Функция организации
КАЗАНСКИЙ
(ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Экономический
факультет
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ФУНКЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Выполненj
студенткой группы 1498-2
Гнатюк И.В.
Научный руководитель
ст. преподаватель кафедры
менеджмента
Авдонина
С.Г.
Казань-2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАИИ
.1 Управленческие функции
.2 Организация как функция
управления. Подфункции организации. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КАК ОДНА ИЗ
ПОДФУНКЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ
.1 Делегирование полномочий:
предпосылки, задачи
.2 Барьеры делегирования полномочий
.3 Правила и принципы успешного
делегирования полномочий. ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НА РОССИЙСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
.1 Ошибки делегирования полномочий
.2 Ловушки делегирования полномочий.
Анализ реализации функции делегирование полномочий на предприятии «
Альт-ЕвроСтиль»
.1 Характеристика предприятия
«Альт-ЕвроСтиль»
.2 Анализ распределения задач,
полномочий и ответственности на предприятии «Альт-ЕвроСтиль»
.3 Предложения по совершенствованию
делегирования полномочий на предприятии « Альт ЕвроСтиль»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного функционирования современного
производства, основанного на применении сложной техники и технологий,
необходимы четкая организация труда, применение прогрессивных норм и
нормативов, являющихся основой не только организации труда на рабочих местах,
но и планирования, организации производственных процессов и управления
производством. Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые
бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового
класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Именно поэтому функция организации - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний
день.
Объектом исследования в моей курсовой работе
является функция организации.
Предметом исследования является проблема
реализации функции организации.
Цель курсовой работы состоит в исследовании
различных аспектов организации как функции управления.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных
задач:
- изучить литературу по проблеме исследования;
дать общую характеристику организации
управления;
на основе теоретического анализа изучения
проблемы систематизировать знания о функции организации и ее основных понятиях.
изучить делегирование полномочий в процессе
реализации функции организации;
исследовать ошибки делегирования полномочий на
российских предприятиях.
В первой главе курсовой работы дается
характеристика управленческим функциям, организация рассматривается как одна из
управленческих функций. Во второй главе подробно рассматривается делегирование
полномочий, описываются барьеры, которые могут помешать делегированию,
рассматриваются проблемные ситуации, которые часто возникают в процессе передачи
задач и полномочий. В третьей главе курсовой работы изучаются проблемы
делегирования полномочий на российских предприятиях, анализируются причины их
возникновения.
управление функция организация делегирование полномочие
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1
Управленческие функции
Управленческие функции - специализированные виды
управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых
работ (операций) и их целевой направленностью.
В отечественной теории управления различают
функции основные и специфические.
Основные (общие) - функции управления - такие
виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и
являются общими для всех ступеней управления.
К основным функциям относятся:
1. Планирование - как вид деятельности связан с
постановкой I развития объекта и программы ее достижения (планирование).
. Организация - обеспечение достижения цели.
. Руководство - такой вид деятельности, который
направлен на предотвращение или исправление сбоев в процессе развития по
отношению к цели.
4.Мотивация - деятельность по стимулированию
достижения цели в процессе развития.
. Контроль - деятельность по соотнесению
состояния объекта с целью воздействия.
Все основные функции управления должны
выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления и любой
социально-экономической системы. С этой целью они должны содержаться в каждом
положении в подразделении. Отсутствие такого подхода может привести к
недоразумениям, столкновениям интересов. Важнейшая задача управления -
обеспечение соподчиненности функций и целей.
Специфические функции управления - функции,
связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей
объектов управления.
Приведем примерный перечень специфических
функций управления машиностроительного предприятия:
1. Конструкторская подготовка производства.
. Технологическая подготовка производства.
. Управление основным производством
. Управление ремонтом и наладкой.
. Управление энергохозяйством.
. Управление качеством продукции.
. Управление трудом и заработной платой.
. Управление кадрами.
. Подготовка кадров.
. Управление материально-техническим снабжением.
. Управление сбытой продукции.
. Управление финансами и кредитом.
. Управление капитальным строительством.
. Организация и совершенствование управления.
. Планирование производства.
. Управление автоматизацией и механизацией.
. Управление трудовой и технической
безопасностью.
. Управление социальным развитием коллектива.
. Управление бухгалтерским учетом.
Перечень специфических функций зависит от
специфики отрасли и предприятия. Именно они являются основой создания
подразделений и служб на предприятии. Говорят, что функции первичны, а
структуры вторичны.
Существует множество классификаций
управленческих функций. В частности, Анри Файоль выделял следующие функции
управления: планирование, организация, командование, координирование и
контроль.
Американские ученые в области управления Г. Кунц
и С. О'Дон-нел рассматривают функции управления как функции управляющего,
выделяя среди них следующие:
. Планирование - включает выбор целей, а также
стратегии, линии поведения, программы и процедуры для их выполнения - для
предприятия в целом и для любого из его подразделений. Планирование, разумеется,
представляет собой принятие решений, поскольку оно связано с выбором
альтернатив.
. Организация - заключается в создании
задуманной структуры ролей посредством определения видов деятельности,
необходимых для достижения целей предприятия и каждого его подразделения,
группировки этих видов деятельности, закрепления получившихся групп за
определенными управляющими, делегирование полномочий для выполнения
соответствующих видов деятельности, а также обеспечение координации полномочий
и информационных связей по горизонтали и вертикали в организационной структуре.
. Работа с кадрами заключается в том, чтобы
заполнить соответствующими людьми посты, предусмотренные организационной
структурой, а также добиваться, чтобы эти посты были постоянно заполнены.
. Руководство и лидерство. Управляющие высшего
звена воспитывают у своих подчиненных умение хорошо понимать традиции
предприятия, его цели и курс действий
5. Контроль - означает и корректировку
деятельности подчиненных для обеспечения того, чтобы происходящие события
соответствовали запланированным, При этом проводится сопоставление результатов
с целями и планами, выявляются отрицательные отклонения и посредством
мероприятий по корректировке этих отклонений достигается выполнение планов.
Авторы известного учебника «Основы менеджмента»
М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 функции управления:
. Планирование - предполагает решение о том,
какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации,
чтобы достичь этих целей.
Ученые считают, что функция планирования
отвечает на три следующих основных вопроса: Где мы находимся в настоящее время?
Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких
важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и
разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего
может реально добиться организация? Куда мы хотим двигаться?
Оценивая возможности и угрозы в окружающей
организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические
факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные
изменения, руководство определяет, какими должны быть цели организации, что
может помешать организации достичь этих целей. Как мы собираемся сделать это?
Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны
делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Итак, планирование - это один из способов, с
помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов
организации к достижению ее общих целей.
. Организация. Организовать - значит создать
некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо
структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым
достигать своей цели. Руководитель подбирает людей для конкретной работы,
делегируя определенным людям задания и полномочия или права использовать
ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя
ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.
. Мотивация. Руководитель всегда должен помнить,
что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации
не имеют ни какого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу
организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации
выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и в
соответствии с планом.
Руководители всегда осуществляли функцию
мотивации своих работни ков, осознавали они это или нет. Первоначально было
широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у
них имеется возможность заработать больше. На этом основывался подход к
мотивации школы научного управления.
Исследования в области поведенческих наук
продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей,
которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы
мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы
же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников
удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
. Контроль. Почти все, что делает руководитель,
обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время.
Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от
основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство
окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов,
прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей,
возможно даже само выживание будет поставлено под угрозу.
Контроль - это процесс обеспечения того, что
организация действительно достигает своих целей.
Итак, мы рассмотрели несколько различных
классификаций функции организации, но, какую бы мы не рассматривали, в каждой
из них присутствует функция организации. Речь об этой функции пойдет в
следующем параграфе.
1.2
Организация как функция управления. Подфункции организации
Рано или поздно руководитель любой организации
сталкивается с проблемой построения организации. В разрешении этой проблемы
заинтересованы многие люди с тех пор, как они осознали преимущества групповой
деятельности. Так как руководители должны проектировать структуры организации,
то они должны исходить из каких-то теоретических основ. Организация
рассматривается как процесс, при помощи которого создается структура работ и
полномочий.
Организация как процесс - это есть определение
существенных связей среди людей, задач и видов деятельности, с целью интеграции
и координации организационных ресурсов для эффективного выполнения поставленных
задач.
К поставленным задачам можем отнести:
распределение ответственности;
формирование оптимальных связей;
поиск и нахождение синергии.
Значение функции организации заключается в
создании необходимых условий для реализации поставленных целей.
Функция организации предполагает, в частности,
решение следующих задач:
формирование, или изменение структуры
организации;
определение способов управления;
установление параметров организации, режимов
работы ее подразделений и отношений между ними;
обеспечение организации необходимыми ресурсами;
создание внутренней культуры.
В узком смысле, функция организации есть
перераспределение прав и обязанностей, задач и ресурсов в организации. Итак, в
контексте курсовой работы функция организации будет рассматриваться как
совокупность таких подфункций, как:
разделение труда;
департаментализация;
делегирование полномочий;
децентрализация;
координация.
Первая подфункция - разделение труда. Разделение
труда на производстве - это разграничение деятельности людей в процессе
совместного труда. Показателями уровня разделения труда являются:
размах разделения;
глубина разделения.
Размах разделения - это количество операций,
которые выполняет работник или это время, которое тратит работник на один
рабочий цикл.
Глубина разделения - степень контроля работника
над своими действиями.
Основной задачей менеджера здесь является
недопущение негативных последствий разделения труда. Методами исключения
негативных последствий выступают:
чередование деятельности;
обогащение деятельности;
наложение дополнительной ответственности на
работника.
Разделение труда на предприятии имеет огромные
преимущества:
) повышается мастерство и трудовые навыки
исполнителей, скорость выполнения трудовых движений благодаря специализации на
выполнении одних и тех же производственных операций;
) сокращаются сроки и затраты на подготовку
кадров;
) ускоряется освоение технологических процессов;
В результате обеспечивается эффективное использование
работников, рост производительности труда и снижение себестоимости
изготавливаемой продукции.
Но кроме преимуществ, разделение труда имеет и
недостатки. С социальной точки зрения пооперационное разделение труда обедняет
содержание труда, превращает исполнителей в узких специалистов и ограничивает
перспективы профессионального роста.
С физиологических позиций чрезмерное разделение
труда приводит к монотонности труда, вызывает повышенную утомляемость и
необходимость более частого и продолжительного отдыха, снижение
производительности труда и рост текучести кадров.
Из этих особенностей разделения труда вытекают
определенные ограничения в разделении труда: оно не может идти бесконечно.
Второй подфункцией выступает
депертаментализация. Депертаментализация - это процесс распределения видов
деятельности ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения круга
задач. Т.е. это разделение труда между подразделениями.
Выделяют следующие виды департаментализации:
функциональная;
продуктовая;
по потребителям;
географическая;
технологическая;
по масштабу;
Функциональная департментализация - это процесс
разделения на группы видов деятельности и ресурсов внутри компании таким
образом, чтобы служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности,
были объединены в один отдел.
Основные преимущества функциональной
департментализации состоят в следующем:
1. Сосредоточение на одной функциональной
области стимулирует становление служащих как специалистов в своем деле.
Функциональная департментализация обладает также
несколькими недостатками:
. Служащие упускают из вида цели организации,
потому что они концентрируют внимание лишь на своем отделе и своей
специализации.
. Время для принятия всеобщих решений
увеличивается из-за необходимости принятия решений в каждой функциональной
области.
. Возникают конфликты между узкими специалистами
разных функциональных отделов.
Альтернативный тип департментализации, который
возник по мере развития фирм и увеличения производства продукции и услуг,
называется департментализация по продукту.
Департментализация по продукту - это процесс
разделения по группам видов деятельности и ресурсов в зависимости от типов
продукции, которые компания продает. Департментализация по продукту имеет ряд
преимуществ:
. Продукция становится центральным элементом,
относительно которого могут координироваться все задачи фирмы.
2. Принятие решений может стать более быстрым и
эффективным, чем в функционально-организационной компании.
. Департментализация по продукту наиболее
соответствует динамичному окружению, поскольку она поддерживает гибкость фирмы
и способствует быстрому реагированию на изменение условий.
Департментализация по продукту имеет, однако, и
недостатки. Отделы имеют тенденцию сосредоточиваться только на своем виде
продукции, и они слабо ориентируются в проблемах всей организации. Страдает
согласованность действий среди подразделений, потому что каждый отдел действует
в определенной степени самостоятельно.
Департментализация по потребителям это процесс
организации разных видов деятельности и ресурсов таким образом, чтобы каждый
отдел мог внимательно реагировать на различные потребности специфических
потребительских групп. Успех департментализации по потребителям зависит от
способности организации определить особые категории потребителей, исследовать
их специфические потребности. Особое преимущество департментализации по
потребителям состоит в том, что она позволяет специалистам быть очень чуткими в
отношении потребностей особых потребительских групп.
Департментализация по географическому положению
- это процесс разделения по группам видов деятельности и ресурсов в зависимости
от особенностей местоположения. Разделение, основанное на географическом
положении, обычно используется в тех случаях, когда есть ограничения в
материальном обеспечении или когда особые требования потребителей различаются в
зависимости от местонахождения. Главное преимущество департментализации по
географическому положению состоит в том, что она делает организацию более
приспособленной к нуждам особых потребителей и к неповторимым особенностям
различных регионов. Недостаток такого разделения отделов организации состоит в
том, что контроль и согласование затрудняются и требуют увеличенного
административного штата.
При департментализации по масштабу работа
организована на основе числа людей, выполняющих один и тот же вид деятельности.
Армия, например, организована по взводам, отделениям и т. д. Часто разделение
по размерам избирают потому, что оно упрощает управление большим количеством
людей, особенно там, где это определяет успех дела.
Для организации вполне обычно использовать
несколько типов департментализации в качестве основы для процесса организации.
Причем компании, как правило, используют различные формы департментализации на
разных уровнях управления.
Следующей подфункцией функции организации
является делегирование полномочий. Делегирование это процесс, посредством
которого менеджер передает задания и власть подчиненным, которые принимают на
себя ответственность за эти виды деятельности.
Предпосылками делегирования выступают:
нехватка времени;
стремление передвижения по иерархической
лестнице;
задачи, требующие экспертного вмешательства;
благоприятный морально-психологический климат в
коллективе, взаимное доверие между руководителем и подчиненными;
обладание последними требуемой квалификацией,
знаниями, опытом, желанием принять участие в управлении и добровольно взять на
себя ответственность за порученное дело;
Преимущества делегирования полномочий:
возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития
предприятия; делегирование - лучший способ мотивации творческих и активных
работников; делегирование лучший способ обучения; делегирование - это способ
профессионального роста.
Четвертым элементом организационной функции
является децентрализация. Децентрализация - передача власти и полномочий от
высших уровней управления к низшим. Делегирование полномочий преследует
следующие основные цели:
освобождение времени руководства для решения
более важных задач;
-повышение мотивации
<#"527002.files/image001.gif">
Предприятие производит продукцию для заказчиков.
Рынком сбыта
«Альт- ЕвроСтиль» является круг фирм разного
масштаба, занятых в производстве окон и их производных с использованием
стеклопакетов. Заказчиками предприятия являются в основном юридические лица.
Самые крупные клиенты - (только в апреле 2006 г. было поставлено 1000 м2
стеклопакетов). Заказы редко составляют менее 100 м2 стеклопакетов.
Продукция фирмы является конкурентоспособной,
контроль качества, упаковка и транспортировка находятся на высоком уровне.
Качество и цены удовлетворяют заказчиков. Предприятие работает с полной
загрузкой, часто возникает необходимость работы по выходным дням (субботам) -
за наличную оплату. Перечислим основные конкурентные преимущества:
Ценовое - продукция «Альт- ЕвроСтиль» на рынке
стеклопакетов ниже по цене многих отечественных производителей, также
предусмотрена дифференцированная система скидок от объема заказа и размеров
стеклопакетов
Дифференцированность продукции - предприятие
принимает заказы на изготовление стеклопакетов по проектам заказчиков (в том
числе пакетов малых размеров - до 0,5 м2), на арочные стеклопакеты; имеется
возможность заполнения межстеклового пространства разными инертными газами,
улучшающими характеристики энергосбережения и шумоподавления окон.
Оперативность выполнения заказов.
Качество упаковки и транспортировки продукции
потребителю.
4.2
Анализ распределения задач, полномочий и ответственности на предприятии «Альт-
ЕвроСтиль»
«Альт- ЕвроСтиль» действует в лице директора на
основании Устава. Отношения между работниками предприятия регулируются
коллективным договором. Должностные обязанности работников определены в
должностных инструкциях. Вследствие выполняемых обязанностей и специфики
занимаемой должности директор, технический директор, начальник транспортного цеха,
начальник производственного цеха, главный бухгалтер, бухгалтер-кассир являются
лицами с персональной материальной ответственностью.
Проанализируем распределение задач, полномочий и
ответственности на «Альт- ЕвроСтиль» на основании типовых должностных
инструкций каждого административного работника данного предприятия .
Директор управляет предприятием, отдает приказы
и распоряжения, ведет переговоры с заказчиками, принимает решение об изменении
штатного расписания, является представителем интересов фирмы перед другими
физическими и юридическими лицами. Делегирование полномочий директора в
принятии мер по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами осуществлено
юристу, выполняющему обязанности инспектора кадров. В то же время размер
заработной платы каждого нового работника согласуется непосредственно с
учредителями и затем с директором, что вызывает задержки при возможности
бухгалтера осуществлять данные функции при имеющейся тарифной сетке и
соответственно системы разрядов. Защита имущественных интересов предприятия в
суде, арбитраже, органах государственной власти и управления осуществляется
юристом, как при участии директора, так и без него.
Технический директор управляет производством,
работой цехов, в его ведении находятся отгрузка и поставка продукции, закупка
сырья и материалов.
Заместитель директора по экономике и финансам
анализирует финансово-экономическое положение предприятия, подготавливает
документы для получения кредитов, обосновывает цены на продукцию. Помощь в этом
ему оказывает экономист, который также занимается начислением заработной платы.
Начальник транспортного цеха ответственен за
отгрузку и перевозку продукции, распоряжение транспортом предприятия. Ему
подчиняются 2 водителя.
Начальник производственного цеха управляет
основным производством. Он определяет производственную необходимость закупок
материалов и сырья, управляет рабочим персоналом через мастера-контролера и
бригадиров. Является лицом, ответственным за отгрузку продукции.
Главный бухгалтер является ответственным лицом
за ведение бухучета на предприятии, выписывает товарно-транспортные накладные,
определяет необходимость закупки товарно-материальных ценностей для
административного персонала. Бухгалтер в подчинение главного бухгалтера также
работает профоргом по совместительству.
Юрисконсульт осуществляет представительство
интересов предприятия в суде, составляет иски, отзывы на иски, договора, по
совместительству ведет кадровое делопроизводство.
В результате анализа распределения полномочий
было обнаружено частичное делегирование полномочий директора подчиненным
менеджерам. Однако данные функции лежат в сфере их профессиональных
обязанностей. как показывает практика, директор « Альт- ЕвроСтиль» постоянно
перегружен текущей работой (работа с приказами, распоряжениями, решением
проблем с высокой кадровой текучкой, общением с заказчиками, проблемами
кредитования предприятия).
4.3
Предложения по совершенствованию делегирования полномочий на предприятии «
Альт-ЕвроСтиль»
На основании проведенного анализа распределения
прав и обязанностей на «Альт-ЕвроСтиль» можно выработать некоторые рекомендации
по делегированию полномочий директора младшему звену менеджеров, направленные
на повышение эффективности управления предприятием.
Во-первых, это часто
повторяющаяся работа - та, что делается изо дня в день. Такие задачи легко
описать, легко показать другому, и, когда полномочия будут переданы
подчиненным, директор будет весьма существенно разгружен.
Стоит также делегировать работу, в которой
директор является экспертом - именно в его "обязанностях" лежит
постоянное "выбивание" кредитов в банках для процесса
воспроизводства. данная область работы мешает ему развиваться как менеджеру и,
следовательно, ограничивает рост его карьеры и благосостояния. Тому, в чем
директор является экспертом, можно легко научить других (проблемами
кредитования может заняться заместитель директора по экономике и финансам). При
этом накопленный опыт директора позволит объективно оценивать успехи работника,
которому было делегировано данное полномочие.
Делегируя работу директора
по обсуждению проектов заказчиков, их требований и дополнительных условий
начальнику производственного цеха, по решению проблем с прогулами и пьянством
работников - бригадирам, можно развивать этих менеджеров, разнообразить их
рутинные обязанности; мотивационный эффект от данного приема скажется на
укреплении командного духа.
На самом деле достижение конечного результата
работы предприятия стратегически «закладывается» уже в управленческое решение
На стадии его подготовки. Так, например, сотрудникам предлагается выбрать из
обозначенных руководством проблем те, которые необходимо решать в первую
очередь. Потом определяется степень назревания проблем: «какие были - какие
стали, - какими могут стать». Далее выясняется, кто больше всего заинтересован
в их решении, и оценивается степень деловой активности каждого
заинтересованного лица. После этого определяется ответственность всех тех, кто
будет разрешать эти проблемы, а также критерии оценки конечных результатов.
Приведем пример. На данный момент на предприятии
руководством было сформулировано несколько основных проблем, среди которых
после оценки рисков выделились четыре основные:
. Отсутствие рыночной стратегии развития
предприятия.
. Устаревшее оборудование и отсутствие
дополнительной линии не позволяют расширить производство и удовлетворить
платежеспособный спрос рынка.
. Отсутствие маркетинговой деятельности.
. Слабая система стимулирования рабочих и
служащих.
Для решения данных проблем может быть
подготовлена матрица активности под разделений в решении этих проблем.
Наибольшая активность подразделений проявляется в поисках стратегии развития
предприятия и выработке прогнозов, а наименьшая - в разработке стимулов рабочих
и служащих. Больше всего в решении всех этих проблем задействованы директор,
заместитель директора, технический директор, главный бухгалтер, в меньшей
степени - инспектор по кадрам. Далее распределяется ответственность между
отделами (отдельными менеджерами за решение этих проблем (в процентах). В этой
процедуре участвуют руководители и работники, оценивая работу друг друга.
Многие менеджеры осознают, что делегировать
полномочия выгодно, но откладывают эту процедуру со дня на день, с недели на
неделю, с месяца на месяц, с года на год. Всегда находятся поводы, почему ее
надо провести позже. То менеджер занят очень важным делом, которое еще рано
кому-либо передавать, то сотрудники недостаточно подготовлены, чтобы доверить
им работу.
Эффект от применения метода делегирования
полномочий огромен и предполагает создание определенных организационных заделов
для его грамотной реализации.
Конечно, делегирование имеет и свои минусы,
одним из которых является то, что "менеджер может потерять из поля зрения
процесс реализации поставленных задач". Поэтому менеджер должен добиться
того, чтобы преимущества делегирования перевешивали его минусы.
На практике этот метод чаще сводится к упрощению
до предела: сотруднику просто сваливается задание. Если справится, значит,
сможет. Но это вовсе не означает, что сумеет. Так закрепляется искаженное
понимание метода делегирования с ориентацией на конечный результат. Тонкая
организационно-психологическая подготовка вытесняется напором и агрессивностью.
И существующее мнение "чем жестче, тем лучше" стратегически ошибочно.
Работник должен быть включен в такой сценарий событий, при котором он знает,
как и где получить помощь, каковы промежуточные контролируемые моменты и сроки,
а каждый успех и промах получат соответствующую оценку со стороны руководителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, несколько важных выводов, вытекающих из
моей курсовой работы:
1. Отсутствие рыночной стратегии развития
предприятия.
. Устаревшее оборудование и отсутствие
дополнительной линии не позволяют расширить производство и удовлетворить
платежеспособный спрос рынка.
. Отсутствие маркетинговой деятельности.
. Слабая система стимулирования рабочих и
служащих.
. Управление - это сложная интеллектуальная
деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта; оно всегда
существовало там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали
четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их
деятельностью;
. Организация - это одна из основных функций
менеджмента (управления), задачами которой являются:
формирование, или изменение структуры
организации;
определение способов управления;
установление параметров организации, режимов
работы ее подразделений и отношений между ними;
создание внутренней культуры.
.Делегирование полномочий это важный элемент
функции организации.
Делегирование представляет собой процесс
передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для
достижения конкретных целей организации.
.Делегирование полномочий имеет множество плюсов
как для руководителей и подчиненных, так и для организации в целом.
.Для успешного делегирования необходимо
соблюдать определенные правила и принципы ( рассмотрены подробно во II главе).
.На российских предприятиях существует множество
проблем, препятствующих эффективному делегированию полномочий
И в заключении хотелось бы сказать, что успех
любого предприятия зависит, прежде всего, от эффективности управления.
Повышение эффективности управления включает в себя множество задач. Основные из
них относятся к уточнению концепции функции управления, реорганизации
управленческих процессов на предприятии и перестройке организационных структур
в сторону самоуправления и предпринимательства, развитие мотивации,
самостоятельности и инновационных способностей людей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статьи
в периодических изданиях
1. Вердиян, В.А. Как правильно
делегировать полномочий. В.А.Вердиян // Управление компанией.
2008.-№3.-С.23-25.
. Лукашина, Е.А Делегирование
полномочий сотрудникам. Е.А.Лукашина // Управление развитием персонала.
2010.-№6.-С31-32.
. Масленникова, Н.К. Функция
управления развитием организации. Н.К.Масленникова // Менеджмент сегодня.
2011.-№2.-С17-19.
Учебники и учебные пособия
. Бодди, Д., Пэйтон, Р., Основы
менеджмента [Текст]: пер. с англ./Под ред. Ю.Н.Каптуревского; - СПб: Издательство
«Питер», 1999.- 816с.
. Веснин, В.Р., Основы менеджмента:
/В.Р. Веснин;- М.: Проспект, 2010.-320
. Десслер, Г., Управление персоналом
[Текст]: пер. с англ./Г. Десслер;-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-799с.
. Зайцева, О.А., Радугин А.А.,
Радугин К.А., Рогачева Н.И., Основы менеджмента [Текст] : учебник /
О.А.Зайцева, А.А.Радугин, К.А.Радугин, Н.И.Рогачева; - М.:Центр,2000.-432с.
. Карпов, А.В., Психология
менеджмента: учебное пособие/А.В. Карпов;- М.: Гардарики, 2007.- 584 с.
. Кибанов, А.Я., Дуракова, И.Б.,
Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация
[Текст]: учебное пособие/ А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова;-М.: ИНФРА-М, 2005.- 301
с.
. Кибанов, А.Я., Коновалова, В.Г.,
Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд.,
доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005.-638 с.
. Мескон, М.Х., Альберт, М.,
Хедоури, Ф., Основы менеджмента: учебник / пер. с англ./ М.Х.Мескон, М.Альберт,
Ф.Хедоури.-Москва: Издательство "Дело", 1997. - 704 с.
. Ньюстром, Дж.В., Организационное
поведение [Текст]: пер. с англ./Под ред. Ю.Н. Каптуревского -СПб.: Издательство
«Питер», 200 с.
. Радугин, А.А., Радугин, К.А.,
Рогачева, Н.И., Зайцева, О.А., Основы менеджмента: учебное пособие для
вузов/Научный редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 432 с.
. Семенов, А.К., Набоков, В.И.,
Основы менеджмента: учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2005.- 300 с.
Электронные
ресурсы
15.
Журнал управления персоналом [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.top-personal.ru
<http://www.top-personal.ru>, свободный.
.
Управление персоналом [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://vuzlib.net>strategplan.ru,
свободный.
.
Элитариум: Центр дистанционного образования [Электронный ресурс] Барьеры
делегирования / Режим доступа :
www.elitarium.ru/2008/05/07/barery_delegirovanija.html
<http://www.elitarium.ru/2008/05/07/barery_delegirovanija.html>, свободный.
.
Электронный экономический журнал Business Online [Электронный ресурс] / Режим
доступа: <http://www.bizon.ru/>, свободный.
.
Экономико-правовая библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://vuzlib.net>,
свободный.
.
Экономический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://www.dic.academic.ru>,
свободный.
.
Экономическая библиотека [Электронный ресурс] / Режим доступа: <http://vuzlib.net>politizdat.ru, свободный.