Денежные доходы и сбережения населения как один из важнейших источников воспроизводственного процесса
Реферат
Курсовая работа: 30с.,1 рис., 2 табл., 16 источников, 4 прил.
ДОХОДЫ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СБЕРЕЖЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ, МОТИВЫ СБЕРЕЖЕНИЙ.
Объект исследования - денежные доходы и сбережения
населения как один из важнейших источников воспроизводственного процесса.
Предмет исследования - система экономических отношений, связанных с
образованием, распределением и использованием денежных доходов населения.
Цель работы: выявить основные закономерности образования и использования
доходов и присущие этому проблемы, а также определить возможные пути решения.
Методы исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы,
изучение монографических и статистических публикаций и статей, аналитический
метод.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературных и других источников теоретические,
методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
Содержание
Введение
. Доходы и
сбережения населения
.1 Сущность
доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов
населения
.2 Сбережения
населения
. Анализ
доходов населения
.1 Доходы и
сбережения населения Республики Беларусь, их динамика
.2 Заработная
плата, ее динамика
.3 Пенсии и
их динамика
3. Проблемы
увеличения реальных доходов населения Республики Беларусь
Заключение
Список
использованных источников
Приложения
Введение
В современных условиях политика доходов и оплаты труда рассматривается в
качестве важнейшей области деятельности государства. От решения социальных
проблем зависит стабильность общества, а это является необходимой базой для
успешного развития экономики. Результативность проводимой политики проверяется,
прежде всего, через уровень и качество жизни, как всего населения, так и
различных социальных групп.
Уровень и качество жизни являются главной составляющей
социально-экономического развития страны и отражают социально-экономическое
положение различных групп населения.
Политика доходов и оплаты труда является составной частью социальной
политики государства и представляет собой совокупность установленных
государством норм и правил, влияющих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она
включает меры и нормы законодательного, исполнительного и контролирующего
характера, направленные на обеспечение роста денежных доходов населения и
создание условий для повышения их реального содержания и справедливого
распределения; последовательное повышение уровня оплаты труда как основного
источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности
работников наемного труда; снижение уровня малообеспеченности; повышение уровня
пенсионного обеспечения и социальной защиты малообеспеченных групп населения в
зависимости от социально-экономических условий развития общества.
Механизм осуществления политики доходов и заработной платы в Республике
Беларусь многообразен. Государственное регулирование доходов и заработной платы
проводится посредством налогов и межбюджетного регулирования. Государственный
механизм регулирования доходов населения включает образование первичных
доходов, перераспределение через госбюджет и конечное распределение.
Одной из целей социальной политики наряду с обеспечением устойчивого
повышения уровня и качества жизни населения является сокращение
малообеспеченности (бедности). Регулирование процессов расслоения общества
основано на использовании системы потребительских бюджетов. При решении
проблемы повышения доходов особое внимание уделяется минимальной обеспеченности
работников на основе потребительских бюджетов. В Республике Беларусь существует
несколько официальных уровней обеспеченности населения: минимальный
потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума и 60% от бюджета
прожиточного минимума.
При регулировании уровня жизни различных групп населения возникает
необходимость сопоставлять все виды доходов со стоимостью жизни. Первостепенное
значение имеет утверждение на государственном уровне минимума материальной
обеспеченности, определяемого на основе нормативных потребительских бюджетов. В
качестве социальных нормативов в республике используются минимальный
потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Система государственного
регулирования всех видов доходов направлена на недопущение необоснованного
расслоения населения по уровню доходов.
О результативности действующей политики доходов и оплаты труда можно
судить по основным макроэкономическим показателям - уровню и качеству жизни
населения, росту ВВП на душу населения, реальным денежным доходам населения,
реальной заработной плате и уровню занятости.
Предметом исследования данной курсовой работы является система
экономических отношений, связанных с образованием, распределением и
использованием денежных доходов населения.
Объектом исследования являются денежные доходы и сбережения
населения как один из важнейших источников воспроизводственного процесса.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить основные закономерности
образования и использования доходов и присущие этому проблемы, а также
определить возможные пути решения.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи
исследования:
. Рассмотрение денежных доходов населения, их содержания и состава;
. Изучение понятия сбережения населения и мотивов их формирования;
.Анализ проблемы увеличения реальных доходов населения в современных
условиях.
При исследовании данной темы применялись сравнительный метод, изучение
нормативно-правовой базы, изучение монографических и статистических публикаций
и статей, аналитический метод.
Доходы населения и источники их формирования заслуживают пристального
внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения.
Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом
экономическом строе.
1. Доходы и сбережения населения
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата
как основной источник доходов населения
Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что
являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных
потребностей.
Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных
благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый
промежуток времени. [1] Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем,
что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.
Доходы населения могут существовать в двух формах - денежной и
натуральной. В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из
социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных
подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты
труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий,
стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов,
дивидендов, ренты от продажи продукции сельского хозяйства, а также страховые
возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие. [2]
Соотношение между денежными и натуральными доходами периодически
меняется, но всё-таки, более распространённой формой доходов является денежная
форма.
У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период
ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов
повышается.
Важное значение для характеристики благосостояния населения имеют
совокупные доходы всего населения, семьи, отдельного человека. Рост совокупных
доходов при неизменных ценах и налогах свидетельствует о повышении возможностей
населения для удовлетворения своих потребностей.
Совокупными доходами называется весь объём жизненных средств, который
поступает в распоряжение населения, включая бесплатные и льготные услуги из
общественных фондов потребления. Частью совокупных доходов являются мобильные
доходы, которые составляют совокупные доходы без учёта услуг из общественных
фондов потребления. [3]
Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от
налогообложения и изменения цен.
Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они
не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при
сложившемся уровне доходов. К ним относятся: оплата труда всех категорий
населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, поступления
от продажи сельскохозяйственных продуктов, пенсии, пособия, стипендии и другие
социальные трансферты, страховые возмещения, кредиты и ссуды, доходы от
собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы
населения от продажи иностранной валюты; сальдо (деньги, полученные по
переводам) и пр. [4]
Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других
обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и
сбережения.
Располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов,
используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления
товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в
распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная
сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии,
что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и
нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части).
Располагаемый денежный доход определяется путем вычета из номинальных денежных
доходов обязательных платежей и взносов. [4]
При наличии инфляции рост денежных доходов не всегда может
свидетельствовать об улучшении уровня жизни населения, поскольку фактор
изменения цен влияет на покупательную способность денег. С помощью
корректировки на индекс потребительских цен располагаемые денежные доходы за
исследуемый период рассчитываются в реальном выражении.
Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения
розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность
номинальных доходов.
Показатель реального денежного дохода населения рассчитывается путем
деления располагаемого денежного дохода на индекс потребительских цен. [5]
Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу
населения. Рассчитываются темпы роста (снижения) реальных доходов.
Индекс изменения реальных доходов на душу населения Jр.д. рассчитывается по формуле:
, (1.1)
где РДП, РДб - сумма реальных доходов населения в
прогнозируемом и базисном периодах соответственно;
ЧН.П. ЧН.Б. - численность населения в
прогнозируемом и базисном периодах соответственно. [3]
Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая
за использование труда.
Необходимо различать денежную, или номинальную, и реальную заработную
плату.
Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за
определённый промежуток времени (час, день, неделю и т.д.).
Располагаемая заработная плата - это сумма оплаты труда за вычетом
подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд.
Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно
приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это
покупательная способность номинальной заработной платы. [6]
Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной
платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной
платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного
изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате.
Заработная плата выполняет несколько функций, самые главные из них -
воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая,
производственно-долевая. [6]
Воспроизводственная функция состоит в определении такого абсолютного
размера заработной платы, который позволяет осуществить нормальное воспроизводство
рабочей силы. Поэтому эта функция выполняет определяющую роль по отношению к
другим. В случае, когда заработная плата по основному месту работы не
обеспечивает работнику и его семье нормальное воспроизводство, возникает
проблема дополнительных заработков. А они не всегда вызывают позитивные
последствия. Дополнительная работа приводит к истощению трудового потенциала,
снижению профессионализма, ухудшению трудовой и производственной дисциплины.
Статусная функция заработной платы предполагает соответствие статуса,
определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Трудовой
статус - это место работника по отношению к другим работникам. Поэтому размер
вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а
его соответствие с трудовыми усилиями работника позволяет судить о
справедливости размера его заработной платы. Статусная функция важна, прежде
всего, для самих работников с точки зрения их притязаний на заработную плату и
для своей реализации требует материальной базы.
Стимулирующая функция заработной платы предполагает побуждение работника
к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда.
Этой цели служит установление размера вознаграждения за труд в зависимости от
достигнутых работником результатов. Если же заработная плата не будет зависеть
от личных усилий работника, то это приведёт к ослаблению стимулирующей функции
и, следовательно, к снижению инициативы и трудовой активности. Реализация этой
функции осуществляется руководством фирмы посредством различных систем оплаты
труда.
Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношение спроса
и предложения рабочей силы, на формирование персонала и степень его занятости.
Эта функция выступает балансом между работниками и работодателем. Основа
реализации функции - дифференциация в оплате труда по группам работников.
Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия
живого труда в образовании цены товара, его долю в совокупных издержках
производства и издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить
величину стоимости рабочей силы, её конкурентоспособность на рынке труда. Эта
функция важна не только для работодателя, но и для работника. Некоторые системы
бестарифной оплаты труда и другие предполагают тесную связь заработной платы и
фонда оплаты труда, личного вклада работника.
Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные
фонды потребления и личные подсобные хозяйства.
Общественные фонды потребления представляют собой разновидность
коллективной формы потребления и образуют материальную базу для
функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов
содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли,
учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг
обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения. [7]
Общественные фонды потребления отличаются от распределения доходов через
оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную
собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого
человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются
совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.
В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы
фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на
предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по
воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке,
охране здоровья. Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного
бюджета для учреждений здравоохранения, просвещения, культуры.
Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических
возможностей регионов. Самыми распространёнными из них - бесплатный проезд для
пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на
питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах,
оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.
Неформальный сектор экономики оказывает заметное влияние на
социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние
рынка труда. Неформальный сектор - это фактически самостоятельный сегмент рынка
труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности. [7]
В формировании рационального поведения людей очень важно правильное
соблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют
значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его
активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых
доходов - стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет
в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила,
что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на
доходы от капитала.
.2 Сбережения населения
На настоящий момент в экономической литературе и практике не существует
устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин “сбережения” используется
для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее.
Некоторые экономисты трактуют сбережения как разницу между доходами населения и
его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая
осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению
сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению
арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность
сбережений.
В современной экономической теории дается несколько определений
сбережений.
- Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум
оставляет на будущее вместо того, чтобы потратить ее в настоящем. Происходит
своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего.
- Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую
экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы
потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов:
население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида
сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения
государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных
ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников
(банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной
деятельности. Средства, не потребленные в текущем периоде, приобретают три
основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные
сбережения, денежные остатки на руках. Данные формы сбережений различны с точки
зрения срочности, мобильности, возможности трансформации в инвестиции. [8]
- Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после
уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в
разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в
качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а
поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие
финансовые активы. [9]
В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит,
предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных
благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих
в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода
населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец
невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом
данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит
краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной
возобновляемости источника дополнительных доходов. [10]
Органы государственной власти для стимулирования сбережений используют
следующие методы и формы:
ü Совершенствование системы налогов, механизма начисления
амортизации и использования амортизационных отчислений;
ü Установление специальных налоговых режимов, которые не носят
индивидуального характера;
ü Защита интересов инвесторов;
ü Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей
и другими природными ресурсами
ü Расширение использования средств населения и иных источников
финансирования;
ü Создание сети информационных центров, для регулярного
проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной
деятельности;
ü Создание благоприятной налоговой базы;
ü Развитие финансовых рынков в стране.
В современных условиях, несмотря на преобладание рыночных рычагов
регулирования накопления денежного капитала, все-таки остается довольно
значимым государственное регулирование.
К основным методам регулирования накопления денежного капитала можно
отнести, во-первых, стимулирование вложений в банки посредством предоставления
определенных льгот, в том числе и налоговых, выплат премий, гарантирования
вкладов, прежде всего создания системы страхования вкладов, что помогает
расширить доверие вкладчиков к банкам и увеличивает тем самым приток сбережений
в банки. Во-вторых, развитие рынка ценных бумаг, благодаря расширению и защите
прав инвесторов, доступностью корпоративных ценных бумаг для широкого круга
населения, в частности, снижение номинала акций. В-третьих, развитие системы
пенсионного страхования - переход от преимущественно распределительной системы
к накопительной, и страхования, в результате снижения доли социального
страхования, в частности, уменьшение социальных пособий по безработице,
больничных листов, что приводит, несомненно, к увеличению договоров страхования
жизни, а, следовательно, к притоку долгосрочных сбережений в страховые
компании. Проведение названной системы мероприятий позволяет государству не
только увеличить объем денежного капитала, но и скорректировать направление его
размещения в те формы, которые на данный момент более выгодны для экономики,
позволяет трансформировать денежный капитал в инвестиции для дальнейшего
развития ВНП, увеличения доходов и благосостояния населения страны.[11]
В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива
сбережений населения:
) Обеспечение старости (накопить деньги, чтобы после выхода на
пенсию сохранить достигнутый уровень жизни);
) Накопление некоторой суммы на непредвиденные случаи (на черный
день, накопление с целью завещания);
) Удовлетворение будущих потребностей (покупка дорогих вещей,
накопить средства на отпуск и т.д.);
) Желание обеспечить детей (или помощь родителей молодым семьям и
т.д.). [12]
Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив
сбережений. Именно он лежит в основе теории жизненного цикла. Распределение
сбережений и потребления в течение времени зависит от различных факторов, среди
которых наиболее важными признаются рыночная ставка процента, степень
склонности индивидуума к риску, индивидуальная шкала полезностей разновременных
доходов, эффективность функционирования рынка капиталов. Кроме этого, на
решение о сбережениях влияют ожидаемая продолжительность жизни и время выхода
на пенсию. Сбережения этой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки,
облигаций Государственных займов, в меньшей мере - заключения договоров по
смешанному страхованию жизни.
Сбережения с целью предосторожности связаны с ощущением индивидуумом
неопределенности относительно размеров получаемых доходов и точной даты смерти.
Поскольку человеку не известно точно, на какой период времени рассчитывать, он
создает определенный "запас" сбережений, поскольку наличие
"неиспользованного запаса" в момент смерти для него более
предпочтительно, чем "перерасход" сбережений до наступления такого
момента. В результате на уровень сбережений влияет не только ожидаемое
временное распределение доходов, но и их абсолютный размер: чем больше уровень
дохода индивидуума, тем больше превышение сбережений над "нормальным"
уровнем. Это приводит к повышенному накоплению богатства к моменту выхода на
пенсию и, как следствие, к повышенному уровню потребления в старости.
Исследования в США, Великобритании и других странах показали, что модель
жизненного цикла противоречит наблюдаемым явлениям, а именно тому факту, что
население продолжает осуществлять сбережения и после выхода на пенсию. Отчасти
такое противоречие может быть объяснено другим мотивом, а именно потребностью в
накоплении богатства для передачи последующим поколениям. Считается, что этот
мотив может привести к увеличению национального уровня сбережений только в
период расширения экономики (за счет роста численности населения, роста
производительности труда или обоих факторов). В случае статической экономики
увеличение сбережений с целью завещания не приведет к общенациональному росту
сбережений: передача определенных ресурсов от одного поколения другому не
приведет к изменению общего количества этих ресурсов.
Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы,
необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты
образования и т.п.). Накопление сбережений для этих целей носит временный
характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и
их потребления. Альтернативным способом синхронизации потребления с получением
доходов является потребительский кредит, при котором сначала осуществляются
затраты, а затем соответствующие вычеты из доходов. Выбор способа
финансирования крупных затрат (сбережения или потребительский кредит) зависит
от многих факторов, среди которых основными являются наличие развитого рынка
капиталов и неопределенность получения будущих доходов. [9]
Если рассматривать факторы сбережений, то основным фактором, определяющим
величину сбережений в домохозяйствах, является уровень доходов после уплаты
налогов.
Однако в теории сбережений существуют факторы, не связанные с доходом. К
ним относятся богатство, уровень цен, ожидания, потребительская задолженность и
налогообложение.
Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений
в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под
богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы,
которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от
потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства
накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина
богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не
вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений.
Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном
итоге влияют на величину сбережений. То есть изменение уровня цен меняют
реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это
предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость
финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет
обратно пропорциональна изменению уровня цен. Это отражает связь теории
сбережений с эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков. Однако
при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень цен в экономике
является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после
уплаты налогов).
Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и
услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие
на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров
ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление
избежать уплаты более высоких цен. И наоборот, ожидаемые падение цен и рост
предложения товаров побуждают потребителей увеличивать сбережения.
Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домохозяйств
стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если
задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут
сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская
задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может
повыситься.
Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне
сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и
частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня
сбережений. И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично
идти на сбережения населения, вызывая, таким образом, увеличение общего уровня
сбережений. [9]
Подводя итоги, необходимо отметить, что сбережения населения образуют
инвестиционный потенциал страны, необходимый для ее экономического роста. Само
понятие «сбережения» трактуется в различной литературе по-разному. Однако в
общем можно сказать, что сбережения представляют собой ту часть доходов,
которая не идет на покупку товаров и услуг в данный момент, а будет
использована в будущем.
2. Анализ доходов населения.
.1 Доходы
и сбережения населения Республики Беларусь, их динамика
Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение
роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения,
предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной
несправедливости и социального напряжения в обществе.
Эффективность данной политики проявляется не просто в улучшении
жизненного уровня граждан (основной задачи экономики страны), но стабильности в
обществе, недопущении социальной напряженности и т.д. Сводные данные по доходам
населения представлены в таблице
доход сбережение заработная пенсия
Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели
уровня жизни населения
|
1995
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в
месяц
|
515,7
|
46,5
|
96,2
|
143,5
|
192,4
|
250,8
|
329,3
|
416,9
|
503,9
|
648,2
|
766,1
|
953,1
|
Реальные денежные доходы населения, в процентах к
предыдущему году
|
66,4
|
114,1
|
128,1
|
104,1
|
103,9
|
109,8
|
118,4
|
117,8
|
113,2
|
111,8
|
102,7
|
115,2
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в
процентах к предыдущему году
|
65,1
|
113,8
|
128,1
|
104,0
|
100,7
|
109,3
|
118,1
|
115,9
|
113,1
|
111,8
|
103,7
|
114,9
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата
одного работника, тыс. руб.
|
755,1
|
58,9
|
123,0
|
189,2
|
250,7
|
347,5
|
463,7
|
582,2
|
694,0
|
868,2
|
981,6
|
1238,0
|
Реальная заработная плата ,в процентах к предыдущему году
|
95,0
|
112,0
|
129,6
|
107,9
|
103,2
|
117,4
|
120,9
|
117,3
|
110,0
|
109,0
|
100,1
|
114,9
|
Средний размер назначенных пенсий(на конец года), тыс. руб.
|
387,2
|
36,4
|
65,0
|
89,6
|
113,9
|
172,6
|
211,0
|
277,6
|
328,2
|
389,4
|
429,5
|
584,7
|
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к
предыдущему году
|
130,3
|
143,2
|
122,1
|
102,3
|
101,4
|
132,4
|
113,2
|
123,4
|
105,4
|
104,7
|
100,2
|
123,9
|
В 2010 году объем денежных доходов на душу населения составил 953,1 тыс.
руб. и по сравнению с 2009 годом увеличился на 24,4 % в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги. В результате реальные денежные доходы
повысились на 15,2% по сравнению с 2009 годом.
В январе - октябре 2010 года объем денежных доходов населения составил
86,3 трлн. руб. и по сравнению с январем - октябрем 2009 года увеличился на
20,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 7,3%.
В итоге реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен)
увеличились на 12,6% (Таблица 2).
Таблица 2 - Основные показатели доходов населения
|
Январь - октябрь 2010 г.
|
В % к январю - октябрю 2009 г.
|
Октябрь 2010 г. в % к
|
Справочно январь - октябрь 2009 г. в %к январю - октябрю
2008 г.
|
|
|
|
октябрю 2009 г.
|
сентябрю 2010 г.
|
|
Денежные доходы населения, млрд.руб.
|
86252,4
|
120,8
|
-
|
-
|
116,3
|
Реальные денежные доходы
|
-
|
112,6
|
-
|
-
|
102,4
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата,
тыс.руб.
|
1183,1
|
119,7
|
129,4
|
101,8
|
113,7
|
Реальная заработная плата
|
-
|
111,6
|
118
|
100,7
|
100,1
|
Средний размер назначенных пенсий, тыс.руб.
|
487,5
|
124,6
|
135,1
|
100
|
109
|
Реальный размер назначенных пенсий
|
-
|
116,1
|
123,1
|
98,9
|
96
|
Динамика денежных доходов населения за 2008-2010 годы представлена в
Приложении А.
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе - октябре 2010 года
увеличились по сравнению с январем - октябрем 2009 года в реальном выражении на
12,8%. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с минимальным
потребительским бюджетом составил 2,1 раза, с бюджетом прожиточного минимума -
3,3 раза.[13]
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются
оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), удельный вес
которых в общей сумме денежных доходов населения в 2010 году составил 75,9%,
что меньше на 0,9% по сравнению с 2009 годом.
Рисунок 1 - Структура денежных доходов населения
Сбережения населения в январе - октябре 2010 года составили 5,3% от всех
использований денежных доходов населения, что на 0,1% меньше, чем за
аналогичный период 2009 года (и больше на 0,8% за 2008 год) (Приложение Б).
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного
подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в
формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других
государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость,
предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение
собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата
и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных
и фермерских хозяйств.
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране
является справедливое распределение доходов, направленное на повышение
благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по
уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего
угрозу общественно-политической безопасности.
2.2 Заработная плата, ее динамика
Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана
служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим
экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом
организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение
равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной
системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым
обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков
работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и
общественной значимости их труда.
При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы
(повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и
размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты
труда, а ее размеры устанавливаются правительством.
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени,
выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических
стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.
[14]
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем
увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации
продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.
Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и
заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных
предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности
функционирования субъекта хозяйствования.
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в
нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту
заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем
республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области
показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим
высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы
ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже
среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая
промышленность).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников
республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы
собственности) в январе - октябре 2010 года составила 1183,1 тыс. руб., в том
числе в октябре - 1328,2 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с сентябрем 2010
года на 1,8% или на 23 тыс. руб.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста
потребительских цен на товары и услуги) в январе - октябре 2010 года по
сравнению с январем - октябрем 2009 года увеличилась на 11,6%, в октябре 2010
года по сравнению с сентябрем 2010 года - на 0,7%.
Данные об изменении начисленной и реальной заработной платы приведены в
Приложении В.
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата в январе - октябре 2010 года составила 909,2 тыс. руб., в том
числе в октябре - 1025,3 тыс. руб. и по сравнению с сентябрем 2010 года
увеличилась на 21,4 тыс. руб., или на 2,1%.
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе -
октябре 2010 года по сравнению с январем - октябрем 2009 года увеличилась на
10,4%, в октябре 2010 года по сравнению с сентябрем - на 1%.
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в октябре 2010 года
составила 1490,2 тыс. руб., что на 12% выше среднереспубликанского уровня
оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях
нефтеперерабатывающей промышленности - 2477,6 тыс. руб., цветной металлургии -
2370,9 тыс. руб., химической промышленности - 2156,2 тыс. руб.
В строительных организациях в октябре 2010 года средняя заработная плата
составила 1821 тыс. руб., или на 37% выше, чем в среднем по республике.
В организациях транспорта средняя заработная плата в октябре 2010 года
сложилась в размере 1610,3 тыс. руб., в том числе трубопроводного - 2143,7 тыс.
руб., авиационного - 1896,5 тыс. руб., железнодорожного - 1751,9 тыс. руб.,
автомобильного - 1374,8 тыс. руб.
В организациях сельского хозяйства средняя заработная плата работников в
октябре 2010 года составила 872,1 тыс. руб., что на 34,3% ниже, чем в среднем
по республике.
В организациях, занятых банковской деятельностью, средняя заработная
плата в октябре 2010 года составила 2160,8 тыс. руб., в организациях
страхования - 1590,8 тыс. руб.
В учреждениях здравоохранения заработная плата сложилась в размере 1015,3
тыс. руб., образования - 944,3 тыс. руб., культуры и искусств - 982,5 тыс. руб.
По данным государственной статистической отчетности на 1 декабря 2010
года просрочена задолженность по заработной плате в республике по перечню
обследуемых организаций составила 1990,6 млн. руб., или 0,05% от фонда
заработной платы по республике за октябрь 2010 года.[13]
2.3 Пенсии и их динамика
В ноябре 2010 года были увеличены размеры пенсий, выплачиваемых органами
по труду, занятости и социальной защите.
Средний размер назначенных пенсий составил 584,6 тыс. руб., что в 2,3
раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер
пенсий по возрасту составил 612,3 тыс. руб., по инвалидности - 529,8 тыс. руб.,
по случаю потери кормильца - 355,5 тыс. руб., социальной пенсии - 244,5 тыс.
руб.[13]
Реальный размер назначенных пенсий в ноябре 2010 года по сравнению с
ноябрем 2009 года увеличился на 23,4% , по сравнению с октябрем 2010 года - на
9,3%. Изменение среднего размера назначенных пенсий характеризуется в
Приложении Г.
В связи с тенденцией возрастания численности пенсионеров относительно
числа работающих одной из ключевых задач на сегодня является обеспечение
финансовой устойчивости пенсионной системы. Ее дальнейшее совершенствование
будет осуществляться путем оптимизации пенсионных расходов и изыскания
внутренних резервов.
Решению данной задачи прежде всего способствует введение в республике с 1
января 2009 года обязательного профессионального пенсионного страхования
работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. В этих целях принят Закон
Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Создание для работающих во вредной производственной среде автономной
профессиональной пенсионной системы, предоставляющей пенсионные выплаты за счет
предварительного накопления целевых взносов работодателей, позволит постепенно
освободить общую пенсионную систему от расходов на финансирование досрочных
пенсий по условиям труда.
3. Проблемы увеличения реальных доходов населения Республики
Беларусь
Реальные доходы населения - это денежные доходы, скорректированные на
индекс потребительских цен на товары и услуги.
Проблема их увеличения в современных условиях весьма актуальна в связи с
недавним мировым финансовым кризисом. В данном разделе будет рассмотрено
влияние кризиса на нашу экономику в части доходов населения, а также
оперативные данные по данному вопросу.
Мировой финансовый кризис не мог не отразиться на доходах населения
Республики Беларусь. По данным опроса Белорусского института стратегических
исследований (BISS), более половины наемных работников полагают, что лучше
иметь меньшую зарплату, но гарантированную работу. В условиях кризиса опасения
финансовой нестабильности выходили на первый план.[15]
Последствия экономического кризиса проявились в Беларуси еще не в полной
мере. Однако на сегодняшний день наблюдаются достаточно четко выраженные
тенденции.
Во-первых, уже имеет место сокращение доходов государственного бюджета.
Это означает уменьшение прямого финансирования (субсидирования) сокращение
прямых возможностей финансирования общественных благ, предоставляемых наемным
работникам, а также ограничение государственной поддержки реального сектора
экономики, что порождает ряд дополнительных проблем.
Во-вторых, упала занятость экономически активного населения, т.е. выросла
безработица (скрытая или официально зарегистрированная). Правительство
предпочитает ограничивать зарплату, но сохранять занятость. Однако это удается
делать только благодаря непрерывным внешним заимствованиям и производству „на
склад“.
В-третьих, наблюдаются проблемы с работой у временных трудовых мигрантов,
являющихся гражданами Беларуси. Часть этих людей не могут найти работу за
границей и пытаются сделать это на белорусском рынке труда.
В-четвертых, возможна макроэкономическая нестабильность, сопровождаемая
значительной девальвацией и/или инфляцией. А в условиях ограничения номинальной
зарплаты это приводит к падению реальных доходов. А, соответственно, и
сокращению объема доступных благ.
В-пятых, идет повышение тарифов на услуги ЖКХ. И работники с низким
уровнем дохода, в потребительской корзине которых высока доля продуктов питания
и оплат услуг ЖКХ, оказываются более чувствительными к росту цен, нежели
работники с более высокими доходами.
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в
уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства
определяется двумя факторами:
) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности
отдельных граждан;
) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный
бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их
собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование
другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства
нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена
возможность их неравенства.
Причиной тому:
) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в
форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме
лопаты);
) разная успешность использования факторов производства (например,
работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий
заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары
которой продаются с трудом);
) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух
нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем
владелец одной скважины).
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым
негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности,
что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества
на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового
патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных
граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные
противоречия, что приводит к разрушению единства Беларуси. Происходит отток
квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за
границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал
общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни
снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается
рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и
тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в
стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры
по сокращению такого неравенства.
Заключение
Доходы населения являются одним из основных обобщающих показателей
социально-экономического развития страны, главным индикатором роста
благосостояния населения. Какую бы сторону жизни мы ни затронули, прямо или
косвенно приходиться сталкиваться с понятием «денежные доходы населения». Доходы
населения являются показателем материальной обеспеченности человека, условием
наличия доступа к ресурсам, необходимых для достойного существования.
Сильная социальная политика государства определяется не только наличием
соответствующих финансовых и материальных средств, но прежде всего способностью
создавать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и развитие
человека как личности, как производителя и потребителя благ и услуг, генератора
новых идей и главного субъекта их реализации. Основываясь на открытости и
справедливости осуществления, принятии активных мер упреждающего характера, она
выступает в качестве фундамента устойчивого социально-экономического развития
страны.
С учетом поставленных целей и задач на нынешнем этапе развития нашего государства
важнейшими приоритетами социальной политики выступают обеспечение постоянного и
устойчивого роста благосостояния граждан, повышение экономической активности
населения, введение условий для полной и продуктивной занятости, повышение
социальной защиты нуждающихся на основе формирования модели, наиболее полно
отвечающей принципам социальной справедливости, ответственности и солидарности.
Социальной политике, включая политику доходов и оплаты труда, в стране
придается первостепенное значение, она постепенно совершенствуется. По пути,
осуществляется переход на новую модель социальной политики, более эффективную,
более адресную и отвечающую принципам справедливости.
Много внимания уделяется выполнению прогнозных показателей программ
социально-экономического развития Республики Беларусь. Проводимая государством
экономическая политика позволила сохранить на протяжении последних лет
положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост
реальных денежных доходов населения и заработной платы, пенсий и других
доходов, сохранить социальную стабильность общества. Под самым пристальным
контролем находится выполнение прогнозных параметров по росту заработной платы.
Социальная политика в Беларуси в 2010-2015 гг. направлена на стабилизацию
и повышение уровня жизни населения. Основные социальные задачи, направленные на
развитие человеческого потенциала, - повышение денежных доходов населения и
заработной платы, пенсионного обеспечения; обеспечение рациональной занятости,
снижение уровня малообеспеченности; социальная защита малообеспеченных групп
населения; развитие отраслей социальной сферы и др. постепенно выполняются.
В настоящем пятилетии предполагается обеспечить сбалансированный рост
доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и
улучшения качественных параметров экономики.
Возможность реализации мер по повышению уровня и качества жизни
населения, в том числе денежных доходов, заработной платы, пенсий, социальных
гарантий и других социальных выплат, по снижению уровня малообеспеченности в
Республике Беларусь будет определяться эффективностью производства и ростом
источников сомообеспечения - труда и предпринимательства. Этому должны
способствовать все экономические, финансовые и прочие механизмы
государственного регулирования.
Несмотря на негативные влияния последствий мирового
финансово-экономического кризиса, государство не отказалось от социальной
поддержки своих граждан. Поэтому, несмотря на некоторую бессмысленность
продолжения функционирования некоторых предприятий, предприятия не
останавливаются, работники не увольняются.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в
республике в январе 2011 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2010
г. на 40,7 процента, и составила - 1409,6 тыс. руб.
В декабре 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1526,5
тыс. руб., строительства - 1610,7 тыс. руб., транспорта и связи - 1590,2 тыс.
руб., связи - 1628,2 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления
услуг в этих областях - 912,6 тыс. руб.
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период
увеличилась на 58,3 процента и составила 1264,7 тыс. руб.
В январе 2011 г. заработная плата врачей составила 2122,2 тыс. руб.,
учителей - 1410,9 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава - 2046,8
тыс. руб.
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике
увеличилась в январе 2011 г. на 27,2 процента.
Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников по видам
экономической деятельности за 1 месяц 2011 года составила 3,1 раза и её
снижение по сравнению с 2000 годом составило около 10 процентов.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
27 сентября 2010 г. № 1382 с 1 ноября 2010 г. тарифная ставка первого разряда
для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций,
получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам
бюджетных организаций, установлена в размере 118 тыс. руб., а корректирующие
коэффициенты к рассчитанным по Единой тарифной сетке работников Республики
Беларусь тарифным ставкам (окладам) работников организаций, тарифицируемых 1-27
разрядами, в пределах 2,862-0,915.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 11 октября 2010
г. № 141 с 1 ноября 2010 г. установлены конкретные размеры корректирующих
коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетной сферы по
каждому тарифному разряду.
Проводится работа по совершенствованию оплаты труда работников реального
сектора экономики в части усиления её зависимости от результатов
финансово-хозяйственной деятельности и расширения прав нанимателей в
стимулировании труда работников.[16]
Список использованных источников
1.Лемешевский,
И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для
студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО
"ФУАинформ", 2004 - 389 c.
. Сакс, Дж.Д.
Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ.
Москва: Дело, 1999. - 447 с.
. Самуэльсон,
П. Экономика: /П. Самуэжльсон, В. Нордхаус. Москва: "Лаборатория Базовых
Знаний", 2000.674 с.
. .
Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и
др. Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.
. Основы
экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В.
Черченко. Мн.: Выш. шк., 2005. - 408 с.
. Агапова
Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В.
Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
. Доходы
населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический
бюллетень. 2010. №9. С.23 - 27.
. Гуриев,
С.М. Математическая модель стимулирования экономического роста посредством
восстановления сбережений / С.М. Гуриев // Мат. моделирование. - 1996. - Т.8. -
№5.
.Теория
финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. - 2-е
изд., стереотип. - Минск: Выш. шк., 1998. - 368 с.
.
Стародубцева Е.Б. Государственное стимулирование сбережений // Банковские
услуги. - 2006. - №7
12. Денежные сбережения
населения и их формы // Банковское дело в России Том 7 - Сберегательное дело
[Электронный ресурс] / Библиотекарь.ру - Режим доступа:
<http://bibliotekar.ru/bank-4/1.htm>. - Дата доступа: 20.11.2010
13.Национальный
статистический комитет Республики Беларусь, Социально-экономическое положение
Республики Беларусь январь-ноябрь 2010 года, XI Минск, 349 стр.
. Долан
Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика - С-Пб.: АОЗТ «Литература плюс» 1994 г. - 412
с.
. Влияние
кризиса на рынок труда - 2010. - Режим доступа:
http://mojazarplata.by/main/news/in-country/vlijanie-krizisa-na-rynok-truda-i-problemy-belorusov
Дата доступа: 25.02.2011
.Данные
Министерства труда и социальной защиты населения - 2011. -Режим доступа: http://185.by//info//fond-socialnoj-zawity-naseleniya-ministerstva-tryd-13571.htm.
Дата доступа:25.02.2011
Приложения
Приложение А
Динамика денежных доходов населения
|
Объем денежных доходов населения, млрд.руб.
|
Реальные денежные доходы в % к
|
|
|
соответствующему периоду предыдущего года
|
предыдущему периоду
|
2009 год
|
1 квартал
|
20320,0
|
109,7
|
93,7
|
2 квартал
|
21622,1
|
100,9
|
104,7
|
1 полугодие
|
41942,1
|
105,0
|
-
|
3 квартал
|
21791,7
|
96,6
|
100,1
|
Январь-сентябрь
|
63733,8
|
101,8
|
-
|
Январь-октябрь
|
71409,9
|
102,4
|
-
|
4 квартал
|
23667,2
|
105,3
|
107,3
|
Январь-декабрь
|
87401,0
|
102,7
|
-
|
2010 год
|
Январь
|
6851,9
|
103,8
|
81,0
|
Январь-февраль
|
14440,0
|
104,4
|
-
|
1 квартал
|
22615,4
|
104,7
|
93,3
|
Январь-апрель
|
31027,4
|
106,1
|
-
|
Январь-май
|
39522,5
|
106,9
|
-
|
2 квартал
|
25669,1
|
111,0
|
111,1
|
1 полугодие
|
48284,5
|
108,0
|
-
|
Январь-июль
|
58314,2
|
110,1
|
-
|
Январь-август
|
67219,9
|
110,8
|
-
|
3 квартал
|
27973,0
|
119,1
|
107,3
|
Январь-сентябрь
|
76257,5
|
111,8
|
-
|
Январь-октябрь
|
86252,4
|
112,6
|
-
|
Приложение Б
Структура использования денежных доходов населения
|
Денежные доходы населения, всего
|
Из них использовано на
|
Изменение задолженности населения по кредитам
|
|
|
покупку товаров и оплату услуг
|
оплату налогов, взносов, др. платежей
|
сбережения
|
|
2008 год
|
1 квартал
|
100,0
|
81,3
|
16,5
|
6,3
|
-4,0
|
2 квартал
|
100,0
|
82,7
|
17,1
|
5,5
|
-6,8
|
1 полугодие
|
100,0
|
82,0
|
16,8
|
5,9
|
-5,5
|
3 квартал
|
100,0
|
85,1
|
17,6
|
3,9
|
-7,5
|
Январь-сентябрь
|
100,0
|
83,1
|
17,1
|
5,2
|
-6,3
|
Январь-октябрь
|
100,0
|
83,7
|
17,4
|
4,5
|
-6,4
|
4 квартал
|
100,0
|
87,0
|
19,9
|
0,0
|
-5,9
|
Январь-декабрь
|
100,0
|
84,2
|
17,9
|
3,8
|
-6,2
|
2009 год
|
1 квартал
|
100,0
|
74,6
|
18,2
|
9,5
|
-5,2
|
2 квартал
|
100,0
|
77,7
|
19,2
|
5,0
|
-3,0
|
1 полугодие
|
100,0
|
76,2
|
18,7
|
7,2
|
-4,1
|
3 квартал
|
100,0
|
83,5
|
19,2
|
2,7
|
-3,3
|
Январь-сентябрь
|
100,0
|
78,7
|
18,9
|
5,6
|
-3,8
|
Январь-октябрь
|
100,0
|
79,0
|
18,9
|
5,4
|
-3,7
|
4 квартал
|
100,0
|
80,6
|
18,7
|
5,7
|
-4,3
|
Январь-декабрь
|
100,0
|
79,2
|
18,9
|
5,7
|
-4,0
|
2010 год
|
Январь
|
100,0
|
85,7
|
18,0
|
8,2
|
-3,2
|
Январь-февраль
|
100,0
|
80,3
|
18,2
|
8,2
|
-3,4
|
1 квартал
|
100,0
|
78,9
|
19,6
|
5,8
|
-4,0
|
Январь-апрель
|
100,0
|
78,8
|
20,0
|
5,2
|
-4,3
|
Январь-май
|
100,0
|
79,4
|
20,3
|
4,8
|
-4,8
|
2 квартал
|
100,0
|
79,9
|
21,7
|
4,9
|
-6,0
|
1 полугодие
|
100,0
|
79,4
|
20,7
|
5,3
|
-5,0
|
Январь-июль
|
100,0
|
78,5
|
20,6
|
5,9
|
-5,1
|
Январь-август
|
100,0
|
79,4
|
20,7
|
5,6
|
-5,4
|
3 квартал
|
100,0
|
81,1
|
20,6
|
6,4
|
-6,7
|
Январь-сентябрь
|
100,0
|
80,0
|
20,8
|
5,7
|
-5,7
|
Январь-октябрь
|
100,0
|
80,0
|
20,7
|
5,3
|
-5,9
|
Приложение В
Изменение заработной платы
|
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата,
тыс.руб.
|
В % к
|
Изменение реальной заработной платы в % к
|
|
|
соответствующему периоду предыдущего года
|
предыдущему периоду
|
соответствующему периоду предыдущего года
|
предыдущему периоду
|
2009 год
|
Январь
|
919,6
|
121,4
|
91,9
|
105,5
|
88,3
|
Февраль
|
906,2
|
118,8
|
98,5
|
102,7
|
97,3
|
Март
|
957,1
|
118,3
|
105,6
|
102,4
|
105
|
Апрель
|
965,7
|
115,2
|
100,9
|
100,4
|
100,5
|
Май
|
979,1
|
115,5
|
101,4
|
101,7
|
101,1
|
Июнь
|
1014,8
|
113,5
|
103,6
|
100,1
|
103,2
|
Июль
|
1035,2
|
111,9
|
102
|
99,1
|
101,6
|
Август
|
1043,5
|
111
|
100,8
|
98,7
|
101
|
Сентябрь
|
1023
|
108,3
|
98
|
97
|
97,7
|
Октябрь
|
1026,2
|
106,9
|
100,3
|
96,2
|
99,9
|
Ноябрь
|
1012,9
|
106
|
98,7
|
98,4
|
Декабрь
|
1093
|
109
|
107,9
|
99
|
106,5
|
2010 год
|
Январь
|
1000
|
108,6
|
91,5
|
101,9
|
90,8
|
Февраль
|
1016,4
|
112
|
101,6
|
105,8
|
101,1
|
Март
|
1095,3
|
114,3
|
107,8
|
107,4
|
106,6
|
Апрель
|
1116,8
|
115,6
|
102
|
108,4
|
101,3
|
Май
|
1158,4
|
118,2
|
103,7
|
110,4
|
102,9
|
Июнь
|
1234,9
|
121,6
|
106,6
|
113,8
|
106,4
|
Июль
|
1282,8
|
123,9
|
103,9
|
116
|
103,6
|
Август
|
1286,9
|
123,2
|
100,3
|
114,4
|
99,7
|
Сентябрь
|
1305,1
|
127
|
101,4
|
117
|
99,8
|
Октябрь
|
1328,2
|
129,4
|
101,8
|
118
|
100,7
|
Январь-октябрь
|
1183,1
|
119,7
|
-
|
111,6
|
-
|
Приложение Г
Изменение среднего размера назначенных пенсий
|
Средний размер назначенных пенсий, тыс.руб.
|
Средний размер назначенных пенсий в % к
|
Реальный размер назначенных пенсий в % к
|
|
|
среднему размеру начисленной заработной платы
|
бюджету прожиточного минимума для пенсионеров
|
соответствующему периоду предыдущего года
|
предыдущему месяцу
|
2009 год
|
Январь
|
389,4
|
42,3
|
198,9
|
103,1
|
96,1
|
Февраль
|
390,6
|
43,1
|
191,1
|
97
|
99,1
|
Март
|
390,6
|
40,8
|
191,1
|
97,2
|
99,4
|
Апрель
|
390,6
|
40,5
|
191,1
|
97,8
|
99,6
|
Май
|
391
|
39,9
|
178,4
|
98,6
|
99,8
|
Июнь
|
391
|
38,5
|
178,4
|
98,8
|
99,6
|
Июль
|
391
|
37,8
|
178,4
|
99,2
|
99,6
|
Август
|
392,6
|
37,6
|
176,1
|
89,6
|
100,6
|
Сентябрь
|
392,6
|
38,4
|
176,1
|
90,3
|
99,7
|
Октябрь
|
392,6
|
38,3
|
176,1
|
90,7
|
99,6
|
Ноябрь
|
429,5
|
42,4
|
192,4
|
100,3
|
109,1
|
Декабрь
|
429,5
|
39,3
|
192,4
|
100,2
|
98,7
|
2010 год
|
Январь
|
468,2
|
46,8
|
209,7
|
112,8
|
108,1
|
Февраль
|
469,1
|
46,2
|
206,3
|
113,4
|
99,7
|
Март
|
469,1
|
42,8
|
206,3
|
112,9
|
98,9
|
Апрель
|
469,1
|
42
|
206,3
|
112,7
|
99,3
|
Май
|
469,7
|
40,5
|
197
|
112,2
|
99,3
|
Июнь
|
469,7
|
38
|
197
|
112,4
|
99,8
|
Июль
|
469,7
|
36,6
|
197
|
112,5
|
99,7
|
Август
|
530,3
|
41,2
|
216,2
|
125,4
|
112,2
|
Сентябрь
|
530,3
|
40,6
|
216,2
|
123,9
|
98,4
|
Октябрь
|
530,3
|
39,9
|
216,2
|
123,1
|
98
|
Ноябрь
|
584,6
|
-
|
231,8
|
123,4
|
109,3
|