производстве. По оценке ИМЭМО РАН, доля России в современных границах в мировом промышленном производстве в 1913 году была равна 8,9%, в 2000-м - 4,4%, в 2015 году она вряд ли намного превысит 5%, что заметно меньше, чем в 1913-м. Никогда еще за несколько последних столетий Россия не имела таких низких показателей по сравнению как с мировым ВВП, так и с ВВП ведущих стран Европы.
Таким образом, за более чем вековой период не повысится доля нашей страны в мировой экономике, ее важнейшие макроэкономические показатели не вырастут относительно уровня США. Тем не менее экономически Россия в перспективе неизбежно будет сильным государством, займет по размерам ВВП первое место в Европе и пятое-шестое место в мире.
3.2 Путь развития России - новая технологическая индустриализация
В России вследствие многолетнего «сырьевого перекоса» и зависимости экономики страны от нефтедолларов разразился масштабный кризис совокупного внутреннего спроса. Именно поэтому государственное руководство России сегодня подчеркивает необходимость перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационно-индустриальной.
В свое время экономика Советского Союза блестяще справилась с задачами первой фазы индустриализации. Электрификация всех видов машиностроительных производств и производительных сил была осуществлена в кратчайшие по историческим меркам сроки.
Примерно до 1970-х годов СССР являлся крупнейшим поставщиком технологий, машин и оборудования для электрификации других стран мира и прежде всего тех государств Азии и Африки, которые боролись за национальную независимость, за избавление от колониального гнета. Достаточно сказать, что Индия и Китай благодаря Советскому Союзу сумели в опережающем режиме провести электрификацию своей промышленности, создать с нуля многие виды промышленных производств: химических, металлургических, машиностроительных. Как раз благодаря выигрышу исторического времени и рациональной хозяйственной политике, полностью и жестко подчиненной общехозяйственным государственным интересам, Индия и Китай сумели уже на базе собственного индустриального потенциала включиться в решение задач неоиндустриализации - второй фазы индустриализации, становясь лидерами в освоении технологий автоматизации и производства технотронного уровня.
Российская промышленность в своих организационных формах и по техническому составу соответствует уже устаревшим технологическим укладам. В них представлены технологии уровня первой фазы индустриализации, в основном электромеханические. Процессы управления станками, сборки автомобилей, тракторов, холодильников, телевизоров, лифтов и других видов промышленной продукции здесь электрифицированы, но не автоматизированы.
Суть первой фазы индустриализации заключалась в электрификации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, социальной инфраструктуры. И главные задачи электрификации у нас в основном выполнены. Тем не менее ряд задач, все еще ждет своего практического решения. В их числе электрификация сельскохозяйственных машин, автомобильного, морского и речного транспорта. Следовательно, пока рано говорить о завершении даже первой фазы индустриализации. Однако индустриализация не оканчивается на электрификации рабочих мест, а продолжается их компьютеризацией и автоматизацией, вплоть до становления единой автоматизированной системы производительных машин, взаимно интегрированных микропроцессорными, или цифровыми технологиями. Таким образом, неоиндустриализация означает создание компьютеризованных и автоматизированных производительных сил, увязанных в единую автоматизированную систему машинного производства и распределения материальных и социальных благ. Если базисным продуктом электрификации является киловатт-час, то базисный продукт неоиндустриализации - микропроцессор. Соответственно готовность конкретной страны к неоиндустриальному этапу развития определяется наличием внутреннего производства микропроцессоров и микропроцессорной техники. Страна, которая обладает своим производством передовых микропроцессоров, подготовлена к масштабной неоиндустриализации во всех отношениях: научно-техническом, технологическом, инновационном, индустриальном, информационном, кадровом, организационном, системном.
Выходом для стран с переходной экономикой может стать только неоиндустриализация - полная скорейшая модернизация всех стратегически предприятий и изменение структуры экспорта с «сырьевой» на «промышленную», то есть производство у себя готовых товаров на основе западных технологий или, что более предпочтительно, на основе своих оригинальных технологий.
В попытке догнать страны-постиндустриалы, страны переходной экономики однозначно обречены на отставание. Только оригинальный путь неоиндустриальной модернизации может решить проблему отставания.
Это прекрасно понимает правительство РФ, которое встало на путь именно такой модернизации под руководством администрации Дмитрия Анатольевича Медведва, о чем свидетельствует большое количество его шагов, предпринятых с приходом к власти нового президента. Жаль, что далеко не все правительства СНГ оценили такой путь развития и, сознательно или по неведению, продолжают, в большинстве своем, превращать свои государства в новые колонии западного империализма.
Премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая 20 апреля 2011 года в Госдуме с отчетом о деятельности правительства, поставил перед Россией весьма амбициозную задачу - к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Для этого, по его мнению, необходимо начать новую индустриализацию страны.
В первой части своего выступления Владимир Путин уделил внимание макроэкономическим показателям. Он сообщил депутатам, что ВВП РФ в первом квартале 2011 года вырос на 4,4%. За 2010 год рост показателя составил 4%, а прогноз на 2011 год - 4,2%, прогноз по инфляции - не выше 6,5-7,5%.
Но при всем этом перед страной стоит весьма амбициозная задача - попасть к 2020 году в пятерку крупнейших экономик мира. Отметим, что именно в части производительности труда Россия сильно проигрывает.
На данный же момент, по словам Владимира Путина, необходима новая волна индустриального развития России. «Здесь вновь встает вопрос о характере нашего дальнейшего экономического роста. Убежден, нам необходимо запустить новую волну индустриального, технологического развития России, создать условия для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий», - сказал премьер, подчеркнув, что иных альтернатив нет.
И в этом направлении довольно неплохие результаты показывает судостроение. Путин рассказал, что оно показало рост почти на 8% в 2010 году. Портфель заказов превысил 100 судов. «Наша задача заключается в том, чтобы на территории России действовала вся технологическая, промышленная цепочка - от проведения НИР до НИОКР до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции», - добавил премьер. По его мнению, необходимо сконцентрироваться на строительстве ледоколов, высокотехнологичных судов различного назначения, буровых платформ. Рост производства машиностроения в целом составил 25% в 2010 году.
Путин выразил убеждение в том, что оборонно-промышленный комплекс РФ может давать конкурентоспособное оружие российской армии. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что современное оружие Вооруженным силам РФ должен поставлять российский оборонно-промышленный комплекс, подчеркнув, что средства оборонного бюджета страны не должны уходить за рубеж.
Также прорыв намечается и в строительстве гражданских ракет-носителей.
Что же касается топливно-энергетического комплекса, то его участники, по словам премьера, инвестируют в развитие 8,5 трлн рублей в ближайшие три года. Из этой суммы на современное оборудование будет направлено 3,2 трлн рублей. «Вот где источник инноваций», - отметил Путин. «Настоящий прорыв должен быть обеспечен в топливно-энергетическом комплексе. Причем, прорыв - именно качественный, основанный на росте эффективности, на глубокой переработке сырья», - подчеркнул он.
Что касается добычи, то Путин сообщил, что Россия впервые вышла на уровень добычи нефти в 505 млн. тонн в год. По его словам, это «полка», на которой надо держаться долго.
Особое внимание должно быть уделено инфраструктуре. По словам премьера, к 2020 году в России будут модернизированы все федеральные трассы.
По его словам, от отдельных строительных проектов будет сделан шаг планомерному развитию дорог по всей стране. В общей сложности, по словам премьера, расходы на дорожное строительство в 2011 году превысят 700 млрд рублей, что на 40% больше, чем в 2010 году. На развитие российских аэропортов до 2015 года будет направлено более 300 млрд рублей.
Премьер-министр Владимир Путин обозначил путь развития России - новая технологическая индустриализация. Это единственно верный путь для страны, однако, пока непонятно, каким образом эта модернизация будет достигнута, за счет чего планируется провести индустриализацию»
Путин заявил о необходимости создания условий для притока долгосрочных, «умных» инвестиций и передовых технологий. Создать в России цельную цепочку технологического и промышленного производства - от проведения НИР и НИОКР до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции. Следует также укрепить потенциал в сильных для страны отраслях: оборонная промышленность, атомная отрасль, ракетостроение и судостроение.
Необходимо использовать высокие цены на нефть для того, чтобы создать новую модель экономики, которая будет меньше зависеть от цен на нефть. Надо делать «ставку на внутренний, несырьевой сектор экономики», заявил Владимир Путин.
Премьер также подчеркнул, что сама экономика должна сформировать спрос на квалифицированные кадры, в том числе инженеров. Надо стремиться найти новые резервы роста. Путин наметил создание новой инфраструктурной базы, назвав 2011 год - годом больших строек, когда будут реализованы крупные транспортные и энергетические проекты. При этом он подчеркнул, что Россия ни в коем случае не откажется от социальных обязательств.
Несмотря на заявленный путь на новую индустриализацию, пока не видны созданные предпосылки для начала этого пути. Путь на индустриализацию - это правильный путь, так как России необходимо модернизировать вырабатывающую промышленность. С другой стороны, пока непонятно, каким образом эта модернизация будет достигнута, за счет чего планируется провести индустриализацию.
В условиях высоких цен на нефть нет никакого стимула для модернизации промышленности. Кроме того, сохраняется высокая налоговая нагрузка на промышленные предприятия. При объявлении курса на индустриализацию необходимо снизить ее как минимум для технологичных и наукоемких предприятий.
Новая индустриализация невозможна без развития инфраструктуры - дорожной, электроэнергетической, газовой и прочей. Однако приоритетом бюджета на ближайшие годы являются военные и социальные расходы. Тогда как бюджет должен внести свой вклад и в обустройство инфраструктуры, потому что кроме государства вряд ли это кто-то еще сделает.
Надо увеличить приток инвестиций, которые в первую очередь следует направлять на развитие инфраструктуры. Еще одной важной проблемой является отсутствие конкурентной экономики. В высокомонополизированной неконкурентной экономике стимулов для инвестиций у частного капитала нет. Не будет достаточных инвестиций - не будет никакой индустриализации.
России необходима новая экономическая идея, которая приведет к реальному повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее устойчивому развитию в будущем.
В отличие от других стран российская экономика не просто не развивалась, она деградировала. Фактически, сделав основой экономической политики монетаризм образца XVIII века, за годы реформ мы вернулись в доиндустриальную эпоху. Сегодня наша экономика не просто сырьевая, она отягощена рядом наследственных патологий, снижающих ее конкурентоспособность.
Российские власти в течение многих лет демонстрируют неспособность сформулировать эффективную экономическую политику. Политические заявления об инновационном рывке не только основаны на ошибочных представлениях о современной экономике, но и не подкреплены реальными действиями.
Определение инноваций исключительно как продукта научной деятельности формирует искаженное представление о роли знаний в современной экономике. Следствием этого является примитивно-вульгарное восприятие инновационной экономики, доминирующее в российском общественном сознании.
Новая индустриализация может стать эффективной альтернативой существующей экономической политике, которая позволит создать в России высокопроизводительную и конкурентоспособную экономику, основанную на реальных ценностях и обладающую высоким инновационным потенциалом.
Недостатки российской экономики, которые снижают ее конкурентоспособность, давно и хорошо известны. В первую очередь это зависимость от сырьевой конъюнктуры и низкая степень диверсификации. Во-вторых, это традиционно низкий уровень производительности. В-третьих, чрезвычайно высокий уровень концентрации экономики, вследствие чего повышаются риски, снижается гибкость и динамичность корпораций, порождаются иждивенческие настроения в зависимых обществах и снижается предпринимательская активность. К сожалению, речь идет не столько об отраслях, для которых эффект масштаба действительно критичен. Руководствуясь примитивным представлением о том, что большое - это всегда лучше, правительство настойчиво продолжает плодить мегахолдинги. Нередко инициатива появления новой госкорпорации является просто попыткой создания очередного «золотого кресла» для хорошего человека.
На сегодняшний день нужно решить 2 первоочередные задачи. Во-первых, обеспечить существенно повышение эффективности того, что имеем. Во-вторых, любыми методами добиться перенесения того, что не имеем, то есть заимствование новых технологий у других стран. Главное, на мой взгляд, надо выжимать больше эффективности их тех ресурсов, которыми мы располагаем. Это касается не интернета, не инноваций, а сугубо промышленности.
В современных условиях нельзя жить за счет только разработки технологий, так как без их индустриальной материализации не будет даже тех доходов, которые пока обеспечивает экспорт нефти и газа. И именно поэтому надо заниматься новой индустриализацией, развивать промышленный сектор, иначе в будущем станет тяжело. России нужно выживать как единому целому, стремится к тому, чтобы наша продукция была известна во всем мире и ее покупали.
Заключение
Я выбрала тему новые индустриальные страны в мировой экономике, так как считаю, что эта тема является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день.
Эти страны заняли особое место среди развитых стран мира. Ещё недавно они имели экономику, типичную для развивающихся стран. НИС отличаются от других стран сравнительно высоким уровнем ВВП на душу населения, распространением индустриальных форм труда, относительно развитой отраслевой структурой экономики, экспортом изделий обрабатывающей промышленности, дешевизной рабочей силы. Рыночные отношения достигли здесь заметно более высокой степени зрелости, чем в развивающихся странах.
К новым индустриальным странам относятся: ряд стран Латинской Америки, такие как - Аргентина, Бразилия, Мексика, приблизившиеся по многим показателям к странам высокого и среднего уровня экономического развития. В этих странах вырос объем промышленного производства и его доля в национальном доходе. Также Страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган), вошедший в состав Китая, и Южная Корея. Здесь интенсивно развивается обрабатывающая промышленность. В настоящее время по экспорту продукции эти страны занимают ведущие позиции среди развивающихся стран.
По современному уровню экономического и промышленного развития наиболее развитых из новых индустриальных стран - Республика Корея, Аргентина, Мексика, Сингапур - вплотную приблизились к промышленно развитым странам и находятся на одном уровне с такими европейскими государствами, как Испания, Португалия, Греция.
Также я посчитала необходимым выделить на фоне индустриализации Россию. Несомненно, Россия имеет все предпосылки для того чтобы стать индустриальной страной - квалифицированные кадры, сохранившийся производственный потенциал, богатейшие природные ресурсы всех видов и обширная территория. Для становления на путь неоиндустриализация России следует лишь изменить приоритеты и действовать.
На мой взгляд, новые индустриальные страны - это будущие страны-лидеры мирового рынка. Потому что они очень быстро набирают силы, и в скором будущем они смогут вытеснить многие страны-лидеры и встать на их место.
Список источников
1)Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. Гл. 13.2: Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели «новых индустриальных стран». С. 256
)Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. Гл. 13.1.: Характеристика экономической модели «новых индустриальных стран». С. 256
)Агаев, В. Справка: Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Deutsche Welle (15 апреля 2010 года).
)Андрианов В.Л. «Новые индустриальные страны» в мировом капиталистическом хозяйстве. - М., 1989.
)Ватутин, А. БРИК: впереди планеты всей. РГРК «Голос России» (13 января 2011 года).
6)Володин, А. БРИК - иллюзия или реальность. «Открытая экономика» (19 декабря 2009 года).
)Гладков И.С. Особенности экономической эволюции новых индустриальных стран (на примере стран Восточной Азии). - М., 2001.
)Иноземцев В. Будущее России - в новой индустриализации // Экономист. 2010. №11. С. 3-12.
)Орлов, А. БРИК как мировая реальность. МГИМО (29 января 2010 года).
)Россия вырвалась в лидеры БРИК. CNN (10 декабря 2010 года).
11)Сергеев П. Перетягивание каната, Или новые индустриальные страны как феномен в современной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. №8, 2003, С. 26-32.