Социология мыслителей русской эмиграции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
Тема: Социология мыслителей русской эмиграции
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. П.А. Сорокин: история личности и социологические концепции
2. С.Л. Франк: реалия деспотизма и проект теократии
2.1 Онтология долга и свободы
2.2 Теократическая идея
2.3 Феномен деспотического «сверхпорядка»
3. Н.А. Бердяев: антитеза царства духа и царства кесаря
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Большие изменения в отношения России со странами Запада, а вместе с тем и в научные контакты внесли революционные события 1917 г. С одной стороны, с этого времени определенным образом расширяются и укрепляются научные связи. Их особенность состояла в том, что в них были включены лишь те русские обществоведы, которые "по воле судьбы" оказались за пределами России. Для тех же, кто после революции оставался у себя на родине, не только прекратились все живые научные контакты с западным миром. Они также лишились возможности знакомиться с зарубежной литературой и следить за развитием социологии в других странах. Тем самым русская научная эмиграция была поставлена в особое положение с точки зрения выполняемой ею роли в развитии связей русской науки с западной. Несколько поколений ученых - выходцев из России (начиная с Вырубова и кончая последней волной эмиграции 70-х гг. XX в.) много лет жизни отдали работе в других странах, выполняя в числе других чрезвычайно важную задачу: они знакомили западный мир с развитием социологии в России.
Лекции о состоянии наук в своей стране читали за границей ученый-историк профессор Московского и Оксфордского университетов П.Г. Виноградов, известный статистик профессор А.И. Чупров, другие русские ученые. Работы русских социологов, выходившие во Франции и Германии, давали возможность социологам этих стран судить о состоянии социологической мысли в России. Уже в последней трети XIX века там появляются труды Де Роберти по общим вопросам социологии, затем на рубеже столетий - монографии Я.А. Новикова по ряду фундаментальных проблем социологии и критике социал-дарвинизма. Первое издание книги Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки" было опубликовано в 1889 году на французском языке.
Немалая заслуга в ознакомлении западных ученых с русской социологией принадлежит русский социологу П. А. Сорокину, а также Н.С. Тимашеву, известному ученому-правоведу и социологу, также эмигрировавшему из России. В работе о происхождении и развитии социологической теории он представил широкую картину всех школ и течений в мировой науке - от О. Конта до середины XX века, включив в нее и разделы, посвященные русской социологии.
С историей русской социологии западных читателей знакомили М. Лазерсон, Г. Гурвич, Ф. Степун и другие выходцы из России. Солидный труд по истории русской социологии автора из России, принадлежащего к более позднему поколению (к новой волне эмиграции), был опубликован в Германии в конце 80-х годов Н. Новиковым. В этой книге дан анализ всего процесса развития социологии в России после революционных событий 1917 года, включая институционализацию и первые ее шаги в области социологического образования.
Значительную роль в укреплении связей между русской и западной социальной мыслью сыграли известные русские философы и историки Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и другие. Их активное участие в общественной жизни Франции, в работе международных научных обществ, преподавание в зарубежных университетах сделали их центром притяжения духовной элиты и, вместе с тем, существенным фактором влияния русской мысли на западное общество. На долю этих мыслителей из России выпала ответственная историческая миссия: через философию и социологию обозначить путь к единству духовной мысли, русской и западной. [2]
В своей работе я подробно рассмотрю концепции таких российских социологов-эмигрантов как Сорокин П.А., Франк С.Л. и Бердяев Н.А.
Данная проблема представляет интерес для исследования, поскольку история социологии мыслителей российской эмиграции - это часть общемировой социологической науки.
В ходе написания работы использовались такие методы как анализ и изучение научной литературы, что позволяет раскрыть тему исследовательской работы.
1. П. А. Сорокин: история личности и социологические концепции
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский социолог XX в. Окончил Петербургский университет. Дипломное сочинение Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) вышло отдельной книгой, которая получила высокую оценку научной общественности. Участвовал в революционных событиях, был одним из лидеров правого крыла партии социалистов-революционеров, дважды подвергался арестам. В 1917 г. являлся членом Учредительного собрания и личным секретарем А. Ф. Керенского. В 1920 г. вышла в свет книга «Система социологии», которую Сорокин публично защитил в качестве докторской диссертации. Когда при Петербургском университете был создан первый в России социологический факультет, то профессор Сорокин стал его деканом. В 1922 г. Сорокин, негативно относившийся к коммунистической идеологии и советской власти, вынужден был эмигрировать на Запад. Преподавал в американских университетах, был деканом социологического факультета Гарвардского университета, президентом Американской социологической ассоциации. [1]
Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах.
Основными социологическими работами П.Сорокина являются Преступление и кара, подвиг и награда (1913 г.), Система социологии (1920 г.), Социальная мобильность (1927 г.), Современные социологические теории (1928 г.), Социальная и культурная динамика (1937-1941 гг.), Общество, культура и личность (1947 г.), Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу (1960 г.) и др.
О собственном мировоззрении начала века и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему многими годами позже сам Сорокин напишет: С философской точки зрения, возникающая система взглядов была разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающейся на логических и эмпирических методах познания.
Социологически это был некий синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный и подкрепленный теориями Н.Михайловского, П.Лаврова, Е.Де Роберти, Л.Петражицкого, М.Ковалевского, М.Ростовцева, П.Кропоткина - из русских мыслителей - и Г.Тарда, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, М.Вебера, К.Маркса, В.Парето и других - из числа западных ученых.
Политически - это мировоззрение представляло из себя форму социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы. [4]
Центральным понятием творчества Сорокина становится ценность. Конечно же, многие мыслители и до него размышляли о природе ценностей, но, пожалуй, никому до него не удалось показать систематизирующую и методологическую значимость ценностной теории в социологии.
Согласно Сорокину социология включает в себя следующие разделы:
-общее учение об обществе (социальная аналитика (социальная анатомия и социальная морфология);
социальная механика (ее объект - социальные процессы);
социальная генетика (теория эволюции общественной жизни);
социальная политика (основная цель - улучшение общественной жизни и человека).
Он формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть переменные величины. В результате коллективному рефлексу Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку автора в его Социологии революции (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).
Для Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей, словом - повсюду. История показала, что нестратифицированное общество с подлинным равенством всех членов есть миф, никогда не могущий быть реализованным на практике, оставшийся лишь хоругвью эгалитаристов и левых радикалов.
В 1960 г. П. Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное кредо-эссе Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов: Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому типу общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшее десятилетие. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
Речь у Сорокина, однако, идет не только о политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях великих держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального марксизма в интерпретациях человека и общества, в то время как материалистическая идеология и философия все активнее проникают в общественную и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Сорокину, конвергенция заключена не только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция, безусловно, приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной.
П. Сорокин оказал огромное воздействие на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами. Американцы относят П. Сорокина к числу основателей американской социологии, у себя на родине в России имя ученого обрело заслуженный статус только в недавнее время. [3]
сорокин франк бердяев социологический мыслитель
2. С.Л. Франк: реалия деспотизма и проект теократии
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - российский мыслитель. Учился на юридическом факультете Московского университета, изучал социологию и философию в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах. Преподавал в Петербургском, Саратовском и Московском университетах. После вынужденной эмиграции в 1922 г. жил в Германии, Франции, Великобритании. Основные труды: «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» (1900); «Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры» (1910); «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915); «Душа человека (Опыт введения в философскую психологию)» (1917); «Очерк методологии общественных наук» (1922); «Живое знание» (1923); «Крушение кумиров» (1924); «Русское миросозерцание» (1925); «Ересь утопизма» (1926); «По ту сторону „правого" и „левого"», «Духовные основы общества» (1930); «Непостижимое» (1939); «П.Б. Струве», «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949); «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (1956); «С нами Бог» (1964) и др.
2.1 Онтология долга и свободы
Франк исследовал онтологические основания свободы, культуры, права, индивидуального долженствования. Он считал, что наиболее серьезные опасности, подстерегающие людей в социальной жизни, - это крайности анархии и деспотизма. И поскольку в любом обществе всегда есть сторонники обеих позиций, необходим арбитр, который был бы способен подняться над спорящими сторонами и выдвинуть высший принцип, способный служить согласию и солидарности. Таким принципом является императив служения высшему руководящему началу - Богу. Человек нг имеет никаких прирожденных прав, кроме одного - требовать, чтобы ему было дано исполнить его обязанность служения не «воле народа» или воле отдельного человека, а Богу как абсолютному началу высшей правды, добра и справедливости.
2.2 Теократическая идея
Поскольку к началу XX в. человеческий дух впал в состояние тяжелейшего тотального кризиса, утратил традиционную веру в высшие абсолюты, оказался в тупике, то необходимы колоссальные усилия мысли и воли, чтобы пробудить в сознании современного человека забытую идею существования вечных первоначал бытия, довлеющих над людьми и миропорядком, наилучшие возможности для подобного пробуждения могло бы дать теократическое государство, где все люди равны перед Богом и вместе с тем каждый онтологически аристократичен, являясь высшим творением, созданным по образу и подобию Божьему.
Поскольку человек - дитя двух миров, метафизического и природно-социального, то его бытие подчиняется как законам нравственности, идущим от Бога, так и законам права, утвержденным государством. Когда люди не понимают, почему человеком управляют две авторитетные инстанции, из которых одна разрешает то, что запрещает другая, это порождает шаткость нравственно-правовых воззрений. Подобные шатания устранимы лишь в условиях теократического государства, где светская власть постоянно соотносит свои действия с высшими религиозными заповедями и где религия, нравственность и право существуют в неразрывном единстве.
В человеческом существе взаимодействуют два принципа социальности. Первый - это начало солидарности или сознание принадлежности отдельного «я» к единому «мы», общему языку, быту, экономике, нравственности. Второй представляет собой начало личной свободы, рвущееся из сокровенных глубин индивидуальности. Как обладатель свободной воли, человек не может быть превращен в подобие бездушной вещи, поэтому там, где государственный строй делает ставку на подавление свободной воли личности, он не в состоянии сохраняться бесконечно долго и рано или поздно рушится.
2.3 Феномен деспотического «сверхпорядка»
Для Франка понятие деспотизма - категория политическая, социологическая и морально-правовая. С позиций морали и права деспотизм - это возможность и привилегия неограниченного господства для одних и обязанность беспрекословного повиновения для других. Некогда античное сознание было убеждено в законности естественного неравенства людей - взрослых и детей, мужчин и женщин, эллинов и варваров, свободных и рабов. Эта убежденность требовала, чтобы одни повелевали, а другие повиновались. Позднее христианство опровергло эту точку зрения, выступив за равенство всех и за недопустимость любых форм деспотической власти одних людей над другими. В новое время появился взгляд, согласно которому неограниченное господство допустимо в виде опеки над определенными категориями людей ради их же блага. Его сторонники утверждают, что во имя достижения отдаленных благих целей народам необходимо иметь разумных наставников, которые вели бы массы по пути прогресса. Этот патерналистский аргумент, впервые появившийся еще у Платона, был в XIX в. подхвачен О. Контом, а затем К. Марксом. Именно он стал служить наиболее распространенным обоснованием допустимости деспотизма властей и бесправия масс.
На нем была построена идеология тоталитарного «сверхпорядка» с ее недоверием к стихийному характеру непосредственной жизни. Он питал уверенность лидеров в причастности к высшему знанию ими истинных целей и верных путей к ним, а также сообщал им убежденность в их праве вести всех за собой. Если слепец движется к пропасти, необходимо заставить его изменить направление словами, а если он не внемлет, то и действиями. Так и слепую толпу следует вести за зрячими лидерами. В основе идеи социального «сверхпорядка» оказался догмат непогрешимости лидеров-вождей, выполняющий роль идейно-психологической предпосылки деспотического господства.
Когда Руссо обосновывал необходимость демократического деспотизма, он опирался на утверждение о том, что «общая воля» лидирующего большинства всегда ближе к истине. Вдобавок к указанным доводам существуют и религиозно-этические обоснования деспотизма. Если любовь к Всевышнему, предполагающую неравенство человека и Бога, перенести на землю, то возникнет отношение деспотического господства и рабского служения. Не случайно деспоты часто присваивали себе роль земного бога. А между тем старая библейская мудрость издавна предостерегала об опасности отождествления земного с божественным. Поскольку божество не связано никакими земными, нравственными законами, то и деспот, возомнивший себя божеством, начинает считать себя свободным от этих законов. [1]
3. Н.А. Бердяев: антитеза царства духа и царства кесаря
Николай Александрович Бердяев (1874- 1948) - русский философ. В молодости пережил период увлечения марксизмом, но затем отверг его идеи и перешел на позиции религиозной философии. В 1922 г. был выслан из России. Поселился во Франции, целиком посвятив себя творчеству и изданию философского журнала «Путь».
Основные сочинения: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901); «Философия свободы» (1911); «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916); «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности» (1918); «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923); «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923); «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931); «Основная антиномия личности и общества» (1931); «Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм» (1932); «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1934); «Я и мир объектов. Опыт философия одиночества и общения» (1934); «Дух и реальность. Основы бо-гочеловеческой духовности» (1937); «Человеческая личность и сверхличные ценности» (1937); «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937); «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939); «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX веков» (1946); «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949); «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952).
Современный человек вынужден жить в условиях государственности; понимая необходимость в существовании государства, он не может питать любви к этому Левиафану, который стремится подавить все лучшее в личности. Из первой антитезы следуют другие - государства и личности, власти и свободы. При этом Бердяев всегда на стороне личности и свободы, поскольку на человеке, в отличие от государства, лежит печать божественности. Мыслитель рассуждает в русле естественно-правовой парадигмы, полагая, что принцип неотъемлемости естественных прав и свобод человека полностью соответствует основам христианского миросозерцания, что в этом принципе в наибольшей мере реализуется идея личной свободы, причастная царству духа. Государство обязано признавать права и свободы человека, как его неотчуждаемое достояние.Рассуждая подобным образом, Бердяев, однако, не признает традиционной естественно-правовой терминологии, полагая, что природа никаких прав не устанавливала и потому права не могут быть естественными. Права духовны по своей сути, являются порождением духа, но не природы. [1]
Заключение
Российская эмиграция начала XX века давно привлекает внимание историков, публицистов, широких кругов общественности.
Как известно, отъезд ученых из России начался задолго до событий 1917г., еще в 60-е гг. XIX века, и продолжался на протяжении всего XX столетия. Общая численность уехавших в 1914-1920 гг. составила около 2 миллионов человек.
Проблема эмиграции ученых из России приобрела в начале XX века мировой масштаб. Это объясняется не только ее численностью, но и профессиональным составом, громадным творческим потенциалом, характером деятельности эмигрантов, а также потребностями развитых стран в научно-технических кадрах высокой квалификации.
Когда талантливый ученый меняет страну проживания, это влияет не только на его личную судьбу, но и на прогресс национальной науки: одно государство теряет специалистов высокого класса, а другое получает квалифицированных ученых, которые своими открытиями (порой имеющими статус мировых) поднимают престиж своей второй родины и приносят ей значительные экономические дивиденды. [5]
Отмечая выдающиеся достижения русских ученых-эмигрантов, мы тем самым отвечаем и на вопрос: что потеряла Россия в XX веке? Эти потери были столь значительны, что их просто нельзя переоценить.
Наиболее крупный вклад в разработку истории русской социологии внес П.А. Сорокин. Сорокин уже в первое пятилетие своего пребывания за границей опубликовал небольшую, но принципиально важную, насыщенную богатым содержанием статью "Русская социология в XX веке" [4]. Особенно ценно то, что весь ее материал подается в сравнительном ключе, что, по логике автора, должно быть особенно важно для восприятия русских сюжетов западными социологами. Недаром американцы относят П. Сорокина к числу основателей американской социологии.
Надо отметить, что полного разрыва, как утверждают некоторые публицисты, между покинувшими страну учеными и их советскими коллегами не было. Существовали определенные связи, которые проявлялись в различных формах: информация о научной жизни советской России в изданиях эмигрантов, рецензирование трудов советских ученых, контакты между специалистами в ходе научных командировок, в совместном участии в международных конференциях и симпозиумах, обмен литературой по официальным и неофициальным каналам и т.д.
Таким образом, российские социологи-эмигранты (П. А. Сорокин, С.Л. Франк, Н. А. Бердяев и др.) сыграли значительную роль в укреплении отношений между представителями русской и западной мысли, влияя тем самым на западное общество и развитие социологии как общемировой науки.
Список использованной литературы
1. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник.- СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 384 с.
. Кукушкина Е.И. История социологии. - М.: Высшая школа, 2009. - 488 с.
. Санжаревский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. - Тамбов: Издательство ОГУП «Пролетарский светоч», 2002. - 432 с.
. Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. - М., Политиздат, 1992. с. 57.
5. <http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0104/3000.html>