Миндалевидное тело
Введение
Миндалевидное тело - это небольшое
округлое скопление серого вещества миндалевидной формы внутри каждого полушария
мозга. Большая часть его волокон соединена с органами обоняния, ряд
нервных волокон подходит и к гипоталамусу. Функции миндалевидного тела,
очевидно, имеют отношение к настроению человека, его чувствам и, возможно, к
памяти о недавних событиях.
У миндалевидного тела очень хорошие
«связи». Когда зонд, скальпель или болезнь повреждают его или когда его
стимулируют в эксперименте, наблюдаются серьезные эмоциональные сдвиги.
Миндалевидное тело связано с
остальными частями нервной системы и расположено очень удачно, поэтому оно
действует как центр регуляции эмоций. Оно принимает все сигналы, поступающие из
моторной коры, первичной сенсорной коры, из части ассоциативной коры и из
теменной и затылочной долей вашего мозга.
Таким образом, миндалевидное тело -
это один из главных чувствующих центров мозга, он связан со всеми участками
мозга.
Целью работы является изучение миндалевидного
тела, а также его значение.
1. Понятие и строение
миндалевидного тела
Миндалевидное тело, миндалина - это
анатомическая структура конечного мозга, имеющая форму миндалины, относящаяся к
базальным ядрам полушарий головного мозга, принадлежит к подкорковой части лимбической
системы.
Рисунок 1 - Образования головного
мозга, относящиеся к лимбической системе: 1 - обонятельная луковица; 2 -
обонятельный путь; 3 - обонятельный треугольник; 4 - поясная извилина; 5 -
серые включения; 6 - свод; 7 - перешейк поясной извилины; 8 - концевая полоска;
9 - гиппокампальная извилина; 11 - гиппокамп; 12 - сосцевидное тело; 13 -
миндалевидное тело; 14 - крючок
В мозге две миндалины - по одной в
каждом полушарии. Расположены они в белом веществе внутри височной доли
головного мозга, кпереди от верхушки нижнего рога бокового желудочка, примерно
на 1,5-2,0 см кзади от височного полюса, граничит с гиппокампом.
В его состав входят три группы ядер:
базолатеральная, связанная с корой большого мозга; кортикомедиальная, связанная
со структурами обонятельной системы, и центральная, связанная с гипоталамусом и
ядрами ствола мозга, контролирующими вегетативные функции организма.
Рисунок 2 - Расположение
миндалевидного тела у человека
Миндалевидное тело является важной
частью лимбической системы мозга. Его разрушение приводит к агрессивному
поведению или апатичному, вялому состоянию. Благодаря своим связям с
гипоталамусом миндалевидное тело влияет на эндокринную систему, а также на
репродуктивное поведение.
2. Значение
миндалевидного тела для человека
миндалевидный оборонительный тело мозг
Нейроны миндалины разнообразны по
форме, функциям и нейрохимическим процессам в них.
Функции миндалины связаны с
обеспечением оборонительного поведения, вегетативными, двигательными,
эмоциональными реакциями, мотивацией условнорефлекторного поведения. Функции
миндалины, очевидно, имеют прямое отношение к настроению человека, его
чувствам, инстинктам, а возможно, и к памяти о недавних событиях.
Электрическая активность миндалин
характеризуется разноамплитудными и разночастотными колебаниями. Фоновые ритмы
могут коррелировать с ритмом дыхания, сердечных сокращений.
Нейроны имеют хорошо выраженную
спонтанную активность, которая может быть усилена или заторможена сенсорными
раздражениями. Многие нейроны полимодальны и полисенсорны и активируются
синхронно с тета-ритмом.
Раздражение ядер миндалевидного тела
создает выраженный парасимпатический эффект на деятельность сердечнососудистой,
дыхательной систем, приводит к понижению (редко к повышению) кровяного
давления, урежению сердечного ритма, нарушению про ведения возбуждения по
проводящей системе сердца, возникновению аритмий и экстрасистолий. При этом
сосудистый тонус может не изменяться. Урежение ритма сокращений сердца при
воздействии на миндалины отличается длительным скрытым периодом и имеет
длительное последействие.
Раздражение ядер миндалины вызывает
угнетение дыхания, иногда кашлевую реакцию.
При искусственной активации
миндалины появляются реакции принюхивания, облизывания, жевания, глотания,
саливации, изменения перистальтики тонкой кишки, причем эффекты наступают с большим
латентным периодом (до 30-45 с после раздражения). Стимуляция миндалин на фоне
активных сокращений желудка или кишечника тормозит эти сокращения.
Разнообразные эффекты раздражения миндалин обусловлены их связью с
гипоталамусом, который регулирует работу внутренних органов.
Миндалина играет ключевую роль в
формировании эмоций. У людей и у животных эта подкорковая мозговая
структура участвует в формировании как отрицательных (страх), так и
положительных эмоций (удовольствие).
Миндалевидное тело играет важную
роль в формировании памяти, связанной с эмоциональными событиями. Нарушения в работе миндалевидных тел
вызывают у людей различные формы патологического страха и других эмоциональных
расстройств.
Миндалевидное тело богато
глюкокортикоидными рецепторами и поэтому тоже особенно чувствительно к стрессу.
Сверхстимуляция миндалевидного тела в условиях депрессии и хронического стресса
ассоциируется с повышением тревоги и агрессии. Предполагается, что такие
состояния, как беспокойство, аутизм, депрессия, посттравматический шок и фобии,
связаны с ненормальным функционированием миндалины.
Миндалевидные тела имеют ещё одну
особенность. Они связаны со зрительными анализаторами, в основном через кору, в
районе задней черепной ямки и влияют на процессы обработки информации в
зрительных и арсенальных структурах. Существует несколько механизмов такого
воздействия.
Один из них - своеобразное
«окрашивание» приходящей зрительной информации за счёт собственных
высокоэнергетических структур. Во-первых, на информацию, идущую по зрительной
радиации к коре, накладывается определённый эмоциональный фон. Если в этот
момент миндалевидные тела перегружены отрицательной информацией, то самая
весёлая история не развеселит человека, так как эмоциональный фон не
подготовлен к её анализу.
Во-вторых, сложившийся эмоциональный
фон, также связанный с миндалевидными телами, оказывает влияние на организм в
целом. Так информация, возвращаемая данными структурами и перерабатываемая
далее в программах, заставляет переключаться человека, например, с созерцания
природы на чтение книги, создавая определённое настроение. Ведь если нет
настроения - не станешь любоваться даже самым прекрасным пейзажем.
Повреждение миндалины у животных
снижает адекватную под готовку автономной нервной системы к организации и
реализации поведенческих реакций, приводит к гиперсексуальности, исчезновению
страха, успокоению, неспособности к ярости и агрессии. Животные становятся
доверчивыми. Например, обезьяны с поврежденной миндалиной спокойно подходят к
гадюке, вызывавшей ранее у них ужас, бегство. Видимо, в случае повреждения
миндалины исчезают некоторые врожденные безусловные рефлексы, реализующие
память об опасности.
Страх - одна из сильнейших эмоций не
только у человека, но и у других животных, прежде всего - млекопитающих. Ученым
удалось доказать, что за работу врожденных и развитие приобретенных форм
страха отвечает белок статмин. А наибольшая концентрация этого белка
наблюдается в так называемом миндалевидном теле - области мозга,
связанной с ощущениями страха и тревоги. У подопытных мышей ген, ответственный
за выработку статмина, был заблокирован. Такие мыши игнорировали опасность -
причем даже в тех ситуациях, когда другие мыши чувствуют ее инстинктивно.
Например, они бесстрашно гуляли по открытым участкам лабиринтов, хотя обычно их
сородичи стараются держаться в более безопасных, на их взгляд, тесных закутках,
где они скрыты от посторонних глаз. Если обычные мыши при повторении звука,
который накануне сопровождался ударом тока, в ужасе замирали, то мыши без «гена
страха» реагировали на него как на обычный звук. На физиологическом уровне
недостаток статмина приводил к ослаблению долговременных синаптических связей
между нейронами (считается, что такие связи обеспечивают запоминание).
Наибольшее ослабление было отмечено на отрезках нервных сетей, идущих к
миндалевидному телу. При этом подопытные мыши не теряли способность учиться:
они, например, не хуже обычных мышей запоминали однажды найденный путь через
лабиринт.
Список литературы
1. Козлов В.И. Анатомия нервной системы: Учебное пособие для
студентов / В.И. Козлов, Т.А. Цехмистренко. - М.: Мир: ООО «Издательство ACT», 2004. - 206 с.
2. Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы:
Учебное пособие / И.А. Тишевской. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 131 с.
3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное
пособие / Н.И. Федюкович. - Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.
. Физиология человека. В 2-х томах. Т.1 / Под ред. В.М.
Покровского, Г.Ф. Коротько. - М.: Медицина, 1997 - 448 с.