Историческое наследие Экибастузского региона
Историческое наследие Экибастузского региона
Сколько лет Экибастузу?
Сама постановка такого вопроса может показаться странной. Мы совершенно точно знаем, что Экибастуз стал городом 50 лет тому назад, именно эту дату и отмечаем. А образование постоянного поселения, поселка с таким же названием, относится к 1898 году. Это также зафиксировано в документах. Но поскольку все мы патриоты своего города то, конечно, хотелось бы, чтобы письменная история Экибастуза велась именно с этого года и, соответственно ему, отмечались бы и праздничные даты.
Но если пойти по такому пути, то нам пришлось бы углубиться в незапамятные времена. Первые люди поселились на территории города много тысяч лет тому назад. Об этом говорят данные археологических исследований, проведенных за последние десятилетия. Причем, они подтверждают тот факт, что вся окрестная территория была заселена густо и жизнь здесь не прерывалась на протяжении многих тысячелетий. Стоянки людей каменного века и орудия их труда найдены непосредственно в черте нынешнего города: возле старого лесопитомника, у телевизионной вышки, на засыпанном ныне ручье возле гаражей энергостроителей, за железнодорожной станцией. Такие стоянки с разнообразными предметами быта открыты на озерах Туз и Ащиколь, возле нашего питьевого водохранилища, на западной окраине дачной зоны, по ручью Елемес и в других местах в окрестностях города. Здесь расположены десятки курганов, в которых захоронены люди, жившие в те далекие времена. А в районе Старого Экибастуза, по берегам одноименного озера, открыты стоянки и поселения людей каменного и бронзового веков, места обитания первых кочевых племен. По количеству таких вот древностей редкий город в нашей республике может сравниться с Экибастузом.
В 1987 году по заявке Павлодарского историко-краеведческого музея в наших местах работали карагандинские археологи Игорь Рудковский и Александр Чиндин. Они описали более 80 древних памятников, которые относятся к каменному, бронзовому и раннему железному векам в истории человечества. Памятников, расположенных как на территории города, так и в его окрестностях. И вот их выводы: «Что касается Экибастуза, то можно говорить о том, что уже 200 тысяч лет тому назад здесь жил человек». В науке этот период называется палеолитом - древним каменным веком. Этот вывод ученые сделали на основе изучения найденных на стоянках и поселениях находок - изделий из камня.
В следующем, 1988 году в районе старого Экибастуза работала археологическая экспедиция из Целинограда во главе с известным в республике ученым В.С. Волошиным. Археологи выявили долговременные стоянки первобытного человека, места добычи поделочного камня, в основном кварцита высокого качества, своеобразные мастерские, где изготовляли такие орудия как топоры и рубила, скребки, наконечники копий и дротиков и другие. А вот заключение, сделанное учеными: «Установлено, что первоначальное заселение памятника Экибастуз человеком произошло около 300 тысяч лет назад, в нижнем палеолите. Это едва ли не самые древние следы человека в Центральном Казахстане. С тех пор памятник неоднократно обживался первобытным человеком. На самых поздних этапах (20 - 8 тыс. лет назад) наблюдается определенная преемственность в развитии каменной индустрии, что дает возможность говорить о сложившейся здесь древней культуре».
В те же восьмидесятые годы на Старом Экибастузе работала археологическая экспедиция в составе целиноградских ученых В.С. Волошина, В.В. Лысенко и павлодарского археолога В.К. Мерца. Они раскопали там несколько стоянок, собрали тысячи орудий, которыми пользовался древний человек, изучили их и получили подтверждение сделанным ранее выводам о глубокой древности заселения нашей территории человеком. Особенно интересно то, что ученые еще раз убедились в том, что люди жили на территории города непрерывно, в разные эпохи: древнего каменного века - палеолита, среднего - мезолита и нового - неолита, а также в эпоху, называемую бронзовым веком. Жизнь здесь не прерывалась и в средние века, в пору кочевников, не говоря уже о более позднем времени, когда эти места заселили нынешние коренные жители - казахи.
Возраст одной из исследованных в последнее время стоянок определен учеными примерно в 100 тысяч лет, другой в 12 тысяч лет от наших дней. Древность, которую трудно даже представить.
Памятники Старого Экибастуза, а также другие, расположенные в окрестностях города, много лет изучает наш археолог Виктор Мерц. Сейчас он занимает должность директора Центра археологических исследований ПГУ им. С. Торайгырова. В результате долголетних исследований наших древностей Виктор Карлович пришел к выводу, что Экибастуз с полным правом можно называть древнейшим индустриальным центром не только Казахстана, но и всей Западной Сибири. На всем этом пространстве больше нигде нет таких богатых на инвентарь стоянок. Дело в том, говорит ученый, что именно у нас, в районе Старого Экибастуза, имеются богатейшие залежи поделочного камня, прежде всего кварцита высокого качества. Отсюда это сырье в виде заготовок орудий расходилось по всему Прииртышью, Кулундинской равнине и другим регионам. Населявшие наши места племена обменивали это сырье на другие нужные им товары. Волошин, Мерц и другие археологи открыли добрый десяток относительно неглубоких шахт, в которых древние добывали каменное сырье. Первичную его обработку производили здесь же. Не случайно только на одной из стоянок было найдено около 10 тысяч разных предметов - рубил и наконечников копий и дротиков, стрел, скребки и мотыги, а также другие орудия, которыми пользовались древние люди для охоты и других хозяйственных целей.
Таких центров древней индустрии очень мало не только на территории Казахстана, но и всего бывшего Советского Союза, считают археологи. Что касается древности найденных орудий труда, то, изучая их на протяжении многих лет, Виктор Мерц полагает, что первые люди пришли в наши места в самом начале древнего каменного века - палеолита. По времени тот период отстоит от наших дней более чем на триста, а то и четыреста тысяч лет.
Вот такую дату дают нам археологи в ответ на вопрос о времени заселения людьми Экибастуза и его окрестностей.
экибастуз город археологический культурный
Из истории нашего края: «И назвали его Экибастуз»
В связи с 50 - летием города в широких кругах общественности возрос интерес к его истории и происхождении самого названия. Достаточно сказать, что школьники и студенты в последнее время все чаще обращаются в библиотеки города в поисках материалов краеведческого характера. Этот факт подтвердили работники центральной городской библиотеки. Они учли этот интерес и собрали довольно много материалов такого рода. Это, в частности, статьи, опубликованные в разные годы в периодических изданиях. Но, как всегда бывает, сколько людей - столько и мнений. Так что довольно часто один и тот же факт интерпретирован по разному, а порой они просто противоречат друг другу. Это касается и происхождения самого названия нашего города. Так что есть смысл вернуться к достаточно давней дискуссии вокруг этого вопроса.
Как правило, название Екибастуз многие авторы связывают с именем Косума Пшенбаева, первооткрывателя нашего угольного месторождения. Сам факт, что именно этот рудознатец - самоучка первым нашел в Екибастузе уголь, не вызывает никакого сомнения, это доказывают архивные материалы девятнадцатого века. Произошло это в 1867 году, что подтверждается подлинным документом - заявкой горнопромышленника Бенардаки. Озеро, близ которого был найден уголь, именуется в заявке так же, как и сейчас.
Легенды о происхождении названия озера, по имени которого впоследствии был назван город, появились уже в близкое к нашим дням время. Кстати сказать, по - разному стали произносить также имя первооткрывателя: в одних публикациях его называют Косумом, в других - Косымом. Хочу лишь сказать в связи с этим, что такой авторитетный лингвист как широко известный писатель Калмухан Исабаев в своем исследовании называет его Косумом (очерк «Вслед за легендой», опубликованный в №11 журнала «Простор» за 1977 год). А уж этого писателя обвинить в незнании казахских имен никак нельзя.
А теперь напомню расхожую версию о названии озера. В целом ряде публикаций из года в год она звучала так. Якобы молодой пастух возле урочища Карабидаик кипятил в таганке молоко, а в качестве подставок использовал два черных камня. И вдруг эти самые камни загорелись. Чтобы не забыть место с чудесными черными камнями, пастух принес с соседнего соленого озера две глыбы соли и поставил их стоймя в качестве приметы. И, будто бы, место стало называться «Еки бас туз» (две головы соли). Есть и другие версии этой легенды - с незначительными отличиями.
В этом рассказе верно только одно: по рассказам старожилов, род Косума на летовку перекочевывал из Кзылтау в Карабидаик. А все остальное уже более поздний вымысел. И вот тому подтверждение.
Во время моей работы в газете «Заветы Ильича» с нами тесно сотрудничал много лет местный учитель, краевед и этнограф Казбек Нуралин. Он живо интересовался историей родного края, собирал разного рода предания и публиковал их в газетах и журналах. Вот выдержки из его статьи «По следам легенд и преданий», опубликованной в «Заветах Ильича» в 1982 году.
«В 1968 году в газете «Угольный Экибастуз» была опубликована моя статья о происхождении названия Екибастуза. Потом Д.Приймак в своей книжке «Скалы и легенды Баянаула» полностью поместил текст этой моей статьи. Вот с тех пор и пошла в ход версия, что какой - то пастух кипятил в степи овечье молоко… Теперь я критически отношусь к тому, что написал тогда».
Неточность очевидна: нет в непосредственной близости от города места, где можно было бы добывать соль.
Но такой вариант происхождения названия разделяли не все. Например, сотрудник областного историко - краеведческого музея Э. Соколкин в статье «Топонимика района» (Екибастузского - П.О.) напечатанной в 1979 году, дает такую трактовку названия: «Екибастуз - соленое озеро площадью 3,7 кв. км. Буквально - «две головы соли», но в значении «озеро с двумя головами или заливами. По названию озера - каменноугольное месторождение и город Екибастуз».
Истоки названия пытался выяснить и писатель Калмухан Исабаев. Вот строки из его упомянутого выше очерка.
«Я спросил у аксакала об истории названия «Екибастуз».
-Есть ли в окрестностях Екибастуза озеро, где можно было отколоть кусок соли величиной с лошадиную голову?
-Нет, - покачал головой старик, - только в озере Калкаман, что километрах в 70 - 80 отсюда».
В ходу и другие версии о происхождении названия озера и города. Одну из них, весьма красочную легенду, рассказал в прежние годы старый горняк, уроженец здешних мест Рымжан Булекбаев. Вот она в моем пересказе.
Жил в наших местах бай Женгельды. По его имени названо было озеро, где ныне водохранилище ГРЭС - 1. И заспорил он со своим гостем, чей скакун быстрее. Трассу гонок наметили на запад от стоянки бая Женгельды к другому большому озеру. Оба скакуна пришли к финишу одновременно, но оба пали на берегу озера бездыханными. В знак такого необычного происшествия оба скакуна были захоронены здесь же, на берегу, а на их могилу водружены два конских черепа. Вот тогда, мол, и появилось название: «Еки атбасы калган туз» (соленое озеро, где остались два конских черепа).
Наш краевед Серик Джаксыбаев считает, что изначально название озера звучало так: »Еки басты тузды коль» - ( «соленое озеро с двумя истоками»). Его догадка близка к истине, поскольку наукой доказано, что названия гидронимов - рек, озер, ручьев, болот, колодцев чаще всего давали по их природным особенностям. Однако тут есть одно обстоятельство. У озера Екибастуз не два, а три крупных истока, иначе говоря, ручья, по которым в озеро скатывалась дождевая и снеговая вода. В этом нетрудно убедиться и по старым картам и планам, и при личном знакомстве с местностью. Все эти три ручья имели ярко выраженные, глубоко прорытые русла. Один из них протекал с запада, от разреза «Северный», по месту, где ныне стоит водоочистная станция, другой - с юго - запада, а третий, чуть ли не самый глубокий, со стороны нынешнего разреза «Восточный». Этот последний ручей сегодня скрыт овалом.
В топонимике названия гидронимов, в нашем случае озер, наиболее устойчивые во времени. Часто даже со сменой народа, в этом месте проживавшего, новые насельники сохраняют прежнее название. Казахи же населяют наши места многие века. И, вероятно, наше озеро получило свое название еще в глубокой древности.
По все видимости, наиболее близки к истине исследователь Э. Соколкин и писатель К. Исабаев когда говорят, что название озера Екибастуз не связано с легендой, а просто говорит об его очертаниях, природных особенностях.
Действительно, озеро лежит в котловине, окруженной сопками. Сверху, с холмов, хорошо просматривается его конфигурация. Почти посредине в него врезается мыс с холмом, а по краям оно расширяется. Причем, не нужно особой фантазии чтобы представить себе эти заливы в виде конских голов. Возможно, что эта форма озера, которая поражала каждого, кто здесь бывал, послужила поводом для его названия. Так что «двухголовое озеро» - Экибастуз - этот вариант возникновения названия вполне возможен.
Сколько лет Экибастузу?
Сама постановка такого вопроса может показаться странной. Мы совершенно точно знаем, что Экибастуз стал городом 50 лет тому назад, именно эту дату и отмечаем. А образование постоянного поселения, поселка с таким же названием, относится к 1898 году. Это также зафиксировано в документах. Но поскольку все мы патриоты своего города то, конечно, хотелось бы, чтобы письменная история Экибастуза велась именно с этого года и, соответственно ему, отмечались бы и праздничные даты.
Но если пойти по такому пути, то нам пришлось бы углубиться в незапамятные времена. Первые люди поселились на территории города много тысяч лет тому назад. Об этом говорят данные археологических исследований, проведенных за последние десятилетия. Причем, они подтверждают тот факт, что вся окрестная территория была заселена густо и жизнь здесь не прерывалась на протяжении многих тысячелетий. Стоянки людей каменного века и орудия их труда найдены непосредственно в черте нынешнего города: возле старого лесопитомника, у телевизионной вышки, на засыпанном ныне ручье возле гаражей энергостроителей, за железнодорожной станцией. Такие стоянки с разнообразными предметами быта открыты на озерах Туз и Ащиколь, возле нашего питьевого водохранилища, на западной окраине дачной зоны, по ручью Елемес и в других местах в окрестностях города. Здесь расположены десятки курганов, в которых захоронены люди, жившие в те далекие времена. А в районе Старого Экибастуза, по берегам одноименного озера, открыты стоянки и поселения людей каменного и бронзового веков, места обитания первых кочевых племен. По количеству таких вот древностей редкий город в нашей республике может сравниться с Экибастузом.
В 1987 году по заявке Павлодарского историко-краеведческого музея в наших местах работали карагандинские археологи Игорь Рудковский и Александр Чиндин. Они описали более 80 древних памятников, которые относятся к каменному, бронзовому и раннему железному векам в истории человечества. Памятников, расположенных как на территории города, так и в его окрестностях. И вот их выводы: «Что касается Экибастуза, то можно говорить о том, что уже 200 тысяч лет тому назад здесь жил человек». В науке этот период называется палеолитом - древним каменным веком. Этот вывод ученые сделали на основе изучения найденных на стоянках и поселениях находок - изделий из камня.
В следующем, 1988 году в районе старого Экибастуза работала археологическая экспедиция из Целинограда во главе с известным в республике ученым В.С. Волошиным. Археологи выявили долговременные стоянки первобытного человека, места добычи поделочного камня, в основном кварцита высокого качества, своеобразные мастерские, где изготовляли такие орудия как топоры и рубила, скребки, наконечники копий и дротиков и другие. А вот заключение, сделанное учеными: «Установлено, что первоначальное заселение памятника Экибастуз человеком произошло около 300 тысяч лет назад, в нижнем палеолите. Это едва ли не самые древние следы человека в Центральном Казахстане. С тех пор памятник неоднократно обживался первобытным человеком. На самых поздних этапах (20 - 8 тыс. лет назад) наблюдается определенная преемственность в развитии каменной индустрии, что дает возможность говорить о сложившейся здесь древней культуре».
В те же восьмидесятые годы на Старом Экибастузе работала археологическая экспедиция в составе целиноградских ученых В.С. Волошина, В.В. Лысенко и павлодарского археолога В.К. Мерца. Они раскопали там несколько стоянок, собрали тысячи орудий, которыми пользовался древний человек, изучили их и получили подтверждение сделанным ранее выводам о глубокой древности заселения нашей территории человеком. Особенно интересно то, что ученые еще раз убедились в том, что люди жили на территории города непрерывно, в разные эпохи: древнего каменного века - палеолита, среднего - мезолита и нового - неолита, а также в эпоху, называемую бронзовым веком. Жизнь здесь не прерывалась и в средние века, в пору кочевников, не говоря уже о более позднем времени, когда эти места заселили нынешние коренные жители - казахи.
Возраст одной из исследованных в последнее время стоянок определен учеными примерно в 100 тысяч лет, другой в 12 тысяч лет от наших дней. Древность, которую трудно даже представить.
Памятники Старого Экибастуза, а также другие, расположенные в окрестностях города, много лет изучает наш археолог Виктор Мерц. Сейчас он занимает должность директора Центра археологических исследований ПГУ им. С. Торайгырова. В результате долголетних исследований наших древностей Виктор Карлович пришел к выводу, что Экибастуз с полным правом можно называть древнейшим индустриальным центром не только Казахстана, но и всей Западной Сибири. На всем этом пространстве больше нигде нет таких богатых на инвентарь стоянок. Дело в том, говорит ученый, что именно у нас, в районе Старого Экибастуза, имеются богатейшие залежи поделочного камня, прежде всего кварцита высокого качества. Отсюда это сырье в виде заготовок орудий расходилось по всему Прииртышью, Кулундинской равнине и другим регионам. Населявшие наши места племена обменивали это сырье на другие нужные им товары. Волошин, Мерц и другие археологи открыли добрый десяток относительно неглубоких шахт, в которых древние добывали каменное сырье. Первичную его обработку производили здесь же. Не случайно только на одной из стоянок было найдено около 10 тысяч разных предметов - рубил и наконечников копий и дротиков, стрел, скребки и мотыги, а также другие орудия, которыми пользовались древние люди для охоты и других хозяйственных целей.
Вот такую дату дают нам археологи в ответ на вопрос о времени заселения людьми Экибастуза и его окрестностей.
Беречь культурное наследие
Учитывая направленность сегодняшней конференции и состав ее участников, хочу поделиться своими размышлениями о работе по сохранению нашего культурного наследия. По этому вопросу в последние годы сказано много громких слов, сделано также немало. Но, по моему мнению, применительно к нашим условиям, нашему городу и региону, в который входит также обширная сельская местность, конкретной работы проделано крайне недостаточно.
Известно, что историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее. Это качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою страну. Без этого невозможно воспитывать патриотов своей страны. Ведущая роль в этом принадлежит школьному учителю. Да, в нашей местности нет древних городов, нет свидетельств, что у нас происходила крупные исторические события. Но у нас осталось от древних времен большое количество археологических памятников. Это - наше общечеловеческое культурное достояние, которое надо сберечь. Тем более, что в ходе хозяйственной деятельности эти памятники постоянно разрушаются. Но позвольте спросить: во многих ли школах Экибастуза или сельских школах есть кружки юных краеведов? Выявлены ли стоянки каменного века или поселения людей эпохи бронзы, нанесены ли на карты древние курганы этих эпох?
Надо сказать прямо, что в советское время такая работа велась. Я говорю это потому, что в свое время вел археологические кружки в третьей, седьмой и шестой школах города, мы обследовали окрестности города и даже Аккульские озера на предмет выявления там древних поселений. В непосредственной близости от города у нас еще плохо обследованы озера Ащиколь и район питьевого водохранилища, район степной речки Елемес и многие другие места. Есть стоянки и курганы близ аула Бает, я собрал там немало орудий каменного века. Стоянки и поселения древних эпох есть близ Бескауги, Саргамыса, на Аккольских озерах и в других местах. На древности наш край очень богат.
Уверен, что это очень важная и нужная работа. Напомню в связи с эти общеизвестную истину: большая часть истории человечества изучается по археологическим данным и только 0,002 процента - по письменным источникам.
Уходят из жизни старые люди - хранители древних легенд и преданий, хранители бесценных сведений о прошлом нашего города и наших сел. Надо, чтобы для будущего остались из воспоминания. Мы не должны вычеркивать из памяти целые пласты нашей истории. Так что для краеведов у нас поистине непочатый край работы.