Социальное самочувствие и социальные ожидания молодежи
ТЕМА: СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Cоциальное самочувствие и социальные ожидания человека - сложные,
интегральные понятия. Они отражают состояние его физических и душевных сил,
Являются объективной - субъективной характеристикой степени реализации им
своего потенциала, адаптированности к материальным условиям, нормам и ценностям
общества и определяют повседневное поведение человека, его действия
/бездействия во всех сферах жизнедеятельности. Социальное самочувствие и
социальные ожидания детерминированы, с одной стороны, самой личностью: его
психофизическими и социальными качествами, с другой, - обществом, параметрами
экономических, социальных, политических процессов, проистекающих в нем.
Научный инструментарий отечественной
социологии претерпевает значительные изменения. Этот процесс, связанный с
социальными трансформациями нашего общества последних лет, включает как
переосмысление традиций в изучении социальных субъектов, так и привлечение
новых эвристических ресурсов. К последним относятся обращение к теоретическим
концепциям, которые были предложены в свое время другими дисциплинами или
находились на периферии исследовательской практики. Чертой многих современных
исследований социальных процессов и явлений становится использование
междисциплинарного подхода, в частности, социально-психологических понятий.
Речь идет о "социальном настроении", "социальных
перцепциях", "социальных чувствах" и, наконец, "социальном
самочувствии". Указанные термины, выходя за рамки психологической плоскости
рассмотрения, предполагают измерение не только психологических, но и социальных
характеристик. Субъективное восприятие человеком собственной жизни перестало
быть прерогативой только психологических исследований в силу существенного
влияния объективных факторов, в значительной мере детерминирующих
жизнедеятельность, как отдельного индивида, так и социальных общностей. Эти
обстоятельства во многом определили наш исследовательский выбор - обращение к
анализу социального самочувствия молодежи.
Термин "социальное
самочувствие" появился в отечественной социологии в середине 80-х годов и
до сих пор активно применяется для анализа жизнедеятельности социальных
субъектов. Но есть проблемы в его использовании для целей социологического
анализа.
Первая связана с практикой
использования данного термина скорее интуитивно и метафорически - без серьезной
теоретической и методологической базы, вторая - с "психологизацией"
социального самочувствия, сведением его почти буквально к "чувству".
Выявление социологического смысла понятия "социальное самочувствие" и
специфики социологического подхода к его изучению существенно облегчалось тем,
что в отечественной и зарубежной социологии сложилась методологическая база для
такого определения. Речь идет о целом ряде публикаций, посвященных
характеристике социально-психологических, субъективных феноменов и практике их
использования в социологии. Предпосылкой изучения социального самочувствия
можно считать подход отечественных исследователей - психологов, философов и
социологов - к общественному сознанию. Отметим здесь же труды российских ученых
начала XX в. В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Л.Н. Войтоловского и Л.И.
Петражицкого , внесших свой вклад в рассмотрение социально-психологических
феноменов, в частности, общественного настроения. Вышедшая в середине 60-х
годов монография Б.Д. Парыгина "Общественное настроение" до сих пор
имеет методологическое значение, и при конструировании представления о
социальном самочувствии мы не раз обращались к ней.
Рациональное мышление каждого
человека как основной способ оценки жизненного мира опирается на конкретные
факты, поэтому в массовом сознании социальное самочувствие детерминировано
степенью удовлетворенности жизненными условиями, доходом, доступностью
необходимых услуг, ощущениями личной безопасности, недискриминации по
какому-либо признаку.
Исследования, проведенные в рамках
мониторинга в 2003 и 2004 гг., показывают, что достаточно большая доля
респондентов невысоко оценивают уровень и качество своей жизни. Особенно
незащищенным население считает себя от производства чиновников, представителей
силовых ведомств, действий уголовной преступности, бедности.
Более 40% полагают недоступными для
себя услуги качественного образования, 48% - медицинского обслуживания. Таким
образом, можно с уверенностью сказать о том, что более трети респондентов не
имеют необходимых условий для жизни и самореализации, а также о высоком уровне
тревожности и незащищенности населения от самых разных угроз и рисков. На этом
фоне, возможно, нелогично выглядят оценки население динамики их жизненных
условий по сравнению с 1990 и 2000 годом; 13,2 % респондентов отметили позицию
« стали жить значительно лучше по сравнению с 1990 годом», еще 35,4% - немного
лучше. По сравнению с 2000 годом позитивная динамика еще более заметна. Значительно
лучше стали жить в 2003 г. 13 %, немного лучше - 49,8%. Примерно также оценки
получены и в 2004 году.
Более глубокий анализ полученных
результатов позволил прийти к следующим выводам.
Во-первых, в каждом обществе на
любом из этапов его трансформации всегда есть группы лиц, чье материальное и
моральное благополучие улучшается / ухудшается. Так, среди тех, кто отметил
позиции « стал жить значительно + немного лучше» были представители всех
профессиональных и возрастных групп. В данном случае больше тех, кто работает в
сфере финансов , торговли, общественного питания, строительства, транспорта.
Здесь преобладают респонденты в возрасте до 40 лет, то есть те, кто начинал
свою трудовую деятельность в новые времена, а, следовательно, они принимают
требования рынка. Эти люди в боьшей мере ориентированы на карьеру, достижение
успехов. Здесь выше ценность свободы, независимости. Во- вторых, какая-то часть
неселения более старших, наиболее активных возрастов так же адаптировалась к
новым условиям.Свою роль сыграло изменение атмосферы в обществе после выборов
2000 года : стабилизация политической ситуации, некоторый рост доходов
населения, начало борьбы с коррупцией и терроризмом, патриотический разврат к
оценкам роли Великой Отечественной войны, ветеранов армии и государства.
Опрос показал относительно высокий
средний уровень социального самочувствия жителей города. Индексы
удовлетворенности жизнью, оценки материального положения своей семьи и
перспектив его изменения находятся в позитивной зоне. Однако следует обратить
внимание на резкое снижение всех показателей с повышением возраста. Жители
Владимира старше 50 лет, в отличие от молодежи, характеризуются негативным
индексом оценки своего материального положения, отмечают его ухудшение
последние 3 года и не очень-то надеются на повышение материального статуса в
ближайшем будущем.
социальный самочувствие
социологический опрос
К социальным группам с низким
уровнем социального самочувствия традиционно относятся пенсионеры, безработные,
работники образования, здравоохранения и культуры, и, отчасти, работники сферы
торговли и обслуживания. Несколько неожиданным результатом оказалось попадание
в число неудовлетворенных пессимистов работников сферы управления, которые
всегда находились в лидерах оптимизма. Очевидно, нарастание тревожности в
данной группе связано со сменой муниципальной власти, с возможными изменениями
во власти региональной, а также с общей неопределенностью предвыборного года.
Также довольно высок уровень
недоверия общероссийскими и областными СМИ - 70% респондентов, независимо от
пола, а местным - 60% женщин и 65% мужчин. По моему мнению, причина здесь
кроется в том, что наши СМИ не стали ключевым звеном, показателем состояния
общественной рефлексии, перестали быть средствами выражения интересов
большинства населения. Они скорее выражают мнение редактора, телеведущего,
отдельных политических партий и кланов, подчиняясь их влиянию.
Важным показателем социального
самочувствия населения выступают социальные ожидания. По данным опроса,
уверенность в том, что все в семье будет хорошо выразили 46,6 % опрошенных ( в
том числе 8,4 % абсолютно уверены ), а остальные 51,4 % - сомневаются ( совсем
не уверены - 12,4 %). Оценки социально-экономического положения семей в
ближайшей пятилетней перспективе выглядят более оптимистично. Улучшится -
полагают 63% респондентов (в том числе 9% - значительно улучшится), ухудшится -
6,2 %. Наиболее оптимистично смотрит в будущее молодежь в возрасте до 25 лет и
социально-профессиональная группа предпринимателей. Наименее - люди пожилого
возраста и респонденты с низкими доходами, прежде всего инвалиды и семьи,
имеющие в своем составе инвалидов, а также одинокие матери и многодетные
респонденты.
Следует отметить, что 60 %
опрошенных невысоко оценивает эффективность государственной социальной политики
и социальной защиты на всех уровнях управлениях. Так, позицию «уровень
социальной защиты высокий» отметили 1,9 % респондентов, а «социальная политика
на федеральном уровне эффективна» - 2,7 %.
Основные социальные опасения горожан
лежат в области здоровья собственного или близких людей. На третьем месте по
частоте упоминаний - опасение войны. Отметим, что в середине «нулевых» опасение
войны снижалось и замещалось опасением угрозы терроризма. Сейчас опасение войны
вновь становится более значимым.
Почти все опасения чаще отмечаются
женщинами. Исключение составляют лишь безработица и неясность перспектив,
которые чаще беспокоят мужчин. Молодежь чаще других возрастных групп испытывает
следующие опасения: - болезни близких людей,
нелюбимой работы,
неясности перспектив,
преступность и насилие.
На данный момент в качестве наиболее
острых социальных проблем в общественном мнении рефлексируются проблемы
безработицы, уровня преступности. Правда, их острота по федеральным округам
различна.
Безработица в большей степени
волнует жителей Южного федерального округа (53,7 %), рост платы за жилье -
Сибирский (34,1%),Северо-Западный (28,9%) и Приволжский (34,3%) федеральные
округа, высокий уровень преступности - Уральский федеральный округ (51,3%),
рост алкоголизма - Приволжский (34,2%) и Уральский федеральные округа (32,3%).
Как видим, замеры общественного
мнения в 2003 и 2004 гг. свидетельствовали об относительной устойчивости
социальной ситуации, социального самочувствия и оптимизма достаточно большого
числа респондентов в оценке будущего. Однако реформа льгот, начатая
Правительством РФ в 2005 году, заметно изменила социальные настроения россиян,
сформировала протестный потенциал.
Трудно не согласиться с тем, что
существующая система льгот была затратной и неэффективной. Все знают, что
льготами, предоставленными государством, пользовались почти половина населения
страны. По Федеральному законодательству до 1 января 2005 года насчитывалось
более 200 видов льгот для 100 категорий граждан, а с учетом регионального
законодательства - еще больше.
При этом надо отметить, что в
условиях радикальных экономических реформ 90-х годов XX века социальная защита
в форме льгот сыграла положительную роль, она была не только оправдана, но и
жизненно необходима. Сегодня в новых экономических условиях монетизация льгот
возможно нужна, но учитывая, что реформа затрагивает интересы наиболее уязвимых
слоев населения, она требует скрупулезно выверенного, профессионального
подхода, хорошей организационной разъяснительной работы и обеспечения реализации
конституционного права и свобод граждан, ухудшают их социальное положение.
Государство обязано создать такую систему социальных гарантий своим гражданам,
которая направлена на соблюдение их личных интересов, не ущемляет их даже
тогда, когда это ведет к серьезным материальным затратам.
При проведении реформ, не был
соблюден довольно важный принцип. Теория управления учит - нельзя проводить
одновременно несколько реформ. Она накладываются друг на друга, вызывая
отрицательный эффект. Монетизация льгот наложилась на пенсионную и
административную реформы. Неудачно выбрано и время её проведения - 60 -летие
Победы над фашистской Германией.
С возрастом мнение о большей
ответственности федеральных властей становится все более крепким. Молодежь чаще
склонна обвинять в нерешенности проблем областную исполнительную власть, а
респонденты в возрасте от 31 до 50 лет - главу города и главу городской
администрации.
С федеральным уровнем связываются
следующие проблемы: нехватка денег, рост цен на товары и на коммунальные
услуги, низкое качество коммунальных услуг, невозможность найти работу,
невыплата и задержки с выплатой зарплат или пособий, рост преступности, плохая
экологическая обстановка.
С региональным уровнем - плохие
жилищные условия, трудности с получением образования, засилье мигрантов.
С муниципальным уровнем = плохая
организация досуга, забота о детях и молодежи, плохие жилищные условия, ветхое,
аварийное состояние жилья, плохая работа правоохранительных органов, пьянство,
плохое состояние дорог, трудности с дошкольными учреждениями, санитарное
состояние города, освещение улиц, качество питьевой воды.
Таким образом, нерешенность наиболее
важных для себя проблем горожане скорее склонны связывать с федеральной
властью. На городскую власть чаще возлагается решение инфраструктурных проблем.
В ходе опроса респондентам было
предложено самим вписать в анкету те цели, которые могли бы, по их мнению,
положительно повлиять на развитие социальной деятельности. Всего было получено
613 ответов, которые были агрегированы в 62 группы. Чаще всего предлагались три
группы целей:
благоустройство города, «сделать
город лучше», красивый комфортный город - 13,5%,
стремление к благополучию, желание
жить лучше, повышение уровня жизни горожан - 10%,
город для наших детей, охрана
детства, забота о детях будущего - 4%.
При этом 13% указали, что определить
общие цели очень сложно, их слишком много и они слишком разнообразны. Еще 7%
отметили, что общие цели - это утопия, поскольку люди очень злые и каждый за
себя.
Подводя итог можно заключить, что
исходя из представлений горожан об основных проблемах города, из их жизненных
намерений, из структуры их социальных опасений, из представлений об образе
города в будущем, в качестве основных целей стратегии развития населением будут
приняты: - создание условий для повышения своего материального статуса,
обустройство городской среды,
улучшение благоустройства,
развитие туризма, как источника
пополнения бюджета и как способа удовлетворения гордости за свой город,
совмещение спокойного, размеренного
стиля жизни как уникального преимущества с динамизмом, присущим региональному
центру.
Таким образом, проведенный анализ и
оценка влияния каждого социального фактора на экономическую безопасность позволяет
судить о возможных негативных последствиях социальных проблем и необходимых
мерах по разрешению сложившихся социальных противоречий. По моему мнению,
следующим шагом должна быть организация мониторинга показателей,
характеризующих социальную составляющую экономической безопасности, а так же
формирование пакета предложений, разработка программ по устранению выявленных
негативных обстоятельств и предупреждению возникновения новых. Значимой так же
представляется так же оценка стоимости проектов по устранению или снижении, до
желаемого уровня, негативных последствий социальной трансформации российского
общества и молодежи.