Психологические особенности формирования никотиновой зависимости в подростковом и старшем школьном возрасте
Федеральное
агентство по образованию
ГОУ ВПО
Тульский
государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Факультет
иностранных языков
Специальность:
филологическое образование
Кафедра
психологии образования
Курсовая
работа
на тему:
Психологические
особенности формирования никотиновой зависимости в подростковом и старшем
школьном возрасте
Выполнил:
студент 3 курса
Строгов
Антон Русланович
Научный
руководитель:
Туревская
Е.И.
Тула - 2011
Оглавление
Введение
Глава
1. Анализ распространенности курения
.1
Курение в современном обществе
.2
Мотивы, стимулирующие табакокурение детей и подростков
.3
Последствия курения
Глава
2. Выявление особенностей подростков, приводящих к началу курения
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования состоит
в том, что одна из главных задач государства и общества - обеспечение здоровья
нации. Борьба с курением в молодом возрасте - составляющая часть борьбы за
здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска
многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою
очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь своего акме в личностном
и профессиональном развитии.
По данным многочисленных исследований,
проведенных за рубежом и в нашей стране, от последствий, связанных с курением,
умирает больше людей, чем от употребления алкоголя, наркотиков, а также от
СПИДа, авто и авиакатастроф, вместе взятых.
Высокая распространенность курения среди детей и
подростков требует разработки и внедрения профилактических программ,
направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут
реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и
их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но
недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты
курения среди подрастающего поколения.
В настоящее время существует потребность в
поиске и изучении психологических условий, препятствующих употреблению табака
среди детей и подростков, а также в разработке и внедрении комплексных
эффективных программ по профилактике курения, направленных на повышение
устойчивости личности подростка к началу курения.
Многочисленные исследования свидетельствуют о
глобальной проблеме курения для общества, которая в последнее десятилетие еще
более обострилась, и диктуют необходимость принятия соответствующих
широкомасштабных мер, направленных на все курящее население. Интегративный
характер акмеологии, ее методологические принципы - комплексный, системный и
субъектный подходы, принципы развития и гуманизма - предоставляют возможность
использовать достижения в области медицины, психологии, педагогики и многих
других наук для решения акмеологических задач совершенствования человека,
достижения им вершины (акме) в личностном, социальном и профессиональном
развитии.
Поскольку курение является сложным поведенческим
актом, в возникновении и становлении которого принимают участие и
социально-психологические, и индивидуально-личностные характеристики, курение
широко изучают врачи, физиологи, психологи, социологи и педагоги как в нашей
стране, так и за рубежом.
На основе более детального изучения
психологических условий возникновения и распространения курения среди детей и
подростков акмеология помогает интегрировать исследования и разработки
специалистов разных областей знаний для выявления факторов аутодеструктивного
поведения в целом и выявления механизмов и психологических условий курения в
частности, для создания эффективных профилактических программ, направленных на
повышение личностной и индивидуальной устойчивости к такому негативному
явлению, как употребление табака.
Более детальное изучение психологических условий
возникновения и распространения курения среди детей и подростков дает
возможность выявить факторы и пусковые механизмы курения, что позволит повысить
эффективность психологической программы профилактики, направленной на борьбу с
курением. Анализ социально-психологических условий возникновения и
распространения курения является этапом разработки эффективных профилактических
программ. Аргументы в пользу программ профилактики курения детей и подростков
базируются на том, что «если ребенок не стал курить в подростковом возрасте, то
вряд ли это произойдет после». Не вызывает сомнения, что профилактика должна
осуществляться рано, уже в детском и подростковом возрасте.
Цель исследования - выявить
основные психологические условия приобщения подростков к курению, оценить
эффективность профилактических мероприятий, направленных на борьбу с курением.
Объект исследования
- никотиновая зависимость в подростковом возрасте.
Предмет исследования -
психологические особенности формирования никотиновой зависимости в подростковом
возрасте.
Гипотеза исследования
- Психологические условия, а именно, личностные,
поведенческие особенности, а также негативные воздействия близкого окружения
влияют на приобщение подростков к курению.
Низкая толерантность подростка к внешним
воздействиям, ухудшающим здоровье и препятствующим развитию личности как
целостной системы, включает как индивидуально-личностные, поведенческие
факторы, так и определенное отношение к окружающим социальным факторам.
К личностным характеристикам, повышающим риск
начала курения в раннем возрасте можно отнести агрессивность, высокую
тревожность, раздражительность, экстравертированность, склонность к
рискованному поведению, негативизм и некоторые другие характеристики личности и
поведения человека.
Основными мотивами, приводящими к началу
курения, являются желание казаться взрослыми, любопытство, «быть в компании» и
«неприятности».
Комплекс мероприятий, основанных на
психолого-акмеологическом подходе к профилактике вредных привычек, может
способствовать повышению адаптивности, сопротивляемости, повышению психической
и личностной устойчивости к воздействию факторов риска, провоцирующих курение в
подростковом возрасте, а также к отказу от курения подростков.
Психолого-акмеологический подход позволяет
разработать эффективные программы, повышающие устойчивость личности к началу
курения и к отказу от употребления табака, основанные на формировании
взрослого, зрелого отношения к себе и своему здоровью как к ценности. Программы
комплексного воздействия, включающие медико-профилактические,
психолого-педагогические и коррекционные средства, а также методы диагностики и
самодиагностики характеристик поведения, статуса курения и характера
зависимости от курения, могут способствовать развитию у подростков позитивного,
зрелого отношения к себе и своему здоровью.
Задачи исследования
1. Обобщить результаты отечественных и
зарубежных исследований по психологическим и социальным аспектам подросткового
курения.
2. Выявить возможности программ и методов
профилактики курения.
. Систематизировать и разработать методы
исследования личностных и поведенческих характеристик курящих и некурящих
подростков.
. Выявить личностные особенности,
поведенческие характеристики и специфику социальной среды курящих и некурящих
подростков.
. Апробировать и оценить эффективность
комплекса профилактических мероприятий среди детей и подростков по отказу от
курения.
Эмпирическая база исследования.
В исследовании принимали участие школьники общеобразовательных школ г. Тулы, а
также учащиеся ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ТулГУ в возрасте 17-19 лет. Всего было
обследовано 199 человек, из них в мероприятиях по программе профилактики
курения приняли участие 20 подростков.
Методы исследования.
Экспериментальная часть работы включала в себя диагностические методы
исследования анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование.
Использовались методики определения личностных и характерологических
особенностей, типа поведения подростков, а также их социального окружения. В
исследовании были применены тесты «Большая пятерка», Басса-Дарки,
Спилбергера-Ханина, опросники Хорна и Фагерстрема, и анкеты «Склонность к рискованному
поведению», «Отношение к рискованному поведению», «Анкета по курению»,
«Социальная ситуация курения».
Структура курсовой работы определяется
задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ
КУРЕНИЯ
.1 Курение в современном обществе
Во введении обосновывается актуальность темы,
представлены цель и гипотезы исследования, определены задачи, методы, этапы
исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. Проблема курения в
подростковом возрасте в отечественной психологии изучена недостаточно.
Имеющиеся в России исследования немногочисленны и узко направлены. Отсутствуют
эффективные программы профилактической работы с курящими подростками.
В первой главе по данным отечественных и
зарубежных авторов проведен анализ распространенности курения среди подростков
и взрослых. Уделяется большое внимание связи раннего начала курения с
формированием табачной зависимости в зрелом возрасте. Раннее начало курения повышает
вероятность формирования у человека серьезной зависимости от табака и,
следовательно, вероятность того, что он будет курить до конца своей жизни и
преждевременно умрет от вызванных табакокурением заболеваний. Задача оказания
помощи в прекращении курения тем, кто начал курить в подростковом возрасте и
уже почувствовал связанные с этим проблемы, особенно актуальна. Отмечается, что
курение сигарет является фактором, который повышает риск начала употребления
других наркотиков и развития зависимости от них.
Профилактические программы среди взрослого
населения и программы, направленные на борьбу с курением, снижают число
курильщиков, однако общее число курящих не сокращается, поскольку эта привычка
приобретает все большую популярность среди детей и подростков, тем самым
пополняя ряды курильщиков. Курение, являясь причиной многих хронических
заболеваний, в первую очередь злокачественных, легочных и сердечнососудистых,
приводит к преждевременной смерти. Согласно проведенным исследованиям, 30%
смертей мужчин и 4% смертей женщин России обусловлено курением. По числу
смертей, связанных с курением табака среди мужчин, Россия занимает лидирующее
место в Европе .
Курение является важнейшей предотвратимой
причиной заболеваний, но, несмотря на хорошо известный риск для здоровья,
распространенность курения в мире до сих пор растет. Если такая тенденция будет
сохраняться, то менее чем через 30 лет курение станет ведущей причиной
преждевременной смерти.
В России курят более 3 млн. подростков: 2,5
миллиона юношей и 0,5 млн. девушек. Среди учащихся профессиональных училищ
курят 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется
у каждого десятого.
Табакокурение является сложным поведенческим
актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только
физиологические факторы, но в первую очередь целый комплекс социальных и
психологических условий, особенно в подростковом возрасте.
Объектом изучения многих исследований являлось
изучение влияния семейной ситуации на раннее начало курения. Анализировались
такие характеристики, как распространенность этой привычки в семье подростка,
интенсивность курения родителей, старших сестер и братьев. Семья, семейные
отношения оказывают значительное влияние на распространенность курения среди
детей.
Но в настоящее время в социально-ориентированных
профилактических программах по предотвращению курения среди подростков,
проводимых за рубежом, большое внимание уделяется влиянию сверстников и часто
игнорируется влияние родителей. Ряд исследователей главным фактором, влияющим
на раннее начало курения, считают не семью, а влияние курящих сверстников,
раннюю вовлеченность в социальную активность и давление сверстников. Однако
многие авторы критикуют этот подход, т.к. социальные программы недостаточны и
возможности их преувеличены.
Отчасти неясно, то ли влияние сверстников ведет
к курению, то ли лица, которые курят, ищут тех, кто курит. А учет курения
лучших друзей иногда делает недостоверным влияние курения. Многие работы
посвящены таким характеристикам личности подростка, как нервозность,
эмоциональная незрелость, неумение контролировать свое поведение и регулировать
удовлетворение своих потребностей, ложная система ценностей.
В ряде исследований низкая психологическая
самооценка в терминах депрессии и тревожности тесно коррелировало с курительным
поведением. Ряд данных указывает на то, что табакокурение подростков связано со
стрессовыми условиями жизни. Стресс и самооценка являются важными факторами
причин курения и его поддержки. Но эта информация не используется в профилактических
программах, проводимых с подростками.
В других исследованиях основными причинами
начала курения были признаны личностные особенности курящих подростков. И хотя
данные исследований, полученные в этом направлении, разноречивы и фрагментарны,
они позволяют сделать вывод о том, что различия некоторых личностных
особенностей курящих и некурящих подростков существует.
Среди психологических предпосылок к началу
курения некоторые авторы отмечают низкую устойчивость к эмоциональным
нагрузкам, повышенную тревожность, трудности социальной адаптации, склонность к
рискованному поведению, низкую самооценку, ориентацию на мнение большинства,
внешний локус контроля и т.д. Некоторые личностные особенности подростка
оказывают негативное влияние на восприимчивость к неблагоприятным условиям.
Принятие «курительного» поведения или намерение
курить заметно коррелировало с «курительным» поведением в будущем.
Агрессивное поведение во многих исследованиях
рассматривается как одна из основных психологических характеристик, которая
отличает курящих подростков от некурящих. В зарубежной и отечественной
психологии эта проблема получила достаточно широкую разработку. Выяснено, что
испытуемые подросткового возраста более склонны к агрессивным поступкам,
причиной чего обычно служит борьба за первенство, стремление к превосходству.
Целый ряд исследователей рассматривают раннее
начало курения в подростковом возрасте как одну из форм рискованного поведения.
В то же время комплекс поведенческих и личностных характеристик, связанных с формами
поведения подростков и расцениваемых как рискованные, неясен и недостаточно
изучен.
Во многих исследованиях отчетливо прослеживается
связь с моделью взглядов на здоровье, однако гораздо больший акцент делается на
личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для
индивида, нежели факторы, связанные с возможным риском для здоровья.
Показано, что каждый из факторов однозначно не
определяет склонности к курению, и только определенное сочетание ряда
предрасполагающих факторов более или менее однозначно определяет тенденцию к
курению.
Признавая необходимость борьбы с курением,
многие ведущие отечественные и зарубежные ученые отмечают первостепенную
важность ранней профилактики этой привычки среди детей и подростков. Анализ
социально-психологических условий возникновения и распространения курения
является этапом разработки эффективных профилактических программ. Национальная
и региональная политика должны быть направлены на снижение распространенности
курения, оказание помощи курящим подросткам в прекращении курения, защиту
некурящих подростков.
Статистические данные показывают, что если
молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного и
наркотиков, то вероятность того, что этот молодой человек окажется в числе
наркоманов, почти равна нулю.
1.2 Мотивы, стимулирующие
табакокурение детей и подростков
То, что в последние десятилетия средний возраст
начинающих курить значительно понизился, а в их числе весьма заметно возросло
число девочек и девушек, - неопровержимый факт, весьма беспокоящий гигиенистов,
наркологов и всё общество в целом.
В связи с этим возникает ряд вопросов, например:
почему люди начинают курить. В чём причина такого курения в раннем возрасте?
Начнём с того, что дети, вырастая среди курящих,
не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как
потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой
поведения.
В самом раннем возрасте - с 5-6 до 10 лет - дети
пробуют закурить из любопытства. В таком возрастном интервале из любопытства
пробуют курить примерно 25% детей. Одновременно материалы анкет
свидетельствуют: началу раннего курения способствует желание подражать
взрослым, причём этот фактор воздействует не только на детей из курящих семей,
но из семей некурящих. В последнем варианте дети подражают курящим товарищам
или дворовым «авторитетам», а так же киногероям, не выпускающим сигареты изо
рта в течение всего фильма.
Характерно, что в семье курящих в раннем
возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих семьях - не
более 25%.
В 11-14 лет подростки начинают курить чаще всего
из-за стремления не отстать от моды, самоутвердиться, иногда чтобы похудеть. В
этом же возрасте они могут начать курить в результате своеобразного принуждения
со стороны одноклассников, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным
сынкам», не способным принимать собственные решения.
В 15-18 лет мотивы приобщения к курению могут
остаться теми же, что и в предыдущих возрастных периодах, но нередко сам
процесс курения превращается в форму защиты от личных неприятностей и
переживаний. Об отрицательном влиянии курения на здоровье в этом возрасте не
задумываются.
В приобщении к табакокурению весьма заметную
роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространённых
форм досуга старшеклассников и студентов. К этому времени потребность вдохнуть
поглубже табачный дым возникает у молодых курильщиков всё чаще. В вузах на III
курсе курят более 60% студентов.
В связи с небывалым ростом числа молодых
курильщиц - старшеклассниц и студенток - были выявлены (путём анкетных опросов)
основные мотивы их приобщения к курению.
Анализ ответов показал, что основным стимулом
начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из
них ответили, что это «красиво», это «модно». Были и другие варианты ответов:
«курят, потому что хотят понравиться», «хотят привлечь к себе внимание», «лучше
смотрятся», «выглядят самостоятельно», «обращают на себя больше внимания
мужской части компании» и т.д.
Психология тяги девушек к курению дополняется
такими данными: девушку интересует не только сам акт курения, сколько вся
процедура курения, имеющая характер своеобразного ритуала. В нём - неторопливое
распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от
пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное
владение техникой курения.
Сравнивая стимулы приобщения к курению у мужской
и женской части подростков и молодёжи, легко выявить их существенное
несовпадение. Если причинами начала курения у юношей являются стремление
подражания взрослым, отождествление курения с представлениями о
самостоятельности, силе мужественности, то у девушек начала курения связано со
следованием моде, с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравится
юношам.
.3 Последствия курения
Главное последствие курения - возникшая
наркозависимость от никотина - не различает курильщиков ни по возрасту, ни по
полу.
Этого нельзя сказать о других воздействиях
никотиномании на здоровье, так как некоторые из них имеют специфику в
зависимости как от пола, так и от возраста. Остановимся на некоторых
особенностях отрицательных последствий, специфичных для детей и подростков,
пристрастившихся к курению.
Установлено, что смертность людей, начавших
курить до 20 лет, значительно выше, чем среди тех, кто впервые закурил после 25
лет.
Частое и систематическое курение у подростков
истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение
активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа.
При курении происходит патология зрительной
коры. У подростка - курильщика краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения
зрительного цветоощущения, может снизиться в целом многообразие восприятия.
Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается
мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку
возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век
приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает
изменения в сетчатке глаза, в результате - снижение чувствительности к свету.
Так же, как у детей, родившихся от курящих матерей, у юных курильщиков исчезает
восприимчивость сначала к зелёному, затем к красному и, наконец, к синему
цвету.
В последнее время у окулистов появилось новое
название слепоты - табачная амблиопатия, которая возникает как проявление
подострой интоксикации при злоупотреблении курением. Особенно чувствительны к
загрязнению продуктами табачного дыма слизистые оболочки глаз у детей и
подростков.
Никотин повышает внутриглазное давление.
Прекращение курения в молодом возрасте является одним из факторов
предотвращения такого заболевания, как глаукома.
Состояние клеток слуховой коры после курения в
подростковом возрасте совершенно чётко и бесспорно свидетельствует о мощном
подавлении и угнетении их функций. Это отражается на слуховом восприятии и
воссоздании слухового образа в ответ на звуковое раздражение внешней среды.
Курение в раннем возрасте активизирует у многих
деятельность щитовидной железы, в результате чего у курильщиков учащается
пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается
сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи - угри,
себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и
других желёз эндокринной системы.
О том, что курение ведёт к преждевременному
изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. Возбуждая сосудодвигательный центр
и влияя на периферический сосудодвигательный аппарат, никотин повышает тонус и
вызывает спазм сосудов. Это увеличивает нагрузку на сердце, так как протолкнуть
кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Приспосабливаясь к повышенной
нагрузке, сердце растёт за счёт увеличения объёма мышечных волокон. В
дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курильщиков
теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.
Известно, что с увеличением числа молодых
курильщиков помолодел и рак лёгких. Один из ранних признаков этой болезни -
сухой кашель. Заболевание может проявляться незначительными болями в лёгких,
тогда как основные симптомы - это быстрая утомляемость, нарастающая слабость,
снижение работоспособности.
Курение нарушает нормальный режим труда и
отдыха, особенно у школьников, не только из-за действия никотина на центральную
нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий.
В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке.
Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала,
уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие
ученики не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока
устремляются в туалет и в облаках табачного дыма и разного рода вредных
испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие
ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль,
раздражительность, снижение работоспособности. В результате ученик приходит на
следующий урок в нерабочем состоянии.
Установлено, что слишком раннее курение
задерживает рост. При проверке оказалось, что не только рост, Но и объём груди
у курящих подростков гораздо меньше, чем у некурящих сверстников.
Никотин снижает физическую силу, выносливость,
ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы.
Такова цена курения для молодёжи. К сожалению, в
силу возрастных особенностей подростки не осознают до конца степень пагубных
последствий курения табака.
курение подросток мотив зависимость
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОДРОСТКОВ, ПРИВОДЯЩИХ К НАЧАЛУ КУРЕНИЯ
Во второй главе представлены экспериментальные
материалы по выявлению основных социальных, личностных, мотивационных и
поведенческих особенностей подростков, которые, по мнению исследователей,
приводят к началу курения. Выявлены основные психологические характеристики
курящих и некурящих подростков.
Дальнейшее исследование продемонстрировало
мотивационные и личностные особенности курящих подростков, а также
индивидуально-психологические различия между подростками, имеющими и не
имеющими физиологической зависимости от курения.
По результатам анкетного опроса были получены
следующие данные о взаимосвязи распространенности курения в семье с курением
подростка (табл.1). Достоверно показано, что курение родителей и братьев в
семье увеличивает риск курения подростка.
Таблица
1
Частота курения (%) в семьях курящих и некурящих
подростков
Курение
в семье
|
Отношение
к курению
|
Курящие
подростки N=103
|
Некурящие
подростки N=96
|
Отец
|
курит
не курит
|
61,2
38,8
|
45,8
54,2
|
Мать
|
курит
не курит
|
27,2
72,8
|
10,4
89,6
|
Брат
|
курит
не курит
|
24,3
75,7
|
10,4
89,6
|
Бабушка/дедушка
|
курит
не курит
|
9,3
90,7
|
1,8
98,2
|
Др.
члены семьи
|
курит
не курит
|
11,7
88,3
|
7,3
92,7
|
Достоверные различия также выявлены между
группами курящих (N=103) и
некурящих подростков (N=96)
в зависимости от количества курящих друзей и приятелей (табл.2). Важно
отметить, что в окружении курящих подростков нет некурящих сверстников, и
только 5,2% некурящих подростков отметили, что в их окружении нет курящих.
Необходимо отметить, что полученные данные говорят о высокой распространенности
курения в подростковой среде.
Таблица
2
Сравнительная характеристика окружения (%) у
курящих и некурящих подростков
Курение
друзей и приятелей
|
Курящие
подростки, N=103
|
Некурящие
подростки N=96
|
Никто
не курит
|
0
|
Курят
немногие
|
5,8
|
20,8
|
Курят
больше половины
|
26,2
|
7,3
|
Курит
большинство
|
48,5
|
30,2
|
Таким образом, вследствие возрастно-психологических
особенностей существенную роль в приобщении подростка к курению играет давление
группы сверстников или более старших подростков, которые уже курят и считают
это своеобразной групповой нормой. В результате подросток вынужден принять эту
норму, если он хочет войти в группу. Поскольку в подростковом возрасте
потребность в одобрении поведения со стороны сверстников является базисной
возрастно-психологической потребностью, курение может являться той минимальной
жертвой, на которую подросток готов пойти ради того, чтобы войти в компанию.
Согласно полученным результатам (табл.3),
основным досугом для подростков является встречи и общение с друзьями, что
соответствует психологическим особенностям подросткового возраста. Но курящий
подросток (N=103), в отличие от
некурящего (N=96), проводит с
друзьями больше времени, в то время как досуг некурящих более разнообразен, они
чаще занимаются спортом, читают, смотрят телевизионные программы, увлекаются
компьютером, чаще общаются с родителями, помогают по дому. Это может говорить о
различии некоторых личностных особенностей, мотивов и стилей поведения курящих
и некурящих подростков.
Учитывался факт, что подростки чаще, чем
взрослые, испытывают чувство одиночества. Быть одиноким в этом возрасте -
значит чувствовать, что ты исключен из группы, что тебя не любят окружающие,
что тебе не с кем поделиться своими личными интересами или что ты чужой среди
своих, и следствие этого - высокий уровень эмоционального напряжения,
рискованного поведения и неуверенность в себе. Мы изучили вопрос получения
помощи и психологической поддержки, если у подростка возникла такая
необходимость. Данные представлены в таблице №4.
Таблица
3
Распределение свободного времени (%) у курящих и
некурящих подростков
Виды
досуга
|
Курящие
подростки, N=103
|
Некурящие
подростки, N=96
|
Занятия
спортом
|
да
нет
|
42,7
57,3
|
55,2
44,8
|
Встречи
с друзьями
|
да
нет
|
79,6
20
|
67,7
25
|
Чтение
книг
|
да
нет
|
6,8
93,2
|
17,7
82,3
|
Работа
с ПК
|
да
нет
|
31,1
68,9
|
40,6
59,4
|
Просмотр
телевизионных программ
|
да
нет
|
27,2
72,8
|
39,6
60,4
|
Помощь
по дому
|
да
нет
|
9,7
90,3
|
24
76
|
Так, курящие подростки достоверно чаще, чем
некурящие обращаются за помощью и поддержкой к друзьям и приятелям, но не к
родителям и взрослым. Таким образом, если ребенок не имеет поддержки дома или у
него нарушены отношения с родителями и другими значимыми взрослыми, у него не
остается выбора: он идет к друзьям, которые его поддержат, выслушают и помогут.
Если же друзья окажутся курящими, то приобщение к этой вредной привычке
становится неизбежным.
Таблица
4
Психологическая поддержка близкого окружения (%)
подростка
Обращение
за помощью
|
Курящие
подростки, N=103
|
Некурящие
подростки, N=96
|
К
отцу
|
да
|
33
|
42,7
|
|
нет
|
67
|
57,3
|
К
матери
|
да
|
36,9
|
45,8
|
|
нет
|
63,1
|
54,2
|
К
другим членам семьи
|
да
|
1
|
4,2
|
|
нет
|
99
|
95,8
|
К
друзьям
|
да
|
20,8
|
|
нет
|
67
|
79,2
|
Несмотря на отсутствие достоверных различий,
видна тенденция более частого обращения за помощью и поддержкой некурящих
подростков (N=96) к родителям,
по сравнению с курящими (N=103).
По результатам опроса видно, что сложные и трудные вопросы, возникающие в
жизни, подростки нечасто решают с помощью членов семьи. Процент некурящих
подростков (45,8%), которые в сложных жизненных ситуациях обращаются к матери,
также больше, чем курящих (36,9%), что может говорить о более доброжелательных и
доверительных отношениях в семьях некурящих подростков. Поддержка, готовность
оказать помощь, принять и понять ребенка снижают уровень тревоги, эмоциональной
напряженности, стресса, что, в свою очередь, уменьшает риск начала курения в
раннем возрасте.
Изучая и анализируя поведение, особенности
личности и мотивацию курящих подростков (N=103),
важно было получить ответ на вопрос: что могло послужить поводом для первой
пробы курения? Полученные данные представлены в табл. 5.
Больше чем для половины подростков (59,1%)
поводом для первой пробы курения послужило любопытство. Этот факт явно
указывает на особенности возрастно-психологического развития подростков:
любопытство является одним из основных его специфических факторов. Столь
высокие показатели еще раз подтверждают огромное влияние примеров курения
взрослых на приобщение к курению как признаку взрослости в глазах подростков;
сигарету потому и хочется попробовать, что это кажется очень взрослым занятием,
наиболее привлекательным в младшем подростковом возрасте.
Таблица
5
Причины начала курения (%) подростков
Причины
начала курения
|
Количество
курящих подростков, N=103
|
Чтобы
чувствовать себя взрослее
|
3,6
|
Из-за
любопытства
|
59,1
|
Заставили
|
2,7
|
Неприятности
|
8,2
|
За
компанию
|
23,6
|
Чтобы
понравиться девочкам
|
1,8
|
Не
хотел отставать от друзей
|
15,5
|
Следующим по значимости является курение за
компанию (23, 6%). Этот показатель подтверждает огромное влияние друзей и
компании на мальчиков в подростковом возрасте. Подростки, общающиеся с
курильщиками, более склонны к курению, так как считают, что курение принято и
распространено в большей степени, чем это имеет место на самом деле.
Сюда же можно отнести и следующий (по количеству
выборов) повод приобщения к курению: 15,5 % подростков указали, что «не хотели
отставать от друзей». Это еще раз показывает, насколько для подростка в
пубертатном периоде значимо влияние сверстников и нежелание оказаться «белой
вороной». Неприятности послужили поводом к курению в 8,2% случаев:
релаксационный эффект табакокурения широко известен не только взрослым, но и
подросткам. Никотин считается эффективным и доступным средством борьбы со
стрессом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими
эмоциями. Курение - известный способ расслабиться, успокоиться и снять эмоциональное
напряжение.
Как повод для первой пробы курения желание
чувствовать себя взрослее отметили 3,6 % курящих подростков. Это факт еще раз
указывает на желание подростков выделиться среди сверстников, улучшить
социальный статус среди сверстников и в глазах окружения, в глазах
противоположного пола: ведь курение - самый известный, широко
разрекламированный, не строго осуждаемый окружающими и не требующий особых
усилий атрибут поведения взрослого человека.
Использование анкеты Хорна позволило определить
типы курения. Результаты показали, что среди курящих подростков преобладают
следующие типы курения (рис. 1). Наибольшее внимание привлекают два типа
курения - «поддержка» и «расслабление». Полученные данные еще раз подтверждают
тот факт, что курение в подростковой среде тесно связано со стрессовыми
ситуациями: курят, чтобы справиться с раздражением, гневом, преодолеть
застенчивость, снизить эмоциональное напряжение, а также получить одобрение и
поддержку окружающих.
Рис.1 Распространенность типов
курительного поведения среди подростков по данным анкеты Хорна (%)
То обстоятельство, что на втором
месте оказался тип «расслабление», указывает на стремление курящих подростков
получить удовольствие от курения, расслабиться, почувствовать себя комфортнее,
достичь релаксации и спокойствия.
Третье место, занятое типом курения
«игра», говорит о том, что подросткам нравятся все манипуляции, связанные с
процессом курения, важны его аксессуары - зажигалки, пепельницы, сигареты
определенного сорта. Курят представители этого типа немного - две-три сигареты
в день и в основном в ситуации общения, за компанию, от нечего делать. Этот
факт подтверждает то, что подростков очень привлекают внешние проявления
взрослости, а курение, как ранее указывалось, для подростков является ярким
атрибутом взрослой жизни.
Группа подростков, для которых
преобладающим типом курения является «жажда», уже имеет физиологическую
зависимость от табака. Они ощущают острую потребность в курении через
определенные промежутки времени, подобно жажде. Их стремление удовлетворить эту
потребность настолько сильно, что они курят даже вопреки запретам. Тип
«рефлекс» также говорит о выраженной физиологической зависимости от табака.
Курильщики такого типа не только не осознают психологических причин своего
курения, но и часто даже не замечают, сколько сигарет в день выкуривают.
Курение приобретает автоматический характер, количество выкуриваемых сигарет
может достигать более двух пачек в день.
Подросток, для которого характерен
тип «стимуляция», убежден, что сигарета обладает тонизирующим действием,
бодрит, снимает усталость. Он прибегает к сигарете, когда хочется взбодриться,
при физическом или психологическом переутомлении.
Полученные с помощью опросника Хорна
данные свидетельствуют о том, что курение в подростковом возрасте носит чаще
всего характер психологической, а не физиологической зависимости, т.е. курение
может быть спонтанным самолечением, способом расслабиться, снять напряжение,
пообщаться в компании; оно кажется способом справиться с проблемами или уйти от
них.
Однако, учитывая тот факт, что по
показателям опросника Хорна 11,8% подростков имеют тип курения «жажда» и 2,7 %
- тип курения «рефлекс», для уточнения факта физиологической зависимости
подростков от курения нами был применен опросник Фагерстрема. По данным этого
опроса, из 103 курящих подростков 29 испытывали физиологическую зависимость от
курения, а 74 имели незначительную или не имели ее вообще. Данные, полученные с
помощью опросника Фагерстрема, еще раз подтверждают, что большинство подростков
не испытывают физиологической зависимости от курения. Таким образом, при
изучении условий и характеристик подросткового курения, а также при проведении
профилактических программ необходимо уделять особое внимание психологическим
условиям приобщения подростка к курению.
Результаты, полученные с помощью
психологических тестов (Большая пятерка, тест Басса-Дарки, тест
Спилбергера-Ханина, а также применение опросников, оценивающих рискованное
поведение), показали различия индивидуально-личностных особенностей курящих (N=103) и
некурящих подростков (N=96) (негативизм, вербальная
агрессия, рискованное поведение). Негативизм больше выражен у курящих
подростков, что говорит об оппозиционной манере поведения курящих подростков,
об их отрицании и неприятии многих обычаев и установленных законов,
проявляющемся в основном в отказе выполнять предъявляемые требования и
выполнении действий, противоположных требуемым. Вербальная агрессия также более
выражена у курящих подростков и проявляется в выражении негативных чувств и
агрессивности вербально, через крики, угрозы, оскорбления. Это говорит о том,
что «вербальная агрессия» - это типичная форма агрессивного поведения в
подростковом возрасте, которая отражает дисгармонию внутриличностного развития
подростка и его социальное неблагополучие. Следующий показатель, достоверно
отличающий курящих от некурящих подростков, это показатель рискованности
поведения. Курящий подросток более склонен к рискованному поведению, не
ограничивает свое поведение общепринятыми в социуме рамками, он стремится выйти
за грани дозволенного, он не чувствует страха, менее осторожен в жизненных
ситуациях и мало задумывается о последствиях своих действий. Следовательно,
курение относится к рискованному поведению. Курящие подростки, в отличие от
некурящих, не считают курение риском для здоровья. Полученные результаты еще
раз доказывают, что между курящими и некурящими подростками существуют
различия, которые можно отнести к факторам, оказывающим влияние на устойчивость
к началу курения в подростковом возрасте.
Выявлены индивидуально-личностные
различия курящих подростков (N=103), имеющих физиологическую
зависимость от курения и не имеющие таковой. Экстраверсия более свойственна
подросткам, не имеющим физиологической зависимости. Различия статистически
достоверны. Эти подростки более открыты, более общительны и склонны проявлять
сотрудничество, в отличие от подростков, имеющих никотиновую зависимость,
которые склонны к сдержанности в проявлении эмоций и имеют трудности с налаживанием
новых контактов с людьми.
Зависимые от курения подростки
положительно относятся к любому проявлению рискованного поведения и имеют
большую предрасположенность к рискованному поведению. Имеющие зависимость
курящие подростки более раздражительны, вспыльчивы, склонны проявлять резкость
в общении, демонстрировать негативные эмоции в ситуации напряжения, чаще
проявляют грубость в отношении окружающих, т.е. готовы к проявлению негативных
чувств при малейшем возбуждении. Можно предположить, что зависимые подростки в
дальнейшем чаще прибегают к курению для снятия эмоционального напряжения
(которое они имели, когда только начинали курить). Но для этого им нужна
большая доза и частота курения.
В результате экспериментального
изучения подросткового курения и работы с подростками, была осуществлена
программа профилактики курения среди подростков. Вмешательство носило
немедикаментозный характер и было направлено в основном на создание и усиление
мотивации к отказу от курения и на психологическую поддержку подростка в отказе
от курения.
Этап профилактики включал
индивидуальные консультации, цикл психологических тренингов. Техники и методы
включены в программу для снятия абстинентного синдрома (в связи с отказом от
курения), снижения эмоционального напряжения, уменьшения ситуационной
тревожности. Профилактическая программа осуществлялась в трех недель, после
окончания ее оценивался результат. Поддерживающие мероприятия не проводились.
Через три недели с момента начала
профилактической программы бросило курить 5 человек (25%), у некоторых
подростков уменьшилось число выкуриваемых сигарет (25%); продолжало курить с
прежней интенсивностью 10 человека (50%).
Таблица
6
Результаты профилактики курения в группах
мальчиков-подростков 16-19 лет
Наименование
переменной
|
Группа*
|
N сиг.
|
Количество
выкуриваемых сигарет в начале профилактической программы (штук/день)
|
1
|
8-12
|
|
2
|
13-17
|
Количество
выкуриваемых сигарет через три недели после начала профилактической программы
(штук/день)
|
1
|
0
|
|
2
|
10-14
|
Примечание. Группа 1 - подростки, участвовавшие
в программе и бросившие курить через 3 недели; группа 2 - подростки,
участвовавшие в программе и продолжавшие курить, но снизившие интенсивность
курения.
Отмечаемая в столь молодом возрасте достаточно
выраженная никотиновая зависимость и относительно низкий эффект вмешательства
ставит вопрос не только о необходимости активных поддерживающих мер, но и
необходимости новых подходов к профилактике. В ряде случаев, вероятно,
целесообразно ставить вопрос о никотинзамещающей терапии.
Успешно проведенная профилактическая программа
подтвердила правильный подход к решению проблемы подросткового курения,
поставленную первоначальную гипотезу, правильность постановки задач
исследования и положений, выносимых на защиту.
Формирование здорового образа жизни у молодых
людей без вредных для здоровья привычек должно стать приоритетом
государственной политики. Дальнейшее, более детальное изучение психологических
условий возникновения и распространения курения среди подростков
специалистами-психологами позволит выявить пусковые механизмы курения и
повысить эффективность профилактики этой привычки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Обобщены теоретические и экспериментальные
данные влияния личностных, поведенческих и средовых факторов на курение в
подростковом возрасте. В проведенных исследованиях в основном указывается один
- два фактора и, как правило, отсутствует комплексный подход к изучаемой
проблеме. Выделены основные психологические факторы и особенности поведения
связанные с курением. К ним относятся высокий уровень тревожности,
агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самооценки,
подозрительность, аддиктивность поведения, а также влияние ближайшего
окружения.
2. Установлены основные направления
профилактического вмешательства, проводимого в программах по отказу от курения
подростков. Анализ показал, что на практике профилактические мероприятия, как
правило, не проводятся или носят узконаправленный характер. Врач или педагог,
принимающий участие в данных мероприятиях, не всегда учитывают важную роль
личностных особенностей подростков и средовых факторов.
. Изучен комплекс тестов и опросников,
включающий личностные, поведенческие и социально-психологические характеристики
для оценки вероятности курения подростка. Представлены наиболее эффективные
методы для объективной оценки психологической и физиологической зависимости от
курения, что позволяет дифференцировать подходы к профилактике курения среди
подростков и увеличить ее эффективность.
. Проведена дифференциация курящих и
некурящих подростков по основным индивидуально-личностным и поведенческим
показателям. Доказательно представлено, что основными психологическими
условиями, влияющими на устойчивость к вредным привычкам в подростковом
возрасте, в частности к курению, являются высокий уровень негативизма, рискованность
поведения и проявления вербальной агрессии. Негативизм достоверно чаще
встречается у курящих подростков, что говорит об оппозиционной манере их
поведения, об отрицании и неприятии ими многих обычаев и установленных законов,
проявляющемся в основном в отказе выполнять предъявляемые обществом требования
и выполнении действий, противоположных принятым в обществе нормам поведения.
Вербальная агрессия является типичной формой агрессивного поведения в
подростковом возрасте и отражает дисгармонию внутриличностного развития
подростка и его социальное неблагополучие. Высокий показатель рискованности
поведения, отличающий курящих от некурящих подростков, указывает на то, что
курящий подросток не ограничивает свое поведение общепринятыми в социуме
рамками, стремится выйти за грани дозволенного, он менее осторожен в
рискованных ситуациях и мало задумывается о последствиях своих действий.
Подтверждена негативная роль в приобщении к
курению подростка близкого окружения: курение родственников (матери, отца,
старшего брата) и курение друзей и приятелей. Курящие подростки много времени
проводят с друзьями, в то время как досуг некурящих более разнообразен: они
больше занимаются спортом, смотрят телевизионные программы, увлекаются
компьютером, чаще помогают по дому и общаются с родителями. Курящие подростки
чаще, чем некурящие, обращаются за помощью и поддержкой к друзьям. Этот факт
может указывать на более близкие и доверительные отношения лишь в кругу друзей.
Поддержка, готовность оказать помощь, принять и понять ребенка снижают
уровень тревоги, стресса, эмоциональной напряженности, которые, в свою очередь,
увеличивают риск начала курения в раннем возрасте.
5. Апробирована система мер по профилактике
курения, основанная на интегративном подходе к изучаемому поведению (курение)
подростков и эмпирически установлена ее эффективность. Экспериментально
доказаны положительные изменения в статусе курения у подростков в результате
направленного профилактического воздействия, в основу которого заложены
акмеологические принципы развития зрелого, здорового, самостоятельно
принимающего решения человека. Определены достаточно широкие объективные
возможности профилактического воздействия на процесс коррекции
аутодеструктивного, незрелого поведения подростка.
Трехнедельное наблюдение за избранным
контингентом позволяет утверждать, что избранный подход в борьбе с курением
оказался весьма эффективным.
1.
Чучалин А.Г., Сахарова Г.М., Новиков К.Ю. Практическое руководство по лечению
табачной зависимости // Русский медицинский журнал. - 2001. - Т. 9, №21. - С.
904-910.
.
Камардина Т.В. Смертность, обусловленная курением в России // Общественное
здоровье и профилактика заболеваний. -2004.- №2.- С. 29-34.
.
Смирнов В.К. Клиника и терапия табачной зависимости.- М., 2000. -
96 с.
.
Киселева Е.A. Влияние
табакокурения на здоровье // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. -
2003. - №4.- С. 64-68.
.
Берштейн Л.М. Онкоэндокринология курения. - Спб.: Наука, 1995. -127 с.
Рекомендации
по мониторингу табачной эпидемии и борьбе с ней. - Geneva,
World Health
Organization, 1998; M.:
Медицина, 1999
.
Relationship between cigarette smoking and novel
risk factors for cardiovascular diseases in the United States / L.A. Bazzano,
J. He, P. Muntner et
al. // Ann.
Intern. Med.-2003. -
Vol. 13, №11,
- P. 891-897.
7.
Fagerstrom K.O., Sawe U. The pathophysiology of
nicotine dependence: treatment options and cardiovascular safety of nicotine //
Cardiovascular risk factors. - 1997. -Vol. 6, №3. - P. 135-143.