. Это заявление подчеркивает значимость бедности как фактора, неблагоприятно влияющего на здоровье. Бедность - многомерное явление, заключающее в себе неспособность удовлетворять базовые потребности, отсутствие контроля над ресурсами, отсутствие образования и плохое здоровье. В сущности бедность может вызывать отчуждение и напряжение, но особую озабоченность вызывает ее прямое и косвенное влияние на развитие и поддержание эмоциональных, поведенческих и психических расстройств.
Одним из наиболее острых проявлений проблемы социальных неравенств выступает поляризация бедности и богатства, превращение бедности в норму жизни значительной части наших сограждан.
Около четверти мирового населения живут сегодня ниже официальной черты бедности. В 90-х гг. больше всех пострадали страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы от радикальных перемен, произошедших в них. Количество бедных в России, по подсчетам Центра уровня жизни, составляет 40-45 млн., или треть всего населения.
В России постановка вопроса о проблеме бедности очень актуальна. Специфика, длительность и распространенность бедности населения на территории бывшего Союза после семидесятилетнего молчания придают этой проблеме своеобразный оттенок, который нельзя рассматривать без особенностей сложившейся социально-политической системы. Проблема неравенства и бедности носит не только экономический, но и общественно-политический характер, так как социальная политика в обществе формировалась по идеологическому принципу социальной однородности, препятствующему росту и дифференциации уровня доходов, что часто вело к подрыву стимулов трудовой активности.
В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Реклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайек, П. Таунсенд и др.). Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их. Еще в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства.
Целью данной работы является изучение неравенства и бедности.
Реализация намеченной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда задач: описать понятия «неравенства» и «бедности», предпосылки их появления, предложить пути преодоления данных социальных феноменов.
1. Понятие неравенства и бедности
Неравенство и бедность - понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - дохода, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т.д.).
Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом - наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре.
В России сегодня наименьшие доходы имеет большинство, средние доходы - относительно большая группа, а наивысшие - меньшинство населения.
Для измерения неравенства экономисты чаще всего используют коэффициент Джини, значение которого изменяется от нуля до единицы: чем ниже коэффициент, тем ниже неравенство. Коэффициент Джини, равный нулю, отражает полное равенство доходов всех граждан страны. А если весь доход страны получает пренебрежимо малый процент населения, а остальные граждане не получают ничего, то коэффициент Джини равен единице.
Каков же уровень неравенства в России? По данным Росстата, коэффициент Джини в России в течение 10 последних лет практически не меняется, колеблясь вокруг значения 0,4. Неравенство в России существенно выше, чем в Европе, но ниже, чем в Китае и США (около 0,45), и тем более ниже, чем в Бразилии (почти 0,6) .
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения.
Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».
Порог бедности - это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье. Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное название - прожиточный минимум.
В социологии различают абсолютную и относительную бедность.
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране.
Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Она является сравнительной характеристикой в двух смыслах. Во-первых, она показывает, что вы бедны относительно того изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, не считающиеся бедными. Первое значение относительной бедности заключается в сравнении одной страты с другими стратами или слоями. Во-вторых, она показывает, что вы бедны относительно некоторого стандарта жизни, например, стандарта достойной, или приличествующей жизни.
Нижней границей относительной бедности является прожиточный минимум, или порог бедности, а верхней - приличествующий уровень жизни. Приличествующий уровень жизни - это количество материальных благ, позволяющих человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.
Универсального для всех слоев и социальных групп уровня приличествующей, или нормальной жизни не существует. Для каждого класса и категории населения он свой, и разброс значений очень существенный.
2. Проблема бедности в современной России
Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:
·экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
·социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
·демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
·регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).
В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность: 1) снижение среднего уровня денежных доходов населения; 2) низкий уровень минимальных социальных гарантий; 3)возросшее неравенство в распределении доходов.
Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. Различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10-15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.
На современном этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния.
Региональный аспект доходов и бедности обусловлен целым рядом причин и факторов, среди которых, различный экономический потенциал регионов, преобладание в регионе нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений, неудовлетворительная структура занятости, неэффективность действующей системы социальной защиты населения.
Хронические очаги бедности сформировались и в ряде отраслей внебюджетного сектора экономики, в том числе в текстильной промышленности, обувной, швейной, деревообрабатывающей. Более высокие показатели бедности на селе. Такое положение объясняется крайне низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что в категорию "работающие бедные" могут попасть работники предприятий с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок ваше величины прожиточного минимума.
Говоря о проблеме бедности в России, надо понимать, что в основе этого явления стояло и стоит отсутствие для значительной части наших сограждан справедливого - или, точнее, равного - доступа к созданию и распределению благ. Российская Конституция декларирует равенство прав граждан независимо от имущественного и должностного положения, места жительства - но на деле этот принцип не реализуется. Отбросив исторически не оправдавший себя политический строй, мы ликвидировали и многие достижения в социальной сфере. Здесь имеется в виду хоть и не всегда до конца справедливое, но все-таки имевшее место в СССР равенство возможностей в области образования, здравоохранения, безопасности, культуры. Это и такие аспекты качества жизни, как приемлемое состояние окружающей среды, возможность смены места жительства, доступность жилья и т.п., которые вроде бы гарантированы нашим гражданам, на практике доступны очень немногим.
Это означает, что бороться надо не с бедностью вообще, а решать конкретную задачу формирования условий, обеспечивающих людям равные возможности. Основным ориентиром для решения этой задачи должна стать социальная модернизация нашего общества. Это и есть путь к улучшению качества человеческого капитала.
Обычно уровень жизни населения, качество жизни оцениваются по денежному доходу на одного человека. Такой подход справедлив в том случае, если, во-первых, у основной массы населения уровень доходов достаточно высок, и, во-вторых, в стране хорошо развиты рыночные отношения во всех сферах жизни. Ни первое, ни второе к России не относится. Поэтому, говоря о качестве жизни применительно к нашей ситуации, необходимо говорить конкретно о тех благах, которые получает обычный человек, и о тех лишениях, которые он испытывает. То есть надо говорить о доступности и качестве жилья, образования, здравоохранения, отдыха, о защищенности, о гражданских свободах и т.п.
Возвращаясь к анализу проблемы бедности, необходимо выяснить, где находятся ее корни. Для этого важно понять, кто попадает в категорию бедных, где те болевые точки общественных отношений, которые порождают социальное неравенство, в первую очередь неравенство возможностей.
Парадокс, но в России работающие бедные - а это в основном высококвалифицированные кадры, такие, как учителя, врачи и ряд других категорий работников бюджетной сфер, - составляют почти половину всех бедных. Такого вопиющего положения нет ни в одной цивилизованной стране мира. Какое будущее может быть у страны, в которой нищенствуют учителя?
Или еще такой факт. У нас свыше 40% молодых семей после рождения ребенка попадают в категорию бедных. Это значит, что почти каждая вторая молодая семья рождает ребенка, который по рождению становится бедным.
Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются: родители - одиночки, главным образом одинокие матери, не получающие никакой (или необходимой) материальной поддержки от отцов своих детей и которые не работают или работают неполное рабочее время; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные, которые или совсем не получают никаких пособий, или получают неадекватные установленной черте бедности пособия от соответствующих систем социальной защиты (в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; женщины; инвалиды; бывшие преступники; мигранты.
Факторами, связанными с усилением риска стать бедным или требующими обращения за социальной помощью, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус, расовая или этническая принадлежность. В то же время, более высокие уровни образования и квалификации и более высокий социально-экономический статус защищают против бедности, а в случае же входа по каким-то причинам в состояние бедности являются сильными предпосылками для выхода из этого состояния. По существующим оценкам, отсутствие, например, доступа к вторичному образованию сильно коррелируется с бедностью. Рынок труда реагирует на более высокие уровни квалификации путем снижения уровня бедности ее носителей.
Какие конкретные условия порождают у нас бедность? Высокая безработица, значительное число рабочих мест, на которых уровень зарплаты ниже величины прожиточного минимума, сокращение числа бесплатных государственных услуг, совершенно неэффективная адресная поддержка, почти абсолютная невозможность смены места жительства и т.п. Это наша реальность. Однако многого из этого можно было бы избежать, если бы наши сограждане имели равные возможности для решения своих проблем, в первую очередь равные возможности для индивидуального развития и роста.
Доходы наиболее обеспеченных граждан растут опережающими темпами по сравнению с ростом доходов самых бедных слоев. Численность бедных в абсолютном выражении (количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума), рассчитываемая по российской методике, становится меньше, но сама бедность углубляется.
Бедности в значительной степени подвержены жители малых городов с низкими возможностями на рынке труда, а также граждане, проживающие в отдаленных сельских районах.
Воспроизводству бедности также способствует снижение доступа бедных к социальной инфраструктуре, что подрывает принцип равных возможностей (недоступность платного медицинского обслуживания и образования, непосещение детьми из бедных семей учебных учреждений, детская безнадзорность, ранняя наркомания и алкоголизм).
Тормозит преодоление бедности и снижение неравенства в РФ применение единой (в виде плоской шкалы) ставки налога на личные доходы в размере 13%. Мотив установления такой процедуры, по мнению властей, определялся тем, что низкий уровень налогообложения заставляет раскрыть теневые доходы и заработки. Между тем главным являются механизмы администрирования налогов.
Налоговые вычеты для низкооплачиваемых работников незначительны, в то же время предоставляемые налоговые льготы ориентированы, прежде всего, на высокооплачиваемых работников (оплата приобретения и строительства жилья, оплата медицинских и образовательных услуг). В результате налоговое бремя облегчается в большей степени не для низкооплачиваемых, а скорее для высокооплачиваемых работников. Снижению налоговой нагрузки на высокодоходные слои населения способствует и крайне низкая - по сравнению с большинством развитых стран - ставка налога на доходы физических лиц по дивидендам (9%). Все это приводит к тому, что российская система налогообложения доходов физических лиц не только не ориентирована на снижение дифференциации располагаемых доходов по сравнению с номинальными, но и приводит, вероятно, к прямо противоположному результату, увеличивая уровень дифференциации доходов и бедности населения.
. Пути преодоления бедности и снижения неравенства
Анализ причин и факторов бедности позволяет сделать вывод о том, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие три направления:
·Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности.
·Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.).
·Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам.
Важнейшим средством преодоление бедности является повышение заработной платы и пенсии. Осуществление жилищной реформы, а также безальтернативный рост платных услуг населению, в том числе в сфере образования и здравоохранения актуализируют эту проблему. Сейчас стало очевидно, что доля услуг в расходах самых бедных семей немного выше, чем у самых богатых, но здесь важны детали. А они состоят в том, что, например, расходы на коммунальные услуги и транспорт у 10% бедных имеют в их бюджете вес почти в 3 раза больше, чем эти же расходы в бюджете 10% богатых. В то же время расходы на образование и медицинские услуги в 2 и 4,5 раза (соответственно) меньше в бюджете бедных, чем у богатых. Очевидно, что платные образовательные и медицинские услуги - более современные, эффективные, чем бесплатные, и пользование ими улучшает качество жизни, социальные ресурсы человека. Невозможность для бедного населения пользоваться качественными медицинскими и образовательными услугами влечет за собой одно очень печальное следствие - очень мало шансов преодолеть бедность им и их детям. Наследуемая бедность становится опасной тенденцией в современной России, поскольку шансы на экономический успех и социальное восхождение не выравниваются, а наоборот все более дифференцируются, и это еще один аспект углубления материального неравенства
Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие. Пора отказаться от оценки бедности по нормативному показателю «величина прожиточного минимума», который занижен и социально ущербен, поскольку не отражает тенденций изменения структуры расходов населения и складывающихся в обществе социальных стандартов. Его использование искажает представления о действительном положении с бедностью в России. Необходим национальный стандарт качества жизни - комплекс социально приемлемых параметров существования семьи, дающий возможность большинству населения достойно жить в своей стране, и сделать его нормативным показателем, в соответствии с которым и оценивать работу органов власти. Неотъемлемой частью национального стандарта должны стать показатели обеспеченности населения благоустроенным и комфортабельным жильем.
Для предотвращения дальнейшего роста численности бедного населения также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:
·Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты.
·До тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности, следует воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены адекватными мерами социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.
Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.
Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.
Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума.
Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.
В рамках такой комплексной стратегии можно будет увязать решение социальных задач с проведением определенной промышленной политики. Например, для решения проблем здравоохранения, следует выработать комплекс мер, стимулирующих развитие в нашей стране производства медицинской техники, медицинских препаратов и лекарственных средств. Получится так, что, решая проблему качества и доступности здравоохранения для наших сограждан, мы решим одновременно еще целый комплекс проблем, как в социальной сфере, так и в сфере производства и даже научных исследований.
неравенство бедность население россия
Заключение
Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Ситуацию нужно менять. Нужно разработать долгосрочную стратегию модернизации общества, определить долгосрочные цели и комплексные меры по их достижению. Естественно, справиться с решением этой задачи можно будет только в том случае, если будут объединены усилия людей, находящихся в руководстве страны и регионов, в руководстве компаний, представителей культуры, науки, образования, религиозных конфессий. Надо постараться услышать как можно больше голосов. Мы должны все вместе помочь друг другу. Будущее нашей страны зависит от наших совместных усилий и от усилий тех новых лидеров, тех новых инженеров и ученых, тех новых успешных людей, для появления которых необходимо сейчас сконцентрироваться на формировании основ общества равных возможностей.
Список литературы:
1.Беляева Л.А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции/ Социс.- 2007. - № 9. - с. 18.
2.Дерипаска О. Преодоление неравенства - путь к долгосрочной стабильности/ Независимая газета. - 19.02.2004. - с. 22.
.Жеребин В.М., Римашевская Н.М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М.А. Можиной - М., 1994. С. 26.
.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.
.Римашевская Н.М. Некоторые проблемы социального реформирования в России // Проблемы прогнозирования. - 2006. - №2. - с. 6.
.Шарин В. Можно ли прекратить воспроизводство бедности? // Человек и труд. - 2005. - №7. - С. 25.
7.www.audit-it.ru
8.www.librero.ru/ Дубровская Т.А., Макаров В.Е., Лебедев А.В. Бедность в России и мире: социально-политические и пути решения.