Кровь. Кровеносная система. Иммунитет
Урок - смотр знаний по теме: «Кровь. Кровеносная система. Иммунитет»
кровь лейкоцит сосуд ученик
Задачи
.повторить терминологию по темам кровь, иммунитет; выявить степень понимания процессов свертывания крови, фагоцитоза, формирования иммунитета.
.умение оказывать первую помощь при различных типах кровотечения.
.воспитание здорового образа жизни.
Оборудование
·таблички с названиями команд
·эмблемы участников конкурсов
·ведомости для жюри
·бумага для терминологического диктанта
·эталон ответов
·карточки с цифровой информацией
·реквизиты для показа моделей
·вата, бинт, жгут, носовой платок
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает цель и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветовые фишки и занимают места за игровыми столами.
II. Основная часть.
.Конкурс «ТЕРМИНЫ»
Задания:
.самый крупный сосуд (аорта)
.красные кровяные клетки (эритроциты)
.кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)
.препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)
.белые кровяные клетки (лейкоциты)
.способность организма защищаться инфекционного воздействия (иммунитет)
.кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)
.вещество, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин0
.вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм (антитела)
.кровь, насыщенная кислородом (артериальная)
.сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)
.Конкурс «С ТОЧНОСТЬ ДО …..»
Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее всех вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
Задание:
.90% (количество воды в крови)
.300г (масса сердца)
.60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)
.120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
.0,8 сек (длительность сердечного цикла)
.120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление)
.30-50 см/с (скорость тока крови в аорте)
.2,5 см (диаметр аорты)
.0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)
.Конкурс «МОДЕЛИ»
Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Круги кровообращения», «Свертывание крови», «Иммунитет». Конкурсанты с зелеными фишками комментируют выступление своей команды.
Примеры:
«Круги кровообращения»
Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело», «легкие». Кровь идет от сердца к телу, которому отдает красную фишку (кислород) и берет у него синюю фишку (углекислый газ), затем кровь возвращается к сердцу и далее движется к легким, где отдает синюю фишку и берет красную, кровь возвращается к сердцу и все повторяется.
«Свертывание крови»
Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенки сосудов, а остальные - элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.
Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (1 и 2 участник размыкают руки ) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (3,4,5 игроки многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (1 и 2 игроки протягивают руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстие. И в эту сеть попадают клетки крови, они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.
«Формирование иммунитета»
Действующие лица: девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), полицейский (лейкоцит), боец спецназа (антитело).
Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать, в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем возвращается, ведя с собой полицейского. Полицейский смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца спецназа (антитело), который уводит упирающегося хулигана.
.Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»
Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.
Эритроциты.
Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм их 10 млн (5 млн). зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутой) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке).основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов).заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови называется тромбофлебитом (малокровие).
Лейкоциты.
Сердце.
Сердце - двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи (соединительная ткань) и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому венозная и артериальная кровь смешиваются (не смешиваются).
.Конкурс «ПРИЕМ В ТРАВМПУНКТЕ»
Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать ПМП «пострадавшему».
Задания:
.у пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.
Ответ: тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду, выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 - 2 часов. На рану стерильная повязка.
.у пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.
Ответ: необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговою или «шапочкой». Доставить в медпункт.
.у пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.
Ответ: рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки , кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой. Повязка не обязательна.
.Конкурс «СООБЩЕНИЯ»
Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения.
Темы примерные: «Сердечнососудистые заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС», «зачем нужны прививки?».
III. Подведение итогов урока.
.Выставление оценок за терминологический диктант.
.Оценки за участие в конкурсах.
.Общие итоги и выводы.