Бизнес-план кафе
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный
торгово-экономический университет
Факультет ресторанно-гостиничного
бизнеса и услуг
Кафедра экономики менеджмента в сфере
услуг
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина
Планирование на предприятии
Тема:
БИЗНЕС-ПЛАН СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО КАФЕ
«РАДУГА»
Москва 2010
ПЛАН РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
РЕЗЮМЕ
Цель проекта
Описание предприятия
Показатели эффективности
проекта
. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Характеристика рынка
Потребители и конкурентная
среда
. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Производимая продукция
Ценообразование
Реклама и продвижение товара
Организация сбыта
. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Оборудование и помещение
Организационная структура и
персонал
. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Календарный план
первоначальных вложений
Общие издержки
Затраты на персонал
Сбыт продукции и прямые
издержки
Финансирование проекта
Налогообложение
План движения денежных
средств
. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЕКТА
Рентабельность
Срок окупаемости проекта
Анализ безубыточности
Показатели финансовой
устойчивости
Производственный рычаг
Чистый приведенный доход
. ОЦЕНКА РИСКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1. План движения
денежных средств, руб.
Приложение 2. План прибылей и
убытков
ВВЕДЕНИЕ
По данным
департамента потребительского рынка и услуг Москвы, столице не хватает порядка
25 тысяч пунктов общественного питания с невысокими ценами. На сегодняшний день
только в 10% заведений можно поесть по умеренным ценам.
В связи с
этим городские власти намерены открыть сеть недорогих кафе и закусочных,
которые, в первую очередь, появятся в районах массовой застройки.
Предполагается, что такие заведения будут создаваться с учетом интересов всех
слоев населения города.
Московские власти одобрили проект концепции развития сети общепита на
2008-2010 годы, который предполагает не только создание недорогих пунктов
общественного питания, но и развитие сетей детских, молодежных и семейных кафе.
В новых кафе предлагаемые блюда будут приготовлены в соответствии с
требованиями медицинской науки и смогут способствовать оздоровлению населения
города, начиная с первых лет жизни. Принятая властями концепция
предусматривает, в частности, создание специализированных кафе в парках,
музеях-заповедниках и зонах отдыха.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, согласно статистическим данным,
в Москве действует только 122 детских кафе на 9300 мест и 509 молодежных - на
42 800 мест.
Идея проекта - открытие детского кафе «Радуга»,
ориентированного на проведение семейного отдыха, предоставляющий весь спектр
услуг общепита, а также развлекательные услуги для детей.
Место реализации проекта - г. Одинцово
Необходимая площадь - 250 кв.м.
Этажность - 1 этаж
Права собственности на помещения - долгосрочная аренда
Предлагаемое меню - основное и детское меню, каждое из
которого включает следующий перечень блюд: первые блюда, вторые блюда, салаты,
закуски (горячие и холодные), десерты, а также чай, кофе, алкогольные и
безалкогольные напитки.
Рынок общественного питания в РФ по данным Федеральной
Службы Государственной Статистики, на начало 2010 года в России насчитывалось
около 34,2 тыс. заведений общественного питания, рост по сравнению с началом
2009 года составил около 20%. По оценкам экспертов, после окончания
экономического кризиса, в крупных городах России может быть реализован потенциал
увеличения рынка до 300-500% .
Оборот общественного питания по итогам 2009 года
составил 723 млрд. рублей. Темпы роста рынка составили около 32%, что почти
соответствует уровню 2006 года и является довольно высоким показателем за
последние 7 лет. Однако индекс физического объёма оборота общественного питания
в 2009 году составил 112,3% к соответствующему периоду предыдущего года. Для
сравнения аналогичный показатель для 2006 и 2007 года составил 115,8% и 114,7%
соответственно, что свидетельствует о росте оборота общественного питания и
темпов роста за счёт повышения цен на услуги предприятий общественного питания.
До наступления кризисных явлений в экономике страны
высокая динамика ресторанного рынка была связана, как и на других
потребительских рынках, с ростом доходов населения, а также с развитием
культуры посещения ресторанов, чему, в свою очередь, способствовала
благоприятная макроэкономическая ситуация в России.
Конкурентный анализ в сегменте детских кафе
показывает, что в данный сегмент рынка находится на первичной стадии развития и
не так много игроков, как в сегменте фаст-фуда или кофеен. Детские кафе можно
условно разделить на две группы:
Кафе на территории развлекательных центров для детей;
Отдельные детские кафе для семейного досуга.
Планируемый проект предполагает открытие отдельного
детского кафе с элементами развлечения для детей. Проведем сравнительный анализ
основ конкурентов в сегменте детских кафе. Стоит отметить, что при создании
детских кафе, владельцы делают акцент на привлечение детей к меню, используя
следующие приемы:
• Интересные названия блюд, основанные на названиях
мультфильмах, детских фразах.
• Специальное оформление блюд.
При создании детского кафе необходимо учесть ряд нюансов, поскольку дети
- категория посетителей, как известно, требующая особого внимания: не обойтись
без консультации со специалистами по детскому питанию, закупки посуды,
предназначенной специально для детей, позаботиться об их безопасности.
Имеет смысл предложить специальное детское меню - всем известно, как дети
любят сладкое, поэтому обязательно надо включить в меню фрукты, шоколад,
мороженое, пирожные, торты, булочки и джемы. Кроме того, можно предложить
маленьким посетителям и другую еду - подойдет почти весь набор блюд для
взрослых. Наиболее выигрышным ходом будет использование красочной и практичной
посуды, сервировки или прилагаемой в дополнение к обеду игрушки. Крайне важно
подавать блюда в интересной, необычной по сравнению с домашней посуде, которая
не только развлечет малыша, но и будет безопасна и удобна для него. Также очень
удачное решение - предоставить возможность посетителям заказать какое-то блюдо,
не входящее в меню, например, торт для именинника со специальной надписью для
него.
Что касается оформления меню, то желательно, чтобы оно понравилось малышу
и привлекло его внимание, поэтому будет не лишним украсить его яркими
картинками. В названиях блюд Вы можете использовать понятия из детских сказок,
имена сказочных героев. Текст меню следует написать в доступной для чтения
ребенка манере, а на обратную сторону страниц можно нанести раскраски, ребусы,
кроссворды. В то время как еда еще только готовится, ребенок может заняться
ими, но тогда не забудьте выдать ему набор цветных карандашей.
Для того чтобы привлечь детей в кафе, можно использовать соответствующее
оформление: яркие веселые цвета, шары, гирлянды. Если размеры помещения
позволяют, можно разместить детскую площадку с горкой, игровые домики, а также
добавить различные игрушки. На стенах можно повесить веселые картинки,
оригинальные светильники.
Также следует обратить внимание на подборку персонала, работающего с
детьми - воспитателей, клоунов, фокусников и актеров, изображающих различных
сказочных персонажей. Чем квалифицированнее и опытнее данные сотрудники, тем
больше детей будут стремиться попасть в это кафе. Пользуются успехом
разыгранные в кафе спектакли, особенно если дети принимают в них
непосредственное участие. Помимо спектаклей можно устроить конкурсы и игры с
призами. Можно также организовать просмотр мультфильмов и детских спектаклей в
кинозале. В некоторых кафе отмечаются детские дни рождения, а также детские
праздники.
Профессионалы рекомендуют организовывать в детском кафе самообслуживание,
чтобы дети чувствовали себя как дома.
Оснащение детских ресторанов требует значительных затрат, но, например,
использование посуды высокого качества не только поднимет уровень обслуживания
и в целом авторитет заведения, но и быстро окупиться, привлекая детей снова и
снова. Вы сможете создать в детском кафе атмосферу домашнего уюта, и оно может
стать вторым домом для юных посетителей.
При организации детского кафе важно обратить внимание на подбор
подходящего оборудования. Так, например, вариантом для сервировки детских
столиков может быть небьющаяся посуда из поликарбоната. Родители могут быть
спокойны: дети не разобьют тарелку или кружку, а значит, не травмируются.
РЕЗЮМЕ
Цель
проекта
Целью проекта является создание тематического детского кафе «Радуга» в
Юго-Западном районе города Одинцово (на пересечении улиц Пушкина и Ленина) для
обслуживания жителей города.
Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в
сфере общественного питания для людей со средним уровнем дохода.
Описание
предприятия
Выбранное местоположение и тематика кафе определяются повышенным спросом
со стороны потенциальных потребителей и отсутствием прямых конкурентов.
Для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 550
тыс. рублей сроком на 1 год под 26 % годовых в Московском банке развития.
Для организации производства требуется: приобрести технологическое
оборудование, мебель; произвести небольшой ремонт помещения, направленный на
улучшение интерьера.
Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды. Основные
требования к персоналу - наличие необходимой профессиональной квалификации.
Общее количество создаваемых рабочих мест - 7 человек. Владелец, по
совместительству директор, является частным предпринимателем. Организационная
структура управления - линейная.
Показатели
эффективности проекта
Проект рассчитан сроком на 1 год (2011 год);
Срок окупаемости проекта: 7 мес.;
Норма прибыли на конец 2011 г.: 28%;
Чистый приведенный доход: 179149 руб.
1.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Концепция
бизнес-плана
Характеристика
рынка
В настоящее время проблема организации досуга населения в новых районах
города является актуальной и достаточно злободневной. При строительстве
новостроек главный акцент ставится на обеспечение населения магазинами и
аптеками, организацию детских площадок и скверов, в то время как возведение
объектов культурно-массового характера откладывается на второй план.
Юго-западный район города возник недавно и является новостройкой.
В районе располагается два детских сада, школа, библиотека, стадион, пруд
с лесопарковой зоной.
Рынок предприятий общественного питания в Юго-Западном районе г. Лобня не
является насыщенным, т. к. предложение, имеющееся в настоящее время, не
удовлетворяет растущие потребности населения и не охватывает все имеющиеся
группы потенциальных потребителей.
Потребители
Потенциальными клиентами проектного кафе «Радуга» являются:
молодые семьи с детьми от 2 до 15 лет;
молодые люди (школьники и студенты);
работающие люди во время обеденного перерыва.
Как показывает опыт, детские тематические кафе с удовольствием посещают
не только дети и их родители, бабушки и дедушки, но там часто устраивают
встречи подростки и молодые люди, а также посещают работники из близлежащих
офисов на обеденные перерывы.
Маркетинговый план
Конкурентная
среда
На сегодняшний день в округе (четыре жилых микрорайона) существуют предприятия
общественного питания трех типов:
1) «ночной клуб» - широкий ассортимент спиртных напитков и ограниченный
набор блюд; самообслуживание;
2) «ресторан» - эксклюзивная кухня, качественное обслуживание и,
следовательно, высокая цена;
) «бистро» американского типа - широкий выбор блюд быстрого
приготовления среднего качества по низкой цене; самообслуживание.
Сравнительные характеристики существующих предприятий приведены в таблице
1.
Все данные предприятия нацелены на разные слои населения, но при этом большой
сегмент целевой аудитории остался неохваченным: это дети. Большая часть
населения данных микрорайонов - молодые семьи с детьми, получившие жилье с
помощью кредитной линии, открытой генеральным застройщиком района.
Перечисленные типы предприятий питания не удовлетворяют молодых родителей
по ряду причин: ночные клубы и рестораны - в силу специфики посетителей, а
бистро - из-за неоспоримого вреда фаст-фуда для детского организма.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что появление
специализированного детского кафе с высоким качеством предлагаемых блюд и
средней ценой удовлетворит существующий на сегодняшний день спрос в данном
районе города.
Так как новое кафе займет пустующую нишу на рынке общественного питания,
то серьезной конкурентной борьбы не предполагается, а удобное месторасположение
вдоль пешеходного бульвара рядом с пересечением улиц Пушкина и Ленина будет
способствовать неугасающему спросу со стороны населения.
Таблица 1
Сравнительные характеристики проектного кафе «Радуга» и прочих предприятий
общественного питания в данном районе города.
Наименование
|
Краткая характерис-тика
|
часы работы
|
основной контингент посетителей (со средним возрастом)
|
предлагаемый ассортимент
|
качество блюд
|
уровень цен
|
обслуживание
|
Кафе-бар "Матрица"
|
ночной клуб
|
12.00 - 05.00
|
молодые люди (15-30 лет)
|
спиртные напитки, коктейли, легкие закуски
|
среднее
|
средний, высокий
|
самообслуживание
|
Мужской клуб "Пенальти"
|
бильярд, боулинг, игровой зал
|
15.00 - 08.00
|
компании со средним возрастом (25-45 лет)
|
спиртные напитки, горячие блюда, салаты
|
среднее, высокое
|
высокий
|
официанты
|
Ресторан "Каясаки"
|
японская кухня
|
10.00 - 02.00
|
представители деловых кругов (25-50 лет); молодые люди
(20-30 лет)
|
блюда японской кухни
|
высокое
|
высокий
|
официанты
|
Бистро "Раз-два-три"
|
кафе быстрого питания американского типа
|
08.00 - 22.00
|
студенты (20-25 лет); рабочие и служащие (25-45 лет)
|
"фаст-фуд", горячие напитки, пиво
|
среднее, низкое
|
низкий
|
самообслуживание
|
Закусочная "Пирожок"
|
кафе быстрого питания русского типа
|
07.00 - 23.00
|
молодые люди (15-25 лет); рабочие и служащие (25-50 лет)
|
выпечка, горячие напитки, спиртные напитки, закуски
|
среднее, низкое
|
низкий
|
самообслуживание
|
2.
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Производимая
продукция
Планируется, что детское тематическое кафе «Радуга» предложит своим
покупателям разнообразное меню с качественно приготовленными блюдами в большом
ассортименте. Отдельной линией выделено детское меню с их любимыми блюдами. В
кафе не планируется продажа спиртных напитков, т.к. выбранная тематика и
потенциальный контингент входят в противоречие с атмосферой, царящей в
заведениях, где принято употребление спиртного.
Для упрощения расчетов продукция объединена в укрупненные группы (табл.
2).
Номенклатура продуктов по каждой группе составляет от 5 до 20
наименований.
Таблица 2
Список продуктов
№ п/п
|
Наименование продукта
|
ед. изм.
|
Цена за ед. изм.
|
1
|
Мороженое
|
порция
|
35,00р.
|
2
|
Бутерброды
|
штука
|
30,00р.
|
3
|
Блинчики с начинкой
|
порция
|
30,00р.
|
4
|
Выпечка
|
штука
|
15,00р.
|
5
|
Пирожные
|
штука
|
30,00р.
|
6
|
Торты
|
порция
|
40,00р.
|
7
|
Запеканки
|
порция
|
40,00р.
|
8
|
Мясные блюда
|
порция
|
90,00р.
|
9
|
Рыбные блюда
|
порция
|
80,00р.
|
10
|
Гарниры
|
порция
|
25,00р.
|
11
|
Пицца
|
штука
|
80,00р.
|
12
|
Салаты
|
порция
|
50,00р.
|
13
|
Чай
|
150 гр
|
20,00р.
|
14
|
Чай элитных сортов
|
150 гр
|
50,00р.
|
15
|
Кофе
|
100 гр
|
30,00р.
|
16
|
Кофе элитных сортов
|
100 гр
|
60,00р.
|
17
|
Сок свежевыжатый
|
200 гр
|
30,00р.
|
18
|
Сок пакетированный
|
200 гр
|
8,50р.
|
19
|
Коктейль молочный
|
250 гр.
|
20,00р.
|
20
|
Фрукты
|
штука
|
20,00р.
|
Ценообразование
Ценовая стратегия продаж будет сочетать в себе учет издержек
производства, платежеспособный спрос потребителей и уровень цен на схожую
продукцию у конкурентов. Предполагается, что уровень цен будет соответствовать
выбранному имиджу производимой продукции: качественные и одновременно доступные
блюда для массовых потребителей со средним уровнем дохода.
Стратегия маркетинга предполагает использование в перспективе системы
скидок: к дням рождения посетителей, на комплексные обеды, во время «недели
скидок на определенный продукт»
Реклама и
продвижение товара
В рамках программы стимулирования покупательского спроса планируется
проведение следующих мероприятий:
) мероприятия, направленные на привлечение покупателей при открытии кафе
и первых двух месяцах работы:
· извещение об открытии кафе, размещенное на двух рекламных носителях типа
«перетяжка» (в начале и конце улицы Ленина) сроком на 1 месяц;
· организация праздника в день открытия кафе с привлечением
профессиональных актеров-клоунов, проведением конкурсов и раздачей подарков;
· организация детских новогодних утренников в дни школьных
каникул;
· размещение информации об открытии кафе и проведении детских
утренников на телевидении «бегущей строкой»
) мероприятия, направленные на стимулирование спроса покупателей в
течение остального времени работы кафе:
· информирование покупателей о проведении различных акций и скидках на
специальном стенде внутри кафе;
· размещение информации об открытии кафе и проведении детских
утренников на телевидении «бегущей строкой».
Таким образом, основные затраты на рекламу планируются в первоначальном
периоде - для ознакомления покупателей с новым кафе. Использование
телевизионной рекламы в виде объявления «бегущей строкой» является недорогим,
но действенным средством ознакомления с новыми предложениями и привлечения
новых клиентов.
Принятая стратегия маркетинга по продажам продукции в кафе представляется
достаточно эффективной. При этом продажа продукции потребителям гарантируется
ненасыщенным спросом целевой группы потребителей, неохваченных прочими
предприятиями общественного питания.
Емкость целевого рынка и, соответственно, возможные объемы сбыта
продукции рассчитывались с учетом уровня конечного потребления и методом
экспертных оценок. При этом учитывались следующие факторы:
▪ количество мест в кафе (60);
▪ проходимость в часы «пик» и часы наименьшей посещаемости.
С учетом графика работы будущего кафе определен расчетный объем продаж
продукции, представленный в таблице 3. Предполагается, что время, необходимое
для достижения запланированного расчетного объема продаж, составит 2 месяца
после начала функционирования кафе.
кафе финансирование рентабельность окупаемость
Таблица 3
Планируемый объем продаж на год.
№ п/п
|
Наименование продукта
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
1
|
Мороженое
|
441
|
441
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
2
|
Бутерброды
|
147
|
147
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
3
|
Блинчики
|
73
|
73
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
4
|
Выпечка
|
49
|
49
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
5
|
Пирожные
|
49
|
49
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
6
|
Торты
|
49
|
49
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
98
|
7
|
Запеканки
|
122
|
122
|
245
|
245
|
245
|
245
|
245
|
245
|
245
|
245
|
245
|
245
|
8
|
Мясные блюда
|
343
|
343
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
9
|
Рыбные блюда
|
343
|
343
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
686
|
10
|
Гарниры
|
441
|
441
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
882
|
11
|
Пицца
|
294
|
294
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
12
|
Салаты
|
294
|
294
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
13
|
Чай
|
294
|
294
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
588
|
14
|
Чай элит. сортов
|
147
|
147
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
15
|
Кофе
|
196
|
196
|
392
|
392
|
392
|
392
|
392
|
392
|
392
|
392
|
392
|
392
|
16
|
Кофе элит. сортов
|
98
|
98
|
196
|
196
|
196
|
196
|
196
|
196
|
196
|
196
|
196
|
196
|
17
|
Сок свежевыж.
|
588
|
588
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
1176
|
18
|
Сок (пакет)
|
37
|
37
|
73
|
73
|
73
|
73
|
73
|
73
|
73
|
73
|
73
|
73
|
19
|
Коктейль молоч.
|
73
|
73
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
147
|
20
|
Фрукты
|
147
|
147
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
294
|
3.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Оборудование
Для нормального функционирования кафе потребуется обеспечение работников
необходимым оборудованием и принадлежностями для работы, а также оформить
торговый зал удобной мебелью.
Основными критериями при выборе оборудования для кафе в рассматриваемой
ситуации явились:
· его стоимость при примерно одинаковой комплектации;
· надежность и гарантийные сроки эксплуатации;
· соответствие оборудования для торгового зала выбранному
имиджу.
Смета затрат на закупку оборудования и сопутствующих материалов
представлена в таблице 4.
Таблица 4
Смета затрат на оборудование и мебель, руб.
№
|
Наименование
|
количество
|
цена, руб
|
стоимость, руб.
|
1) Оборудование и принадлежности для кухонного производства
|
1
|
кухонный стол
|
3
|
1 500р.
|
4 500р.
|
2
|
плита
|
2
|
5 000р.
|
10 000р.
|
3
|
холодильное оборудование
|
2
|
10 000р.
|
20 000р.
|
4
|
кухонные принадлежности
|
|
|
20 000р.
|
5
|
посуда
|
|
|
58 675р.
|
|
|
|
|
113 175р.
|
2) Оборудование и принадлежности для зала посетителей
|
1
|
стол для посетителей
|
15
|
1 500р.
|
22 500р.
|
2
|
стул для посетителей
|
60
|
500р.
|
30 000р.
|
3
|
декоративные вешалки
|
5
|
1 000р.
|
5 000р.
|
4
|
музыкальное оборудование
|
1
|
5 000р.
|
5 000р.
|
5
|
видеопроектор
|
1
|
50 000р.
|
50 000р.
|
|
|
|
|
112 500р.
|
3) Вспомогательное оборудование и принадлежности
|
1
|
комплект мебели для руководства
|
2
|
12 000р.
|
24 000р.
|
2
|
офисная техника
|
1
|
40 000р.
|
40 000р.
|
3
|
прочие расходы
|
|
|
20 000р.
|
|
|
|
|
84 000р.
|
Итого Стоимость оборудования и принадлежностей
|
309 675р.
|
Помещение
Размер арендуемого помещения - 120 м2, оно состоит из
основного зала, кухни, кабинета руководства, подсобного помещения и двух
санитарных комнат.
Ежемесячный размер арендной платы вместе с оплатой коммунальных плетежей
будет составлять 20 000 рублей. Расчет арендной платы приведен в таблице 5.
Таблица 5
Расчет арендной платы
Общая площадь, м2
|
Размер арендной платы (руб. за 1 м2 в месяц)
|
Стоимость аренды (руб. в год.)
|
Порядок расчетов
|
120
|
166,67
|
240 000
|
Ежемесячно
|
Во всех помещениях сделан ремонт, заменено сантехническое и
теплооборудование. Для создания единого стиля кафе требуется провести
косметический ремонт основного помещения и санитарных комнат. Смета затрат на
отделку помещений приведена в таблице 6.
Таблица 6
Смета затрат на отделку помещений, руб.
№
|
производимые работы
|
стоимость материалов
|
стоимость работ
|
общие затраты
|
1
|
отделка потолка
|
10 000р.
|
10 000р.
|
20 000р.
|
2
|
покраска стен
|
5 000р.
|
10 000р.
|
15 000р.
|
3
|
декорирование стен
|
10 000р.
|
20 000р.
|
30 000р.
|
4
|
замена пола
|
25 000р.
|
5 000р.
|
30 000р.
|
5
|
отделка сан. комнат тематической плиткой
|
30 000р.
|
15 000р.
|
45 000р.
|
6
|
прочие расходы
|
15 000р.
|
|
15 000р.
|
|
|
95 000р.
|
60 000р.
|
155 000р.
|
Организационная
структура
В качестве организационной структуры управления выбрана линейная (рис.
1). Так как проектное предприятие можно отнести к разряду малых, то такой выбор
оргструктуры позволит быстро принимать решения, быстро реагировать на изменения
во внешней среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю
деятельности сотрудников. Это, несомненно, дает определенные преимущества
организации. В то же время необходимо помнить, что линейные организационные
структуры открывают простор для волюнтаризма руководителя и сосредотачивают его
внимание на текущих делах, не давая ему возможности уделять должное внимание
будущему, поэтому руководителю необходимо уделять должное внимание
стратегическому планированию и прогнозированию.
В качестве организационно-правовой формы предприятия выбран «частный
предприниматель», как наиболее подходящее малому предприятию и по простоте
налогообложения и по менее сложному процессу оформления документации.
Персонал
При подборе персонала учитывались следующие требования:
1. наличие профессиональной подготовки и
квалификации по данной специальности;
2. наличие опыта работы на аналогичных
предприятиях общественного питания;
3. коммуникабельность, умение работать с
клиентами;
4. знание нормативных документов,
регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.
В штате кафе первоначально будет задействовано 7 человек. Штатное
расписание представлено в таблице 7.
Таблица 7
Штатное расписание проектного кафе
Должность
|
Количество
|
Директор
|
Бухгалтер
|
1
|
Повар
|
2
|
Официант
|
2
|
Уборщица/дворник
|
1
|
Итого:
|
7
|
4.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Расчет первоначальных инвестиций
Расчет чистой прибыли (форма №2)
Календарный
план первоначальных вложений
На основе трех предыдущих разделов составим календарный план
первоначальных вложений, который включает перечень подготовительных мероприятий
и потребности в финансовых ресурсах для осуществления каждого из них.
Общие
издержки
Проект создания кафе предусматривает включение в расчет таких издержек,
как аренда производственного помещения, затраты на телефон, рекламу. Не
обойтись и без общехозяйственных затрат, хотя они занимают незначительную долю
в общей себестоимости (табл. 9).
Таблица 8
Календарный план выполнения предварительных работ
№
|
Наименование этапа
|
Длительность (дней)
|
Дата начала
|
Дата окончания
|
Стоимость этапа (руб.)
|
1
|
Оформление кредита
|
15
|
01.12.10
|
15.12.10
|
|
2
|
Заключение договора аренды
|
5
|
15.12.10
|
20.12.10
|
|
3
|
Отделка помещения
|
15
|
15.12.10
|
30.12.10
|
155 000р.
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Покупка оборудования, мебели
|
7
|
25.12.10
|
01.01.11
|
309 675р.
|
5
|
Заключение договоров на поставку сырья
|
10
|
20.12.10
|
30.12.10
|
|
6
|
Получение разрешений
|
18
|
10.12.10
|
28.12.10
|
10 000р.
|
7
|
Проведение рекламной кампании
|
30
|
20.12.10
|
20.01.11
|
40 000р.
|
8
|
Открытие кафе
|
|
05.01.11
|
|
|
|
|
|
|
|
514 675р.
|
Таблица 9
Структура общих издержек
Список издержек на управление, производство, маркетинг
|
Сумма в месяц (руб. вкл. НДС)
|
Периодичность
|
Арендные платежи, включая коммунальные платежи
|
20000
|
Ежемесячно
|
Текущая реклама
|
5000
|
Ежемесячно
|
Общехозяйственные расходы
|
350
|
Ежемесячно
|
Итого:
|
25350
|
|
Затраты на
персонал
В проекте кафе заработная плата повременная и является постоянной (табл.
10).
Таблица 10
Фонд оплаты труда персонала
Список должностей
|
Количество работников
|
Месячный оклад (руб.)
|
ФОТ по должностям (в месяц)
|
Директор
|
1
|
12 000
|
12 000
|
Бухгалтер
|
1
|
10 000
|
10 000
|
Повар
|
2
|
9 000
|
18 000
|
Официант
|
2
|
6 000
|
12 000
|
Уборщица/дворник
|
1
|
3 000
|
3 000
|
Итого:
|
|
|
55 000
|
Сбыт
продукции
В соответствии с запланированной структурой объема продаж в плане сбыта
была составлен расчет поступлений от сбыта продукции, представленный в таблице
11.
Таблица 11
Планируемые поступления от продаж, руб.
№ п/п
|
Наимено-вание продукта
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
1
|
Мороженое
|
15 435
|
15 435
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
30 870
|
2
|
Бутерброды
|
4 410
|
4 410
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
26 460
|
3
|
Блинчики с начинкой
|
2 205
|
2 205
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4 410
|
4
|
Выпечка
|
735
|
735
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
2 205
|
5
|
Пирожные
|
1 470
|
1 470
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
6
|
Торты
|
1 960
|
1 960
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
3 920
|
7
|
Запеканки
|
4 900
|
4 900
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
9 800
|
8
|
Мясные блюда
|
30 870
|
30 870
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
61 740
|
9
|
Рыбные блюда
|
27 440
|
27 440
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
54 880
|
10
|
Гарниры
|
11 025
|
11 025
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
22 050
|
11
|
Пицца
|
23 520
|
23 520
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
47 040
|
12
|
Салаты
|
14 700
|
14 700
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
29 400
|
13
|
Чай
|
5 880
|
5 880
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
14
|
Чай элитных сортов
|
7 350
|
7 350
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
14 700
|
15
|
Кофе
|
5 880
|
5 880
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
16
|
Кофе элитных сортов
|
5 880
|
5 880
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
11 760
|
17
|
Сок свежевыжатый
|
17 640
|
17 640
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
35 280
|
18
|
Сок пакетированный
|
312
|
312
|
625
|
625
|
625
|
625
|
625
|
625
|
625
|
625
|
625
|
625
|
19
|
Коктейль молочный
|
1 470
|
1 470
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
2 940
|
20
|
Фрукты
|
2 940
|
2 940
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
5 880
|
|
|
186022
|
186022
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
Прямые
издержки
К прямым (переменным) издержкам относятся те статьи затрат, величина
которых непосредственно зависит от производимого объема продукции.
Так как в номенклатура продукции в нашем проекте достаточна велика, то
приводить подробную калькуляционную карту мы не будем, а сразу покажем
результаты расчетов прямых издержек с учетом планируемого объема продаж на
протяжении календарного года (табл. 12). При расчете использовалась торговая
наценка в размере 200%.
Таблица 12
Прямые издержки на продукцию, руб.
Продукт
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
Мороженое
|
6540
|
6540
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
13081
|
Бутерброды
|
1869
|
1869
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
11212
|
Блинчики с начинкой
|
934
|
934
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
1869
|
Выпечка
|
311
|
311
|
934
|
934
|
934
|
934
|
934
|
934
|
934
|
934
|
934
|
934
|
Пирожные
|
623
|
623
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
Торты
|
831
|
831
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
1661
|
Запеканки
|
2076
|
2076
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
4153
|
Мясные блюда
|
13081
|
13081
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
26161
|
Рыбные блюда
|
11627
|
11627
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
23254
|
Гарниры
|
4672
|
4672
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
9343
|
Пицца
|
9966
|
9966
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
19932
|
Салаты
|
6229
|
6229
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
12458
|
Чай
|
2492
|
2492
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
Чай элитных сортов
|
3114
|
3114
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
6229
|
Кофе
|
2492
|
2492
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
Кофе элитных сортов
|
2492
|
2492
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
4983
|
Сок свежевыжатый
|
7475
|
7475
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
14949
|
Сок пакетир.
|
132
|
132
|
265
|
265
|
265
|
265
|
265
|
265
|
265
|
265
|
265
|
265
|
Коктейль молочный
|
623
|
623
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
1246
|
Фрукты
|
1246
|
1246
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
2492
|
Итого:
|
78823
|
78823
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
Финансирование
проекта
Для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 550
тысяч рублей сроком на 1 год под 26 % годовых в Московском банке развития,
который вместе с администрацией Московской области проводит программу поддержки
малого и среднего бизнеса. Выплаты планируется производить ежемесячно по
графику платежей (табл. 13); проценты начисляются на остаток суммы; при наличии
свободного остатка денежных средств на балансе кафе на конец 2011 года выплату
за январь 2012 г. можно осуществить в декабре.
Таблица 13
График платежей по кредиту, руб.
график платежей
|
проценты
|
основной долг
|
Сальдо
|
янв.11
|
|
|
|
фев.11
|
11 917
|
38 083
|
511 917
|
мар.11
|
11 092
|
38 908
|
473 008
|
апр.11
|
10 249
|
39 751
|
433 257
|
май.11
|
9 387
|
40 613
|
392 644
|
июн.11
|
8 507
|
41 493
|
351 151
|
июл.11
|
7 608
|
42 392
|
308 759
|
авг.11
|
6 690
|
43 310
|
265 449
|
сен.11
|
5 751
|
44 249
|
221 201
|
окт.11
|
4 793
|
45 207
|
175 993
|
ноя.11
|
3 813
|
46 187
|
129 807
|
дек.11
|
2 812
|
47 188
|
82 619
|
янв.12
|
1 790
|
82 619
|
-
|
|
84 409
|
550 000
|
|
Налогообложение
Согласно Налоговому кодексу РФ проектное кафе имеет право на упрощенную
систему налогообложения, при этом предварительные расчеты показали, что в
первый год работы выгодно использовать УСН со ставкой 6%. В последующие годы
необходимо провести плановый прогноз налоговых платежей и выбрать оптимальную
схему налогообложения, т.к. объем налоговых платежей может существенно
увеличиться.
План
движения денежных средств
В основе «Плана движения денежных средств» лежит метод анализа денежных
потоков, используемый во всех наиболее известных методиках планирования и
оценки эффективности инвестиционных проектов. Составление данного документа
используется для определения текущего остатка имеющихся в распоряжении
предприятия денежных средств. Этот остаток формируется за счет притока (доходов
от реализации продукции и услуг, взносов в уставной фонд, займов и т.д.) и
оттока (затрат на производство продукции и услуг, общих издержек предприятия,
затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты
дивидендов, налоговых и других выплат) денежных средств.
Расчет амортизации на основное оборудование произведен линейным способом
сроком на 1 год.
В приложениях 1-2 приведены данные по плану движения денежных средств,
руб. (таблица 14) и плану прибылей и убытков (таблица 15).
5. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Рентабельность
Рентабельность инвестиций
Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для
получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из
наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.
Этот метод оценки инвестиционных проектов базируется на расчете отношения
среднегодовой прибыли и средней величины вложений в проект. В нашем примере
среднегодовая прибыль составит 224 тыс. руб., следовательно, коэффициент
рентабельности инвестиций равен 40,7%.
Рентабельность продаж
Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия.
Рассчитывается как отношение чистой прибыли к чистому объему продаж.
Среднегодовой показатель равен 6,2%, но важнее рассмотреть его динамику в
течение года: до мая показатель рентабельности продаж отрицателен, что связано
с несением убытков в начале года, а вот начиная мая коэффициент рентабельности
положителен, равен 27%-28% и стабилен до конца года (табл. 16)
Он показывает, что на каждый рубль реализованной продукции мы получим
27-28 коп. чистой прибыли.
Таблица 16
Динамика показателя рентабельности продаж в течение года, %.
Показатель
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
2011 год
|
рентабельность продаж
|
-112%
|
-121%
|
-31%
|
-5%
|
22%
|
27%
|
27%
|
27%
|
28%
|
28%
|
28%
|
28%
|
6,2%
|
Срок
окупаемости проекта
Срок окупаемости проекта - это время, за которое доходы от деятельности
предприятия покроют инвестиции в проект. Срок окупаемости обычно измеряется в
годах или месяцах
Величина начальных вложений по Проекту создания кафе составляет 550 тыс.
рублей. Срок окупаемости данных вложений наступит в тот период, когда общая
сумма доходов предприятия (сумма строк "Кэш-фло от производственной
деятельности") достигнет этой величины. В нашем примере это произойдет в
июле 2011 г.
Анализ
безубыточности
Первую информацию, которую любому предпринимателю необходимо получать -
это определить точку безубыточности, за которой предприятие начинает получать
прибыль - с помощью проведения соответствующего анализа. Практика показывает,
что рост продаж может вводить в заблуждение особенно начинающих
предпринимателей, и это не обязательно приводит к увеличению прибыли, а значит,
таит в себе угрозу банкротства.
Безубыточный уровень продаж определяется при суммировании постоянных (не
меняющихся от объема продаж) и переменных затрат. Постоянные затраты, как
правило, известны, сюда входят административные и управленческие расходы,
заработная плата, арендная плата и некоторые другие выплаты. Переменные же
затраты при прогнозировании могут быть неизвестны, поэтому точку безубыточности
можно рассчитать с помощью деления объема постоянных затрат на валовую прибыль,
выраженную в процентах от продаж.
В некоторых случаях расчеты приводятся с помощью графического их
представления, что позволяет наглядно увидеть возможность получения прибылей, а
равно и несения убытков. На графиках также могут найти отражение «наихудшего»,
«наилучшего» и «наиболее вероятного» вариантов плана.
Точка безубыточности может исчисляться как в денежных единицах, так и в
форме коэффициента использования производственных мощностей, характеризующем
уровень их использования, при котором уравниваются затраты на изготовление и
поступления от реализации товара. Это довольно надежный ориентир и в оценивании
риска предпринимательской деятельности, причем вычисляться может как
аналитическим (табл. 17), так и графическим способом (рис. 2).
Таблица 17
Расчет точки безубыточности делается за год в целом
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
пост. издержки (F)
|
80 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
130 350
|
перем. издержки (V)
|
78823
|
78823
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
165432
|
стоимость продаж (S=P*X)
|
186022
|
186022
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
390420
|
точка безубыточности (S1=(F/(P-V))*P
|
139431
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
226196
|
Рис. 2. График уровня безубыточности производства.
Благодаря соотношению постоянных затрат, отнесенных к разнице между ценой
единицы продукции и переменных на нее затрат, можно не только вычислять
собственную точку безубыточности, начиная с которой производство становится
рентабельным, но и посредством варьирования цифрами достигать наиболее
оптимальных условий функционирования и развития фирмы.
В нашем проекте безубыточный уровень продаж будет достигнут, когда
стоимость реализованной продукции будет равна 226 196 руб.
График достижения безубыточности отражает проектную динамику выручки и
полных затрат на производство и реализацию продукции, тот уровень продаж (то
есть безубыточный), при котором выручка от произведенной и реализованной
продукции покрывает все расходы.
Показатели
финансовой устойчивости
Показатель запасов финансовой устойчивости рассчитывается как отношение
разницы объема выручки и минимально возможного уровня производства в денежном
выражении (точка безубыточности) к уровню выручки (табл. 18). При выходе
производства на проектную мощность, данный показатель стабилен и отражает
способность предприятия погашать задолженность.
Таблица 17
Расчет точки безубыточности
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек. 2011
|
показатель запасов финансовой устойчивости
|
25%
|
-22%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
42%
|
К концу года проектное кафе планирует полностью расплатиться с
предоставленным кредитом и использовать в деятельности только собственные
средства, таким образом, кафе планируется как финансово устойчивый
хозяйственный субъект.
Производственный
рычаг
Эффект производственного рычага состоит в том, что любое изменение
выручки от реализации влечет за собой еще более сильное изменение прибыли.
Такое явление связано с делением затрат предприятия на постоянную и переменную
части.
Постоянная часть затрат условно не зависит от объема производства
предприятия, поэтому при увеличении последнего данные затраты распределяются на
все большее количество изделий и все меньше влияют на величину прибыли.
Переменная часть затрат увеличивается прямо пропорционально увеличению объема
производства, а, следовательно, выручки. Таким образом, при увеличении объема
производства (и выручки) переменные затраты растут, а постоянные не изменяются,
в результате чего прибыль предприятия от производства каждой дополнительной
единицы товара увеличивается.
Расчеты показывают, что при выходе на планируемую производственную
мощность увеличение выручки на 1% повлечет за собой увеличение прибыли более
чем на 3% (табл. 18).
Таблица 18
Расчет эффекта «производственного рычага»
Показатели
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
Прибыль, руб. (без НДС)
|
-176115
|
-190418
|
-104075
|
-16 889
|
71 158
|
88 927
|
89 826
|
90 745
|
91 683
|
92 642
|
93 621
|
94 622
|
Выручка, руб. (без НДС)
|
157 646
|
157 646
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330864
|
330864
|
330864
|
330864
|
330864
|
Выручка, увеличенная на 1%, руб.
|
159 223
|
159 223
|
334 173
|
334 173
|
334 173
|
334 173
|
334 173
|
334173
|
334173
|
334173
|
334173
|
334173
|
Прибыль, полученная при увеличении выручки на 1%, руб.
|
-174 539
|
-187 265
|
-97 613
|
-7 119
|
84 237
|
92 236
|
93 135
|
94 053
|
94 992
|
95 950
|
96 930
|
97 931
|
Процент изменения прибыли при увеличении выручки на 1%
|
-0,90%
|
-1,66%
|
-6,21%
|
-57,85%
|
18,38%
|
3,72%
|
3,68%
|
3,65%
|
3,61%
|
3,57%
|
3,53%
|
3,50%
|
Чистый
приведенный доход
Чистый приведенный доход (NPV) - это разность между доходами и расходами,
которая рассчитывается для потока платежей путем приведения затрат и поступлений
к одному моменту времени. Его величина рассчитывается следующим образом:
NPV = a(1)/ (1+ q) + a(2)/
(1+ q)^2 + a(3)/ (1+ q)^3 +
...+ a(t)/ (1+ q)^t,
гдеq - ставка процента по кредиту,
a(1), a(2) .. a(t) - доход по
месяцам
Имея ставку процента 26% и объемы прибыли по месяцам (без НДС) из отчета
о прибылях и убытках, рассчитаем величину чистого приведенного дохода за год,
которая равна 179 149 руб.
Так как чистый приведенный доход от инвестиции положителен, то это
означает, что данный проект является привлекательным с точки зрения
потенциального инвестора и является высокоэффективным.
6. ОЦЕНКА
РИСКОВ
В процессе своей деятельности проектное кафе может столкнуться со
следующими видами рисков:
. Внешние риски:
▪ ухудшения возможностей получения сырья и различных материалов;
▪ повышение цен на сырье и материалы;
▪ изменение требований потребителей;
▪ усиление конкуренции;
▪ изменение цен и спроса на продукцию фирмы;
▪ потеря позиций на рынке;
▪ неожиданные тенденции в развитии отрасли;
▪ трудности в получении банковского кредита;
▪ изменение общей экономической ситуации в стране, включая
изменения системы налогообложения, валютного курса, повышения или
непредвиденного снижения уровня инфляции, социальная нестабильность в стране.
2. внутренние риски:
▪ срывы планов работ из-за недостатка рабочей силы, нехватки
материалов и нарушения сроков их поставки;
▪ невыполнение заказчиками и подрядчиками своих обязательств
(по объективным и субъективным причинам);
▪ ошибки в планировании работ;
▪ изменения в руководстве;
▪ изменение технологии, ухудшение качества производимой
продукции и снижение производительности труда;
▪ прямой ущерб имуществу (транспортные катастрофы,
оборудование, материалы, имущество подрядчиков, уничтожение, хищение или порча
товара при транспортировке, риск, связанные со стихийными бедствиями),
косвенные потери, связанные с демонтажем и передислокацией поврежденного
имущества, нарушение графика работ;
▪ финансовый риск.
Процедуры, связанные с управлением риском, должны быть направлены на уменьшение
вероятности возникновения рисковых ситуаций. Для снижение уровня риска можно
использовать следующие методы:
v диверсификация. Предполагает распределение инвестиционных средств между
различным видами деятельности фирмы. Неся убытки по одному виду деятельности,
она может получить прибыль, развивая другую деятельность. Такой подход
представляет собой неплохую основу для обеспечения устойчивости предприятия к
изменениям во внутренней и внешней среде фирмы.
v страхование. Для снижения степени риска используются имущественное
страхование (страхование риска подрядного строительства, страхование
оборудования, грузов и т.п.), страхование от несчастных случаев (то есть
страхование общей гражданской и профессиональной ответственности), страхование
цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо
невыгодного для потребителя увеличения (хеджирование).
v лимитирование. Предполагает установление ограничений на сумму расходов,
объемы продаж в кредит, на вложения капиталов и т.д.
v резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание
фонда средств на покрытие непредвиденных расходов, связанных с устранением
последствий наступления риска: финансирование дополнительных работ, компенсация
непредвиденного повышения материальных, финансовых и трудовых затрат,
возникающих в процессе функционирования предприятия.
v распределение риска. Разделение риска между участниками проекта
v получение всей необходимой, достоверной информации о предстоящем выборе и
результатах.
В нашем случае целесообразным кажется использование страхование и
резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Также необходимо помнить, что любую ситуацию легче предупредить, чем
исправить, так что руководству кафе необходимо особое внимание уделить диверсификации
производства, маркетинговым исследованиям конъюнктуры рынка, использованию
аккредитивных форм оплаты за товар, корректировке цен, созданию резервных
фондов и так далее. Чем полнее и достовернее будет получена информация о
внешней среде, тем больше будет возможностей подготовить хороший прогноз и
снизить риск.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, целью проекта является создание тематического детского
кафе «Радуга» в Юго-Западном районе города Одинцово (на пересечении улиц
Пушкина и Ленина) для обслуживания жителей города.
Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в
сфере общественного питания для людей со средним уровнем дохода.
Выбранное местоположение и тематика кафе определяются повышенным спросом
со стороны потенциальных потребителей и отсутствием прямых конкурентов.
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы:
·
проектное кафе
займет пустующую нишу на рынке предприятий общественного питания Юго-Западного
района г. Одинцово и, таким образом, будет избавлено от сильного конкурентного
влияния;
·
разработанный
проект детского тематического кафе «Радуга» является быстроокупаемым (7 мес.) и
прибыльным для своих владельцев (расчетная норма прибыли к концу 2011 года
составляет 28%);
·
положительная
величина чистого приведенного дохода свидетельствует о высокой инвестиционной
привлекательности проекта;
·
финансовый риск
проекта небольшой, так как эта отрасль является быстро окупаемой, а грамотная
политика руководства позволит предвидеть и избегать негативных ситуаций, с которыми
сталкивается малый бизнес в процессе функционирования.
Проведенный финансово-экономический анализ проекта позволяет говорить о
том, что представленный проект может быть реализован с высокой эффективностью.
Таким образом, реализация данного Бизнес-плана позволит создать
предприятие общественного питания со стабильным, прогнозируемым доходом и
достаточно высокой устойчивостью к изменению критических факторов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина
М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.
Учебно-практическое пособие. - М.: «Дело и сервис», 2008.
2. Алексеев
И. Н. Финансовый и производственный рычаг. // Время сбережений. - 2006. -
сентябрь.
. Басовский
Л.Е., Лунёва А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. - М.: ИНФРА-М, 2007.
. Бирман
Г. Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. - М.: Издательское
объединение “ЮНИТИ”, 2007.
. Бригхем
Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, в 2-х томах. - СПб.: “Экономическая
школа”, 2007.
. Бухалков
М.И. Внутрифирменное планирование Учебник 2-е изд.,испр. и доп. - М.: ИНФРА-М,
2008.
7. Грищенко О.В. Анализ
и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таганрогский
государственный радиотехнический университет <http://www.tsure.ru>. 2009.
. Ефимова О.В.
Финансовый анализ. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2008.
. Как подготовить
успешный бизнес-план. Под ред. Шудры В. Ф., - Киев, 2005.
. Ковалев В.В.,
Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2007.
. Крейнина М.Н.
Финансовая устойчивость предприятия: оценка и принятие решений. // Финансовый
менеджмент. 2006 - №2
. Леонтьев С.В.,
Ткаченко П.Н. Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа
инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц. Фирма «РОЭЛ Консалтинг». -
М. 2006.
. Ложкин О.Б. Новейшие
и классические модели финансового менеджмента.// Аудит и финансовый анализ
<file:///C:\press\afa\>., <file:///C:\press\afa\2001-3\> - №3.
. Маркарьян Э.А.,
Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. - Ростов н/Д.:
Издательство Рост., ун-та, 2008.
. Самойлов Л.Л.
Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей. - Фирма
«ИНЭК», М. 2007.
. Пелих А.С.
Бизнес-план, или Как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика.
Практикум. - М.: Ось-89, 2009.
. Савчук В.П.
Финансовый анализ деятельности предприятия (международные подходы). М.:
Вершина, 2010.
. Толстов Ю.И. Основы
бизнес-планирования. Учебное пособие. Дальневосточный госуниверситет, Тихоокеанский
институт дистанционного образования и технологий, 2009.
. Тренинг-курс «Как
начать свой бизнес. Разработка бизнес-плана для малого предприятия» Проект
ТАСИС по распространинию технической информации.
. Шеремет А.Д.,
Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: Инфра - М, 2009.
Приложение
1
План
движения денежных средств, руб
Наименование статьи
|
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
Денежные средства на начало периода
|
Итого вложения
|
0
|
54 474
|
23 624
|
87 913
|
174 851
|
261 789
|
301 551
|
388 489
|
475 426
|
445 365
|
532 302
|
619 240
|
Поступления нарастающим итогом
|
|
|
19 149
|
133 439
|
270 377
|
407 314
|
497 077
|
634 014
|
770 952
|
790 890
|
927 828
|
1 064 766
|
1 154 528
|
Расчет срока окупаемости вложений
|
550 000
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Поступления от сбыта продукции по проекту
|
|
186 022
|
186 022
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
390 420
|
Поступления от других видов деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прямые производственные издержки, в т.ч.
|
|
78 823
|
78 823
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
Закупка сырья и материалов
|
|
78 823
|
78 823
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
165 432
|
Затраты на сдельную заработную плату
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты на другие виды деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие издержки
|
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
25 350
|
Зарплата персонала
|
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
Взнос в Пенсионный фонд
|
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
7 700
|
Единый налог
|
|
3 461
|
3 461
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
15 725
|
Перечисление в бюджет Единого налога
|
|
|
|
22 648
|
|
|
47 176
|
|
|
116 999
|
|
|
47 176
|
Кэш-Флоу от производственной деятельности
|
|
19 149
|
19 149
|
114 290
|
136 938
|
136 938
|
89 762
|
136 938
|
136 938
|
19 939
|
136 938
|
136 938
|
89 762
|
Затраты на приобретение активов
|
|
309 675
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие издержки подготовительного периода
|
|
205 000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кэш-Флоу от инвестиционной деятельности
|
|
-514 675
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Собственный (акционерный) капитал
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заемный капитал
|
550 000
|
550 000
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты в погашение займов
|
|
|
38 083
|
38 908
|
39 751
|
40 613
|
41 493
|
42 392
|
43 310
|
44 249
|
45 207
|
46 187
|
129 807
|
Выплаты процентов по займам
|
|
|
11 917
|
11 092
|
10 249
|
9 387
|
8 507
|
7 608
|
6 690
|
5 751
|
4 793
|
3 813
|
4 603
|
Банковские вклады
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы по банковским вкладам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты дивидендов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кэш-Флоу от финансовой деятельности
|
|
550 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-50 000
|
-134 409
|
Баланс денежных средств на конец периода
|
|
54 474
|
23 624
|
87 913
|
174 851
|
261 789
|
301 551
|
388 489
|
475 426
|
445 365
|
532 302
|
619 240
|
574 593
|
Приложение
2
План
прибылей и убытков
План прибылей и убытков, представленный в таблице 15 отражает
операционную деятельность кафе в 2011 году.
Таблица 15
План прибылей и убытков, руб.
Наименование статьи
|
янв.11
|
фев.11
|
мар.11
|
апр.11
|
май.11
|
июн.11
|
июл.11
|
авг.11
|
сен.11
|
окт.11
|
ноя.11
|
дек.11
|
Валовый объем продаж (без НДС)
|
157 646
|
157 646
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
Потери и налоги с продаж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чистый объем продаж
|
157 646
|
157 646
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
330 864
|
Сырье и материалы
|
66 799
|
66 799
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
Комплектующие изделия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сдельная заработная плата
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Другие прямые издержки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарные прямые издержки
|
66 799
|
66 799
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
140 197
|
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
|
90 847
|
90 847
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
190 668
|
Зарплата с учетом налогов
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
55 000
|
Общие издержки
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
21 483
|
Суммарные постоянные издержки
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
76 483
|
Амортизация
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
16 750
|
Проценты по кредитам
|
0
|
11 917
|
11 092
|
10 249
|
9 387
|
8 507
|
7 608
|
6 690
|
5 751
|
4 793
|
3 813
|
4 603
|
Налог на имущество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарные непроизводственные издержки
|
16 750
|
28 667
|
27 842
|
26 999
|
26 137
|
25 257
|
24 358
|
23 440
|
22 501
|
21 543
|
20 563
|
21 353
|
Другие доходы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Другие затраты
|
173 729
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Прибыль до выплаты налога
|
-176 115
|
-14 303
|
86 343
|
87 186
|
88 047
|
88 927
|
89 826
|
90 745
|
91 683
|
92 642
|
93 621
|
92 832
|
Убытки предыдущих периодов
|
|
-176 115
|
-190 418
|
-104 075
|
-16 889
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Налогооблагаемая прибыль
|
-176 115
|
-190 418
|
-104 075
|
-16 889
|
71 158
|
88 927
|
89 826
|
90 745
|
91 683
|
92 642
|
93 621
|
92 832
|
Налог на прибыль
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Поквартальные выплаты
|
|
|
|
0
|
|
|
0
|
|
|
0
|
|
|
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
|
-176115
|
-190418
|
-104075
|
-16 889
|
71 158
|
88 927
|
89 826
|
90 745
|
91 683
|
92 642
|
93 621
|
92 832
|