Медико-биологическое состояние детей с нарушением осанки, занимающихся в специальной школе-интернате
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина»
Факультет физического воспитания
Кафедра оздоровительной и лечебной физической культуры
Курсовая работа
по учебной дисциплине «Специализация «ОФОРТ»»
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Брест 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
.1 Осанка. Нарушения осанки у детей
.2 Профилактика нарушений осанки у детей
.3 Роль физической культуры в оздоровлении детей, имеющих нарушения осанки
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследований
2.2 Организация исследований
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а так же впоследствии оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По некоторым данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %.
Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.
Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.
Цель курсовой работы: Изучить особенности физического состояния детей с нарушениями осанки.
Задачи:
. Изучить учебно-методическую и научную литературу по теме курсовой работы.
. Изучить особенности физического состояния характеристики детей с нарушениями осанки.
. Определить соответствие этих характеристик возрастным нормам.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
.1Осанка. Типы нарушения осанки у детей
Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки)[13, с. 53].
Основные составляющие позвоночника анатомически - это позвонки. Их 32 или 34: 7 - шейные, 12 - грудные, 5 - поясничных, 5 - крестцовых и от 3-5 - копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем вые - тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами[11, с. 86].
Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.
Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро - замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза - давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду.
Фиброзное кольцо, окружая ядро межпозвоночного диска состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки[13, с. 69].
Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки. Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.
Напротив, когда мышечно-связочный корсет работает как полагается, позвоночный столб, словно некая изогнутая эластичная колонна, прочно стоит, опираясь на мышцы позвоночника и две камеры: брюшную и грудную. Попеременное сокращение диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса повышает давление то в брюшной полости, то в грудной клетке. Хорошо функционирующие глубокие мышцы спины и камеры с постоянно меняющимся давлением способны создать и сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений.
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти [16, с.8].
По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников[3, с. 84].
Большинство родителей мало обращают внимания на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: "Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь?!"
Между тем именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является "архитектором" фигуры ребенка. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.
Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. При этом даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.
Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.
Для выявления нарушения осанки существует специальная методика.
Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.
Выявляя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно выявить с помощью сантиметровой ленты, измерив "треугольник" на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:
-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);
-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);
расстояние между нижними углами лопаток (С).
При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки ("крыловидные лопатки", кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.
Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см) деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100 %[18, с. 93].
Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 % и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка.
Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.
Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Рассмотрим подробнее нарушения в сагиттальной плоскости.
Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;
г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;
д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;
е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
степень - характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 - 2 степени нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.
Далее остановимся на нарушениях во фронтальной плоскости
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных[20, с.31].
Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.
Сколиоз (от греч.scolios - изогнутый, кривой) представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси торсия. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости - наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно-важных систем организма больного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни[21, с.14].
Выделяют 3 группы сколиозов.
Дискогенный - возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок, что приводит к развитию сколиоза.
Статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности.
Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков.
Функциональный сколиоз (неструктурный) - обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.
При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лежа и стоя.
Самыми опасными возрастными периодами в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов)[12, с. 14].
К сожалению, отсутствие четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектов осанки) и заболеваний (структурных сколиозов) часто приводит к диагностическим ошибкам, а, следовательно, к неадекватности лечебно-оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача-специалиста.
Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).
Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.
Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.
Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях[21, с.23].
Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.
Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда[20, с.69].
При сколиозах 2-3 степени дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника[16, с. 95].
осанка оздоровительный физическая
1.2Профилактика нарушений осанки
Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.
Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.
Чтобы этого избежать, необходимо организовать для ребенка правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину - это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Время от времени можно укладывать его на живот, убирая при этом подушку[8, с. 72].
Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но не торопитесь заставлять его сидеть, тем более оставлять надолго в этом положении обложенного подушками: его мышцы еще недостаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. Будьте также осторожны, когда малыш начинает подниматься на ноги, а затем делать свои первые шаги. Не принуждайте его стоять дольше, чем ему самому хочется. Это тоже может привести к искривлению позвоночника, так как мышцы еще не в состоянии поддерживать позвоночный столб. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку[18, с.78].
В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.
Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.
Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.
Наблюдая за детьми, необходимо постоянно напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.
Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.
Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.
Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают "симметричные" и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку[19, с. 59].
"Симметричные" нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем "брасс" и на спине, гребля; смешанные нагрузки - волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и др.
Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.
При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.
1.3 Роль физической культуры в оздоровлении детей, имеющих нарушения осанки
Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения[24, с.80]. Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.
Лечебная физическая культура - это применение средств физической культуры с целью терапии и профилактики различных заболеваний. Биологической основой физических упражнений является мышечная деятельность, она рассматривается как стимулятор жизненных функций в свете мышечно-трофических рефлексов. Занятия лечебной физической культурой содействуют укреплению и повышению сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также предупреждают заболевания или их осложнения. Главное средство лечебной физической культуры - это специально подобранные, методически оформленные физические упражнения. Одновременно лечебная физическая культура является и лечебно-воспитательным методом[26, с. 258].
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе «хатха-йога».
Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет).
В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений с о стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 - 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована[26, с. 59].
По мере роста ребенка система профилактики нарушений осанки и сколиозов у детей состоит из нескольких этапов.
На первом этапе устраняются факторы риска в грудном возрасте: держание малыша всегда на одной руке, вождение его за одну руку в период освоения ходьбы, сон ребенка в слишком мягкой постели и на высокой подушке, сон преимущественно на одном боку. (В последнем случае опора создается на плечевой и тазобедренный суставы, а туловище провисает.) В этот период массах и гимнастика обязательны.
На втором этапе, который приходится на дошкольный и младший школьный возраст, создаются условия для формирования здорового позвоночника: все дети не менее двух часов в день должны посвящать активным движениям, устраняются неблагоприятные позы при работе за столом или партой (высота стола или парты должна соответствовать росту ребенка, плечи всегда располагаются на одном уровне, а голова - на одной прямой с туловищем, ноги и спина при этом должны иметь опору, а свободная рука не должна свисать со стола).
На третьем этапе, приходящемся на средний и старший школьный возраст, закрепляются достигнутые на предыдущих этапах положительные результаты. Из видов спорта предпочтение следует отдавать разнообразным спортивным играм с мячом, бегу на лыжах, плаванию, гребле, атлетической гимнастике. Одной из важнейших задач в начале этого этапа является выявление детей с нарушениями осанки и сколиозом (по уровню плеч и лопаток, по положению головы, по неодинаковой форме треугольников, образованных контурами талии и рук) и создание из них специальных групп, в которых под руководством специалистов (школьных учителей физической культуры, валеологов или врачей) принимаются незамедлительные меры, направленные на выпрямление позвоночника и формирование "мышечного корсета" (ЛФК, массаж спины, дыхательные упражнения, разгрузочный режим, здоровое питание)[29, с.40].
Исследования показали, что благодаря своевременно принятым мерам нарушения осанки в большинстве случаев исправляются, а в 80 случаях из 100 развитие сколиоза приостанавливается.
Из различных видов физических упражнений наиболее эффективным является плавание. Горизонтальное положение в воде способствует освобождению позвоночника от значительной физической нагрузки, равномерному распределению тяжести тела, лучшему кровоснабжению органов, симметричному расположению верхних и нижних конечностей, а также возможности полного расслабления. В этих условиях имеются необходимые предпосылки для исправления имеющейся деформации позвоночника[29, с. 42].
Подвижные и спортивные игры обеспечивают разностороннее воздействие на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену различных положений тела, что также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и устранению нарушений различного характера.
Ценным средством исправления осанки является оздоровительная ходьба, однако важным условием ее эффективности является постоянный самоконтроль за правильным положением тела: прямое положение спины, живот втянут, плечи расправлены и находятся вертикально над пятками, подбородок поднят (смотреть перед собой, лопатки сведены, тяжесть тела равномерно распределена на правую и левую ногу)[21, с.24].
В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются дети с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой, каждым ребенком[].
Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений 6, 8 повторений.
Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8,16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.
Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: Мышцы расслаблены. Я встану, голову вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза! Учащиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза[22, с. 18].
Важным фактором влияния физического воспитания на физическое развитие человека и функциональное состояние организма является правильная организация всей работы по физическому воспитанию, соответствие физических нагрузок состоянию здоровья, возрасту, полу и уровню физической подготовленности человека с обязательным соблюдением санитарно гигиенических требований. Занятия физическими упражнениями и тренировки должны быть четко согласованы с вопросами труда, отдыха, питания[18, с.46].
Познать индивидуальные возможности организма, его способность воспринимать различные нагрузки помогает всестороннее медицинское обследование, а в процессе занятий - периодический контроль за состоянием здоровья. Анализ изменений, происходящих под влиянием занятий оздоровительнойфизической культурой, позволяет сделать выводы о ее эффективности и скоординировать нагрузку, правильно организовав занятия таким образом, чтобы они решали оздоровительные задачи.
Физические упражнения, подобранные в соответствии с особенностями заболевания (с учетом исходного состояния организма), при определенном темпе и последовательности (с учетом резервных возможностей организма), оказывают многогранное физиологическое действие. Под влиянием физических упражнений активизируются дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается функциональное состояние нервной, эндокринной систем, повышается функция мышечной системы.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
.1 Методы исследований
Для решения задач, выдвинутых в начале исследования были использованы следующие методы исследования: оценка физического состояния подростков. Использовались следующие антропометрические измерения:
.2. Вес. Используются напольные весы. Во время взвешивания ребенок должен встать на середину площадки весов. Взвешивание детей необходимо проводить натощак или не ранее 1,5-2 часов после приема пищи.
.3 Жир. Для измерения содержания жира в организме традиционно применяются калиперы - специальные раздвижные линейки, позволяющие измерять толщину кожно-жировой складки. Они с определенным давлением сжимают кожно-жировой слой, уравнивая давление на ткани, и позволяют измерять их толщину с точностью до 1 мм. Для оценки жироотложения необходимо измерить толщину кожно-жировых складок по крайней мере в трех точках: на животе - горизонтальная складка в области пупка, отступя 3-5 см от средней линии; на спине - вертикальная складка под лопаткой; на плече - вертикальная складка по задней поверхности плеча в положении «вольно, руки свободно вдоль тела». Затем вычисляют среднее из этих промеров, сложив их и разделив сумму на 3. После этой процедуры дальнейшие расчеты ведутся по нормограмме. Результат нужно отложить на ее горизонтальной оси. Из этой точки следует провести перпендикуляр вверх до пересечения с линией, соответствующей возрасту испытуемого, а из точки пересечения провести линию, параллельную горизонтальной оси, до вертикальной оси. Точка пересечения с вертикальной осью даст искомый результат - % жира в теле.
.4 Вода. Измерялась электронными весами.
2.2 Организация исследований
Исследование анатомо-физиологических показателей проводилось на базе специализированной школы - интерната для детей с нарушениями осанки в период с 10 по 12 февраля 2010 года. Было обследовано два класса: 8 «А» и 8 «Б».
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Показатели, полученные в результате обследования учащихся 8 «А» класса (1 группа)
№Фамилия, имяДата рожд.Рост стояМасса телаЖир %Вода %1.Беленький Кирилл19.03.9617854,68,168,82.Синюта Николай10.10.95152,5519,467,53.Нестерович Константин25.09.96173,86213,964,44.Зыкова Ирина28.09.951624944,262,85.Янушевич Анна15.06.961716230586.Комса Екатерина12.08.95166,56429,752,67.Пятница Марина22.10.95162,24917,964,28.Щербакова Анастасия15.09.95163,24219,460,19.Романюк Федор15.09.9517473,516,462,310.Ячник Ирина17.05.9516247,820,639,411.Дроно Анастасия22.09.961574921,558,7
Средний рост в данной группе исследуемых - 165,6 см.
Средний вес- 54,9 кг.
Среднее содержание жира - 21 %.
Среднее содержание воды - 59,8 %.
Таблица 2 - Показатели, полученные в результате обследования учащихся 8 «Б» класса (2 группа)
№Фамилия, имяДата рожд.Рост стояМасса телаЖирВода1.Трибух Юлия17.09.9516869,827,5542.Власова Кристина28.08.9616337,615,563,23.Шикабаря Екатерина29.05.9616250,422,857,84.Гуцко Марина22.04.9616544,719,660,25.Шурена Екатерина13.05.9615945,519,760,16.Юхник Ксения14.06.961655024,656,47.Железнова Наталья31.07.9616143,517,751,38.Бубен Яна11.12.9516443,561,317,79.Савчук Анна04.06.961654720,359,610.Стась Юлия09.11.9516845,06118,511.Лукьянович Катя21.09.9516447,518,360,712.Габрильчук Наталья11.12.9516748,018,560
Средний рост в данной группе исследуемых - 151,5 см.
Средний вес- 47,7 кг.
Среднее содержание жира - 28,7 %.
Среднее содержание воды - 51,6 %.
Средние результаты обследования обоих групп отражены в таблице 3.
Таблица 3 - Средние показатели в исследуемых группах
Группа испытуемыхСредние показателиРоста, смВеса, кгЖира,%Воды,%1165,654,92159,82151,547,728,751,6
Таким образом, мы видим, что в первой группе средние показатели роста выше на 14, 1 см.
Средние показатели веса в первой группе выше на 7,2 кг.
Средние показатели содержания жира в первой группе меньше на 7,7%.
Средние показатели содержания воды в первой группе больше на 8,1%.
Для детей данной возрастной категории установлены следующие нормы соотношения массы тела и роста (источник «Домашняя медицинская энциклопедия» под общей редакцией В.И. Бородулина. - Изд. «Клуб семейного досуга», Харьков, 2009 г. - 510 с.), представленные в приложении.
Рассмотрим полученные данные с точки зрения соотношения с возрастной нормой. В таблицах 4 и 5 представлена картина соотношения выявленных показателей веса и роста детей с возрастной нормой.
Таким образом, мы видим, что в первой группе рост стоя у 64 % детей соответствует возрастной норме, 27% детей имеют рост выше н6ормы, 9%- ниже нормы.
Во второй группе рост соответствует норме в 83% случаев, 17 % имеют рост выше нормы.
В первой группе соответствует нормам по весу 36% испытуемых, вес выше нормы - у 45% детей, ниже нормы - у 19% детей.
Во второй группе вес соответствует норме в 33% случаев, выше нормы - в 8 % случаях, ниже нормы - в 59% случаев.
Таблица 4 - Показатели соответствия норме детей 1-ой группы (8 «А» класс)
№Фамилия, имяДата рожд.Рост стояМасса тела1.Беленький Кирилл19.03.96> NN2.Синюта Николай10.10.95< NN3.Нестерович Константин25.09.96>N>N4.Зыкова Ирина28.09.95N<N5.Янушевич Анна15.06.96>N>N6.Комса Екатерина12.08.95N>N7.Пятница Марина22.10.95N>N8.Щербакова Анастасия15.09.95N<N9.Романюк Федор15.09.95N>N10.Ячник Ирина17.05.95NN11.Дроно Анастасия22.09.96NN
Условные обозначения:
N - показатель соответствует возрастной норме,
>N - показатель выше нормы,
<N - показатель ниже нормы.
Таблица 5 - Показатели соответствия норме детей 2-ой группы (8 «Б» класс)
№Фамилия, имяДата рожд.Рост стояМасса тела1.Трибух Юлия17.09.95>N>N2.Власова Кристина28.08.96N<N3.Шикабаря Екатерина29.05.96NN4.Гуцко Марина22.04.96N<N5.Шурена Екатерина13.05.96N<N6.Юхник Ксения14.06.96NN7.Железнова Наталья31.07.96N<N8.Бубен Яна11.12.95N<N9.Савчук Анна04.06.96N<N10.Стась Юлия09.11.95>N<N11.Лукьянович Катя21.09.95NN12.Габрильчук Наталья11.12.95NN
Таким образом, в первой группе детей, чьи показатели полностью соответствуют норме - 18 %, больше нормы- 18 %, у остальных 64% детей показатели смешанные.
Во второй группе показатели полностью соответствуют норме у 33% детей, выше нормы у 8% детей. У остальных 59% показатели смешанные, причем следует отметить, что в данной группе у 8 % детей наблюдается соотношение «рост выше нормы - вес ниже нормы», не отмеченное ни у одного испытуемого в первой группе.
Если сравнить полученные показатели, то можно отметить, что во второй группе соответствие норме выражено более на 15%. Показатели выше нормы выражены в первой группе больше на 10%.
ВЫВОДЫ
1.В исследованных группах средние физиологические показатели различны.
.В обоих группах представлены дети, показатели которых соответствуют возрастным нормам, так и те, показатели которых отличаются дисгармоничным развитием.
.Средние показатели роста и веса, содержания жира и воды в организме в исследуемых группах различны.
4.Средние показатели содержания жира в первой группе меньше на 7,7 %.
.Средние показатели содержания воды в первой группе больше на 8,1 %.
6.Показатели среднего роста в первой группе выше на 14, 1 см., среднего веса - на 7, 2 кг.
.Во второй группе было выделено большее количество детей, показатели которых соответствуют возрастным нормам (33%).
.Количество детей, показатели которых находятся выше нормы в первой группе выше, чем во второй на 10%.
.У большинства детей исследуемых групп показатели смешанные (64% в первой группе, 59% во второй).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М.Аронов.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 243 с.
.Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи : учеб. пособие / М. М. Бака. - М.: Советский спорт, 2004. - 280 с.
.Балмашев В. С. Коррекция в силовой подготовке школьников: учеб. пособие / В. С. Балмашев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 70 с.
.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 73 с.
.Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 69 с.
.Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 264 с.
.Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
.Короткова Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 100 с.
. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие / В. Н. Курысь. - М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.
.Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.
. Кунер, К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Кунер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 235 с.
.Левит К., Захсе Й., Янда Е. Мануальная медицина: Пер. с нем. / К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. - М.: Медицина. - 1993. - 345 с.
.Общее физкультурное образование: т. 1: школьное физкультурное образование: учебник / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер [и др.]. - Омск: Изд-во СибГАФК, 1998. - 266 с.
.Орешкин, Ю.А. К здоровью через физкультуру./ Ю.А. Орешкин. - М.: Физкультура и спорт. 1990. - 231 с.
.Потапова, Н. А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры [Текст] : програм.-метод. комплекс / [Н. А. Потапова, Л. М. Кротова, Р. Р. Гатиатулин]. - М. : НЦ ЭНАС, 2006. - 216 с. : ил. - (Коррекционная школа). - Библиогр.: с. 213-214.
.Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей./ М.Я. Студеникин. - М.: Медицина, 1983. - 261 с.
.Стародубцева И. В. Познавательные процессы: от теории к практике физического воспитания: учеб. пособие / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 112 с.
.Слугин, В. И. Вопросы теории и практики фронтальных деформаций [Текст] / В. И. Слугин // Лечебная физическая культура и массаж. - 2005. - N1. - С. 14-21
.Семенов, А. М. Медико-биологическое обоснование применения средств оздоровительной физической культуры при профилактике функциональных нарушений осанки и сколиоза у детей 7-9 лет, проживающих в экологически неблагоприятных условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.51 / Семенов Алексей Михайлович ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2005. - 23 с. - Библиогр.: с. 23.
. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
.Сулейманов И. И. Общее физкультурное образование: т.: 2: физкультурное образование в системе профессионального образования: учебник / И. И. Сулейманов, О. А. Аюшева, Н. А. Коротаева. - Тюмень: Вектор Бук, 2000. - 128 с.
.Теория и методика физической культуры: учебник / ред. Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
.Туманян Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие / Г. С. Туманян. - М.: Академия, 2006. - 512 с.
.Холодов Ж. К. , Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Академия, 2007. - 480 с.
.Хромин Н.П., Хромина С. И. // Валеология: научно-практический журнал. - 2007. - N2. - С. 31-37 .
.Шарманова С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / С. Б. Шарманова. - М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
.Физические упражнения в воспитании и медицине. Сколиозы и их лечение [Текст] / Р. Т. Мак-Кензи // Лечебная физкультура и массаж : научно-практический журнал. - 2007. - N8. - С. 39-50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 6 - Соотношение массы тела и веса в зависимости от возраста
Возраст, годыМасса, кгДлина, сммальчикидевочкимальчикидевочки1339-5343- 54149-165151-1631445-5746-56155-170154- 16715- 1650-6350-59159- 180156-167