Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    215,59 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях

Домашняя контрольная работа

Основы безопасности жизнедеятельности

Вариант № 1

Тема: Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях

План

защита население чрезвычайная ситуация

1. Понятие «ЧС», источники ЧС, общая классификация ЧС

. Основные направления профилактической деятельности

. Способы защиты населения при ЧС

. Коллективные, индивидуальные и медицинские средства защиты

. Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС

1. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.

В России ежегодно отмечают две крупные аварии на трубопроводе, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно в промышленности. Промышленные катастрофы происходят раз в полгода. В течение последних лет в крупных и мелких авариях и катастрофах ежегодно гибло по 50 тыс. человек и 250 тыс. получали ранения. По прогнозам Российской академии наук, с каждым годом число катастроф будет расти.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят тысячи гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн. чел.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) - одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, возникающая в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности.

Основные причины возникновения ЧС:

внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно - конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту - стадийность. Можно выделить пять стадий развития ЧС:

накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

период развития катастрофы;

экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

период затухания;

период ликвидации последствий.

Классификация чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

по природе возникновения: природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

по масштабам распространения последствий: локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;

по причине возникновения - преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

по скорости развития - взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

по возможности предотвращения ЧС - неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные).

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами - пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушения зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы - землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим ЧС относятся аномальные природные загрязнения атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе - межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Локальные ЧС - это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Объектовые ЧС - это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, промышленно- производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходит за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают все силы и средства предприятия, их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС - это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС - это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов или суверенных государств, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, иногда с привлечением иностранной помощи.

Региональные ЧС - это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД.

Глобальные ЧС - это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны - Председатель Правительства.

Также чрезвычайные ситуации подразделяются на ситуации мирного и военного времени.

В свою очередь чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:

сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;

связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;

на транспортных коммуникациях;

военно-политического характера;

вызванные стихийными бедствиями.

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:

аварии на атомных электростанциях;

утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;

аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;

аварии на ядерных установках научно - исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;

аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;

аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:

пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;

взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;

взрывы в жилых домах.

авиационные катастрофы;

столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);

аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных зон;

территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;

аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

аварии на электростанциях и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.

К четвертой группе относятся ЧС военно-политического характера в мирное время:

единичный (случайный) ракетно-ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падения носителя ядерного оружия с взрывом боевой части;

падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части;

вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых сооружений и частей (в том числе гражданской обороны);

волнение в отдельных районах, вызванных выступление антиобщественных или националистических групп, попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

Пятая группа включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:

геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);

метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

гидрологического характера (наводнение, заторы льдов на реках, цунами);

природные пожары.

2. Основные направления профилактической деятельности

В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов о предотвращении катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г.Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила ускорить принятие решений по данному вопросу.

В связи с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Для России характерна повсеместная распространенность опасных природных процессов и явлений, связанных с холодным климатом. По данным многолетних наблюдений наибольшую опасность в нашей стране представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725), землетрясения (103), смерчи (500), Именно с этими процессами часто связан огромный социально-экономический ущерб. Для снижения потерь, повышения устойчивости функционирования социально-экономических систем (СЭС) на всех уровнях необходимо осуществлять меры защиты от ЧС по следующим направлениям:

* мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

* рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

* предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

* предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

* разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

* подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

* декларирование промышленной безопасности;

* лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

* страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

* проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

* государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

* информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

* подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Однако, реализация мер защиты связана с немалыми затратами, что требует соизмерять затраты с предотвращаемым ущербом. Для редких событий речь должна идти о предотвращаемом риске. Особенностью профилактических мер является необходимость осуществления реальных затрат сегодня в обмен на сокращение возможного ущерба в будущем.

В финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС доля средств органов местного самоуправления составляет пока в среднем по России порядка 1 %, что явно недостаточно. При этом основными направлениями финансирования являются: 1) предупреждение ЧС; 2) смягчение последствий от ЧС; 3) возмещение ущерба.

Международный опыт показывает, что важным является рациональное распределение ресурсов между этими тремя составляющими. В частности, в настоящее время на местном уровне ведутся работы по реконструкции автоматизированных систем централизованного оповещения, созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Осуществляются мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования объектов производственного и социального назначения в условиях ЧС, внедряются современные системы контроля над опасными технологическими процессами.

Высокая эффективность вложений финансовых средств в мероприятия по предупреждению возникновения, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера достигнута в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, выделение в 2004 г. необходимых финансовых ресурсов на превентивные меры позволило: в Новосибирской области снизить затраты на ликвидацию последствий весеннего половодья до 30 %, по сравнению с прошлыми годами; в Тюменской области не допустить распространение очагов природных пожаров на территории населенных пунктов, объектов экономики, транспортной и производственной инфраструктуры.

Таким образом, более глубокое внедрение механизмов экономического регулирования позволит значительно повысить защищенность населения, природной среды и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. Цель совершенствования экономических механизмов и их применения на всех уровнях состоит в том, чтобы создать условия, при которых физическим и юридическим лицам было бы не только выгодно принимать меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению их риска, но и убыточно хозяйствовать по-другому.

Следует отметить, что в Российской Федерации система предупреждения чрезвычайных ситуаций очень эффективна, что, однако, не исключает вероятности возрастания общего количества аварий, стихийных бедствий и катастроф, особенно техногенного характера, в связи с неуправляемым процессом повального физического старения основных производственных фондов опасных производственных объектов. Так что финансирование этой сферы ни в коем случае не должно снижаться.

. Способы защиты населения

Защита населения - главная задача Гражданской Обороны. Поэтому подготовка населения к ЧС является также важной задачей. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя и членов семьи от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях, оказать самопомощь и помощь пострадавшим. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств.

Организация единой системы оповещения.

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Считается, что своевременное оповещение населения при внезапном применении противником оружия массового поражения позволит снизить потери людей с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.

Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не только место и направление движения носителя, но и время его подлета. Это обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской обороны и объектов.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки имеют первостепенное значение.
Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телерадиовещания, применением специальной аппаратуры для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.

Сигналы, поданные вышестоящим штабом, дублируются всеми подчиненными штабами.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Граждане! Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты.

По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.

Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!». По этому сигналу население с разрешения комендантов убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.

В городах, районах, по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, дальнейшие указания действий.

Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.

По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, тканевую или ватно-марлевую повязку, а при наличии - противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.

Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, в случае необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.

Назначение и способы эвакуации.

Еще одним способом защиты населения от современных средств поражения в военное время, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера является его эвакуация.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также в случае применения противником оружия массового поражения, и размещение его в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источников ЧС).

Рассредоточение - это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника Гражданской Обороны Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом вышестоящему начальству.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, выделяют следующие варианты проведения данных мероприятий: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей. В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано даже диспетчером опасного техногенного объекта. Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и их семей, осуществляется по производственному принципу начальниками ГО предприятий (т.е. по предприятиям, учреждениям, организациям), на которые возлагается ответственность за проведение эвакуации.

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Эвакуация неработающего населения производится по территориальному принципу (т.е. по месту жительства) и организуется городскими эвакуационными комиссиями совместно с ЖЭУ, ЖКК, РЭУ. Рассредоточение и эвакуация может проводиться пешим порядком, с использованием транспортных средств, а также комбинированным способом. Вид транспорта, задействованный для эвакуации, может быть самым разнообразным: автотранспорт, железнодорожный, водный.

Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения - от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.

Из вещей берется самое необходимое - одежда, обувь, белье. Обязательно следует взять теплые (шерстяные) вещи, даже если эвакуация производится летом.

Количество вещей и продуктов питания должно быть рассчитано на то, что человеку придется нести их самому. При эвакуации на транспортных средствах общая масса вещей и продуктов питания должна составлять примерно 50 кг на взрослого человека; при эвакуации пешим порядком она может быть значительно меньше - в соответствии с физической выносливостью каждого человека. К каждому месту с вещами и продуктами питания прикрепляется бирка с фамилией, именем и отчеством, адресами постоянного места жительства, конечного пункта эвакуации их владельца.

Из документов взрослые должны иметь при себе: паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения, свидетельство о браке и рождении детей.

Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей. К чемоданам (рюкзаками) с вещами и продуктами питания эвакуируемых детей надо прикрепить бирки, на которых разборчиво написать фамилию, имя и отчество ребенка, данные родителей, домашний адрес и пункт эвакуации. Аналогичные метки нужно сделать детям дошкольного возраста на одежду. Сбор населения для эвакуации проводится за 4 часа. Эвакуация рассчитана на месяц.

4. Коллективные, индивидуальные и медицинские средства защиты

Защита населения и производительных сил страны от оружия массового поражения, а также при стихийных бедствиях, производственных авариях - важнейшая задача Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Для решения этой задачи необходимо создание на объектах экономики и в населенных пунктах различных типов защитных сооружений для укрытия людей. Защитные сооружения могут быть построены заблаговременно и по особому указанию. Заблаговременно строят, как правило, отдельно стоящие или встроенные в подвальную часть здания сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации. В мирное время предусматривается возможность использовать эти сооружения в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки.

Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты людей от современных средств поражения. Они подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

Устройство убежищ

Убежища обеспечивают наиболее надежную защиту людей от ударной волны, светового излучения, проникающей радиации и радиоактивного заражения при ядерных взрывах, от отравляющих веществ и бактериальных средств, а также от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров.

Современные убежища - сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных инженерных систем и измерительных приборов, которые должны обеспечить требуемые нормативные условия жизнеобеспечения людей в течение расчетного времени.

По вместимости убежища можно условно разделить на такие виды: убежища малой вместимости (15 - 600 чел.), средней вместимости (600 - 2000 чел.), большой вместимости (свыше 2000 чел.).

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных этажах зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий.

В убежищах применяются фильтровентиляционные установки с электрическим или ручным приводом. С помощью таких установок наружный воздух очищается от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств и подается в убежище.

В убежище оборудуются системы водоснабжения, канализации, отопления и освещения, устанавливаются радио и телефон. В основном помещении должны быть скамьи для сидения и нары для лежания. Каждое убежище должно быть оснащено комплектом средств для ведения разведки на зараженной местности, инвентарем, средствами аварийного освещения. Кроме того, под убежища могут приспосабливаться заглубленные помещения (подвалы, тоннели), подземные выработки (шахты, рудники и др.).

Необходимо постоянно следить за исправностью оборудования убежищ.

Противорадиационные укрытия

Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного заражения и светового излучения и ослабляют воздействие ударной волны ядерного взрыва и проникающей радиации. Оборудуются они обычно в подвальных или наземных этажах зданий и сооружений.

Следует помнить, что различные здания и сооружения по-разному ослабляют проникающую радиацию: помещения первого этажа деревянных зданий ослабляют проникающую радиацию в 2 - 3 раза; помещения первого этажа каменных зданий - в 10 раз; помещения верхних этажей (за исключением самого верхнего) многоэтажных зданий - в 50 раз; средняя часть подвала многоэтажного каменного здания - 500 - 1000 раз.

Наиболее пригодны для противорадиационных укрытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов. При угрозе радиоактивного заражения эти проемы заделывают подручными материалами: мешками с грунтом, кирпичами и т.д.

При необходимости сооружаются отдельно стоящие противорадиационные укрытия.

Простейшие укрытия

Самым доступным средством защиты от современных средств поражения являются простейшие укрытия. Они ослабляют воздействие ударной волны и радиоактивного излучения, защищают от светового излучения и обломков разрушающихся зданий, предохраняют от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных, отравляющих и зажигательных веществ.

Простейшее укрытие - это открытая щель, которую отрывают глубиной 180 - 200 см, шириной по верху 100 - 120 см, и по дну - 80 см с входом под углом 900 к продольной оси ее. Длина щели определяется из расчета 0,5 м на одного укрываемого.

В последующем защитные свойства открытой щели усиливаются путем устройства перекрытия с грунтовой обсыпкой и защитной двери. Такое укрытие называется перекрытой щелью.

В целях ослабления поражающего действия ударной волны щель делают зигзагообразной или ломаной. Надо, однако, помнить, что щели, даже перекрытые, не обеспечивают защиты от отравляющих веществ и бактериальных средств.

При пользовании ими в случае необходимости следует использовать средства индивидуальной защиты: в перекрытых щелях - обычно средства защиты органов дыхания, в открытых щелях, кроме того, и средства защиты кожи. Место для строительства щели нужно выбирать преимущественно на участках без твердых грунтов и покрытий. В городах лучше всего строить щели в скверах, на бульварах и в больших дворах, в сельской местности - в садах, огородах, пустырях. Нельзя строить щели вблизи взрывоопасных цехов и складов, резервуаров с сильнодействующими ядовитыми веществами, около электрических линий высокого напряжения, магистральных газо - и теплопроводов, водопроводов.

Работы по строительству щелей следует вести в ускоренном темпе, чтобы в предельные сжатые сроки после появления опасности нападения противника обеспечить ими все население, нуждающееся в защите.

Средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты получили широкое применение в различных областях деятельности человека, и призваны обеспечить безопасное проведение самых разнообразных работ, могут использоваться только одним человеком.

Существует довольно много разновидностей этих средств, рассмотрим некоторые из них.

Респираторы Лепесток-200.

Предназначены для защиты органов дыхания от различных видов аэрозолей, присутствующих в воздухе: минерального, растительного, животного, металлического и другого происхождения при содержании кислорода в воздухе не менее 17 %.
Применяются при концентрации аэрозолей в воздухе не более 100 мг/м3.
В нерабочем состоянии респираторЛепесток-200 имеет вид круга, плотное прилегание к лицу в рабочем состоянии достигается с помощью резинового шнура, продернутого по периметру круга, и носового зажима.
РеспираторыЛепесток-200М поставляются в собранном виде.

Гражданские противогазы ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМт, ГП-8.

Предназначены для защиты органов дыхания, глаз и лица человека от отравляющих и радиоактивных веществ в виде паров и аэрозолей, бактериальных (биологических) средств, присутствующих в воздухе.
Противогазы ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМт и ГП-8В при использовании по назначению в реальных условиях обеспечивают высокоэффективную защиту.
 Маски противогазов выпускаются 3-х размеров и имеют переговорное устройство, позволяющее вести переговоры с применением технических средств. Применение незапотевающих пленок, а при отрицательных температурах и утеплительных манжет, сохраняет прозрачность стекол в течение всего времени работ в противогазе при любой физической нагрузке.
 Защищает от веществ нервно - паралитического действия (типа зарин, зоман и др.), общеядовитого действия (хлорциан, синильная кислота и др.), радиоактивных веществ (типа йодистый метил и др.) до 6 часов. От капель отравляющих веществ кожно-нарывного действия (типа иприт и др.)- до 2 часов. Противогаз не защищает от угарного газа, а также низкокипящих органических веществ, таких как метан, этан, бутан, ацетилен и др.

Защитный костюм Л-1.

Предназначен для защиты кожи, одежды, обуви от оружия массового поражения (ОВ, РП, БА), токсичных веществ длительного воздействия, токсичной пыли, от нефти и нефтепродуктов, от вредных биологических факторов, при выполнении дегазационных, дезактивационных и дезинфекционных работ.

Изготавливается из прорезиненной ткани Т15, Т15к - серого цвета, УНКЛ - зеленого цвета. Швы проклеены специальной защитной лентой. Костюм состоит из цельнокроеных брюк с бахилами, куртки с капюшоном, двух пар двупалых перчаток, сумки для хранения. Используется в военной, химической, промышленности и на местности зараженной отравляющими и аварийно химическими опасными веществами, а также при проведении гидротехнических работ в интервале температур от +36 до +45 С.

Респиратор противогазовый РПГ-67.

Предназначен для защиты органов дыхания человека от вредных веществ, присутствующих в атмосфере рабочих мест в виде паров и газов. Обеспечивает защиту органов дыхания человека в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве при работе с ядохимикатами и удобрениями, а также в бытовых условиях. Поставляется в трех размерных вариантах (1-й, 2-й, 3-й).

Комплектуется противогазовыми фильтрующими патронами 4-х марок.

Медицинские средства защиты.

Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи в целях предупреждения или ослабления поражения радиоактивными, отравляющими или химическими веществами, а также предупреждения инфекционных заболеваний.

В медицинскую аптечку АИ-2 входит набор медицинских средств из 6 вложений:

· радиозащитное средство №1 (цистамин - 2 упаковки);

·        радиозащитное средство №2 (йодистый калий - 1 упаковка);

·        противорвотное средство (этаперазин - 1 упаковка);

·        противобактериальное средство №1 (тетрациклин - 2 упаковки);

·        противобактериальное средство №2 (сульфадиметоксин - 1 упаковка).

·        средства при отравлении ФОВ (тарен)

Радиозащитное средство № 1, гнездо №4, два пенала малинового цвета. Необходимо принимать при угрозе облучения 6 таблеток, запивая водой. При новой угрозе облучения через 4-5 часов принять еще 6 таблеток. Детям до 8 лет на 1 прием дают 1,5 таблетки, а от 8 до 15 лет - 3 таблетки.

Радиозащитное средство №2, гнездо №6, пенал белого цвета. Необходимо принимать взрослым и детям по 1 таблетке ежедневно в течение 10 дней после выпадения радиоактивных осадков, вместе с молоком.

Противорвотное средство, гнездо №7, пенал голубого цвета. Необходимо принимать 1 таблетку сразу после облучения, а также, если появилась тошнота после ушиба головы. Детям до 8 лет на 1 прием дают 1/4 таблетки, а от 8 до 15 лет - 1/2таблетки.

Противобактериальное средство №1, гнездо №5, два пенала без окраски с квадратными корпусами. Необходимо принимать при угрозе или бактериальном заражении, а также при ранах и ожогах содержимое одного пенала (5 таблеток), запивая водой. Содержимое второго пенала (5 таблеток) принимать через 6 часов. Детям до 8 лет на 1 прием дают 1 таблетку, а от 8 до 15 лет - 2,5 таблетки.

Противобактериальное средство №2, гнездо №3, большой пенал без окраски. Необходимо принимать после облучения при возникновении кишечно-желудочных расстройств по 7 таблеток в один прием в первые сутки, по 4 таблетки в последующие двое суток. Детям до 8 лет принимают в первые сутки на 1 прием - 2 таблетки, а от 8 до 15 лет - 3,5 таблетки. В последующие 2 суток детям до 8 лет дают 1 таблетку на прием, а от 8 до 15 лет - 3 таблетки.

Средство при отравлении ФОВ, гнездо №2, пенал красного цвета. Необходимо принимать по 1 таблетке по сигналу гражданской обороны. При увеличении признаков отравления надо принять еще одну таблетку. Детям до 8 лет на 1 прием дают 1/4 таблетки, а от 8 до 15 лет - 1/2 таблетки.

В индивидуальной аптечке нет средств общеуспокаивающего действия и средств, ослабляющих чувство страха. В ЧС, как показала практика, эти средства необходимы. Поэтому можно рекомендовать населению дополнительно к содержимому АИ-2 использовать транквилизаторы (типа элениума, фенозепама).

ИПП-8 - индивидуальный противохимический пакет.

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8 предназначен для оснащения личного состава.

Пакет ИПП-8 рассчитан на оказание первой помощи в порядке само- и взаимопомощи при поражении капельножидкими отравляющими веществами.

ИПП-8 обеспечивает проведение частичной санитарной обработки открытых участков кожных покровов и непосредственно прилегающих к ним участков обмундирования, зараженных капельножидкими отравляющими веществами. Пакет состоит из плоского стеклянного флакона емкостью 200 мл, заполненного универсальным дегазирующим раствором, четырех ватно-марлевых тампонов и памятки о правилах использования пакета.

Характеристика пакета ИПП-8:
Количество дегазатора во флаконе обеспечивает обработку 1500-2000 см2 поверхности тела. Объем дегазирующей рецептуры - 135 мл. Упаковка - полиэтиленовая оболочка. Масса - 250 г.

Время приведения пакета в действие - 25-35 с. Продолжительность обработки - 1,5-2 мин.

При заражении открытых участков кожи аэрозолем и каплями ОВ и их дегазации порядок проведения частичной специальной обработки с использованием ИПП-8 при надетом противогазе в момент применения противником ОВ следующий:

·              вскрыть пакет;

·              обильно смочить тампон рецептурой и протереть кожу шеи и кистей рук;

·              вновь смочить тампон и протереть воротник куртки (шинели), манжеты рукавов (захватывать тампоном наружную и внутреннюю поверхности ткани), наружную поверхность лицевой части противогаза;

·              сухим тампоном снять излишки рецептуры с кожи шеи и рук;

·              закрыть и убрать флакон.

В настоящее время вместо ИПП-8 на вооружение в Вооруженных Силах, МВД РФ, формированиях ГО и ЧС, принят индивидуальный противохимический пакет ИПП-11.

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11. <http://www.balama.ru/ipp-11.htm>

5. Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС

Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях пот защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Граждане России ИМЕЮТ ПРАВО:

На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте;

Получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

На медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

На государственное и социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС;

На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

На пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

. Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании всей системы РСЧС. А посему каждый россиянин ОБЯЗАН:

Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

Соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

Изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

Знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;

Четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

При первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических сетей; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время или в непогоду.

Особо следует сказать об ответственности. С появлением уже упоминавшегося закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий, то теперь это не так.

Статья 28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение Законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении Законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законодательством РФ и Законодательством субъектов Российской Федерации.

Ответственность же простых граждан состоит, в первую очередь, в изучении основ самопомощи и взаимопомощи при ЧС, умении применять эти знания.

Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некую основу для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области защиты человека состоит в том, чтобы направить разум людей на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.

Литература

1. «Безопасность жизнедеятельности» учебник под ред. Э.А. Арустамов Изд-во «Дашков и К» 2001г.

. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». - М.,1994г.

. «Государственное управление в чрезвычайных ситуациях». М., Наука, Б.Н.Порфирьев, 1991г.

. Козьяков А.Ф., Федосеев В.Н. Управление промышленной безопасностью//Менеджмент в России и за рубежом, 2001г.

Похожие работы на - Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!