Александр Константинович Глазунов
Александр Константинович Глазунов
(1865–1936)
Русский
композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист
Республики (1922) Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция) родился 10
августа 1865 года. Общался с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И.
Чайковским, С. И. Танеевым, В. В. Стасовым, под влиянием которых сформировались
творческие принципы композитора. Участник Беляевского кружка. В 1885-1903
ежегодно награждался Глинкинскими премиями.
С
1888 выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 профессор Петербургской
консерватории. В 1905 в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл
из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований
прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 директор консерватории.
После революции 1917 активно участвовал в строительстве советской культуры,
перестройке музыкального образования, вёл общественную
музыкально-просветительскую работу. С 1917 ректор Петроградской консерватории .
В 1928 как член жюри Международного конкурса им. Ф. Шуберта выехал в Вену.
Из-за болезни не смог возвратиться на родину.
Умер
21 марта 1936 года в Париже (в 1972 прах Глазунова перевезён в Ленинград).
Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании
(1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907),
почётный член Национальной академии "Санта-Чечилия" (1914), член
Музыкальной академии в Стокгольме (1929).
Глазунов
- один из крупнейших русских композиторов конца 19 - начала 20 вв. Продолжатель
традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую
и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова
одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней
нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы ,
русская действительность, песенность славянских и восточных народов.
Произведения
Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием
оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное
звучание различных тем , сочетание имитационного и вариационного развития). К
числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с
оркестром (1904). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку,
а также в балетный жанр (Раймонда. 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского,
Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову
принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен.
Завершил
совместно с Римским-Корсаковым оперу "Князь Игорь", по памяти записал
1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений
М. И. Глинки. Оркестровал "Марсельезу" (1917) , ряд произведений
русских и зарубежных композиторов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru