Вторая мировая война и Великая Отечественная война: победа - ее цена и уроки
Екатеринбургский Экономико-технологический колледж
Реферат по теме:
Вторая мировая война и Великая Отечественная война: победа - её цена и уроки
Выполнил:
Студент
Группы 121-Т
Крылов Иван Алексеевич
Проверил:
Рябченко Г.Г.
Екатеринбург 2011г.
Содержание
Введение
Мог ли мир избежать Второй мировой войны, а СССР - войны с фашисткой Германией
Что и как защищали граждане страны советов
Источники победы советского народа и народов антигитлеровской коалиции
Цена победы и могла ли она быть иной
Итоги Великой Отечественной войны, Второй мировой и их уроки
Заключение
Список литературы
Введение
Огромные материальные ресурсы и финансовые средства монополий США, Англии и Франции помогли фашистской Германии в короткий срок воссоздать свою военную промышленность, сформировать и вооружить армию и флот.
Фашистская Германия расширила круг своих союзников. Она заключила военные соглашения с Финляндией, Румынией, Болгарией, а также с Венгрией. Германия усилила своё влияние в Турции и Иране, а Испанию превратила в свою военно-экономическую базу. В руках нацистов оказались все промышленные и военные ресурсы капиталистических стран Европы, вооружение разгромленных европейских армий. Однако все акты агрессии фашистской Германии в 1938 -1941 гг., служили лишь прелюдией к нападению на СССР.
Мог ли мир избежать Второй мировой войны, СССР - войны с фашистской Германией?
Вторая мировая война не была неожиданностью. Уже в 1934 г. вышла книга Адольфа Гитлера «Майн Кампф», которая по существу, явилась ее идеологической предпосылкой. В книге фюрер заявил о расовом превосходстве арийцев, которым должно принадлежать господство над остальными, низшими народами. Придя к власти в 1933 г., нацисты не скрывали своих агрессивных планов по переделу мира.
Германия считала СССР своим главным противником, но не по идеологическим соображениям, а, прежде всего потому, что он был единственным ее серьезным противником, «супердержавой», как и она сама, и обоим им не было места на политической карте мира.
Подписание пакта о ненападении 23 августа в 1939г. с СССР развязало Германии руки в отношении Польши и Франции, а также дало возможность подготовиться к «Drang nach Osten» («натиск на восток»).
К непосредственной подготовке нападения на Советский Союз германское командование приступило в конце июля 1940 г. Конечную цель агрессии Гитлер определил следующим образом: «Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению». А 18 декабря 1940 г. он уже утверждает план войны против СССР, получивший название «Барбаросса». Стратегической основой плана была идея «молниеносной войны». Предполагалось нанести поражение Советскому Союзу в ходе одной кратковременной кампании и закончить войну к осени 1941 г. Такая уверенность гитлеровского командования объяснялась предшествовавшими успехами в Западной Европе. Фашистская Германия оккупировала Норвегию за 63 дня, Францию - за 44 дня, Польшу - за 35 дней, Бельгию - за 19 дней, Голландию - за 5 дней, Данию - за 1 день. Для достижения целей намечалось нанести мощный удар по основным силам Красной Армии, сосредоточенным в западных районах страны, уничтожить их и, стремительно продвигаясь в глубь Советского Союза, занять в короткие сроки его важнейшие политические и экономические центры.
Что и как защищали граждане страны советов?
Советская пропаганда в послевоенные годы пыталась выдать желаемое за действительное, то есть, что граждане страны якобы трудились на военных заводах не по принуждению, не ради карточек и зарплаты, а только ради победы над врагом. Конечно, патриотизм и политическая мотивация народа играла важную роль, но едва ли была решающей. Тем более что выбора-то людям просто не давали. Советская власть заставляла людей работать бесплатно, руководствуясь в основном четырьмя принципами: "заставить", "запугать", "наказать", "посадить". Считалось, что человек должен работать не ради денег и благ, а "ради Родины".
Суровые советские законы предусматривали строгие наказания также за прогулы и опоздания. В условиях военного времени, вовремя добраться до работы было не просто. Одним из основных видов транспорта в городах был трамвай.
Еще хуже были условия труда заключенных, чей труд в массовом порядке использовался на сотнях предприятий. Получая за работу лишь мизерный продуктовый паек, они жили в сырых, не отапливаемых бараках, десятками умирая от туберкулеза и дистрофии.
Как же люди могли такое выдерживать, да еще, согласно советской пропаганде, постоянно перевыполнять нормы? Объяснение простое. Нормы завышали начальники цехов и участков, прекрасно понимавшие, что с них спросят именно вал, цифры, а не реальную выработку конкретным рабочим. На то, что можно было сделать за две минуты, по нормативам давали пять - десять. Стоило чуть-чуть рабочему «поднажать», и норма перевыполнялась на 50-70%. Невыполнение норм и сон измученного человека на работе наказывались советскими законами куда мягче, да и то если поймает начальство. Невыносимые условия труда нередко заставляли рабочих идти на воровство. Большинство тащили по мелочи: куски брезента, засунутые под одежду, масло, слитое в фильтрокоробку противогаза. Все это потом можно было обменять или продать на рынке. Больше всего крали на немногочисленных заводах, производивших относительно мирную продукцию: масло-жировых комбинатах, текстильных, табачных фабриках и т.п. Пользовался спросом в годы войны и металл, которого не хватало, поэтому заводы вынуждены были открывать пункты приема металлолома и платить за него наличные деньги. Партийные органы организовывали сбор лома силами бойцов ПВО и школьников.
Помимо всех прочих трудностей, в годы войны существовала и так называемая "трудовая повинность", которая была введена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. Уклоняющихся карали штрафом до 3000 руб. либо административным арестом на срок до шести месяцев. Иногда применялись и более суровые меры.
Источники победы советского народа и народов антигитлеровской коалиции
Источниками победы антигитлеровской коалиции были: патриотизм, мужество и героизм народов, их нетерпимость к фашизму, единство действий в борьбе с агрессией.
Духовная мощь советского народа, вызвавшая массовый героизм на фронте и в тылу. Справедливые освободительные цели войны сделали ее поистине Великой, Отечественной, Народной. Советский патриотизм, впитавший военные традиции и национальную гордость России, включал также социалистические идеалы. Духовная мощь народа проявилась в высоком моральном духе войск и трудовом напряжении в тылу, в стойкости и самоотверженности при выполнении своего долга перед Родиной.
Сплоченность советского общества в борьбе с врагом. Социальная однородность общества, отсутствие в нем эксплуататорских классов были основой морально-политического единства всех советских людей в годы тяжелых испытаний. Умом и сердцем они поняли, что в сплочении их сила и надежда на спасение от иноземного ига. Выдержала испытание и дружба народов СССР, базирующаяся на социальной однородности, социалистической идеологии и общих целях борьбы. В предвоенное время "пятая колонна" понесла значительный урон и активно участвовать в подрывной деятельности уже не могла. Удел предателей - гнев и презрение народа.
Советский государственный строй. Народный характер Советской власти определил полное доверие народа к государственному руководству в тяжелых испытаниях войны. Высокая централизация государственного управления, организованность работы системы государственных органов и общественных организаций обеспечивали быструю мобилизацию всех сил общества на решение важнейших задач, превращение страны в единый военный лагерь, тесное единство фронта и тыла.
Цена победы и могла ли она быть иной?
Победа в Великой Отечественной войне стала общим великим достоянием всех народов СССР, гордостью для многих поколений потомков. Но встает вопрос, какова была цена этой победы.
Эта цена была неимоверно великой и она могла бы быть другой потому что:
.преуменьшение негативного в сталинском руководстве войной, попытки объяснить явные просчеты и провалы некими внешними обстоятельствами
.СССР сразу попал в чрезвычайно тяжелую ситуацию: он вступил в войну, не имея ни одного союзника
.Поражения 1941 - 1942 годов привели к безвозвратной потере значительной части кадровой армии вместе с большим количеством вооружения, оккупации противником громадной территории с основными центрами оборонной промышленности
Итоги Великой Отечественной войны, Второй мировой и их уроки
Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство (80% населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. чел., из них убито на фронтах 27 млн. чел. Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70% национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн. артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн. пулемётов (без Германии), 53 млн. винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.
Победа, одержанная антигитлеровской коалицией при решающем участии Советского Союза, способствовала революционным преобразованиям во многих странах и районах мира. В соотношении сил между империализмом и социализмом произошёл коренной перелом в пользу последнего.
Советский Союз сыграл решающую роль в победе над фашистской Германией. На советско-германском фронте были уничтожены основные военные силы фашистской коалиции - всего 607 дивизий. Англо-американские войска разгромили и взяли в плен 176 дивизий. Вооруженные силы Германии потеряли на Восточном фронте около 10 млн. чел., 63 тыс. самолётов, около 50 тыс. танков и штурмовых орудий , около 180 тыс. орудий и миномётов. Советско-германский фронт был самым большим по протяжённости из фронтов.
От 62 до 70% действующих дивизий фашистской Германии и её союзников (от 190 до 270 дивизий) находилось на советско-германском фронте, в то время как англо-американским войскам в Северной Африке в 1941-43 противостояло от 9 до 20 дивизий, в Италии в 1943-45 - от 7 до 26 дивизий, в Западной Европе после открытия второго фронта - от 56 до 75 дивизий. На Дальнем Востоке, где против союзных вооружённых сил действовали главные силы японских ВМФ и ВВС, основная масса сухопутных войск была сосредоточена на границах СССР, в Китае, Корее и на Японских островах. Разгромив в Маньчжурии отборную Квантунскую армию, Советский Союз внёс крупный вклад в победоносное завершение войны с Японией.
Вторая мировая война продемонстрировала решающее преимущество социалистической экономики перед капиталистической. Социалистическое государство сумело глубоко и всесторонне перестроить экономику в соответствии с требованиями войны, обеспечить быстрый рост военного производства, широко использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы для нужд войны, восстановления народного хозяйства в районах, подвергавшихся оккупации, создания условий послевоенного развития страны. Советский Союз успешно решил сложнейшую проблему перевооружения и материально-технического обеспечения вооружённых сил, опираясь лишь на собственные экономические ресурсы. Превзойдя в годы войны фашистскую Германию по всем показателям выпуска вооружения, Советский Союз одержал экономическую победу, которая предопределила военную победу над фашизмом в ходе всей Второй мировой войны.
Вооружённые силы США, Великобритании, Японии проводили крупные операции, в которых участвовали различные виды вооружённых сил. Был получен значительный опыт планирования таких операций, руководства ими. Высадка в Нормандии представляла собой наиболее крупную десантную операцию Второй мировой войны в которой участвовали все виды вооружённых сил. На сухопутных театрах военное искусство союзников характеризовалось стремлением создать абсолютное превосходство в технике, главным образом в авиации, и переходить в наступление лишь после полного подавления обороны противника. Был приобретён значительный опыт действий в особых условиях (в пустынях, горах, джунглях), а также опыт стратегических наступательных операций ВВС против экономических и политических центров Германии и Японии. В целом буржуазное военное искусство получило значительное развитие, но оно носило в определённой мере односторонний характер, так как главные силы фашистской Германии находились на советско-германском фронте и основные уроки войны.
Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Много трудностей и лишений пришлось испытать советскому народу и его Вооруженным Силам. Но четырехлетняя ожесточенная борьба с фашистскими захватчиками увенчалась нашей полной победой. Опыт и уроки этой войны имеют большое значение для ныне живущего поколения.
Один из главных уроков состоит в том, что борьба с военной опасностью должна вестись, пока война еще не началась. Причем осуществляться коллективными усилиями миролюбивых государств, народов, всех, кому дороги мир и свобода.
Другой важный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что военное сотрудничество должно осуществляться не только с учетом экономических возможностей страны, но и реальной оценки существующих военных угроз. От этого зависит решение вопроса, к какой войне следует готовить Вооруженные Силы и какие оборонные задачи предстоит им решать.
Не потерял своей актуальности и следующий урок - Вооруженные Силы могут рассчитывать на успех, если искусно владеют всеми формами военных действий. Надо признать, что в предвоенный период были допущены ошибки в теоретической разработке ряда важнейших проблем, что негативно отразилось и на практике боевой подготовки войск. Так, в военной теории того периода основным способом действий Вооруженных Сил в будущей войне считалось стратегическое наступление, а роль обороны оставалась приниженной. В результате проявлялось необоснованное стремление советского военного командования вести военные действия «преимущественно наступлением и на чужой территории», соответственно с этим велась и подготовка наших войск.
Важнейшим уроком начала войны является тщательный анализ различных вариантов действий вероятного противника и гибкое планирование применения сил и средств, а главное -принятие всех необходимых мер по поддержанию Вооруженных Сил в достаточной степени боевой готовности.
Урок минувшей войны состоит и в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных и материальных сил, которая умело использует их и способна превратить потенциальную возможность победы в реальную действительность. Наша победа не была исторически предопределена, как это подчеркивалось в прошлом. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии.
Ни одно государство антигитлеровской коалиции не осуществило такой мобилизации людских и материальных ресурсов, как Советский Союз в годы войны, никто не перенес таких испытаний, какие выпали на долю советского народа и его Вооруженных Сил.
Только за первые 8 месяцев войны было мобилизовано около 11 млн. человек, из которых более 9 млн. направлено на укомплектование как вновь создаваемых, так и существовавших боевых частей. Война поглотила такое количество резервов, что за полтора года стрелковые войска в действующей армии обновляли свой состав трижды.
второй мировой война
Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю народов Советского Союза в годы войны, позволяют извлечь еще один исключительно важный урок: когда народ и армия едины, армия непобедима. В эти суровые годы Вооруженные Силы страны были тысячами незримых нитей связаны с народом, который помогал им как необходимыми материальными средствами, так и духовными силами, поддерживая в воинах высокий моральный дух, уверенность в победе. Подтверждением тому служат массовый героизм, мужество, несгибаемая воля к разгрому врага.
Героические традиции великого исторического прошлого нашего народа стали примером высокого патриотизма и национального самосознания наших граждан. Только за первые три дня войны в Москве от них поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт. Летом и осенью 1941 года было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения. Их численность составляла около 2 млн. человек. Вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости.
Оборона Брестской крепости в первые дни войны - это символ стойкости, несгибаемости, мужества и героизма воинов. Целые соединения и части, роты и батальоны покрыли себя неувядаемой славой.
Мужество и героизм советских воинов признавали даже наши противники. Так, бывший гитлеровский генерал Блюментрит, который еще в Первую мировую войну воевал против России в звании лейтенанта, в интервью английскому военному историку Гарту рассказывал: «Уже сражения июня 1941 года показали нам, что представляет собой новая Советская армия. Мы теряли в боях до 50% личного состава. Фюрер и большая часть нашего командования не имели об этом представления. Это вызвало массу бед». Другой немецкий генерал - начальник генштаба сухопутных войск вермахта Гальдер на восьмой день войны записал в своем дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека...»
Любовь к Родине и ненависть к ее врагам сцементировали фронт и тыл, сделали страну мощной крепостью, стали важнейшим фактором в достижении победы.
Список литературы
1.Волков За кулисами второй мировой войны. - М.: Мысль, 1985. - 304с
.Историки отвечают на вопросы. Вып. 2: Сборник / Сост В.В. Поликарпов. - М.: Моск. рабочий, 1990. - 368 с.
.Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н., Липицкий С.В., Монин М.Е., Панкратов Н.Р. - М.: Политиздат, 1984. - 430 с.
.Великая Отечественна война 1941-1945: энциклопедия. - Гл. ред. М.М. Козлов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 832 с.
.Вся история в одном томе /Авт.-сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. - М.: Родин и компания, ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998. - 544 с.
.Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. 11 кл.: Пособие для общеобразовательных школ. - М.: Дрофа, 1997. - 640 с.
.История России: Учебное пособие для вузов, а также колледжей, лицеев, гимназий и школ: В 2 т. М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов, Под ред. С.В. Леонова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 472 с.
.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1988, в 2-х томах.
.Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1988.
10.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М.: Курсив, 1995. 608 с.
11.<http://www.auportal.ru/history/ita197.php>
.<http://thepoem.narod.ru/3istoria__.htm>
.<http://www.battlefield.ru/ru/articles/394-germany-ussr-losses.html>
.http://www.soldat.ru/doc/stepanov.html