потребители новейших моделей не могут и не хотят ремонтировать их сами, стараясь избежать дополнительных затрат на специализированное оборудование и обучение ремонтников.
На сегодняшний день российский рынок услуг автосервиса находится на стадии развития. В первую очередь на его развитие влияет растущий большими темпами отечественный рынок автомобилей, который является одним из наиболее перспективных в Европе и имеет шансы через несколько лет выйти на лидирующие позиции.
В России пока существует только одна сеть автосервисов федерального масштаба, хотя данный вид услуг с каждым становятся все более востребованными, а число автомобилей в России стремительно растёт.
Рынок технического обслуживания автомобилей в России четко структурирован по вертикали и имеет три уровня:
. Авторизированные (дилерские) центры
. Независимые центры (одиночные и сетевые)
. Индивидуальные мастерские.
На сегодняшний день в России лишь 10% рынка занимают авторизованные сервисы, остальное приходится на долю частных автомастерских. В то время как в Европе доля авторизованных тех центров достигает 80%.
Преимуществом таких автосервисов является тесное сотрудничество с производителями, что отражается на качестве работ. Ведь авторизированные сервисы получают информацию о машине, технологиях ремонта, а также автозапчасти непосредственно от производителей. Более того, представительства производителей также контролируют размер сервисных площадей, оборудование и уровень квалификации персонала - это и многое другое прописано в проверочном листе.
В результате большинство клиентов автосервиса после окончания гарантийного обслуживания автомобиля (2-3 года) уходят в независимые автосервисы.
Сегмент независимых автосервисов является наиболее многочисленным и подразделяется на одиночные и сетевые автосервисы. Однако представлен, в основном, одиночными центрами, рассчитанными на несколько машиномест. Хотя эти центры не имеют поддержки со стороны производителей, тем не менее, они оказывают тот же спектр услуг, что и авторизированные автосервисы.
Основным преимуществом независимых центров является гибкая ценовая политика. В целом, независимые автосервисы отличаются от авторизированных гораздо большей гибкостью, так как они не связаны соглашениями с производителями. Сектор независимых автосервисов отличает и более острая конкуренция, что, безусловно, сказывается и на ценах, которые здесь на треть дешевле.
Основной проблемой независимых центров является недостаток квалифицированного персонала и отсутствие доступа к технической документации. Однако эти проблемы вполне разрешимы: персонал можно переманить, а информация имеет свойство бесконтрольно распространяться.
Всё это способствует тому, что автолюбители предпочитают обслуживаться именно в независимых автосервисах.
В настоящее время в России действует лишь одна крупная сеть независимых автосервисов - Bosh Service (порядка 50 центров по России). Тогда как в Европе рынок поделен примерно поровну между авторизованными сервисами и независимыми сетями.
Одним из положительных примеров специализации сервисов можно назвать компанию Great American, которая открыла несколько филиалов,
ориентированных на женщин-водителей. Подобная идея объясняется тем, что согласно исследованиям, а США женщины чаще обращаются в сервис для ремонта автомобилей.
В сегменте индивидуальных мастерских работают местные гаражные мастера, обслуживающие, в основном, технически несложные «Жигули» и «Москвичи». Но, по мнению всех участников Рынка, такие индивидуалы в скором будущем должны уйти с Рынка, а на их смену придут качественные автомастерские.
Главным преимуществом таких мастерских является очень низкая цена, а недостатком - нелегальный характер бизнеса, слабая техническая оснащенность и отсутствие документального подтверждения соответствия оказываемых услуг стандартам качества.
Учитывая полулегальный характер деятельности таких мастерских (т.к. работа официально либо не выгодна, либо не возможна), можно предположить, что в недалеком будущем данный вид сервисов будет занимать незначительную долю рынка и, в основном, поддерживать техническое состояние стареющего парка отечественных автомобилей, т.к. по прогнозам, российский рынок автомобилей будет практически полностью поглощен иностранными производителями.
Основываясь на стоимости нормо-часа работ, можно выделить 3 ценовых сегмента среди существующих на российском рынке автосервисов (см. табл. 1).
Таблица 1 - Классификация существующих на российском рынке автосервисов по ценовому уровню
Ценовой уровеньВерхнийСреднийНижнийХарактер автосервисаАвторизованные сервисные центры автоконцерновНезависимые станции технического облуживания«Гаражные» мастерскиеСтоимость нормо-часа работМинимум 1400 руб.В среднем 1000 руб.В среднем 600 руб.
Помимо уровня цен сегментировать все автосервисы можно и по специализации. Выделяют следующие автосервисы:
-универсальные автосервисы;
-специализированные на отечественных автомобилях;
-специализированные на иностранных автомобилях.
Большинство автосервисов Череповца - 68% по оценкам позиционируют себя как универсальные, то есть они способны оказать техпомощь легковым машинам всех марок. На иномарках специализируются только 7% станций техобслуживания, на отечественных моделях - 25%.
В таблице 2 представим структуру череповецкого рынка автосервисов в разрезе специализации и уровня цен.
Тип уровень / Ценовой уровеньВерхнийСреднийНижнийУниверсальные автосалоны28%45%27%Специализированные на отечественных автомобилях11%31%58%Специализированные на импортных автомобилях64%26%10%
Как видно из данных таблицы, среди универсальных салонов наиболее многочисленными являются салона среднего уровня. Среди автосалонов, которые специализируются на отечественных автомобилях, преобладают фирмы, работающие в нижнем ценовом сегменте, а среди специализирующихся на импортных, напротив, в верхнем.
В России сейчас более 7 500 официально зарегистрированных автосервисов.
По данным 2010 года средний оборот одного автосервиса составляет:
-в авторизированных центрах - около 5 000 тыс. в месяц
-в независимых автосервисах - около 2 000 тыс. в месяц
-в индивидуальных мастерских - около 350 тыс. в месяц
Следовательно, можно предположить, что объем российского рынка автосервисных услуг составляет около 200 млрд. в год. Если же учитывать и финансовые показатели нелицензированных частных мастеров, оказывающих услуги по ремонту автомобилей практически в своих собственных гаражах, то объем рынка составляет 280 млрд.
В период с 2006 по 2009 год темпы роста рынка в денежном выражении находились на уровне 20% . В 2010 году темы роста рынка замедлились, но незначительно: по оценкам экспертов прошедший год рынок автосервисных услуг закончил с приростом в 12% [14].
Темпы роста численности автосервисных компаний не представляется возможным. Очевидно, что существующее количество автосервисов не удовлетворяет все возрастающие потребности: по оценкам департамента машиностроения Минпромнауки России к 2012 году количество автомашин в России возрастет до 34 млн.
Авторизированных сервисов в России пока немного, также как и их клиентов, причиной подобной ситуации являются очень высокие цены на услуги. В результате говорить о какой-то серьезной конкуренции внутри этого сегмента не приходится.
Наиболее остро вопрос конкуренции стоит именно в сегменте независимых автосервисов, где все пока еще пребывает достаточно в анархическом состоянии. Брендов в данном сегменте, как и на Рынке в целом, нет, чему виной, в том числе и практически отсутствие сетей автотехцентров.
За последние годы сеть автосервисов г. Череповца претерпела значительные изменения. По данным Госкомстата Вологодской области, объем технического обслуживания и ремонта транспортных средств государственными и муниципальными предприятиями сократился с 2% в 2000 году до 0,1% в 2008 году, т.е. сфера автосервиса полностью находится в негосударственной собственности. Также необходимо отметить на ежегодный рост автомобильного парка г. Череповце: количество легковых автомобилей в городе в 2009 году преодолело рекордный барьер - 100 тыс. штук. Таким образом, город почти достиг столичного уровня насыщения транспортом в расчете на душу населения.
Достоверные оценки объема череповецкого рынка автосервисных услуг отсутствуют, однако приблизительно объем рынка можно определить исходя из следующих параметров:
-количество легковых автомобилей по состоянию на 01.01.2011 г. - 105 759 штук;
-коэффициент использования имеющихся в собственности автомобилей - 0,85 (т.е. примерно 15% от общего числа автомобилей не эксплуатируются своими владельцами);
-среднегодовые расходы на эксплуатацию автомобиля (по результатам тестов специализированных автомобильных изданий) - 2200 руб.
В результате емкость череповецкого рынка автосервисных услуг можно оценить следующим образом:
759 х 0,85 х 2 200 = 197 769 330 руб.
Таким образом, потенциальная емкость череповецкого рынка автосервисных услуг составляет почти 200 млн.руб. При этом с учетом тенденции увеличения автомобильного парка и повышения в нем доли современных иномарок, которые требуют технического обслуживания у высококвалифицированных специалистов, у рынка существуют значительные перспективы для дальнейшего увеличения емкости.
Применительно к рынку автосервисных услуг наиболее приемлемой, на наш взгляд, являются следующие базовые стратегии конкуренции:
-стратегия снижения себестоимости продукции (услуг);
-дифференциация продукции (услуг);
-сегментирование рынка;
-стратегия немедленного реагирования на потребности рынка;
-стратегия внедрения новшеств.
Для ООО «Автомания24» планируется использовать стратегию дифференциации услуг, которая предполагает сосредоточение усилий на выявлении мотивов приобретения услуг потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и качественного удовлетворения специфических потребностей. В частности, ООО «Автомания24» планирует предложить каждой группе своих клиентов отдельный подход к организации технического обслуживания.
Важной составляющей успеха ООО «Автомания24» должна стать активная политика в области продвижения услуг фирмы.
Часть рекламных расходов фирмы будет носить единовременный характер, например, создание веб-страницы и изготовление наружной рекламы, остальные рекламные расходы будут носить регулярный характер.
В таблице 8 представим смету затрат на создание сайта ООО «Автомания24» на основе предварительных переговоров с компанией «Интермедиа».
Таблица 8 - Смета затрат на создание ООО «Автомания24»
ЭтапыСтоимость, тыс.руб.Разработка аналитической концепции и структуры сайта, проектной документации, определение семантического ядра сайта5Разработка, корректировка и утверждение дизайн-макетов будущего сайта7Разработка технического прототипа сайта6Разработка бизнес-логики сайта, структуры базы данных4Создание структуры сайта, детальная настройка сервисов и рубрик12Тестирование2Оптимизация сайта для поисковых систем2Первичное продвижение: регистрация сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах, наращивание ссылочного окружения2Итого40
Таким образом, согласно смете, единовременные затраты на создание сайта в Интернете составят 40 тыс.руб.
Текущие затраты ООО «Автомания24», связанные с обслуживанием сайта, будут включать в себя затраты на размещение сайта на сервере (хостинг), информационное <http://www.morizo.ru/services/maintenance/> и маркетинговое <http://www.morizo.ru/services/marketing/> сопровождение, а также контекстную рекламу.
Информационным и маркетинговым сопровождением сайта будет заниматься специалист компании «Интермедиа». Стоимость данных услуг составит 2 тыс.руб. ежемесячно.
Предварительный бюджет рекламной кампании ООО «Автомания24» представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Рекламный бюджет ООО «Автомания24» В тысячах рублей
Рекламное средствоКол-воСтоим. един.Стоим. всегоЕдиновременные затратыСоздание веб-страницы14040Изготовление и монтаж вывески12828Изготовление и установка штендера11616Итого--84Текущие годовые затратыРекламные объявления в газете «Спутник Череповца»52 (еженедельно)0,526Рекламные объявления в газете «Бизнес-Информ»52 (еженедельно)0,420,8