Этика и этикет работника сферы обслуживания
Вопрос № 1. Происхождение и содержание терминов «Этика», «Мораль», «Нравственность»
этика этикет обслуживание
Термин Этика происходит от древнегреческого «Этос» и первично под ним подразумевалось место совместного проживания, т.е. дом, жилище, гнездо, логово. Далее Аристотель образовал от этого слова прилагательное «Этический» для того чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, душевных качеств. И для того чтобы обозначить эти качества в особую область знания Аристотель вводит термин «Этика».
Далее чтобы перевести с греческого на латинский язык понятие «этический» Цицерон сконструировал термин «Моралис» (Моральный), который обозначал характер, темперамент, моду, обычай. Цицерон говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания которую Аристотель называл «Этикой». Оба эти слова одно греческого происхождения, а другое латинского входят в новоевропейский язык, и постепенно в других языках стали появляться их аналоги. Так в русском языке появляется такой термин как «Нравственность». Оно также проходит деформацию, сначала появляется слово «Нрав», затем прилагательное «Нравственный» и от него понятие «Нравственность». Первоначально «Этика» «Мораль» и «Нравственность» - это разные слова, но один термин. Но в процессе развития культуры под разными словами начинает закрепляться разный смысл. Под Этикой стали понимать соответствующую область знания, науку. А под Моралью и Нравственностью предмет, который изучает этика.
Попытки разделения понятий «Мораль» и «Нравственность»:
.Гегель под Моралью понимал то, какими видятся индивиду его поступки в душевных переживаниях, а под Нравственностью - то какими эти поступки являются на самом деле.
.Культурно-языковая традиция понимает под Моралью приземлённые, исторически изменчивые правила поведения, а под Нравственностью высокие основополагающие принципы. (Заповеди Бога - нравственны, наставления школьного учителя - моральны).
vВ общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
Этика - это наука область знания, интеллектуальная традиция, учение о морали.
Мораль - есть особый оценочный способ освоения действительности через противоположность добра и зла.
Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Вопрос № 2. Структура этического знания, основные категории универсальной этики
Этика - это учение о морали, способ обосновать и доказать. Она формирует моральные законы, принципы, нормы и пытается их доказать.
Виды этики:
·Дискретивная (описательная) - моральные принципы формируются при помощи приведения примеров.
·Нормативная - формирует законы, правила при помощи определённых образцов (стандартов), например: должностные обязанности.
·Теоретическая - обоснование образцов поведения.
Структура этического знания - это совокупность основных теоретических понятий, которыми оперирует этика. Эти предельно общие понятия называются в этике, как и в любой науке, категориями.
Категории этики - это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Они объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания.
Категории этики:
.Моральный закон - Это самый высокий уровень этики (их два): Золотое правило и Категорический императив.
.Моральные принципы - Это наиболее общее моральное требование, с которого всё начинается.
.Моральные понятия - эти понятия вытекают из моральных принципов и представляют собой что хорошо, а что плохо.
.Моральные нормы - они строятся на моральных понятиях, это образец или правило поведения.
.Моральные правила - это самый низкий уровень этики. Это ритуалы, обычаи. Этот уровень мы не осознаём, мы делаем его на автоматике.
Отросли этики:
üПрофессиональная - это
üПрикладная - это в определённой ситуации
üМестная этическая система - это персональная этика.
Вопрос № 3. Антиномии морали и специфика моральной регуляции
Мораль - это особый оценочный способ познания мира, через сравнения добра и зла, хорошего и плохого, правильного и не правильного.
Антиномии - это противоречия и их много.
.Противоречия между законами морали и законами свободы воли - Готовы подчиняться, но хочется нарушить.
.Противоречия между общечеловеческими и групповыми ценностями - Отношения одинаковы ко всем людям, но это не так. Существует две группы свои и чужие.
.Противоречия между незаинтересованностью моральных поступков и практической целесообразностью.
.Противоречия между общечеловеческими и индивидуальными интересами - Разные стереотипы. Мы делаем человека и то кем он есть на самом деле.
.Противоречия между незаинтересованностью моральных мотивов и ожидания одобрения со стороны общества.
Сущность морали - она регулирует отношения в обществе.
Специфика моральной регуляции:
·Осуществляется только методами духовного воздействия
·Не носит жесткого характера
·Предполагает «самозаконодательство воли» (Кант), свободный выбор человеком тех или иных нравственных ориентаций.
Специфика моральной регуляции:
1.Мораль - это единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой - вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.
.Мораль носит универсальный характер - т.е. у неё нет особой, своей среды функционирования, она всеобъемлющая.
.Мораль рассматривает все явления мира и человеческие действия сквозь призму ценностей и оценок.
.Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.
Вопрос № 4. Свойства и функции морали, значение морали в бизнесе
Мораль -это система отношений между людьми. Они возникают по поводу добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного.
Существуют два подхода в определении морали:
.Институциональные:
Мораль - это система стандартов общения, поведения, мышления, которая принимается и разделяется всеми членами культурной общности. Это образец, котором мы следуем, стандарт.
.Культурологическое (философское):
Мораль - это способ духовно-практического освоения мира заключающееся в осознании общественно-необходимого типа поведения.
Свойства морали:
.Особенность - Моральные нормы универсальны, но не одинаковы (т.к. в разных ситуациях будут выглядеть по-разному). Морали присущ Культурный релятивизм, т.е. относительность.
.Отсутствие разумных обоснований у моральных поступков.
.Принципиальная невозможность научить морали - Она никогда не передаётся как знание. Чем больше учат, тем больше сопротивляются.
.Императивность - Моральные требования формируются в побудительном наклонении, но не говорят где и как делать.
.Обобщённый, практически нереализуемый характер - Моральные требования говорят как должно быть, но не как есть на самом деле.
.Мораль всепроникающая - У морали нет особой сферы действия, у неё нет собственной сферы.
.У морали нет внешних контрольных органов - Общественное мнение может усилить или уменьшить убеждение. Контролировать мораль можно только совестью.
vМораль является универсальным регулятором отношений. В обществе существуют и другие регуляторы: право, экономические регуляторы.
Функции морали:
.Гуманистическая (оценочная) - оценивает как хорошо, а как плохо.
.Мировоззренческая - именно мораль определяет нашу позицию в мире и наши цели.
.Познавательная - мораль служит гарантом объективности научных знаний. Моральный уровень - это гарантия достоверности.
.Воспитательная - под воспитанностью понимается формирование устойчивого образа поведения.
.Регулятивная - мораль регулирует и согласует отношения между людьми.
vГлавная роль морали - не допускать конфликтов.
Существуют три подхода в определении природы морали:
.Натурализм - мораль заложена в природе человека и определяется его биологической природой.
·Ригоризм - человек по природе животное, поэтому он злой. Мораль способ обуздать свою жестокость.
·Улитогоризм - в человеке заложено стремление к пользе, и польза является основанием морали.
.Социологический (социально-исторический) - от природы в человеке не заложено ни какой морали, она формируется в обществе. Нет общей морали, только отдельных групп, и при переходе из одной группы в другую можно сменить мораль. Поменяется общество, поменяется и мораль.
.Креационизм - мораль заложена в природе и обществе и происходит от другого мира. Все моральные поступки абсурдны, а вопрос о природе морали остаётся неизменным и нерешённым.
Место морали в бизнесе, прежде всего на уровне правил, а не индивидуальных мотивов поведения. Моральное регулирование в бизнесе осуществляется в процессе выработки общих обязательств для всех участников, которые строго описывают границы дозволенного и недозволенного в конкурентной борьбе. К примеру, вопрос о том, что может быть предметом купли-продажи, а что изымается из этой сферы (человеческие органы, оружие, образование и т.д.). Стремление к успеху, к личной выгоде, поскольку оно осуществляется в рамках коллективно выработанных и нравственно санкционированных правил, оказывается этически оправданным. Эта среда является вторичной, производным от социальных и нравственных целей общества.
В основе бизнеса лежит покупка и продажа, а правила, по которым покупают и продают, задаются нравственным уровнем их участников.
Вопрос № 5. Детерминация нравственного поведения. Понятие уровня нравственного развития
Детерминация - совокупность определяющих факторов.
Факторы:
.Я - ваша личность:
·Реально - воля, особенности, потребности, мысли
·Образ - это то, как мы себя показываем перед другими
·Имидж - это система сигналов, внешний образ, который говорит о состоянии человека. Это одежда, походка, причёска, мимика, поза, запах.
.Стереотипы - это те схематические представления о людях в обществе, которые влияют на наше поведение. Они бывают обычные и негативные (предрассудки).
На наше поведение влияют предрассудки двух видов:
·Макросреды - это законы, привычки
·Микросреды - это представление о вас тех людей или групп, с которыми вы контактируете (референтная, формальная, ассоциативная). Стереотипы референтной группы самые сильные.
.Роль или ситуация в которой мы оказались - это конкретный факт поведения личности в соответствии с ситуацией. Она считается исполненной, если соответствует ожиданию, а если она не соответствует, то роль провалена. От этого зависит личная самооценка.
Установка - это закрепившиеся положительные или отрицательные реакции на сложившееся поведение
.Этическая - я хороший и ты хороший, для нас она самая важная.
.Аморальная - я хороший, а ты плохой. Это возникает из-за неуверенности в себе.
.Комплекс неполноценности - я плохой, неудачник, а ты хороший, везунчик. Он возникает, если у человека не складываются отношения с другими людьми.
.Саморазложения - я плохой и ты плохой. Он возникает при потери интереса к жизни, роли. Их поведение не предсказуемо.
Типы коллег по Шеппелю:
ØКоллективисты - они активные и общительные
ØИндивидуалисты - они активны, но не общительны
ØПретензианисты - они не активны, но внимательны
ØПассивные - они не активны и не общительны
Типы коллег по Роберту Бремсону:
.Продуктивный тип - этот человек со всеми ладит и хорошо выполняет свою работу. Он не боится принимать решений.
.Агрессист - он сам не способен принимать решений. Он грубый, раздражительный и обвиняет других в неумении. Это показывает его некомпетентность.
.Жалобщик - не способен сам решать проблемы и громко об этом заявляет.
.Ребёнок - он может принимать решения, но они основаны на его эмоциях. Они очень вспыльчивы и быстро отходчивы.
.Максималисты - они могут работать продуктивно, если у них получается всё и сразу.
.Молчун - они не принимают решения публично, а с помощью махинаций и манипуляций (тайный мститель).
.Ложный альтруист - он выполняет правильно свою работу, общается любезно, но потом об этом жалеет. Для них очень значима похвала.
Уровень нравственного развития - это те мотивы, которыми руководствуются люди, совершая нравственные поступки.
Уровни нравственного развития по Кохлбергу:
Мотивы (от меньшего к большему):
.Боязнь наказания
.Ориентация на взаимную зависимость (ты мне, я тебе)
.Ориентация на одобрение окружающих (ты- хороший человек)
.Ориентация на закон, долг (подчинение)
.Ориентация на общественно-правовое согласие (поступать по закону и принимать этот закон)
.Ориентация на высшие этические принципы (поступать хорошо и чувствовать себя человеком)
vУровни нравственного развития у человека меняются в течении жизни. Они присуще не только одному человеку, а всему коллективу
Способы повышения нравственного уровня в коллективе:
.Создание этического кодекса - это документ, который принимается всеми членами добровольно и эти правила описывают основные права сотрудников.
.Карта этики - это адаптация кодекса под конкретного человека
.Создание комитета по этике - это группа из наиболее авторитетных людей в организации, которая будет следить, и помогать вести себя правильно.
.Социальная ревизия - это тщательный, специфический анализ деятельности сотрудника (сотрудник записывает свои действия и отчитывается).
.Этическая экспертиза - это привлечение профессионалов, третьих лиц для решения проблем. Приглашается психолог, управление персоналом, они проводят свою работу с коллективом.
vВ работе коллектива от персональной этики зависит уровень делового общения, профессиональный уровень.
Вопрос № 6. Профессиональная мораль и профессиональная этика: основные разделы и принцип профессиональной этики
Профессиональная этика - это форма этики, характерная для какого-либо вида профессиональной деятельности, она способствует достижению профессиональной цели.
Профессиональная этика отличается от универсальной по трём показателям:
.Профессиональная этика формируется раньше, чем универсальная.
.Профессиональная этика по объёму меньше, чем универсальная.
.Профессиональная этика отказывается от некоторых положений универсальной этики, или интерпретирует их.
Структура профессиональной этики - это трёхуровневая система, которая выстраивается внутри предприятия. И необходимо рассматривать все три уровня вместе.
§Верхняя часть - это корпоративная этика. Она включает в себя принципы взаимоотношения и принципы организации с деловыми партнёрами.
§Второй уровень - это операционная этика. Например, этика бухгалтера, маркетинга.
§Третий уровень - это персональная этика, которая регулирует взаимоотношения между начальником и подчиненным
vПервая профессиональная этика возникла в виде воинского устава, потом в Древней Греции. Клятва Гиппократа является врачебной этикой.
vПрофессиональная этика СКСиТ является разновидностью этики бизнеса 19 века и включает три требования: Активность, Расчётливость, Честность, Трудолюбие.
Базовые принципы:
.При создании любого дела самое важное создать материальные ценности, получать прибыль.
.Прибыль должна быть результатом достижения общественно-значимой цели.
.При любых разногласиях приоритет должен отдаваться интересам личности, а не интересам дела.
vСамый современный вариант этики представлен в «Декларации КО», где все принципы бизнеса объединяются до четырёх.
Объединённые принципы из «Декларации КО»:
.Принцип Личности - нужно чтобы честь была дороже, чем прибыль. Уважай участников общего дела и выполняй обязательства. Воздерживайся от насилия и угроз для достижения своей цели.
.Принцип Профессионализма - веди дела в соответствии со средствами. Оправдывай доверие, не говори: А как это…? Конкурируй достойно, т.е. нельзя доводить разногласия до конфликта и суда.
.Принцип Гражданина - соблюдай законы и подчиняйся законной власти. Для влияния на законы и власть объединяйся с единомышленниками. Работай для людей, а не ради похвалы или выгоды, не требуй признания и уважения.
.Принцип Гражданина земли - при работе наносите минимальный ущерб природе. Найди в себе силы противостоять коррупции. Проявляй терпимость к представителям других культур.
vНельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью. Поэтому когда возникают в сознании субъектов противоречия между требованиями общечеловеческой морали и требованиями профессиональной этики, то предпочтение следует отдавать общечеловеческим нравственным принципам.
Вопрос № 7. Профессиональные этические кодексы
В 20 веке этика бизнеса начала формироваться в кодексы:
Аксиомы Хоснера - они содержат в себе 10 правил:
1.Никогда не делай того, что ни в твоих должностных интересах, и ни в интересах твоего бизнеса. (Не надо работать за спасибо).
2.Никогда не делай того, о чём нельзя сказать открыто (транспарентность).
.Не делай того, что мешает тебе работать с другими людьми в команде.
.Не делай того, что нарушает закон, потому что в законе собраны минимальные нравственные законы общества.
.Не делай того, что приводит к большей беде, чем пользе.
.Не делай того, что ты бы сам себе не пожелал рекомендовать в этой ситуации.
.Никогда не нарушай установленных прав других людей.
.Всегда поступай так, чтобы максимизировать с учётом растрат.
.Никогда не делай того, что навредит слабейшим.
.Никогда не препятствуй другому человеку саморазвиваться и самореализовываться.
Вопрос № 8. Дилеммы профессиональной морали. Психологический климат коллектива
Дилеммы профессиональной морали:
vЧеловеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности.
vСуществует, например, универсальная этическая заповедь не убий. Но не являются ли в таком случае служба в армии, защита Отечества с оружием в руках аморальными? Вместе с тем это не означает, что любые поступки, совершенные на войне, не могут быть осуждены.
vДля этого и существует понятие профессиональная этика и мораль, в которой универсальные этические нормы согласуются со спецификой данного рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности.
vПрофессиональная этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?).
Коллектив - это малая группа людей, объединённых общим делом, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, что способствует повышению эффективности в работе.