Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей
Федеральное агентство по образованию государственное
образовательное учреждение высшего Профессионального образования
Кафедра:
"ЭФ-3"
Научно-исследовательская
работа по дисциплине:
"Маркетинг"
ТЕМА:
"Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей"
Москва,
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. Общие сведения о сэндвич-панелях
.1 Классификация сэндвич-панелей
.1.1 Функциональное назначение
.1.2 Теплоизоляционный материал
. Российский рынок сэндвич-панелей
.1 Обзор
российского рынка сэндвич-панелей
.2 Внешняя торговля сэндвич-панелями
.3 Структура рынка сэндвич-панелей
.4 Характеристики потребления
. Ценовой
анализ
. Тенденции
и перспективы
Выводы
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговое исследование рынка сэндвич-панелей
представляет комплексный анализ российского рынка сэндвич-панелей. В
исследовании проведен анализ рынка сэндвич-паней: выявлен объем и динамика
рынка, структура рынка, сегментация, основные факторы и тенденции рынка.
Представлен анализ производства сэндвич-панелей в РФ: объем и динамика
производства, основные производители и производственные мощности. Проведен
анализ экспортно-импортных операций: объем и динамика, структура импорта,
экспорта по основным странам импортерам, структура по компаниям импортерам.
В современном строительстве сэнвич-панели
состоит из слоя утеплителя(минеральной ваты, пенополистирова, пенополиуретана),
облицованного металлом. Основной сферой их использования являются стеновые и
кровельные ограждения в конструкциях быстровозводимых зданий.
.
Общие сведения о сэндвич-панелях
В современном строительстве под сэндвич-панелями
понимается многослойный материал, состоящий из трех основных функциональных
слоев: двух слоев покровных материалов, обеспечивающих защиту от внешних
воздействий, конструктивную жесткость, декоративную функцию, и
наполнителя-сердечника, выполняющего тепло- и шумоизолятора.
Для большинства видов сэндвич-панелей
термоизоляция является важнейшей функцией, поэтому основу большинства
составляет теплоизолирующий сердечник на основе поропластов или минеральной
ваты. Толщина теплоизолирующего слоя варьируется в зависимости от назначения
здания и его месторасположения. Для строительных панелей толщина утеплителя
обычно составляет не менее 50 мм. Более тонкие панели используют для внутренних
перегородок и облицовки существующих зданий.
Основные виды сэндвич-панелей, находящие сегодня
применение в строительстве:
. панели для столешниц и других элементов
интерьера, производимые по сэндвич-технологии;
. панели, используемые для полного или частичного
заполнения дверных полотен(изготовленных из системных профилей), перегородок и
т.п. Такие панели должны обеспечивать тепло- и звукоизоляцию, прочность. На
российском рынке наибольшее распространение получили панели немецких
производителей: Isotex,
Mallok, Stadur;
. панели из полимерного сердечника,
соединенного с металлическими обкладками- используют для декорирования, защиты
и утепления фасадов;
. пластиковые сэндвич-панели с облицовкой
ПВХ-листами и экструдированным пенополистиролом внутри применяют в качестве
отделочного материала в дизайне интерьеров;
. строительные сэндвич-панели типа SIP(Structual
Insulated
Panel,
конструкционно-изоляционная панель КТП) - монолитные трехслойные конструкции ,
состоящие из двух плит OSB,
между которыми под давлением приклеивается слой твердого пенополистирола;
. в качестве отдельной группы
сэндвич-панелей можно выделить трехслойные железобетонные панели, активно
используемые в жилищном строительстве.
.1 Классификация сэндвич-панелей
.1.1 Функциональное назначение
По функциональному назначению сэндвич-панели
можно разделить на четыре основные подвида:
· стеновые ;
· кровельные;
· облицовочные;
· холодильные.
Каждый из этих подвидов имеет свои
конструктивные особенности.
Стеновые и кровельные сэндвич-панели применяют,
соответственно, для сооружения стен и кровли. Их главное отличие- достаточная
толщина утеплителя и металлических облицовок, устойчивое к внешней среде
покрытие.
Облицовочные панели предназначены для
реконструкции и утепления существующих зданий. Как правило, имеют небольшую
толщину- 25-60 мм. Тыловая поверхность не имеет декоративного покрытия. Внутри
здания - играют роль декоративного покрытия, утеплителя и шумоизолятора.
На данный момент в России сложилась
благоприятная ситуация для развития рынка облицовочных сэндвич панелей: многие
здания требуют реконструкции или утепления в соответствии с новыми требованиями
к теплопередаче.
Из наиболее известных на рынке производителей,
работающих в данном сегменте: компания "Полиаллан" с одноименной
системой, работает с 1998 года. В настоящее время панели по этой технологии
производят несколько заводов.
Холодильные панели отличаются хорошими
теплосберегающими свойствами. Всегда используется двойной замок в качестве
соединения для исключения возможности образования "мостиков холода".
В качестве утеплителя обычно применяется пенополиуретан.
.1.2 Теплоизоляционный материал
По виду теплоизоляционного материала современные
сэндвич-панели можно разделить на три основные группы:
· с утеплителем из минеральной ваты;
· с утеплителем из пенополистирола;
· с утеплителем из пенополиуретана.
Минеральная вата удовлетворяет самым
жестким требованиям пожарной безопасности. Материал соответствует санитарным и
экологическим нормам. Недостатки минеральной ваты - относительно высокий
коэффициент теплопроводимости(0,05 Вт/м*К) и большой вес(50-150 мм - 15-30
кг/кв.м)
Сейчас в России панели с сердечником из
минеральной ваты наиболее востребованы, на них приходится, по оценкам
экспертов, до 80% потребления.
Большое значение в качестве итоговой
панели играет количество минеральной ваты, поэтому производители стараются
выбрать оптимального поставщика минеральной ваты. В настоящее время на рынке
наиболее востребована минеральная вата следующих производителей:
· Saint-Gobain (Франция);
· Rockwool (Дания);
· ЗАО "Минеральная
Вата"(Московская область);
· Paros OY (Финляндия);
· ОАО "Термостепс"МТЛ"
(Самара).
Пенополистирол - легкий синтетический материал с
закрытой 8являются: низкий коэффициент теплопроводности(0,39 Вт/м*К),
достаточная механическая прочность, низкая плотность и легкость(вес панели
50-150мм - 11.5-14 кг/кв.м), экологичность, постоянство всех свойств на
протяжении длительного срока эксплуатации, трудногорючесть.
Недостатками являются: химическая не стойкость и
низкая температура деструкции(при температуре -65…-70С градусов пенополистирол
превращается в обычный полистирол).
Поставщики блочного пенополистирола:
· KNAUF
(Германия);
· BASF
(Германия);
· ЗАО "Мосстрой-31"
(Москва);
· "Полимер-Пак СПб"
(Санкт-Петербург);
· ООО "Бетонпласт"
(Екатеринбург).
Пенополиуретан(ППУ) получают при смешивании
полиола и полиизоцианата, а затем вспенивают с помощью фреона или пентана,
который является более 95.
Существенный недостаток - низкий показатель
огнестойкости, причем материал при горении выделяет полимочевины.
Необходимые компоненты для производства ППУ
предлагаются следующими компаниями:
· BASF (Германия);
· Bayer
(Германия);
· DOW
(США);
· Elastopor
(Германия);
· Nestaan (Голландия).
Типовые характеристики сэндвич-панелей с разными
типами утеплителя представлены в следующей таблице.
Таблица 1. Характеристики сэндвич-панелей с
разными типами утеплителя. (Источник: панели с минеральной ватой - завод
"Веста", с пенополиуретаном - завод "Электрощит".)
2. Российский рынок сэндвич-панелей
рынок торговля потребление ценовой
2.1 Обзор российского рынка сэндвич-панелей
Рынок сэндвич-панелей довольно закрытый, на нем
практически нет объективной информации об игроках рынка. Именно поэтому оценки
объемов рынка и спроса носят, в большей степени, экспертный характер.
Согласно официальной статистике Росстата, в 2008
г. было произведено около 13.0 млн. кв.м. стеновых и кровельных панелей. Этот
показатель вызывает много вопросов. В масштабах России объемы потребления
кажутся небольшими. Только в Москве и Санкт-Петербурге ежегодно возводятся
десятки объектов по сэндвич-панельной технологии: торговые центры, склады и
т.д. И если просчитать общие по площади крупных объектов, то можно получить
цифру, превышающую годовые объемы рынка сэндвич-панелей.
Конечно, объяснение может скрываться в
неравномерности спроса: Москва и Санкт-Петербург используют в основном готовые
сэндвич-панели.
Тем не менее, при определении объемов
производства целесообразно ориентироваться на отраслевую статистику, которая
сильно расходится с официальной.
Так по оценкам участников рынка, объем
производства сэндвич-панелей в 2008 году достиг 15 млн.кв.м. С учетом
статистики импорта/экспорта за аналогичный период получаем, что объем
внутреннего потребления составил примерно 15.8 млн.кв.м. В среднем за всю
историю развития российского рынка (1998-2008гг) потребление росло на 25%
ежегодно.
Рисунок 1. Объем рынка сэндвич-панелей в
2005-2008 гг.
(Источник: ResearchTechart
на основании оценки участников рынка и статистики ФТС РФ)
По данным же агентства IndexBox,
официальная статистика производства отражает лишь 50% реального показателя.
Фактически уровень потребления панелей, по данным аналитиков, превышает 23
млн.кв.м.
.2 Внешняя торговля сэндвич-панелями
Доля импортной продукции на протяжении всего
существования рынка сэндвич-панелей остается незначительной - не более 10%. По
итогам 2008 г. импорт сэндвич-панелей в Россию составил 18.4 тыс.тонн на общую
сумму 1.3 млрд.руб.(примерно 42.9 млн.долл.). При среднем весе панели в 15
кг/кв.м объем импорта может быть оценен в 1.2 млн. кв или 6-7% от общего объема
потребления
Интересно отметить, что, несмотря на рост числа
российских производителей, и ужесточения конкуренции на рынке, импорт
сэндвич-панелей по-прежнему растет.
Рисунок 2. Динамика импорта сэндвич-панелей в
2002-2008г., тыс.руб.
(Источник: ФТС РФ, IndexBox)
Предпочтение импортным сэндвич-панелям отдается
в следующих случаях:
· поставка комплекта БВЗ с каркасом и
металлоконструкциями;
· импорт дешевых сэндвич-панелей из
азиатского региона;
· импорт иностранных
пенополиуретановых панелей для устройства холодильных складов.
Структура импортных поставок в разрезе страны
происхождения представлена на следующей диаграмме.
Рисунок 3. Структура импортных поставок
сэндвич-панелей по странам в 2008 году (доля в натуральном выражении. Источник:
ФТС РФ)
Лидерами среди стран-импортеров являются страны
Восточной Европы - Польша, Словения, а также Южная Корея и Китай. Если в
Словении весь объем импорта формирует одни поставщик - бренд Trimoterm,
то в Польше насчитывается около пяти крупных импортеров: Balex
Metal, Construction,
Kingspan (в Россию панели
поставляет также чешское отделение компании), "Фабрика плит Tago"-
строительные сэндвич-панели, Ruuki
Constuction - сэндвич-панели в
составе комплектов быстровозводимых зданий. Аналогичная ситуация свойственна
поставкам из Южной Кореи и Китая, объем которых формируется сразу несколькими
производителями. Кроме перечисленных стран поставки сэндвич-панелей ведутся из
Финляндии, Франции, Австрии, Литвы, Японии.
Таблица 2. Структура импортных поставок
сэндвич-панелей по брендам в 2008 году. (Источник: ФТС РФ)
Данные таблицы свидетельствуют о том, что
стоимость из Южной Азии в редких случаях превышает 30 руб./кг(450 руб./кв.м), в
то время как европейские панели имеют таможенную стоимость в пределах 50-60
руб./кг(700-900 руб./кв.м). В структуре импортных поставок 42,8% приходится на
минеральную вату, 24.3% - на пенополиуретан, 8,8% - на пенополистирол, 2.5%- на
стекловолокно. Тип утеплителя не указан в 21.6% случаях. Интересно отметить,
что структура поставок по типу теплоизоляционного материала не является схожей
для различных регионов. В структуре импорта из стран Западной Европы
преобладает минеральная вата, из Восточной Европы - минеральная вата и
пенополиуретан. В Дальневосточном ФО, наоборот, наибольшим спросом пользуется
пенополистирол и стекловолокно.
.3 Структура рынка сэндвич-панелей
На российском рынке сэндвич-панелей работают
сотни компаний. Их можно разбить на следующие сегменты: производители, трейдеры,
строители, производители решений.
.Производители. Сегодня количество
производственников приближается к сотне. Среди них как крупные заводы , так и
небольшие локальные фирмы.
.Трейдеры. К трейдерам можно отнести три
основные вида фирм:
· компании, занимающиеся перепродажей
панелей;
· производители другого профиля,
продающие в числе прочих товаров панели;
· строительные организации.
Трейдерская деятельность ориентирована на
конечного потребителя, т.к. оптовики и крупные заказчики предпочитают работать
напрямую с заводом.
.Строители. Самая большая группа участников
рынка. Сюда можно отнести как производственно-строительные компании, так и
строительно-монтажные организации.
. Производители решений и продукции. Эта группа
компаний выделена в отдельную категорию в связи со своей многочисленностью и
востребованностью потребителям. К производителям решений относятся компании,
занимающиеся созданием холодильных складов, автофургонов и контейнеров,
модулей, бытовок.
Примерная структура рынка сэндвич-панелей
представлена на следующем рисунке.
Рисунок 4. Структура рынка сэндвич-панелей и
смежных услуг
.4 Характеристики потребления
Сэндвич-панели как продукт, потребляемый
производственными предприятиями и торговыми сетями. Сводные данные по основным
участникам рынка показывают, что объем спроса на сэндвич-панели со стороны
предприятий и организаций тесно связан с объемом инвестиций в основной капитал
этих предприятий, а распределение спроса по регионам - у дельной долей
инвестиций в конкретный регион.
По оценке агентства Prado
Marketing, на Центральный
Федеральный округ приходиться порядка 30.5% потребления сэндвич-панелей, еще
15.8% - на Северо-Западный федеральный округ.
Рисунок 5. Региональная структура потребления
сэндвич-панелей
(Источник: Prado
Marketing)
Основных потребителей сэндвич-панелей на три
неравные группы:
· производственно-строительные и
строительно-монтажные организации, в том числе в составе компании-производители
сэндвич-панелей, работающие по договору подряда. На эту группу приходится, по
некоторым оценкам, до 90% потребляемых сэндвич-панелей;
· вторая группа - компании,
занимающиеся строительством для собственных нужд;
· третья группа - уже отмеченные
производители решений и продукции, работающие только над сборкой продукции.
.
Ценовой анализ
Основными факторами, влияющими на стоимость
сэндвич-панелей, являются:
· тип утеплителя;
· материал и качество металлических
обкладок;
· тип и качество клея;
· особенности и возможности
оборудования.
В условиях финансово-экономического кризиса,
приведшему к падению цен на основные сырьевые компоненты, можно наблюдать и
снижение стоимости сэндвич панелей практически у всех участников рынка.
Таблица 3. Цены российских производителей
стеновых сэндвич-панелей в 2009г. (Источник: прайс-листы производителей)
Примечание. Указаны цены на сэндвич-панели,
рабочей шириной примерно 1.2 м, облицованные с двух сторон оцинкованной сталью
с покрытием РЕ, базовый цвет, на условиях самовывоза , партия - от 200 до 1000
кв.м. Цены с учетом НДС.
*-шрифтом Bold
выделены характеристики "базовой поставки", обычным шрифтом -
дополнительные платные опции.
Проведенный анализ позволяет установить
следующий диапазон средних цен на стеновые сэндвич-панели:
· с утеплителем на базальтовой основе
(100 мм) - 990-1400 руб./кв.м;
· с утеплителем на основе
пенополистирола(100 мм) - 890-1210 руб./кв.м;
· с утеплителем на основе
пенополиуретана - 1184-1476 руб./кв.м
Представленные производители работают примерно в
одном ценовом диапазоне. Разница в ценах на сэндвич-панели с минераловатным,
пенополистиролом или пенополиуретановым заполнителем отличаются не более чем на
28%. Таким образом, говорить о ценовых сегментах рынка сэндвич-панелей
нецелесообразно.
.
Тенденции и перспективы
Основные тенденции развития рынка в 2009г.:
· сокращение объема выпуска панелей в
первой половине 2009 г. на 25-30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого
годп. Падение продаж отмечают такие крупные игроки рынка, как
"Белпанель", "Мосстрой-31", "Петропанель". Средний
уровень загрузки производственных мощностей данных компаний по состоянию на май
месяц составил 60-70%;
· уход с рынка мелких компаний,
вынужденных закрывать производства ввиду отсутствия спроса;
· проблемы со сбытом заставили
производителей более активно заниматься маркетинговой политикой, выраженной в
разработке более гибких подходов во взаимодействии с клиентами, поиске новых
методов работы;
· расширение географических поставок,
выход на новые рынки;
· повышение эффективности рекламы за
счет развития выставочной деятельности и продвижения в сети Интернет;
· снижение стоимости продукции в
среднем на 10%;
· ряд производителей не отказываются
от планов по расширению ассортимента (новые толщины панелей, новые виды
покрытий);
· модернизация мощностей и ввод новых
производственных линий. Наиболее показательны следующие примеры. С целью
наращивания объемов производства компанией "Белпанель" были
приобретены высокопроизводительные станки (Германия) для изготовления фасонных
элементов.
Сендвич-панели по-прежнему сохраняют свою
востребованность при строительстве быстровозводимых зданий. При этом
Наблюдается изменение отраслевой структуры спроса: снижается доля строительства
зданий коммерческой недвижимости, растет доля инфраструктурных проектов.
Выводы
Сендвич-панели по функциональному назначению
можно разделить на четыре основные подвида: стеновые, кровельные, облицовочные
и холодильные.
Используются при строительстве сухих и
холодильных складов , промышленных, торговых, офисных, сельскохозяйственных
зданий и т.п., реконструкций объектов недвижимости, а также в конструкциях
специальных изолирующих фургонов и прицепов.
Основные преимущества сэндвич-панелей
заключаются в удобстве использования, простоте монтажа, низкой стоимости и
быстровозводимости.(по сравнению с традиционными материалами).
По итогам 2008 г. объем рынка сэндвич-панелей
оценивался в 15.8-23 млн.кв.м В среднем за всю историю развития российского
рынка(1998-2008гг.) потребление росло на 25% ежегодно.
Основной объем потребления сэндвич-панелей
приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Большая часть
выпускаемых в России панелей имеет минераловатный сердечник. Доля продукции с
пенополиуретаном или пенополистиролом составляет всего около 20%.
На российском рынке насчитывается несколько
десятков производителей сэндвич-панелей, которые сосредоточены в Центральном,
Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Лидеры вышли на него еще 4-8
лет назад, обладают высокопроизводительным автоматизированным оборудованием и
узнаваемым брендом. К этой группе относятся компании: "Термостепт
МТЛ"(Самара), завод Armax(Санкт-Петербург),
"Веста-парк"(Москва), "Петропанель"(Санкт-Петербург),
"Вентиляционный завод Лиссант"(Санкт-Петербург), "Металл
Профиль" (Владимирская обл., Ростов-на-Дону), "Вентал"(Калужская
область,Балабаново), "Белпанель" (Белгород).
На региональном уровне лидерами являются заводы
с производиственной мощностью от 100 до 500 тыс. кв.м сэндвич-панелей в год. По
сравнению с лидерами они могут более оперативно реагировать на пожелания
заказчика и обеспечить смежные услуги: проектирование, монтаж, поставка
комплекта.
Мелкие заказы достаются производителям с
объемами менее 100 тыс. кв.м. панелей в год.
Потенциал рынка сэндвич-панелей для инвесторов
превосходит фактор высокой конкуренции на рынке, что приводит к открытию новых
крупных производств.
Также открытию новых производств способствует
относительно невысокие барьеры для выхода на рынок: линия производительностью
до 100 тыс.кв.м. панелей стоит 6-12 млн.руб.
Основные тенденции развития рынка в 2009г.:
· сокращение объема выпуска панелей в
первой половине 2009 г. на 25-30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого
годп. Падение продаж отмечают такие крупные игроки рынка, как
"Белпанель", "Мосстрой-31", "Петропанель". Средний
уровень загрузки производственных мощностей данных компаний по состоянию на май
месяц составил 60-70%;
· уход с рынка мелких компаний,
вынужденных закрывать производства ввиду отсутствия спроса;
· проблемы со сбытом заставили
производителей более активно заниматься маркетинговой политикой, выраженной в
разработке более гибких подходов во взаимодействии с клиентами, поиске новых
методов работы;
· расширение географических поставок,
выход на новые рынки;
· повышение эффективности рекламы за
счет развития выставочной деятельности и продвижения в сети Интернет;
· снижение стоимости продукции в
среднем на 10%;
· ряд производителей не отказываются
от планов по расширению ассортимента (новые толщины панелей, новые виды
покрытий);
· модернизация мощностей и ввод новых
производственных линий. Наиболее показательны следующие примеры. С целью
наращивания объемов производства компанией "Белпанель" были
приобретены высокопроизводительные станки (Германия) для изготовления фасонных
элементов.
Сендвич-панели по-прежнему сохраняют свою востребованность
при строительстве быстровозводимых зданий. При этом Наблюдается изменение
отраслевой структуры спроса: снижается доля строительства зданий коммерческой
недвижимости, растет доля инфраструктурных проектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. <http://marketing.rbc.ru/research/562949960114506.shtml>
2. www.indexbox.ru/sale_reports
<http://www.indexbox.ru/sale_reports>
. www.restko.ru›Исследования
<http://www.restko.ru/market/>›2663
<http://www.restko.ru/market/2663>
. www.officemart.ru/research/info_news/info_5496.htm
<http://www.officemart.ru/research/info_news/info_5496.htm>
. www.RosDiplom.ru/readyi2a1a2new.asp
<http://www.RosDiplom.ru/readyi2a1a2new.asp>
. http://www.bibliofond.ru